Глубинный психологический смысл пословиц. Русские пословицы и поговорки, которые могут быть использованы педагогом (психологом) в целях саногенного воспитания младших школьников

  • § 5. Мифологическое знание как разновидность модельных представлений
  • О психической регуляции труда
  • § 6. Отражение психологических знаний о труде в сказках, легендах, заговорах, обрядах
  • § 7. Изобразительные средства фиксации представлений о труде у древних славян и их предков
  • § 8. Песня и ритм - средства управления функциональным состоянием человека в труде
  • § 9. Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках
  • Задание к § 9
  • Глава II. Психические регуляторы труда, отраженные в памятниках материально-производственной культуры и письменности § 10. Психологическое знание о труде в памятниках XI-XVII вв.
  • § 11. Петровские преобразования и психологическое знание о труде
  • § 12. Психологическое знание о труде в сочинениях м. В. Ломоносова и а. Н. Радищева
  • § 13. Предреформенная Россия XIX века: а. И. Герцен и н. Г. Чернышевский о психологических аспектах труда
  • Литература к разделу I
  • Раздел II. Психологическое знание о труде в конце XIX - начале XX вв. § 14. Некоторые особенности социально-экономического развития страны
  • Глава III. Идеи учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда § 15. Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности
  • Задание к § 15
  • § 16. Идеи согласования особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде
  • Задание к § 16
  • §17. Человек и техника в отечественном воздухоплавании
  • Задание к § 17
  • § 18. Технико-психологическое проектирование средств труда в системе железнодорожного транспорта
  • Задание к § 18
  • § 19. Идеи проектирования режимов и условий труда
  • Задание к § 19
  • § 20. Идеи организационно-психологического проектирования
  • Задание к § 20
  • Глава IV. Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей § 21. Идеи учета субъектных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы
  • Задание к § 21
  • § 22. Идеи учета субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека
  • Задание к § 22
  • § 23. Идеи подбора - «приискания» - работы, профессии для человека
  • Задание к § 23
  • Глава V. Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда § 24. Идеи формирования познавательных составляющих деятельности и умственных качеств человека - субъекта труда
  • Задание к § 24
  • § 25. Идеи формирования исполнительных составляющих деятельности человека --субъекта труда
  • Задание к § 25
  • § 26. Идеи совершенствования качеств личности человека - субъекта труда
  • Задание к § 26
  • § 27. Идеи улучшения труда в связи с саморегуляцией человека как субъекта
  • Задание к § 27
  • Глава VI. Исследования, обслуживающие cферу труда (психологический аспект) § 28. Некоторые предваряющие представления
  • Задание к § 28
  • § 29. Вопросы изучения и классификации профессий
  • Задание к § 29
  • § 30. Система профессиональной классификации с. М. Богословского
  • Отдел б. Обрабатывающая промышленность Класс III. Обработка волокнистых веществ
  • Задание к § 30
  • § 31. Вопросы психологии отрасли хозяйства как психологии сообщества. Д. И. Журавский, и. И. Рихтер
  • Задание к § 31
  • § 32. Изучение общих и индивидуальных особенностей работоспособности и утомления
  • * * *
  • Соотношение предметов и методов исследования по проблеме утомления и трудоспособности (по публикациям конца XIX – начала XX в. В России)
  • Задание к § 32
  • § 33. Вопросы психологии труда в творчестве к. Д. Ушинского. И. М. Сеченов и отечественная психология труда
  • Задание к § 33
  • Заключение к разделу II
  • 1. Сфера рационализации труда и управления производ­ством
  • 2. Сфера охраны жизни и здоровья трудящихся
  • 3. Сфера подготовки кадров
  • Литература к разделу II
  • Ответы к заданиям и консультации
  • Содержание
  • § 9. Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках

    В XIX в. многие писатели, лингвисты, этнографы занима­лись собиранием фольклора, описаний обрядов, поверий. Именно этот период в истории нашей страны был связан с накоплением материалов указанного рода и осознанием свое­образия национальных культур России. Среди интересней­шего для психологов материала, собранного в этот период и до сих пор тщательно не изученного (именно в контексте пси­хологического знания), большой интерес представляют посло­вицы и поговорки, отражающие сферу трудовой жизни наро­да.

    Конечно, собранные в XIX в. пословицы и поговорки могли возникнуть многие века назад или отражать новые ус­ловия хозяйственной и политической жизни народа в XIX в. Несмотря на то что уже в первую половину XIX в. начали применять в сельском хозяйстве машины (паровые молотил­ки, конные жатки, косилки и пр.), в основной своей массе земледельческое хозяйство сохраняло традиции, сформиро­вавшиеся в течение многих веков.

    Возьмем в качестве первоисточника сборник пословиц и поговорок России, составленный В. Далем и насчитывающий порядка 30 тысяч образцов [ 23].

    Если выбрать из этого набора пословицы, имеющие отно­шение к сфере труда, и упорядочить их в группы соответствен­но смысловому содержанию, мы получим некоторую семанти­ческую структуру, которую можно соотнести с сеткой поня­тий и проблем психологии труда как отрасли науки. Может быть проведен и количественный анализ частоты встречаемос­ти группы пословиц определенного смыслового содержания, который может дать материал, косвенно свидетельствующий о степени значимости именно данной стороны труда в народ­ном сознании. Но это - особая задача.

    Не претендуя на полноту охвата всего материала, мы ог­раничимся попыткой выделения в нем элементов, созвучных, аналогичных проблематике современного научно-психологи­ческого знания, а именно: представлений о трудовой деятель­ности как ведущей форме деятельности в онтогенетическом развитии личности, понятий, характеризующих человека как субъекта труда с точки зрения его формирования, функциони­рования и принципов рациональной организации конкретной трудовой деятельности. Так, в контексте этих вопросов сре­ди пословиц и поговорок можно найти утверждение обяза­тельного характера труда, его основополагающего значения в жизни -крестьянина: «Масло само не родится»; «Не разгры­зешь ореха, так не съешь и ядра»; «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»; «Не от росы (урожай), а от поту»; «Бобы - не грибы: не посеяв, не взойдут»; «С разговоров сыт не бу­дешь».

    Здесь отражено и представление о труде, основе нрав­ственности и морали человека:

    «Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет»;

    «Трутни - горазды на плутни»; «Праздность - мать поро­ков»; «Без дела жить - только небо коптить».

    Воспитание потребности в труде, умение трудиться ока­зывается несравненно важнее для крестьянина, нежели вера в бога, религиозные обряды:

    «На бога уповай, а без дела не бывай»; «Гребено (прял­ка) не бог, а рубаху дает».

    Мы видим характеристику желательных результатов (про­дуктов) труда, а именно, осуждается труд низкопроизводи­тельный: «Три дня молол, а в полтора съел». Осуждается «псевдотруд»: как поведение, лишенное главного психологи­ческого признака труда: «Ты что делаешь? - Ничего. - А ты что? - Да я ему помощник»; «Он служит за козла на ко­нюшне»; «И козлу недосуг: надо лошадей на водопой прово­жать»; «Пошел черных кобелей набело перемывать».

    Здесь речь идет о случаях, когда у человека не сформиро­вана (или утрачена) осознанная потребность быть полезным обществу членом. Он озабочен неким трудоподобным процес­сом, не имеющим социальной ценности.

    Общественно ценный (а не любой!) труд объявляется ос­новой здорового образа жизни (хорошего сна, аппетита, про­филактики болезней): «Шевелись, работай - ночь будет ко­роче» (т. е. хорошо уснешь); «Лежа цела одежа, да брюхо со свищом»; «Кто много лежит, у того и бок болит»; «Работай до поту, так поешь в охоту»

    Но труд непосильный, подневольный несет несчастье лю­дям: «Уходили сивку крутые горки»; «На мир не наработаешь­ся»; «Работа молчит, а плеча кряхтит».

    Труд - верное средство управления своим настроением, способ борьбы со скукой, это источник счастья, радости, не зависящий от случайных обстоятельств жизни: «Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «Он в святцы не глядит, ему душа праздники сказывает».

    Чтобы в жизни был не только труд, но и отдых и не толь­ко отдых, но и труд, чтобы они чередовались: «Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем» (или «с ума не сой­дешь») ; «После дела и гулять хорошо».

    Далее важно знать правила, принципы эффективной орга­низации труда. Так, наряду с идеей о естественности и зако­номерности траты себя, своего здоровья в труде, для получе­ния желаемого продукта труда, отраженной в пословицах («Где бабы гладки, там нет воды в кадке»; «Лежит на боку, да глядит на реку»; «Лежа не работают»; «Не отрубить дуб­ка, не надсадя пупка»), отмечается необходимость рассчиты­вать свои силы в труде, управлять своим функциональным со­стоянием, предвидеть последствия чрезмерных усилий, пере­утомления; призыв к степенности, ритмичности в работе был средством дольше сохранить трудоспособность: «Ретивая ло­шадка недолго живет»; «Ретивый надсадится»; «Горяченький скоро надорвется»; «Лошадка с ленцой хозяина бережет».

    К принципам эффективной организации труда относится также представление о важности плана, замысла, представ­лений о конечном результате труда: «Фасон дороже прикла­да»; «Швецу - гривна, закройщику рубль»; «Как скроишь, так и тачать начнешь»; «Не трудно сделать, да трудно заду­мать»; указана идея систематичности, постепенного, дли­тельного характера труда: «За один раз дерево не срубишь»; идея необходимости доводить начатое дело до конца, требую­щая волевых качеств: «Сегодняшней работы на завтра не по­кидай».

    Отмечается важность регулирования работы во времени, отношение ко времени, как особой ценности: «Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь»; «Век долог, да час до­рог»; «Куй железо, пока не остыло» (или «пока горячо»); «Работе время, а досугу час».

    Вот пример заповеди, выделяющей набор важных требо­ваний к организации труда, процессу его исполнения: «Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно».

    Интересны представления о роли продуманной организа­ции коллективного труда, о психологии управления: «В со­гласном стаде волк не страшен»; «У семи нянек дитя без глазу»; «От беспорядка и сильная рать погибает»; «Без пригляду одни только муравьи плодятся»; «Порядок дела не портит»; «Одна дверь на замок, другая настежь».

    Нередко опыт осуждает нерационально организованный труд, неэффективное распределение обязанностей, «имита­цию» трудовой деятельности: «Один с сошкой (работник), а семеро с ложкой»; «Двое пашут, а семеро руками машут»; «Один рубит, семеро в кулаки трубят».

    Подчеркивается значение положительных мотивов труда, необходимости желания, «охоты» трудиться для достижения хороших результатов в труде: «Сытое брюхо к работе (к уче­нью) глухо»; «Послал бог работу, да отнял черт охоту»; «Бы­ла бы охота, а впереди еще много работы». Указана важ­ность осознания смысла труда для себя как способа повыше­ния результативности труда при снижении субъективных ощу­щений усталости: «Своя ноша не тянет».

    Для успешных результатов дела существенно значимы во­левые качества субъекта труда, позволяющие продолжать работу, несмотря на ее трудности: «Люблю сивка за обычай: кряхтит, да везет»; «Терпенье и труд - все перетрут».

    К воспитанию волевых качеств можно отнести и умение человека-труженика начать и продолжить дело, требующее огромных физических, душевных затрат, решимость и муже­ство выполнять так называемые «слоновые задачи»: «Гла­за страшат, а руки делают»; «Муравей не велик, а горы ко­пает».

    В труде необходима полная отдача сил, добросовестность: «Дело шутки не любит»; «Делать как-нибудь, так никак и не будет».

    Разносторонне развита в народных пословицах проблема негодности работников, во-первых, по причине «лени». Зафик­сирован внешний, поведенческий признак ленивого человека (сонливость): «От лени опузырился (распух)»; «Кто ленив, тот и сонлив»; «Сонливый да ленивый - два родные братца»; «Сонливого не добудишься, ленивого не дошлешься».

    Другой признак лени - болтливость: «Работа с зубами, а леность с языком».

    Негодный работник - тот, кто не умеет достичь нужного результата: «У него дело из рук валится»; «Работа в руках плеснеет (гниет)». Либо тот, у кого несерьезное отношение к жизни: «Лентяй да шалопай - два родных брата».

    Фиксация презрения к лени, воспитание негативного от­ношения к плохим и ленивым работникам выражены в пого­ворках. характеризующих поведение человека в труде и по­треблении (в отношении к еде): «Ленивый к обеду, ретивый к работе»; «Ест руками, а работает брюхом».

    Пословицы содержат и представление о формах взаимосо­ответствия требований профессии и человека, идею индивиду­ально-психологических различий людей в труде, в учении: «Пошел бы журавль в мерщики, так не берут, а в молотиль­щики не хочется»; «Кто дятла прозвал дровосеком, а желну бортником?», «Всяк годится, да не на всякое дело»; «Волк- не пастух, свинья - не огородник»; «Молодой - на битву, старый - на думу»; «Приставили козла к огороду»; «Стрель­ба да борьба - ученье, а конское сиденье - кому бог даст»; «Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч».

    Есть идея, отстаивающая право человека на индивидуаль­ный стиль деятельности, на творческую самостоятельность и своеобразие: «Мастер - мастеру не указ»; «Кто как знает, тот так и тачает»; «Всякий мастер про себя смастерит».

    Народная мудрость зафиксировала представление о цен­ности профессионального мастерства, об особом уважении среди людей мастеров своего дела: «Не кует железа молот, кует кузнец»; «Не топор тешет, а плотник»; «Не работа доро­га - уменье»; «Из одной мучки, да не одни ручки»; «Коли не коваль, так и рук не погань»; «И медведь костоправ, да са­моучка»; «Не учась и лаптя не сплетешь»; «Кто больше зна­ет, с того больше и спрашивается».

    Интересны «формулы» народного опыта, относящиеся к процессу, методам обучения мастерству, ремеслу: «Учи дру­гих и сам поймешь»; «Мудрено тому учить, чего сами не зна­ем».

    Подчеркнута особая сложность работы учителя-мастера: «Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает».

    Есть идея возрастных ограничений при наборе учеников ре­меслу: «Старого учить, что мертвого лечить».

    Глубокая и очень важная мысль содержится в пословице: «Недоученый хуже неученого». На языке современной психо­логии можно здесь говорить о формировании неадекватной завышенной самооценки, уровня притязаний у «недоучки», о снижении «порога бдительности» у него, что может привести к несчастным случаям или низкому качеству работы, может быть причиной конфликтов в трудовом коллективе.

    В пословицах можно обнаружить следы древности, наво­дящие на мысль о том, что это фонд многослойной, многове­ковой народной памяти, не случайно сохранившейся, но имев­шей особую функциональную роль в жизни людей. Так, на­пример, поговорка «Он на этом собаку съел» в наше время (как, вероятно, и в XIX в.) понимается так, что данный чело­век в данном деле - мастер, познал все его тонкости, ему нет в нем равных. Здесь можно увидеть следы тотемизма, ибо «собака» в древности выступала в роли тотема (в то время, когда ее удалось впервые приручить и она стала помощницей охотников и скотоводов). Мы уже писали о том, чтобы овла­деть тайными свойствами, качествами тотема, лучшее сред­ство - его съесть. Собак было не принято потреблять в пи­щу у славян, их можно было съесть только с магической целью. Утраченное со временем мифическое значение образа собаки и процедуры ее поедания в данной поговорке замени­лось другим - устройчивым значением - приобретения осо­бого опыта применительно к конкретному делу.

    Другой пример - свидетельство эпохи анимизма: «У не­го лень за пазухой гнездо свила». Здесь причина дефекта тру­доспособности - «лень» представляется в виде невидимого, мифического существа, поселившегося на теле человека, ана­логично «криксе», заставляющей ребенка плакать, «тряс­це» - причине болезни и пр.

    Пословицы и поговорки живучи и потому, что создают яркий наглядный образ, играющий функцию некоторого эта­лона социального поведения: «Есть - так губа титькой, а ра­ботать - так нос окован»; «Тит, поди молотить! - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть! - А где моя большая лож­ка?»; «Собака собаку в гости звала. - Нет, нельзя, недо­суг. - А что? - Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперед забегать, да лаять».

    Здесь, по сути, в этих сценках содержатся «диагностичес­кие портреты», помогающие разобраться в людях, дать им общественную оценку как членам общества, как тружени­кам.

    Другой вариант «живучих» пословиц - выражения, ис­пользующие минимум слов, максимально обобщенные, при­годные для разных типовых ситуаций, имеющие глубокий смысл, фиксирующий народный опыт в виде легко запоми­нающихся словесных «формул»: «Учи других и сам поймешь». Здесь, в частности, содержится замечательная мысль о том, что двигателем общественного познания является необходи­мость воспроизводить новые поколения тружеников. Можно быть хорошим мастером-исполнителем, но не понимать до кон­ца тонкости своего дела. Проблемы, неясности вскрываются именно при обучении, при передаче своего мастерства.

    Конечно, и сама лингвистическая форма пословиц содей­ствует их запоминанию и применению многими поколениями. Имеется в виду их поэтический, размерный ритм, музыкаль­ность фразы, повторяющиеся обороты речи. Это часто строч­ки стиха: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»; «Каков строитель, такова и обитель».

    Понятно, что критерий сохранности в народной памяти пословиц и поговорок, как свидетельство полезности их ис­пользования в жизненной практике, еще не является доста­точным основанием для прямого перенесения их значения в сферу научно-психологического знания о труде. Необходимо каждый случай соотнести с системой современных психологи­ческих представлений, учитывая исторический контекст, соци­ально-исторические условия жизни народа. Так, пословица «Кто к чему родится, тот к тому и пригодится» еще не озна­чает общепринятого понимания «прирожденности профессио­нальных способностей». Здесь, может быть, скорее отражена реальная ситуация выбора профессии, передачи ремесла, про­фессии по наследству в условиях сословного общества и от­сутствия начальной грамотности детей трудящихся, что созда­вало реальные препятствия свободного выбора профессии, жестко социально регламентировало профессиональное буду­щее обстоятельствами рождения человека. Такая трактовка опирается па разносторонне и богато представленное указа­ние роли учения, мотивация (охоты) в профессиональной ус­пешности.

    Итак, пословицы, поговорки - это не только способ хра­нения и передачи морально-нравственных норм и ценностей, важных для общественной трудовой жизни в условиях, когда население в своей основной массе не владеет письменностью. Это знаковые (вербальные) орудия для фиксации социаль­ного опыта, необходимого для воспитания новых поколений тружеников, для выбора наиболее рациональных способов организации коллективного и индивидуального труда, подбо­ра и оценки работников.

    В целом мир пословиц и поговорок - богатая кладовая народного опыта, источник сведений не только для писателей и лингвистов, но и для этнопсихологии, психологии труда и ее истории.

    ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ

    ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС.
    Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.

    ДВУМ СМЕРТЯМ НЕ БЫВАТЬ,А ОДНОЙ НЕ МИНОВАТЬ.
    Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.

    ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ.
    Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.
    ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ - НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.
    Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

    БАБУШКА НА ДВОЕ СКАЗАЛА.
    Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.

    ЗА ОДНОГО БИТОГО ДВУХ НЕБИТЫХ ДАЮТ.
    Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

    СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
    Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

    ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ.
    Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе

    ЗАБЛУДИТЬСЯ В ДВУХ СОСНАХ.
    Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

    ОТ ГОРШКА ТРИ ВЕРШКА.
    Очень низкий, низкого роста, маленький.

    С ТРИ КОРОБА НАОБЕЩАЛ.
    Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).

    ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ.
    Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

    ПЛАКАТЬ В ТРИ РУЧЬЯ.
    То есть очень горько плакать.

    ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ.
    Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

    СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ.
    Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

    СЕМЬ БЕД - ОДИН ОТВЕТ.
    Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.

    СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ - ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
    Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

    У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.
    Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.

    ВСЁ ТРЫН - ТРАВА.
    Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

    ВСЫПАТЬ ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО.
    Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

    ГОЛ КАК СОКОЛ.
    Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

    СИРОТА КАЗАНСКАЯ.
    Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

    ШИВОРОТ - НАВЫВОРОТ.
    Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

    ВОДИТЬ ЗА НОС.
    Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

    КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ.
    Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

    ТОЧИТЬ ЛЯСЫ.
    Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

    ТЁРТЫЙ КАЛАЧ.
    В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

    ЗАРУБИТЬ НА НОСУ.
    Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

    ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ.
    Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

    НИ ПУХА, НИ ПЕРА.
    Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

    БИТЬ БАКЛУШИ.
    Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.

    ВТИРАТЬ ОЧКИ.
    Как очки можно "втирать"? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова "очки": красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая - "очко". С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно "втирать очки" - превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая "очко" или замазывая его особым белым порошком. И выражение "втирать очки" стало означать "обжуливать", отсюда родились и другие слова: "очковтирательство", "очковтиратель" - ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

    НА СЕРДИТЫХ (ОБИЖЕННЫХ) ВОДУ ВОЗЯТ.
    Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну. Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный. Именно таких усердных и старательных лошадей выбирали для тяжелой работы - они возили воду в бочках из реки. Таким образом самым «сердитым» (то есть старательным) доставалась самая неблагодарная тяжелая работа.

    СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ - ВЫЛЕТИТ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
    Пословица учит - прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…

    У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ...
    Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.

    ГОРА РОДИЛА МЫШЬ.
    Первоисточником этой пословицы считается древнегреческая легенда о беременной горе Олимп. Бог Зевс, испугавшись что роды этой горы вызовут крупные потрясения в стане богов, сделал так, что гора… родила мышь. Пословица «Гора родила мышь» применяется в ситуации, когда значительные и гигантские усилия в итоге приносят ничтожный результат.

    БЕРЕГИ ЧЕСТЬ С МОЛОДУ.
    Смолоду, нареч. - с молодых лет, с молодого возраста. Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начиле его жизненного пути.

    БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (не вытащишь) РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
    Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

    ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ.
    По осени (прост.) - осенью. Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать цыплят нужно осенью, когда ясно, сколько их сохранилось, выжило. Судить о чём-либо надо по конечным результатам. Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.

    МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ.
    Золотник - старая русская мера веса, равная 4,26 грамма. Вышла из употребления после 1917 года, когда в стране была введена метрическая система мер, в основу которой положены метр (мера длины) и килограмм (мера веса). До этого основными мерами веса были пуд (16 кг) и фунт (400 г), в котором было 96 золотников. Золотник был самой малой мерой веса и употреблялся, главным образом, при взвешивании золота и серебра. Да, противит. союз - а, но, однако. Дорог -- кр. форма м. р. от дорогой. Небольшой по величине, но ценный но своим качествам. Говорится о том, кто мал ростом, но имеет много достоинств, положительных качеств, а также о чём-либо небольшом по размеру, но очень важном по существу.

    ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ.
    Поговорка отражает один из эпизодов истории русского народа, связанный с закрепощением крестьян. Возникновение крепостного права, т. е. юридически закреплённого права землевладельца (феодала) на личность, принудительный труд и имущество крестьянина, относится ко времени Киевской Руси (IX-XII века). Крестьяне, хотя и считались свободными (вольными), не имели права в течение года переходить от одного владельца к другому: обычай требовал, чтоб они уходили только после окончания всех полевых работ, в начале зимы, когда хлеб был уже весь убран. В середине XV века крестьянам было разрешено переходить от одно¬го хозяина к другому один раз в году - за неделю до Юрьева дня и неделю после него (Юрьев день, т. е. день святого Георгия, по-русски Юрия, покровителя земледельцев, отмечался 26 ноября по старому стилю, летосчислению). В конце XVI века был запрещён переход крестьян и в Юрьев день. Таким образом, крестьяне были прикреплены к земле и должны были оставаться пожизненно у своего помещика. У крестьян, ожидавших Юрьева дня как единственную возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь, была отнята последняя надежда на изменение своего положения. Так возникла поговорка, выражающая сожаление о несбывшихся надеждах.
    Говорят, когда хотят выразить крайнее удивление или огорчение от неожиданно случившегося, о чём только что узнали и что отняло надежду, обмануло ожидания.

    ГДЕ НАШЕ НЕ ПРОПАДАЛО или ГДЕ НАША НЕ ПРОПАДАЛА.
    Рискнём, попробуем сделать. Говорится в отчаянной решимости сделать что-либо, идя на риск.

    ГЛАЗА СТРАШАТСЯ (боятся), А РУКИ ДЕЛАЮТ.
    Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
    Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незна¬комой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.

    ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЁТСЯ.
    Неприятность, беда случается обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. Говорят, когда случается беда, неприятность, хотя и до этого было уже плохо.

    ГОЛОД НЕ ТЕТКА.
    Первоначально: голод не тётка, пирожка не подсунет. Говорится, когда чувство голода заставляет есть даже то, что не любишь, или поступать так, как не поступил бы при других обстоятельствах.

    ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ.
    Укоренившиеся недостатки или странности человека исправить невозможно. Говорится, когда есть убеждение, что человек не изменится.

    ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА.
    Голь, голи, ж., собир. (устар.) - нищие, беднота. Хитра - кр. форма ж. р. от хитрый, здесь (устар.): изобретательный, искусный в чём-либо. Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным, использовать то, что имеется, что есть под рукой. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка в чём-либо необходимом придумывают нечто оригинальное и, как правило, дешёвое.

    ГРЕЧНЕВАЯ КАША САМА СЕБЯ ХВАЛИТ.
    Гречневый - приготовленный из зерен гречихи. Гречиха - травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку. Гречневая каша - одно из любимых кушаний русских. Гречневая каша так хороша, так вкусна, её достоинства для всех так очевидны, что она не нуждается в похвалах. Говорится с насмешливым осуждением о нескромном человеке, когда он хвалит сам себя, говорит о своих достоинствах.

    ГОТОВЬ САНИ ЛЁТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.
    Сани, саней, только мн.- зимняя повозка на двух полозьях для езды по снегу. Телега - летняя повозка на четырех колёсах для перевозки грузов. В сани и телегу запрягают лошадь. Готовься ко всему заранее. Говорится как совет готовить заранее всё то, что будет необходимо в будущем.

    ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ, МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ.
    Грянуть (1 и 2 л. не употр.), сов.- внезапно загрохотать, загреметь. Мужик (устар.) - крестьянин.
    Перекреститься, -крещусь, -крестишься, сов.- сделать рукой знак креста на себе: приложить сложенные вместе три пальца (большой, указательный и средний) правой руки последовательно ко лбу, к груди, к одному и другому плечу. Люди, которые верили в бога, исповедовали христианскую религию, крестились во многих случаях повседневной жизни. Это был обязательный ритуал во время молитвы (дома и в церкви), перед принятием пищи, при входе в избу (крестились, глядя на иконы в углу) и т. п. Крестили рот во время зевоты, крестили близких, которые уходили или уезжали далеко и надолго, крестились от страха при звуках грома и т. д. В старину верующие люди боялись грозы как необъяснимого явления природы. Когда гремел гром, считалось, что гром (а не молния) может принести несчастье (убить, вызвать пожар). Поэтому, чтобы отвести беду, избежать несчастья от грозы, люди крестились именно во время грома, гром как бы предупреждал о возможном несчастье.
    Пока не случилась беда, неприятность, беспечный человек не вспо¬минает о них и не принимает мер к их предотвращению. Говорится, когда делают в последний момент то, что надо было сделать заранее.

    ДАВШИ СЛОВО, ДЕРЖИСЬ.
    Или будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как упрёк в невыполненном обещании, а также как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.

    ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.
    Дарёный (разг.) - подаренный, полученный в качестве подарка. Зубы лошади осматривают, когда хотят определить её возраст. У старой лошади зубы стёрты, поэтому, когда покупают лошадь, обязательно смотрят её зубы, чтобы не купить старую. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят. Говорят, когда получают в подарок какую-нибудь вещь, которая не нравится и которую сами не выбрали бы.

    ДЕЛА ИДУТ, КОНТОРА ПИШЕТ.
    Говорится шутливо о чьей-либо активной деятельности, на которую не влияют никакие внешние обстоятельства.

    ДЕЛА КАК САЖА БЕЛА.
    Сажа - чёрные частицы от неполного сгорания топлива, оседающие на внутренних поверхностях печей и дымоходов. Сажа является символом самого чёрного цвета, белой сажи не бывает, и шутливое сравнение «белый, как сажа» по сути характеризует чёрный предмет. Слово «чёрный» в переносном смысле означает «мрачный, тяжёлый». Бела - кр. форма ж. р. от белый. Обычно говорится в ответ на вопрос «Как дела?», когда дела идут плохо или когда не хотят отвечать конкретно и ограничиваются этим неопределённым ответом (ответ подразумевает неудовлетво-рительное положение дел).

    ДИТЯ НЕ ПЛАЧЕТ, МАТЬ НЕ РАЗУМЕЕТ.
    Разуметь, несов. {устар.) - понимать что-либо, догадываться о чём-либо. Если сам не скажешь о том, что тебе нужно, никто не догадается об этом и поэтому не сможет помочь. Говорится, когда отсутствие помощи кому-либо объясняемся незнанием его нужд.

    ДОМА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
    Дома или в привычной, знакомой обстановке человек чувствует себя увереннее и спокойнее. Говорится с уверенностью или с надеждой, что в знакомой обстановке легче удастся справиться с любым делом.

    ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ.
    Дорога - кр. форма ж. р. от дорогой; здесь: "важный, ценный для кого-либо, такой, которым дорожат". Дорого, ценно то, что появляется в нужный момент. Говорится, когда что-то сделано или получено вовремя, именно в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются, или говорится в упрёк тому, кто не сделал необходимого вовремя.

    ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ (узнаются) В БЕДЕ.
    Только в трудную минуту узнаешь, кто тебе настоящий друг. Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог кому-либо в трудной ситуации или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду.

    ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ.
    Скоро пройдёт, скоро заживёт.Говорится шутливо в утешение пострадавшему.

    ДЛЯ МИЛОГО ДРУЖКА И СЕРЁЖКА (серёжку) ИЗ УШКА.
    Ушко - уменьш.-ласк. к ухо. Для любимого, дорогого человека ничего не жаль, отдашь самое лучшее. Говорится, когда из чувства симпатии человек щедр по отношению к другому, готов всё для него сделать.

    ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН.
    Платёж, платежа, м.- внесение денег в счёт чего-либо; плата. Красен - кр. форма м.р. от красный, здесь: (народно-поэт.) "красивый; радостный, приятный". Как отнесёшься к кому-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.

    ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ.
    Поговорка «Я тебе покажу, где раки зимуют» сложилась еще во времена крепостного права. Провинившегося человека среди зимы барин посылал доставать раков к столу. А зимой раков найти очень трудно, к тому же можно замерзнуть и простудиться. С тех пор эта поговорка означает угрозу, предупреждение о наказании.

    ОТКРЫТЬ АМЕРИКУ.
    Америка была открыта мореплавателем Колумбом более пятисот лет тому назад. Поэтому, когда кто-то объявляет о том, что всем давно известно, ему в шутку говорят: «Ну, ты открыл Америку!»

    ЧЕРЕЗ ПЕНЬ КОЛОДУ.
    Колода - это бревно. Двигаться по лесу, когда под ногами то пень, то колода приходится медленно. Выражение «через пень-колоду» означает делать что-либо кое-как, без разбора.

    ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД.
    Все мы знаем, что такое велосипед и как он устроен. «Не изобретайте велосипеда», чтобы не тратить время на выдумывание того, что уже давно существует.

    ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
    Любое дело осуществимо, если за нею возьмётся мастер, т. е. умелый, знающий человек. Говорится с восхищением и похвалой, когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле.

    НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА.
    В старину шапка была символом богатства и знатности. По ее размеру судили о том, какое место занимает человек в обществе. «Не по Сеньке шапка» - так говорят о человеке, который не способен выполнить ту или иную работу или занять определенную должность.

    ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ.
    Ищи - повелит, накл. от гл. искать (ищу, ищешь), несов. Всё равно не найдёшь, незачем и искать. Говорится о том, кто исчез и кого невозможно найти (как бесполезно искать ветер в поле), или о том, что безвозвратно утрачено.

    ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ.
    Что было, то было, придётся рассказать всё. Говорят, как бы извиняясь за то, что приходится рассказывать всё, не пропуская никаких (обычно неприятных) подробностей (так же, как нельзя выбросить из песни ни одного слова, чтоб не испортить всю песню).

    ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ.
    Да, противит. союз - а, но, однако. Полымя (устар. и обл.) - пламя, огонь. В народной речи-пламя, т. е. огонь, который поднимается над горящим предметом, связывается с большей бедой, пламя - более сильный огонь. Из одной беды в другую, большую, из тяжёлого положения в худшее.
    Говорится, когда человек, находясь в трудной ситуации, попадает в ещё более тяжёлое положение.

    И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУДУ (на дуде) ИГРЕЦ.
    Швец (устар. и прост.) - тот, кто шьёт одежду, портной. Жнец - тот, кто жнёт (срезает при уборке урожая) поспевшие колосья серпом. В дуду (на дуде) игрец (устар.) - тот, кто играет на дудке, музыкант. О том, кто всё умеет делать или кто одновременно выполняет раз-нообразные обязанности.

    И ХОЧЕТСЯ И КОЛЕТСЯ.
    Колется - безл., 3 л. ед. ч. от гл. колоться, несов. "касаться чем-либо острым, причиняя боль". Говорится, когда хочется что-то сделать, но страшно, потому что это связано с какой-то опасностью, с риском.

    И СМЕХ И ГРЕХ.
    Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально.

    И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА.
    Проруха (прост.) - ошибка, оплошность, неудача. И опытный человек может ошибиться, совершить оплошность, промах. Говорится в оправдание ошибки, оплошности, совершённой человеком, от которого нельзя было этого ожидать.

    И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ.
    Говорится, когда удаётся удобно и для одних, и для других разре¬шить трудную ситуацию или когда принимается такое решение вопроса, которое удовлетворяет всех.

    ЗНАЕТ (чует) КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА.
    Чует - 3 л. ед. ч. от гл. чуять (чую, чуешь), несов. (прост.) чувствовать. Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдаёт это.

    ЗАСТАВЬ ДУРАКА БОГУ МОЛИТЬСЯ, ОН И ЛОБ РАЗОБЬЁТ (расшибёт).
    По православному обычаю верующие во время молитвы становятся на колени и низко кланяются (делают поклоны), почти касаясь лбом пола. Говорится с осуждением о человеке, который повредил делу чрезмерным усердием и старанием.

    ЗА ЧТО КУПИЛ, ЗА ТО И ПРОДАЮ.
    То, что слышал, то и повторяю. Говорят в свое оправдание, когда пересказывают слухи и поэтому не ручаются за достоверность сказанного.

    ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ или ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН.
    Дурной - плохой. Заразителен - кр. форма м. р. от заразительный, здесь: "такой, который вызывает подражание себе, легко передаётся другим. Говорится тогда, когда кто-нибудь подражает плохому поведению или поступкам другого человека.

    ДУРАКАМ (дураку) ЗАКОН НЕ ПИСАН.
    Законы написаны для разумных людей; дураки законов не знают и не подчиняются им. Говорится о человеке, когда он поступает, с точки зрения говорящего, странно или неразумно, вопреки здравому смыслу и общепринятым нормам поведения.
    *по-новому*
    ДУРАКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН, ЕСЛИ ПИСАН, ТО НЕ ЧИТАН,
    ЕСЛИ ЧИТАН, ТО НЕ ПОНЯТ, ЕСЛИ ПОНЯТ, ТО НЕ ТАК!

    ДРУЖБА ДРУЖБОЙ А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ.
    Дружеские отношения не должны влиять на служебные. Говорится, когда человек, несмотря на дружеские отношения с кем-либо, занимающим иное (как правило, более высокое) служебное положение, не отступает от выполнения официальных требований, обязанностей.

    ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА -ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ.
    Телушка (разг.) - молодая корова, у которой ещё не было телят. Полушка - самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвёртой части копейки (в одном рубле сто копеек). Да, противит. союз - а, но, однако. Перевоз - здесь: плата за перевозимый товар. Даже дешёвая вещь станет дорогой, если приходится дорого платить за её перевозку. Говорится, когда невыгодно везти издалека дешёвый товар.

    ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ - НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.
    Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

    ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ или НЕТ ДЬІМУ БЕЗ ОГНЯ.
    Без причины ничего не бывает. Говорится обычно тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

    Пословицы и поговорки расположены по алфавиту.

    ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОСЛОВИЦА ОТ ПОГОВОРКИ? Все очень просто:

    Пословица — самостоятельное законченное предложение, которое несет в себе смысл. (Пример: Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Смысл есть? Есть — чтобы получить результат, нужно приложить усилия.)

    Поговорка — слово, или словосочетание (два-три слова), которыми характеризуется человек, поступок, либо какая-нибудь ситуация. Самостоятельно практически не применяется. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека, или поступка. (Пример: Легок на помине — только вспомнили о нём, он и появился. Не солоно хлебавши — вернуться ни с чем. Валять дурака — ничего не делать, притворяться.)

    P.S. Все расшифровки смысла пословиц и поговорок являются исключительно субъективными и не претендуют на роль Вселенской правды, а также являются авторской собственностью, которая охраняется Законом об Авторском Праве. При использовании материала в других источниках, обязательно ссылаться на этот сайт.
    Если необходима расшифровка конкретной пословицы, напишите ее в комментариях.

    Приятных занятий!

    А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)

    А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что не смотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано.)

    А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь.)

    А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)

    А там хоть трава не расти. (Смысл поговорки, в том что, человек сказавший эту фразу, выражает полное безразличие к тому, что будет после его поступка или какой — либо ситуации, и к тем, кто пострадает в результате его действий.)

    Авось, да небось. (Смысл поговорки в том, что человек ее говорящий, ничего не хочет сам предпринимать для улучшения, или исправления ситуации, а просто ждет как ситуация будет развиваться дальше сама, без его участия. Скажу честно, пару раз в Жизни такое отношение к делу выручало, но только пару раз….)))). Во многих случаях, такое отношение приводит к плохим последствиям.)

    Алмаз и в грязи видать. (Пословица означает: как бы ты ни выглядел, но если ты достойный человек, то люди оценят это уважением к тебе.)

    Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)

    Апрель с водой — май с травой. (Смысл пословицы в том, что если ранней весной будет много дождей, то все растения и культуры уродят очень хорошо.)

    Страницы: 1

    Обсуждение: 74 комментария

    1. ИЖЕ НЕ ВРИ ЖЕ, ЕГО ЖЕ НЕ ПРИГОЖЕ
      каково значение? помогите, пожалуйста

      Ответить

    2. Наука — море, знание — лодка в его просторе

      Ответить

    Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов.

    Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

    Инструкция к тесту

    Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

    Примечание :

    • Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированиости ассоциативных процессов и гибкости мышления .
    Тестовый материал
    1. Куй железо, пока горячо.
    2. Не в свои сани не садись.
    3. Нет дыма без огня.
    4. Не все то золото, что блестит.
    5. Лес рубят – щепки летят.
    6. Шила в мешке не утаишь.
    7. В тихом омуте черти водятся.
    8. Любишь кататься – люби и саночки возить.
    9. Что посеешь, то и пожнешь.
    10. Не все коту масленица.
    11. Цыплят по осени считают.
    12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
    13. Не красна изба углами, а красна пирога ми.
    14. Тише едешь – дальше будешь.
    15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
    16. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
    17. По одежке встречают, по уму провожают.
    18. Не по Сеньке шапка.
    19. Как аукнется, так и откликнется.
    20. Мал золотник, да дорог.
    21. Горбатого могила исправит.
    22. Один в поле не воин.
    23. Кривить душой.
    24. Кот наплакал.
    25. Глас во пиющего в пустыне.
    26. Кишка тонка.
    27. Два сапога – пара.
    28. Вбить себе в голову.
    29. Голова садовая.
    30. Язык мой – враг мой.
    31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет.
    32. Молодец среди овец.
    33. Мурашки по коже.
    34. Один с сошкой, семеро с ложкой.
    35. Как обухом по голове.
    36. Комар носа не подточит.
    37. Пятое колесо в телеге.
    38. Дальше в лес – больше дров.
    39. Как гром среди ясного неба.
    40. Денег куры не клюют.
    41. Душа ушла в пятки.
    42. Бросить тень на плетень.
    43. Толочь воду в ступе.
    44. Пустить козла в огород.
    45. Необходимо зарегистрироваться

      Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

      Внимание!
      1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
      2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
      3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
      4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

      Интерпретация результатов теста

      Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения.

      Результаты можно оценить с помощью таблицы:

      Источники
    • Толкование пословиц / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.125-126.
    Н.В. Гоголь назвал русские пословицы "стоглазым Аргусом" - "мифическим бессонным стражем, - глядит его каждое око на мир, все ведает, все понимает, обо всем догадывается. В пословицах разоблачено множество человеческих пороков и недостатков: праздность, крикливость, поспешность, щегольство, угодливость, болтливость, обман, гордыня и др. Но при этом всегда рядом обширная энциклопедия добродетелей и достоинств: трудолюбие, скромность, мастерство, осмотрительность, прямота, правдивость, щедрость, совестливость и др." 16.

    Из большого числа пословиц и поговорок нами были отобраны те из них, где ярко заметна жизненная позиция, дан ценный совет, - все это может быть с успехом использовано в педагогическом процессе в целях саногенного воспитания детей.

    Ахи да охи не дадут подмоги.

    Бежать - и хвост поджать, а стоя - и меч поднять.

    Без обиды век не проживешь.

    Без ума - голова - котел.

    Без ума голова - ногам пагуба.

    Битого, пролитого да прожитого не воротишь.

    Ближнего обидеть - самому в беде быть.

    Больше думая, меньше говори.

    Бранись, бранись, да и на себя оглянись.

    Браниться бранись, а на мир слово береги.

    Бывает и виноватый прав.

    В добрый час молвить, а в худой промолчать.

    В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

    В счастье всякий умеет попеть, а умный умеет и горе терпеть.

    В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой и свой растерять.

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

    В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

    Век без ошибки не проживешь.

    Век живи, век надейся.

    Век живи, век учись.

    Велик почет не живет без хлопот.

    Веселое слово - речи основа.

    Веселье не вечно, и печальное конечно.

    Видимая беда - что во ржи лебеда.

    Вина голову клонит. Все горе не оплачешь.

    Все перемелется, мука будет.

    Вспыльчивый нрав не бывает лукав.

    Встречай людей не с лестью, а с честью.

    Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Всяк в беде бывает, а на другом видя, забывает.

    Всяк глядит, да не всяк видит.

    Всяк по-своему с ума сходит.

    Всяк по себе дерево рубит.

    Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает.

    Всяк правду ищет, да не всяк ее хранит.

    Всяк человек своего счастья кузнец.

    Всякая дорога вдвоем веселей.

    Всякая неправда - грех.

    Всякая помощь хороша вовремя.

    Всякий совет к разуму хорош.

    Всякое решение любит рассуждение.

    Всякому свое счастье.

    Всякому своя честь дорога.

    Всяку ложь к себе приложь.

    Вчерашнего дня не воротишь.

    Выпей чайку - забудешь тоску.

    Где беде быть, там ее не миновать.

    Где правда, там и счастье.

    Где радость,тут и горе; где горе, там и радость.

    Где слова привета, там улыбка для ответа.

    Где слова редки, там они вески.

    Где ум, там и толк.

    Где ума не хватит, спроси разума.

    Глупого учить - что решетом воду носить.

    Глупый киснет, а умный все промыслит.

    Глупый осудит, а умный рассудит.

    Гнева не пугайся, на ласку не сдавайся.

    Гнило слово от гнилого сердца.

    Говори смелее - будет вернее.

    Горе да беда с кем не была.

    Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

    Горькая правда лучше сладкой лжи.

    Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

    День меркнет ночью, а человек печалью.

    День прошел, все свое с собой унес.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями. Добрая ссора лучше дурного согласья. Добро не умрет, а зло пропадет. Добро помни, а зло забывай. Доброе дело без награды не останется. Доброе дело питает и разум и тело. Доброе молчанье лучше худого ворчанья. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброта без разума пуста.

    Добрый смех не грех, со смехом-то и беда в полбеды живет.

    Добрым быть - добрым и слыть.

    Друг он мой, а ум у него свой.

    Друга иметь - себя не жалеть.

    Других не суди - на себя погляди.

    Другого выручишь - себя выучишь.

    Дружбу помни, а зло забывай.

    Думай ввечеру, что делать поутру.

    Думай дважды - говори раз.

    Думал, думал - жить нельзя, передумал - можно.

    Думу трижды вокруг головы оберни, да раз выскажи.

    Дурак мелет, а умный верит.

    Дурак не рассудит, а умный не осудит.

    Дурак сам не рад, что ума нет.

    Дурак спит, а счастье в головах лежит.

    Дурная (бестолковая) голова ногам покоя не дает.

    Дурное слово что смола: пристанет - не отлепится.

    Дурной человек не любит никого, кроме себя самого.

    Дурной язык голове неприятель.

    Жесток нрав не будет прав.

    За добро плати добром.

    За доброго человека сто рук.

    За правое дело стой смело.

    Завидливого и сон не берет.

    Задним умом дело не поправишь.

    Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

    И на нашей улице будет праздник.

    И не любо, да смейся.

    И сила есть, да воли нет.

    И сила уму уступает.

    И собака ласково слово знает.

    И собака старое добро помнит.

    И солнце не без пятен.

    Избави меня боже от плохих друзей, а от врагов я сам избавлюсь.

    Имеем - не храним, потеряем - плачем. Иная похвала хуже брани.

    Иная слава хуже поношения.

    Иное слово хуже стрелы.

    Иному мило, а другому постыло.

    Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

    Истина не боится света.

    Ищет вчерашний день, а он уже прошел.

    К большому терпенью придет и уменье.

    Каждый человек кузнец своего счастья.

    Какой мерой меришь, такой и тебе отмерится.

    Когда живется весело, то и работа спорится.

    Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

    Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного не воротишь.

    Корень ученья горек, а плод его сладок.

    Красное слово - серебро, а хорошее дело - золото.

    Красота приглядится, а ум вперед пригодится.

    Кручиною моря не переедешь.

    Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.

    Кто в нраве крут, тот никому не друг.

    Кто в правде тверд, того не обманет и черт.

    Кто в радости живет, того и кручина неймет.

    Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

    Кто доброе творит, тому зло не вредит.

    Кто друг себе, а кто и недруг.

    Кто дружбу водит, тот счастье находит.

    Кто завидлив, тот и обидлив.

    Кто не любит шуток, над тем не шути.

    Кто поет, того и беда не берет.

    Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

    Ласковое слово лучше мягкого пирога.

    Ласковое слово, что весенний день.

    Лбом стены не прошибешь.

    Лесть да месть дружны.

    Лестью и душу вынимают.

    Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    Лучше умного упрек, чем глупого похвала.

    Льстец под словами, змей - под цветами.

    Любви нужна воля, а уму простор.

    Любил шутить над Фомой, так люби и над собой. Любишь браниться, так умей и помириться.

    Любовь да совет - на том стоит свет.

    ТТ U С» U с»

    Людей не осуждай, а за собой примечай.

    Мир лучше ссоры.

    Мир не без добрых людей.

    Много бранился, а добра не добился.

    Много помнится, да не воротится.

    Москва слезам не верит, ей дела подавай.

    На каждую беду страха не напасешься.

    На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

    На привычку есть отвычка.

    На простака хитрецы падки.

    На сердитых воду возят.

    На ум не все доброе приходит.

    Над другом посмеешься - над собой поплачешь.

    Натерпишься горя - научишься жить.

    Не беда ошибиться, беда не исправиться.

    Не будет скуки, коли заняты руки.

    Не было бы зла, да зависть занесла.

    Не всякая вина виновата.

    Не слушай всего света, а слушай доброго совета. Не тужи: перемелется - все мука будет.

    Необдуманное слово в беду зовет, а обдуманное - из беды выведет.

    Ошибся, что ушибся - вперед наука.

    Посильна беда со смехом, непосильна со слезами.

    Приветливое слово гнев побеждает.

    Прожитого не пережить, а прошлого не воротить.

    Радость без печали не бывает.

    Радость не вечна, печаль не бесконечна.

    Решенного дела советом не поправишь.

    Ржа железо ест, а печаль сердце.

    Самолюб никому не люб.

    Свет не без добрых людей.

    Сделав худо, не жди добра.

    Сердилась лягушка на Новгород, да лопнула.

    Сила молчит, слабость кричит.

    Слезами беду не поправишь.

    Совесть - верный советчик.

    Страх на тараканьих ножках ходит.

    Страшно дело до зачина.

    Сумел оступиться, сумей и поправиться, сумел провиниться, сумей и исправиться.

    Счастью не верь, а беды не пугайся. Тому тяжело, кто помнит зло.

    Ты умеешь зло говорить, а я умею зло не слушать. У страха глаза велики, да ничего не видят. Утро вечера мудренее. Хвастливое слово гнило. Храни себя от бед, пока их нет. Худое видели, хорошее увидим.

    Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

    Что про то говорить, что не можно воротить.



     

    Возможно, будет полезно почитать: