Дтп европротокол проверить полис осаго. Жульническое приложение «ДТП

«Европротокол» (Европейский протокол) – это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения и оперативно покинуть место ДТП, не создавая заторов на дороге. Такая практика широко применяется во многих странах мира, она ежегодно экономит водителям тысячи часов. С марта 2009 года упрощенная процедура оформления ДТП была введена в России. «Европротокол» действует во всех регионах России. По данным за 2017 год им воспользовались 33% водителей.

С 1 июня 2018 года вступили в силу поправки в Закон об ОСАГО (в статью 11.1), вносящие существенные изменения в условия применения упрощенной процедуры и порядок оформления ДТП.

До внесения этих изменений данной процедурой можно было воспользоваться только при условии, что ДТП произошло в результате столкновения двух автомобилей, не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров и не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, ответственность каждого из водителей на момент ДТП была застрахована по договору ОСАГО, заключенному в отношении именно того ТС, при использовании которого произошло ДТП, и у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств ДТП, а также характера и перечня видимых повреждений автомобилей. С 1 июня 2018 года «Европротоколом» можно воспользоваться и при наличии таких разногласий, если участниками ДТП соблюдены требования закона о фиксировании и передаче данных об этом ДТП в АИС ОСАГО.

Закон об ОСАГО требует, что в том случае, если у участников есть разногласия в отношении события, то оформление «Европотокола» обязательно должно сопровождаться фиксированием участниками происшествия данных о ДТП с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО.

При условии выполнения требований закона о фиксации и передаче в АИС ОСАГО данных о ДТП имеющие разногласия водители могут воспользоваться упрощенной процедурой оформления документов для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей (максимальный лимит страхового возмещения, установленный с 1 июня 2018 года).

08.08.2018

Российский союз автостраховщиков (РСА) создаст новое многофункциональное мобильное приложение для автовладельцев. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс.

По его словам, ЦБ утвердил параметры мобильных приложений, благодаря чему, как сам союз, так и страховые компании могут создать усовершенствованные мобильные приложения, которые помогут автомобилистам в ускорении и упрощения оформления аварий, а также будут максимально удобны в использовании.

Он перечислил основные отличия функционала мобильного приложения (МП), предусмотренного Требования к программному обеспечению (утверждены Президиумом РСА 17.07.2018, согласованы Банком России 01.08.2018), от того функционала, который пока реализован в действующей версии МП "ДТП. Европротокол":

- авторизация и регистрация пользователя МП производится с помощью его учетной записи на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ). Таким образом, обеспечивается исполнение требования закона об ОСАГО об интеграции МП с государственной системе ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме), обеспечивается более надежная защита от несанкционированного доступа к данным этого пользователя, а также предоставляется возможность оперативно использовать данные этого пользователя, ранее введенные им в ЕСИА;

- возможность ввода данных по полису ОСАГО в личный кабинет пользователя путем сканирования QR-кода. Это удобно, экономит время пользователя, гарантирует от ошибок ручного ввода;

- возможность хранения данных по нескольким полисам в личном кабинете. Это удобно для пользователей, поскольку один водитель, как правило, вписан в несколько полисов (например, если в семье несколько автомобилей);

- возможность проверки пользователем данных полиса второго участника ДТП. Если данные по полису, пришедшие из АИС ОСАГО в ответ на запрос по этому полису, будут отличаться от тех данных, которые указаны в полисе, предъявленном на месте ДТП, то это может указывать на то, что этот полис - поддельный, и оформление ДТП в рамках процедуры "европротокола" невозможно;

- пользователь вводит данные о поврежденных деталях и фотографирует их не только на своем автомобиле, но и на автомобиле другого участника ДТП. Это обеспечивает получение страховщиком данных о повреждениях обоих автомобилей даже в том случае, если у одного из участников ДТП нет смартфона для установки МП или оно у него не работает по каким-то причинам;

- дополнен перечень поврежденных деталей, из которого пользователь выбирает поврежденные для их фотографирования. Это более удобно;

- опционально предусмотрена возможность фиксации треков автомобиля. Это важно для страховщиков с целью противодействия мошенничеству, для отказов в возмещении в случае инсценированных ДТП. К сожалению, в настоящее время отсутствует приемлемое программно-техническое решение (модуль фиксации треков), которые обеспечивало бы и достаточную точность фиксации трека и не вызывало бы слишком большой расход аккумулятора смартфона. Мы надеемся, что такое решение появится в ближайшее время, и оно может быть встроено в мобильное приложение.

С 1 июня 2018 года закон об ОСАГО предусматривает использование страховщиком при урегулировании убытка данных о ДТП, которые зафиксированы с использованием программного обеспечения, соответствующего определенным требованиям. Фактически, речь идет о мобильном приложении, которое каждый водитель, у кого есть смартфон, может себе установить и зафиксировать все эти данные. В этом МП есть три главные функции – проверка действительности полиса ОСАГО, фотографирование автомобилей и их повреждений с фиксацией координат места фотографирования, передача фотографий и иной информации в АИС ОСАГО. Далее информация поступит в ту страховую компанию, куда потерпевший обратится за возмещением, для этого страховщик направит запрос в АИС ОСАГО.

«Задолго до вступления в силу нововведений в закон в части «европротокола» РСА выпустил свое мобильное приложение с именно таким функционалом, оно называется «ДТП. Европротокол», мы доработали его под современные смартфоны, оно работает, фотографии с места ДТП загружаются в нашу АИС, запросы на проверку полисов автоматически обрабатываются нашей системой», - рассказал президент РСА.

Страховщики уже активно работают с данными, которые зафиксированы с помощью имеющегося мобильного приложения «ДТП.Европротокол».

РСА рекомендует заранее его скачать (из AppStore или GooglePlay), установить на свой мобильный телефон и выполнить первичную регистрацию – придумать и ввести свой логин, пароль, получить код подтверждения, ввести данные по своему полису ОСАГО и автомобилю, получить подтверждение данных из АИС ОСАГО. Поскольку это занимает некоторое время, то это, лучше сделать заблаговременно, чтобы на месте ДТП, в состоянии стресса, не тратить свое время на эту процедуру регистрации. Если произошло ДТП, и его обстоятельства соответствуют требованиям европротокола (об этом – ниже), то надо включать это мобильное приложение, авторизовываться – при этом система попросит вас подтвердить актуальные данные по полису ОСАГО – и приступать к фиксации данных о ДТП: выбираете поврежденные детали из списка и далее следуете подсказкам мобильного приложения о фотографировании этих деталей крупным или общим планом, о фотографировании общей картины в ДТП в разных ракурсах и т.п. Когда все готово, нажимаете кнопку «Отправить» и ждете получения подтверждения о поступлении данных в АИС ОСАГО и присвоенного системой номера события. Если отправки не произошло из-за отсутствия интернета, то приложение выполнит такую отправку автоматически, когда появится связь, отметил И.Юргенс.

Он подчеркнул, что использование мобильного приложения для фиксации и отправки данных нужно далеко не всегда. Например, если обстоятельства ДТП не соответствуют требованиям закона в части европротокола, скажем, повреждено 3 автомобиля. Или автомобилей все-таки 2, но второй участник ДТП не идет на контакт, не готов подписывать извещение о ДТП, пусть и с разногласиями – тогда ни о каком европротоколе не может идти и речи. Но вот если второй участник готов оформить ДТП без участия полиции, хотя и не согласен с тем, что вы готовы написать в извещении о ДТП, то здесь важно (1) оформить, подписать извещение о ДТП, пометив факт наличия разногласий и (2) выполнить фотографирование с помощью мобильного приложения, передать данные. В этом случае – извещение о ДТП оформлено с указанием в нем разногласий и фотографирование выполнено, данные отправлены – страховщик может выплатить возмещение в размере до 100 тыс.руб. Если же в извещении указано о наличии согласия водителей, извещение подписано, то и без фотографирования лимит выплаты составит те же 100 тыс.руб., а с фотографированием – уже 400 тыс. руб. для ДТП, произошедших в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях (это часто называют «безлимитным европротоколом»).

И.Юргенс обратил внимание на то что процедура европротокола накладывает на водителя определенные обязанности. Надо и контакт со вторым участником найти, и подумать, как правильно обстоятельства ДТП в извещение внести, и возможную стоимость ремонта прикинуть с учетом лимита выплаты – это все сложновато для водителей со стажем, которые всегда привыкли полагаться на документы о ДТП, оформленные сотрудниками ГАИ. Однако и преимущества у этой процедуры есть, главная из которых, - это существенная экономия времени для оформления ДТП. Поэтому доля ДТП, оформляемых по «европротоколу» , растет, и по итогам прошедших месяцев 2018 года доля «европротокола» по страховым случаям, заявленным в рамках прямого возмещения убытков, достигла 39% (в среднем по России).

«Что касается применения каких-то иных способов фиксации картины ДТП, то закон об ОСАГО ни про какие видеорегистраторы не пишет – все только с применением программного обеспечения, соответствующего установленным требованиям, т.е. с помощью мобильного приложения. Конечно, если имеется возможность, то при заявлении страхового случая страховщику можно показать копию изображений с видеорегистратора, но они не заменяют изображений и данных, зафиксированных мобильным приложением. Почему? Да хотя бы потому, что все данные в мобильном приложении защищены, и никто не сможет их подделать, чтобы получить день за ДТП, которого не было. А вот свободно копируемые картинки от мошенников не защищены, и страховщики хотят уменьшить риск выплаты по поддельным данным», - пояснил И.Юргенс.

Первое, что необходимо знать о новом приложении "ДТП.Европротокол", разработанном РСА – это то, что оно пока ещё достаточно "сырое" – имеет немало недоработок и иногда выдаёт ошибки (по опыту редакции), его разрабатывали спешно, но, тем не менее, интерфейс достаточно понятный и удобный. А ещё на 08 Июля 2019 года оно практически ненужное (ниже объясняем, почему). В статье мы расскажем обо всех преимуществах и недостатках приложения для оформления европротокола и приведём инструкцию по работе с ним в случае ДТП.

Что за приложение ДТП.Европротокол?

Это программа, представленная на сегодняшний день Российским союзом автостраховщиков, для упрощённого оформления ДТП по страхованию ОСАГО (для Каско оно не работает):

  • для водителя её плюс в том, что в теории можно сделать всё гораздо проще, без лишней писанины и упорядоченно,
  • для страховщиков преимущество заключается в достоверности информации – все фото передаются в контексте текущей геолокации и достоверной даты, которые не могут быть изменены водителем.

На сегодня программа доступно на 2 платформы телефонов:

Перейдя по ссылкам, Вы обнаружите, что средний рейтинг по отзывам автолюбителей у этого приложения – твёрдая двоечка (по состоянию на дату написания статьи). И это неспроста. Фактически, на сегодня оно бесполезное, потому что:

  • Вам всё равно придётся заполнить извещение о ДТП,
  • Вы всё равно обязаны предоставить копию извещения в страховую компанию,
  • Вы также не имеете права приступать к ремонту авто в течение 15 дней после аварии.

В целом, приложение ДТП.Европротокол – это просто дополнение к стандартному порядку оформления ДТП – помимо всё тех же обязанностей, Вы можете воспользоваться программой для уведомления своего страховщика по ОСАГО о случившемся страховом случае. Но тех самых прочих обязанностей с Вас оно не снимает, и Вас ждут те же процедуры: заполнение извещения, фотографирование обстоятельств и машин, уведомление страховщика виновником ДТП.

Обязан ли я пользоваться приложением?

Нет. Такой обязанности нет ни у одной категории водителей, согласно действующему Федеральному закону "Об ОСАГО". Но есть категория автолюбителей, для которых предусмотрен повышенный лимит возмещения по европротоколу – 400 000 рублей вместо стандартных 100 000 рублей . К этой категории относятся жители 4 локаций России:

  • жители Москвы,
  • Московской области,
  • Санкт-Петербурга,
  • Ленинградской области.

И именно для них ФЗ предписывает обязательно два варианта оформления аварии без участия сотрудников ГИБДД:

  • либо через описываемое нами мобильное приложение ДТП.Европротокол,
  • либо если автомобиль оборудован системой ГЛОНАСС, которая также способна передавать геолокацию в базу РСА.

Зачем оно нужно?

Хороший вопрос, учитывая то, что мы пишем о его бесполезности на текущий момент! Дело в том, что с 1 октября 2019 года оно станет обязательным для всех категорий водителей, а лимиты по европротоколу будут также для всех уже не 100 тысяч, а все 400. Это устанавливает ФЗ №223, вносящий соответствующие изменения в ФЗ "Об ОСАГО".

Очевидно, по крайней мере, остаётся надеяться, что приложение к этому времени станет нести бóльшую пользу.

Официальный порядок оформления ДТП – инструкция

Как мы уже писали выше, ДТП.Европротокол – достаточно удобное и понятное приложение, хотя и с немалым количеством ошибок и недоразумений. Так, если у Вас более одного автомобиля, то добавить оба в одно приложение не получится – придётся заводить 2 учётные записи и каждый раз перелогиниваться.

Итак, как официально оформить ДТП по европротоколу через приложение "ДТП.Европротокол"?

1. Прежде всего, Вам нужен смартфон на iOS или Andriod, на который необходимо установить приложение по одной из ссылок выше.

2. Далее откройте приложение, где Вам будет представлен начальный экран с выбором двух услуг: Европротокола или проверки полиса ОСАГО . Выбирайте пункт "ДТП.Европротокол".

3. Теперь Вам нужно зарегистрировать в приложении, для чего нужно будет ввести следующие данные:

  • придуманный Вами логин и пароль, а также подтвердить пароль,
  • данные транспортного средства: госномер, VIN, номера кузова и шасси,
  • серию и номер полиса ОСАГО,
  • способ подтверждения Вашей личности и заполненных данных: по Email или по телефону,
  • а также согласиться с пользовательским соглашением.

4. На этом регистрация автомобиля закончена. Как мы уже упоминали выше, если у Вас 2 и более автомобилей, то под каждый придётся заводить новые логин и пароль.

Нижеследующие пункты Вам понадобятся уже непосредственно для оформления ДТП с помощью приложения.

5. Теперь Вам нужно стандартно заполнить извещение о ДТП – бланки выдают при покупке полиса ОСАГО. Заполняются 2 бланка обоими участниками, каждый столбец, где вводятся данные автомобилей и участников аварии, заполняются отдельно – то есть Вы заполнили свой бланк, не заполняя столбец с данными водителя Б, второй водитель аналогично, далее Вы меняетесь частично заполненными европротоколами и заполняете пустые поля как второй участник ДТП.

6. Теперь заходим в приложение. Для регистрации ДТП Вам нужно будет выбрать соответствующий пункт в меню, появившемся после создания учётной записи под Ваш полис ОСАГО.

Для оформления Вам нужно будет последовательно выполнить 4 простых шага:

  1. ввести данные полиса второго участника для проверки выполнения условий возможности оформления аварии по европротоколу,
  2. сфотографировать по подсказкам приложения заполненный европротокол, обстоятельства ДТП и повреждённые машины,
  3. нажать кнопку для определения координат места страхового случая,
  4. и ввести дополнительные данные, необходимые для завершения оформления.

Как видите, всё достаточно просто! Но есть существенное "но" – помимо самого приложения, Вам придётся пройти все те же стандартные процедуры, предусмотренные законом. Приложение их не заменяет, а только дополняет. Именно поэтому мы и писали о его ненужности на сегодняшний день.

7. Теперь ещё раз сфотографируйте обстоятельства ДТП и повреждения уже для себя – после загрузки сфотографированных для приложения медиаданных доступа к ним у Вас, увы, не будет.

8. Виновнику аварии обязательно в течение 5 дней нужно отправить свой бланк заполненного извещения в свою страховую компанию и заполучить доказательства вручения (отметку о принятии или отправить в течение этого же срока почтой заказным письмом). Также виновнику запрещается приступать к ремонту авто до осмотра страховой в течение 15 дней.

Это важно! При невыполнении одного из условий выше Вас может ждать регресс от страховой .

На этом инструкция по оформлению аварии с помощью приложения ДТП.Европротокол завершена. Как видите, программа достаточно удобная и интуитивно понятная.

Российский союз автостраховщиков (РСА) разрабатывает совместно с IT-компанией "Ланит" обновленное мобильное приложение в помощь автомобилистам при оформлении ДТП в рамках европротокола, запуск его в полномасштабную эксплуатацию состоится с 1 июля, сообщил "Интерфаксу" президент РСА Игорь Юргенс. До этого времени пройдут тестовые испытания нового разработанного мобильного приложения.

"Приложение скачивается владельцами гаджетов в интернете бесплатно. Оно позволяет страховщикам установить факт, время и место ДТП, водитель направляет данные об этом непосредственно в страховую компанию с места происшествия. Такие некорректируемые данные обеспечат выплату по договору ОСАГО в рамках правил европротокола, то есть там, где нет пострадавших и значительного имущественного ущерба. Правда, по закону одновременно участники ДТП должны оформить заявление о дорожном происшествии и поставить свои подписи на бумаге. Даже при несогласии сторон страховщик с 1 июня сможет произвести выплату по ОСАГО в рамках европротокола. Бланк европротокола дополнен специальным разделом, в котором участники отражают свои позиции относительно обстоятельств ДТП, согласия или несогласия. С этой даты по закону лимит выплат в рамках европротокола увеличивается вдвое - c 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей во всех регионах страны по закону об ОСАГО", - сказал глава РСА.

И.Юргенс напомнил, что согласно закону, европротокол, особенно там, где речь идет о выплатах в пределах полного имущественного лимита в 400 тыс. рублей, "должен быть дополнен возможностями регистрации данных ДТП системой ГЛОНАСС. Однако пока специальное оборудование устанавливается только на новых автомобилях. Их доля - менее 1% в российском автопарке. Автостраховщикам приходится самим решать, было мошенничество или нет". И.Юргенс добавил, что приложение РСА пока отвечает минимальным требованиям к сервису, Банк России должен утвердить требования к мобильному приложению по урегулированию убытка в рамках европротокола. Более того, ЦБ самостоятельно разрабатывает углубленную версию аналогичного приложения.

Зампред Банка России Владимир Чистюхин подтвердил "Интерфаксу" в среду, что ЦБ РФ как регулятор утверждает принципы работы мобильного приложения по европротоколу, разрабатываемого РСА. При этом он не назвал сроки, в которые может быть завершена подготовка альтернативного мобильного приложения ЦБ.

Как пояснил "Интерфаксу" исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, "проект ЦБ ориентирован на высокие технологии". "Если замысел удастся воплотить в жизнь, на месте ДТП водители смогут вносить данные в мобильное приложение по европротоколу и заверять информацию своей цифровой подписью, они обойдутся вообще без бумажной формы извещения", - сказал он.

Вместе с тем у ряда экспертов есть вопросы по поводу реализации столь сложного замысла в принципе. В любом случае, при оптимистичном прогнозе по срокам завершения работы по проекту ЦБ, приложение регулятора может появиться к концу года, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке.

Между тем РСА подготовил требования к мобильному приложению по европротоколу, как это предписано законом. "Мы направили эти требования на утверждение в Банк России месяц назад и пока не получили ответа от регулятора", - сказал исполнительный директор РСА.

Е.Уфимцев сообщил также, что "РСА продолжит развивать свой мобильный сервис по европротоколу, его возможности расширятся. На следующем этапе, приложение, в частности, научится отражать данные о треке движения автомобиля и о его ускорении, что важно для анализа обстоятельств ДТП страховщиком".

Он сказал, что для водителей также остается возможность установки на свой автомобиль специального оборудования системы "ГЛОНАСС", которое фиксирует параметры поездки. Но такое оборудование понадобится приобретать владельцам не новых автомобилей за свой счет.

ГЛОНАСС НЕ У НАС

Исполнительный директор РСА подчеркнул: "Надо понимать, что в итоге на рынке не будет применяться одно приложение. Некоторые страховщики ОСАГО разрабатывают свои приложения для клиентов, такие приложения для удобства водителей могут встраиваться в личные кабинеты клиентов как дополнительный сервис, вся информация по разным страховым полисам, таким образом, концентрируется в одном месте, это удобно."

Между тем в пресс-службе компании "АльфаСтрахование" "Интерфаксу" сообщили, что "мобильное приложение для урегулирования убытков по европротоколу разработано специалистами компании и давно работает. Опытом применения технологии страховая компания готова делиться, его можно было бы учесть при доработке требований к единому для всего рынка мобильному приложению РСА".

Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов привел в пример опыт Германии. "Там водители могут за 10 евро приобрести приспособление, которое вставляется в прикуриватель в салоне автомобиля. Оно фиксирует все параметры поездки, затем стирает их, оставляя только последние 3 минуты маршрута перед столкновением. Сигнал о столкновении передается автоматически оператору, он связывается с водителем, выясняя, может ли тот говорить, нужна ли скорая или иная помощь. Одновременно данные о ДТП в автоматическом режиме передаются страховщику, у последнего нет никаких сомнений в параметрах страхового события", - сказал он.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия") считает неоправданным установление лимитов по выплатам ОСАГО в рамках европротокола, так как это психологически удерживает автомобилистов от того, чтобы самостоятельно оформлять европротокол. Депутат предлагает повсеместно повысить лимиты выплат по европротоколу до максимума в ОСАГО по имущественному вреду - 400 тыс. рублей. На эту тему было распространено заявление для СМИ в среду. Страховщики возражают: пока нет надежных приложений, гарантирующих некорректируемую информацию о ДТП, это опасно, одолеют мошенники, фальсифицирующие само ДТП. Кроме того, средняя выплата по европротоколу в настоящее время составляет 75-77 тыс. рублей и вполне укладывается в новый общероссийский лимит по европротоколу - 100 тыс. рублей.

В распространенном заявлении депутат указывает на то, что оборудование автомобиля специальными системами на основе "ГЛОНАСС" потребует от его владельца дополнительных расходов. "Что значит оборудовать автомобиль системой "ГЛОНАСС"? Это дополнительные расходы для автовладельца - порядка 20-30 тыс. рублей без установки прибора", - подчеркнул В.Лысаков.

Появление доработанных мобильных приложений - будь то разработка РСА, ЦБ или конкретных страховщиков - должна снять настороженность страховщиков ОСАГО при работе по европротоколу, обеспечить достойный бесплатный сервис российским водителям и серьезно упростить их жизнь, перекрыть возможности обогащаться мошенникам, считает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова.

"Обращает на себя внимание тот факт, что над этим проектом для российских водителей работает весь рынок и отдельные компании, в него вовлечен технологически даже регулятор. Эти инвестиции невозвратные, но они добавят стабильности сектору ОСАГО, который переживает кризис убыточности из-за атак мошенников, помогут его преодолеть. Появление мобильных приложений, обеспечивающих некорректируемую информацию, запустит также неработающие пока нормы закона об ОСАГО о выплатах в рамках полного лимита по европротоколу в Москве и Санкт-Петербурге и на территории двух столичных областей. Там выплаты могут достигать 400 тыс. рублей по ДТП без вызова полиции при условии предоставления клиентом страховой компании некорректируемой информации системы "ГЛОНАСС", - отметила аналитик.

С 1 июня вступают в силу поправки об увеличении общероссийского лимита выплат в ОСАГО по европротоколу вдвое - до 100 тыс. рублей и праве воспользоваться европротоколом даже при наличии разногласий двух участников ДТП.



 

Возможно, будет полезно почитать: