Государственная исполнительная и судебная власть. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

Является постоянно действующим органом;

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ , выступлений руководителей иностранных государств;

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится :

Одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

Утверждение изменения границ;

Утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

Назначение выборов Президента РФ;

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

Отрешение Президента от должности.

Председатель Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов («Справедливая Россия») избран 5 декабря 2001 года и 30 марта 2007 года

К ведению Государственной Думы относится :

Принятие федеральных законов;

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

Решение вопроса о доверии Правительству РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Председатель Государственной думы - Борис Вячеславович Грызлов («Единая Россия») избран 29 декабря 2003 года и 24 декабря 2007 года

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.


Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

Правительство РФ состоит из :

Председателя Правительства РФ;

Заместителей Председателя Правительства РФ;

Федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ - Путин В.В.

Полномочия Правительства РФ :

Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Управляет федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

Организует охрану собственности и общественного порядка;

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят :

Конституционный Суд РФ - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;

- Верховный Суд РФ - Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;

- Высший Арбитражный Суд РФ - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;

Система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

Система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

О соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

Не вступивших в силу международных договоров;

Споры между федеральными органами власти;

Споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

Споры между высшими гос. органами власти субъектов;

Проверяет конституционность законов;

Дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

Никакой гос. орган, должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;

Основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

Судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

Судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

Судья не может быть привлечен к административной ответственности;

К уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Законодательная власть разрабатывает, принимает и издает законы для того, чтобы были урегулированы все возможные отношения, возникающие в обществе. Если законы не исполняются, ненадлежаще исполняются или преступаются, в действие вступают системы, существующие для принуждения к исполнению законов, изданных от имени большинства народа. Порой и принуждающие к исполнению законов бывают не правы. Тогда дело доходит до судебной защиты. И получается, что законодательная власть принимает и утверждает законы, а суды должны данные законы применять.

Законодательная власть на основе Конституции определяет судебную систему страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел, осуществляет бюджетный контроль. Судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации).

Органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности судьи (процессуальное право). Причем законы принимаются не в отрыве, а в тесной взаимосвязи с проектами и предложениями, исходящими от органов исполнительной, а иногда и судебной власти. Судебная власть не только представляет двум другим ветвям материалы правоприменительной практики, но и «облагораживает» законодательную и исполнительную деятельность, постоянно обращая внимание на правовые и моральные нормы и конституционные принципы, подлежащие неуклонному соблюдению. Действующее законодательство носит непоследовательный и противоречивый характер.

Исполнительная и судебная власть

Исполнительная и судебная ветви власти находятся в многообразных отношениях между собой, необходимо дополняя друг друга.

Суды призваны обеспечить охрану не только прав и законных интересов граждан, их объединений и организаций, но и законные интересы и права государственных органов исполнительной власти в сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности и в других областях ее деятельности. Вместе с тем суды осуществляют функцию судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в пределах распространения деятельности указанных органов. Взаимодействуя с органами исполнительной власти по выполнению общегосударственных задач в стране, органы судебной власти осуществляют судебный контроль по следующим направлениям:

1) Конституционный контроль за соответствием Конституции РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.

2) Контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц в отношении граждан, общественных объединений, иных негосударственных организаций по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом.

3) Контроль арбитражных судов за законностью ненормативных (индивидуальных) актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности.

Исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов, финансирует суды.

Судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан.

Органы исполнительной власти участвуют в формировании судейского корпуса и создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами её субъектов. Как уже отмечалось ранее, власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, при этом Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти, он стоит над ними.

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ (иными словами парламент); также к органам законодательной власти относятся народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ, областные собрания и другие законодательные органы власти краёв, городов федерального значения, областей, автономной области и автономных округов. Их отличительная особенность состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путём формироваться не могут. В своей совокупности эти органы составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решениязаконодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным органов Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными и действуют только в границах конкретного субъекта Федерации. Остановимся более подробно на Парламенте Российской Федерации.

Итак, как уже отмечалось ранее, Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Парламент имеет очень большой исторический период развития, за который он приобрёл свои элементы. К числу таких элементов относится представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративно-сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства.

Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета. В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, который состоял из Съезда народных депутатов и формируемого на его основе Верховного Совета. Созданные ещё в годы советской власти в качестве представительных органов нового социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма эти государственный органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, постепенно обретали черты парламента.

Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым указывается, что формой государства является представительная, т.е. опосредствованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее важные решения.

Также Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган РФ. В этой отдачи парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем и то, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её Конституции компетенцией в законодательной сфере.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые ограниченные функции контроля за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население Российской Федерации, а Совет Федерации выражает интересы регионов, региональные мнения и т.п. Часто Совет Федерации именуют верхней палатой. Члены Совета Федерации представляют все субъекты РФ.

Вместе с тем, Совет Федерации – государственный орган всей Федерации, т.е. его решения обязательны для исполнения на всей территории РФ, а не конкретно каким-либо субъектам. До принятия Конституции 1993 г. в РФ действовал двухпалатный высший представительный орган – Верховный Совет.

Однако на самом деле он функционировал как однопалатный орган, так как большая часть его компетенции осуществлялась совместно обеими палатами, и важную роль для всего Совета играли такие органы как Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В нынешнем Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к предмету их ведения, в соответствии с Конституцией РФ. Она устанавливает в статье 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. Конституция предусматривает также совершенно разную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая этим систему противовесов в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль «остановшика» по отношению к Государственной Думе, призванного не допустить установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоёванного на выборах какими-либо политическими силами.

Таким образом наличие парламента играет важную роль для любой страны и государства. Но не всегда его роль оценивается высоко. Даже в РФ существует определённое недоверие к парламенту и высказываются такие точки зрения, что можно вообще обойтись и без него. Но этого нельзя допустить, так как это нарушит складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Поэтому развитие российского парламентаризма идёт достаточно сложным, иногда даже противоречивым путём

Принцип разделения властей в РФ:

1) Законодательная (двухпалатное Федеральное Собрание РФ):

а) верхняя палата - Совет Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и другой от исполнительного органа власти).

Полномочия:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.
  • Назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, уполномоченного по правам человека, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, членов Центральной избирательной комиссии.
  • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.
  • Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

б) Нижняя палата - Государственная Дума (Состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями).

Полномочия:

  • Принятие законов.
  • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.
  • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
  • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
  • Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
  • Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопро-сы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по иници-ативе комитетов палаты, по собственной инициативе.
  • Обращение в Конституционный суд РФ

В субъектах РФ законодательная власть представлена государственными и законодательными собрания, областными думами, парламентами и т. д.

2) Исполнительная (правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д.) - осуществляет право организовывать исполнение законов, осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

Компетенции Правительства РФ:

  • Общая компетенция - внутренняя и внешняя политика, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.
  • Специальная компетенция - экономическая, социальная сферы, наука, культура, оборона и безопасность государства.
  • Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти - организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, контроль за их соблюдением

Судебная

Правосудие - деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ:

  • Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
  • Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Структура судебной власти в РФ:

  • Конституционный суд РФ (возраст судей от 40, стаж от 15 лет)- высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием НПА действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, устав-ные суды субъектов Федерации.
  • Верховный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)- высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, возглавляет систему судов общей юрисдикции.
  • Высший Арбитражный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)- высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • Осуществление правосудия только судом - правосудие осуществляется в строго опреде-ленном законом процессуальном порядке, ха-рактерном лишь для судопроизводства. Только суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять реше-ние по рассматриваемому делу от имени госу-дарства -
  • Законность - строгое соблюдение Конституции РФ.
  • Независимость судей - запретом любого вмешательства в деятельность судьи, Судья не вправе заниматься политической деятельностью.
  • Независимость судей - судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по ос-нованиям, установленным федеральным зако-ном
  • Коллегиальность - коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полно-го и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установлен-ных законом, возможно и единоличное рас-смотрение дел в суде
  • Состязательность и равноправие сторон - все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, от-ношения к религии, убеждений, принадлеж-ности к общественным объединениям. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд)
  • Гласность судебного разбирательства - разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных феде-ральным законом
  • Презумпция невиновности - каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана.
  • Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление
  • Право на пользование квалифицированной юридической помощью

Судебная система - совокупность действующих в России судов.

Институт президентства

Президент - глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Основные функции Президента РФ:

  • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод че-ловека и гражданина.
  • Охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
  • Обеспечивает согласованное функционирование и органов гос власти.
  • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ:

  • Правовой статус личности - предоставляет гражданство и политическое убежище РФ Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания
  • Федеративное устройство государства - назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни-тельной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае воз-никновения споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ
  • Отношения с парламентом Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициати-вы. Вносит поправки в обсуждаемые законоп-роекты. Имеет право вето. Обращается к Феде-ральному Собранию РФ с ежегодными посла-ниями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государствен-ную Думу в установленном законом порядке
  • Отношения с органами исполнительной власти Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и осво-бождает от должности заместителей Председа-теля Правительства РФ и федеральных минист-ров. Принимает решение об отставке Прави-тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоре-чащие Конституции и федеральным законам
  • Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховно-го и Высшего Арбитражного судов РФ. Назна-чает на должности всех судей федеральных су-дов. Предлагает Совету Федерации кандидату-ру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности
  • Оборона и без-опасность страны Является Верховным главнокомандующим Во-оруженными силами России. Утверждает воен-ную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружен-ных сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на тер-ритории РФ или отдельных ее местностей воен-ное или чрезвычайное положение
  • Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ-ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома-тических представителей в иностранных госу-дарствах и международных организациях

Требования к Президенту (цензы):

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
  • возрастной ценз - не менее 35 лет.

Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или избирательными объединениями (блоками) т. е. политическими партиями, объединениями, зарегистрированными соответствующим образом.

После выдвижения кандидата в поддержку для его регистрации происходит сбор подписей избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 1 млн подписей (при досрочных выборах - половину). Число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.

Кандидат на должность Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имуществе и доходах, а также аналогичные данные о членах семьи за два года, предшествующих выборам.

Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом.

Полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно в случае добровольной отставки; по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

Правоохранительные органы

Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность - это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.

Виды деятельности гос органов:

  • Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик РФ, конституционный контроль - правосудие
  • Суды общей юрисдикции - правосудие;
  • Министерство юстиции РФорганизационное - обеспеченде деятельности судов;
  • Прокуратура РФ - прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений;
  • Органы внутренних дел - выявление и расследование преступлений
  • Адвокатура - оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • Министерство внутренних дел РФ - непосредственное обеспечение правопорядка в стране

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание :

Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

Является постоянно действующим органом

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится :

Одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

Утверждение изменения границ

Утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

Назначение выборов Президента РФ

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

Отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится :

Принятие федеральных законов

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Решение вопроса о доверии Правительству РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Объявление амнистии

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

Правительство РФ состоит из:

Председателя Правительства РФ

Заместителей Председателя Правительства РФ

Федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ :

Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

Управляет федеральной собственностью

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

Организует охрану собственности и общественного порядка

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

Система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

О соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

Не вступивших в силу международных договоров

Споры между федеральными органами власти

Споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти

Споры между высшими гос. органами власти субъектов

Проверяет конституционность законов

Дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

Никакой гос. орган, должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

Основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты

Судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком

Судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны

Судья не может быть привлечен к административной ответственности

К уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей - органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.



 

Возможно, будет полезно почитать: