Основание новодевичьего монастыря. Легенды новодевичьего монастыря

Новодевичий монастырь - один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III - в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия".

Икона Божьей Матери "Путеводительница" (по-гречески "Одигитрия"), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование "Пречистые Одигитрии Нового девичьего" , или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря - Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы - отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля "московское барокко".

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская "самодержавная" царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Один из самых известных и замечательных по своей архитектуре Новодевичий монастырь был основан в XVI в. на Девичьем поле (иначе именовавшимся Самсоновым лугом). В 1523 г. было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами.

Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.


Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525 гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Собор с трех сторон окружен закрытой галереей; в интерьере – росписи XVI и XVII вв., пятиярусный резной иконостас (1683 – 1685 гг., мастер К. Михайлов и др.) с иконами работы С.Ф. Ушакова и др. мастеров Оружейной палаты.

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы.

Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особое место занимает избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

История Новодевичьего монастыря связана с такими историческими именами, как Борис Годунов и его сестра Ирина Федоровна, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI в. при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен.

Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Сохранились также другие постройки XVI – XVII вв.: палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни. Увы, эти красивые плстройки не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

В период царствоавания Софьи Алексеевны здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая шестиярусная колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову, высота 72 м; 1689 – 1690 гг.), надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами (1683 – 1688 г.), обширная бесстолпная трапезная с церковью Успения (1685 – 1687 гг.).

Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I.

Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. В 1724 г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта, обучали девочек плетению голландских кружев.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря.

Самое раннее из сохранившихся надгробий – белокаменная плита боярыни Ирины Захарьиной-Юрьевой датируется 1533 г. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548 г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей.

Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П. Чехов, С.М. Соловьев, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904 гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры (до «реконструкции» на территории старого кладбища насчитывалось свыше 2,5 тысяч захоронений).

В 1922 г. Новодевичий монастырь (как и многие другие) был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал.

С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.
Сегодня некрополь Новодевичьего монастыря поражает обилием и разнообразием оригинальных скульптурных памятников: реалистические или поэтические скульптурные портреты, скульптуры, надгробия с элементами осмысления деятельности, творчества, жизни человека в целом, главная цель его существования, рельефные и графические портреты и мн.др.

Скульптурные надгробия – интереснейший пласт нашей культуры, еще недостаточно изученный и недостаточно освещенный в трудах искусствоведов. Уникальная особенность Новодевичьего некрополя еще и в том, что выдающимся деятелям культуры надгробия делали не менее достойные и одаренные художники.

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею. Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

Давайте и мы прогуляемся по нему и узнаем интересную историю...

Новодевичий монастырь в Москве был основан князем Василием III в 1524 году. Монастырь был заложен в честь иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Известно, что еще за 9 лет до строительства храма князь дал обет, что если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь. Таким образом, в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря. Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 28 июля. Достоверно не известно, кто из мастеров строил монастырь. По одним данным – это Алевиз Новый, а по другим – зодчий Нестор, который погиб во время строительства. Сам монастырь назвали Новодевичьим из-за легенды, в которой говорилось, что на этом месте татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду.

Фото 2.

Несмотря на то, что первоначально монастырь строился из дерева, его башни и стены были очень высокими и восхищали своей красотой. Первой игуменией Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина из Суздаля. До нашего времени на территории монастыря сохранилась её могила, к которой приходят паломники.

Обитель стояла на склоне, который вел к Лужникам, в излучине Москвы-реки. Такое месторасположение позволяло держать под контролем переправу через реку, и играть роль монастыря-сторожа, защищая Москву с юго-западной стороны. При Борисе Годунове, в конце 16 века у монастыря были выстроены каменные стены и 12 башен, которые возводились по образцу стен Кремля.

Несмотря на то, что монастырь был женским, мощные крепостные стены и башни Новодевичьего монастыря представляли собой серьезное препятствие для захватчиков. Конечно же, защищали Москву не сами монахини, в случае необходимости в монастырь снаряжались отряды стрельцов. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

Фото 3.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство. Кроме того монастырь являлся местом, где принимали постриг в монахини самые знатные женщины, принадлежавшие к царским фамилиям и боярским родам. Здесь приняли постриг вдова Василия IV (Шуйского) Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Федоровича царевна Татиана. Вдова царя Бориса Годунова Ирина также именно здесь постриглась в монахини под именем Александры, и жила до своей смерти в монастырских каменных палатах, над которыми был надстроен деревянный терем. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.

Монастырские стены в то время часто служили темницей. Так, по приказу Петра I в Новодевичий монастырь была заточена царевна Софья, которая после подавленного Стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, и прожила в монастыре с 1698 года по 1704. Здесь же жила Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра I, которая была была сослана в Суздальский Покровский монастырь, и там пострижена в монахини под именем Елена. Император Петр I в 1727 году разрешил ей вернуться в Москву, в Новодевичий монастырь, где она прожила с 1727 по 1731 год.

Фото 4.

С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В так называемое Смутное время, в конце 16-начале 17 веков, монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и в конце концов был сожжен паном Гоносевским. Но уже в период правления Михаила Федоровича Романова Новодевичий монастырь был восстановлен и стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче был обращен в место царского богомолья. В честь этого монархи отдали в дар монастырю обширные земельные вотчины, драгоценности и денежные средства.

Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня (возможно автор Яков Бухвостов), надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.

Фото 5.

В 1724 году в Новодевичьем монастыре открылся приют для девочек-подкидышей, рассчитанный на 250 человек. Девочки здесь не только жили, но и обучались плетению голландских кружев, для чего Петр I выписал мастериц из Брабанта, передававшим свое мастерство воспитанницам.

Во время войны с Наполеоном Новодевичий монастырь был захвачен, и там разместилась армейская батарея. Французские солдаты планировали сжечь монастырь, но, после поджога они покинули монастырь, а монахини во главе с казначеей Сарой сумели погасить огонь. Часть монастырских сокровищ была вывезена в Вологду, что спасло их от расхищения.

Есть еще такая легенда:

«В знак собственной победы Новодевичий монастырь пожелал спалить Наполеон. Отступая из Москвы, его армия вбросила множество свечей в разбросанную в здании солому, а также установила бочки с порохом, поместив поверх них зажженные фитили. Но монахини ревностно охраняли свою обитель, вовремя обнаружили опасность и потушили пожар. Однако Наполеону было важно увидеть зарево над зданием. Поэтому он остановился на Воробьевых горах, и ждал. У него был план: если ничего не произойдет, вернуться и повторить попытку. О коварном плане узнал местный житель, дом которого стоял вплотную к монастырю. Поэтому, чтобы спасти святыню, он решился на поджог собственного жилища. Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть Наполеона: увидев пламя, он стал отступать. «

В 1922 году Новодевичий монастырь прекратил свое существование. Теперь здесь появился «Музей раскрепощенной женщины», который в 1926 году превратился в историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Некоторые здания были переданы для других нужд. В кельях работали детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные. Просторная трапезная была отдана под гимнастический зал.

Фото 6.

В Новодевичьем монастыре в 1939-1984 годах жил и работал известный историк-реставратор П.Д. Барановский. Сейчас на территории монастыря установлена мемориальная доска с его именем.

Осенью 1943 года при Новодевичьем монастыре начали работать Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, которые спустя некоторое время были переименованы в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру. В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. А начиная с 1964 года на монастырской территории расположилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

Начиная с 1994 года Новодевичий монастырь снова стал действующим. Причем, это единственный московский монастырь, который находится не в прямом подчинении Патриарха, а подчиняется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Часть строений, включая и старинный Смоленский собор, осталась в ведении музея.

Фото 7.

Множество людей посещают Новодевичий монастырь. Верующие приходят поклониться древним святыням и помолиться, туристы посещают сам монастырь и музеи, расположенные на его территории, а также некрополь. Монастырское кладбище стало последним пристанищем для многих знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С.П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Некрополь состоит из двух частей: старой – сильно разрушенной в советское время и новой, которая появилась в конце 19-начале 20 века, когда при расширении кладбища часть его вышла за пределы монастыря.

Большой популярностью у посетителей монастыря пользуется Софьина башня. На самом деле башня называется Напрудной, но в честь царевны Софьи, отбывавшей заключение в караулке при башне, это сооружение получило второе имя. Народная молва превратила Софью в святую и к башне потянулась вереница паломников, хотя, церковью Софья канонизирована не была.

ЮНЕСКО включила Новодевичий монастырь в список всемирного наследия. Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.

Вот так выглядит сейчас колокольня. Реставрация. А недавно в новостях вы могли видеть как она горела, вернее леса вокруг нее.

В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости - величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе - преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 - 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.

По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: «Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси», «Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях», на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес «13 апреля 1630″; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый - без указания даты, шестой - «1651 - 200 пуд» (3200 кг), седьмой - «3 августа 1684 - 540 пуд» (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.

К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря… более обольстит очи человека, вкус имеющего».

А вообще она должна выглядеть вот так:

Кстати, на счет названия, существует и другая версия, которая гласит, что оно произошло от фамилии первой настоятельницы монастыря - Елены Девочкиной. А, согласно третьей истории, святилище стало Новодевичьим в противовес более старому архитектурному памятнику - Зачатьевскому монастырю, называвшемуся еще Стародевичьим.

Фото 8.

Долгое время жительницами обители могли становиться исключительно представительницы знати и монарших родов. Среди них оказались: вдова Федора Иоанновича - царица Ирина Годунова, дочь императора Михаила Романова - царевна Татьяна, сестры Петра I (Софья, Екатерина и Евдокия), а также его же первая супруга - Евдокия Лопухина. Многих из них насильственно постригли в монахини.

Фото 9.

Много легенд было посвящено монастырю и в наши времена. Можно выделить две самые известные. Согласно первой, если отправиться в ночное время суток в прилегающий к ансамблю монастыря сквер и встретить там восход полной луны, то, возможно, кто-то из ближайших родственников человека достигнет вершин в этой жизни, добьется успеха, став известным на каком-либо поприще. Вторая история очень романтичная. Она рассказывает, что если весной посетить этот сквер со своим любимым человеком, сорвав с деревьев несколько листьев и высушив их, можно увековечить верность друг другу.

Фото 10.

Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го - 500, 3-го - 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.

По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) - генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) - поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) - князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) - писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) - князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) - генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) - жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) - писателю; Н. В. Сушкову (1871) - писателю; Н. А. Милютину (1872) - исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) - историку, издателю; А. С. Уварову (1884) - князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) - декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) - жене историка П. Н. Батюшкова.

Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.

Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 - 17 марта 1926).

Фото 11.

Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после «прополки» на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.

Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Большой пруд, расположенный близ Новодевичьего монастыря, окружен ореолом мистики и тайны. Как известно, на льду этого водоема Петр I собственноручно рубил головы взбунтовавшимся стрельцам. С тех пор, как гласит людская молва, вокруг пруда постоянно собираются души убиенных, желающие найти своих палачей. Также в окрестностях святыни видели и фантомы узниц, насильно подвергшихся постригу. Но, в отличие от павших стрельцов, эти души благосклонно относятся к каждому, в особенности стараясь помогать женщинам, оказавшимся в стенах монастыря.

Фото 17.

Вообще говорят кормить уток хлебом очень вредно для них. Они привыкают и перестают искать нормальную пищу. Перестают получать необходимые им вещества, болеют и умирают.

Фото 18.

Когда идешь вокруг монастыря создается стойкое ощущение, что это какая то крепость. Вполне себе одинаковые ощущения от прогулки вокруг Кремлевский стен.

Фото 19.

Что то отваливается и немного разваливается …

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

А это как секретный лаз какой то из фильмов

Фото 24.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

История, передающаяся из уст в уста, рассказывает, что, если посетить Напрудную башню архитектурного памятника (другое название - Софьина башня), то сбудутся все желания. Именно в этом строении в 1698 была заточена царевна Софья - сестра Петра I, пытавшаяся занять его место на престоле. Существует легенда, что стены монастыря приобрели волшебную силу, так как Софья сильно страдала живя в своей необычной тюрьме. С тех самых пор сюда стремится прийти каждый, кто хочет вылечиться от болезней, обрести счастье, вернуть в жизнь радость. А чтобы желание исполнилось, достаточно прислониться к стенам башни и произнести его.

Фото 36.

Фото 37.

А вот это что такое? Как я понял навесы? Тут висели видимо ворота

Фото 38.

Фото 39.

Молодежное творчество …

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

А вот тут так без палева древние могилы рядом с гаражами, вернее гаражи чуть ли не на могилах.

Фото 54.

А это какое то неизвестное видимо захоронение, все развалилось и отвалилось.

Фото 55.

Фото 56.

Фото 57.

Фото 58.

Фото 60.

Фото 61.

Фото 62.

Фото 63.

Фото 64.

Фото 65.

Фото 66.

Фото 67.

Фото 68.

Фото 69.

Фото 70.

Фото 71.

Фото 72.

Фото 73.

Фото 74.

Фото 75.

Вот такой стоял туманище.

Новодевичий монастырь - видео экскурсия

Новодевичий монастырь. Некрополь.

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного - красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Узнаваемые изысканные зубцы и каменные кружева - атрибуты московского барокко. Основные перестройки, придавшие монастырю нынешний вид, были инициированы царевной Софьей - она словно предвидела свою судьбу!

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите - смотрите, хотите - нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Тонкий профиль башен монастыря и растущие неподалеку монструозные верзилища - какое нелепое соседство!

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает - Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским - не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное - он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим - Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее - тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности - Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию - было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века

Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки - строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Еще одна версия, в которой я сама поначалу сомневалась, - монастырь Василий Третий строил для того, чтобы создать в будущем приличные условия для проживания своей опальной бездетной жене Соломонии Сабуровой, которую он намеревался постричь в монахини.

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Поначалу я засомневалась - ведь развод царя и насильственное пострижение его преданной супруги были событиями из ряда вон выходящими, взбудоражившими народ и духовенство, связь с этими событиями могли усматривать там, где ее и не было. Тем более, что год развода и год основания монастыря совпадают - 1525. Сомнения возникли потому, что в конечном итоге Соломонию он все-таки постриг, но совсем в другом монастыре. Само пострижение происходило в храме «Рождества Причистой на Рве», а жить ее определили в Каргополе, как утверждает все тот же Постниковский летописец. Причем поначалу келью ей князь повелел срубить деревянную в лесу. Если это правда, то не особо-то он церемонился с женщиной, которая отдала ему 20 лет жизни.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Только через пять лет Соломонию отпустили в Суздальский монастырь, где она со временем и умерла, пережив и мужа, и его новую красавицу-жену Елену Глинскую. Однако уже в процессе написания рассказа, я обнаружила ссылки на документы, в которых говорилось, что в новом монастыре предполагалось ввести особый новый устав, предполагающий строгую изоляцию постриженной царицы. Для надзора за ней из Суздальского монастыря были переведены 18 стариц с игуменьей Еленой Девочкиной во главе. Соломонию перевели в другое место, судя по всему, потому, что она оказала яростное сопротивление - в наказание ее услали подальше от Москвы и условия для проживания предоставили достаточно жесткие. Несознательным элементом оказалась царица - ну, никак не хотела после жизни в кремлевских палатах идти в монастырь!

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. "Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии"

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском - он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря - Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания - в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько - 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Собор и колокольня (ее высота - 72 метра)

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты - очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Некоторые детали, а особенно размеры собора свидетельствуют об некоей архитектурной гигантомании заказчика, которая, как известно, была присуща Ивану Грозному. Ряд исследователей считают, что собор возвели в 1551 году - ведь существует документ о том, что при строительстве каменного храма в Новодевичьем обрушилась кровля и погибло много строителей - вероятнее всего, речь идет о Смоленском соборе. В пользу этого говорят и явные следы переделки кровли, произведенные прямо во время постройки.

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились - он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора - они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе - упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в

Церковь св. Амвросия

Среди документов эпохи Петра сохранился его приказ о выделении средств на достройку обители - до этого игуменья написала на его имя прошение в 1687 году о том, что строительство новых зданий было начато давно, да все его никак не закончат по недостатку средств. Текст петровского указа я полностью привожу

Казначейские палаты

Больничные палаты (и моя подруга Марина - на этот раз мы ездили в Москву вдвоем)

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья - в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле - везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.

Поискав среди доступных мне источников (то есть среди тех старинных книг и документов, которые выложены в Сети), я не ни даты водворения Софьи в Новодевичьем монастыре, ни «следов» ее пребывания в Путивле. Наконец, после долгих поисков на одном из сайтов о православных монастырях, где упоминается Путивльский Святодуховский, я обнаружила скромную ссылочку: «В курском архиве хранится опись древних икон, утвари и богословских книг колокольного храма Путивльской Преображенской церкви, сделанная в 1924 году: под № 136 "кресло царевны Софьи"». Не знаю, является ли это доказательством пребывания Софьи в Путивле (на мой взгляд, доказательство весьма эфемерное) , однако это все, что мне удалось найти. Может, у кого-нибудь есть более точные данные - поделитесь.

Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.



 

Возможно, будет полезно почитать: