«Скотный Двор» Джордж Оруэлл.

Одно из величайших произведений зарубежной литературы XX столетия - повесть Джорджа Оруэлла " Скотный двор" . Краткое содержание этой книги, безусловно, вдохновит на прочтение оригинала. В повести американского писателя в завуалированной форме отражены важные события в истории России.

Основная информация

Работу над утопией, повествующей о постепенном и, по мнению автора, неизбежном переходе от идей о всеобщем равенстве к тоталитаризму и жесткой диктатуре, Оруэлл завершил в 1944 году. Впервые повесть появилась в печати после окончания Второй мировой войны. Оригинальное название - Animal Farm: A Fairy Story. В произведении присутствует сатира на Советский Союз, в некоторых персонажах угадываются знаменитые исторические личности. Повесть Оруэлла " Скотный двор" о революции 1917 года и событиях, которые происходили в первое двадцатилетие после создания нового государства.

Уже из названия понятно, что главные действующие лица здесь не люди , а животные. Однако некоторые из них наделены жестокостью, которая присуща лишь человеку. Прежде чем изложить краткое содержание " Скотного двора" , следует дать определение основному термину этого философского произведения - " скотизму " . Это понятие представляет собой пародию на коммунизм. " Скотизм ", или " анимализм" - философская система, согласно которой, животные существуют в полной независимости от людей.

"Скотный двор": краткое содержание

Герои повести - обитатели фермы " Усадьба" . Ее хозяин - мистер Джонс - страдает алкоголизмом, а потому дела его идут из рук вон плохо. Иногда он даже забывает покормить животных. Однажды двенадцатилетний боров по имени Майор устраивает собрание. Именно с этого события и начинается повествование.

Майор зарождает в умах обитателей фермы революционные мысли. Что будет, если животные станут свободными, перестанут зависеть от корыстных и жестоких людей? Старый Майор утверждает, что когда-то должно свершиться восстание, которое в конечном счёте и сделает жителей фермы счастливыми. Они будут меньше работать, но лучше питаться. В мире животных наступит равенство. Следует всего-навсего избавиться от человеческой диктатуры.

Спустя несколько дней после собрания Майор умирает. Однако идеи, высказанные мудрым боровом, продолжают жить. Песня, которую в один из последних дней своей жизни исполнил майор, становится гимном освободительного движения. Называется гимн " Скоты Англии" .

Однажды Джонс забывает покормить животных. Они в гневе набрасываются на него и его помощников. Таким образом, происходит долгожданная революция. Отныне на ферме нет ни одного человека. Вся власть принадлежит животным. Свиньи - Наполеон , Сноуболл, Визгун - оказываются у руля в новом маленьком государстве.

Беда в том, что идеалы о равенстве и всеобщем счастье со временем забываются. Свиньи всё больше руководят и всё меньше работают. Другим животным приходится выполнять тяжелый труд от рассвета до заката. Однако несмотря на это они счастливы. Обитатели фермы верят в идеи, на осуществление которых их когда-то вдохновил мудрый Майор.

Таково краткое содержание " Скотного двора" . Но здесь, конечно, рассказано не обо всех событиях в жизни обитателей фермы. Со временем, незаметно для многих животных, в скотном дворе устанавливается диктатура. Начинаются репрессии, доносы и прочее явление, характерные для политики тоталитаризма. А главное, подмен ценностей. Идеи, которые когда-то вдохновили животных на восстание, постепенно отходят на задний план - они неудобны диктатору и его приспешникам.

Семь заповедей, придуманных свиньями

После изгнания людей с фермы животные начали обучаться грамоте. Правда, многие не смогли осилить даже алфавита. Особые интеллектуальные способности демонстрировали свиньи. Именно они изложили семь заповедей, которых впредь должны придерживаться все козы, овцы, куры, собаки, кошки.

На стене амбара белой краской один из боровов написал:

  1. Враг - тот , что ходит на двух ногах.
  2. Друг - тот , что ходит на четырех ногах.
  3. Животные не носят одежду.
  4. Животные не спят в кровати.
  5. Животные не пьют алкоголя.
  6. Животные не убивают друг друга.
  7. Все животные равны.

В сюжете " Скотного двора" эти заповеди имеют не последнее значение. Дело в том, что со временем их начинают нарушать. И нарушают их отнюдь не лошади, козы, овцы и куры, а свиньи, то есть те, что находятся у власти. Заповеди не отменяют. В них незаметно вносят коррективы. Так, постулат о том, что животное не может убить себе подобного, дополняют словами " без причины" . Заповедь, которая гласит, что ни один обитатель фермы не имеет права пить спиртное, - словами " до беспамятства" .

Персонажи " Скотного двора" довольно колоритные. Одни имеют конкретные прототипы. Другие представляют собой собирательные образы. Есть в " Скотном дворе" Оруэлла и персонажи, символизирующие определенный социальный слой.

Майор

Этот персонаж произносит долгую речь в самом начале произведения, а затем, как уже было сказано, умирает. Майор не становится ни свидетелем, ни участником восстания. Однако его череп животные позже выкапывают из могилы и водружают на видное место. Каждое утро, глядя на останки почившего борова, они поют свою излюбленную песню " Скоты Англии" . Прототипы персонажа - Карл Маркс, Владимир Ленин.

Наполеон

Если после восстания у власти два персонажа, то позже фермой руководит всего один. Наполеон агрессивен, властолюбив, хитер. Когда-то он спрятал в своей каморке щенят, вырастил, воспитал их. А позже использовал для установления единоличной власти. Животные со временем его начинают называть " вождем " . Они верят ему беспрекословно даже после того, как становятся свидетелями массовой казни. Несложно догадаться, к кому из исторических фигур отсылает этот литературный герой. К Сталину.

Сноуболл

К этому персонажу автор испытывает симпатию. Сноуболл пользуется широкой популярностью среди обитателей фермы. Он является автором идеи о создании мельницы, которая в дальнейшем облегчит жизнь животных. Однако Сноуболл становится жертвой коварства Наполеона. Его изгоняют из фермы, а позже обвиняют во вредительстве, предательстве и прочих преступлениях. Этот персонаж напоминает революционера Льва Троцкого.

Визгун

Наполеон всё реже появляется перед жителями фирмы. Он скрывается в кулуарах, а указания животным дает через своего поверенного - Визгуна . Верный помощник Наполеона отличается удивительным красноречием и умением доносить до толпы даже самые бредовые идеи. Он хитер, изворотлив и не лишён артистичности. Этот персонаж отсылает к политическому деятелю Вячеславу Молотову и частично к Троцкому , который тоже обладал недюжинными ораторскими способностями.

Боксер

Это самый трудолюбивый обитатель скотного двора. Он тяжело работал и при Джонсе, и при Наполеоне. Излюбленная фраза Боксера : " Буду работать больше" . Трудолюбивому коню сложно понять интриги, которые ведутся между правителями фермы. Каждый раз, когда у Боксера возникают сомнения, он начинает работать еще больше, при этом демонстрирует безграничную доверчивость и преданности к тем, кто находится у власти. Еще одна фраза этого персонажа: " Наполеон всегда прав" . В конечном счете " вождь" продает его живодерам . Боксёр олицетворяет стахановское движение.

Бенджамин

Старый осёл понимает гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд . Бенджамин, в отличие от большинства животных, умеет читать. Он замечает изменения в заповедях, написанных на стене амбара. Он многое видит, но почти всегда молчит. Бенджамин единственный, кто понимает, что старого Боксера отправили не на лечение, а в живодерню . Что олицетворяет этот персонаж? Советскую интеллигенцию.

Молли

Легкомысленную лошадь отнюдь не радуют изменения, наступившие после изгнания Джонса. Хотя она и не высказывает открыто своей точки зрения. Молли больше всего любит ленточки, которые символизируют роскошь. На собраниях, еще до восстания, она задает всего один вопрос: " Будет ли сахар?" После установления новой власти она убегает на соседнюю ферму. Молли олицетворяет русскую эмиграцию.

Другие персонажи

Овцы, которыми легко манипулирует Наполеон, символизируют основную массу населения в стране, которой правит диктатор. Преданные псы " вождя" напоминают сотрудников НКВД. В повести Оруэлла среди персонажей есть и люди. Это Джонс, Пилкингтон , Уинтер. Прототип Фредерика - жестокого владельцы соседней фермы - Адольф Гитлер.

Сатирическая повесть-притча «Скотный двор» появилась на свет в феврале 1944 года. Джордж Оруэлл сознательно писал её простым и понятным языком, чтобы переводчики (особенно русские) могли без труда донести её истинный смысл до любого, даже самого малопонятливого читателя.

Состоящая из десяти глав книга представляет собой классическую антиутопию , в основу которой были положены реальные исторические события, произошедшие в России с 1917-го по 1944-ый год. Произведение открывается речью старого призового хряка Главаря (прототип – Ленин), призывающего животных (рабочих и крестьян) на борьбу с человечеством (господствующим классом). Вторая глава повествует о подпольной борьбе, стихийном восстании голодных зверей против мистера Джонса (прототип – Николай II) и превращении «Господского двора» (Российской Империи) в «Скотный двор» (СССР). В третьей части произведения автором рисуется ударная работа нового государства, в четвёртой показывается отношение соседних ферм (стран) – Плутни (США) мистера Калмингтона (прототип – Уинстон Черчилль) и Склоки (Германии) мистера Питера (Адольфа Гитлера) к новой ферме. Пятая глава повести рассказывает о бегстве со «Скотного двора» интеллигенции в лице любящей кусковой сахар и разноцветные ленты лошадки Молли, разрабатываемой Обвалом (прототип – Лев Троцкий) ветряной мельницы (НЭП – новой экономической политики СССР, пришедшейся на 20-е годы XX века) и смещении умного и предприимчивого хряка неповоротливым (на первый взгляд) Наполеоном (прототип – Иосиф Сталин).

В шестой части произведения Оруэлл изображает тяжёлый труд животных, возникновение в обществе потребности в предметах, производящихся за пределами фермы (зарубежный импорт), установление Наполеоном новой торговой политики с внешним миром. На этом этапе исторического развития фермы (СССР) свиньи перебираются в хозяйский дом (вопреки установленным Главарём семи заповедям, которые они потихоньку начинают переписывать) и начинают искать внутреннего врага (разрушенная ветром мельница с лёгкой подачи Стукача (прототип – Вячеслав Молотов) становится диверсией сбежавшего от псов Наполеона (советских силовых структур) Обвала).

В седьмой части «Скотного двора» происходит восстановление ветряной мельницы (символический образ, восходящий ещё к традиции Сервантеса), на ферму обрушивается голод, после чего проводятся показательные казни сторонников Обвала. Восьмая глава рассказывает о культе личности Наполеона (Сталина) и Бое под ветряной мельницей (Великой Отечественной Войне). В девятой части к животным приходит осознание тягот влачимой ими жизни, в десятой – Оруэлл даёт картину как настоящего, так и будущего Англии (прототип – Европа), в которой человеческие фермы принимают животную, а обитатели последней приходят к выводу, что руководящие ими свиньи ничем не отличаются от людей (врагов-капиталистов).

Внутреннее политическое противостояние между людьми (богачами) и животными (бедняками) завершается формированием нового идеального общества, основанного на принципах равенства. Расслоение внутри животного мира происходит постепенно, но его зачатки видны уже в самых первых поступках свиней (выдвижении их на лидирующие позиции во время общих собраний, отбор у животных молока и яблок). Приход к власти Наполеона рисуется и как естественный (обитатели фермы привыкли к его руководству), и как силовой (его поддерживает девять свирепых псов). Блеющие политические лозунги («Четыре ноги хорошо, две – плохо!» , «Четыре ноги хорошо, две – лучше!» ) овцы символизируют собой малограмотное население фермы (СССР), идущее на поводу у власти. Укрепление правительственной позиции Наполеона происходит посредством лжи и обмана: семь заповедей, написанных на стене амбара, постоянно изменяются, приобретая новый, необходимый вождю, смысл; всё происходящее на ферме переворачивается Стукачом с ног на голову. Завершается история «Скотного двора» установлением дружественных отношений с людьми и полным уподоблением им свиней, которые в начале начинают ходить на двух ногах, затем носить человеческую одежду и походить рылами на человеческие лица.

Художественные образы главных героев имеют либо конкретных исторических (Николай II, Сталин, Троцкий, Молотов), либо обобщённых прототипов. Трудяга-конь по кличке Боец символизирует собой рабочий класс, видящий единственную возможность улучшить свою жизнь путём каждодневного труда. Чем сложнее становится обстановка на ферме, тем сильнее впрягается в работу лошадь. Боец свято верит товарищу Наполеону, время от времени сомневается в том, что ему говорит Стукач, но всякий раз при этом идёт на постройку ветряной мельнице, тратя на это как своё рабочее, так и личное время.

Многострадальные куры, вынужденные отдавать свои яйца на продажу (чтобы на вырученные деньги Наполеон мог пополнить закрома испытывающей голод фермы) и периодически гибнущие то от внутренних бунтов, то от наговоров на самих себя (несколько птиц казнят за то, что им приснилось, как они сотрудничали со Стукачом) являются символическим образом советского крестьянства.

Диссидентскую прослойку общества представляет собой старый ослик Вениамин – чаще всего молчащий, но периодически открывающий животным глаза на действия власти (к примеру, когда фургон живодёра увозит за пределы фермы больного Бойца). Именно этот герой лучше всех понимает суть происходящего на «Скотном дворе»: «Им никогда не жилось ни лучше, ни хуже - голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни» .

Духовенство в повести Оруэлла воплотилось в художественном образе любимца мистера Джонса – ручного ворона Моисея (очередное говорящее имя, указывающее на библейскую основу персонажа). С этим героем читатель встречается дважды: до восстания животных (времена Российской Империи и расцвет православия) и после Боя под ветряной мельницей (частичное возрождение православия после окончания Великой Отечественной Войны).

«Скотный Двор» Джордж Оруэлл (перевод Л.Беспаловой). Мнение мое.

Сие мнение содержит следование по сюжету, с приведением цитат, со спойлерами, но мне так хотелось).

Небольшая сатирическая повесть-притча, опубликованная 1945г., аллегория на революцию 1917г. и последующие события в России, где Оруэлл показал перерождение революционных принципов, так говорится в Википедии. После прочтения «1984», данная повесть показалось очень легкой. Читается быстро и с улыбкой. Основная формула, которая раскрывается в данном произведении, звучала уже в «1984», поэтому мне стоило лишь освежить память и наслаждаться.

Итак, один умудренный хряк перед смертью получил откровение. И хряк этот был уж очень похож на Маркса или даже Ленина. «Так вот, товарищи, как устроена наша жизнь? Давайте смотреть правде в глаза. Нищета, непосильный труд, безвременная смерть – вот наш удел» ©. И перед тем, как отдать концы, хряк собрал весь скот двора, и доступно объяснил, что жить так больше нельзя. А причиной такой жизни является человек, который ничего не производит, а лишь потребляет и присваивает плоды труда бедных несчастных животных. Так человек в один день стал врагом номер один для скотины. И с этой минуты жизнь животных не может быть прежней, она станет осмысленной, ведь есть великая цель – убрать человека. В процессе сего собрания, кто-то откровенно спал, кто-то ни слова не понял, но проникся общим настроением, как тут не улыбнуться. И вот самые умные жители двора начали разрабатывать программу реализации великого замысла. И так случилось, что хозяин Господского Двора, один раз напился и забыл покормить скотину. К тому времени все и так были накручены мыслью о несправедливости, не равенстве, поэтому совершенно случайно терпение лопнуло и они произвели революцию, изгнав хозяина. Ну, случайно – не случайно, а факт остается фактом: человека убрали, что же дальше? А дальше надо строить светлое будущее собственными рогами и копытами.

Особым умом и сообразительность отличались хряки, и посему управление и контроль над Двором взяли на себя. Так вот, значит, Наполеон – упертая в достижении целей свинья, Обвал – более живого нрава, находчивая и речистая свинья, Стукач – изворотливый и хитрый, легко умеющий выдать черное за белое, подсвинок. Эта тройка развили учение старого и уже умершего хряка в стройную философскую систему – «скотизм». И начали наводить порядок в умах скотины и непосредственно во дворе. Песня «Твари Англии» стала гимном, появился флаг, табличка «Господский Двор» сменилась на «Скотный Двор» (чуть не написала «Скотский Двор»), а также прописанные на амбарной стене белой краской заповеди:

  1. Тот, кто умеет ходить на двух ногах, - враг.
  2. Тот, кто ходит на четырех (равно как и тот, у кого крылья), - друг.
  3. Животное да не носит одежду.
  4. Животное да не спит на кровати
  5. Животное да не пьет спиртного
  6. Животное да не убьет другое животное
  7. Все животные равны.

Но так как грамота давалась не всем, а были и откровенно недалекие, но возжелавшие быть в теме, животные, то для них придумали лозунг: «Четыре ноги – хорошо, две – плохо»©. И овцы блеяли его неустанно к месту и не к месту.

Но как показывает история, не может две свиньи усидеть на одном стуле. Тут надо сказать, что скорее всего Обвал – это Троцкий, Наполеон – Сталин, Стукач – Молотов. «Животные разбились на два лагеря: один выдвинул лозунг: «Голосуйте за Обвала и три дня работы в неделю», другой – «Голосуйте за Наполеона и полную кормушку» ©. Камнем преткновения стало строительство мельницы: Обвал был за, Наполеон был против мельницы, но за развитие сельского хозяйства.. И тут хочу показать вам любимого моего персонажа притчи - та-даммм - осел Вениамин. Он хоть и осел, но: «Только Вениамин не примкнул ни к одному лагерю. Он не верил ни в грядущее изобилие, ни в экономию труда, которую якобы даст ветряная мельница. С мельницей или без мельницы, говорил он, они как жили, так и будут жить, иначе говоря, плохо» ©. Вениамин был старше всех на ферме, хуже всех нравом, в основном помалкивал, лишь изредка вставлял циничные замечания и никогда не смеялся, ибо не видел повода. От работы он не отлынивал, но и лишнего на себя не взваливал. Держался ближе к Бойцу. Боец – это сильная тягловая лошадь, не отличающаяся умом, но очень ответственная и преданная «скотизму». Олицетворение стахановского движения. Основные принципы Бойца по жизни были: «Я буду работать еще упорнее» и «Товарищ Наполеон всегда прав». И он впахивал и за себя и за других. Такой интересный момент. Боец лишь иногда мог себе позволить помечтать, как достигнув пенсии, будет свободно от работы пастись на особой лужайке, да обучаться грамоте. Ну а пока до пенсии оставался месяц, он самозабвенно пахал. И чтоб вы думали? Сдох, не дожил до пенсии. Ну как сдох, надорвался и его списали на живодерню.

Отвлеклась от основного вопроса свинства. Наполеон силой скинул с руководящего поста Обвала, не забыв при этом превратить во врага народа. Прибегнул к помощи молодняка, псов, в раннем возрасте забранных от матери и воспитанных исключительно в нужных Наполеону целях. Эта молодежь не подвергала сомнению авторитет вождя, и грызла глотки всем не согласным. И тут началось: чем дальше, тем веселее. Я помню схему из «1984»: когда средний класс, прибегнув к помощи низшего (мотивируя тех на восстание словами: равенство, братство, справедливость), становится у власти, то задвигает низший класс на место, а сам превращается в тех, кого недавно скинул. Так, пока основной скот вкалывал и голодал как прежде, а может и того хуже, свиньи жирели, переселились в дом, спали на кроватях, пили алкоголь, начали носить одежду, творили, что хотели, и тут основная работа по оправданию такого поведения, легла на плечи Стукача. Он умел запудрить мозги животным, да так что не возразишь и не подкопаешься. Откровенно нагло дописывал заповеди в угоду свинства, например, четвертую дописал «под простынями», в пятую добавил «до беспамятства», в шестую – «без причины». А потом водил запамятавших животных к амбару и тыкал, мол, вот же написано. А когда переделать заповеди стало невозможно, просто затер их. А самым любимым и действенным аргументом был: «Уж не хотите ли вы, товарищи, чтобы возвратился Джонс?»© (изгнанный хозяин Двора).

Апогеем всего этого откровенного беспредела, большую часть, которого я умолчала, стал день, когда все свиньи вышли во двор, стоя на двух ногах !, а предварительно переученные Стукачом овцы блеяли: «Четыре ноги – хорошо, две лучше!»©. И, казалось бы, ну вот же оно, очевидно: товарищи, скотины, вас дурят так откровенно и нагло. Ан-нет. «Они знали, что жизнь ведут нищую и суровую, часто недоедают и мерзнут и, когда не спят, работают. Но прежде им, наверное, жилось еще хуже. Они охотно этому верили. Кроме того, тогда они были рабами, теперь они свободны, а это самое главное» © Свободные рабы определенно лучше, чем просто рабы…

О роскошествах (полные кормушки, трехчасовой рабочий день, отапливаемы загоны и т.п.), которые обещал Обвал, речи уже не шло, тем паче век скотины не долгий, и свидетелей его обещаний почти не осталось. «Работать не щадя сил и жить скромно – вот в чем истинное счастье, говорил Наполеон. <…> Только старенький Вениамин настаивал, что помнит всю свою долгую жизнь до мельчайших деталей и знает: им никогда не жилось ни лучше, ни хуже – голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни.<…> И все же животные не оставляли надежды. Более того, они ни на минуту не забывали, что им выпала честь быть гражданами Скотного Двора. Ведь другой такой фермы, которая принадлежит животным, и управляется ими, нет во всей стране, и в какой стране – в Англии!» © .

И логичным завершением, представленной к просмотру, картины Оруэлла о перерождении революционных принципов: «Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было не возможно» ©. Перерождение завершено. Занавес.

Часть вторая. Для тех, кто считает, что без параллелей с современностью сие мнение не имеет статуса рецензии (на что автор как бы и не претендует, но самой интересно, что получится). На свой страх и риск, и заранее извиняясь, ибо ни историей, ни политикой не увлекаюсь. Однако попробовать можно всегда, так ведь?))) Специально для вас, Rufina K .

Однажды Наполеон провозгласил Скотный Двор республикой и стал избранным президентом. Беларусь - это тоже Республика, в которой так же выбирают президента. И из срока в срок он не меняется. Он у нас вечный. Может быть, у кого-то и теплится надежда, что, голосуя, он выбирает… - я же безнадежная пессимистка. Не зря мне полюбился осел Вениамин, ибо как и он, я думаю, что даже со сменой Наполеона, ровным счетом ничего не изменится для меня, лучше или хуже я жить не стану. Однажды, вкалывая до седьмого пота, со всей ответственностью и самоотдачей, как ломовая лошадь Боец, предательская мысль закралась в голову: «Ну, неужели так будет всегда?», а нутро вторило и голосило, что вот-вот надорвусь. И надорвалась. Завалилась на бок, решила отлежаться без работы какое-то время, может силы восстановить, лишь бы на живодерню не списали. Но отлеживаться в нашей Республике не принято, ибо как говорит Наполеон: «Работать не щадя сил и жить скромно – вот в чем истинное счастье» © Да не просто говорит, а издает бумажку под названием Закон о тунеядстве: все должны работать, не работаешь – плати. Не платишь – сиди, работай и плати. Почему из-за какой-то несознательной овцы свиньи должны лишаться молока в корме и дополнительного ведра яблок? Они же все-таки руководят и контролирую двор, а это не легкая работа и требует хорошего питания и условий, во благо овец, в конце концов, и трудятся! А хочешь, сахарок есть, да ленточки в гриву заплетать, как серая кобылка Молли, так скачи, как она, за границу Двора и живи там, а про обратную дорогу забудь. И вообще, что это ты о сахарке, да о ленточках вспомнила? Наполеон постоянно нам напоминает, в какой уникальной свободной стране мы живем, вокруг война и распри, а у нас мир. Даже худой мир, лучше войны – кто ж спорит-то. Так что працуй и маучы. И мы молчим, правда, порой очень хочется, как подслеповатой кобыле Кашке, сходить к стене амбара, где заповеди написаны, да почитать, так ли там написано, как Наполеон с телеэкрана вещает. Берем Конституцию, читаем – читаем, вроде не так там говорится. А Стукач нам и возражает, да когда эта все было написано, составители уже и померли давно, а вы все по старому живете, нет, ребята, закон прежде всего, а не какая-то там надпись на амбаре. И мы верим, ведь оказана нам честь жить свободными людьми в свободной стране, а ей не могут управлять некомпетентные люди.

Стою как-то на остановке, жду «лимузин», и вдруг слышу разговор мужчин поблизости: «Всё, жопа полная»,- говорит, «колхозы к нам присоединяют. Сами на ладан дышим, а теперь и вовсе задохнемся, и колхозы не вытянем и сами сдохнем». Но Наполеон понимает, что строить мельницу, без наполненных кормушек, это глупо, поэтому сельское хозяйство нужно восстановить из руин, даже если это непосильная задача, сдохнем, но восстановим. Прошла не одна зима, кормушки вроде как были не полные, так и остались, но Стукач восторженным голосом зачитывает нам с трибуны цифры, из которых понятно, что все у нас хорошо. А когда построим мельницу и того лучше будет. И мы самоотверженно скидываемся и строим мельницы, страна большая, много надо Дворцов спорта построить. В каждом городе Дворец спорта, как памятник нашему Наполеону. Да, что говорить – молодцы! А чтобы стать еще независимей от людей, наш скот возведет еще и особую мельницу - АЭС называется. И даже страшно провести параллель с сюжетом книги, ведь там мельница рушится под напором непогоды или заговора, и не один раз. Если рухнет наша Островецкая мельница параллели проводить станет уже некому. Я безусловно верю в нашу независимость и светлое будущее, однако строить особо важные объекты рогами и копытами не сильно удобно, поэтому не удивительно, что иногда у нас не получается, иногда и реакторы с 2-4 метровой высоты при монтаже падают. Реакторы!!! Бля.ь!

Есть у нас и такие животные, которые состоят в заговоре с Обвалом, и вредят деятельности Наполеона всяческими способами. Особенно если решат собраться в кучку и провести во дворе, перед Хозяйским домом, митинг, отстаивая свои скотские права. Нет, конечно же, нет, никто их не загрызает до смерти. Свора может покусать, прижать, придавить, случайно зацепит дубинкой, разогнать, посадить в КПЗ, провести разъяснительную беседу, и отпустить с миром и штрафной квитанцией. Хочешь говорить и выступать – плати, зачем отнимать время у руководства своим бестолковым кукареканием? Служба у свинской своры такая, без причин они никого не трогают, а приказ - самая что ни на есть причина.

Помните, Боец мечтал о пенсии, о том, как будет пастись на прекрасном лугу и обучаться алфавиту, но чуток не дотянул до положенного срока. У нас в Республике все намного лучше, моя мама уже на пенсии, присматривает за всеми, кто в процессе непосильного труда надорвался, и заслуженно пользуется услугами бесплатной медицины. Забеги по поликлиникам обычно заканчиваются трехминутным приемом у доктора, вручением рецепта и половиной пенсии, оставленной в аптеке. Но мама не отчаивается, и будет бегать еще усерднее, это врожденное качество. Изредка, пробегая мимо меня, взывая к совести, мама от души выписывает волшебный пендель со словами: «Лентяев развелось, не протолкнуться в поликлинике, лечатся за мой счет. Но Наполеон найдет на вас управу!». Свекровь не бегает, она хоть и на пенсии, но упорно трудится, впрочем как и старенькие жители Скотного Двора, ведь обещанный луг никто не организовал, даже место под него не нашлось, а пенсии на жизнь не хватает. Мне кажется, однажды Наполеон подумал, зачем моему скоту выходить на пенсию, ведь они все-равно трудятся, будучи на пенсии, значит силы есть, значит надо увеличить пенсионный возраст. И увеличил. Теперь отец каждое утро со злостью и стиснув зубы собирается на работу, ведь он думал, что совсем скоро выйдет на пенсию, переедет в деревню, займется любимым делом, поживет… Хотя о чем это я? Он старой закалки, працуе и маучыць, разве что зубы чуток громче скрипят. А вокруг, такие же старые животные Двора на издохе и с мечтой «дожить», працуюць и маучаць.

Ну вот, пожалуй и все, хватит параллелей. По итогу, мы все еще упорно и с надеждой строим светлое будущее. Мы – свободные люди свободной страны. И нет больше на Земле нигде точно такой же.

На ферме «Усадьба», которая расположена рядом с городком Уиллингдон в Англии, зреет восстание. В начале повести фермой владеет местный фермер-алкоголик мистер Джонс. Дела фермы идут из рук вон плохо. Ночью всеми уважаемый боров Умник предлагает им поднять восстание, на котором призывает свергнуть власть людей и исполняет песню «Звери Англии». Несколько дней спустя он умирает. Животные во главе с хряками Наполеоном, Снежком и Визгуном готовятся к восстанию. Однажды Джонс забывает накормить животных, и это становится причиной восстания. Животные выгоняют его, и руководителями фермы становятся свиньи. Животные провозглашают семь заповедей, которые все должны соблюдать. Снежок из зелёной скатерти создал флаг, нарисовав белое копыто и рог. Зелёный цвет символизировал поля Англии, а копыто и рог олицетворяли республику животных. На обновлённом «Скотном дворе» животные считают себя свободными и счастливыми несмотря на то, что им приходится работать от заката до рассвета. Особые трудовые качества показывает старый конь Боксёр, который работает за троих. На одном из собраний Наполеон захватывает единоличную власть на ферме, опираясь на поддержку десяти огромных псов, которых он вырастил, спрятав ещё щенятами. Другой лидер восстания, Снежок, бежал, и с тех пор его никто не видел. Целью животных становится строительство ветряка. Они работают ещё больше, Боксёр на стройке подрывает здоровье. Однажды буря уничтожает практически построенный ветряк. Наполеон объявляет взрыв диверсией сбежавшего Снежка и заочно приговаривает его к смерти. По приказу Наполеона собаками казнены несколько животных (в том числе четверо поросят, протестовавших против отмены Наполеоном воскресных ассамблей) и птиц по обвинению в тайной связи со Снежком. Постепенно, одну за другой, Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди кроме одной, первой и самой главной. Однако и эта заповедь не осталась неизменной и приняла следующий вид - «Все животные равны, но некоторые равнее других». Жизнь на ферме проходит под контролем Наполеона и приближённых к нему свиней, которые принимают все решения на «Скотном дворе». Владелец соседней фермы мистер Фредерик пытается захватить Скотный двор, но его попытка заканчивается провалом. Боксёр получает ранение. Через несколько лет фактически не осталось животных, помнящих времена до восстания. Коня Боксёра, который уже не может работать, увозят на бойню. Визгуну удаётся убедить животных, что героя труда и восстания увезли в больницу, где ему будет лучше, чем на ферме. Также Визгун вместе с вторящими ему своим блеянием овцами каждый день убеждает животных, что жизнь на ферме становится всё лучше и лучше. В то же время свиньи переселяются в дом Джонса, надевают его одежду, пьют его вино, играют в карты с людьми - соседями с других ферм. Заканчивается повесть ссорой людей и свиней, за которой наблюдает подслеповатая от старости лошадь Клевер и несколько других животных: «Оставшиеся снаружи переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто».

Джордж Оруэлл

Скотный Двор

Печатается с разрешения The Estate of the late Sonia Brownell Orwell и литературных агентств AM Heath & Co Ltd. и Andrew Nurnberg.

© George Orwell, 1949

© Перевод. Л.Г. Беспалова, 2013

© Издание на русском языке AST Publishers, 2014

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru), 2014

Мистер Джонс, хозяин Господского Двора, запер на ночь курятник, но про лазы для молодняка спьяну забыл. Фонарь в его руке ходил ходуном, круг света метался из стороны в сторону, когда он, выписывая вензеля, прошел к черному ходу, скинул сапоги, нацедил в кладовке свою последнюю в этот день кружку пива из бочки и залез в кровать, где уже задавала храпака миссис Джонс.

Едва в спальне погас свет, во всех службах послышались шорох и шуршание. Днем прошел слух, что старику Главарю, призовому хряку средней белой породы, прошлой ночью приснился удивительный сон и он хочет рассказать о нем животным. Договорились, как только мистер Джонс уберется восвояси, собраться в большом амбаре. Старика Главаря (его всегда называли так, хотя выставлялся он под кличкой Краса Уиллингдона) на ферме почитали, и все охотно согласились недоспать час, лишь бы послушать его.

В глубине амбара на чем-то вроде помоста под свисающим с матицы фонарем раскинулся на охапке соломы Главарь. Ему стукнуло двенадцать, и хотя за последние годы он огрузнел, но был по-прежнему величав, мудрого и благожелательного облика этой свиньи не портили даже неподпиленные клыки. Вскоре начали стекаться другие животные, они долго возились, стараясь расположиться – каждое на свой лад – поудобнее.

Первыми прибежали три собаки: Ромашка, Роза и Кусай, за ними притрусили свиньи – эти разлеглись перед помостом на соломе. Куры взгромоздились на подоконники, голуби вспорхнули на стропила, овцы и коровы поместились позади свиней и принялись за свою жвачку. Боец и Кашка, пара ломовых лошадей, пришли вместе, они неторопливо пробирались к помосту, долго искали, куда бы ступить, чтобы невзначай не раздавить копытом с косматой щеткой снующую в соломе мелюзгу. Кашка была дебелая сердобольная кобыла не первой молодости, сильно отяжелевшая после четвертого жеребенка. Боец, могутный коняга чуть не двухметрового роста, силой превосходил двух обычных коней, вместе взятых. Из-за белой отметины на храпу он казался глуповатым, да и впрямь умом не блистал, но его почитали за стойкость и неслыханное трудолюбие. Вслед за лошадьми прискакали белая коза Мона и ослик Вениамин. Вениамин был старше всех на ферме годами и хуже всех нравом. Он больше помалкивал и молчание нарушал, только чтобы отпустить какое-нибудь циничное замечание – к примеру, заявлял, что Господь Бог дал ему хвост, чтобы отгонять мух, но он лично обошелся бы без хвоста и без мух. Он один из всей скотины на ферме никогда не смеялся. И если у него допытывались почему, отрезал: не вижу, мол, повода. При всем при том он был предан Бойцу, хотя никак этого не выказывал, и по воскресеньям они обычно паслись бок о бок в загончике за садом, щипали траву, но разговаривать не разговаривали.

Едва лошади улеглись, как в сарай гуськом прошествовал выводок отбившихся от матери-утки утят, они слабо попискивали и шныряли из стороны в сторону, выискивая местечко, где бы на них не наступили. Кашка огородила их передней ногой, они отлично устроились за ней и тут же заснули. В последнюю минуту, жеманно семеня и хрупая куском сахара, явилась серая кобылка Молли, хорошенькая дурочка, возившая дрожки мистера Джонса. Она расположилась поближе к помосту и тут же принялась потряхивать гривой – ей не терпелось похвастаться вплетенными в нее красными лентами. Последней пришла кошка, огляделась по сторонам, привычно выбирая местечко потеплее, в конце концов втиснулась между Бойцом и Кашкой и блаженно замурлыкала – речь Главаря от начала до конца она пропустила мимо ушей.

Теперь в амбар сошлись все, за исключением ручного ворона Моисея – он дремал на шестке у черного хода. Когда Главарь убедился, что животные удобно поместились и настроились слушать, он откашлялся и начал свою речь:

Так вот, товарищи, как устроена наша жизнь? Давайте смотреть правде в глаза. Нищета, непосильный труд, безвременная смерть – вот наш удел. Мы появляемся на свет, мы получаем ровно столько корма, чтобы не умереть с голода, а рабочий скот еще и изнуряют работой, пока не выжмут из него все соки, когда же мы больше ни на что не годны, нас убивают с чудовищной жестокостью. Нет такого животного в Англии, которое не распростилось бы с досугом и радостью жизни, едва ему стукнет год. Нет такого животного в Англии, которое не было бы закабалено. Нищета и рабство – вот что такое жизнь животных, и от этого нам никуда не уйти.

Но разве таков закон природы? Но разве страна наша так бедна, что не может прокормить тех, кто в ней живет? Нет, товарищи, нет, нет и еще раз нет. Земля Англии обильна, климат ее благодатен, и, кроме нас, она способна прокормить досыта еще многих и многих. Одна наша ферма могла бы содержать дюжину лошадей, два десятка коров, сотни овец, и все они жили бы привольно и достойно, так, как нам и не снилось. Почему же тогда мы влачим это жалкое существование? Да потому, что плоды нашего труда присваивают люди. Вот в чем причина всех наших бед. Если определить ее коротко – она в человеке. Человек – вот кто наш истинный враг. Если мы уберем человека, мы навеки покончим с голодом и непосильным трудом, ибо человек – их причина.

Из всех живых существ один человек потребляет, но ничего не производит. Он не дает молока, не несет яиц, его нельзя запрячь в плуг, потому что он слишком слаб, ему не поймать кролика, потому что он не умеет быстро бегать. Все так, и тем не менее он властвует над нами. Он заставляет нас работать на себя, забирает плоды наших трудов, нас же самих кормит впроголодь. Нашим трудом обрабатывается земля, нашим навозом она удобряется, а что у нас есть? Ничего, кроме своей шкуры. Вот вы, коровы, сколько литров молока вы дали за последний год? И куда пошло это молоко, которым вы могли бы вспоить крепких телят? Его все, до последней капли, выпили наши враги. Вот вы, куры, сколько яиц вы снесли за этот год и из скольких яиц вылупились цыплята? Куда же пошли остальные? Их продали на рынке Джонс и его работники, чтобы выручить деньги для себя. Вот ты, Кашка, где твои жеребята, четверо жеребят, твоя надежда и опора в старости? Их продали одного за другим, едва им стукнул год, и ты никогда больше их не увидишь. Тяжело они тебе достались, тяжело ты работала в поле, и что же ты получила взамен – скудный паек, место в деннике и больше ничего!

Но даже это жалкое существование обрывают до времени. Мне грех жаловаться, мне повезло. Мне пошел тринадцатый год, четыреста поросят родились от меня. Так природа определила жить хряку. Но нет такого животного, которого в конце жизни не настиг бы беспощадный нож. Вот вы, подсвинки, не пройдет и года, и вы все до одного, отчаянно вереща, проститесь с жизнью на колоде. Всех вас – коров, свиней, кур, овец, всех-всех ждет этот страшный конец. Даже лошадей, даже собак и тех он не минует. Вот ты, Боец, в тот самый день, когда и тебя, такого могучего, покинут силы, Джонс сбудет тебя живодеру, и тот перережет тебе горло и пустит на корм гончим. Собакам же, когда состарятся и обеззубеют, Джонс привяжет кирпич на шею и утопит в ближайшем пруду.



 

Возможно, будет полезно почитать: