Исполнительная власть в рф. Органы исполнительной власти

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Исполнительная власть в РФ. Структура Правительства РФ, порядок назначения, полномочия

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

Правительство РФ состоит из:

Председателя Правительства РФ

Заместителей Председателя Правительства РФ

Федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Структура Правительства

    Председатель правительства

    Первый заместитель Председателя правительства

    Заместитель Председателя правительства

    Министр финансов Российской Федерации - Заместитель Председателя правительства

    Руководитель Аппарата правительства - Заместитель Председателя правительства

Федеральные министры:

    министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    министр сельского хозяйства Российской Федерации

    министр иностранных дел Российской Федерации

    министр транспорта Российской Федерации

    министр экономического развития и торговли Российской Федерации

    министр внутренних дел Российской Федерации

    первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - министр Российской Федерации

    министр информационных технологий и связи Российской Федерации

    министр обороны Российской Федерации

    министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

    министр природных ресурсов Российской Федерации

    министр юстиции Российской Федерации

    министр образования и науки Российской Федерации

    министр промышленности и энергетики Российской Федерации

    министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Координационные и совещательные органы Правительства:

    Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

    Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

    Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

    Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

    Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

    Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

    Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

    Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

    Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

    Правительственная комиссия по проведению административной реформы

Иные органы при Правительстве:

    Академия народного хозяйства

    Институт законодательства и сравнительного-правоведения

    Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)

    полномочные представители правительства при различных органах

    Экспертный совет при Правительстве России

    Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Полномочия Правительства РФ :

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

Управляет федеральной собственностью

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

Организует охрану собственности и общественного порядка

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Порядок назначения

Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.

В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента.

одна из ветвей власти государства, призванная обеспечивать выполнение законов, управление обществом. Носитель исполнительной власти – правительство во главе с премьер-министром или президентом (в президентских республиках). «Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации» (см. Конституция РФ. Ст. 110)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Исполнительная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества. Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Помимо управления исполнительной власти принадлежат полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, административного контроля. Большинство конституций формально наделяют исполнительной властью главу государства - в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках, или правительство - в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти. Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх. В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках - президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент, но иногда формально глава правительства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации главой исполнительной власти на федеральном уровне формально является председатель правительства Российской Федерации, но фактически - президент Российской Федерации. Дуализм исполнительной власти (от лат. dualis - двойственный) является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр и правительство - с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

Законодательно исполнительная власть регламентируется Конституцией (статьями 125, 112, 85, 78 и 77), федеральными конституционными, государственными правовыми и региональными нормативными актами. При этом в юридической литературе используются различные термины, относящиеся в той или иной мере к данному институту. Рассмотрим далее, что собой представляет структура исполнительной власти в России.

Нормативная база

Одним из основных в вопросе регулирования рассматриваемой сферы выступает ФЗ, регламентирующий общие принципы организации представительных и исполнительных органов госвласти субъектов. В нем речь ведется о региональных представительствах. В отечественном законодательстве используется несколько терминов, которыми, по сути, обозначают органы исполнительной власти РФ. В ч. 3 преамбулы указанного выше ФЗ установлено, что все определения в нормах применяются в одном значении.

Органы исполнительной власти РФ: понятие

Эти части общей системы представляют собой государственные организации. Они учреждаются на высшем уровне. В функции исполнительной власти входят:

  1. Обеспечение реализации принятых нормативно-правовых актов федерального, регионального и территориального уровня.
  2. Выполнение государственных управленческих задач во всех областях жизни общества и страны.

Данные функции исполнительной власти реализуются посредством использования особых методов и форм осуществления административных действий. Рассматриваемый институт обладает определенными полномочиями, компетенцией, штатом госслужащих. Этот институт отличается также своей специфической структурой.

Основные признаки

Государственно-правовое начало исполнительных органов обуславливается конституционным разделением власти на несколько ветвей. Присутствие в общей системе рассматриваемого института, таким образом, выступает как следствие закрепления этого принципа. Исполнительная власть - это система, которая реализуется посредством учреждения специальных подразделений, служб и ведомств. Они формируются для практической реализации поставленных перед институтом задач. С их помощью осуществляется госуправление в административно-политической, социально-культурной и экономической сферах жизни.

Основополагающие принципы

Деятельность исполнительной власти формируется на основании:


Специфика работы

Исполнительная власть - это система, направленная на реализацию действующих норм. Эта задача выступает в качестве основной. Кроме того, уполномоченные подразделения, управления и прочие службы обеспечивают реализацию нормативных положений всеми субъектами на территории государства. Исполнительная власть - работа которого обладает распорядительным, контролирующим, организующим, управленческим характером. Наиболее эффективной реализации задач способствует наличие государственных должностей в подразделениях. Замещения каждого поста осуществляется госслужащими. Все они имеют соответствующий специальный административно-юридический статус. К нему относят полномочия, ограничения, ответственность, обязанности, права и пр. В совокупности должности формируют штат исполнительного органа.

Компетенция

Органы исполнительной власти обладают особым статусом. Государство наделяет их специальными полномочиями, реализация которых осуществляется в специфических правовых формах. Они имеют существенные отличия от приемов и методов, которые применяются в других направлениях власти. Компетенция подразделений и должностных лиц устанавливается в разных нормативных актах (Конституции, положениях, приказах, уставах и так далее). В нее обычно включаются такие компоненты, как ответственность, задачи, обязанности и права, а также полномочия. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти принимают и утверждают управленческие акты, а также обеспечивают их надлежащую реализацию.

Пределы полномочий

Исполнительная власть - это такая система, в рамках которой осуществляется работа в нескольких направлениях:

  1. Контрольно-надзорном.
  2. Исполнительно-распорядительном.
  3. Нормотворческом.
  4. Правоохранительном.

Кроме этого, структуры, входящие в систему, осуществляют юридические действия, принимают решения, которые вызывают правовые последствия. Подразделения, управления, службы и прочие организации работают в пределах конкретной территории России.

Нормотворчество

Исполнительные органы обладают правом издавать административные (управленческие) акты. Посредством этих документов осуществляется реализация соответствующих задач в пределах их компетенции. В специальных правовых актах и законах формулируются порядок принятия, формы, особенности государственной регистрации, обнародования, действия, оспаривания указанных административных решений. Юридические документы исполнительных органов, с одной стороны, выступают важнейшей правовой формы управленческой работы. Вместе с этим они являются результатом административного нормотворчества в рамках системы госуправления. Эти документы входят в категорию подзаконных актов. Это означает, что при их издании должны в обязательном порядке соблюдаться конституционные, федеральные и региональные требования и положения. Подзаконные акты принимаются во исполнение для их развития и обеспечения решения административных дел и споров, которые возникают в сфере управления.

Дополнительно

В законодательстве определяется порядок, в соответствии с которым производится образование, реорганизация, формирование и ликвидация исполнительных органов. Для каждого подразделения предусматривается свое наименование. В федеральных и региональных законодательных актах установлена ответственность исполнительных органов, а также служащих, занимающих те или иные должности в них. Каждое подразделение имеет свою гербовую печать. Выступая как юридическое лицо, оно может иметь и статус участника гражданско-правовых отношений. Финансирование исполнительного органа осуществляется из средств федерального либо регионального бюджета по отдельной статье расходов.

Правовой статус

Он характеризуется тем, что исполнительные органы отличаются независимостью и самостоятельностью в реализации вверенных им полномочий. Превышение пределов установленной компетенции не допускается и является нарушением правовых норм. Независимость исполнительных органов формулируется в соответствии с Конституцией, ФЗ, актами правительства и президента, а также иными законодательными и подзаконными документами.

Штат

Организационная структура исполнительных органов формируется посредством разработки и утверждения штатного расписания. Оно представлено в виде перечня подразделений (с наименованиями), должностей и их числа, а также окладов служащих. Выплата денежного содержания должностным лицам осуществляется в соответствии с тарифным размером, установленным в штатном расписании. Этот документ, таким образом, выступает в качестве основы для формирования организационной структуры исполнительного института, объем финансирования, который необходим для содержания и обеспечения реализации вверенных полномочий. Порядок, по которому производится составление и утверждение штатного расписания, находится под контролем вышестоящих подразделений исполнительного органа. Эти документы подлежат обязательной регистрации в финансовых организациях.



 

Возможно, будет полезно почитать: