Обязательные работы и последствия при уклонении. Обязательные работы: описание, список и виды

Соответствующие поправки, внесенные 65-ФЗ, и введенные в действие 01.01.2013, предусматривали введение обязательных работ также в сферу административного права.

Понятие. За что назначают?

Обязательные работы, что это такое? Исполнение наказания в виде обязательных работ это вид наказания за совершенный проступок.

Статьей 3.13 КоАП указаны три отличия административных обязательных работ:

  • это полезные работы;
  • их выполняют только официально занятые граждане в свободное время;
  • работы выполняются безвозмездно.

Обязательные работы являются видом наказания по статьям КоАП:

  • 20.2. – за нарушения при массовых мероприятиях;
  • 20.18. – за блокирование пользования транспортными средствами;
  • 20.2.2. – в случае, если при скоплении людей произошли нарушения порядка.

Указанные статьи КоАП были рассмотрены Конституционным Судом.

В Постановлении КС РФ 4-П от 14.02.2013 отмечается, что назначение обязательных работ по перечисленным статьям допустимо, если был принесен реальных ущерб чьему-либо здоровью, имуществу .

При отсутствии вредных последствий его применение противоречит статьям 1, 19, 37, 55 Конституции РФ.

Согласно ст. КоАП 20.25 административное наказание, в виде обязательных работ применяется также за невыполнение иных административных наказаний — неуплату штрафа, ареста.

В отличие от наказания за нарушения при различного рода собраниях и протестах граждан (это довольно редкое в обычное время явление), санкции по данной статье могут применяться широко и повсеместно.

Статья КоАП РФ 3.13. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды

Виды обязательных работ определяются муниципальными властями по согласованию с региональным филиалом ССП.

Например, администрацией города Усинск в республике Коми установлены такие их виды:

Выполнять эти работы нарушители должны как на муниципальных коммунальных предприятиях, так и в частных организациях-подрядчиках городских служб. Обязательные работы заключаются, как правило, в благоустройстве города.

Обязательные работы устанавливаются исключительно судьей.

Кто исполняет наказание в виде обязательных работ? Обязательные работы могут назначаться следующими категориями нарушителей:

  • лицам, уклоняющимся от уплаты штрафа, ареста;
  • организаторам или руководителям массовых мероприятий;
  • участникам массовых мероприятий, если они лично нарушили порядок их проведения;
  • мешали движению пешеходов, их доступу к транспорту, жилью, социальным объектам, угрозу соблюдению техники безопасности;
  • нанесли вред зеленым насаждениям.

Обязательные работы назначаются на срок до 200 часов (срок обязательных работ не может превышать это количество часов), эта мера наказания применяется, если перечисленные действия производились в пограничной зоне, недалеко от резиденций Президента РФ, судов, исправительных учреждений; причинен ущерб здоровью и имуществу людей.

Обязательные работы не назначаются к следующим категориям людей:


Обязательные работы могут применяться к несовершеннолетним. Обязательные работы для несовершеннолетних назначаются на срок от 40 до 60 часов.

Дневная норма по возрастам:

  • 14 — 15 лет – два часа;
  • 15 — 16 лет – три часа;
  • свыше 16 лет – 4 часа.

Порядок и условия исполнения

Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ таков — правонарушитель, наказанный обязательными работами, привлекается к их выполнению приставом-исполнителем не позже 10 суток после их назначения.

Приставы занимаются учетом наказанных таким образом лиц, отработанного времени, согласовывают с местными органами их направление в конкретные организации и отбывание ими работ.

Организации, куда отбывающие наказание лица направлены, учитывают их явку на работу, ведут контроль за ее выполнением, количество отработанного времени.

Наказанные обязаны выполнять указания пристава, руководителей организаций, куда они направлены, сообщать о перемене своего места жительства.

Сроки

Время привлечения к обязательным работам в рабочие дни не более 2 часов (с согласия отбывающего наказание – 4 часов), не больше 4 часов в нерабочие дни. На какой срок назначаются обязательные работы? Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 200 часов.

В неделю наказанное лицо должно отработать не меньше двенадцати часов. Пристав может разрешить отработать меньшее время, если наказанный предъявит уважительные причины.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе.

Если наказанное лицо находится в период отбывания данных работ в очередном отпуске, на каникулах, это не влияет на срок обязательных работ.

Уклонение от их выполнения (неявка, отказ) в случае неоднократности рассматривается как самостоятельное правонарушение по ст. КоАП 20.25 . На основании соответствующего документа от организации, где нарушитель отбывал наказание, пристав оформляет протокол.

Судья на основании этого протокола может наложить на виновного штраф от 150 до 300 тысяч р., арестовать его до 15 суток .

Случаи применения

Работающий пенсионер при прохождении обязательных работ решил уволиться по основному месту трудоустройства. В этом случае отпал один из главных признаков данного наказания – труд в свободное от оплачиваемой работы время. Принуждать пенсионера далее к обязательным работам нет оснований.

Студент, наказанный обязательными работами, защитил диплом (или отчислен из вуза). По смыслу закона он утрачивает возможность выполнять обязательные работы.

Заключение

Выполнение требований сначала УК, затем КоАП о введении наказания такого вида неоднократно откладывалось из-за отсутствия базы на местах. Сейчас в большинстве регионов такая база создана. Но ряд вопросов законодательно не решен.

Неясно, как поступить, если в ходе обязательных работ человек получил травму, профессиональное заболевание. Медицинского и социального страхования в подобном случае не предусмотрено, так как трудовой договор не заключается.

Также, проблемы обязательных работ в России в том, что не учтены и интересы ССП: никакой материальной заинтересованности приставов, курирующих обязательные работы, не просматривается при очевидном увеличении их нагрузки.

Этот вид наказания очень сомнителен с точки зрения Конституции РФ, международного права, Трудового кодекса. Можно предположить, что наши законодатели работают над устранением данных коллизий.

За время отбывания исправительных работ из заработка нарушителя в доход государства производится удержание в размере, установленном постановлением народного судьи, в пределах до 20% заработка.

Размер удержания определен Основами в процентах, а не в твердой сумме. Реальный размер вычета, таким образом, зависит от величины заработка. Исходя из среднего заработка рабочих и служащих суммарный вычет в. рублях может быть значительным.

Назначение исправительных работ допускается за совершение довольно незначительного круга административных проступков. В основном это такие административные правонарушения, которые близки к преступлениям, например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, мелкое хище-

ниє, систематическое пьянство в общественных местах, действия, связанные с распространением наркомании. Необходимо отличать исправительные работы как административное взыскание от исправительных работ, предусмотренных в числе наказания в Уголовном кодексе. Последние назначаются приговором суда за совершение преступления на срок от двух месяцев до двух лет и влекут за собой судимость. Исправительные работы как мера административной ответственности не влекут судимости, не являются основанием для увольнения с работы.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ ІІ

ГЛАВА 4

Обязательные работы, как вид уголовного наказания, по решению суда

Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде общественных работ.

2. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе; в рабочие дни – двух часов до или после окончания работы или учебы, а по просьбе осужденного – четырех часов. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

2. Исключена.

Исправительные работы как мера административного взыскания могут назначаться только постановлением народного судьи. Срок таких работ не может превышать двух месяцев. До введения в действие Основ исправительные работы как адмиаистративвое взыскание могли отбываться или по месту основной работы лица, совершившего административный проступок, или в местах, определяемых органами внутренних дел. Теперь исправительные работы могут назначаться только по месту постоянной работы нарушителя.

За время отбывания исправительных работ из заработка нарушителя в доход государства производится удержание в размере, установленном постановлением народного судьи, в пределах до 20% заработка. Размер удержания определен Основами в процентах, а не в твердой сумме. Реальный размер вычета, таким образом, зависит от величины заработка. Исходя из среднего заработка рабочих и служащих суммарный вычет в. рублях может быть значительным.

Следует учитывать также, что в сумму заработка входят: заработная плата, получаемая пр основному месту работы, по совместительству, а также гонорары, получаемые по договорам и трудовым соглашениям. Удержания не производятся из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат единовременного характера.

Применение исправительных работ помимо материальных потерь для нарушителя предусматривает и некоторые другие ограничения: невозможность в течение срока отбывания исправительных работ уволиться с работы по собственному желанию; использовать в период отбывания этого взыскания очередной отпуск. Применение исправительных работ обязательно должно быть связано с воспитательным воздействием на нарушителя того трудового коллектива, где нарушитель работает.

Назначение исправительных работ допускается за совершение довольно незначительного круга административных проступков.

В основном это такие административные правонарушения, которые близки к преступлениям, например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, мелкое хище-

ниє, систематическое пьянство в общественных местах, действия, связанные с распространением наркомании. Необходимо отличать исправительные работы как административное взыскание от исправительных работ, предусмотренных в числе наказания в Уголовном кодексе.

Исправительные работы как вид административного наказания

Последние назначаются приговором суда за совершение преступления на срок от двух месяцев до двух лет и влекут за собой судимость. Исправительные работы как мера административной ответственности не влекут судимости, не являются основанием для увольнения с работы.

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного.

Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.

Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ ІІ
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ
С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 4
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Статья 23. Порядок исполнения наказания в виде общественных работ

1. Наказание в виде общественных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Осужденные к общественным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид общественных работ, согласовывают с местными исполнительными и распорядительными органами перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Статья 24. Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ

1. Осужденные к общественным работам обязаны работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

2. Предоставление осужденному трудовых отпусков по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде общественных работ.

3. В случае предоставления осужденному в период отбывания общественных работ социальных отпусков в связи с обучением или в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС либо по уважительным причинам личного и семейного характера исполнение данного наказания приостанавливается на период указанных отпусков. Осужденный в этих случаях обязан уведомить уголовно-исполнительную инспекцию по месту отбывания наказания о получении им соответствующего отпуска и представить необходимое подтверждение этого.

4. В случае возникновения в период отбывания осужденным общественных работ обстоятельств, предусмотренных частью четвертой статьи 49 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.

Статья 25. Исчисление срока наказания в виде общественных работ

1. Срок наказания в виде общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный отбывал общественные работы.

2. Время общественных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе; в рабочие дни – двух часов до или после окончания работы или учебы, а по просьбе осужденного – четырех часов. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день.

исправительные работы

Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

3. Время общественных работ, отбываемых несовершеннолетним осужденным, не может превышать трех часов в дни, когда осужденный не занят на учебе или основной работе, а в учебные и рабочие дни – двух часов, но не более трех дней в неделю.

4. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному отработать в течение недели меньшее количество часов.

Статья 26. Обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ

1. На администрацию организаций по месту отбывания осужденными наказания в виде общественных работ возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

2. Исключена.

3. В случае причинения осужденному увечья, связанного с отбыванием наказания в виде общественных работ, возмещение ему вреда производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 27. Ответственность осужденных, отбывающих наказание в виде общественных работ

1. За нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ уголовно-исполнительная инспекция официально предупреждает их об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. В случае злостного уклонения от отбывания наказания в виде общественных работ осужденные привлекаются к уголовной ответственности.

Статья 28. Злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

1) не вышедший на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

2) совершивший более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

3) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление и признанного судом виновным, основано на одном из основополагающих принципах уголовного закона принципе справедливости.

Наказание обязательно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В целях реализации данного принципа уголовным законом предусмотрен достаточно широкий спектр видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Среди них значительное место занимают наказания, связанные с принудительным привлечением осужденного к труду: обязательные, исправительные и принудительные работы.

Исправительные работы вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Стоит отметить, что исправительные и обязательные работы не назначается к лицам, признанными инвалидами первой группы, беременным женщинам и имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим службу по призыву, и военнослужащим, проходящим службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Отличие принудительных работ в том, что они не назначается несовершеннолетним, инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Общим для данных видом наказания является то, что в случае уклонения осужденного от отбывания исправительных, обязательных и принудительных работ, они заменяются лишением свободы.

  • 21.Правовое положение федеральных министерств: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • 22. Правовое положение федеральных служб: понятие, функции,организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 22.Правовое положение федеральных служб: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 23.Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура,полномочия.
  • Вопрос 24.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 25.Система государственной службы в рф.
  • Вопрос 26.Государственные должности в рф.
  • Вопрос 27.Понятие, принципы, особенности государственной гражданской службы.
  • Вопрос 28.Понятие, принципы, особенности военной службы.
  • Вопрос 29.Понятие, принципы, особенности правоохранительные службы.
  • Вопрос 30.Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАп рф.
  • Раздел I Общие положения
  • 47.Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 48.Понятие и признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от уголовно-наказуемого деяния.
  • 49.Состав административного правонарушения: понятие, элементы, признаки. Виды юридических составов.
  • 50.Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 51.Субъект административного правонарушения.
  • Индивидуальные субъекты
  • 52.Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 53.Понятие и система административных наказаний. Классификация административных наказаний.
  • 54.Предупреждение, административный штраф, конфискация, лишение специального права как меры административного наказания.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.
  • 56.Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний.
  • 57.Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказания.
  • 58.Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативных основа, задачи, принципы)
  • 59.Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 60.Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 61.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 62. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 63. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 65. Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещении эксплуатации: понятие,основание и порядок применения.
  • 66. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 67. Протокол об административном правонарушении: понятие, структура,содержание, должностные лица,уполномоченные на составление протоколов.
  • 68. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 69. Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание.
  • 70. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах.
  • 71. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 72. Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 73. Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
  • 74. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 75. Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды.
  • 76. Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискация, лишении специального права.
  • 77. Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификация, административного приостановлены деятельности, обязательных работ.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.

    Административный арест (Ст. 3.9)- это одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Право назначения административного наказания принадлежит только судье .

    Исполнение постановления об административном аресте (Ст. 32.8)

    1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

    2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

    3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

    Назначаться это наказание может на срок до 15 суток , а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции - до 30 суто к. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно .

    Административный арест связан с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на свободу передвижения, такое ограничение согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

    Административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях:

      если лицо нарушает установленные в суде правила поведения (ст. 17.3);

      если лицо захотело пересечь границу РФ, его попросил военнослужащий остановится, а он не выполнил это требование (ст. 18.7);

      неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

      мелкое хулиганство (ст. 20.1).

    Перечень лиц, к которым не может применяться административный арест:

      беременная женщина,

      женщина, имеющая детей в возрасте до 14 лет

      несовершеннолетний подросток

      инвалиды I или II группы,

      военнослужащие,

      граждане, призванные на военные сборы,

      граждане, имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Административное выдворение может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

    Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

    Ст. 34 ФЗ № 115. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации:

      Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, если денег нет, то за счет консульства, если консульства нет, то за счет РФ.

      Выдворяют его органы внутренних дел

      Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

    За что могут выдворить из страны:

      Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1)

      Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4)

      Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8)

      Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (18.10)

      Нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11)

    Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. 2 и 3 ст. 23.1)

    Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

    Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9).

    После того, как их выдворили, они не могут въезжать на территорию РФ в течении 5 лет.

    Административное выдворение не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

    Дисквалификация (Ст. 3.11)- заключается в лишении физического лица права замещать должностифедеральной государственной гражданской службы,должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,должностимуниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех л ет.

    Административное приостановление деятельности (Ст.3.12)- заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Цели:

    обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность;

    борьба с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

    Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Кодекс возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей.

    Административное приостановление деятельности назначается должностными лицами:

      руководителями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители;

      руководителями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители;

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток . Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Почему могут приостановить деятельность:

    в случаях угрозы жизни или здоровью людей,

    возникновения эпидемии,

    эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,

    наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,

    причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

    из-за административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

    в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

    в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. 5.

    Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (ст. 32.12).

    Предусматривается возможность досрочного прекращения судьей рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

    Обязательные работы (Ст. 3.13)- заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

    Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

    Обязательные работы не применяются:

      к беременным женщинам

      женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет

      инвалидам I и II групп, военнослужащим,

      к гражданам, призванным на военные сборы

      к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    08 июня 2012 года Федеральнымзаконом № 65 - ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесеныизменения, согласно которым административная ответственность дополненадополнительным видом наказания как обязательные работы.

    Данный вид наказания являетсяновым видом наказания за совершения административных правонарушений.

    Обязательные работызаключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административноеправонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы времябесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

    Обязательные работыустанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не болеечетырех часов в день.

    Обязательные работы неприменяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трехлет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военныесборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно - исполнительной системы, Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ и таможенных органов.

    Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, длявыполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могутопределяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

    Обязательные работывыполняются лицом, которому назначено административное наказание в видеобязательных работ, на безвозмездной основе.

    Срок обязательных работисчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательныеработы.

    Время обязательных работ неможет превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято наосновной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончанияработы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Времяобязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менеедвенадцати часов.

    В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ототбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе отвыполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательныеработы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовойдисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, отбываетобязательные работы, судебный пристав - исполнитель составляет протокол обадминистративном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20. 25настоящего Кодекса.

    В соответствии с ч. 4 ст. 20. 25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотреноадминистративная ответственность в виде административного штрафа в размере отста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срокдо пятнадцати суток.

    Также указанным Закономустановлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ.

    Так, лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд сходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ вслучае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либотяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

    Исполнение постановления оназначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.

    Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнениякоторых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться вотношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

    Лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбываниюобязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебнымприставом - исполнителем исполнительного производства.

    Обязательные работыназначаются судьей.



     

    Возможно, будет полезно почитать: