НЛП: техники, приемы. Promagik - Основные техники НЛП

Наверняка в своей жизни вы встречали людей, которые без труда заводят знакомства, отлично проводят разнообразные семинары и вообще, кажется, что они как-то влияют на людей.

Но ведь и вы можете научиться хитрым трюкам, помогающим в жизни. Уже много лет известно об особых техниках влияния на человека – НЛП.

НЛП для начинающих предоставляют некоторые сложности, ведь необходимо разобраться в новых понятиях и попробовать новые техники.

Никогда не оправдывайтесь.
Ни перед тем, кто вас любит, ни – тем более – перед тем, кто не любит.
Тот, кто не любит, всё равно вам никогда не поверит, а кто любит – он и сам придумает для вас оправдание.
Диана Балыко. "365+1 правило НЛП на каждый день счастливого года"


Для чего нужно НЛП?

Аббревиатура НЛП расшифровывается как НейроЛингвистическое Программирование. Разберём это определение подробнее.

Создатели вложили в этот термин связь между неврологическими («нейро»), языковыми процессами («лингвистическое») и опытом человека («программирование»).

НЛП – постоянно растущая коллекция информаций и идей, подкреплённых огромным диапазоном психических техник. Они могут позволить вам повлиять не только на своё сознание, но и на чужое.

Изучение такой области, как НЛП даёт возможность вам:

  • Приобрести новые навыки общения.
    Научиться делать то, что не можете сделать прямо сейчас.
    Мыслить более ясно.
    Более эффективно общаться с другими людьми.
    Управлять своими мыслями, настроением и поведением.
    Расширить свои права и возможности.
Создатели подхода НЛП, Бендлер и Гриндер, также утверждали, что при помощи НЛП можно вылечить такие проблемы, как , психосоматическое заболевание, близорукость, аллергия и даже обычная простуда у человека.

С чего начать изучение НЛП?

Обычно новичкам трудно разобраться во всех методах и приёмах НЛП. Кажется, что информации слишком много и её сложно понять.

Перед людьми, желающими начать изучение НЛП, встаёт закономерный вопрос – с чего начать? Прежде чем приступить к постижению сложных методов и приёмов, естественно, лучше всего разобраться с чего начинается НЛП. В книгах по НЛП для начинающих сначала приводятся главные понятия, ведь на них строится вся система.

Прежде всего, необходимо осознать значение трёх широких компонентов и центральных понятий нейролингвистического программирования – субъективность, разум и обучение. Так вы поймёте, с чего начинается НЛП.

Лучшие книги по НЛП для начинающих

За все время существования этой науки общения для начинающих по НЛП написано немало книг.

Чтобы не запутаться во всём этом многообразии, решите для себя, для чего вы хотите изучать нейролингвистическое программирование.

Учитывайте, что это программирование используется в различных областях. Именно поэтому необходим тщательный выбор книг по НЛП для начинающих.

Книги по НЛП по областям применения

НЛП имеет большое влияние на людей и может применяться в различных сферах жизни.

Управление

Знание техник НЛП просто необходимо сегодня для руководителей, директоров и менеджеров. Искусство управления всегда было динамичным и требовательным. Ценные навыки программирования будут способствовать мотивации работников и распространению вашего влияния на них. Полученные навыки помогут искусно манипулировать подчинёнными.
  • Р. Дилтс «Моделирование с помощью НЛП» .
    Описание главного метода нейролингвистического программирования представлено в простой форме. Любой интересующийся воздействием на группу людей найдёт здесь много интересного.

    Личная жизнь и коммуникация с близкими людьми: "НЛП позволяет нам лучше понять другого человека: его мысли, стремления, желания. А также, что ему подходит и как лучше общаться с ним. Все это положительно влияет на отношения в . Ведь, если человек понимает, что движет человеком, что его расстраивает, то отношения становятся более доверительными и близкими."
    А. Плигин «Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха» .
    В книге представлен опыт НЛП-консультанта, исследовавшего реальные проблемы людей.
    А. Любимов «НЛП. Мастерство коммуникации» .
    Автор затрагивает вопросы понимания людьми друг к другу и рассказывает о великом умении общаться.
    М. Эриксон «Стратегия психотерапии» .
    Книга-сборник методов гипноза на состояние людей.

Самопознание

Чаще всего бывает сложнее применить навыки НЛП на себя. Но после долгой и кропотливой работы вы сможете контролироваться своё настроение и эмоции. Признаете свои, не соответствующие окружающему миру, качества и наконец-то, почувствуете себя более энергичным, мотивированным и креативным.
  • Р. Бендлер, Д. Гриндер «Используйте свой мозг для изменения» .
    Новые, быстрые и эффективные методики, способные изменить сознание человека.
    Р. Бендлер, Д. Гриндер «Черепахи до самого низа» .
    Нестандартными способами реально развить в себе скрытые гениальные способности.

Продажи

Опытный продавец давно знает, что можно тайно воздействовать на покупателя. Тогда ваши продажи увеличатся в несколько раз. Нейролингвистическое программирование поможет разработать взаимовыгодные отношения с клиентами, определить его потребности и создать мотивацию для покупки определённого продукта.
  • Р. Бендлер, Д. Гриндер «Рефрейминг» .
    Специфический приём, при котором можно обеспечить влияние на нужную часть подсознания, используется не только при продажах, но и в повседневной жизни.

Карьера

Для продвижения по карьерной лестнице уже недостаточно просто хорошо работать. Теперь вы должны быть квалифицированным коммуникатором, быть в состоянии мотивировать коллег и уметь рекламировать себя. Знание основных навыков НЛП даёт вам дополнительное преимущество по сравнению с коллегами.
  • Р. Бендлер, Д. Гриндер «Из лягушек в принцы» .
    Лучшая книга по НЛП для начинающих. В книге рассматривается широкий спектр различных состояний человека и влияние на любое из них.
    Г. Олдер, Б. Хэзер «NLP. Полное практическое руководство» .
    На примере жизненных ситуаций этот вводный курс обеспечивает довольно подробное знакомство с психикой человека.

Инструкция

Обучение методам и упражнениям НЛП занимает некоторое время. Можно начать заниматься самостоятельно, можно вместе с мастером. Наличие преподавателя ускорит получение результатов, поможет избежать ошибок. Но в любом варианте придется прикладывать усилия и регулярно выполнять упражнения, наблюдать за собой и за людьми.

Чтобы освоить азы НЛП, начните читать книги. Для новичков рекомендуют такие произведения: Ричард Бендлер, Джон Гриндер "Из лягушек - в принцы."; Андрей Плигин, Александр Герасимов "НЛП-практик"; Джозеф О"Коннор, Джон Сеймор "Введение в НЛП"; Александр Любимов " Мастерство Коммуникации"; Джил Андерсон "Думай, пытайся, развивайся"; Ричард Бендлер "Время перемен". Важно не только ознакомиться с этими книгами, но и выполнять все предложенные упражнение. Навыки появятся после того, как вы начнете практиковать их в жизни, а не просто накапливать теоретические данные.

Можно читать не книги, а статьи, которых очень много в сети. В них чаще встречаются действенные техники, а не теория. Конечно, чтобы стать специалистом, придется изучить все аспекты НЛП, но иногда нужно начать с чего-то практического, получить результаты, а потом лишь двинуться в глубину этой науки. Статьи помогут лишь поверхностно узнать что-то о поведении человека, но и этого бывает достаточно для изменения жизни.

Сегодня существует огромное количество вебинаров для обучения НЛП. Многие начинающие авторы проводят занятие , чтобы собрать слушателей, чтобы создать себе имя. Именитые мастера тоже практикуют эту форму обучения, но при этом просят некоторую оплату. Это удобный способ освоить НЛП, так как не нужно выходить из дома, достаточно лишь иметь компьютер или планшет и стабильный выход в интернет.

Максимального эффекта можно добиться на тренингах по НЛП. Это возможность не просто наблюдать за действиями, а участие в процессе обучения. Сразу можно опробовать все техники на живых людях, научиться использовать их максимально эффективно, а значит моментально получить результаты. Для изменения жизни достаточно пройти один тренинг или семинар, но за это занятие невозможно будет освоить все методы. Чтобы получить больше инструментов, обращайтесь к разным преподавателям за знаниями.

Чтобы научиться нейролингвистическому программированию, потребуется терпение. Нужно понять, как думает человек, как себя ведет и чего ожидает. По его жестам, фразам, тону речи можно понять устремления, и на основе этих факторов делать свои предложения. Это отлично работает при выступлениях на публике, при продаже каких-то товаров и услуг, а также при психологическом консультировании.

Нейролингвистическое программирование, как и любая эффективная модель "корректировки" мышления, эмоций, поведения человека, группы, масс, имеет свой инструментарий, то есть набор специфических средств воздействия. Основатели НЛП не создавали принципиально нового учения или науки: они лишь проанализировали опыт психотерапевтов, психологов, гипнотизеров; выделили ключевые факторы их успеха в общении; интегрировали основные психологические теории (психоанализ, эриксоновский гипноз, гуманистическую психологию и т.д.); добавили результаты собственных исследований и наблюдений за поведением других людей в коммуникативном процессе, иначе говоря, основатели нейролингвистического программирования не изобрели, а скорее всего, подметили и проакцентувалы исконные эффективные инструменты психологического воздействия и средства воздействия человека на человека.

Обобщив теоретические и практические наработки западных (С.Андреас, С.Бавистер, К.Бертон, Б.Боденхамер, Р.Броди, А.Викерс, Д.Делозье, Р.Дилтс, Б.Зайдл, Л.Кемерон-Бендлер, Д.Молден, Д.ОьКоннор, Г.Олдер, Р.Реди, В.Сатир, Д.Сеймор, Т.Стил, П.Хатчинсон, Б.Хезер, С.Хеллер, М.Холл, П.Янг и др.) и российских (А.Бакиров, Н.Владиславова, Д.Воедилов, Т.Гагин, С.Ковалёв, С.Уколов) специалистов С НЛП, можно выделить две группы приемов (методов) воздействия: нелингвистические и лингвистические.

Основные нелингвистические технологии следующие:

1) прием эксплуатации аудиопатернив: создание путем подстройки к дыханию, модуляции, интонационной игры дополнительного образа, который бы подчеркивает, оттеняет, а при необходимости опровергает и перечеркивает тот образ, который формируется вербально;

2) прием использования визуальных архетипов: спекулируя тем, что подсознание человека содержит определенный (присущ нации, пола, региона и т.д.) архетип (символы все воспринимают эмоционально одинаково положительно или отрицательно), манипулятор для продвижения политика, формирование его положительного имиджа борьбы с последнее ставит его в видеоряд (скажем, в рекламе) рядом с соответствующими цели архетипами;

3) прием маркировки текста: выделение в основном тексте (жирным шрифтом, другим кеглем и т. Д.) Нескольких слов или букв, которые, если читать только их, имеют свой смысл. При прочтении основного текста маркированный сразу попадает на бессознательный уровень и стимулирует необходимую реакцию (например, надпись на стенах эпохи перестройки: "КПСС - наш рулевой!", - Где две последние буквы в аббревиатуре КПСС напоминали немецкие эсэсовские погоны времен Второй мировой войны);

4) прием применения субмодальностей: использование особенностей и характеристик изображения или звука для создания необходимого положительного или отрицательного эмоционального фона, формирование определенных склонностей к активности или пассивности на подсознательном уровне, которые бы сделали контроль эмоций объектов манипулятивного воздействия различных субмодальностей;

5) прием использования каталепсии (замирание человека в определенной позе; действие, связанное с расстройством двигательного аппарата). Такое положение можно вызвать и искусственно. Применяя этот прием, политики пытаются удержать руку партнера во время рукопожатия. Если партнер или оппонент в этой ситуации не выдергивает руки, это значит, что он передает инициативу оппоненту и готов последовать его во всем;

6) прием возрастной регрессии: умышленное показа картин или образов прошлого, во время которого человека, группу или массы охватывает легкий транс ностальгии (в процессе регрессии сознание и подсознание объектов воздействия готовы к восприятию политических идей, образов, идеалов, которые манипулятор хочет нав "связать)

7) прием разрушения (подмены) шаблонов: достижения необходимых манипулятору изменений в мировоззрении и действиях человека, группы или масс путем изменения (замены) привычных, отработанных алгоритмов (шаблонов, стереотипов) и навязывание Других моделей поведения;

8) прием оценки поведения как результата положительного намерения: проведение четкой границы, признание различий между намерениями, которые, по мнению классика НЛП В.Сатир, всегда являются положительными, и реальным поведением, которое может не соответствовать нормам морали. По манипулятивного использования этого приема можно, например, утверждать: "Да, Сталин уничтожил миллионы людей голодомором," большим террором ", да, он варварским способом провел коллективизацию, да, он ликвидировал цвет национальной элиты, но у него была благородная цель - создание мощной советского государства ";

9) прием игры на ассоциации или диссоциации: попытка манипулятора вызвать у объекта воздействия в зависимости от потребности (цели) ассоциативный воспоминание, которое приводит такие острые переживания прошлого опыта, что все это происходит сейчас, или диссоциированы воспоминание, в процессе которого человек выполняет роль зрителя, просто просматривает видеозапись событий с участием другого человека. Ассоциированная позиция вызывает сильные чувства, которые создают мотивацию для изменения поведения, а диссоциированных позволяет получить больше информации и легче вывести объект воздействия со деморализованного состояния, мобилизовать все его творческие ресурсы для решения проблемы;

10) прием подстройки: подстройка (невербальное и вербальное) к человеку, группы, масс с целью психологического манипулятивного воздействия. Прием реализуется по формуле: подстройка - вхождение в доверие, проникновение в подсознание - ведение. Если интерполировать классическую фразу "мафию уничтожить невозможно, ее можно только возглавить" на политическую сферу, то можно сделать вывод, что для борьбы с определенной политической силой манипуляторов сначала необходимо стать для нее "своим", проникнуть в ее ряды, а уже потом "изнутри "стимулировать необходимое поведение, деятельность, изменения.

Лингвистические технологии. Прибегая к этим технологиям, политические манипуляторы используют:

1) прием изменения фокуса внимания во временном пространстве: блокирование мыслей о прошлом, ориентация человека, группы, масс на положительный результат (решение насущной проблемы) в настоящее время и в будущем перенос фокуса внимания объекта воздействия из попыток изменить поведение других на то, что он самостоятельно может сделать для улучшения ситуации;

2) прием императивной персевераций (лат. Persevere - упрямо делаю): неоднократное повторение жестким, гипнотическим голосом определенного утверждение. В политической сфере чаще всего используются лозунги-обещания ("когда моя политическая сила придет к власти, то уже в первый месяц мы сделаем..."). В основе этого приема лежит спекуляция на склонности значительной части людей подчиняться родительской воле, которую имитирует манипулятор уверенным голосом и интонацией;

3) прием "связи": искусственное встраивания необходимой информации, нужного видеоряда в положительный или отрицательный контекст зависимого от цели, которую ставит перед собой манипулятор. На языке НЛП этот процесс называется "якорное позиционирования через введение в синонимический ряд";

4) прием "раскрутки": умышленное изменение уровня или масштаба рассмотрения проблемы или противоречия. Этот прием является одним из самых распространенных технологий в нейролингвистического программирования, эффективным способом работы с семантическим пространством человека, группы, мас. В случае его применения рассматриваемый предмет (ситуация, деятельность, проблема и т.п.) в зависимости от целей "раскрутки" уменьшается, растет или переводится в параллельную плоскость с целью сужения или расширения "карты". Это позволяет инициатору воздействия получить необходимую реакцию (активность или пассивность).

В нейролингвистическом программировании применяются три типа "раскрутки", способны активизировать деятельность человека, группы, масс: а) "раскрутки вверх", которое позволяет резко, к высшим ценностям, усилить мотивацию на смену (толчком может быть вопрос: "Если вы этого достигнете, то что сможете сделать? »); б) "раскрутки вниз", что способствует определению конкретных препятствий и способов выполнения задуманного ("Какие существующие проблемы?» «Как сдвинуть дело с места?»); в) "раскрутки сторону", которое делает возможным использование аналогии, чужого опыта для решения проблемы ("Давайте подумаем, как другие выходят из аналогичной ситуации?» «В чем они видят ресурсы прорыва?»);

5) прием рефрейминга (смены) контекста: стимулирование способности человека, группы, масс взглянуть на поведение или событие под другим углом; изменение контекста на такой, в котором то, что связано с проблемой, выступает как определенный позитив, ценность. Этот прием основан на том, что конкретное переживание, поведение, событие обладают способностью приобретать разного содержания и обусловливают неодинаковые последствия в соответствии с контекстом. В его основе -выяснение вопрос, когда и в какой ситуации такое поведение или событие могут квалифицировать как положительную. Политические манипуляторы используют прием рефрейминга контекста в широком диапазоне, чем психотерапевты: в зависимости от политической целесообразности они могут вмещать информацию о поведении (событие) не только в положительную, но и в негативный контекст. Например, название статьи в оппозиционной прессе "Стройка шахтеров - это форма активной и эффективной борьбы за свои социальные права" в противовес официальной публикации (после определенного рефрейминга контекста) - "Очередная забастовка шахтеров - это разрушительный удар по экономике страны за нарастающего кризиса";

6) прием рефрейминга содержания: изменение значения содержания поведения, события без изменения контекста. Скажем, в зависимости от того, какую политическую силу представляет источник информации, значительное пополнение партии С молодежью можно квалифицировать как "веру подрастающего поколения в идеалы этой партии, формирование надежного стартовой площадки для прорыва на предстоящих выборах" или как "проявление упадка партии С, от которой отвернулись настоящие профессионалы и зрелые политики из-за непоследовательности и противоречивости реализации партийной платформы ";

7) прием равенства: отказ от общения путем борьбы за доминирование, подчинение и переход к принципу равенства. Этот енелпистський прием, который эффективно действует в семейной психотерапии, политические манипуляторы часто используют своеобразно, практически наоборот. Поскольку равенства, согласии способствуют полная, объективная информация и демонстрации общности интересов участников коммуникационного контакта, свою задачу манипулятор видит в том, чтобы: а) предельно сузить канал достоверной Информации;

б) распространить деформированы, ложные сообщения; в) максимально подчеркнуть различиях партнеров или оппонентов по общению;

8) прием псевдовыборы: создание искусственной ситуации, которая позволяет манипулятору избежать этапа агитации, убеждения. Банальный вопрос: "Вы за кого будете голосовать: за лидера партии А партии 6?" - Снимает другие "критические вопросы": "Есть ли альтернативные подходы партий А и Б?";

9) прием предположение, импликации (лат. Implico - тесно связываю): формирование мнения таким образом, чтобы пропустить момент доказательства. Образец предвыборного обещания: "После выборов представители нашей партии в парламенте обязательно сделают все для того, чтобы в вашем районе (городе, селе) был построен дорогу (завод, библиотеку), о которой вы просите сейчас" (заявляют так, будто эта политическая сила уже в парламенте) образец рекламного агитационного плаката: "Чем нам нравится лидер X?" (оказывается, он нам уже нравится)

10) прием "закладки мины" в придаточном предложении: формулировка и позиционирования мысли, направленной на подсознание, не в главном, а в придаточном предложении с последующим закреплением (после паузы) в нескольких следующих предложениях. Например: "Если ты решил идти голосовать, то, по моему мнению, твоим взглядам наиболее соответствует лидер партии / 7 - Ну не нравится он, есть много других... Тоже заслуженные, тоже известны... Но ты заметил, какие красивые усы у лидера партии Д, как гордо он говорит... ";

11) прием встроенных пресупозишй: органическое вплетение в контекст предложения определенного утверждения (Пресуппозиция), не меняет своего содержания даже при условии переформулирование этого предложения как отрицательного: "Это хорошо, что вы поддерживаете политика А"; "Это плохо, что вы поддерживаете политика"

12) прием создания "психических вирусов": "психическое вирус" - это информация, которая существует в сознании людей, может существенно влиять на ход определенных событий и имеет тенденцию к самовоспроизводству, самоусиления и самораспространению. К простейшим "психических вирусов" принадлежат слухи, мечты, мифы, анекдоты. Мотивацией для их распространения является простой обмен эмоциями в общении для создания ситуации интерес. Сложными "психовирусамы" выступают религии, идеологии;

13) прием смещение фокуса внимания: перенос в процессе общения внимания слушателя (слушателей) из основных проблем на детали. Создается впечатление, что проблемы "будто развязаны", и это воспринимается как то, что не подлежит никакому сомнению. Например, политик утверждает: "После выборов наша политическая сила будет еще выбирать, с кем ей создавать коалицию, ведь мы хоть и небольшая партия, но возьмем" золотой акцией ". В этом высказывании слушателю навязывают мнение, что партия, которую представляет политический оратор, несомненно, будет в парламенте; фокус внимания смещен на дальнейшие ее перспективы;

14) прием трюизмов (англ. Truth - правда): использование техники, которая вызывает у собеседника желание согласиться, что резко снижает его способность к сознательному сопротивления и делает воздействие на подсознание; внушения под "овечьей шкурой" трюизма нужной для манипулятора идеи ("Я слышал, что многие в регионах поддерживают партию N", "Наверное, представители партии N быстро решают социально-экономические проблемы населения", "Учитывая это, возможно, и правы те, кто поддерживает партию N ")

15) прием конкретного образа: чтобы наладить контакт (установить рапорт), опытный манипулятор во время общения чаще всего прибегает к неоднозначным по смыслу слов, терминов, оценок; когда контроль над объектом манипулирования уже установлено, речь инициатора воздействия становится категоричнее и конкретной: "Если мы не примем это решение, то пострадают дети, женщины, старики" (а не просто "люди") "Наша фракция выступает за то, чтобы в следующем году было выделено дополнительно 10000000 гривен на нужды вашей области в социальной сфере (" 10000000 ", а не просто" деньги ")

16) прием неоднократного повторения и выделения ключевого тезиса: тиражирование и акцентирование базовой тезисы выступления с целью фиксации ее в сознании и памяти собеседников. Ключевые фразы приема: "Как я уже отмечал...", "Еще раз...», «Итак, кроме меня, еще очень много людей нашей партии убеждены в том, что...";

17) прием слов-команд: спекуляция (игра) на самолюбии оппонента, его попытке демонстрировать свой профессионализм и компетентность. Основными словами-командами являются "знаете", "понимаете", содержащие вызов: собеседник, если он себя уважает, должен быть достаточно информированным. Фразы, из которых, как правило, начинаются ключевые элементы применения приема: "Вы, наверное, знаете о том, что...", "Я убежден, что вы понимаете, что...", "Я не сомневаюсь, что вы как специалист понимаете возможные последствия процесса... ";

18) прием использования цитат, которые нацеливают, программируют: употребление в нужный момент крылатого выражения, который подтверждает мнение манипулятора; произнесения необходимой идеи, концепции после нечетких слов: "Я не помню, кто это сказал, но эти слова имеют определенную ценность..."; "Я вспоминаю слова одного выдающегося деятеля..." и т.д.;

19) прием применения метафор и притч: прямое перемещение необходимой манипулятору информации в подсознание объекта воздействия с помощью специфического носителя - метафоры или притчи. Метафора - это оборот речи, образное выражение понятия, употребление в переносном смысле образного выражения или слова для описания какого-то предмета или явления, сходного с ним по определенным признакам. Оскипькы метафора - образное выражение, то понимание его сути, содержания связано с деятельностью правого полушария мозга, и обеспечивает поступление содержания, выражения непосредственно к подсознанию объекта воздействия. Метафора и метафорические высказывания часто является основой притч, которые активно используют в нейролингвистического программирования. Притча - это короткая аллегорическая рассказ, который содержит моральное или религиозное поучение (премудрость). Преимуществами метафор и притч выступают: а) лаконичность, что позволяет кратко передать значительный объем сложной информации; б) легкость для восприятия, обусловлена наглядностью, простотой, эмоциональностью; в) целостный, яркий описываемый образ. Именно поэтому религии, духовные учения проповедуемые упрощенной и метафорической языке, понятном каждому.

Для политического манипулятора метафора (притча) важна как средство, позволяющее донести необходимую мнение (лозунг, команду) сразу к подсознанию человека (группы, масс) катализатор, способный простимулировать необходимое действие, поведение. Прослушав метафору, притчу, адресат манипулятивного воздействия "вполне самостоятельно" (по крайней мере он в этом убежден) делает вывод (принимает решения), запрограммированное манипулятором;

20) прием искусственного ограничения выбора: навязывание партнеру по общению или оппоненту максимально ограниченного, но комфортного для манипулятора "альтернативного" выбора пути незаметного, но существенного уменьшения количества возможных вариантов решения проблемы. Например: "Что вам больше нравится в лидере X: харизматичность или толерантность? -;

21) прием смещение временных предикатов: перенос проблемного вопроса (ситуации) в прошлое, а положительных перспектив - из будущего в настоящее. Использование прошедшего времени отделяет и отдаляет человека, группу, массы от определенного события или ситуации, а настоящего - тесно связывает с ними. Напоминание о неудачные действия или решения в прошедшем времени указывает на то, что "все было плохо" ("В работе правительства, парламента и т.д. было немало ошибок, но мы сделали выводы..."). Описание возможной новой поведения специалисты по НЛП рекомендуют начать в будущем времени и постепенно переходить к настоящему, намекая, что ее уже начали реализовывать в современных условиях ("Я думаю, вскоре наше правительство, парламент и т.д. будет способен адекватно и профессионально реагировать на вызовы времени. .. Первые ростки нового мы уже сейчас видим во время этого обсуждения... "). В процессе применения этого приема происходит переформатирование взглядов, убеждений относительно имеющихся причинно-следственных связей;

22) прием акцентирования: сознательное и целенаправленное подчеркивание ключевых словах, которые необходимо донести до объекта манипулирования;

23) прием искусственного упорядочения: попытки акцентированным перечислением (во-первых, во-вторых, в-третьих...) создать у партнера по общению или оппонента иллюзию порядка, последовательности, логической связи там, где их на самом деле нет;

24) прием использования контрастов: сужение возможных альтернативных решений из-за использования принципа "или - или" с целью осуществления "логического давления" на оппонента и подчинения его своей аргументации. Этот прием является одним из самых эффективных, поскольку создает впечатление абсолютно логического доказательства. Например: "Вы поддерживаете партию А или Б". Формально эта аргументация логична: если не это, то то. Однако принцип выбора "или - или", в который подталкивает манипулятор, скрывает роковую ошибку: искусственно создается иллюзия, что существуют только названные альтернативы;

25) прием речевого связки: вплетение в чрезмерно эмоциональное, быстрое, иногда даже сумбурное по содержанию речи реплик типа: "Вы согласны со мной?", "Не так ли?", - Что целью деморализации партнера (оппонента), его замешательство, снижение уровня критичности восприятия информации, то есть установление психологического наблюдения за поведением собеседника;

26) прием "тройной спирали М.Ериксона": последовательное пересказ трех историй, которые интересуют аудиторию. При этом первая и вторая истории прерываются, а третья, содержащий самое важное для НЛП-технологий -навьязувани установки, - рассказывается до конца. После этого завершают первую и вторую истории и объясняют логику связи между ними. В результате влияния эффекта "последнего слова (края)" хорошо запоминается и анализируется первая и вторая истории, а третья воспринимается "на веру";

27) прием скрытой подсказки построение модели общения по схеме, в которой сначала идет предложение неопределенности (даже с имитацией отчаяния), за ним предложение, в котором звучит (программируется) скрыта подсказка желаемого действия, а в следующем предложении имитируют объективность, что обеспечивает нейтральный уход инициатору манипулятивного воздействия. Например: "Я даже не знаю, за кого буду голосовать на следующих выборах, поскольку практически все партии себя полностью дискредитировали в последнее время.... Разве что партия N ... Хотя и у нее много недостатков...";

28) прием "чтения мыслей": вербальное демонстрации манипулятором объекту воздействия своей способности угадывать (знать) мысли, мотивы, намерения и т.п. другого человека; актуализация, скрытое подталкивание к нужному манипулятору решение, когда оппонент находится в состоянии неопределенности. Фраза, символизирует процесс гипнотического "чтения мыслей", звучит примерно так: "Я знаю (чувствую, убежден), что Вы хотели сейчас выразить определенное мнение (осуществить конкретное действие)". Когда манипулятор говорит подобную фразу, он деформирует реальное мнение партнера (оппонента) по общению; скрыто программирует, подталкивает его к принятию решения, которое устраивает инициатора манипулятивного воздействия. Например: "Вы уверены, что наша политическая сила не сможет..."; "Я уверен, что вы знаете, что... и," Наши политические оппоненты не думают о будущем... "," Поверьте мне, я знаю, что вы чувствуете, я знаю, о чем сейчас думаете.. "," Я вижу, что хотя внешне вы пока сомневаетесь, но в глубине души вы уже сделали правильный выбор ";

29) прием "фальшивых причинно-следственных связей": приписывание определенному субъекту (объекту) манипулятивного воздействия всех грехов за проблемы, просчеты в действиях, поступках, решениях манипулятора ("Мы не смогли реализовать свою социальную программу из-за противодействия оппозиции... "," У нас был замечательный план выхода из политического кризиса, но помешала партия ЛГ, "Если бы лидер А был менее амбициозный, мы бы нашли компромисс")

30) прием комплексного эквивалента: объединение фактов, которые не связаны друг с другом и не имеют четкого причинно-следственной связи, а в сочетании только предсказуемым домислюваним логической связью; приравнивание части опыта (созерцание внешнего поведения) до общего значения (оценки внутреннего состояния). При конструировании комплексных эквивалентов используют фразы типа: "есть", "это значит", "то же, что" и другие. Этот прием - классический для НЛП паттерн лингвистического искажения, в процессе которого поведении лица (группы, масс) приписывают по внешним признакам переживания определенных состояний. Скажем, лозунг "Только честные люди выбирают партию Л / Г не раскрывает и не объясняет, почему так делают" только честные ". Манипуляторы этого и не требуется, поскольку должен сработать логика, которая посылает подсознания метасообщения:" Если я выбираю партию А /, я честному человек ". Другие примеры:" В толпе заметно значительное оживление, очевидно, они готовятся к активным действиям... ";" На токшоу политик А внезапно побледнел, когда ему задали вопрос.., наверное, оно его деморализовало " , "Политик Б никогда не опаздывает на встречи с избирателями, видимо, что-то произошло...", "Политический блок С победил, значит...";

31) прием концептуальных предположений: искажения содержания коммуникативного акта путем использования определенных утверждений, которые без доказательств воспринимаются как истинные. Ключевыми словами при применении этого приема является "когда", "если", "потому что" и т. Д. ("Если вы поддержите на выборах партию Ну, это скоро заживете лучше", "Когда лидер ВО станет президентом, кардинально на" позитив "изменится характер международных связей нашей страны", "Поскольку оппозиция не при власти, она совершенно не может влиять на экономическую политику государства ")

32) прием кванторов общности: квантор общности - это набор слов, с помощью которых осуществляют универсальное обобщение. Путем подобного обобщения впечатление (ощущения), что касается единичного факта или одного человека, переносится при оценке на все поведение человека (группы, масс). К кванторов общности принадлежат такие слова, как "все", "никогда", "каждый", "всегда" и "никто". Например: "Все политики берут взятки"; "Представители каждой партии в душе ненавидят свой электорат, от которого зависит их будущее"; "Оппозиция всегда мешает правительству", "В таких условиях, сложившихся никто не может предложить реальный выход из политического кризиса";

33) прием использования модели SCORE: детальный анализ реального положения вещей и условий достижения желаемого результата через призму пяти ключевых элементов - симптомов, причин, результатов, ресурсов и эффектов. Авторами приема является Р.Дилтс и Т.Епштейн. Аббревиатуру SCORE образовано из начальных букв английских соответствий основных элементов модели:

o симптомы (symptoms). Речь идет о первых, внешние признаки определенной проблемы, которую необходимо решить. Лидер одной из парламентских фракций может сказать: "Мы уже долгое время не можем сформировать парламентскую коалицию". Это констатация, характеристика текущего состояния дел, содержащий проблему, требует неотложного решения;

o причины (causes). Они стимулируют и запускают в действие симптомы. Причины не всегда очевидны ("С одной стороны, мы не можем договориться по решению вопроса.., с другой - возможно, кто-то из наших потенциальных политических союзников" торгуется "и рассчитывает на определенные должности"). Они также являются частью текущего положения;

o результаты (outcomes). Это желаемое состояние ("Мы готовы для компромисса осуществить не шаг навстречу (" выдвинуть своих претендентов »), а шаг назад (" чем-то поступиться ради стратегического успеха "). Это новое поведение, новые подходы и видения, которые могут существенно изменить ситуацию ступора внести положительную динамику в имеющееся положение;

o ресурсы (resources). К ним относятся средства и приемы, используемые для устранения причин ("Наша политическая сила и в парламенте, и в регионах готова поддержать деятельность возможной новой коалиции»). На этом этапе переконувального речи можно применять практически любой прием НЛП ("якорения", изменения взглядов и т.п.);

o эффекты (effects). Это долгосрочные последствия достижения результатов и элементы желаемого состояния ("За длительного единение с нашими потенциальными союзниками по коалиции все государственные проблемы будет значительно легче решить").

Если большинство приемов НЛП - это линейные способы решения проблем путем перехода из текущего состояния в желаемое при соблюдении определенной процедуры, то модель SCORE является гибкой и нестандартной, что позволяет начать влияние с любого места (части) в зависимости от содержания проблемы и от того, как представляет человек себе эту проблему (масштабы, сложность, возможные негативные последствия в случае ЕЕ нерешение и т.д.).

SCORE можно использовать и как мощный положительный переконувального фактор, и как изящный манипулятивный маневр, если его применяют как средство достижения своей победы, а не общественного согласия, согласия;

34) прием модальных оператор / в: использование манипулятором с целью психологического воздействия модальных операторов, которые определяют границы (границы) модели мира и модель (способ) действия человека. Специалисты выделяют несколько категорий модальных операторов: необходимости, возможности, невозможности, полномочий, идентичности, выбора и т. Д. Важнейшими являются модальные операторы необходимости ("должен - не должен") и возможности ("может - не может", "способен - не способен»), которые определяют правила поведения и способность к реальному действию. Человек, который оперирует терминами "должен", "способный", "необходимо", "вынужден", "хочу" и т.п., по сути, описывает детали (контуры) собственной модели мира. Изучив, поняв и приняв во внимание специфику модальных операторов партнера (оппонента) по коммуникативному акту, манипулятор может легко достичь желаемой цели, поскольку знает реальные пределы необходимости или возможности действий объекта манипулятивного воздействия;

35) прием утраченного перформатива: высказывания оценочного суждения без указания ее субъекта или источники информации. Скрытой преимуществом этого приема является именно неопределенная оценочная мнение, потерянный перформатив, который направляет или подталкивает человека, группу, массы к действиям (поведения) в желаемом для политического манипулятора направлении. Например: "Никому не следует осуждать других", "Серьезные политики не должны впадать в отчаяние"; "В любом случае это не важно", "То, что вы делаете, - яркая демонстрация политической беспомощности";

36) прием простых удалений: сознательное исключение из процесса общения информации о человеке, предмет и т. В результате слушатель начинает искать свои ответы на вопросы, у него возникают. Так, в утверждении "Нецелесообразно сегодня обнародовать наши политические планы" удален принципиальную информацию: "Нецелесообразно для кого?", "Почему нецелесообразно?", "А завтра целесообразно?", "Обнародовать каким образом?", "Какие политические планы?" . Для опытного политического манипулятора использования этого приема намек отдельному человеку, группе, массам на скрытую силу, не известны широкой публике ресурсы и т. д. той политической силы, на которую он в данный момент работает;

37) прием неполных сравнений: употребление при высказывании оценочных суждений сравнения без указания на то, с чем или с каким стандартом происходило сопоставления. В лингвистике есть неполные сравнения (удаление), которые охватывают различные степени сопоставлений (лучше, лучше, больше, меньше, лучший, худший, богаче, беднее, хуже и т.д.). Например: "Политик А - лучший в парламенте"; "Партия С в течение этого года оказалась самой слабой", "Проект политической платформы блока Р - худший *. В практике манипулятора использования этого приема составляет эффективный способ навешивания и закрепление за определенным объектом необходимого политического ярлыка в диапазоне от" лучший "- до" худший ";

38) прием отсутствия референтного индекса: употребление неопределенного существительного (в НЛП - референтный индекс) для обозначения человека, предмета, которые являются объектами (субъектами) воздействия и описывает в утверждении глагол. В процессе применения этого приема чаще всего как заменители реальных инициаторов влияния употребляют неконкретные (неопределенные) категории "кто", "они", "никто", "этот" и т.д. ("Кто-то может подумать, что у власти есть проблемы...", " Они никогда не поймут нашей политической линии "," Никто не застрахован от политического лохотрона »). Этот прием часто используют для снятия с себя ответственности за неуспешный политический курс: "Никто тогда не мог предположить.., они стали помехой.., к тому же кто-то запустил в СМИ сплетню, которая разрушила все...";

39) прием употребления неопределенных глаголов: использование в коммуникативном процессе глаголов, которые не дают представления о конкретном способе действия. Лексемы вроде, "контролировать", "анализировать", "удалось", "вредить", "демонстрировать" не дают возможности создать в сознании четкую картину процесса, который продолжается. Например: "Власть не заботится о рядовых граждан"; "Я был удивлен поведением политика С на токшоу"; "Нам удалось преодолеть политический кризис". В политическом манипулировании этот прием применяют для тиражирования (программирование) необходимых мыслей, идей и лозунгов;

40) прием установления якорей: "привязывания" отдельных сигналов (визуальных, аудиальных, кинестетических) к определенным моделям переживаний и состояний, которые в дальнейшем могут быть искусственно вызваны. Этот прием, ведет свою родословную от классической концепции Павлова "стимул - реакция", является одним из ключевых в НЛП. "Якоря" могут возникать естественным путем и устанавливаться специально. В НЛП по характеру воздействия различают "якоря":

а) положительные, обусловливающие ресурсное положение (приятное переживание)

б) отрицательные, вызывающие проблемное положение (неприятное переживание). По влиянию на репрезентативные системы "якоря" делят на визуальные (символы, картины, цвета, формы и т.д.), аудиальные (звуки, мелодии, слова, предложения, цитаты, диалекты, логические ударения и т. Д.), Кинестетические (движения, жесты, позы, прикосновения, вкусы, запахи и т.д.). Основными условиями эффективного "якорения" являются:

o интенсивность ("якорь" необходимо устанавливать на пике интенсивности выражение эмоций)

o оптимальность времени ("якорь" фиксируется в момент кульминации эмоционального переживания)

o четкость (чем уникальнейший стимул, тем надежнее устанавливается "якорь")

o повторения (чем чаще и однообразнее (т.е. тем же способом) используется "якорь", тем активнее и эффективнее его воздействие).

Преимуществом приема является то, что 8 случае его профессионального применения, в частности в технике интеграции "якорей", можно одновременно мобилизовать и направлять все каналы ощущений человека, группы или масс. Классический пример - организованные фашистами факельные манифестации в поддержку идей и деятельности Птлера, в которых задействовали все виды "якорей" - визуальные (свастика на красных флагах; тысячи факелов и т.п.); аудиальные (произнесения речи на высоком регистре и с четкими логическими ударениями; звуки бравурных маршей и т. д.); кинестетические (нестандартное с точки зрения движения руки приветствие, ведь в течение дня человек должен резко поднимать руку именно под таким углом, ощущение локтя идущего рядом, запах факелов и т.п.);

41) прием колапсування "якорей": одновременная активизация положительного и отрицательного "якорей", которые бы накладываются друг на друга. Когда человек одновременно переживает два различные эмоциональные состояния (активность - пассивность, угнетение - радость), они как бы взаемонейтрализуються. Побочным (а для политического манипулятора часто основным) эффектом колапсування "якорей" для человека, группы, масс есть неприятное ощущение неопределенности, временная дезориентация и потеря ориентиров, деморализация, внутренний конфликт, который постоянно нарастает;

42) прием трансформации убеждений: изменение одной мысли (убеждения) путем манипулирования различиями между субмодальностями, то есть особенностями ощущений в пределах каждой репрезентативной системы. Среди приемов трансформации (смены) убеждений распространенная модель Р.Бендлера, которая охватывает следующие этапы:

o актуализация убеждение, которое желает изменить манипулятор;

o выявление субмодальностей, связанных с этим убеждением;

o акцентирование мысли на том, что никто не обладает правом на истину, то есть по этому убеждению также могут быть сомнения;

o применения техники сравнительного анализа для выявления различий между "старым" убеждением, которое пытается изменить манипулятор, и сомнения;

o постановка вопроса перед человеком, группой, массами: "Какое новое убеждение вместо старого вам хотелось бы иметь?" Теоретики и практики НЛП считают, что, предлагая новые убеждения, следует: а) формулировать их положительно; б) направлять их в будущее или хотя бы в современность; в) учитывать или имитировать учета реальных общественных интересов;

o изменение старого убеждения на вопрос (использование техники "остановки фильма»). Енелписты рекомендуют на этом этапе не форсировать события и трансформировать только одну или несколько существенных различий, а также изменить в процессе восприятия и воспроизведения этого убеждения в сознании динамичный фильм на статическую фотографию;

o трансформация содержания старого убеждения на новое с использованием изменения субмодальностей (ретуширование фотографии, кадров). После тщательного и активного редактирования манипулятором процесса восприятия, изменения характеристики ощущений в пределах каждой репрезентативной системы готовится основа для изменения убеждений;

o изменение сомнений по убеждению путем трансформации субмодальностей (запуск исправленного (отретушированного) фильма). То есть инициатор енелли-стського влияния меняет старую статическую фотографию на новый динамичный фильм, который и становится новым убеждениям;

43) прием номинализации: назначения (характеристика) в рамках информационного сообщения непрерывных процессов или процессов, продолжающихся как законченных. Номинализация - это попытка обобщения, в результате которого процесс (глагол) приобретает статической формы и превращается в существительное. Например: оценивать - самооценка, балансировать - баланс, толковать - толкование тому подобное. Номинализация может быть слово, употребляемое для обозначения процесса, движения, действия или идеи, концепции, а также таких категорий, как "воспоминания", "правила", "принципы", "ценности" и "убеждения". С лингвистического взгляда, номинализация - это изменение процесса на уровне глубинной структуры (движение, действие и т. Д.) На статическую событие на уровне этажной структуры. При использовании этого приема, как правило, скрывают (выпускают) значительную часть информации. Примерами номинализации могут служить высказывания: "В нашей политической силы понимания (скрытое глагол - объясниться) с партией С... В значительной степени это обусловлено тем, что эта политическая сила завышенную самооценку (скрытое глагол - ценить). Именно поэтому, я думаю, в ближайшее время мы не найдем общего языка (скрытое глагол - договариваться) "",

44) прием деноминализациьи: лексическое и сущностное восстановления в обратном направлении цепочки "результат - действие - намерение". По мнению енелпистив, номинализация деформирует события и процессы, констатируя их завершенность, чем вводит человека в заблуждение. Как способ борьбы с этим явлением они предлагают деноминализации, что реализуется по следующей схеме:

o выявить факт номинализации, то есть трансформации глагола в существительное. Теоретики НЛП убеждены, что стоит только спросить себя, можно увидеть, услышать, почувствовать это. Такая процедура, по их мнению, дает возможность найти глаголы, скрытые "под маской" существительных. Учитывая это, выражение "компромиссная победа" имеет смысл, а "компромиссный карандаш" - нет, поскольку существительное "победа" в этом контексте органично трансформируется в глагол "побеждать", а существительное "карандаш" - нет;

o отыскать глагол, скрытое в номинализации. Например, внутри существительного "мотивация" является глагол "мотивировать", "обман" - "обманывать", "измена" - "изменять" и др;

o восстановить глагол и идею (намерение), которые были скрыты за ним (удалось вернуть в срок до его глагольной формы и восстановить репрезентации действия, движения и процесса; что подтолкнуло к этому действию: чем руководствовались лица, ее сделали).

Использование этого приема может иметь искусственный, манипулятивный характер. Скажем, с номинализации "измена" следует глагол "предавать" с неодинаковым (неоднозначным) толкованием различными политическими силами основных причин или мотивации этого действия;

45) прием использования и изменения метапрограммы: распознавание, настройку, а в случае необходимости - изменение метапрограммы, которые в соответствии с практикой и теории НЛП контролируют и определяют модель, стиль и режим мышления человека. Метапрограмма - ментальные (перцептивные) программы для сортировки стимулов и акцентирование на них внимания; фильтры восприятия, нацеливают и регулируют внимание. Они действуют в сознании как операционная система компьютера, имеет свою специфику. их ключевыми особенностями являются:

o репрезентативные системы (визуальная - картины, образы; аудиальная-звука, громкость, тон; кинестетическая - ощущение, чувство, движение);

o ценностные ориентации (будущие возможности; определенность и надежность прошлого; антиценности, отталкивающих)

o стиль отбора информации (эмпиризм, прагматизм, восприятия органами чувств или воображение, рационализм, внутреннее знание)

o стиль функционирования (спонтанность или соблюдения правил, последовательность)

o стиль реагирования (пассивность или активность);

o фильтр преимуществ, основных интересов (люди (кто) - наслаждение от общения с другими; места (где) - поиск наиболее приемлемого среды; объекты () - ориентация на предметы и задачи, виды активности (как) - сортировка в поисках оптимального воздействия для достижения желаемого результата, время (когда) - высокий уровень восприятия важности фактора времени).

Этот прием - потенциально мощный атрибут манипулятивного воздействия. Его реализация в основном имеет две фазы: 1) тщательная диагностика и анализ стиля получения и обработки информации объектом воздействия; "упаковки" и передачи необходимых слов, идей и предложений с применением мета-программы клиента; 2) изменение метапрограммы объекта воздействия путем "якорения" новых реакций, проектирование новой метапрограммы на будущее и т. Вторую фазу манипулятор использует, когда первая не дает желаемого результата.

Итак, НЛП обладает мощным арсеналом средств психологического воздействия, с помощью которых может осуществляться корректировка мышления, эмоций и поведения как отдельной личности, так и значительного количества людей. Приемы НЛП в политической сфере могут использовать как: а) инструмент реализации позитивных намерений (внушение веры в собственные силы, надежды на лучшее будущее; блокирование мыслей (упоминаний) о трагических или деморализующие моменты (события ") и т.д., что важно для мобилизации общественных ресурсов и сил для поступательного развития, стимулирования перспективных общественных изменений к лучшему), б) мощное средство манипулятивного воздействия с негативными намерениями (внушение определенных мыслей, идей, образов с целью тотальной деморализации; корректировки мышления на уровне подсознания формирование и незаметное навязывание искусственных мотивов принятия решений и обеспечения необходимой манипулятору поведения объекта воздействия и т.п.).

Если вы хотя бы немного интересуетесь психологией, то о нейролингвистическом программировании (НЛП), наверное, тоже слышали. В статье мы постараемся объяснить три базовых правила НЛП и приведем несколько техник, которые помогут вам проверить действие системы в жизни. Не нужно никому платить и что-либо покупать: просто прочтите статью и проверьте НЛП в действии.

  1. Три базовых правила НЛП

Прежде, чем перейти к практическим техникам, рассмотрим три правила нейролингвистического программирования, на которых строятся все учебные материалы, курсы, техники и методики изучения. Освоив три правила, вам будет гораздо проще и понятнее в дальнейшем.

  1. Сознание влияет на тело, и наоборот.

В этом постулате НЛП схоже с духовными практиками. Вы должны понять, что ваше сознание напрямую влияет на физическое здоровье и благополучие, и наоборот. Приведем простой пример. Допустим, вы едете в тесном общественном транспорте. Вам становится некомфортно, портится настроение. Это простой пример влияния тела на сознание.

Когда вы смотрите хороший фильм, общаетесь с интересными и приятными людьми, танцуете под любимую музыку – у вас улучшается настроение и самочувствие, физическое состояние. Достаточно вспомнить про эффект плацебо: еще в двадцатом веке ученые обнаружили, что фокус-группа больных гриппом, которые получали сахарные пустышки вместо медикаментов, выздоравливали не хуже, чем те, которые получали обычные таблетки. Сила нашей мысли – безгранична. Нужно просто настроиться на правильную волну.

Человек, который освоил НЛП, может воздействовать не только на других, но и способен менять физическое состояние организма и напрямую влиять на свое здоровье.

  1. Объективный мир – субъективен

Сложная формулировка, за которой скрывается очень простой постулат – все мы видим мир по-разному. Стараясь быть максимально объективными, мы все равно накладываем свой субъективный опыт на восприятие той или иной ситуации. В философии это называется взаимоотношением терминов «объективная реальность и субъективная действительность». При этом, объективную реальность можно оценить только извне, и так как мы все живем в этом мире и в социуме, то объективным опытом не владеем.

Главная задача НЛП – научить смотреть на мир через призму субъективного другого человека. Так вы поймете намерения его действий и сможете сделать коммуникацию более эффективной. Стараться быть объективным – бессмысленно, так как это нереально.

  1. За каждым действием скрывается позитивное намерение

Все, что мы делаем, мы делаем с каким-либо положительным намерением. Апологеты НЛП считают, что каждый человек действует из каких-либо позитивных, но эгоистичных побуждений. Даже бескорыстно помогая другим, мы хотим признания или создания репутации «хорошего человека». Мы бегаем для здоровья, а злимся – для того, чтобы удовлетворить свои желания и так далее.

Это совершенно нормально. В рамках НЛП вы должны научиться понимать, какие позитивные намерения лежат в основе поступков окружающих вас людей.

  1. Приемы НЛП для начинающих

Нейролингвистическое программирование – глубокая наука, осваивать которую можно практически всю жизнь. Однако, мы обещали вам несколько простых приемов, применить которые вы сможете уже сейчас. Ниже – несколько несложных упражнений, которые дадут результат с минимальными усилиями.

  1. Техника формирования цели SMARTEF

Это даже не техника, а шаблон, модель или трафарет построения целей правильно. Знаете ли вы, что большая часть успеха задуманного зависит от правильно сформулированной цели. Возможно, вашим желаниям суждено было бы сбыться при одном простом условии – Вселенная, да и вы сами должны понимать, чего именно хотите.

Строить цель по технике SMARTEF очень просто. Для этого она должна отвечать таким требованиям:

  • Конкретность. Цель должна быть не расплывчатой, а конкретной. Хотите новый автомобиль? Сразу представляйте его в цвете, определенной модели, комплектации и модификации. А еще лучше – сходите в автосалон и выбирайте ваш автомобиль.
  • Измеримость. Представьте себе момент, когда вы уже достигли цели. Когда это произойдет, сколько времени, денег или сил вы потратите на ее достижение, насколько будете довольны?
  • Привлекательность. Мы уже писали, что мы делаем все из позитивных побуждений. Найдите свое – то, которое питает эта цель. Реализованные желания должны принести нам пользу.
  • Реализм. Нет смысла мечтать о том, чтобы полететь на Плутон в ближайшие 10 лет. Цель должна быть достижимой, вы должны четко представлять все ресурсы и инструменты, которые понадобятся для ее достижения.
  • Временные рамки. Цели без срока никогда не реализуются. Всегда ставьте временные рамки: новая работа к маю, путешествие по Европе этой осенью и так далее.
  • Экологичность. Параметр, который показывает, что вы приобретете (вторичные выгоды) после достижения цели, и что можете потерять, если не достигнете желаемого результата. Это своего рода риск-менеджмент.
  • Положительная формулировка в настоящем. Важно говорить и представлять цель такой, которая уже реализовалась. При этом, формулировка цели должна быть только положительной. Допустим: вместо «не хочу болеть» нужно представлять «я здоров».
  1. Техника НЛП от Уолта Диснея

Неожиданно увидеть здесь именно одного из наиболее известных мировых мультипликаторов? Его методика творчества была взята специалистами по НЛП в качестве эффективного инструмента для достижения целей и правильной постановки задач.

Заключается она вот в чем: каждая ваша новая идея, мысль или цель должна пройти через три внутренних фильтра: мечтателя, реалиста и критика. Мечтатель отвечает за то, что он представит цель в настоящем, полностью выполненное задание или реализованную идею. Это именно та ваша составляющая, которая уже представила, как вы едете с ветерком на новом автомобиле.

Последний внутренний фильтр – критик. Он должен выявить слабые стороны в плане и идее еще до этапа его выполнения. По своему существу он противоположен мечтателю и оценивает реалиста и его предложения по достижению цели.

  1. Работа с текущими ситуациями и воспоминаниями

В НЛП можно работать не только для улучшения будущего, но и для корректировки наших шаблонов мышления и поведения по отношению к тем ситуациям, которые уже произошли. Сейчас речь пойдет о том негативе, который мешает нам расслабиться, о негативных воспоминаниях.

Интересный факт, но в НЛП принято многие вещи трактовать буквально. Допустим, выражение «пробелы в памяти» или «белое пятно» помогло сформировать специалистам интересную технику работы с воспоминаниями. Если вы хотите что-то забыть, представьте ситуацию в своей голове и постепенно высветляйте его, буквально до «белого пятна». Просто попробуйте – негатив уйдет гораздо быстрее. А если хотите что-то быстрее вспомнить – постарайтесь в голове наполнить картинку яркими красками или «затемнить» ее.

Второй метод уменьшения негативных эмоций и воспоминаний – техника моделирования будущего. Это простое упражнение, которое называется «50 лет спустя». Суть его проста – просто представьте, насколько важна будет эта ситуация через 20, 50 лет? Как правило, все переживания по этому поводу просто уходят. Не верите – просто попробуйте!

Мы постарались собрать те упражнения и техники НЛП, которые вы можете применить уже сейчас и увидеть результат. Просто попробуйте – никаких дополнительных ресурсов не потребуется. Но если Вы захотите большего – углубиться в эту тему поможет наш специалист. Успехов!

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в

Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.



 

Возможно, будет полезно почитать: