Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. А

Финансовое право в юриспруденции рассматривается в трех аспектах: 1) как отрасль права и представляет собой совокупность действующих правовых норм, регулирующих финансовые отношения ; 2) как юридическая наука, изучающая финановое право в динамике, в историческом развитии, во взаимосвязи с остальными отраслями права, содержащая критику действующих правовых норм и предложения по их совершенствованию, особый взгляд исследователя на отрасль; 3) как учебная дисциплина, представляющая собой симбиоз первых двух аспектов, содержание которой определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к тем или иным специальностям и учебными целями. При этом юридическая наука и учебная дисциплина являются исходными от финансового права как отрасли науки.

Понятие «финансы» происходит от латинского finare, означающего окончание урегулирования спора (обычно денежного»). Во французском праве XVIII в., в большей степени представляющего из себя рецепированное римское право, слово finances (производное от finer "оплачивать"), буквально означает «то, чем оплачивают, деньги».

В современной экономической и юридической литературе понятие финансы рассматривается в следующих двух аспектах:

Первый аспект, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе аккумулирования (формирования), распределения и использования денежных средств, необходимых государству для выполнения своих публичных функций;

Второй аспект, как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных (собранных) государством для осуществления своих задач.

Возникновение финансов, создание финансовой системы вызвано потребностями государства в учете доходов и расходов в денежной форме. Но само понятие финансы подразумевает не сами денежные средства, а отношения между людьми и государственными органами по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств . При это следует иметь в виду, что финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения. Но из этого не вытекает обратное, не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие имущественный оборот свободных и распроправных собственников регулируются гражданским правом.

Сущность финансов состоит в формировании денежных фондов публично-правовых образований (государства и муниципальных образований) и использования денежных фондов в публичных интересах

Функции финансов – инструмент распределения валового общественного продукта и национального дохода, средство контроля за производством и распределением материальных благ, средство стимулирования развития государства (той или иной территории, сферы экономики). Обобщенно можно констатировать распределительную, контрольную и стимулирующую функции.

Многочисленные финансовые отношени могут быть систематизированы в зависимости от их привязки к денежным фондам, структурировать в различные финансовые институты с последующим объединением в финансовую систему Российской Федерации.

Финансовая система государства – совокупность финансовых институтов в их взаимосвязи, система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств публично-правовых образований, а также предприятий, учреждений, отраслей экономики России.

В финансовую систему России входят следующие звенья:

1) бюджетная система , включащая федеральный бюджет, субфедеральные бюджеты и местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ);

3) обязательное государственное страхование (имущественное и личное, ответственности);

4) кредит (государственный, муниципальный, банковский);

5) финансы предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, отраслей экономики России .

Первые четыре звена представляют из себя централизованные денежные фонды, в отношении которых публичная власть является как регулятором, так и распорядителем. В отношении финансов пятого звена, составляющих децентрализованные денежные фонды, публичная власть выступает как регулятор правовых норм в данной, в отношении финансовых средств государственных и муниципальных предприятий и учреждений и как распорядитель, в отношении финансовых средств предприятий, организаций и учреждений остальных форм собственности возможно применение только экономических форм взаимодействия.

Во всех пяти звеньях финансовой системы осуществляется финансовая деятельность государственных и муниципальных органов, регулируемых в числе прочих и финансово-правовыми нормами.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований вызвана необходимостью денежных средств для функционирования данных публично-правовых образований и представляет из себя часть мезанизма социального управления, разновидность государственной (муниципальной) деятельности.

Финансовая деятельность государства это осуществляемая в правовых рамках деятельность публично-правовых образований по созданию эффективного механизма финансово-правового регулирования в целях постоянного планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов публичного значения для решения общих задач территории.

Финансовая деятельность муниципальных образований – это осуществляемая в правовых рамках муниципальным образованим в лице компетентных органов деятельность по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов в целях осуществления публичных задач местного уровня, а также делегированных полномочий.

К финансовой деятельности как к форме юридической деятельности причастны все ветви власти, все органы государства. Отличительные признаки финансовой деятельности:

Обязательное участие в качестве одной стороны публично-правового образования в лице их компетентных органов;

Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, называемых в финансовом праве финансово-плановыми актами;

Значение результатов финансовой деятельности для всего общества в целом;

Осуществление в строго определенных процедурных рамках (бюджетных, налоговых и т.п.).

Из классификаций государственных (муниципальных) органов, причастных к финансовой деятельности, основной является деление на органы общей и специальной компетенции.

Органы государственной власти общей компетенции наряду с финансовой деятельностью осуществляют и другие виды деятельности. К ним относятся высшие представительные и исполнительные органы государственной власти (муниципальной власти).

Представительные органы государственной власти (Федеральное собрание РФ, представительные органы субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления) рассматривают и утверждают федеральный, субфедеральные и местные бюджеты, контролируют их исполнение, утверждают отчеты об исполнении бюджетов, принимают законы в соответствии со своими полномочиями в финансовой сфере. В целом их компетенция сводится к правотворческой и контрольной функциям.

Федеральное собрание принимает законы, регулирующие денежные, бюджетные, налоговые, валютные, таможенные, кредитные отношения. В целях контроля за использованием денежных фондов Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания формируют Счетную Палату Российской Федерации. Контрольные функции осуществляются и самим парламентом.

Исполнительные органы государственной власти представлены Президентом РФ и Правительством РФ (на нижестоящих уровнях финансовой системы - главами исполнительной власти и правительствами субъектов РФ, главами органов местного самоуправления и исполнительные органами).

На Президента РФ , возглавлющего исполнительную власть и являющегося главой государства, возложена обязанность обеспечения согласованного функционирования и взаимодействий органов государственной власти. В ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Финансовая политика направлена на реализацию названных направлений.

При подготовке федерального бюджета Президент дает Правительству обязательные к исполнению указания как в отношении бюджета, так и внебюджетных государственных фондов, подписывает и обнародовывает федеральный закон «О бюджете Российской Федерации» и другие законы, в ходе исполнения бюджета издает указы и распоряжения относительно финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики правительства. Президент предлагает Государственной Думе кандидатуру председателя Центральноо банка России, назначает и освобождает своим указом министра финансов. В составе администрации Президента РФ имеется Главное контрольное Управление Президента РФ, выполняющее функции финансового контроля.

Правительство РФ готовит проект бюджета, представляет его на рассмотрение Президента РФ и Федерального собрания, осуществляет общее руководство исполнением утвержденного бюджета, готовит отчет об исполнении бюджета. На Правительство возложены обязанности по исполнению принятых финансовых законов, издание подзаконных нормативных правовых актов в соответствии и во исполнение принятых законов.

В составе аппарата Правительства РФ создан Департамент экономики и финансов Правительства Российской Федерации.

Органы государственной власти специальной компетенции делятся на две подгруппы:

1) осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнение своих основных функций . К ним относятся все органы государственной власти, использующие в своей деятельности бюджетные средства, причастные к формированию бюджета;

2) органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной . Они специальны созданы для осуществления финансовой деятельности и последующего финансового контроля.

Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов Российской Федерации с подведомственными ему Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральныме казначейством, Гохраном России при Министерстве финансов РФ. В отношении указанных служб Министерство осуществляет координацию и контроль их деятельности.

В составе Министерства финансов имеются следующие департаменты, соответствующие основным направлениям его деятельности :

Бюджетной политики и методологии;

Налоговой и таможенно-тарифной политики;

Государственного долга и государственных финансовых активов;

Финансовой политики;

Межбюджетных отношений;

Регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;

Бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации;

Бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;

Долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации;

Организации составления и исполнения федерального бюджета;

Международных финансовых отношений;

Бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Министерства финансов Российской Федерации;

Бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства Министерства финансов Российской Федерации;

Информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" определено, что Министерство Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности , таможенных платежей , формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, организации и проведения лотерей, азартных игр, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй .

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Для реализации своих полномочий Минфину предоставлены следующие полномочия:

1. Принимает следующие нормативные правовые акты, устанавливающие:

- порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации ;

- порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц;

- порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;

- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

- порядок контроля таможенной стоимости товаров совместно с Федеральной таможенной службой;

- порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

- отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

- условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

- федеральные стандарты бухгалтерского учета;

- порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

- квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации;

- квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа муниципального образования

- федеральные стандарты аудиторской деятельности;

- порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских, реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

- порядок продажи или передачи страхового портфеля страховой организации иной страховой организации при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

- по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам нормативные правовые акты в сфере страховой деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, осуществлению функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, устанавливающие;

- квалификационные требования и требования к профессиональному опыту лиц, занимающихся руководящей работой в сфере инвестиционной деятельности, кандидатам на должность единоличного исполнительного органа жилищного накопительного кооператива, в том числе требования к руководителю управляющей организации или управляющему жилищного накопительного кооператива, на должность главного бухгалтера жилищного накопительного кооператива;

- квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- другое.

В ходе своей деятельности Минфин осуществляет:

- составление проекта федерального бюджета;

- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;

- представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

- методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

- методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

- управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;

- ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

- организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

- организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

- анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

- государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

- координацию действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования;

- согласование следующих нормативных правовых актов, принимаемых Федеральной службой по финансовым рынкам;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Из подведомственных министерству финансов федеральных служб значительную роль в выполнении возложенных на министерство финансов функций имеют Федеральное казначейство и Федеральная налоговая служба. От их деятельности зависит эффективное исполнение федерального бюджета и бюджетов нижестоящих уровней. Детально правовое регулирование деятельности упомянутых федеральных служб будет рассмотрено в разделах, освещающих финансовый контроль, бюджетное право и бюджетный процесс, налоговое право.

Ранее подведомственная Минифину Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в 2012 г. переподчинена напрямую Президенту РФ.

К финансовой деятельности государства причастны и органы судебной власти в той части, в которой они осуществляют контроль за взиманием государственной пошлины при обращении с исками в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

Специфическимм субъектоми финансовой деятельности государства являются Центральный банк России (Банк России) и коммерческие банки. Центральный Банк отвечает за устойчивость рубля, производит эмиссию денежных знаков, обслуживает операции по исполнению бюджетов всех уровней, регулирует деятельность коммерческих банков и др.

Коммерческие банки причастны к финансовой деятельности государства в случаях, когда им законодательством переданы властные полномочия в сфере государственных финансов. Например, они наделены подобными полномочиями в части контроля за порядком ведения кассовых операций юридическими лицами, открывшими счета в коммерческих банках.

Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность как через представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: утверждают бюджет, исполняют доходы и расходы бюджета, устанавливают местные налоги и сборы, ставки по ним, выпускают муниципальные ценные бумаги, проводят лотереи и другое.

Граждане причастны к финансовой деятельности в случаях, если сход граждан принимает решение о разовом обложении определенными сборами для решения общих задач территории, на которой они проживают.

Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований .

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в правовой и неправовой формах .

Правовая форма осуществляется через принятие публично-правовыми образованиями, их органами и должностными лицами финансово-правовых актов –властных общеобязательных решений, принятых в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующих вопросы финансовой деятельности. В зависимости от уровня принятия решения подобные акты делятся на акты федерального, субфедерального и муниципального образования.

Существуют следующие классификации финансово-правовых актов:

1) по юридическим свойствам на:

- нормативные, содержащие общебязательные правила поведения (Бюджетный и Налоговый кодексы, федеральные законы, законы субъектов РФ);

- индивидуальные , регулирующие в соответствии с действующими нормативными актами определенные финансовые отношения с участием конкретных субъектов финансовых правоотношений (уведомление об уплате налога, наложении пеня за несвоевременную уплату налогов и др.);

Смешанные, содержащие и нормативные, и индивидуальные предписания (федеральный закон о бюджете, содержащий предписания для всех субъектов, предписания конкретным субъектам);

2) по юридической природе на:

Законодательные (федеральные законы, законы субъектов РФ

Подзаконные.

3) по субъектам правотворческой деятельности на:

Представительные органов власти;

Исполнительных органов власти общей компетенции;

Исполнительных органов власти специальной компетенции;

4) финансово-плановые акты – нормативно-правовые акты, принимаемые государственными и муниципальными органами, предприятиями, организациями и учреждениями в процессе финансовой деятельности и заключающиеся в установлении плановых показателей по аккумулированию, распределению и использованию финансовых средств в течение определенного периода. К подобного рода планам относятся бюджеты (РФ, субфедеральные, местные), бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов, сметы бюджетных учреждений, финаносые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.п. Все финансов-плановые акты утверждаются в соответствующей правовой форме: бюджеты в форме законов, бюджеты муниципального уровня – в форме постановлений представительных органов местного самоуправления, сметы – решениями вышестоящих органов и т.п.


Вернуться назад на

Государственное регулирование финансовой деятельности представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Осуществляемое в соответствии с государственной Финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а, в конечном счете - уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со и задачами экономического , многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны.

На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:

1. Обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом.
2. Упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств.
3. Обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных , отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования.
4. Обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности.
5. Обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов.
6. Регламентация отдельных направлений финансовой деятельности и форм использования финансовых ресурсов предприятий в соответствии с осуществляемой государственной экономической и .
7. Гарантированность защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого отдельных лиц.
8. Стимулирование предприятий к выбору наиболее эффективных направлений и форм финансовой деятельности, а также прогрессивных видов финансовых инструментов, способствующих ускорению реализации рыночных реформ и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач экономического роста страны.

Осуществляется на основе следующих принципов:

1) Формирование системы основных направлений регулирования финансовой деятельности предприятий, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики и эффективное решение задач по реформированию экономики.
2) Обеспечение перспективности нормативно-правовых актов, направленных на регулирование финансовой деятельности предприятий, с позиций соответствующей регламентации ими порядка использования наиболее эффективных форм и методов осуществления этой деятельности, наиболее перспективных и прогрессивных видов финансовых инструментов и т. п.
3) Обеспечение достаточной самостоятельности предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения финансовой деятельности в условиях ее государственного регулирования.
4) Соблюдение необходимой пропорциональности в обеспечении финансовых интересов государства, предприятий и отдельных граждан при осуществлении регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
5) Обеспечение взаимосвязи государственного регулирования основных направлений и форм финансовой деятельности предприятий с формами и методами регулирования отдельных сегментов финансового рынка и осуществляемых на них операций.
6) Учет накопленного мирового опыта формирования правовых основ регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования; отечественных правовых норм в международную систему финансовых правоотношений.
7) С учетом рассмотренных целей и принципов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий строится процесс этого регулирования различными государственными органами, обеспечивается должная координация и взаимосвязь отдельных нормативно-правовых актов в этой сфере, принимаемых на различных уровнях государственного управления.

Процесс государственного регулирования финансовой деятельности предприятий включает:

1. Создание необходимой нормативной базы, регулирующей основные формы и виды финансовой деятельности предприятий на современном этапе развития рыночных отношений и адекватной уровню развития экономики страны.
2. Формирование нормативных требований к унификации параметров в отдельных используемых предприятиями финансовых инструментов и регламентация правил ведения операций с ними.
3. Формирование определенной системы требований к созданию и деятельности финансовых институтов, обслуживающих финансовую деятельность предприятий, и лицензированию различных видов этих институтов.
4. Формирование действенной системы экономических стимулов к использованию в практике финансовой деятельности предприятий наиболее эффективных с позиций общеэкономического развития страны направлений и форм этой деятельности, прогрессивных видов финансовых инструментов.
5. Создание действенной системы финансовых и иных санкций за нарушение предприятиями установленных правовых норм осуществления финансовой деятельности.
6. Регламентирование систем и форм контроля за соблюдением предприятиями установленных государственными органами правовых норм осуществления финансовой деятельности.

Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом тех общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩые оно должно регулировать, а также особенностями ϶ᴛᴏго регулирования. Отсюда следует, что финансовое право - ϶ᴛᴏ совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, кᴏᴛᴏᴩые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовая деятельность государства - ϶ᴛᴏ осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе ϶ᴛᴏй деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

2.
Стоит отметить, что осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. К примеру, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства - в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем уровне.

По ϲʙᴏему характеру данные формы могут быть правовыми, кᴏᴛᴏᴩые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах ϲʙᴏей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством кᴏᴛᴏᴩых в пределах ϲʙᴏих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Таким образом, финансово-правовые акты - ϶ᴛᴏ принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Стоит заметить, что они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим ϲʙᴏйствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся акты, кᴏᴛᴏᴩые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из кᴏᴛᴏᴩых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к кᴏᴛᴏᴩым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Характерной особенностью финансово-правовых актов будет наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Стоит заметить, что они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. будут планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.
Стоит отметить, что основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимися к ее финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Среди таких принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики будет необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и ϲʙᴏбодного перемещения финансовых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.

3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133) Эти органы руководствуются в ϲʙᴏей деятельности законодательством РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта Федерации. Стоит заметить, что они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека (ст. 7)

6. Распределение функций в области финансовой деятельности происходит на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Исходя из ϶ᴛᴏго принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через ϲʙᴏих представителей.

8.
Стоит отметить, что основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15)

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на базе финансовых планов, разрабатываемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Тема 1. Правовые основы финансовой деятельности государства
1.Понятие финансов и финансовой системы РФ.
2.Финансовая деятельность государства: понятие, методы, формы.
3.Принципы финансовой деятельности.
4.Система органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.

1 вопрос
Финансы – это экономическая категория, которая выполняет 2 основные функции:
1.распределительную;
2.контрольную.
Распределительная функция обеспечивает организацию сбалансированного и эффективного развития общественного воспроизводства, развитие всех отраслей экономики в целях обеспечения и удовлетворения потребностей населения и выполнения социально-экономических задач государства.
Контрольная функция выражается через контрольные полномочия органов осуществляющих финансовую деятельность, которые заключаются в предупреждении, выявлении и пресечении финансовых преступлений и правонарушений.
Финансы – это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений.
В материальном выражении финансы представлены денежными средствами государства, которые сосредоточены в финансовых фондах государства.
Финансы состоят из нескольких звеньев, которые образуют финансовую систему РФ. Финансовая система состоит из 5 звеньев:
1. звено: бюджетная система состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов федерации;
- местные бюджеты.
Основным источником образования этого звена являются налоговые и неналоговые платежи, сборы, пошлины, доходы от использования и продажи государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.
2 звено – это внебюджетные фонды государства - это Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и т.д.
Источниками образования этого звена являются: страховые взносы; бюджетные ассигнования; добровольные пожертвования и т.д.
3 звено – финансы предприятий. В материальном выражении финансы предприятий представлены следующими фондами:
-фонд основных средств;
-фонд оборотных средств;
-фонд потребления;
-фонд накопления;
-резервный фонд;
-валютный фонд и т.д.
Источниками образования этого звена являются: прибыль; бюджетные ассигнования; кредиты (государственный, банковский, коммерческий); финансовая помощь, оказываемая государством в виде субсидий и т.д.
4 звено - финансы страхования. Это звено также представлено фондами денежных средств, создающиеся за счет средств самих страхователей, и предназначенных для возмещения причиненного вреда жизни, здоровью, имуществу в результате несчастных случаев чрезвычайного, техногенного, природного характера.
5 звено – кредит: банковский, государственный (муниципальный).
Банковский кредит это отношения по привлечению банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и размещению их на условиях возвратности, возмездности и срочности.
Государственный кредит это отношения по привлечению государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности, возмездности и срочности и направления их покрытие бюджетного дефицита.
Вместе с тем государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам (ст.6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает в качестве кредитора.

2 вопрос
Финансовая деятельность государства – это деятельность по образованию, распределению и использованию денежных средств государства в целях реализации социально-экономических задач государства, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Создание денежных средств преимущественно происходит в 3 звене финансовой системы (финансы предприятий). Распределение денежных средств происходит в централизованных денежных фондах государства (в бюджетах). Использование денежных средств осуществляется в отраслях экономики и сферах государственного управления.
Особенностями финансовой деятельности являются:
1)финансовая деятельность затрагивает все отрасли и сферы государственного управления, поэтому носит межотраслевой характер;
2)финансовая деятельность осуществляется как представительными, так и исполнительными органами государственной власти;
3)финансовая деятельность осуществляется как федеральными органами, так и органами субъектов Федерации, причем Конституция РФ разграничила предмет ведения федеративных органов и органов субъектов федерации в финансовой сфере. Имеется сфера совместного ведения.
Финансовая деятельность осуществляется различными методами:
Так, при сборе денежных средств используются метод введения обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин) и метод введения добровольных платежей (займы, лотереи, пожертвования).
При распределении денежных средств используются методы финансирования, кредитования, дотирования, субсидирования и т.д.
При осуществлении расчетов применяются методы наличного и безналичного денежного обращения.
Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах. Под формой финансовой деятельности понимается внешнее выражение действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, касающиеся вопросов финансовой деятельности.
По своему характеру формы делятся на правовые и неправовые. Правовые формы вызывают определенные юридические последствия, а неправовые таких последствий не вызывают.
Правовые формы устанавливают, изменяют, отменяют финансово-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений.
К правовым формам относятся:
1. Издание финансово-правовых актов.
2. Разработка и исполнение финансовых программ и планов.
3. Составление и представление финансовых отчетов.
4. Иные действия, вызывающие юридические последствия.
Наиболее распространенной формой является издание финансово-правовых актов – это решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности. Финансово-правовые акты можно квалифицировать по различным основаниям.
1. По юридическому содержанию:
а) нормативные регулируют однородную группу финансовых правоотношений и содержат правила поведения для широкого круга участников;
б) индивидуальные регулируют узкий круг финансовых правоотношений и содержат правила поведения для конкретных субъектов (например, приказ, распоряжение).
2. По юридической природе:
а) законодательные;
б) подзаконные.
3.По наименованию и органам их принимающим:
а) представительные органы – законы;
б) Президент РФ – указы, распоряжения;
в) Правительство РФ – постановления, распоряжения;
г) министерства, ведомства – постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.;
д) Центральный Банк РФ – инструкции, положения, приказы и т.д.
К неправовым формам относятся: проведение разъяснительной работы среди населения; инструктирование финансовых служб; проведение заседаний, совещаний финансовых отделов, комитетов; организация конференций; предоставление аудиторий, помещений, оборудования; организация охраны специальных финансовых объектов и осуществление иных материальных процедур.

3 вопрос
Принципы финансовой деятельности – это основополагающие начала, лежащие в основе осуществления финансовой деятельности.
1.Принцип федерализма. Финансовая деятельность государства осуществляется при сочетании интересов, как Федерации, так и субъектов Федерации. Имеется сфера совместного ведения.
2.Принцип единства финансовой политики и денежной системы. Основы финансовой политики закрепляются в федеральном законодательстве, в соответствии с которым субъекты Федерации и органы местного самоуправления принимают свое финансовое законодательство. Принцип единства денежной системы означает то, что единым эмиссионным центром является Центральный Банк РФ.
3.Принцип законности заключаются в точном и строгом соблюдении всеми субъектами финансовых правоотношений норм Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов.
4.Принцип равноправия субъектов Федерации, заключается в том, что федеральное финансовое законодательство в равной мере распространяется на все субъекты РФ.
5.Принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность без вмешательства в нее государственных органов, в частности, составляют, рассматривают, утверждают и исполняют местные бюджеты, вводят на своей территории местные налоги и сборы, выпускают ценные бумаги, создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия, организации и т.д.
6.Принцип разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами государства означает, что органы исполнительной власти занимаются составлением финансово-правовых актов (например, проекта федерального бюджета) и обеспечивают их исполнение, а представительные органы их рассматривают и утверждают.
7.Принцип участия граждан РФ в осуществлении финансовой деятельности как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно Конституции РФ все граждане РФ имеют право принимать участие в управлении делами государства, в том числе в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как непосредственно, так и через своих представителей.
8.Принцип гласности заключается в освещении населения и в гласном опубликовании всех решений государственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности в СМИ.
9.Принцип плановости. Финансовая деятельность осуществляется на основе планов, которые содержат конкретные задания на определенный промежуток времени.

4 вопрос
Представительные органы (Федеральное собрание) занимаются рассмотрением и утверждением законов, регулирующих финансовую деятельность; осуществляют финансовый контроль (Счетная палата) за исполнением федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, контроль за деятельностью Центрального Банка РФ, назначают и освобождают от должности Председателя Центрального банка РФ и др.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование всех органов государства, в т.ч. финансовых; ежегодно принимает указы и распоряжения, касающиеся финансовой деятельности, через контрольное управление осуществляет финансовый контроль.
При Администрации Президента имеется Экспертное управление, которое занимается: анализом состояния и развития финансово-кредитных отношений; анализом федеральных законов, регулирующих финансовую сферу; подготовкой предложений по регулированию финансово-экономических отношений в государстве; подготовкой проектов указов Президента РФ, касающихся финансовой деятельности.

Правительство РФ как орган общей компетенции осуществляет регулирование и координацию деятельности всех органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, а также проводит единую государственную политику в области осуществления финансового налогового и кредитно-денежного регулирования, обеспечивает составление проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, исполнение федерального бюджета.

Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Министерство финансов РФ осуществляет:
составление проекта федерального бюджета;
утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
методическое руководство в области бюджетного планирования;
методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
заключение от имени РФ договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
управление государственным долгом РФ;
ведение государственной долговой книги РФ;
выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;
анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль и надзор за:
соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;
соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей;
осуществляет проверку технического состояния игрового оборудования;
регистрирует контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями;
ведет учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
устанавливает (утверждает) формы налоговых документов.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
составляет и представляет в Министерство финансов оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;
осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов,

контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности;

ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

ведет реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;

осуществляет аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

осуществляет оперативно-розыскную деятельность;

Ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (подчиняется Президенту РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;
осуществляет проверку доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.

Центральный банк РФ.
Банковская система РФ состоит из 2-х уровней: на верхнем уровне – Центральный банк РФ; на нижнем уровне – все остальные кредитные организации (Внешэкономбанк, Сбербанк, коммерческие банки и другие небанковские кредитные организации).
ЦБ РФ является органом государственного управления, осуществляющим регулирование банковской, валютной, денежной и страховой сферы.
ЦБ РФ не отвечает по обязательствам государства и государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. ЦБ РФ подотчетен и подконтролен Федеральному Собранию РФ. Председатель ЦБ РФ назначается и освобождается от должности Федеральным Собранием.
Целями и задачами ЦБ РФ являются: обеспечение покупательной способности отечественного рубля; укрепление и развитие банковской системы РФ; осуществление денежной эмиссии, валютного регулирования. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ.
ЦБ РФ выдает лицензии кредитным организациям; регистрирует их уставы; устанавливает порядок осуществления всех расчетно-кассовых, валютных и иных видов банковских операций.
ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций за соблюдением ими установленных экономических нормативов и банковского законодательства.
ЦБ РФ осуществляет валютный контроль, который заключается в контроле за соблюдением кредитными организациями порядка осуществления валютных операций.
ЦБ РФ является органов страхового надзора, который заключается в обеспечении соблюдения страховыми организациями страхового законодательства.



 

Возможно, будет полезно почитать: