Гражданские и культурные права. Культурные права и свободы

Замечание 1

Духовные и культурные права и свободы формируют условия и возможности, повышающие образовательную, культурно-духовную сферу развития человека, способствуя его всестороннему и гармоничному развитию.

Конституция РФ определяет базовые духовные и культурные права граждан РФ и их свободы:

  • право получать образование (43 статья);
  • свобода литературной, художественной, научной, технической и других видов деятельности, область преподавания (44 статья);
  • право, касающееся охраны интеллектуальной собственности (44 статья);
  • право доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и использовать учреждения культуры для развития (44 статья);
  • свобода совести (28 статья).

Перечень культурно-духовных прав в РФ

Культурные права и свободы человека содержатся в ст. 43 Конституции РФ, которая гласит, что каждое лицо имеет право на образование. Это право комплексное, а его обеспечение происходит за счет группы прав и гарантий, которые рассматривает Конституция РФ. В их число входят:

  • гарантии общей доступности и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях государственного и муниципального характера, в организациях и на предприятиях;
  • право в соответствии с конкурсной основой на бесплатное получение высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и в организациях;
  • обязательное получение основного общего образования, что обеспечивается государством и родителями или заменяющими их лицами;
  • установка в Российской Федерации федеральных образовательных стандартов государственного уровня, поддержка со стороны государства разных форм образования и самообразования.
Замечание 2

ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» выделяет конституционные положения, которые являются определяющими в механизме реализации этого права.

В соответствии с 44 статьей можно говорить о гарантии для каждого лица свободы преподавания, а также творчества, включая литературное, художественное, научное, техническое и др.

Культурные права и свободы человека и гражданина предполагают творческую свободу и возможность преподавания, что конституционно гарантирует целый ряд более частных прав и обязанностей: право на охрану интеллектуальной собственности; доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и в работе учреждений культуры; обязанности каждого члена общества заботиться о сохранности культурного и исторического наследия, сберегать исторические и культурные памятники.

Гарантии в сфере духовно-культурных прав

Творчество имеет непосредственную связь со способностями. Статья 10 Основ законодательства РФ о культуре содержит положение, что каждое лицо вправе осуществлять любую творческую деятельность в зависимости от своих интересов и способностей.

Замечание 3

Свобода творчества представляет собой важнейшую духовную свободу, которая означает, что государство должно минимально вмешиваться в творческую деятельность с одновременным обеспечением правовых гарантий охраны этой свободы. Статья 29 Конституции РФ содержит запрет на цензуру, гарантируя свободу не только массовой информации, но и прочих видов творчества.

Гарантия свободы творчества заключается в том, что на этот вид деятельности не распространены ограничения, которые предъявляются к определенным занятиям. Так, статья 97 Конституции РФ включает сведения о том, что ни один из депутатов Госдумы не может быть на государственной службе, занимаясь при этом другим видом оплачиваемой деятельности, помимо преподавания, научной и прочей творческой деятельности.

Свободу творчества нельзя считать абсолютной для избежания злоупотребления. Для того чтобы защитить интересы и права других лиц, обеспечить нравственность и безопасность общества, законодательство и Конституция РФ включают определенные ограничения этой свободы.

Положения Конституции упоминают и некоторые виды творчества (литература, наука, техника и др.), закрепляя положение об охране интеллектуальной собственности.

Определение 1

Интеллектуальная собственность представляет собой результат интеллектуального творчества в виде деятельности, которая обладает духовной и рационально-материальной основой.

Каждый человек в России обладает правом участвовать в культурной жизни и пользоваться организациями культуры, имея доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражена различными видами деятельности, широкий спектр которых предопределяет и большое число способов участия в ней. Культура предполагает реализацию для каждого человека его возможностей приобщения к культуре, получения необходимого образования, вступления в какую-либо творческую группу, занятия творчеством и др.

Для любого гражданина РФ дается гарантия сохранности объектов культурного наследия. Это необходимо для интересов настоящего и будущего поколения многонациональной народности нашей страны. (№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия РФ»). Каждое лицо обладает также правом на беспрепятственное получение сведений об объектах культурного наследия в порядке, который устанавливает федеральное законодательство. Сведения предоставляются в тех пределах, которые содержатся в едином государственном реестре, включающем перечень объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов страны.

Духовные свободы включают свободу совести и вероисповедания. В число ее особенностей входит одновременная принадлежность к личным свободам.

Замечание 4

Что касается реализации свободы вероисповедания и совести, то она влияет на духовное развитие человека, формирует его как личность, обладающую определенной системой нравственных и религиозных воззрений.

Статья 28 Конституции РФ зафиксировала важные элементы, которые раскрывают содержание понятия «свобода совести». Часто категорию «совесть», включая ее свободу, можно отождествить только с вероисповеданием, атеизмом или выбором между ними. Тем не менее, в более широком смысле совесть означает, что религиозная нравственность, хоть и является ядром, тем не менее не исчерпывает ее содержания. Если брать во внимание философско-этическое понимание, то совесть представляет собой особое духовное свойство каждой личности, состоящее во врожденном ощущении, познании и восприятии зла и добра. По этой причине сущность свободы совести в юридическом понимании состоит в свободном выборе человека той или иной нравственно-духовной и религиозной основы. Любое лицо имеет право самостоятельно формировать свою систему ценностей, которая составляет основу жизнедеятельности, исповедовать или отказаться от определенного верования, учения или религии.

Составляющим элементом свободы совести является свобода вероисповедания, тесно связанная с большим числом религиозных взглядов, которые выражаются принятием (отказом принимать) определенных учений, исторически сформировавшихся на территории страны, так и вне ее. Конкретные вероисповедания включают православие, католицизм, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм. Существуют и различные секты как перечисленных, так и других религий, которые имеют своих приверженцев.

Важное обстоятельство для правоприменительной деятельности представлено тем, что свободу совести и вероисповедания нельзя ограничивать даже в случае чрезвычайного положения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Культурные права и свободы гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право на свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

Остановимся на таком фундаментальном праве в сфере культуры, как образование, в статье 43 Конституции РФ, закрепляющей право на образование, содержится следующая конституционная норма: «Каждый имеет право на образование». Российская газета. 1993. 25 декабря.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, государства, который сопровождается достижением определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом).

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении. Причем основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Все это хорошо, если бы конституционные положения отвечали действительности. Между тем, в реальной жизни наша страна движется от бесплатного образования к платному, и примеров тому очень много.

В настоящее время предметом особого внимания является предотвращение коррупции, обеспечение законности, справедливости и фактического равенства при приеме в учреждение высшего и среднего профессионального образования. Многие политики, ученые считают, что с введением единого государственного экзамена по всем учебным дисциплинам разрешится проблема коррупции в ходе вступительных испытаний.

Принципы государственной политики РФ и государственные гарантии права граждан на образование конкретизируются в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 3 Ст. 150., Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 3519.

Бесспорно, что одним из достижений нашей действительности является свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (статья 44 Конституции РФ). Естественно, что предусмотренная Конституцией свобода наличествует в жизни. Однако, как и в других случаях, одной свободой сыт, не будешь. Поэтому, видимо, не случайно из страны выехало за границу более трехсот тысяч дипломированных специалистов, в том числе крупных ученых. Между тем, советская наука еще недавно процветала. Вот наглядные данные: 34% всех открытий в СССР было сделано в 50-е года, 40% - в 60-е, 18% - в 70-е и 2% - в 80-е. Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 219. Были, видимо, какие-то внутренние пороки во всей системе производства знания, которые из года в год вели к деградации. Быть может, причина в том, что финансирование социальной сферы, науки и культуры по-прежнему осуществляется по «остаточному принципу».

Согласно части 2 статьи 44 Конституции РФ «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Российская газета. 1993. 25 декабря. Право каждого на участие в культурной жизни нашей страны носит реальный характер, так как каждый человек имеет доступ к музеям, театрам, библиотекам, картинным галереям. Однако большинство молодых людей, подростков не интересуют ни балеты, ни спектакли, ни оперы. Свободное время они предпочитают провести в барах, попивая пиво, или в дискоклубах, танцуя под непонятную музыку. Их больше интересуют наркотики, чем художественные произведения русских классиков. Все это ведет к деградации общества. Политика государства должна быть направлена на воспитание в молодом поколении любви и уважения к Родине и ее культурным ценностям. Каждый человек должен заботиться о сохранении исторического культурного наследия, бережно относиться к памятникам истории и культуры.

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды - долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.


Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно : гражданского, трудового, семейного и др.

Так, порядок реализации гражданами свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 29 ноября 2003 г.). Право гражданина избирать и быть избранными в государственные органы конкретизируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 25 марта 2000 года. Право граждан на доступ к любым должностям в государственных органах получило свое обеспечение в Законе «О государственной службе в республике Беларусь», принятом 14 июня 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок использования гражданами конституционного права вносить в парламент предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (при условии сбора инициативной группой не менее 150 тысяч подписей) регламентируется в Законе «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», принятом 26 ноября 2003 года.

Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы получило свое развитие в Законе «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., а также в Декрете Президента Республики Беларусь № 2 от 14 января 2005 г. «О совершенствовании работы с населением».

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). - Мн.: «Амалфея», 2004.

Избирательный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. - Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. - Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. - Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. - Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. - Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 - 62.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво-бод относятся:

    1. свобода предпринимательства,
    2. свобода творчества,
    3. право частной собственности,
    4. право на труд, отдых, забастов-ку,
    5. право на охрану семьи, социальное обеспечение,
    6. право на жилище,
    7. право на охрану здо-ровья,
    8. право на образование,
    9. право на участие в культурной жизни и др.

Провозглашая наше государство социальным, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) обязывает его заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом имеется в виду не опека над человеком, а создание в этих целях благоприятных правовых, экономических, образовательных и культурных возможностей для всех людей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Право на экономическую деятельность

Конституционное право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ, принятый на основе Конституции РФ (1993 г.), определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Граждане иностранных государств и лица без могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях" и других нормативных актах.

Право частной собственности

"Право частной собственности охраняется законом", - говорится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Для понимания этой правовой нормы важно уяснить содержание понятия "частная собственность". Дело в том, что в правовой литературе и законодательных актах понятие "частная собственность" употребляется в двух значениях:

    1. только вещные права на определенную вещь или совокупность вещей;
    2. различные формы хозяйствования, осуществляемые разными субъектами.

Упомянутые субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность как физических лиц (индивидов), так и юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и др.).

В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ речь идет о собственности в обоих указанных значениях. Следовательно, под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права частной собственности на вещь, принадлежащую частному лицу (физическому или юридическому), так и охрану прав этого частного лица на осуществление экономической деятельности.

Подробнее

Владение - фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом) или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках".

Пользование - извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - полная или частичная передача прав на него другим лицам.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Современное право России следует пониманию природы, роли и пределов частной собственности, характерному для первоначального этапа развития буржуазного общества, провозглашавшего право частной собственности "священным и неприкосновенным".

В результате произошедшей эволюции стран Запада западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Обществу стало очевидно, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с соответствующим возмещением.

Конституционные гарантии реализации права частной собственности:

    1. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда(ч. 3 ст. 35);
    2. принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

И, наконец, гарантией права частной собственности является и право наследования, порядок реализации которого регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Учитывая особую значимость земли, право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст. 36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом стал Земельный кодекс РФ.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Конституция РФ, следуя требованиям международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает труд свободным (ч. 1 ст. 37). Свобода труда означает, что сам человек делать выбор - работать или не работать.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" установлен ряд требований к работникам прокуратуры - гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении "необходимых профессиональных и моральных" и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) "О занятости населения в РФ" предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ" носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закрепляя это право за каждым человеком, Конституция РФ устанавливает, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41).

Нет сомнений в том, что право на здоровье и медицинскую помощь имеет огромное социальное значение, ибо здоровье - это высшее благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают свою ценность многие другие блага. Вот почему согласно Конституции "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). К этому положению тесно примыкает правовая норма Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).

С этим правом человека корреспондирует закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Право на жилище

Конституция РФ 1993 г. также закрепляет право каждого на жилище (ч. 1. ст. 40).

Орган государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Правда, Конституция РФ признает категории граждан - это малоимущие и другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, - которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Право на образование

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:

    • обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
    • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
    • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения".

Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.

В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.

Свобода творчества

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Таким образом, государство принимает на себя обязанность не только предоставить своим гражданам свободу интеллектуального творчества, но и берет под защиту интеллектуальную собственность - результаты интеллектуальной деятельности.

Свобода творчества обеспечивается каждому, кто занимается творческим трудом - творит, создает произведения художественной литературы, художникам, работающим в области изобразительного искусства, скульпторам, композиторам, режиссерам, ученым, преподавателям вузов, изобретателям...

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать, рисовать, сочинять.

Свобода творчества каждого отдельного человека является непременным условием культурного прогресса общества, инструментом человеческого самопознания, самовыражения и самосовершенствования.

Право на участие в культурной жизни

К социально-культурным правам относится право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 44) говорится: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям". Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает человеку возможность духовно обогащаться путем приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

Введение

Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих
возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, любой современный человек в полной мере использует свои культурные права в течение всей своей жизни. Этим объясняется актуальность выбранной темы - культурные права – неотъемлемая часть современной жизни. И чтобы извлечь максимальную пользу, нужно подробнее рассмотреть тему «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина».

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина.

1.1 Понятие «права человека».

Возникновение понятия "права человека", осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993г.).

Права человека это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.

1.2 Права человека. Права гражданина.

Не очень лестный приговор.

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Кто гражданин страны родной?

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Тема курсовой работы звучит как «Культурные права и свободы человека и гражданина». Не случайно выделены понятия «Человек» и «Гражданин». В обиходе их используют на равных, не вдаваясь в суть и значение каждого из понятий. В этом параграфе мы рассмотрим определения терминов «Человек» и «гражданин», их особенности, некоторые исторические справки об этих понятиях, а так же чем отличаются «права человека» от «прав гражданина».

Человек социальная природа

Человек - один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

Человек - по И.Т.Фролову - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", объединяющий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть лишен...", "все". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

1.2 Культурные права человека.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. «Об образовании».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.

Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Основные принципы организации системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей.

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования,- а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г.

Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять "творчеству", направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая "культурная" деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в Законе РФ об авторском праве и смежных правах, в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22 августа 1996 г. и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

Признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

Обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

Гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

Гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Целям сохранения и развития Музейного фонда Российской Федерации и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. Закон, в частности, устанавливает, что ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35).

Человек и гражданин

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,

Кто гражданин страны родной?

Где ты, откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

В данной главе мы разберем понятия «Человек» и «Гражданин», их определения, особенности, а так же некоторые исторические справки об этих понятиях.

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа , так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

ГРАЖДАНИН (гр. polites; лат. civis; англ. citizen; фр. citoyen) - 1) как субъект гражданского права, участник регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Г. в гражданском праве выступает в качествефизического лица (см. также Дееспособность гражданина; Имущественная ответственность гражданина; Правоспособность гражданина; Предпринимательская деятельность гражданина). Правовой статусгражданина как субъекта гражданско-правовых отношений детально урегулирован гл. 2 ГК РФ*. Г. (физические лица) приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются не только к отношениям с участием граждан РФ, но и к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2) в публичном праве лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности, установленные законами данного государства (см. также Гражданство; Подданство). Понятие «Г.» сложилось еще в античном мире и обозначало лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с законами. Как субъект публично-правовой деятельности в демократическом государстве Г. является одновременно и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Конституционный статус Г. позволяет ему участвовать в общественной жизни и выявлять свое «гражданское бытие». В Конституции РФ* закреплены права Г. участвовать в управлении делами государства (ст. 32); собираться мирно, проводить собрания и демонстрации (ст. 31); обращаться в государственные органы, и органы местного самоуправления (ст. 33); им гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29); Г. имеют право на объединение (ст. 30). Публичное право формирует и закрепляет основные правовые отношения между Г., обществом и публичными учреждениями.

Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Основной официальной формой устного и письменного обращения в СССР было слово «товарищ ». Обращение господин/госпожа были советской властью отменены и считались антиобщественными либо устаревшими. Обращение «гражданин» наряду со словом «товарищ» также использовалось в СССР, с производными «граждане» , «гражданка» , «гражданочка» . Обрашение «гражданин» - в отличие от «товарищ» - подчёркивало дистанцию между людьми (так, «гражданами» заключённые должны были именовать охрану).

Человек - статус биологический, гражданин – правовое понятие

4. Обязанности человека и гражданина

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права,- писал Гегель,- лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность «не убей», право собственности - обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

Список литературы, Интернет-ресурсы:

http://www.pravoteka.ru/

http://ru.wikipedia.org/


Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003г. с. 122-123

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.141

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА М–НОРМА, 1997. с.213

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.218



 

Возможно, будет полезно почитать: