Народы россии - калмыки. Калмыки


Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак» - «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

В русских официальных документах этноним калмыки появился с конца XVI века, а спустя два столетия им стали пользоваться и сами калмыки.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям. В борьбе с ними прошла молодость Тамерлана. Но затем калмыцкая орда ослабела. В 1608 году калмыки обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о выделении мест для кочевания и защиты от казахских и ногайских ханов. По приблизительным подсчётам, русское подданство приняло 270 тыс. кочевников.

Для их поселения сначала в западной Сибири, а затем в низовьях Волги было образовано первое государство калмыков - Калмыцкое ханство. Калмыцкая конница приняла участие во многих походах русской армии, в частности в Полтавской битве.
В 1771 году около 150 тысяч калмыков ушло на родину, в Джунгарию. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, а его территория включена в Астраханскую губернию.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки оказались разделены на 2 лагеря: часть их приняла новый строй, другие же (особенно калмыки Области Войска Донского) встали в ряды Белой Армии и после её разгрома ушли в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США и некоторых странах Европы.

Воссоздание калмыцкой государственности произошло в 1920 году, когда была образована Калмыцкая Автономная область, преобразованная затем в Калмыцкую АССР.

Принудительная коллективизация в Калмыкии привела к резкому обнищанию населения. В результате политики "раскулачивания" и последующем голоде погибло большое число калмыков. Бедствия голода сопровождались попыткой ликвидации духовных традиций калмыков.

Поэтому в 1942 г. калмыки оказали массовую поддержку немецко-фашистским войскам. В составе вермахта был сформирован Калмыцкий Кавалерийский корпус численностью около 3000 сабель. Позднее, ко гда Власов основал Комитет освобождения народов России (КОНР), кроме русских к нему примкнула только одна этническая группа - калмыки.

Калмыки в вермахте

В 1943 году Калмыцкая АССР была ликвидирована, а калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, продлившейся более 13 лет.

Вскоре после смерти Сталина Калмыкская автономия была восстановлена, и значительная часть калмыков вернулась на прежние места проживания.

Перед революцией в Российской империи насчитывалось около 190 тысяч калмыков. В СССР их количество уменьшилось до 130 тысяч в 1939 г.. и 106 тысяч - в 1959 г. По данным переписи 2002 года в России проживает 178 тыс. калмыков. Это самый «молодой» этнос Европы и единственный монгольский народ, живущий в ее пределах.

Калмыки издревле вели кочевую жизнь. Свою степь они признавали общим владением улусов. Каждый калмык обязан был кочевать со своим родом. Направление путей регулировалось колодцами. Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком - воткнутой вблизи княжеской ставки пикой.

Источником благосостояния калмыков был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в «байгуша», или «убогого». Эти «убогие» снискивали себе пропитание, нанимаясь главным образом в рыболовные ватаги и артели.

Женились калмыки не ранее того возраста, когда парень оказывался способен самостоятельно пасти табун. Свадьба совершалась в кочевье невесты, но в юрте жениха. По окончании свадебных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Согласно традиции муж всегда был волен возвратить жену ее родителям. Обычно это не вызывало никакого неудовольствия, если только муж честно возвращал назад вместе с женой и ее приданое.

Религиозные обряды калмыков представляют смесь шаманских и буддийских верований. Тела покойников калмыки обыкновенно выбрасывали в степь в безлюдном месте. Только в конце XIX века, по требованию русских властей, они начали закапывать мертвецов в землю. Тела умерших князей и лам обыкновенно сжигались при исполнении многочисленных религиозных обрядов.
Калмык никогда не скажет просто: красивая женщина, ибо в Калмыкии знают четыре типа женской красоты.

Первый называется «эрюн шагшавдта эм». Это женщина, обладающая нравственным совершенством. Калмыки считали, что добрые мысли и чувства, чистое состояние души отражаются на состоянии человеческого организма. Поэтому женщина с чистой нравственностью могла лечить людей, исцелять многие недуги.

Второй тип - «нюдндян халта, нююртян герлта эм», или буквально - женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице». Пушкин, проезжая по калмыцкой степи, по видимому встретил именно этот тип калмыцких чаровниц. Вспомним слова поэта об этой калмычке:

…Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.

Третий тип - «кёвлюнг эм», или физически красивая женщина.

КАЛМ‘ЫКИ, хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним Калмыки появился с конца 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами Калмыки), народ в России. Численность 166 тыс. человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Основная часть верующих - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.

Предки Калмыков - западные монголы-ойраты. До 12 века локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея; постепенно перемещались к западу. В начале 17 века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.

Процесс вхождения Калмыков в Россию был завершён в 1657. Первоначально для кочевания Калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во главе с ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам, численность Калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы. Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике "Сокровенное сказание" (1240). По прошествии многих поколений они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и социальным расслоением. Этнический принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика "малых этносов" сохраняется и сейчас, обозначается термином "улусизм" и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных Калмыков.

В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. Калмыков. Б"ольшая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В годы Октябрьской революции и гражданской войны Калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно Калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы.

В 1920 была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 Калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957-58 автономия была восстановлена, значительная часть Калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.

Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков). Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К моменту прихода в Россию Калмыки сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка" сохранился. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце 19 века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные - в западных. В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые многоэтажные дома.

Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две.

Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи Калмыков 17 века (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3-4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.

Ещё в 13 веке предки Калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь - ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них Калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа - далай-лама. Группы Калмыков, которые с конца 17 века стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом" (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал "Мандала", посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.

Н.Л. Жуковская

По данным Переписи населения 2002 года численность калмыков, проживающих на территории России, составляет 174 тысячи человек.

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

Вот ведь Калмыки народ! — «Заха улус». Откуда интересно такое пренебрежение? Почему кто то, навязывает нам превосходство над «малыми» (Малы ли мы?) народами? Кстати меня, чистокровный (и опять же НЫНЕ многострадальный) хохол с блеском в глазах убеждал — что МЫ(!) Калмыков стоя «писать»(извините ходить по маленькому) научили, мол до НАС(!) они как девочки приседали пописать. ГОРДОСТЬ то какая!

ЗА НАС! А теперь о НАС и Калмыках(что хоть ты тресни,тоже МЫ!) В отличии от»евроремонта»-«евроколоний»!

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

Называйте меня Арсланом

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом пастбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

Захалустье

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века. Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье » образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход. Российские власти было пытались остановить, но остановить целую орду! Около 100 000 человек по отдельным подсчетам ушло в Китай, и никто с ними в большой бой по дороге вступить не решился, хотя пытались пощипать с флангов.

В Китае калмыков приняли. А в октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Но ушли не все калмыки, кто-то так и остался в России. Т.е. калмыки как народ не перестали существовать и у нас. Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало три калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

источник http://russian7.ru/post/kak-kalmyki-okazalis-v-rossii/

Калмы́ки (самоназвание хальмг) - народ в Российской Федерации (183 тысячи человек, 2010), основное население Калмыкии (162 тысячи), живут также в Астраханской области (6, 64 тысячи). В расовом отношении калмыки - монголоиды, но благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше расположена переносица. Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Калмыцкий алфавит был создан в середине 17 века на старомонгольской графической основе. В 1925 был принят новый алфавит на базе кириллицы, в 1930 он был заменен на латинизированный, а с 1938 снова используется кириллическая графическая основа. Верующие калмыки - ламаисты, есть православные.

В 13-14 веках предки калмыков входили в состав Монгольской державы. С конца 14 века часть западномонгольских племен - ойраты - выделились в самостоятельную политическую силу под названием «дервен орд» («четыре близких» племени: дербеты, хошуты, торгуты, чоросы). Созданное ими государство представляло объединение сложных по этническому составу образований. Самоназвание калмыков - «хальмг» - тюркский термин, означающий «остаток»; имелась в виду часть ойратов, не принявших ислам. В конце 16 - первой трети 17 века происходило перемещение ойратов из Западной Монголии в пределы России, в Нижнее Поволжье и Прикаспий. В процессе миграции и заселения новых земель формировалась калмыцкая народность, основным ядром которой были ойраты. В русских письменных источниках этноним «калмык» появился в конце 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами калмыки. Деление калмыков на племенные группировки дербетов, торгоутов, хошеутов и олеутов было характерно до 20 века. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771, когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1920 образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1935 в Калмыцкую АССР. В конце 1943 калмыки были переселены в восточные районы СССР. В январе 1957 калмыцкая автономия была восстановлена, почти все калмыки возвратились в родные места.

Основу хозяйства большинства калмыков составляло кочевое и полукочевое скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, верблюды). Скот круглогодично содержался на пастбище, лишь с 19 века стали запасать корм на зиму. Отдельные группы калмыков занимались рыболовством. С 1830-х годов калмыки в Ергенях начали заниматься хлебопашеством.

До начала 20 века традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. В 19 веке появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа.

В 1929-1940 годах калмыки перешли к оседлому образу жизни, в Калмыкии возникли города и поселки современного типа. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц. У калмыков были развиты ремесла, в том числе обработка кож, валяние войлока, резьба по дереву, тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, синие или полосатые штаны. Поверх носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Женская одежда была более разнообразна. Белая длинная рубаха имела открытый ворот и разрез спереди до талии. Женские штаны были обычно синего цвета. Бииз (длинное платье) шили из ситца или шерстяной ткани, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами. Женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда готовились из баранины и говядины, другие виды мяса использовались редко. В прибрежных районах получили распространение рыбные блюда. Повседневным напитком калмыков был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом. Мучные изделия - пресные лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные, круглые в сечении лепешки, целькг - тонкая лепешка, обжаренная в кипящем масле или жиру. Алкогольный напиток калмыков - эрк (молочная водка).

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной знати, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей. Брак заключался путем сговора между родителями молодых, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые семья жениха передавала семье невесты могли быть значительными.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Эти представления отразились в календарных праздниках. В феврале отмечался праздник начала весны - цаган сар. В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», содержащий несколько десятков тысяч стихов и исполняемый сказителями-джангарчи.



 

Возможно, будет полезно почитать: