Административно правовой механизм обеспечения безопасности дорожного движения. Административно-правовые средства обеспечения безопасности дорожного движения

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до момента появления автомобиля, но с его изобретением данная проблема приобрела особо острый характер. Автомобилизация, помимо положительных моментов, привнесла в общество увеличение роста гибели людей на дорогах, а также получения ими травм различной степени тяжести. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, вовлечением всех членов общества в этот процесс в качестве участников дорожного движения, увеличением числа транспортных средств, деятельность государственных органов по обеспечению дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий приобретает особую значимость. Поэтому в последнее время особую актуальность приобретает вопрос государственного контроля в сфере дорожного движения.

В обеспечении безопасности дорожного движения большое значение имеет правовая регламентация поведения всех участников дорожного движения и последующее их дисциплинированное поведение, для достижения которого предусматриваются меры государственного контроля. За последние два десятка лет был принят ряд нормативных правовых актов, имеющих огромное организационно-управленческое значение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". В нем закреплены основы государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; представлена единая терминология, используемая в рассматриваемой сфере; регламентируется разработка программ повышения безопасности дорожного движения ; установлены виды работ и услуг, при выполнении которых должна обеспечиваться безопасность дорожного движения; определены ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения субъекты и предусмотрена в общем виде ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. Их основное содержание составляют предписания и запреты на действия участников дорожного движения в определенных ситуациях в сфере дорожного движения, за нарушения которых установлена система мер государственно-правового (административно-правового, уголовно-правового и гражданско-правового) принуждения;
  • Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". В нем отражены задачи, полномочия и основы организационной структуры ГИБДД;
  • Указ Президента РФ от 19.05.2012 № 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства";
  • Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
  • Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • УК РФ;
  • КоАП РФ;
  • постановление Правительства РФ от 08.04.1992 № 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации";
  • постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" и ряд иных нормативных документов.

В целях формирования и проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения Правительство РФ возложило на МВД России осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения . Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения, в области которого на сотрудников полиции возлагаются следующие обязанности :

  • осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • регулировать дорожное движение;
  • оформлять документы о ДТП;
  • осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения;
  • принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения;
  • регистрировать автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов;
  • осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств;
  • согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях – тяжеловесных грузов.

В системе МВД России основным субъектом, отвечающим за обеспечение безопасности дорожного движения, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее также – ГИБДД, Госавто- инспекция).

Систему службы Госавтоинспекции составляют следующие органы и подразделения ГИБДД МВД России.

  • 1. Главное управление но обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (ГУОБДД МВД России) , являющееся основным органом управления ГИБДД. Руководитель подразделения Госавтоинспскции па федеральном уровне является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ, в компетенцию которого входит:
  • 1) участие в выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 2) представление МВД России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ;
  • 3) ведение переписки от имени МВД России;
  • 4) запрос и получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведений о соблюдении ими законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 5) внесение в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации предписаний (постановлений, представлений, решений) об устранении нарушений законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • 6) создание по согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп) по вопросам, касающимся предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий;
  • 7) представление интересов Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами;
  • 8) осуществление руководства деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам РФ.

Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне выполняет функции государственного заказчика, возложенные на МВД России, в том числе по изготовлению:

  • – бланков водительских удостоверений;
  • – государственных регистрационных знаков на транспортные средства;
  • – другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  • – оперативно-технических средств для Госавтоинспекции.

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России по представлению министра внутренних дел РФ. Структура и штатная численность подразделений Госавтоинспекции на федеральном уровне утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

  • 2. Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России , структура и штатная численность которого утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.
  • 3. Подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ . Положения о подразделениях ГИБДД на региональном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ но согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Руководители подразделений ГИБДД на региональном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам РФ, осуществляющими руководство деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе "Байконур". Подразделения ГИБДД на региональном уровне могут являться обособленными подразделениями территориальных органов МВД России по субъектам РФ, наделяться имуществом, иметь счета, а также печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по субъектам РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне, согласованному с руководителем территориального органа МВД России по субъекту РФ. Заместители главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам РФ назначаются на должность и освобождаются от нее руководителями территориальных органов МВД России по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Структура подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне включает :

  • 1) управление (отдел, отделение) ГИБДД;
  • 2) межрайонные подразделения ГИБДД:
    • – регистрационно-экзаменационные подразделения;
    • – подразделения государственного технического осмотра автомототранспортных средств;
  • 3) центр (группу) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД;
  • 4) строевые подразделения ДПС ГИБДД:
    • – обеспечивающие безопасность дорожного движения на федеральных трассах, региональных трассах с интенсивным дорожным движением;
    • – оперативного реагирования;
    • – по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения (АСН).

Структура и штатная численность подразделений ГИБДД на региональном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ по представлению руководителей подразделений ГИБДД на региональном уровне по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспскции на федеральном уровне.

  • 4. Специализированные подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ , структура и штатная численность которых утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам Федерации по представлению руководителей подразделений ГИБДД на региональном уровне по согласованию с руководителем подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.
  • 5. Подразделения ГИБДД управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям , в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также подразделение Госавтоинспекции УМВД России на комплексе "Байконур" .

Положения о подразделениях Госавтоинспекции на районном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, но закрытым административно-территориальным образованиям, руководителем УМВД России на комплексе "Байконур" по согласованию с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

Руководители подразделений ГИБДД на районном уровне являются но должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе "Байконур". Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ но представлениям руководителей территориальных органов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным обра

зованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, руководителя УМВД России на комплексе "Байконур", согласованным с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

Типовая структура Госавтоинспекции на районном уровне не имеет принципиального отличия от подразделений регионального уровня и состоит из следующих подразделений:

  • 1) отдел (отделение) ГИБДД;
  • 2) строевое подразделение ДПС ГИБДД;
  • 3) подразделения ГИБДД: регистрационно-экзаменационные подразделения;
  • – подразделения государственного технического осмотра автотранспортных средств;
  • 4) центр (группа) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

Структура и штатная численность подразделений ГИБДД на районном уровне утверждаются руководителями территориальных органов МВД России по субъектам РФ в соответствии с утвержденными министром внутренних дел РФ типовой структурой и типовым штатным расписанием территориальных органов МВД России по представлению руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне и по согласованию с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

6. Научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы. Структура и штатная численность данных подразделений Госавтоинспекции утверждаются министром внутренних дел РФ по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне.

Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.

Главную роль в системе ГИБДД играют подразделения ДПС, которые осуществляют оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвуют в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Ведомственные правовые акты определяют следующие основные задачи ДПС:

  • подразделения ДПС – осуществление контрольных, надзорных, профилактических и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • подразделения ДПС оперативного реагирования – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения в районах осложнения обстановки с аварийностью, местах проведения массовых

мероприятий, при эпизодических проездах автомобилей специального назначения и проведении специальных мероприятий, в том числе межрегиональных;

специализированные подразделения ГИБДД – обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения во взаимодействии с федеральными органами государственной охраны, органами федеральной службы безопасности.

В состав ДПС ГИБДД МВД России входят такие строевые подразделения, как полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области безопасности дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы. При этом функции строевых подразделений можно объединить в единую для всех группу, а именно:

  • распорядительно-регулировочные действия, оказание помощи участникам дорожного движения, содействие гражданам в реализации их законных прав и интересов;
  • контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, других нормативов и стандартов;
  • выезд на места ДТП для выполнения неотложных действий, документирование в установленном порядке фактов и событий на месте ДТП;
  • проведение доследственной проверки материалов ДТП с пострадавшими;
  • осуществление в установленном порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • участие в охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места ДТП;
  • осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
  • выявление недостатков в состоянии улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, нарушений установленного порядка производства ремонтных и строительных работ на дорогах, принятие неотложных мер при возникновении экстремальных дорожных ситуаций;
  • участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств установленных норм и правил в сфере перевозочной, транспортно-экспедиционной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Для решения задач соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекция наделена широким кругом полномочий, которые по своей целевой направленности могут быть разделены :

  • на административно-предупредительные, выступающие в качестве ограничений административно-правового характера, административно- побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица ;
  • административно-обеспечительные;
  • административного пресечения, перечень которых весьма широк и разнообразен, от требований прекратить совершение правонарушения до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, исходя из Федерального закона "О полиции" и иных нормативных правовых актов.

Сущность организации дорожного движения и обеспечения ее безопасности заключается в оперативном реагировании на аварийность, а также применении таких мер административного воздействия, как убеждение и принуждение в отношении должностных лиц и граждан для четкого и неукоснительного соблюдения ими требований правовых норм в области дорожного движения. В силу наделения Госавтоинспекции государственно-властными полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения поставленные перед ней задачи решаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сокращение числа погибших и пострадавших в результате ДТП людей.

Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне.

  • См.: Коренев А. П. Административное право России: в 3 ч. Ч. 1. М., 2000. С. 192.
  • Введение

    Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности

    1.1 Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения

    1.2 Правовое положение органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и организация их деятельности

    1.3 Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения

    Глава 2. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

    2.1 Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения

    2.2 Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения

    2.3 Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения

    Заключение

    Библиографический список

    Приложения

    Введение

    Высокие темпы автомобилизации остро обозначили проблему обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. 15 ноября 2007 года состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос о совершенствовании государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Выступая на заседании Госсовета, Президент РФ отметил, что в дорожно-транспортных происшествиях «гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны».

    Позитивные тенденции в социально-экономическом развитии страны, рост материального обеспечения граждан непосредственно влияют на ускорение темпов автомобилизации. По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Нижегородской области РФ к началу 2009 года в области насчитывалось 985471 транспортное средство. За 2008 год их численность увеличилась на 66151 единицу, или на 7,2 %.

    Вместе с этим одной из важнейших негативных сторон автомобилизации является дорожно-транспортный травматизм.

    Аварийность на автомобильном транспорте превратилась в одну из важнейших социально-экономических проблем в большинстве стран мира.

    Не случайно положение с безопасностью дорожного движения Организация Объединенных Наций характеризует как глобальный кризис.

    В сложившихся условиях возрастает роль государственных органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, а именно Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, которая в рамках своей компетенции выполняет контрольные, надзорные и отдельные разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Сложность и многоплановость общественных отношений, складывающихся в области обеспечения безопасности дорожного движения, обусловливают наличие большого количества нормативных правовых актов различной юридической силы, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД РФ в данной сфере.

    Целью данной работы является исследование административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

    Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть безопасность дорожного движения, как вид общественной безопасности; проанализировать правовое обеспечение безопасности дорожного движения; раскрыть роль ГИБДД МВД РФ в обеспечении безопасности дорожного движения.


    Глава I . Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности

    1.1 Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения

    Согласно Закону Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Согласно концепции национальной безопасности России под таковой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. К жизненно важным интересам относятся потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, реальная и потенциальная угроза объектам опасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности. К объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в сфере безопасности, системой мер экономического, политического, организационного правового и иного характера, адекватным угрозам безопасности.

    Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности государственных органов обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности.

    Кроме органов исполнительной власти субъектами обеспечения являются органы представительной и судебной власти, органы местного самоуправления, также граждане, общественные организации и иные объединения, обладающие правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности. Основными принципами обеспечения безопасности являются:

    Законность;

    Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;

    Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    Интеграция с международными системами безопасности.

    При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме и установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут юридическую ответственность.

    Обеспечение безопасности личности, общество и государства осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере безопасности. Правовые основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении», конституции, законы и иные нормативные акты республик в составе России и нормативные акты органов представительной и исполнительной власти краев, областей, автономной области, городов федерального значения, автономных округов, принятых в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

    Поскольку речь идет о безопасности, являющейся одной из межотраслевых сфер управления, то общественные отношения, складывающиеся в этой сфере, носят управленческий характер и преимущественно регулируются нормами административного права. Административно-правовые нормы определяют систему безопасности и ее функции, устанавливают порядок организации органов, непосредственно обеспечивающих безопасность, определяют их административно-правовой статус.

    Систему безопасности составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, органы местного самоуправления, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, а также правовые нормы, регламентирующие отношения в области безопасности.

    Основными функциями системы безопасности являются:

    Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

    Осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

    Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

    Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

    Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

    Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

    Реализация указанных функций по обеспечению безопасности осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере.

    Федеральное собрание - Парламент РФ, разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности; Совет Федерации утверждает указы президента РФ о введении военного положения и введении чрезвычайного положения; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров и соглашений по вопросам обеспечения безопасности и др. Государственная Дума определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности программ в сфере безопасности, принимает законы и ратификации и денонсации международных договоров РФ по вопросам обеспечения безопасности.

    Исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры:

    контроль за дорожным движением;

    контроль за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

    регулирование дорожного движения;

    остановка транспортного средства;

    остановка пешехода;

    проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;

    составление постановления-квитанции о наложении административного штрафа;

    опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;

    составление протокола об административном правонарушении;

    вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

    отстранение от управления транспортным средством;

    освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

    направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    изъятие водительского удостоверения;

    запрещение эксплуатации транспортного средства;

    задержание транспортного средства;

    осмотр транспортного средства и груза;

    досмотр транспортного средства;

    личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

    изъятие вещей и документов;

    арест вещей;

    доставление;

    административное задержание;

    вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении;

    вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

    выезд на место дорожно-транспортного происшествия;

    составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

    Общие требования к исполнению административных процедур (действий)

    32. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

    33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции - с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.

    34. Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки.

    Исполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 47 (4 абзац), 61, 109 (6 и 7 абзацы), 201 и 216 настоящего Административного регламента.



    Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V настоящего Административного регламента.

    35. Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве49 в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного.

    Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля.

    36. Бланки процессуальных документов должны заполняться разборчиво шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) либо с использованием печатающего устройства.

    Внесенные в процессуальные документы исправления (дополнения) должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевший, должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями). В случае отказа указанных лиц от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.

    37. В случае возникновения обстоятельств, не предусмотренных настоящим Административным регламентом, сотрудник руководствуется требованиями законодательства, указаниями руководителя подразделения или дежурного.

    ФЗ О безопасности дорожного движения.

    Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

    Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

    Статья 10. Программы обеспечения безопасности дорожного движения

    1. В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

    Согласно Закону Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности»(1) под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Согласно концепции национальной безопасности России под таковой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. К жизненно важным интересам относятся потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    По данным исследования ВЦИОМ: 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 38% заявили о том, что среди их близких или знакомых есть люди, пострадавшие либо погибшие в автокатастрофах. Недисциплинированность водителей 66% назвали основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди .

    Среди основных причин нарушений правил дорожного движения 50% населения назвали низкий культурный уровень участников дорожного движения, посчитав это самой главной проблемой. На втором уровне – недостаточно жёсткие санкции за нарушение правил дорожного движения, далее идут неэффективная организация дорожного движения и наличие привилегий у отдельных водителей .

    В обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по обеспечению безопасности на дорогах: рассматриваются предложения по ужесточению наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения, повторное нарушение и агрессивную езду ; установка видеонаблюдения, фиксирующего действия водителя и все его коммуникации с инспекторами Госавтоинспекции; оснащение видеорегистраторами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров.

    Обсуждая возможные меры по улучшению дорожной ситуации, эксперты выделили два основных вектора в решении данной проблематики – это необходимость развития дорожной инфраструктуры и совершенствование организации дорожного движения, а также повышение культуры на дорогах, создание в обществе неприятия нарушений ПДД.

    Также необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание законодателя на недопустимость превращения административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент чрезмерного ограничения права собственности граждан, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания. Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция). Подразделения Госавтоинспекции систематически наблюдают за соответствием поведения участков дорожного движения на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры требованиям Правил дорожного движения, принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области дорожного движения.

    Безопасность дорожного движения в соответствии со ст. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» рассматривается как состояние процесса дорожного движения , отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Из приведенного законодательного определения, рассматриваемого в совокупности со смежными понятиями, следует, что безопасность дорожного движения – состояние, которое должно характеризоваться конкретными количественными показателями, иначе было бы невозможно установить степень защищенности участников дорожного движения. Основной угрозой безопасности дорожного движения законодатель справедливо считает дорожно-транспортные происшествия. В то же время, безопасности участников дорожного движения угрожают не только события дорожно-транспортных происшествий, но и бездействие или недостаточно эффективное действие субъектов, призванных уменьшить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (Госавтоинспекции, аварийно-спасательных служб, медицинских работников).

    55.Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

    На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи: 1) обеспечение личной безопасности граждан;2) обеспечение успешного проведения массового мероприятия;

    3) предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и общественной безопасности;4) оказание помощи и содействия соответствующим должностным лицам и организаторам в установленных законом пределах в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;5) оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;6) обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

    Деятельность ОВД по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий должна подразделяться на три этапа:

    1. Подготовительный.

    2. Исполнительный.

    3. Заключительный.

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД, который начинается с момента получения задачи, проводится следующая работа:

    · уточняется место, время, порядок проведения массового мероприятия, количество и состав участников и зрителей;

    · проводится рекогносцировка местности, принимается решение, разрабатывается план охраны общественного порядка и безопасности и организуется взаимодействие всех привлекаемых сил;

    · осуществляются дополнительные мероприятия по усилению борьбы с преступностью, бродяжничеством, попрошайничеством, хулиганством, пьянством и другими антиобщественными проявлениями;

    · организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы;

    · проводится обследование мест проведения массового мероприятия в отношении противопожарной безопасности и устраняются выявленные неисправности;

    · принимаются меры по дополнительному оборудованию территории;

    · проводится инструктаж соответствующих должностных лиц об их обязанностях при проведении массового мероприятия;

    · организуется взаимодействие с общественными формированиями.

    Для обеспечения управления силами и средствами в период подготовки и проведения массового мероприятия создается оперативный штаб ОВД. Подготовка личного состава к несению службы заключается в проведении инструктажа руководящего состава и нарядов, репетиций и тренировок. В необходимых случаях организуются специальные занятия, на которых особое внимание уделяется изучению вопросов несения службы в оцеплении, на КПП, действиям нарядов полиции.

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД охватывает действия нарядов и управление ими непосредственно при проведении массовых мероприятий. В этот период проводится следующая работа:

    · вводится ограничение движения транспорта и пешеходов;

    · производится удаление из зоны оцепления неорганизованного населения;

    · организуется служба нарядов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в районе проведения массового мероприятия и на прилегающей территории.

    В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД осуществляется:

    · снятие введенного ограничения движения транспорта и пешеходов;

    · возобновление прерванной работы торговых, зрелищных и других предприятий;

    · свертывание сил и средств и сосредоточение в намеченных пунктах;

    · подведение итогов несения службы.

    . 56.Основные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

    Статья 3. Участие граждан в охране общественного порядка

    Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

    Статья 4. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка

    1. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка:

    а) пропаганда правовых знаний;

    б) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

    в) деятельность по профилактике и предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    г) участие в деятельности общественных пунктов охраны порядка;

    д) иное участие в охране общественного порядка, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

    2. Формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с правоохранительными органами - добровольное участие в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате (далее - внештатные сотрудники правоохранительных органов) и действующих под руководством должностных лиц правоохранительных органов.

    На внештатных сотрудников правоохранительных органов распространяются положения, предусмотренные статьями 12-17 настоящего Закона.

    Статья 6. Организационные формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка

    1. Организационные формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка:

    а) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;

    б) народные дружины.

    2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

    3. Народные дружины представляют собой добровольные объединения граждан, создаваемые для участия в охране общественного порядка на соответствующей территории совместно с правоохранительными органами.

    На деятельность народных дружин не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".

    Статья 7. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка

    Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.


    Похожая информация.


    АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    © НАЗАРОВ Валерий Юрьевич

    кандидат юридических наук, председатель Совета учебно-методического объединения образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы, начальник Саратовского юридического института МВД России.

    @ (845-2) 640-455, И [email protected]

    Определяются правовые основы регулирования дорожного движения. Предложен оптимальный вариант компромисса между мотивами поведения участников дорожного движения и мотивами обеспечения безопасности на дорогах.

    Ключевые слова: организация дорожного движения, транспортные средства.

    Административно-правовое регулирование организации дорожного движения является одной из самых злободневных тем, обсуждаемых как на уровне министерств и ведомств, так и рядовыми гражданами - участниками дорожного движения. Вследствие особой важности проблем, возникающих в этой связи, необходимо обозначить понятийный ряд. Дорожное движение рассматривается автором как совокупность общественных отношений, сущность и содержание которых предопределяют необходимость и возможность административно-правового регулирования в области дорожного движения, а также цель и средства такого регулирования.

    До нормативного закрепления данного понятия в литературе превалировал технократический подход, где акцент делался на механическом аспекте дорожного движения, на представлении его как «совокупности участвующих в движения пешеходов и различных типов транспортных средств, управляемых людьми» . Социальный аспект дорожного движения выражался лишь в указании, что «действия участников дорожного движения - водителей, пешеходов и пассажиров определяются специ-

    альными правилами» . При этом в исследованиях проблем административно-правового регулирования в области дорожного движения основное внимание уделялось его правоохранительному аспекту .

    В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодатели определили дорожное движение как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без такового в пределах дорог» (ст. 2).

    Определение, взятое в целом ряде документов, не оставляет сомнений, что в нём нужны корректирующие и уточняющие дополнения. Попытка исследования проблем административно-правового регулирования в правоохранительном аспекте была предпринята С. А. Радионовым, который подошёл к рассмотрению дорожного движения как сферы реализации транспортных потребностей общества и обосновал ряд положений об организации дорожного движения как правовой формы управления . В. С. Кураков в своих работах осветил вопросы административно-правового статуса водителей в части приобретения и прекращения

    права на управление транспортными средствами . Однако широкого развития категория административно-правового регулирования дорожного движения в науке не получила. По-прежнему в тематике исследований преобладают разработки административно-юрисдикционного характера . Представляется, что одна из причин этого кроется в недостаточном раскрытии содержания общественных отношений, образующих дорожное движение, как предмета административно-правового регулирования.

    Общественные отношения, образующие дорожное движение, возникают в процессе перемещения людей и грузов. Пространственное перемещение людей, предметов, средств, продуктов их труда является неотъемлемой составной частью материального производства, деятельности людей в социально-культурной и административно-политической сферах, что позволяет определить его как насущную общественную и личную потребность.

    Эффективность удовлетворения потребности в перемещении определяется теми затратами, которые необходимо сделать, чтобы осуществить перемещение. Приоритет временных затрат обусловлен специфическим положением дорожного движения, которое выступает и как самостоятельная система, и как составная часть других социально-экономических систем в жизнедеятельности общества и государства. Затраты времени на перемещение являются обычно непроизводительными по отношению к тем задачам, которые решаются этими системами. Поэтому чем меньше времени затрачено на перемещение, тем выше, при прочих равных условиях, эффективность данного процесса. Это обстоятельство является важнейшим фактором, детерминирующим характер исследуемых общественных отношений.

    Таким образом, первая особенность исследуемых общественных отношений состоит в том, что они возникают по поводу удовлетворения общественной и личной потребности в пространственном перемещении людей, предметов, средств, продуктов их труда сообразно времени, затраченному на передвижение.

    Перемещение людей и грузов осуществляется по дорогам с использованием транспортных средств, то есть устройств, предназначенных для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на них оборудования. Дорога представляет собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли или поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

    Транспортные средства и дороги в совокупности образуют единую дорожно-транспортную технику, которая включает в себя активную и пассивную составляющие. Активная составляющая непосредственно обеспечивает реализацию тех функций, для выполнения которых техника предназначена. Пассивная -призвана создавать условия для максимально полной реализации возможностей активной техники. В дорожном движении активную составляющую образуют транспортные средства. Дороги, относясь к пассивной составляющей дорожно-транспортной техники, определяют условия, в которых осуществляется реализация передвижения транспортных средств.

    Транспортные средства обладают транспортным потенциалом, зависящим от мощности двигателя. Потенциал предопределяет минимальные пределы затрат времени. Одновременно с началом движения транспортных средств по дороге, то есть реализации их транспортного потенциала, начинают проявляться отрицательные свойства транспортных средств - возникает опасность дорожно-транспортного происшествия. Движущееся транспортное средство обладает таким запасом кинетической и потенциальной энергии, которая способна произвести разрушающее действие. Потенциальная опасность движения транспортных средств материализуется в реальные вредные последствия при возникновении дорожно-транспортных происшествий, которые прерывают процесс перемещения1. И чем в большей степени проявляются свойства техники, определяющие её способность осуществлять транспортную работу с минимальными затратами времени, тем выше при прочих равных условиях вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий и возможная тяжесть их последствий. На это диалектическое противоречие, присущее дорожно-транспортной технике, - «скорость -опасность» впервые указал В. В. Лукьянов .

    Затраты времени на передвижение задаются прежде всего расстоянием, на которое должно быть оно осуществлено. Минимум затрат достигается при максимальном использовании тягово-динамического потенциала транспортных средств, физических возможностей пешеходов и при движении по участкам улично-дорожной сети, обеспечивающим кратчайший путь от пункта отправления до пункта назначения. Угроза

    1 В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортное происшествие определяется как событие, возникшее в процессе движения транспортного средства по дороге и с его участием, приведшее к гибели или ранению людей, повреждению транспортных средств, сооружений, грузов, иному материальному ущербу.

    возникновения дорожно-транспортных происшествий диктует необходимость снижения скорости движения по отношению к максимально возможной, вплоть для полной остановки.

    Дорожно-транспортные происшествия - это столкновения транспортных средств между собой, их опрокидывания, наезды на пешеходов или препятствия, падения пассажиров, другие подобные события1. То есть в механическом отношении происшествия являются следствием нарушения устойчивости или (и) автономности движения транспортных средств. Таким образом, потенциальные скоростные возможности, равно как и направления движения, могут быть реализованы лишь в той степени, в какой обеспечиваются устойчивость и автономность движения транспортных средств.

    Вероятность нарушения устойчивости при движении транспортного средства с конкретной скоростью определяется состоянием таких свойств техники, как сцепные качества колёс транспортных средств, покрытием проезжей части дороги, устойчивостью транспортного средства против опрокидывания, геометрическими параметрами дороги и другими. Нарушение автономности движения транспортного средства возможно из-за ограниченности площади дорог; наличия пересечений дорог между собой и с железными дорогами; различий в скоростных возможностях транспортных средств и обусловленных этими различиями обгонов, перестроений и других манёвров транспортных средств; одновременного использования дорог для транспортного и пешеходного движения; действия других факторов, производных от характеристик дорожно-транспортной техники.

    Вторая значимая особенность общественных отношений, образующих дорожное движение, заключается в том, что они возникают в процессе использования для перемещения людей и грузов дорожно-транспортной техники, которой объективно присущи противоречивые свойства.

    Общественные отношения могут быть предметом правового регулирования лишь тогда, когда выступают в качестве волевых отношений. Именно волевое поведение людей является непосредственным предметом правового регулирования . Пространственное перемещение людей и грузов с использованием дорожно-транспортной техники представляется результатом сознательных волевых действий по управлению движением транспортных средств по дороге, пешему передвижению или

    1 Правила учёта дорожно-транспортных происшествий. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 28. - Ст. 2681.

    передвижению на транспортных средствах без управления ими.

    Люди, выполняющие данные социальные роли, - это водители, пешеходы, пассажиры. Волевой характер поведения участников дорожного движения определяет возможность правового регулирования возникающих между ними отношений. Сущность деятельности участников дорожного движения, создающая необходимость правового регулирования, реализуется в нахождении оптимального компромисса между минимизацией времени передвижения и необходимостью обеспечения его безопасности.

    Это положение проявляется в общих закономерностях отношений между людьми и созданной ими техникой. Использование техники принципиально расширяет диапазон возможностей человека по удовлетворению имеющихся потребностей, тем самым материализуется свобода его поведения, определяемая возможностью достижения поставленных целей в соответствии со своими интересами. Но одновременно техника оказывает и отрицательное воздействие на различные стороны жизнедеятельности общества. Это объективно ограничивает свободу в использовании основных потребительских свойств техники, которые могут быть реализованы лишь в той степени, в какой отрицательные последствия признаются приемлемыми для общества. Энергетический потенциал транспортных средств и физические возможности пешеходов отражают тот максимум свободы, которым обладают участники дорожного движения в отношении минимизации затрат времени на удовлетворение транспортных потребностей общества. Однако свобода передвижения объективно ограничена состоянием и свойствами дорожно-транспортной техники, определяющими устойчивость и автономность движения транспортных средств.

    В науке психологии поведение, характерное для деятельности участников дорожного движения, трактуется как поведение в условиях риска . Наибольшая сложность заключается в поведении водителей, а также пешеходов - участников дорожного движения, активно использующих возможности техники. Для пассажиров характерно в основном пассивное поведение. Под термином поведение в условиях риска подразумеваются действия в неоднозначной обстановке, которая возникает в том случае, если реализуются два условия: 1) определённом исходном состоянии субъект для достижения какой-либо цели вынужден принимать решение о способах её достижения и осуществлении альтернативных действий; 2) недостижение выбранной цели воспринимается субъектом как результат более нежелательный, чем исходное

    положение, в то время как её достижение является более предпочтительным, в сравнении с другими альтернативными вариантами. Таким образом, для поведения в условиях риска характерно наличие конфликтной обстановки, когда каждое увеличение вероятности одного исхода сопряжено с её уменьшением для другого.

    Для участника дорожного движения ситуация риска заключается в том, что он имеет два противоположных мотива своих действий: стремление к минимизации затрат времени, предполагающее достижение максимальной скорости и движение по минимально короткой траектории, и стремление к безопасности, направленное на предупреждение предполагаемых отрицательных последствий своего дорожного поведения. Конфликт мотивов завершается принятием решения о режиме (скорости и направлении) движения, в котором отражается соотношение мотивов. Игнорирование какого-либо из них может довести дорожное движение до абсурда. Пренебрежение мотивом безопасности приводит к дорожно-транспортным происшествиям. В то же время чрезмерная осторожность отрицательно отражается на эффективности удовлетворения транспортной потребности.

    Оптимальным вариантом решения о режиме движения является компромисс между принципиальными мотивами поведения участника дорожного движения, который обеспечивает безопасное передвижение с минимальными затратами времени, причём мотив безопасности должен быть первостепенным.

    Принятие решения о режиме движения занимает центральное место в процессе управления движением транспортного средства по дороге, равно как и пешего перемещения . Ему предшествуют приём и обработка информации о состоянии дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование её развития. Условием оптимального выбора является своевременно полученная, полная информация о наличии и состоянии факторов, объективно ограничивающих возможности проявления свободы перемещения, и максимально точный прогноз развития дорожно-транспортной ситуации, включая действия других участников дорожного движения. Выполнение этих требований диктует необходимость внешнего упорядочивающего воздействия на поведение участников дорожного движения в процессе подготовки, принятия и реализации ими решений о режимах движения, что обеспечивало бы согласованность их действий с условиями движения и заблаговременно разрешало бы возможные конфликты по поводу использования для передвижения площади дорог. Это означает, что дорожное движение нуждается в правовом

    регулировании - нормативно-организационном воздействии на составляющие его общественные отношения, осуществляемом при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) в целях их упорядочения, охраны и развития .

    Правовое регулирование реализуется различными методами. Специфика составляющих дорожное движение общественных отношений определяет, что их упорядочение требует использования метода административно-правового регулирования, посредством которого должен быть установлен правовой порядок дорожного движения, обеспечивающий безопасное перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог с минимальными затратами времени. Таковы основные предпосылки, определяющие возможность и необходимость административно-правового регулирования в области дорожного движения, вытекающие из особенностей существующих в этой сфере общественных отношений.

    Первооснову собственно правового регулирования образует правовая норма - законодательно установленное или санкционированное государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, модели поведения. Для юридической нормы характерна особая структура, то есть особая компоновка содержания, связь и соотношение составляющих её элементов.

    В теории права выделяют логические правовые нормы и нормы-предписания. Логические нормы содержатся либо в нескольких статьях одного нормативного акта, либо в статьях разных нормативных актов. Нормы-предписания, как правило, соответствуют первичной структуре текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста). Логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует. Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения участников общественных отношений в условиях, определённых в гипотезе, на те права и обязанности, которые они при этом имеют. Санкция - часть нормы, которая устанавливает меры, применяемые при её несоблюдении. Нормы-предписания подразделяются на регулятивные (непосредственно регулируют общественные отношения путём предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей) и охранительные (регламентируют меры юридической ответственности и другие

    меры государственно-правового принуждения). Регулятивные нормы-предписания включают гипотезу и диспозицию, охранительные - гипотезу и санкцию .

    Основу административно-правового регулирования в области дорожного движения составляют регулятивные нормы, содержащиеся в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Первостепенное значение имеет регламентированное в Законе «право участников дорожного движения свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам» (ч. 3 ст. 24). Это означает, что «краеугольным камнем» правового регулирования в области дорожного движения является общее дозволение участникам дорожного движения на использование имеющихся у них возможностей по минимизации времени перемещения. Одновременно установлено, что передвижение должно осуществляться в соответствии и на основании установленных правил, которые ограничивают возможность проявления свободы передвижения либо путём позитивного обязывания совершать определённые действия, либо путем запрета на их совершение.

    В совокупности указанных в законодательстве правил приоритет имеют правила дорожного движения. В соответствии с законом именно Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации1. Утверждение этого документа отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. В пункте 1.1 действующих Правил оговорено, что другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

    В Правилах содержится общее позитивное обязывание участников дорожного движения обеспечивать безопасность передвижения. Оно состоит в том, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда (п. 1.5 Правил). Тем самым они обязываются не допускать своими действиями возникновения дорожно-транспортных происшествий.

    1 Действующие в настоящее время Правила дорожного движения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // САПП РФ, 1993. - № 47. - Ст. 4531.

    действия в соответствующих ситуациях или запреты на их совершение.

    На основе позитивных обязываний осуществляется регламентация действий водителей при установлении скорости движения, выборе дистанции до движущегося впереди транспортного средства и бокового интервала при совершении различных маневров. Примерами тому являются требования к водителю:

    Вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения;

    Соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения;

    Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления; при выезде на дорогу с прилегающей территории уступать дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, при перестроении уступать дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления;

    Перед началом обгона убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и т. п.

    Посредством позитивных обязываний осуществляется регламентация действий пешеходов при их движении по дороге и при переходе через проезжую часть дороги, а также при поездке на транспортном средстве, посадке и высадке.

    Позитивные обязывания используются также для разрешения конфликтов между водителями и между водителями и пешеходами по поводу использования проезжей части дороги в «конфликтных точках» (перекрёстки, пешеходные переходы, места остановки общественного транспорта). Например, на перекрёстке при повороте налево или направо водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим её по обозначенным дорожкам. На базе позитивных обязываний установлен порядок пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, а также порядок применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки, обеспечивающий информационное взаимодействие участников

    дорожного движения. Примерами запретов на совершение некоторых действий являются запрещения: движения по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; превышения максимальной скорости, определённой технической характеристикой транспортного средства; совершения обгона на регулируемых перекрёстках с выездом на полосу встречного движения, на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; остановки транспортного средства на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев; выезда на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

    Пассажирам запрещено при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов, открывать двери транспортного средства во время движения.

    Правила дорожного движения содержат также другие позитивные обязывания и запреты для водителей, не сводящиеся к регламентации их действий в различных дорожно-транспортных ситуациях и информационному взаимодействию. В частности, установлены требования к буксировке механических транспортных средств, осуществлению учебной езды, перевозке пассажиров и грузов и другие.

    Общественные отношения, образующие дорожное движение, настолько разнообразны, что обеспечить в полном объёме их правовое регулирование только с помощью Правил дорожного движения невозможно. Требуются дополнительные меры по оптимизации порядка дорожного движения, по упорядочению отношений между его участниками применительно к конкретным характеристикам улично-дорожной сети, параметрам движения транспортных и пешеходных потоков, видам осуществляемых перевозок, действию других факторов, влияющих на режимы движения транспортных средств и пешеходов и, как следствие, - на безопасность дорожного движения. Это достигается путём применения так называемых технических средств организации дорожного движения. В пункте 1.3 Правил дорожного движения закреплено, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования не только Правил, но и сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. На основе использования технических средств

    осуществляется комплекс нормативно-правовых и организационно-технических мероприятий, который вместе с распорядительными действиями в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» определён как организация дорожного движения.

    Невыполнение Правил дорожного движения, а также требований, введённых в действие с помощью технических средств организации дорожного движения или распорядительными действиями регулировщиков, влечёт применение к виновным лицам мер административно-правового принуждения, включая меры административной ответственности. Порядок применения этих мер устанавливается охранительными нормами-предписаниями. Источником этих норм является прежде всего Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

    Материальные составы административных правонарушений, за совершение которых могут быть назначены наказания для участников дорожного движения, установлены в главе 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», а также в ряде статей главы 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», главы 11 «Административные правонарушения в области транспорта» и главы 19 «Административные правонарушения против порядка управления». За совершение правонарушений, представленных в указанных главах КоАП РФ, могут быть назначены предупреждение, штраф, лишение права на управление, конфискация незаконно установленных световых и звуковых сигналов, административный арест.

    Кроме мер административной ответственности к участникам дорожного движения могут применяться и другие меры административно-правового принуждения, установленные в КоАП РФ, а также в Законе РФ «О милиции» и в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Анализ этих нормативных правовых актов позволяет выделить три группы мер административно-правового принуждения: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    Кадминистративно-предупредительн^1м мерам, которые имеют принудительный характер, относятся: остановка транспортных средств, проверка документов, осмотр транспортного средства и груза.

    К мерам административного пресечения, которые применяются в целях предупреждения более тяжких последствий уже совершённых административных правонарушений, относятся:

    преследование транспортного средства, водитель которого совершил правонарушение; остановка транспортного средства с целью пресечения правонарушения, в том числе с применением специальных средств и огнестрельного оружия; отстранение от управления транспортным средством; задержание транспортного средства; запрещение эксплуатации транспортного средства.

    Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях получения доказательств совершения административного правонарушения, а также создания условий для рассмотрения административного дела и исполнения наказания. Таковыми являются: доставление; административное задержание; личный досмотр; досмотр вещей и транспортного средства; изъятие водительского удостоверения; проведение освидетельствования на состояние опьянения на месте выявления достаточных оснований, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; медицинское освидетельствование; арест транспортного средства, привод.

    Библиографический список

    1. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.

    2. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б.

    Организация дорожного движения: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1992. - ISBN 5-277-01049-1.

    3. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983.

    4. Антонов С. Н. Правовые и организационные основы деятельности дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1993.

    5. Бертуш С. И. Совершенствование организационно-правовых мер предупреждения административных правонарушений Правил дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1988.

    6. Жулев В. И., Митин В. П. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения. - М.: Транспорт, 1979.

    7. Радионов С. А. Административно-правовые основы организации дорожного движения: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1995.

    8. Кураков B. C. Административно-правовые вопросы приобретения и прекращения права на управление транспортными средствами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999.

    9. Балашова Н. П. Административно-юрис-дикционная деятельность Государственной автомобильной инспекции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.

    10. Белинский Г. А. Реализация дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции законодательства Российской Федерации об административной ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

    11. Макаров Д. В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

    12. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения: учеб. пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1979.

    13. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. 1. - М.: Юрид. лит., 1981.

    14. Клебельсберг Д. Транспортная психология: пер. с нем. / под ред. В. Б. Мазуркевича. - М: Транспорт, 1989.

    15. Романов А. Н. Автотранспортная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - ISBN 5-7695-1003-Х.

    16. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. 2. - М.: Юрид. лит., 1982.

    16. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503 (с изм. и доп.).



     

    Возможно, будет полезно почитать: