Кто должен уступить на равнозначном перекрестке. Исключение из правил

Еще один вопрос по теме безопасности проезда равнозначных перекрестков. В силу того, что дороги, образующие перекресток, бывают широкие и узкие, на этот раз вопрос касается не просто соблюдения приоритета, а еще как безопасно предоставить преимущество, или как поступить, чтобы разъезд не повлек последствий.

Вопрос: где нужно остановиться на нерегулируемом равнозначном перекрёстке, чтобы уступить дорогу ?

Начнем с определений. Какой перекресток считается равносторонним, или равнозначным? Перекресток является равнозначным, когда на обеих дорогах отсутствуют знаки приоритета, или на подъезде к перекрестку будет установлен предупреждающий . Для справки, знак 1.6 вне населенного пункта устанавливается на расстоянии 150-300 метров, а в населенном пункте – на расстоянии 50-100 метров до перекрестка.

Очередность проезда равнозначных перекрестков устанавливается правилом, прописанным в : водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Трамвай на таком перекрестке имеет преимущество независимо от направления своего движения.

Чтобы уступить дорогу «помехе» справа, т.е. соблюсти приоритет, в большинстве случаев придется остановиться, т.е. прекратить движение. В случаях на неравнозначном перекрестке, перед которым установлены знаки приоритета, все понятно: остановиться следует либо перед краем пересекаемой проезжей части, либо перед , если таковая имеется. А в случаях разъезда на равнозначном перекрестке таких указаний нет. Есть просто требование уступить дорогу «помехе» справа. И в связи с этим возникает вопрос:

где именно (в каком месте на проезжей части) на равнозначном перекрёстке необходимо остановиться, чтобы уступить дорогу ?

Подобные вопросы рождаются из аварийных или просто напряженных ситуаций, когда из-за каких-то действий, возможно, обоих водителей, не удается беспрепятственно разъехаться и, либо происходит ДТП, либо разъезд на перекрестке протекает «на грани», вследствие чего он вызывает нервную реакцию.

В первую очередь, речь идет о термине « », т.е. нужно остановиться так, чтобы не создать помехи транспорту, имеющему преимущество. Уступить дорогу означает, что оппонент не должен изменить направление своего движения (например, объехать остановившегося) или изменить скорость (например, притормозить, остановиться).

Самое оптимальное место для остановки – край пересекаемой проезжей части. Значительно снизив заранее скорость или, остановившись перед краем, появляется возможность осмотреть сам перекресток и пути подъезда к нему, определиться с приоритетом, и быстро принять решение: ехать или стоять, чтобы уступить дорогу.

Допускается небольшой заезд и остановка непосредственно на пересечении дорог, если это не создаст помехи. Такой въезд на равнозначном перекрестке не будет противоречить Правилам, но использовать его или нет, будет зависеть от ясности общей ситуации на подъезде к перекрестку.

У многих водителей есть большая привычка, поворачивая налево, сокращать путь через перекресток, иначе, резать углы, или проходить поворот, не снижая скорости до , а для этого волей-неволей придется «срезать» угол. Правила такие маневры запрещают () но это не значит, что такое не произойдет. Поэтому, выезжая на перекресток с целью уступить дорогу, нужно учитывать эти обстоятельства.

В процессе разъезда нередко возникают спорные ситуации в случаях, когда один участник поворачивает направо, а его «помеха справа» выполняет левый поворот, т.е. поворачивает налево. Если на дороге отсутствует разметка, то спор осложняется тем, что каждый участник уверен, что «вся дорога моя» и «могу ехать, где хочу». Что, в итоге, происходит.

Поворачивающий направо водитель, соблюдая , уверен, что своим маневром он не создаст помехи, поскольку, правый поворот происходит в правой стороне проезжей части, т.е. на «своем» пространстве. С этой мыслью он и поворачивает. Его оппонент, в свою очередь, решает, что поскольку разметка отсутствует, то можно смело резать углы, или ехать по встречной половине дороги. Ситуация осложняется тем, что двигаясь каждый на своей «ноте», они поздно замечают друг друга, и на повороте их машины «встречаются».

В таких ситуациях виновным в ДТП, обычно, признают того водителя, который не уступил дорогу «помехе» справа. Второй водитель может отделаться штрафом за нарушение расположения автомобиля на проезжей части. Поскольку разметка на дороге отсутствовала, формально он больше ничего не нарушил. А первый водитель (который поворачивал направо) был обязан в любом случае уступить дорогу.

В аналогичных случаях, когда на проезжей части нанесена разметка, т.е. полосы движения четко разграничены, виновным в ДТП останется первый водитель, а второй (поворачивающий налево) будет лишен прав до полугода за выезд на встречную полосу.

По большому счету в обеих ситуациях имеет место обоюдная вина в ДТП, но суды склонны наказывать лишь за те факты, которые удается доказать. В свою очередь, у каждого водителя есть возможность отстоять свою невиновность, только ее придется доказывать.

Чтобы не приходилось позднее доказывать свою невиновность, нужно анализировать каждую ситуацию и прогнозировать ее развитие. А для того, чтобы ситуация стала понятна, ее нужно увидеть и понять. Если нет обзора, или обзор неполный, значит, ситуация до конца не ясна, в таком случае не следует спешить.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Независимо от формы равнозначного перекрестка (Т- равнозначный перекресток это частный случай обычных равнозначных перекрестков), самым целесообразным и безопасным местом для остановки чтобы уступить дорогу является край пересекаемой проезжей части. Если по каким-то причинам подъезды к перекрестку не просматриваются и ситуация до конца не ясна, то не нужно спешить. Использовать свое преимущество нужно только тогда, когда убедитесь в том, что вам уступают дорогу.

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

6 комментариев

  1. Екатерина

    Попали в дтп в аналогичной ситуации, описанной выше. Намеревались повернуть направо, остановились перед перекрестком, не пересекая границы проезжей его части (отображено на схеме и фото). Второй участник на скорости, поворачивая налево, заехал в перекресток и совершил столкновение. Как определить виновных?

  2. Сергей Д.

    Здравствуйте Екатерина.

    Определить виновного бывает недостаточно. Еще потребуется эту вину (невиновность) доказывать. Когда водители между собой договориться не могут, то для этого дела обычно привлекают инспекторов, либо, позднее, с этим разбирается суд.

    Поскольку ваш автомобиль стоял (не двигался), а ваш оппонент находился в движении, то вина уже лежит на нем. Но чтобы его вину доказать юридически, необходимо проанализировать траекторию движения второго авто и его скорость. Фактически, второй участник не справился с управлением, потому что скорость его автомобиля была выше необходимой безопасной для этой конкретной ситуации.

    Безопасная скорость – понятие расплывчатое. Если фактическая скорость не превышала ограничение скорости на этом участке дороги, то нарушение скоростного режима в «причины» не принимается. Т.е. скорость, как бы, не причем.

    Остается доказать «не справился с управлением». Но если участник сам этот факт не признает, то это под силу только экспертизе, в результате которой все возможные причины свяжутся в одно целое. Вот, примерно так.

  3. Соня

    Нерегулируемый перекресток, нет ни знаков, ни светофора, дороги равнозначные.

    Я на малой скорости уже доехала, было, до середины перекрестка, как справа на большой скорости в мою машину влетела другая машина. 18-летний водитель, который прав не имел.

    Удар был такой силы, что мой автомобиль он снес с дороги, и припечатал в забор. Почему-то было 2 удара: один — в перед моей машины, а другой удар — сзади сбоку. И тем не менее зад его машины целый.

    Когда я уже выехала на середину дороги, его еще не было. Не учли большую скорость той машины. Обвинили меня по ст.8.9 ПДД РФ, ст. 12.14 ч.3. КоАП, хотя дороги равнозначные. С таким же успехом можно было и его обвинить, я-то выехала уже до середины перекрестка, когда его и не было. Можно ли как то доказать его вину?

  4. Сергей Д.

    Здравствуйте Соня.

    На равнозначном перекрестке действует правило «помеха справа» — необходимо уступить дорогу автомобилю, который приближается справа (). Вы были должны уступить своему оппоненту.

    Тот факт, что ваш автомобиль первым заехал на перекресток, и вы не видели приближающийся с правой стороны автомобиль, вас не оправдывает.

    Если скорость автомобиля была в пределах допустимой на данном участке дороги, то водитель ехал в рамках пдд. Но тот факт, что водитель не имел прав, налагает ответственность на него самого, он за это получит серьезный штраф. В лучшем случае вину признают обоюдной.

    Вы можете обратиться с вашим вопросом за консультацией к юристам (через форму на сайте справа внизу).

  5. Соня

    В том то и дело что скорость того водителя была выше допустимой. Когда я остановилась и посмотрела его машины не было, поэтому и поехала было дальше. За превышение скорости его не наказали, хотя я возмущалась и говорила что его скорость высокая была поэтому он и протаранил меня к забору. Надо ли в суд обратиться?

  6. Сергей Д.

    Я предлагаю сначала обсудить ваш вопрос с юристом. Можете обратиться либо через форму на сайте, либо , и изложить суть вопроса.

    Дело в том, что факт вашего нарушения имеется. Для суда может быть не важно, с какой скоростью двигался ваш оппонент, которому вы были обязаны уступить дорогу. Но здесь могут быть «нюансы», смотря как поставить свою защиту.

Водителю, проезжая регулируемое пересечение дорог, достаточно исполнять распоряжения светофора или сотрудника ГАИ. В принципе, это довольно просто. Двигаться по нерегулируемому перекрестку гораздо сложнее.

Что представляет собой такая развязка

Приближаясь к пересечению дорог, следует обратить внимание, чем упорядочивается очередность проезда транспорта. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки имеют одно главное отличие - наличие либо отсутствие светофора и регулировщика. Присутствие последних говорит о а отсутствие свидетельствует о том, что вы находитесь, наоборот, на нерегулируемом пересечении дорог.

Знаки

Дорожные знаки помогут человеку за рулем транспортного средства понять, какое пересечение проезжих частей перед ним и как правильно поступить. Так, на нерегулируемом перекрестке устанавливаются - «Уступить дорогу», «Главная дорога», «Автомагистраль», «Конец автомагистрали», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги» и прочие.

Проехать правильно и без дорожно-транспортных происшествий вы сможете, лишь умея читать знаки.

Проезд нерегулируемых перекрестков: правила

Прежде чем начать движение на нерегулируемом перекрестке, обязательно нужно изучить все установленные знаки. А затем, приняв их во внимание, начать перемещаться, учитывая правила. Нерегулируемый перекресток не вызовет у вас сложностей, если вы умеете читать знаки и помните ПДД.

Безрельсовые транспортные средства не имеют преимуществ перед трамваем, независимо от направления движения и статуса проезжей части, на которой находятся. Поэтому автомобили всегда пропускают их, и только после этого начинают движение согласно установленным дорожным знакам.

Перед пересечением дорог имеется знак "Главная дорога"

Как уже неоднократно упоминалось, движение на нерегулируемых перекрестках зависит от установленных знаков. Поэтому, для того чтобы правильно проехать нерегулируемое пересечение дорог, следует знать, кого нужно пропустить, а где вы имеете преимущество. Существует несколько вариантов проезда нерегулируемого перекрестка.

Все зависит от того, как расположены главная дорога и ваше местоположение относительно нее.

1. Если транспортное средство располагается на главной трассе и она продолжается прямо, то алгоритм движения вашего автомобиля следующий:

  • При желании проехать в прямом направлении - уступать дорогу не должны никому.
  • Планируете повернуть направо - также преимущество имеете вы. Соответственно, перекресток проезжаете первым.
  • Поворот налево - в первую очередь пропускаете встречные автомобили, которые, так же как и вы, находятся на главной дороге. А именно вы должны приблизиться к середине перекрестка, выждать, пока они проедут, и только после этого продолжить двигаться. В случае если встречные транспортные средства сворачивают налево, вы одновременно разъезжаетесь правыми сторонами автомобилей.
  • Если вы собираетесь развернуться, то последовательность действий такая же, как и при повороте налево.

2. Главная дорога поворачивает направо. Ваши действия:

  • При движении прямо вспоминаете про помеху справа. Если там есть автомобиль, то пропускаете его, а затем начинаете проезжать перекресток.
  • Поворот направо - это единственное направление, при котором вы имеете преимущество. Поэтому можно смело сворачивать, не уступая никому.
  • При повороте налево вы пропускаете автомобили, которые находятся справа и двигаются по направлению прямо или налево. Если ваша планирует свернуть направо, то вам разрешено двигаться одновременно, так как в данной ситуации вы не препятствуете её движению.
  • Разворот. В данной ситуации работают те же правила, что и при повороте налево.

3. Главная дорога поворачивает налево. Ваши действия:

  • При желании двигаться прямо у вас приоритет, поэтому вы проезжаете первым.
  • При повороте направо имеете преимущество, поэтому, не уступая никому, выполняете маневр.
  • Поворот налево происходит по тому же алгоритму, что и направо.
  • При развороте следует уступить транспортным средствам двигающимся слева, согласно ПДД. Нерегулируемый перекресток они, так же как и вы, проезжают по главной дороге, а преимущество перед ними образуется за счет того, что они являются для вас помехой справа.

Перед пересечением дорог установлен знак "Уступи дорогу"

Согласно ПДД, если на вашей дороге установлен знак "Уступи дорогу", вы в первую очередь пропускаете автомобили, двигающиеся по главной дороге, а затем тех, кто для вас является помехой справа.

Остановка у пересечения дорог:

  • Перед вами находится знак "Уступи дорогу". При желании повернуть направо вы пропускаете свою помеху справа (даже если она делает разворот), также пропускаете автомобиль слева в связи с тем, что он направляется по главной дороге. Однако если он поворачивает направо, вам разрешено начинать двигаться одновременно с ним. При проезде прямо преимущество перед вами имеют автомобили справа и слева, поэтому уступаете им проезжую часть. При повороте налево вы пропускаете всех. То же самое и при совершении разворота.
  • Главная дорога располагается справа от вас. При повороте направо имеет приоритет встречный автомобиль. Также безрельсовое транспортное средство справа в случае разворота. Еще вы пропускаете их, если планируете продолжить движение прямо и свернуть влево. Перед разворотом придется уступить всем автомобилям с трех направлений.
  • Главная дорога находится слева от вашего ТС. Перед поворотом направо вы обязаны уступить встречным и находящимся слева автомобилям, потому что они находятся на главной дороге, соответственно, имеют преимущество. Пропустив автомобили на главной проезжей части (слева, со встречного направления) и справа (помеха справа), вы имеете возможность пересечь нерегулируемый перекрёсток по направлению прямо. Также вы не имеете преимущества при повороте налево.
  • Разворот на таком перекрестке лучше не выполнять, но если другого варианта нет, то начинать маневр разрешено, только пропустив транспортные средства с трех направлений.

Проезд нерегулируемых равнозначных дорог

В ситуации, когда вам придется проехать пересечение равнозначных дорог, главное правило, которым вы обязаны руководствоваться, - это помеха справа.

Кого следует пропустить, зависит от того, куда вы направляетесь. Вы планируете:

  • Повернуть направо. В этой ситуации вы не должны никому уступать, так как преимущество за вами, соответственно, ваш автомобиль проезжает первым.
  • Ехать прямо. Если справа от вас находится транспортное средство, значит, вы пропускаете его, а затем проезжаете сами. Иногда получается так, что одновременно с четырех направлений автомобили планируют пересечь нерегулируемый перекресток равнозначных дорог прямо. ПДД не регламентируют данную ситуацию, поэтому водители должны между собой определить, кто из них начнет движение первым.
  • Повернуть налево. В данных обстоятельствах для вас помехой справа является встречный и находящийся по правую сторону автомобиль. Исходя из этого, вы начинаете движение только после них.
  • Совершить разворот. Для начала этого маневра вы обязаны пропустить ТС с трех направлений, и только после этого начинать движение.

Пешеход и нерегулируемый перекресток

Так как на перекрёстке отсутствует регулирование, то в ситуациях с пресечением перекрестка человеком необходимо быть очень внимательным. Ведь ему в случае ДТП максимум выпишут штраф, а для вас как водителя эта ситуация может обернуться лишением прав и даже тюремным сроком.

Пешеход на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по зебре, имеет преимущество перед любым транспортным средством. Если же человек решил пересечь проезжую часть, на которой отсутствует пешеходный переход, вы не обязаны его пропускать. Но, как показывает практика, быстрее и проще уступить нерадивому пешеходу.

Обобщая правила, контролирующие проезд нерегулируемых перекрестков, можно выделить три основных пункта, которым нужно следовать:

  • Помеха справа на пересечении равнозначных дорог. Обязательно необходимо следить, есть ли транспортные средства справа от вас.
  • При установленном знаке "Уступи дорогу" первоначально водитель обращает внимание на того, кто едет по главной дороге, затем - на движущихся справа.
  • Если на дороге, по которой вы двигаетесь, находится знак "Главная дорога", то вы внимательно следите за теми, кто направляется также по главной дороге и справа от вас.

Имея навыки передвижения на транспортном средстве, водителю необходимо знать еще и правила, по которым допускается безопасное движение автомобилей и иного транспорта.

На пути движения водитель сталкивается с перекрестком. В большинстве случаев они являются регулируемыми или одна из дорог является главной. Однако встречаются и равнозначные дороги, которые имеют свои особенности при пересечении перекрестка.

Без знания ПДД проезд перекрестков с равнозначных дорог может обернуться негативными последствиями.

В этой статье:

Требования знака Пересечение равнозначных дорог

Перед перекрестком, имеющим разнозначное значение дорог, должен быть установлен дорожный знак пересечение равнозначных дорог 1.6. Как правило, дорожный знак 1.6 устанавливается на дорогах с одинаковым покрытием, например, асфальтным, грунтовым и иным.

Движение по одной из этих дорог не может быть определено как главная, и на помощь приходит регулирование движение по правилам пересечения равнозначных дорог.

Подъезжая к перекрестку, водитель должен убедиться, что с правой стороны не имеется помех для движения. Поэтому часто говорят, что проезд равнозначных дорог происходит по помехе справа.

Также водитель, выезжающий на перекресток и поворачивающий налево одновременно со встречным автомобилем, который в свою очередь поворачивает направо, у первого водителя также возникает помеха справа.

Таким образом, водитель всегда должен пропускать на перекрестке автомобиль, появившийся справа.

Правила установки знака 1.6

Установка знака 1.6 допускается перед перекрестком, на котором не определен приоритет его проезда, например, в соответствии со знаком Главная дорога 2.1.

В соответствии с требованиями ГОСТ, дорожный знак 1.6 должен устанавливаться на расстоянии видимости перекрестка. Это расстояние является различным для дорог в населенных пунктах и вне их действия.

В городе знак должен располагаться не ближе 50 метров и не дальше 100 метров. Вне города допускается устанавливать на расстоянии 150-300 метров. Также знак 1.6 может иметь и другое расстояние, при условии, что дублируется знаком 8.1.1, который указывает конкретное расстояние в метрах.

Знак устанавливают перед перекрестком, на котором отменяют очередность проезда, установленную знаками приоритета.

Ответственность за нарушение знака 1.6

Знак имеет предупреждающее значение о том, что приближаясь к перекрестку равнозначных дорог, водитель должен помнить о следующих предписаниях ПДД:

  1. Самым важным правилом будет недопущение создания помех для водителей, пользующихся приоритетом в проезде перекрестка, ответственность за данный проступок наступит по части 2 статьи 12.13 КоАП РФ в виде тысячного штрафа.
  2. Если на перекрестке образовался затор, водитель не может выезжать на перекресток, за это может наступить ответственность в виде штрафа 1000 рублей по части 1 статьи 12.13 Кодекса, так как водитель в этом случае создаст препятствие для движения автомобилей поперечного направления.
  3. На перекрестке не допускается совершать обгон другого автомобиля, за данное правонарушение может наступить ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса в виде пятитысячного штрафа или лишения прав от 4 до 6 месяцев.
  4. Водитель, не включивший поворотник для поворота направо, налево или для разворота, также может создать помеху для движения других водителей и участников дорожного движения, ответственность предусматривает предупреждение или штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.14 Кодекса.

В городской черте есть не только регулируемые пересечения дорог. Если на них нет светофора, или регулировщика, или, скажем, светофор не работает, тогда транспортная развязка переходит в разряд неуправляемых. В ПДД описаны подобные ситуации. При этом к нерегулируемым перекрёсткам, проезд по которым мы сейчас рассматриваем, относится также пересечение неравнозначных дорог, то есть когда есть главная, пересекающаяся второстепенной, и пересечение равнозначных дорог. Разумеется, в отсутствие активной регулировки порядок проезда по таким транспортным развязкам; знаки, не имеющие приоритета на других развязках, здесь выходят на первый план.

Основа основ

На самом деле, существует всего-навсего три основных правила проезда нерегулируемых перекрёстков. Преимущество при переезде будет у машины, едущей по главной, у трамвая, если есть пути на пересечении дорог, и при помехе движению справа. А теперь давайте рассмотрим каждую ситуацию поподробнее.

Если мы имеем дело с неуправляемым перекрёстком, на котором тем или иным образом обозначены приоритетная и второстепенные дороги, то задача сильно упрощается. Машина, движущаяся по приоритетной, должна продолжать манёвр, а те, кто едут по второстепенной, должны остановиться перед транспортной развязкой, убедиться, что не создадут помех для других транспортных средств, и только после этого выезжать. Главная обозначается , а на второстепенной перед выездом висит перевёрнутый треугольник «Уступи дорогу». Если же знаков нет, то обращайте внимание на покрытие: грунтовая по отношению к асфальтовой всегда будет второстепенной. Вообще, вдобавок к «Уступи дорогу» на неуправляемой развязке может быть установлен знак «Движение без остановки запрещено». В этом случае, даже если препятствий для выполнения манёвра нет, перед пересечением дороги нужно остановиться полностью и только после этого продолжать езду.

Если на нерегулируемом перекрёстке проезд предусмотрен для трамвая, то есть на нём есть рельсы, то приоритет будет у трамвая. Нюанс в том, что это правило будет работать, только если трамвай едет по основному направлению. Если же он подъезжает со стороны второстепенной, то должен будет уступать так же, как и остальные автомобили. При этом если трамвай с главной съезжает на второстепенную, то у него также будет приоритет в движении. Это, кстати, касается и безрельсовых транспортных средств. То есть если вы с основного направления съезжаете на второстепенное, то водители машин на этой второстепенной дороге обязаны уступить вам дорогу и только после этого начинать совершать свой манёвр.

Мы рассмотрели проезд по нерегулируемому перекрёстку, правила пересечения которого определены знаками. Теперь возьмём более сложный случай, когда знаков на транспортной развязке нет. Такое может быть, кстати говоря, если сломается светофор на пересечении городских улиц. В этом случае работает правило помехи справа. Если на равнозначном перекрёстке нет других действующих правил проезда, то вы обязаны уступить машинам, едущим вам, условно говоря, в правый бок. Это правило вы наверняка встречали в действии на больших парковках, потому что там как раз каждый перекрёсток нерегулируемый и дороги равнозначные. В этом случае, подъезжая к транспортной развязке, нужно притормозить, оценить обстановку и, если по дороге справа от вас движется машина, остановиться и пропустить её. Движение по таким транспортным развязкам требует от вас концентрации и сосредоточенности, так как цена ошибки слишком высока. Не забывайте, кстати, обращать внимание и . Неуправляемые транспортные развязки стараются не оставлять там, где есть пешеходные переходы, но в любом случае, если соответствующая разметка есть, приоритет всегда у пешехода.

Кто главнее

Когда подъезжаете к перекрёстку, будь он регулируемый или нет, обращайте внимание на знаки. Работоспособность светофора издалека можно оценить, только если он мигает жёлтым цветом, а вот выключенный полностью светофор вы можете заметить уже слишком поздно. Вы должны в любой момент по приближению к транспортной развязке знать, на какой дороге вы находитесь. Если , то вы должны действовать согласно его сигнализации. Обратите внимание, что при работающем светофоре другие правила распределения приоритета не действуют!

Но предположим, что светофора на пересечении нет, регулировщика тоже. Тогда обратите внимание на знаки и разметку. Если по ходу вашего движения есть ромб «Главная дорога», то можете продолжать двигаться дальше, естественно, уступив дорогу попутному или встречному трамваю, если им нужно повернуть. Этот знак создаёт для вас приоритет проезда, и водители, пересекающие вашу дорогу со второстепенной, остановятся и пропустят вас. В случае если по направлению вашего перемещения висит другой указатель, например, «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено», тогда уже вы должны остановиться и пропустить машины, едущие по приоритетной дороге. Проезд по нерегулируемому перекрёстку по правилам, что касаются второстепенной дороги, должен быть осуществлён только тогда, когда нет препятствий для манёвра. Возможно, вам придётся стоять достаточно долго, однако это продиктовано соображениями безопасности в первую очередь. Дело в том, что водители, едущие по основной дороге, не будут снижать скорость. То есть если случится столкновение, то оно будет достаточно сильным и может привести к непоправимым последствиям.


Если на перекрёстке работает светофор, то другие знаки приоритета не действуют

Знаки могут быть расположены как сбоку, так и сверху. Поэтому будьте очень внимательны, подъезжая к незнакомому участку дороги, что пересекается другой дорогой. В случае когда на вашей стороне символов и обозначений нет, посмотрите на встречную полосу. По форме висящего там знака вы можете сделать вывод, что именно он обозначает. То есть «Главная дорога» - ромб, а «Уступи дорогу» - перевёрнутый треугольник. Точно так же вы можете ориентироваться, если обозначения с вашей стороны дороги не продублированы, а есть только на противоположной.

Не забывайте и о том, по какой именно дороге вы едете. Если это грунтовая дорога, вливающаяся или пересекающая асфальтовую, то она по умолчанию считается второстепенной. Будьте особенно внимательны при проезде нерегулируемого перекрёстка на трассе, ведь там скорости машин и близко не такие, как в городской черте, и последствия могут быть плачевными. Если же обе дороги, например, грунтовые, то вспоминайте о правиле помехи справа.

Ваши действия на такой дорожной развязке должны быть предсказуемые и легко читаемые. Другие водители должны понимать, что именно вы будете сейчас делать, поэтому не забывайте про поворотники и другие сигналы. Заботьтесь о том, чтобы на дороге вас было видно, и габаритными огнями. Вообще, следует всегда помнить о том, что пересечение дороги - опасное место для манёвров. Поэтому старайтесь чётко и неукоснительно следовать правилам при проезде по нерегулируемому перекрёстку. В правилах говорится о том, что движение по транспортной развязке и манёвры на ней должны проводиться, говоря простым языком, без задержек и прозрачно.

Вывод

Итак, есть всего три правила проезда по нерегулируемому перекрёстку. Это преимущество главной дороги, преимущество трамвая и помеха справа. Неукоснительное следование им, а также концентрация и грамотная оценка дорожной обстановки позволят вам безопасно и комфортно пересекать такие развязки, не создавая угрозы ни для себя, ни для других водителей. Правила пересечения и выполнения манёвров в этом случае прописаны достаточно категорично. Если в других ситуациях у водителей есть некоторые рамки, например, они сами могут выбрать траекторию разворота, исходя из дорожной обстановки, то здесь жёсткость, как вы, без сомнения, сами понимаете, необходима.

Езда на автомобиле предполагает концентрацию, но городская черта уж точно предъявляет к водителю повышенные требования. Водитель должен быть внимательным и осторожным, быстро и правильно оценивать обстановку и предсказывать манёвры других участников движения хотя бы на шаг вперёд. Всё это приходит с опытом езды. Так что обращайте внимание на знаки и светофоры, они помогут приобрести необходимый навык. И почаще освежайте в памяти ПДД; не забывайте следить за их обновлениями.

Проезд перекрестков. (ПДД, глава 13) Равнозначные перекрестки. Круговое движение

Признаки равнозначного перекрестка

Движение через равнозначный перекресток

Некоторые подробности

Перекрестки с круговым движением

Признаки равнозначного перекрестка

Из того, о чем было сказано на двух прошлых занятиях, Вам должно быть ясно, что равнозначный перекресток является нерегулируемым, и что все участники движения, подъехавшие к нему с разных сторон, оказываются в равных условиях. Иначе говоря, это такой нерегулируемый перекресток, на котором нет главной и второстепенных дорог. Именно отсутствие признаков главной дороги и отличает его от неравнозначного перекрестка.

Надо иметь в виду, что ни ширина дороги, ни число полос, ни интенсивность движения не говорят о том, какая из двух пересекающихся дорог является главной, а какая – второстепенной. Следовательно, с помощью этих признаков нельзя определять тип перекрестка. Чтобы не ошибиться на этом этапе, нужно исходить из того, что равнозначный перекресток – это место пересечения дорог с одинаковым типом покрытия (твердым или грунтовым), перед которым не установлено никаких знаков приоритета. При этом если равнозначный перекресток хорошо просматривается издалека, то отсутствие этих знаков и будет его единственным признаком. Предупреждающий знак «Пересечение равнозначных дорог» с нанесенными на него черными линиями одинаковой толщины используется только в отдельных случаях, при ограниченной видимости перекрестка. Как и другие предупреждающие знаки, он устанавливается заблаговременно. Такой же знак может применяться в тех случаях, когда две дороги с разным типом покрытия нужно уравнять в правах вопреки общим правилам.

Движение через равнозначный перекресток

Мы уже знаем правило, по которому нужно въезжать на равнозначный перекресток. Согласно пункту 8.9 ПДД, очередность движения ТС, оказавшихся в равных условиях, определяется правилом помехи справа – тому, кто оказался справа от Вас, необходимо уступить дорогу. Пункт 13.11 Правил уточняет это требование применительно к равнозначному перекрестку. Въезд на него, так же как и на регулируемый перекресток, осуществляется в две очереди: сначала въезжают трамваи, а потом, после них, – безрельсовые ТС. При этом трамваи руководствуются правилом помехи справа между собой, а безрельсовые ТС – между собой (рис. 16-1).


Таким образом, если Ваша траектория пересекается с траекторией трамвая, то трамвай придется пропустить, независимо от направления его движения. Это объясняется тем, что Вы и трамвай по определению находитесь в заведомо неравных условиях, а значит, ни при каких обстоятельствах не можете оказаться помехой справа друг для друга.

Что касается выезда с равнозначного перекрестка, то он осуществляется так же, как и выезд с неравнозначного перекрестка, причем водители трамваев между собой, а безрельсовых ТС – между собой – должны руководствоваться пунктом 13.12 Правил, который мы уже изучили на прошлом занятии. Вспомним еще раз, что согласно требованиям этого пункта:

При движении прямо никого пропускать не надо. Беспрепятственный выезд происходит сразу же после въезда на перекресток;

При повороте направо нужно уступить дорогу только пешеходам и велосипедистам, которые продолжают двигаться в прямом направлении справа от Вашего транспортного средства;

При повороте налево нужно уступить дорогу встречным ТС, едущим прямо или направо, а также пешеходам и велосипедистам, движущимся вдоль левого тротуара.

А вот четвертое направление выезда – разворот – потребует от водителя большего внимания и сообразительности, чем при движении по главной или второстепенной дороге. Пункт 13.12 говорит о том, что перед разворотом водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу тем, кто движется ему навстречу по такой же дороге, как и у него самого. При этом на неравнозначном перекрестке подразумевалось, что ТС, движущиеся в поперечном направлении, находятся с Вами в неравных условиях – либо их дорога второстепенна, и тогда при развороте Вы не обязаны их пропускать, либо она является главной, и тогда Вы не имеете права начинать разворот, пока поперечная дорога не освободится. Следовательно, на неравнозначном перекрестке у водителя, который намерен развернуться, было только одно встречное направление (рис. 16-2, слева). Пропустив тех, кто двигался в этом направлении, водитель мог закончить свой разворот.

Если же транспортное средство оказалось на перекрестке, где все дороги равны по значению, то в процессе выполнения разворота для него образуется еще одно встречное направление (рис. 16-2, справа). Въезжающие на перекресток с левой стороны, имеют точно такое же преимущество перед автомобилем, выполняющим разворот, как и те, кто двигался по рисунку 16-2 сверху вниз. Поэтому Вы сможете закончить разворот на равнозначном перекрестке, только после того как уступите дорогу и тем, и другим.


Некоторые подробности

Мы уже говорили о том, что при проезде любого перекрестка вредны и излишняя поспешность, и излишняя медлительность. Находясь за рулем, необходимо помнить, что дорога построена для всех, а не только лично для Вас. И там, где ее пропускных возможностей не хватает, мы не можем позволить себе терять время понапрасну, задерживая себя и других. Перекрестки как раз относятся к таким местам.

Когда Правила обязывают водителя А уступить дорогу водителю Б, это означает, что в случае, если произойдет столкновение, водитель А будет признан виновником ДТП. Однако угроза столкновения существует далеко не всегда – довольно часто бывает, что пути движущихся через перекресток транспортных средств не пересекаются. Например, нет смысла пропускать помеху справа на равнозначном перекрестке, если Вы намерены совершить правый поворот, не доезжая до нее (рис. 16-3). Следовательно, нет и необходимости дожидаться, пока другое ТС выедет на перекресток – можно начинать маневр без промедления. Тем самым Вы не только сэкономите свое время, но и освободите перекресток для транспортных средств, движущихся позади Вас.


Другой ситуацией, в которой водители не мешают друг другу на перекрестке, является одновременный поворот налево с двух встречных направлений (рис. 16-4). В таких случаях Правила не запрещают разъехаться правыми бортами, то есть так, чтобы траектории встречных транспортных средств не пересекались. Тогда водителям не придется терять время, пропуская друг друга. Однако, выполняя поворот налево по траектории, показанной на рис. 16-4, Вы должны быть очень внимательны. Поворачивающий грузовик, автобус, а иногда и легковой автомобиль может закрывать Вам видимость другого автомобиля или мотоцикла, который, не снижая скорости, движется в прямом направлении и имеет преимущество перед Вами. Поэтому в подобной ситуации начинать поворот нужно на минимальной скорости. Вы можете прибавить ее только после того, как убедитесь, что за встречным ТС, которое поворачивает налево, не прячется другое транспортное средство.

Траектория поворота, показанная на рис. 16-4, допустима только в том случае, когда перекресток состоит из одного-единственного пересечения проезжих частей. Если хотя бы одна из пересекающихся дорог имеет разделительную полосу, то одновременный поворот налево не получится, поскольку на небольшом участке между пересечениями проезжих частей каждое ТС должно двигаться по правой стороне дороги – так, как показано на рисунке 16-5.



Одновременный въезд на перекресток всегда требует от водителей хорошего взаимопонимания и весьма четкого взаимодействия. Даже если водитель встречного ТС подал сигнал левого поворота, этого еще недостаточно, чтобы Вы могли приступить к маневру со своей стороны. Сначала нужно убедиться в том, что он реально намерен совершить поворот. Если водитель снизил скорость и начал поворачивать руль, поддерживая безопасный боковой интервал – это одно. Но когда встречное ТС движется, не снижая скорости и не меняя направления, нельзя ориентироваться только на включенные на нем указатели поворота – возможно, водитель просто забыл выключить их после того, как повернул на предыдущем перекрестке. В таком случае было бы весьма рискованно выезжать наперерез встречному ТС до тех пор, пока ситуация не прояснится. Во-первых, это вполне могло бы привести к столкновению на перекрестке, а вовторых, после столкновения далеко не всегда удается доказать, что второй участник ДТП ввел Вас в заблуждение, ошибочно включив указатели поворота или забыв их своевременно выключить. Поэтому Вас вполне могут признать виновником происшествия – за излишнюю доверчивость.

Перекрестки с круговым движением

Мы говорили, что правила проезда перекрестков являются универсальными – их можно применить к любому перекрестку, даже если он имеет неправильную форму или включает в себя несколько дорог, пересекающихся под разными углами. Распространяются эти правила и на перекрестки с круговым движением, обозначенные дорожным знаком 4.3 . Такой перекресток образуется дорогой, свернутой в кольцо вокруг памятника, большой клумбы или какого-то островка, имеющего круглую или иную форму, и дорогами, примыкающими с разных сторон к этому кольцу. При этом движение по кругу осуществляется строго против часовой стрелки, а въезд на круг и выезд с него – только в правую сторону. На таком перекрестке всегда существует несколько пересечений проезжих частей.

По данным некоторых исследований, количество тяжелых ДТП на перекрестке с круговым движением почти в два раза ниже, чем на обычном. Секрет прост – при столкновении двух ТС, удар приходится не прямо в бок одного из них, как на обычном перекрестке, а по касательной, то есть под углом. Такие столкновения, как правило, не опасны для жизни и здоровья водителей и пассажиров. Кроме того, необходимость поворачивать при въезде на круг и при выезде с него вынуждает водителей существенно снижать скорость. Наконец, на кольце никогда не бывает встречных ТС и связанных с ними лобовых столкновений – круговое движение по определению является односторонним.

Самые первые перекрестки с круговым движением были нерегулируемыми и равнозначными. Встречаются такие перекрестки и сейчас, однако постепенно от них переходят к неравнозначным, а иногда даже к регулируемым.

В большинстве европейских стран и у нас в том числе действует правило, согласно которому круг является главной дорогой, а все примыкающие дороги – второстепенные.

Правила дорожного движения:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.13, часть 1

Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении,

Статья 12.13, часть 2

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков,

Влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Признаки главной дороги:

Наиболее распространенный способ, которым обозначают главные и второстепенные дороги, – это установка знаков приоритета. На главной дороге перед каждым перекрестком устанавливается знак «Главная
дорога» или знаки «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги». На
второстепенных дорогах при въезде на перекресток устанавливаются знаки «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Кроме того, любая автомагистраль заведомо является главной по отношению к остальным примыкающим к ней дорогам, а дорога с твердым покрытием считается главной по
отношению к грунтовой дороге, то есть стихийно образовавшейся колее.

16. Обгон, опережение, встречный разъезд | Описание курса | 18. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Приоритет маршрутных транспортных средств.



 

Возможно, будет полезно почитать: