Начальник органа дознания. Орган дознания

(введена Федеральным законом от 06.06.2007 N 90-ФЗ)

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к статье 40

1. В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К таковым прежде всего относятся органы внутренних дел, которые являются универсальными органами дознания, поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК). Функция производства дознания по определенному в уголовно-процессуальном законе кругу дел является также постоянной для пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы (п. п. 3 — 6 ч. 3 ст. 151 УПК) и органов ФСКН России.

Иные органы исполнительной власти, осуществляющие ОРД, функцию дознания выполняют эпизодически, прежде всего в виде возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.

1.1. Следует отметить, что дознание может производиться следователями ведомств, имеющих следственные аппараты: ФСБ России, МВД России, ФСКН России и прокуратуры.

2. Исходя из ст. 13 Закона об ОРД, а также Указа Президента РФ от 05.06.2003 N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (в ред. от 31.08.2005) <*> и других нормативных актов, можно сделать вывод, что к «иным органам» исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, о которых упоминается в п. 1 ч. 1 ст. 40, относятся: 1) органы федеральной службы безопасности РФ; 2) федеральные органы государственной охраны; 3) таможенные органы РФ; 4) Служба внешней разведки РФ; 5) органы Федеральной службы исполнения наказаний.

———————————

<*> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2197; 2005. N 36. Ст. 3665.

3. Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5).

4. Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают начальники: органа внутренних дел, органа госнаркоконтроля, органа службы судебных приставов, таможенного органа, органа Государственной противопожарной службы.

Эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

4.1. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, кроме вышеуказанных органов дознания, наделяются органы ФСБ; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов), иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений) (см. коммент. к ст. 157).

5. Начальник органа дознания организует принятие необходимых оперативно-розыскных мероприятий и производство следственных действий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений. Он обязан принять меры по сохранению следов преступления, в том числе и в случае принятия решения, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК.

6. Начальник органа дознания может продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, руководствуясь ч. 3 ст. 144 УПК (прилож. 9 к ст. 476 УПК).

7. Начальник органа дознания, реализуя полномочия дознавателя, вправе возбудить уголовное дело (см. ч. 1 ст. 145 УПК). Начальник органа дознания в соответствии со ст. ст. 144, 145 и 148 УПК утверждает постановление дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (прилож. 21 к ст. 476 УПК). Начальник органа дознания, реализуя полномочия дознавателя, вправе вынести постановление о передаче сообщения по подследственности (ч. 1 ст. 145).

7.1. Очевидно, что дознаватель, прежде чем вынести постановление о возбуждении уголовного дела, должен быть уполномочен начальником органа дознания (или его заместителем) на ведение уголовного дела (ч. 1 ст. 41 УПК). Из этого напрашивается вывод, что начальник органа дознания, получив сообщение о совершенном преступлении, поручает конкретному работнику провести проверку этого сообщения в порядке ст. 144 УПК и тем самым возлагает на него полномочия органа дознания. Установив основание для возбуждения уголовного дела, дознаватель возбуждает уголовное дело. Поэтому не противоречит закону введение в органе дознания порядка, при котором решение дознавателя о возбуждении уголовного дела согласовывалось бы с начальником органа дознания.

8. Начальник органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, вправе принять уголовное дело, по которому производство предварительного следствия (ПС) необязательно, к своему производству и произвести по нему дознание в полном объеме, реализуя полномочия органа дознания. Начальник органа дознания обладает полномочиями органа дознания, предусмотренными п. 1 ч. 2 коммент. статьи, иначе он не мог бы возлагать эти полномочия на дознавателя.

Этому выводу соответствует определение начальника органа дознания, данное в п. 17 ст. 5 УПК, согласно которому он наделен отдельными процессуальными полномочиями. Эту норму следует понимать в том смысле, что после возложения на дознавателя полномочий органа дознания начальник органа дознания реализует отдельные процессуальные полномочия.

9. Начальник органа дознания вправе лично произвести неотложные следственные действия по уголовному делу, по которому производство предварительное следствие обязательно, после того как он примет дело к своему производству (ч. 1 ст. 157 УПК).

9.1. Начальник органа дознания вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 91 УПК.

9.2. На основании ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД начальник органа дознания вправе давать поручение оперативным работникам на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

10. В соответствии с п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК начальник органа дознания утверждает постановление дознавателя о направлении уголовного дела прокурору после выполнения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство ПС.

11. Начальник органа дознания утверждает обвинительный акт. Утверждение начальником органа дознания обвинительного акта облекается в форму резолюции «Утверждаю» (см. прилож. 163 к ст. 476 УПК).

12. Начальник органа дознания вправе проверять материалы уголовного дела, находящегося в производстве у дознавателя.

13. Начальник органа дознания вправе давать дознавателю органа дознания указания в письменном виде о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации обвинения и об объеме обвинения.

Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

14. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК, обязательны для исполнения начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда для их исполнения требуется согласие прокурора и (или) разрешение суда (см. коммент. к ст. 39).

15. Часть 2 коммент. статьи называет основные направления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. Первое направление деятельности органов дознания — это производство дознания. Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, следователем, по уголовному делу, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

16. Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного расследования необязательно, проводится в случаях, если совершено одно из преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, или иное преступление небольшой или средней тяжести, по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150), и если, как указывается в ч. 2 ст. 223 УПК, уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица (конкретных лиц).

Таким образом, дознание в качестве формы предварительного расследования может производиться только в отношении конкретного подозреваемого (конкретных подозреваемых). Уголовное преследование такого подозреваемого начинается или с момента фактического задержания, или с момента возбуждения уголовного дела. Уголовное преследование в форме дознания всегда возбуждается в отношении конкретного подозреваемого (подозреваемых). В противном случае, т.е. когда на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела лицо, совершившее преступление, неизвестно, прокурор должен поручить производство ПС следователю.

В такой ситуации возможен и иной вариант: орган дознания, руководствуясь ч. 3 ст. 157 УПК, вправе произвести неотложные следственные действия по делу, по которому должно производиться предварительное следствие (по указанию прокурора), в течение 10 суток, а затем направляет дело прокурору для производства следствия.

17. Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания — выполнение неотложных следственных действий по уголовному делу, по которым производство предварительного следствия обязательно. При наличии поводов для возбуждения уголовного дела и оснований, указывающих на признаки преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (согласно ст. 146 УПК) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

Законодатель не установил конкретного срока, в течение которого должны быть произведены неотложные следственные действия, но ориентирует на быстрое их проведение: они должны быть завершены не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор вправе своим решением установить срок для производства неотложных следственных действий органом дознания.

18. Орган дознания может производить по уголовному делу, после того как оно было направлено прокурору, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление после направления дела прокурору, не получая об этом специальных указаний прокурора и поручений следователя (ч. 4 ст. 157 УПК).

УПК РФ подразделяет все органы дознания, на которые возлагается при определенных условиях производство дознания, на две группы: Органы дознания. 1. К органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности; 2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственной противопожарной службы. На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 1,2 ст. 40 УПК РФ). Таким образом, перечень органов дознания существенно расширен в сравнении с УПК РСФСР: 1) органом дознания может быть не только милиция общественной безопасности или милиция криминальная, но и любое иное подразделение МВД. Отсюда следует, что министр внутренних дел сам будет определять, какие именно подразделения МВД производят дознание; 2) правом дознания наделяются все органы, которым Федеральным законом об ОРД предоставлено право осуществлять оператив- но-розыскную деятельность. К этим органам относятся: ФСБ, ФСНП, ФОГО, ФПС, ГТК, СВР, МЮ РФ. 3) правом производства дознания впервые также наделены и судебные приставы. 2. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются: 1) на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений. Перечень органов дознания является исчерпывающим. Никакие другие органы не вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. «Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, управомоченное поручать дознание дознавателю и наделенное настоящим Кодексом отдельными процессуальными полномочиями» (п. 17 ст. 5 УПК РФ). В отличие от начальника следственного отдела, процессуальное положение которого четко определено в УПК (ст. 39) и он назван самостоятельным участником процесса со стороны обвинения, начальника органа дознания УПК к участникам процесса не относит, что следует причислить к недостаткам нового УПК. Полномочия начальника органа дознания установлены в разных статьях УПК. Начальник органа дознания: 1) возлагает полномочия органа дознания на дознавателя (ч. 1 ст. 41 УПК). Представляется, что и эта норма нуждается в более четкой формулировке: «Начальник органа дознания поручает производство дознания должностному лицу органа дознания»; 2) дает согласие дознавателю на производство определенных процессуальных действий (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК); 3) дает обязательные для дознавателя указания (ч. 4 ст. 41 УПК); 4) утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК); 5) вправе продлить до 10 суток срок предварительной проверки заявления или сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК). На наш взгляд, начальник органа дознания должен стать самостоятельным участником уголовного процесса. Процессуальных полномочий у него должно быть, во всяком случае, не меньше, чем у начальника следственного отдела. Дознаватель. Пункт 7 ст. 5 УПК РФ определяет дознавателя как должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК РФ). По смыслу нового УПК получается, что сначала кто-то (очевидно, начальник подразделения спецслужбы) должен управомочить должностное лицо органа дознания быть начальником органа дознания, а уже затем это управомоченное лицо возлагает на другое должностное лицо этого органа дознания полномочия органа дознания. Нетрудно заметить излишнюю сложность изложения законодателем простых вещей. На самом деле все действительно гораздо проще. К органам дознания относятся, к примеру, органы внутренних дел. Значит, начальником органа дознания и будет начальник соответствующего органа внутренних дел. Естественно, он вправе возложить исполнение обязанностей начальника органа дознания на другое должностное лицо (начальника отдела дознания в РОВД), но при этом сам не утрачивает полномочий начальника органа дозна ния и вправе поручать производство дознания конкретным должностным лицам своего подразделения. В системе МВД и некоторых других спецслужбах образованы и давно уже функционируют специализированные подразделения: отделения, отделы и управления дознания. В этих подразделениях служат должностные лица - дознаватели. Они и производят дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. Но это не означает, что по конкретному делу производство дознания начальником милиции или РОВД не может быть поручено другому должностному лицу соответствующего подразделения, которое в данном случае и становится дознавателем по конкретному делу. И особенно это касается дел, по которым производство предварительного следствия необязательно, когда требуется безотлагательно возбудить уголовное дело и произвести по нему неотложные следственные действия. Таким образом, дознавателем как участником процесса может быть не только должностное лицо, которое занимает служебное положение дознавателя, но и иное лицо, которому поручено производство дознания по конкретному делу63. УПК предусматривает лишь одно исключение, когда запрещается возложение полномочий по производству дознания на конкретное должностное лицо. В соответствии с ч.2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному (курсив наш. - Ю. Я., Т. П.) уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель - самостоятельный участник уголовного процесса со стороны обвинения. Его процессуальные полномочия определяются прежде всего ч. 3 ст. 41 УПК РФ, он имеет право: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Конкретизируются полномочия дознавателя во многих других статьях как Общей, так и Особенной частей УПК. Так, дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить уголовное дело, вправе прекратить уголовное дело и т. д. Прокурор вправе возложить на дознавателя обязанность по поддержанию государственного обвинения в суде по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 6 ст. 5 УПК РФ). Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их выполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). На дознавателя не распространяются правила, установленные ч. 3 ст. 38 УПК. УПК РФ предоставил право производства дознания и следователям. Так, если, по общему правилу, по делу производство предварительного следствия не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК), но совершено преступление одним из лиц, дело в отношении которых возбуждает лишь прокурор, а расследует следователь прокуратуры (подпункты «б» и «в» п. 1 ч.2 ст. 151 УПК РФ), то по смыслу нового УПК расследование в этом случае следователь прокуратуры будет производить в форме дознания. Очевидная нелепость! Достаточно было для подобных случаев установить сроки следствия, аналогичные срокам дознания. У казанное выше в полной мере относится и к возможности производства дознания следователями других ведомств.

Согласно п. 17 ст. 5 УПК начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Начальник органа сам входит в штат учреждения, наделенного полномочиями органа дознания.

Между тем спорным представляется высказанное в правовой литературе мнение, что под дознавателем, следует подразумевать начальника органа дознания или соответствующее должностное лицо такого органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство дознания77.

Подобная позиция не соответствует действующему уголовно- процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства между двумя разными процессуальными фигурами: дознавателем и начальником органа дознания. Действительно, при определенных обстоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами органа дознания (его начальник), может выступать в уголовном процессе в качестве дознавателя. Однако и в этом случае такой человек будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой сотрудник, выступающий в этом качестве.

Каждый начальник учреждения, наделенного полномочиями органа дознания, осуществляет руководство возглавляемым им органом дознания. При этом организационное руководство всеми определенного вида органами дознания в полном объеме возложено на руководителя центрального аппарата ведомства: министра внутренних дел, руководителя ФСБ РФ, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России и т. д. Поэтому, когда уголовно-процессуальным кодексом право принятия конкретного процессуального решения предоставлено органу дознания, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом имеет право внести дополнительные требования к порядку его осуществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения на- чальниками органов внутренних дел, подразделения (управления) Государственной противопожарной службы и т.д. постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ведомственные нормативные акты требуют от сотрудников органов дознания утверждения не всех решений. Поэтому, когда вышестоящим руководителем не регламентированы дополнительные гарантии законности принятия того или иного процессуального решения, они могут быть определены начальником нижестоящего подразделения. Вплоть до местного органа дознания.

Если же предварительную проверку или дознание осуществляет начальник органа, ни одно из его процессуальных решений (кроме тех, что требуют согласования с прокурором) не утверждаются и не согласовываются. Начальник учреждения, перечисленного в ст. 140 УПК, вправе давать входящему в штат этого подразделения лицу, производящему расследование, исполняющему поручение, указание следователя, и дознавателю собственные указания, отстранять от предварительной проверки (дознания) и поручать их производство другому сотруднику.

В УПК же закреплен следующий перечень прав начальника органа дознания. Начальник органа дознания вправе: 1)

уполномочивать должностное лицо органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и др. (п. 7 ст. 5 УПК); 2)

давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК); 3)

возлагать на дознавателя полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК (ч. 1 ст. 41 УПК); 4)

давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК); 5)

по ходатайству дознавателя продлять до 10 суток срок предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); 6)

утверждать составленный дознавателем обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК).

15.9 Органы предварительного следствия

Орган предварительного следствия - это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уго- ловного процесса. Органу предварительного следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предварительного следствия.

По общему правилу предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Между тем предварительное следствие может осуществлять и группой следователей, расследующих одно дело (следственной группой). Правом производства предварительного следствия также обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответственно следователи и группа следователей, расследующих одно дело, являются, а начальник следственного отдела и прокурор могут быть органом предварительного следствия.

Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

15.10 Правовое положение и процессуальная самостоятель ность следователя

Следователь как субъект уголовного процесса - это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России78, так как согласно ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации.

Процессуальным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК).

Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи с чем следователь вправе:

1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело; 2)

принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; 3)

самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; 4)

давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении любых оперативно- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия; 5)

в любой момент приступить к производству предварительного следствия, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК; 6)

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан: 1)

в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК); 2)

принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК); 3)

выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК); 4)

выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований.

Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий.

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнения письменные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора: -

о привлечении лица в качестве обвиняемого; -

о квалификации преступления; -

об объеме обвинения; -

об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; -

об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п.п. 2 - 11 ч. 2 ст. 29 УПК; -

о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; -

об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; -

о передаче уголовного дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК).

Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся: -

изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, -

привлечения лица в качестве обвиняемого, -

квалификации преступления, -

объема обвинения, -

избрания меры пресечения, -

производства следственных действий, которые допускают-

ся только по судебному решению (ч. 4 ст. 39 УПК) .

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Органы дознания можно разделить на две группы.

К первой группе относятся перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК . Их уголовно-процессуальные функции:

Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК.

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Для всех указанных органов расследование преступлений не является единственной или основной функцией, в силу чего дознание в данном случае направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторой категории дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью, дознание заменяет собой предварительное следствие. На органы дознания возлагается также обязанность выполнения отдельных поручений следователя.

Ко второй группе органов дознания относятся закреплённые в ч. 3 ст. 40 УПК . Полномочия их сводятся лишь к праву возбудить уголовное дело в порядке ст. 146 УПК и производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, совершённых по месту их нахождения или в пределах их территории. Наделение указанных лиц процессуальными полномочиями вызвано отсутствием в месте их расположения другого органа дознания, поэтому осуществление ими процессуальных функций является вынужденным обстоятельством и носит эпизодический характер.

Подследственность между разными органами дознания определяется ст. 150 и 151 УПК.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное следствие в форме дознания, а также его заместитель. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания предусмотрены только в отношении подчинённых ему дознавателей. Полномочия закреплены в ч. 1 ст. 40.1.

Дознаватель (п. 6 ст. 5 УПК) – должностное лицо органа дознания, полномочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Ст. 41 УПК закрепляет процессуальные полномочия дознавателя.

Дознаватель является самостоятельным участником уголовного процесса и самостоятельно направляет ход расследования уголовного дела. Он также как и следователь несёт персональную ответственность за законность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена. Это проявляется в том, что для него указания прокурора, начальника подразделения дознания и органа дознания обязательны. В соответствии с УПК он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, а указания начальника подразделения дознания – начальнику органа дознания или прокурору, однако обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение.

Органы дознания. Значительную роль в расследовании преступле­ний и выполнении процессуальной функции обвинения играют орга­ны дознания. К ним законодатель относит различные органы испол­нительной власти и ряд должностных лиц, для которых уголовно- процессуальная деятельность не является их единственной и основ­ной функцией, как, например, для следователя. Они вступают в уголовный процесс только в случаях и в пределах, прямо предусмот­ренных уголовно-процессуальным законом. Иные полномочия, воз­лагаемые на органы дознания федеральным законодательством, могут быть связаны с уголовным процессом (например, административная, оперативно-розыскная, охранная деятельность), но осуществляются ими вне уголовного процесса. Следовательно, участниками уголовно­го процесса органы дознания являются лишь в той части своих пол­номочий, которые прямо предписаны процессуальным законом.

К органам дознания относятся прежде всего органы исполнитель­ной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Такими полномочиями в настоящее время наде­лены органы внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасно­сти РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркоти­ков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы испол­нения наказаний и некоторые другие .

Кроме того, к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК).

К органам дознания законодатель относит и командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК). И еще одну группу составляют органы государ­ственного пожарного надзора противопожарной службы (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК).

Органам дознания уголовно-процессуальный закон предписывает три вида процессуальной деятельности:

1) перечисленные органы дознания в пределах своих полномочий правомочны осуществлять дознание по делам, по которым не обяза­тельно производство предварительного следствия. Органы дознания проводят расследование уголовных дел в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в ч. 3 ст. 150 УПК. Дела рас­пределяются между органами дознания с учетом основных функций, которые они выполняют, о чем свидетельствуют предписания ч. 2 ст. 157 УПК. Например, командиры воинских частей осуществляют дознание по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, если преступ­ление совершено военнослужащим;

2) органы дознания могут осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предвари­тельного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК). Выполняя свои основные функции, органы дознания могут первыми обнаруживать совершенное или готовящееся преступление и принимать меры к его пресечению. В таких ситуациях важно принять необходимые процес­суальные меры к сохранению и закреплению имеющихся доказа­тельств, независимо от того, кому будет в дальнейшем подследствен­но дело о данном преступлении. Поэтому орган дознания и наделяет­ся правом в пределах полномочий, определенных ч. 2 ст. 157 УПК, возбудить уголовное дело и произвести те следственные действия, без которых доказательства могут быть утрачены, после чего в установ­ленном законом порядке передает дело следователю (ст. 157 УПК);

3) органы дознания участвуют в осуществлении уголовно-процес- суальной деятельности еще и в случаях, когда следователь в порядке, предусмотренном УПК, дает им соответствующие поручения. Напри­мер, по письменному поручению следователя орган дознания может выполнять отдельные следственные действия по делу, расследуемому следователем. Этот вид процессуальной деятельности органов дозна­ния прямо не указан в ст. 40 УПК, но он предусмотрен применитель­но к полномочиям следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и обязателен для исполнения органами дознания.

Кроме перечисленных органов дознания, в определенных ситуаци­ях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст. 40 УПК. К их числу отнесены: 1) капитаны морских и речных судов, на­ходящихся в дальнем плавании, - по делам о преступлениях, совер­шенных на данных судах; 2) руководители геолого-разведочных пар­тий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дозна­ния, - по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представи­тельств и консульских учреждений Российской Федерации - по де­лам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК). Перечисленные должностные лица, также как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.

Начальник подразделения дознания. Данный участник уголовного процесса впервые появился вследствие изменений, внесенных в УПК Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изме­нений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», и его процессуальное положение регулируется ст. 40 1 УПК. Это долж­ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее спе­циализированное подразделение, которое осуществляет предвари­тельное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17 1 ст. 5 УПК).

Следует отметить, что далеко не все органы, осуществляющие опе- ративно-розыскную деятельность и согласно п.

1 ч. 1 ст. 40 УПК при­знаваемые органами дознания, выделяют в своей структуре специа­лизированные подразделения для осуществления процессуальной деятельности по расследованию уголовных дел. Такие подразделения создаются прежде всего в органах внутренних дел, поскольку они рас­следуют значительное количество преступлений в форме дознания.

Поэтому и начальник подразделения дознания, наделенный про­цессуальными полномочиями, может быть только там, где такие спе­циализированные подразделения созданы. Он осуществляет процес­суальное руководство дознавателями. Его следует отличать от началь­ника органа дознания, который есть в каждом органе дознания и руководит им. Начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания (в том числе заместитель начальника органа дозна­ния), уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий и осуществлять иные процессу­альные полномочия, предусмотренные УПК (п. 17 ст. 5 УПК).

Процессуальное положение начальника подразделения дознания имеет некоторое сходство с процессуальным положением руководи­теля следственного органа и состоит в процессуальном руководстве деятельностью дознавателей, но объем его полномочий значительно уже.

Начальник подразделения дознания вправе распределять нагрузку между дознавателями и поручать дознавателю проверку сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятие соответст­вующего решения по этим сообщениям. Он может поручать дознава­телю производство неотложных следственных действий или произ­водство дознания по уголовному делу, может изымать дела у одного дознавателя и передавать другому с указанием оснований такой пере­дачи. В случае необходимости начальник подразделения дознания может сам возбуждать уголовное дело, принимать его к своему произ­водству и производить дознание в полном объеме. При этом он поль­зуется полномочиями дознавателя. Кроме того, он может создавать группу дознавателей для расследования преступления и руководить ею (ч. 2 ст. 40 1 УПК).

Осуществляя контроль процессуальной деятельности дознавате­лей, начальник подразделения дознания может проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении рассле­дования или о производстве отдельных следственных действий, о применении к подозреваемому меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Он может также отменять поста­новления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайства об отмене незакон­ных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в воз­буждении уголовного дела.

Указания начальника подразделения дознания даются в письмен­ном виде и по всем вопросам обязательны для исполнения дознавате­лем. Дознаватель может не согласиться с указаниями начальника под­разделения дознания и обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но это не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 40 1 УПК). Начальник подразделения дознания осуществляет опре­деленное процессуальное руководство дознавателями, но полнота властных полномочий принадлежит все же прокурору: только проку­рор может отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя, утверждать обвинительный акт или постановление о прекращении дела, возвращать дело дознавателю для доследования и т. п.

Дознаватель. Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме доз­нания, а также иные процессуальные полномочия (п. 7 ст. 5 УПК). Лицом, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную дея­тельность, являются дознаватели, включенные в состав соответствую­щего подразделения дознания. Но, как уже отмечалось выше, такие специализированные подразделения создаются не во всех органах дознания. Кроме того, начальник органа дознания вправе возложить полномочия дознавателя и на любое иное должностное лицо, входя­щее в оперативный состав органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК). При этом уголовно-процессуальный закон устанавливает очень важное ог­раничение: полномочия по проведению дознания не могут быть воз­ложены на то лицо, которое проводило или продолжает проводить оперативно-розыскные мероприятия по данному уголовному делу (ч. 2 ст. 41 УПК).

Как субъект уголовного процесса, дознаватель наделяется процес­суальными полномочиями, указанными в ч. 3 ст. 41 УПК, а также в гл. 32 УПК. При производстве дознания дознаватель вправе, в преде­лах и порядке, установленных процессуальным законом, осуществ­лять необходимые следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу, принимать процессуальные решения, осуществлять иные полномочия. Однако его решения в случаях, предусмотренных в законе, требуют согласия начальника органа дознания или прокуро­ра, а также судебного решения.

При этом и указания прокурора, и указания начальника органа дознания обязательны для исполнения дознавателем. Его несогласие с ними позволяет обжаловать их, но не приостанавливает их исполне­ния. Поэтому дознаватель в своей процессуальной деятельности не обладает такой процессуальной самостоятельностью, которая есть у следователя. Более подробно полномочия и деятельность дознавателя рассматриваются в соответствующих главах настоящего учебника.

Еще по теме § 4. Органы дознания. Начальник подразделения дознания. Дознаватель:

  1. 3. Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание
  2. 3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом
  3. 13.2. Особенности производства дознания в Вооруженных силах РФ
  4. 5. Производство неотложных следственных действий органом дознания

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -



 

Возможно, будет полезно почитать: