Семантическое поле. Поля базы данных

Рисунок 2

Типы полей

Рисунок 1. Представление информации в БД

Основные понятия

Поля базы данных

Язык современной СУБДП

Язык современной СУБДП включает подмножества команд, относившиеся ранее к следующим специализированным языкам:

Язык описания данных - высокоуровневый непроцедурный язык декларативного типа, предназначенный для описания логической структуры данных.

Язык манипулирования данными - командный язык СУБД, обеспечивающий выполнение основных операций по работе с данными - ввод, модификацию и выборку данных по запросам.

Структурированный язык запросов (Structured Query Language, SQL) - обеспечивает манипулирование данными и определение схемы реляционной БДП, является стандартным средством доступа к серверу БД.

Обеспечение целостности БД - необходимое условие успешного функционирования БД. Целостность БД - свойство БД, означающее, что база данных содержит полную и непротиворечивую информацию, необходимую и достаточную для корректного функционирования приложений. Обеспечение безопасности достигается в СУБД шифрованием прикладных программ, данных, защиты паролем, поддержкой уровней доступа к отдельной таблице.

Поле - наименьший поименованный элемент информации, хранящейся в БД и рассматриваемой как единое целое.

Поле может быть представлено числом, буквами пли их сочетанием (текстом). Например, в телефонном справочнике полями являются фамилия и инициалы, адрес, номер телефона, т.е. три поля, причем все текстовые (номер телефона также рассматривается как некоторый текст).

Запись - совокупность полей, соответствующих одному объекту. Так, абоненту телефонной сети соответствует запись, состоящая из трех полей.

Файл - совокупность связанных по какому-либо признаку записей (т.е. отношение, таблица). Таким образом, в простом случае база данных есть файл.

Все данные в БД разделены по типам. Вся информация полей, принадлежащих одному столбцу (домену), имеет один и тот же тип. Такой подход позволяет ЭВМ организовать контроль вводимой информации.

Основные типы полей баз данных:

Символьный (текстовый). В таком поле по умолчанию может храниться до 256 символов.

Числовой. Содержит числовые данные различных форматов, используемые для проведения расчетов.

Дата / время. Содержит значение даты и времени.

Денежный. Включает денежные значения и числовые данные до пятнадцати знаков целой части и четырех знаков дробной части.

Поле примечание. Оно может содержать до 2^16 символов (2^16 = 65536).

Счетчик. Специальное числовое поле, в котором СУБД присваивает уникальный номер каждой записи.

Логический. Может хранить одно из двух значений: true or false.

Поле объекта OLE (Object Linking and Embedding - технология вставки и связывания объекта). Это поле может содержать любой объект электронной таблицы, документ microsoft word, рисунок, звукозапись или другие данные в двоичном формате, внедренные или связанные с СУБД.

Мастер подстановок. Создает поле, в котором предлагается выбор значений из списка или содержащего набор постоянных значений.

Поля базы данных не просто определяют структуру базы - они еще определяют групповые свойства данных, записываемых в ячейки, принадлежащие каждому из полей.

Ниже перечислены основные свойства полей таблиц баз данных на примере СУБД Microsoft Access:

Имя поля - определяет, как следует обращаться к данным этого поля при автоматических операциях с базой (по умолчанию имена полей используются в качестве заголовков столбцов таблиц).

Тип поля - определяет тип данных, которые могут содержаться в данном поле.

Размер поля - определяет предельную длину (в символах) данных, которые могут размещаться в данном поле.

Формат поля - определяет способ форматирования данных в ячейках, принадлежащих полю.

Маска ввода - определяет форму, в которой вводятся данные в поле (средство автоматизации ввода данных).

Подпись - определяет заголовок столбца таблицы для данного поля (если подпись не указана, то в качестве заголовка столбца используется свойство Имя поля).

Значение по умолчанию - то значение, которое вводится в ячейки поля автоматически (средство автоматизации ввода данных).

Условие на значение - ограничение, используемое для проверки правильности ввода данных (средство автоматизации ввода, которое используется, как правило, для данных, имеющих числовой тип, денежный тип или тип даты).

Сообщение об ошибке - текстовое сообщение, которое выдается автоматически при попытке ввода в поле ошибочных данных (проверка ошибочности выполняется автоматически, если задано свойство Условие на значение).

Обязательное поле - свойство, определяющее обязательность заполнения данного поля при наполнении базы.

Пустые строки - свойство, разрешающее ввод пустых строковых данных (от свойства Обязательное поле отличается тем, что относится не ко всем типам данных, а лишь к некоторым, например к текстовым).

Индексированное поле - если поле обладает этим свойством, все операции, связанные с поиском или сортировкой записей по значению, хранящемуся в данном поле, существенно ускоряются. Кроме того, для индексированных полей можно сделать так, что значения в записях будут проверяться по этому полю на наличие повторов, что позволяет автоматически исключить дублирование данных.

Поскольку в разных полях могут содержаться данные разного типа, то и свойства у полей могут различаться в зависимости от типа данных. Так, например, список вышеуказанных свойств полей относится в основном к полям текстового типа. Поля других типов могут иметь или не иметь эти свойства, но могут добавлять к ним и свои. Например, для данных, представляющих действительные числа, важным свойством является количество знаков после десятичной запятой. С другой стороны, для полей, используемых для хранения рисунков, звукозаписей, видеоклипов и других объектов OLE, большинство вышеуказанных свойств не имеют смысла.

Поле - совокупность частей, объединенных общностью тех признаков, по которым они (части) вступают в интеграцию.

Три поля МЕЗ соответствуют трем возможным направлениям мыслительного процесса человека, категоризация в которых происходит в процессе понимания ";по качественному признаку";. (Брунер Дж., 1977:30).

Поле мыследействования с предметными представлениями (МПП) содержит МЕЗ о визуальных признаках людей, предметов, различных фигур, природы.

Поле мыследействования с представлениями в абстрактных парадигмах (МАП) содержит МЕЗ, приобретенные: в результате чувственных переживаний или только МЕЗ об этих переживаниях; от какого-либо физического состояния или МЕЗ об этих состояниях; от нахождения в какой-либо ситуации или МЕЗ о возможных ситуациях; в процессе общения с людьми или МЕЗ о них, о характерах.

Поле мыследействования с представлениями о коммуницировании (МК) включает МЕЗ, приобретенные в процессе слушания, говорения, чтения, анализа художественных текстов.

Предложенная концепция позволяет указать, что мышление оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными в виде конкретных МЕЗ.

Отметим, что в предлагаемой работе деление на три поля производится весьма условно, поскольку мыслительный процесс индивида на поля (тем более, автономные) разделить невозможно. Такое деление в работе предпринимается условно и лишь с целью показать, что вся информация, имеющаяся в памяти индивида, определенным образом упорядочена и организована.

Рассмотрение процесса понимания как интеграции мыследеятельности и мыследействования опирается на концепцию понимания как мыследействования с представлениями. В процессе понимания активизируемая группа МЕЗ способствует усмотрению представления о внешности, о предмете или о природе, что и называется схемой действования с представлением человека, предмета или природы.

Базовая совокупность МЕЗ обогащается и активизируется в процессе понимания благодаря формированию новых связей между единицами. (Алексе- ев Н. Г., 1991).

Если единицы знаний рассматривать как результат какого-либо опыта, деятельности, то возникает необходимость выделить обыденный опыт и научный опыт. Значимость обыденного опыта очевидна, поскольку первичной формой познавательной деятельности человека, возникающей вскоре после его появления на свет, является повседневный, обыденный опыт. Этот общедоступный, но далеко не в равной мере присущий всем человеческим индивидам опыт представляет собой несистематизированное многообразие впечатлений, переживаний, наблюдений. Богатство жизненного опыта не вполне осознается его обладателем, т.к. этот опыт формируется, умножается в основном без сознательных познавательных усилий просто потому, что человек живет, пользуется предметами, общается с другими людьми, видит, слышит, переживает, непроизвольно запоминает воспринятое, пережитое, даже не зная, что именно отложилось в его памяти, не задумываясь о нем, пока обстоятельства не вызовут в его сознании запечатлевшиеся образы. Радости и горести, любовь и ненависть, рождение и смерть, здоровье и болезни, возвышенные и низменные поступки, исторические события, переживаемые по-разному человеческими индивидами, -все это, и в особенности знание о других человеческих индивидах, постоянно обогащает обыденный опыт. Но как ни велико значение научных знаний, их существование, функционирование, развитие находится в несомненной зависимости от той массы обыденного опыта, накопление которого совершается вне сферы научно-исследовательского поиска или усвоения уже готового научного знания. ";Конечно, обыденный опыт не свободен

от заблуждений и иллюзий. И все же обыденный опыт не чужд рефлексии, самокритике в особенности когда его заблуждения разоблачаются практикой";. (Ойзерман Т. П., 1990:4).

Второй пласт МЕЗ (преобразованных из опыта) - есть результат научной деятельности. ";В отличие от обыденного опыта наука постоянно вторгается в сферу неизвестного, непознанного; в лоне научного исследования неизменно совершается переход от незнания к знанию, от одного знания к другому, более глубокому, точному, адекватному"; (Ойзерман Т. П., 1990:5).

И научный опыт, и обыденный опыт представляют собой совокупность преобразованных мнемо-единиц знаний и хранятся в базовой совокупности единиц знаний индивида. Выявление и исследование этих единиц знаний в процессе понимания можно рассматривать как очередную репрезентацию модели механизма понимания. Такая модель не будет иметь устойчивой формы при очевидных устойчивых связях между МЕЗ.

Подход к процессу понимания как к интеграции мыследеятельности и

мыследействования принципиально обусловливается модельным строением. С одной стороны, модель задает программную задачу мыследеятельности, если ";задача -дифференциальный элемент";. (Делез Ж., 1998:201). С другой стороны, модель детерминируется устойчивыми, множественными связями между единицами, которые выявляют субъективные критерии понимания. Структура знаний индивида, представленная в виде модели, имеет абстрактный характер, поскольку ";конкретные системы знаний, хотя и моделируют действительность достаточно адекватно, но характеризуются значительным многообразием, что объясняется различным жизненным опытом, а также целями, задачами познавательной деятельности различных людей";. (Новиков А. П., 1983:42). Если цель познавательной деятельности едина, то правомерно ожидать и тождественных результатов по моделям в проведенных исследованиях, хотя многообразие знаний и их модельного представления доказуемо.

Результаты практического исследования, приведенные в книге А. Н. Лука ";Мышление и творчество"; подтверждают возникновение не только тождественных связей в виде модели между отдельными словами в процессе понимания человека, которые автор называет ассоциациями, но и логически обусловленную возможную цепочку группируемых ассоциаций, вызванных рядом лексических единиц. Так, А. Н. Лук предлагает взять два слова ";небо"; и ";чай";, связь между которыми ";устанавливается с помощью четырех естественных ассоциаций:

небо - земля

земля - вода

вода - пить

пить - чай";. (Лук А. Н., 1976:15).

Ученый приходит к выводу, что ";ассоциативные связи представляют основу упорядоченного хранения информации в мышлении человека, обеспечивающего быстрый поиск нужных сведений, произвольное обращение к нужному материалу";. (Там же. С. 16). Таким образом, в мышлении индивида закодированы элементы знаний в виде единиц, которые выявляют устойчивые связи между собой в процессе понимания. Устойчивость связей позволяет говорить о возможности такого модельного построения процесса понимания человека, которое основывается на ";глубоко скрытом всем людям общем принципе единомыслия в оценке форм, в которых предметы им даются";. (Кант П., 1995:225). Этот принцип есть принцип категоризации, характеризующийся единством логического строя мышления всего человечества.

Процесс понимания как интеграция мыследеятельности и мыследействования при построении смысла сложен в силу того, что рефлексия вне направленности (рефлексия, происходящая инстинктивно, как полагает И. Кант (Кант П., 1995) ";воздействует на всю совокупность прошлого опыта (как единицы)"; (Ухтомский А. А., 1959:40), не способствуя

усмотрению ряда представлений, категоризуя которые реципиент формирует мнемо-паттерны. Осмысление своего собственного способа категоризации в процессе понимания требует указать те активизированные МЕЗ, благодаря которым реципиент приходит к результату понимания в виде смыслопостроения.

Модель алгоритма понимания представляется как процесс, начинающийся с активизации и интеграции МЕЗ, что приводит к усмотрению представлений, с отнесения объекта к определенной категории, а ";категории, к которым относятся вопринимаемые объекты, не изолированы друг от друга"; (Брунер Дж., 1977:24), поскольку обусловлены связью между теми МЕЗ, которые входят в содержание категории. Связь, в свою очередь, является взаимозависимостью по родственному качественному признаку. Иначе говоря, в соответствии с предлагаемой концепцией три поля схемы мыследеятельности (МПП, МАП, МК) взаимосвязаны и пластично взаимообусловлены.

Процесс понимания всегда опирается на активизированную группу таких МЕЗ, которые вступают в интеграцию и способствуют усмотрению того или иного представления.

В процессе понимания и интерпретации МЕЗ является мельчайшей когнитивной единицей, выявление которой дает возможность обосновать индивидуальность каждой интерпретации.

2.4 Мнемо-паттерн как когнитивная структура

Если в мышлении индивида закодированы элементы знаний в виде единиц, которые выявляют устойчивые связи между собой в процессе понимания, то возникает возможность выявить когнитивные структуры, формирующиеся из этих единиц.

Рассматривая процесс понимания как интеграцию мыследеятельности и мыследействования, необходимо указать, что понятие ";действие с представлениями"; соответствует кантовской концепции схематизма процесса понимания (Кант П., 1964). Отсюда в настоящей работе мыследействование определяется как действие с представлениями. В активном процессе понимания реципиент оперирует представлениями о внешности, о природе, о предметах.

В настоящей работе представление есть комбинаторика активизированных МЕЗ, которая формируется в процессе понимания художественного текста.

Мнемо-паттерн - это мыслительный образ, сформировавшийся в результате категоризации представлений чего-либо или о чем-либо.

МЕЗ всегда подвижны, взаимозависимы и способны вступать в интеграцию с другими мнемо-единицами знаний. В этом проявляется их диалектичность. Можно утверждать, что недиалектичные МЕЗ не способствуют усмотрению представлений, а следовательно, и формированию мнемо-паттернов, поскольку диалектичность МЕЗ обусловлена возможностью образования связей между имеющимися МЕЗ и вновь образуемыми. Отсутствие же МЕЗ или отсуствие способности вступать в интеграцию ведет к непониманию. Например, индивид имеет единицу знания ";крулый";, может объяснить, что значит слово ";круглый";; имеет единицу знания ";пространство";, но сформировать представление ";круглое пространство"; не сможет, поскольку эти две единицы ";круглый"; и ";пространство"; не вступают в интеграцию.

Процесс активизации МЕЗ, их интеграция в представление, категоризация представления или представлений и формирование мнемо-паттернов при рецепции художественного текста можно обозначить как процесс, в котором происходит извлечение ";социально адекватного из плохо осознанного физиологического";. (Богин Г. П., 1994:15).

В случае необнаружения необходимых МЕЗ для процесса понимания возникает ситуация, которая может привести к непониманию.

Анализируя и описывая процесс понимания можно выявить МЕЗ, благодаря которым формируется тот или иной мнемо-паттерн. Такое описание представляет собой модель механизма понимания.

В качестве примера можно привести отрезок из романа И. Тургенева ";Отцы и дети";.

";... но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов";.

В целом при рецепции приведенного отрезка текста активизируются такие МЕЗ, которые способствуют усмотрению представления о мужчине описываемой внешности, что, вероятно, прогнозируемо в силу того, что реципиент мог бы видеть в кинокартинах мужчину описываемой внешности или иметь контакт с человеком, соответствующим описанию в тексте. Категоризуя представление о внешности мужчины, можно номинировать следующий мнемо-паттерн ";модно и изящно одетый мужчина, уделяющий достаточно внимания своей внешности";.

Если реципиент имеет в базовой совокупности МЕЗ, приобретенные в результате общения с мужчиной описываемой внешности (например, реципиент может активизировать единицы знаний о манере поведения, о манере общения), то в процессе понимания активизация этих МЕЗ может спровоцировать усмотрение такого представления, которое при категоризации переформировывается в мнемо-паттерн ";светский лев";. Основанием для формирования такого мнемо-паттерна послужило авторское упоминание о модности галстука и полусапожек, изяществе и стройности фигуры Павла Кирсанова наряду с упоминанием его возраста (сорок пять). Это упоминание способствовало активизации тех МЕЗ, которые привели к усмотрению представлений о возрасте и о возможности выглядеть достаточно элегантно, поскольку реципиент может знать, что чем старше человек, тем сложнее ему выглядеть элегантно. Сопоставляя и категоризуя эти два представления (о возрасте и о возможности выглядеть элегантно), можно сформировать мнемо-паттерны ";стремление к красоте";, ";привычка нравиться окружающим";, ";желание выглядеть элегантно";.

Активизация МЕЗ, приобретенных от чтения и анализа художественной литературы, может способствовать усмотрению представления о намеренном использовании автором шуршаще-шипящих ноток в лексической единице ";полусапожки"; и в уточнении ";изящный и породистый";. Категоризуя это представление, реципиент формирует мнемо-паттерн ";кокетливость";. При рецепции лексических единиц ";одетый в темный английский сьют";, ";коротко остриженные седые волосы"; активизируются МЕЗ, приобретенные от чтения и анализа такой художественной литературы, в которой автор намеренно показывает персонажа как личность, относящуюся к людям старого типа (судя по строгости одежды и коротко остриженным волосам). При категоризации усмотренного представления формируется мнемо-паттерн ";строгость при сложившихся обстоятельствах";.

Часто в процессе понимания активизация мнемо-единиц экстралингвистических знаний способствует формированию таких мнемо-паттернов, которые без наличия этих единиц знаний не формируются. В качестве примера может быть взят отрезок текста из романа М. Булгакова ";Мастер и Маргарита";.

";- Где ты живешь постоянно?

У меня нет постоянного жилища, застенчиво ответил арестант, я путешествую из города в город.

Это можно выразить короче, одним словом - бродяга, - сказал прокуратор и спросил: -Родные есть?

Нет никого. Я один в мире";.

В романе М. Булгакова говорится об арестанте Иешуа по прозвищу Га-Ноцри из города Гамалы, но при рецепции второй главы читатель понимает, что речь идет не о каком-то другом Понтии Пилате, прокураторе Иудеи, который судил и отправил на мучительную смерть Иешуа, а именно о том, который отправил на распятие Иисуса. А сам Иешуа есть не кто иной как Иисус. Активизируя мнемо-единицы экстралингвистических знаний, реципиент может сформировать такой мнемо-паттерн, который проводится в романе М.

Булгакова лейтмотивной нитью - противопоставление Дома Антидому. Ю. М.

Лотман, исследуя творчество М. Булгакова, в этой связи указывает: ";Традиция эта исключительна значима для Булгакова, для которого символика Дома - Антидома становится одной из организующих на всем протяжении творчества";. (Лотман Ю. М., 1997:748). Формируя такой мнемо-паттерн, читатель понимает, что дом или квартира № 50 в романе - это не место для проживания, не место жизни, а место, где может связываться зловещее с трагическим, мистическим (квартира, использованная Воландом для бала) или место именно для жизни и любви (квартира Мастера и Маргариты, в которой они были счастливы).

В романе нет непосредственно лексических средств, способствующих усмотрению такого представления, которое при категоризации позволило бы формировать мнемо-паттерн ";символическое звучание в описаниях Дома и Антидома";, нет лексических средств, номинирующих скрытый страх и растерянность Понтия Пилата при допросе Иешуа, которые перемешаны с состраданием и желанием помочь арестанту. Все мнемо-паттерны формируются из условия обнаружения мнемо-единиц экстралингвистических знаний. В случае необнаружения мнемо-единиц экстралингвистических знаний формирование мнемо-паттерна ";символическое звучание Дома-Антидома"; не произойдет.

Поскольку в работе мы оперируем понятием ";мнемо-паттерн";, то необходимо указать на те различия, которые сделали возможным использовать именно это понятие, а не понятие ";концепт";. Если сопоставить мнемо-паттерн и концепт, то становится очевидным, что мнемо-паттерн охватывает более широкий лексемный состав, подразумевая контекстуальные и семантические связи, и не привязан к определенным лексическим единицам. Предложенные гипотезы о фрейме и концепте некоторым образом соответствуют разработанным гипотезам психологов в области исследования такого процесса опознания, который трактуется как момент сличения ";зафиксированных в памяти крупных перцептивных единиц, использующихся как интегральные показатели соответствующих стимульных классов";. (Шехтер М. С, 1982:304). Результатом такого сличения являются концепты или фреймы, вступающие каждый раз в процессе познания во взаимодействие и взаимовлияние. В настоящем исследовании не ставится задача представить процесс опознания рецептируемых реалий с позиций психологов или нейрофизиологов, а ставится задача показать, какими когнитивными единицами и когнитивными структурами оперирует реципиент в процессе понимания и интерпретации художественного текста, из чего складывается процесс построения смыслов художественного текста.

Из приведенных примеров становится очевидна разница концепта и мнемо-паттерна, которая состоит в том, что мнемо-паттерн формируется по результатам категоризации усмотренных представлений, тогда как концептом в процессе понимания будет являться скорее то, что в настоящей работе принимается за представление.

Другим отличием можно признать то, что концептуальная теория не показывает, в результате каких мыслительных категоризации образуется концепт. Мнемо-паттерн формируется по результатам категоризации таких усмотренных представлений, которые образовались за счет активизации и интеграции определенных МЕЗ и эти МЕЗ могут быть номинированы и проанализированы.

Следующим отличием концепта от мнемо-паттерна можно признать то, что концептуальная теория не вскрывает механизма понимания и интерпретации художественного текста и подразумевает одновременное исчисление лексем, определяющих исходный ядерный концепт. Рассмотрение мнемо-паттерна как когнитивной структуры позволяет выявить и индивидуальность структуры знаний, и индивидуальность механизма понимания и интерпретации, не отдавая при этом приоритет лексемному составу.

Представление о мнемо-паттерне трактуется как формирование такого мнемо-паттерна, который способствует, с одной стороны, активизации самого процесса понимания, с другой стороны, построению смысла.

Глава 3

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

3.1 Смыслопостроение как процесс категоризации при рецепции

художественного текста

Особенности восприятия мира человеком всеми органами его чувств согласованы с необходимостью его приспособления к разным формам материи и разным формам движения. Чтобы правильно отразить мир надо различать разные объекты, разные формы их взаимодействия, разные отношения между объектами и явлениями и т. п. и создать для воспринимаемого адекватные структуры их представления, их репрезентации в мозгу человека. Называнию подлежат не столько реальные вещи, объекты, лица и т.д., сколько их ментальные репрезентации. Но сами связи, устанавливаемые в цепочке между определенным воздействием определенного объективно существующего фрагмента мира на человека и обработкой информации об этом фрагменте через образование его ментального представления, а далее и номинацией этого последнего, начинают формироваться в структурах деятельности человека с указанным фрагментом мира, а потому обусловливаются совместным действием нескольких различных факторов: среди них важную роль играют прагматические цели осуществляемой деятельности, а значит, не только ее онтологические предпосылки. ";В номинацию фрагментов окружающего нас мира человек включает, пусть и в опосредованном виде, представления о таких фундаментальных категориях бытия, как время, пространство, личность, качество, количество и т.п."; (Кубрякова Е. С, 1992:11).

Исследованием категорий занимались и занимаются как философы, так и ученые, работающие в области когнитивных наук, поскольку ";категория - одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт";. (Бабушкин А. П., 1999:68).

Категориальный аппарат индивида представляет собой сложную сеть, имеющую начало в названии и выделении объекта из класса предметов. Таким образом, функции категории отражают функции языка, поскольку одной из важнейших функций человеческого языка является функция категоризации внешней действительности, которая обеспечивает процесс познания. Называя ту или иную вещь, мыслящий субъект осуществляет операцию наложения ее признаков или свойств на признаки и свойства уже известных и зафиксированных в языке фрагментов действительности. ";Сличение и объединение объектов, процессов и их

признаков происходит на основе установления отношений сходства или смежности";. (Михалев А. Б., 1995:13).

Категоризацию в процессе понимания можно рассматривать как такой мыслительный процесс, в котором происходит оценивание и отнесение к определенному классу усмотренного представления и сформированного мнемо-паттерна. В таком процессе оценивания и отнесения и происходит наложение только некоторых признаков или свойств осмысливаемого материала на отдельные признаки или свойства уже приобретенных МЕЗ.

Совершенствуя средства своей абстрактной, мыслительной деятельности в процессе понимания все более сложных закономерностей объективного мира, человек изменяет и совершенствует категориальный аппарат своего мыслительного процесса. Что касается порядка, последовательности изложения категорий, то он обычно зависит от целевой установки, от того, для чего это делается. ";Все категории имеют равные права на существование. Добиваться унификации в этом вопросе было бы опрометчивым шагом, поскольку категории следует понимать как совокупность понятий, с помощью которых выражаются наиболее общие законы развития бытия и их отражение в мышлении человека";. (ТуленовЖ. Т., 1986:26).

Категория, с одной стороны, представляет собой отражение в человеческом мышлении наиболее общих свойств бытия, с другой стороны, категория есть определенная форма мысли, которая ориентирует на выявление себя в изучаемом предмете. Эта ориентация обусловливается единством строя логического мышления всех индивидов.

Аналогично тому, что категории являются отражением в нашем мышлении наиболее общих, основных свойств бытия, Аристотель впервые дал классификацию категорий, которую мы взяли за основу в настоящей работе, модифицировав ее в соответствии со спецификой изучаемого материала. Аристотель выделял ";сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание";. (Аристотель, 1976:178).

Правда, Аристотель не сформулировал четкого определения своего понимания категорий, что служит основанием для существования различных точек зрения относительно того, что, собственно, он понимал под категориями. Многие склоняются к той мысли, что категории у Аристотеля - это основные роды бытия и, соответственно, основные роды понятий о бытии, его свойствах и отношениях.

Как и все мыслительные операции, категории имеют свои функции. Основные функции категории заключаются в членении и синтезировании. Членение и синтезирование есть такие функции категорий, ";которые принадлежат к самой их сущности, так что категория как таковая без них вообще не существует; если данные функции от категории отделить, то она становится понятием"; (Булатов М. А., 1983:21).

К самым ранним этапам развития категоризации относится первичная категоризация вещей. Под такой категоризацией понимается выделение предметов, объектов из окружающего их фона с помощью слов. В этом случае наличие лексических обозначений уже предполагается, поэтому в настоящем исследовании в основу усмотрения представлений и формирования мнемо-паттернов положен принцип категоризации. и интерпретация (к основаниям интерпретации текста как аналитической деятельности) // сб. научных трудов, вып. 459 «Проблема ... современной стилистики», М.: 2001, с. 3-13. Выходные данные: Каширина, Н.А. Понимание и интерпретация в...

  • Понимание творения ответы на вопросы о вере и науке

    Автореферат диссертации

    Которая остается между нашим пониманием Библии и нашим пониманием науки. Мы должны помнить... , и, несмотря на проблемы с некоторыми интерпретациями , общая стратиграфическая последовательность реальна. Проблемы возникают из-за...

  • Документ

    Произвольности в интерпретации интерпретации Проблема понимания . Понимание и «вживание» в культуру. Понимание

  • Толерантность и проблема понимания толерантное сознание как атрибут homo intellegens

    Документ

    Произвольности в интерпретации рассматриваемых источников, различные варианты интерпретации на примере... 1. Специфика гуманитарного знания. Проблема понимания . Понимание и «вживание» в культуру. Понимание и культурный контекст. Явление пересемантизации...

  • К проблеме перевода и интерпретации художественного текста об одном критерии адекватности

    Документ

    К ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕВОДА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: ОБ ОДНОМ КРИТЕРИИ АДЕКВАТНОСТИ Проблема “перевод и интерпретация ” ... . – 456 с. В.Л.Наер. Понимание и интерпретация (к основам интерпретации текста как аналитической деятельности). // Сборник...

  • Социальная структура – закрытое или ограниченное (еще говорят: счетное) множество. Количество подструктур и количество элементов в ней ограничено. Социальное поле – бесконечное несчетное множество. Оно создается не количеством элементов, а числом отношений и связей между ними, а они – бесконечны. Причем это число бесконечно меняется в каждую секунду времени. II. Бурдье поясняет: "Как я указал... поле есть отношение сил и пространство борьбы за трансформацию этой совокупности сил. Другими словами, в поле идет конкуренция за легитимное присвоение того, что является ставкой борьбы в этом поле. И внутри самого ноля журналистики идет, естественно, постоянная конкуренция за присвоение публики, а также за присвоение того, что должно привлекать публику, т.е. приоритет на информацию, на scoop , на эксклюзив, а также на отличительные раритеты, известные имена и т.д." .

    Термин "поле" понимается им как относительно замкнутая и автономная система социальных отношений, т.е. это своего рода социальное подпространство.

    Топос – общее место. В Средневековье этот термин использовали в значении "прообраз видимых вещей". В современной математике топос – пространство с переменной топологией. Топология в математике – умение о предметах, которые не изменяются, когда их форма постоянно скручивается или растягивается. Размеры и пропорции не имеют никакого смысла в топологии. Небольшой овал равен огромному кругу.

    Первыми моделями социального поля у Бурдье стали интеллектуальное, литературное и религиозное поля. Позже к ним добавились другие области социального пространства – политика, экономика, наука, спорт, семья.

    Отдельные агенты, группы агентов, классы и сферы общества (политическая, экономическая, религиозная и др.), выделенные по определенным свойствам, составляют субполя в социальном пространстве. Если эти свойства рассматривать не только как застывшие характеристики, скажем вероисповедание или уровень образования, а как некие активные свойства, а именно социальные действия и взаимодействия, то субполя превращаются в поля силы. Понятия силы и взаимодействия, куда относятся соперничество, "практическая солидарность", обмен, прямые контакты и другие действия, переводит теорию из разряда субстанциональных в разряд полевых теорий .

    Полевая теория: История вопроса. Полевые теории наиболее полно представлены двумя науками – физикой и психологией. Па понятии силы базируется классическая физика Ньютона. Фарадей и Максвелл, исследовав эффекты действия сил электричества и магнетизма, ввели понятие силового поля и первыми вышли за пределы физики Ньютона. Состояние, способное порождать силу, было названо полем. Поле создает каждый заряд независимо от присутствия противоположного заряда, способного испытать его воздействие. Это открытие существенно изменило представление о физической реальности. Ньютон считал, что силы тесно связаны с телами, между которыми они действуют. Теперь же место понятия силы заняло более сложное понятие поля, соотносившееся с определенными явлениями природы и не имевшее соответствия в мире механики. Вершиной этой теории, получившей название электродинамики, было осознание того, что свет есть не что иное, как переменное электромагнитное поле высокой частоты, движущееся в пространстве в форме волн. Сегодня мы знаем, что и радиоволны, и волны видимого света, и рентгеновские лучи – не что иное, как колеблющиеся электромагнитные поля, различающиеся только частотой колебаний. Еще дальше пошел Эйнштейн, заявивший, что эфира не существует, и что электромагнитные поля имеют свою собственную физическую природу, могут перемещаться в пустом пространстве и не относятся к явлениям из области механики. Общая теория относительности Эйнштейна утверждала, что трехмерное пространство действительно искривлено иод воздействием гравитационного ноля тел с большой массой. Расширила наши представления о пространстве квантовая теория. Квантовая теория описывает наблюдаемые системы в терминах вероятностей. Это значит, что мы никогда нс можем с точностью утверждать, где будет находиться в определенный момент субатомная частица и каким образом будет происходить тот или иной атомный процесс. Эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Любая частица может быть преобразована в другую; энергия может превращаться в частицы, и наоборот. В этом мире бессмысленны такие понятия классической физики, как "элементарная частица", "материальная субстанция" и "изолированный объект". Вселенная представляет собой подвижную сеть неразделенно связанных энергетических процессов. Всеобъемлющая теория для описания субатомной действительности еще не найдена, но уже сейчас существует несколько моделей, вполне удовлетворительно описывающих ее определенные аспекты .

    Теория поля – это также психологическое направление, сформировавшееся под влиянием идей немецко-американского ученого Курта Левина (1890– 1947). С 1933 г., эмигрировав в США, он разрабатывал концепцию личности (основываясь на понятии поля, заимствованном из физики) как единства личности и ее окружения. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. С тех пор нолевая теория Левина и его последователей приобрела второе название – топологическая, или векторная, психология. Она утверждает, что психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит замещение. Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы. В основе человеческого поведения, полагал Левин, лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Использованное К. Левином понятие векторного поля означает область, в каждой точке P которой задан вектор а(Р). К понятию векторного поля приводят многие физические явления и процессы (например, векторы скоростей частиц движущейся жидкости в каждый момент времени образуют векторное поле). Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения .

    Понятие поля играет у П. Бурдье не меньшую роль, чем категория пространства. Он трактует пространство как поле сил, а точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем, входящим в него, и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов, равно как и к их взаимодействию . Иначе говоря, на понятие социального поля распространяется известный из теории систем принцип "целое не сводится к сумме частей".

    Действительно, на поведение каждого из нас принудительным образом влияют такие силы, как власть денег, традиции среды, уровень и профиль образования. Мы можем не желать их воздействия на нас, но не подчиниться им мы не можем. Они имеют объективный характер, а их конфигурация и векторы формируются где-то над нами и за нашей спиной. Политическая система общества нам неподвластна, мы не оказываем на нее почти никакого воздействия, наш голос на выборах – микроскопически незначимая величина. Политические партии, равно как и крупные корпорации, договариваются за нашей спиной и создают такую конфигурацию векторов влияния, которая выгодна только им, но которая вынуждает нас подчиняться этой объективной силе.

    Основываясь на учении П. Бурдье, современные социологи выделяют следующие свойства социального поля (табл. 14.1).

    Социальное поле П. Бурдье – это многомерное пространство позиций, каждая их которых определяется множеством переменных в зависимости от того или иного типа капитала (либо их сочетания).

    Таблица 14.1

    Свойства и признаки социального поля

    Свойства

    Признаки

    Целостный характер поля

    Внутри поля социальное взаимодействие гораздо более интенсивное, чем между полями. Возникает интеграционное свойство

    Многофакторный характер поля

    Поведение индивида является результатом влияния большого числа факторов. Множество взаимодействующих факторов порождает системное качество поля, которое не сводимо к сумме влияний всех факторов и напоминает непредсказуемую игру сил

    Принудительный характер поля

    Социальное поле имеет силовой характер, т.е. обладает принудительной силой по отношению к попавшим в него людям. Индивид, независимо от личных вкусов и потребностей, вынужден приспосабливаться к требованиям своего поля

    Множественный характер поля

    Каждый индивид находится одновременно в нескольких социальных полях. Разные поля обладают разным потенциалом воздействия на человека

    Ресурсный характер поля

    Агенты поля взаимодействуют между собой и с представителями другого поля с силой, пропорциональной объему доступных средств, т.е. величине их власти, экономического, социального или культурного капитала

    Ценностный характер ноля

    Дифференцированный характер поля

    Поля формируются в разных плоскостях и переплетаются непредсказуемым образом. Ноля имеют разную силу, поэтому их влияние на попавших в них индивидов может сильно варьироваться

    Сравнительный характер структуры и поля

    Основой возникновения социальной структуры служит общественное разделение труда, основой социального поля выступает силовое взаимодействие агентов

    Характер переходов в пространстве и иоле

    Социальное пространство дискретно, перейти из одного топоса в другой очень легко. Социальное поле непрерывно, оно обладает силой притяжения, покинуть его границы очень трудно

    Характер потенциала социализации поля

    Социальное пространство создает условия для социализации индивида. Социальное поле формирует процесс социализации индивида. Поле навязывает индивиду свой язык, символы, нормы, способ интерпретации событий

    Социальное поле – исторически формирующееся взаимодействие социальных сил, носителями которых могут выступать отдельные агенты, группы, организации, ресурсы, капиталы, выражающие себя через характер складывающихся между ними социальных отношений (влияние, господство, давление, субординация, конкуренция и т.п.). Агенты поля взаимодействуют по определенным правилам, занимая в социальном пространстве строго отведенное место.

    Если мы присмотримся к определению социального поля, то заметим его отличие от определения социальной структуры. Оказывается, в социальном поле присутствуют элементы, которых не было в социальной структуре, а именно, кроме людей и статусов, здесь есть ресурсы и капиталы. Иными словами, социальное поле более гетерогенно. В нем участвуют физические компоненты.

    Полевой подход изображает социальную реальность как динамическое, внутренне взаимосвязанное, подвижное целое.

    У каждого поля есть своя ставка – "навязывание легитимного видения социального мира" . Особенно этим грешат так называемые эксперты, которые во всех спорах считают себя правыми и диктуют свое мнение как единственно правильное. Политики считают себя экспертами в государственных делах и судят обо всем безапелляционно, старшие полагают, что, прожив долгую жизнь, вправе советовать молодым, как им вести себя в той или иной ситуации. Ученые доминируют над профанами, местные жители смотрят высокомерно на приезжих. "Ставкой в дискуссии двух политиков, атакующих друг друга с помощью цифр, является представление своего видения политического мира как обоснованного: основанного па объективности, поскольку обладает реальными референтами, и укорененного в социальной реальности, поскольку оно подтверждается теми, кто принимает его на свой счет и отстаивает"

    ПОЛЕ - совокупность языковых (гл. обр. лексических) единиц, объединенных общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. На возможность существования разных типов лексич. объединений ученые обратили внимание еще в 19 в. (М. М. Покровский), нек-рые особенности полевой структуры лексики были отмечены при построении тезаурусов (П. Роже, Ф. Дорн-зайф, Р. Халлиг и В. фон Вартбург). Первоиач. теоретич. осмысление понятия П. в языке содержалось в работах Й. Три-ра, Г. Ипсена, где оио получило наименование «семантич. поле». Для семантич. П. постулируется наличие общего (интегрального) семантич. признака, объединяющего все единицы П. и обычно выражаемого лексемой с обобщенным значением (архилексемой), напр. признак «перемещение в пространстве» в семантич. П. глаголов движения: «идти», «бежать», «ехать», «плыть», «лететь» и т. п., и наличие частных (дифференциальных) признаков (от одного и более), по к-рым единицы П. отличаются друг от друга, напр. «скорость», «способ», «среда» передвижения. Интегральные семантич. признаки в определ. условиях могут выступать как дифференциальные. Напр., признак «отношение родства», объединяющий термины родства «отец», «мать», «сын», «дочь» и т. п., становится дифференциальным при переходе к семантич. П., включающему обозначения и др. отношений между людьми типа «коллега», «попутчик», «однокашник», «начальник» и т. п. В этом проявляется один из видов связи семантич. П. в лексике (иерархическая). О взаимосвязи семантич. полей в пределах всего словаря свидетельствует также принадлежность многозначного слова к разл. семантич. П. Таким образом, семантич. П. характеризуются связью слов или их отд. значений, системным характером этих связей, взаимозависимостью и вэаимоопределяемостью лексич. единиц, относит, автономностью П., непрерывностью смыслового пространства, обозримостью и психологич. реальностью для среднего носителя языка. Структура семантич. полей обычно исследуется методами компонентного анализа, оппозиций, графов, комбинаторным методом и др. Кроме собственно семантич. П. выделяются: морфосемантические П., для элементов к-рых (слов) помимо семантич. близости характерно наличие общего аффикса илн основы (П. Гйро); ассоциативные П. (Ш. Балли), исследуемые в рамках психолингвистики и психологии, для к-рых характерно объединение вокруг слова-стимула опре-дел. групп слов-ассоциатов; последние, несмотря иа их варьирующийся состав у раэвых информантов, обнаруживают значит, степень общности (однородности). Слова одного ассоциативного П. часто характеризуются семантич. близостью; грамматические П., напр. залоговое поле (М. М. Гухман, А. В. Бондарко), представленное в языке как грамматическими (морфологи-зованными; единицами, так и единицами, находящимися на грани парадигматики и синтагматики (свободными и полусвободными словосочетаниями); синтагматические П.- словосочетания и др. сннтаксич. единицы как проявления семантич. совместимости их компонентов, напр. - «ноги», «лаять» - «собака > (В. Порциг); совокупности структурных моделей предложений, объединяемых общностью семантич. задания; напр., в сннтаксич. поле императивности включаются все модели, с помощью к-рых выражается приказание. Термин «П.» часто употребляется недифференцированно наряду с терминами «группа» (лексико-семантич. группа, те-матич. группа), «парадигма» (лексико-семантич., сннтаксич. парадигма) и др. Уфимцева А. А., Теории «семантического поля» и возможвостя их применения при изучении словарного состава языка, в сб.: Вопросы теории языка в совр. зарубежвой лингвистике. М.. 1961; Щур Г. С, Теории поля в лингвистике, М.-Л.. 1974; Караулов Ю. Н., Общая и рус. идеография, М.. 1976; Кузнецов А. М.. Структурно-семантнч. параметры в лексике. На материале англ. языка. М.. 1980; I p s e n G., Der alte Orient und die Indogermanen, в кн.: Stand und Aufgaben der Sprachwissenschaft, Hdlb., 1924; Trier J.. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes. Hdlb., 1931; его же, Altes und Neues vom sprachlichen Feld. Mannheim - Z., ; P о r z i g W., Wesenhafte Bedeutungsbeziehungen, «Beitrage zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur». 1934, Bd 58. A. M. Кузнецов.

    Семантическое поле

    Семантическое поле

    Семантическое поле - совокупность слов, объединяемых смысловыми связями по сходным признакам их лексических значений.

    По-английски: Semantic field

    См. также: Языки

    Финансовый словарь Финам .


    Смотреть что такое "Семантическое поле" в других словарях:

      СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ - СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ. Совокупность слов и выражений, составляющих тематический ряд, который хранится в долговременной памяти человека и возникает всякий раз в случае необходимости общения в определенной области. Создание С. п. в памяти человека –… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ - см. Семантика. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

      1) Совокупность явлений или область действительности, имеющие в языке соответствие в виде тематически объединенной совокупности лексических единиц. Семантическое поле времени, семантическое поле пространства, семантическое поле душевных… … Словарь лингвистических терминов

      То же, что лексико семантическое поле …

      Самая крупная смысловая парадигма, объединяющая слова различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак. Например: СП свет свет, вспышка, молния, сиять, сверкать, светлый, ярко и др. Содержание 1 Доминанта 1.1 Поля … Википедия

      Семантическое поле - обширное объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга. С. П. отражает связи и зависимости между эл тами действительности объектами, процессами, свойствами, поэтому естественно включает в себя… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

      семантическое поле - 1. Совокупность слов и выражений, составляющих тематический ряд; слова и выражения языка, в своей совокупности покрывающие определенную область знаний. 2. Группа слов, значения которых имеют общий семантический компонент. 3. Совокупность явлений… … Толковый переводоведческий словарь

      семантическое поле - Самая крупная лексико семантическая парадигма, объединяющая слова разных частей речи, соотносимые с одним фрагментом действительности и имеющие общий признак (общую сему) в лексическом значении … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Совокупность лексем, обозначающих определенное понятие в широком смысле этого слова: по современным представлениям, поле включает в свой состав слова различных частей речи, с допущением включения фразеологизмов и лексических материалов различных… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

      Термин функциональной грамматики; базирующаяся на определенной семантической категории группировка средств различных уровней языка, а также комбинированных языковых средств, взаимодействующих на основе общности их семантических функций. Данная… … Википедия

    Книги

    • Семантика информационных аспектов , Л. А. Кочубеева, В. В. Миронов, М. Л. Стоялова. В книге представлены результаты трехлетних исследований Санкт-Петербургской Рабочей группы. Экспериментально проверены и систематизированы данные о том, что представители разных соционических…
    • От А до Я. Самая полная энциклопедия афоризмов, мыслей и цитат , Поляков Юрий Михайлович. Книга представляет собой наиболее полное на сегодняшний день собрание афоризмов, мыслей и цитат, извлечённых из прозы, стихов, пьес, публицистики, интервью и записных книжек известного…


     

    Возможно, будет полезно почитать: