«Опасные ситуации на дорогах и тротуарах. Презентация к уроку на тему: Опасные ситуации на дорогах

Цель занятия: Формировать у учащихся представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.

На первое занятие следует пригласить инспектора ГИБДД.

Вначале учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 34000 человек. Из них свыше 1350 погибших - дети (4 ребенка за один день), а почти 25000 детей получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Затем слово предоставляется инспектору ГИБДД.

Он рассказывает учащимся об обстановке на дорогах города и района, в котором находится школа. Приводит конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Дает оценку правильности поведения детей в тех или иных дорожно-транспортных происшествиях. Выделяет ошибки в поведении детей на дорогах во время ДТП и имеющиеся возможности избежать их.

Инспектор ГИБДД констатирует, что часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Инспектор ГИБДД обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.



Инспектор ГИБДД напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности , а также из-за незнания Правил дорожного движения.

Инспектор ГИБДД рассказывает учащимся, что для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт– Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Затем он кратко раскрывает содержание документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов…».

В конце занятия инспектор ГИБДД отвечает на вопросы учащихся.

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Современный транспорт. Виды и классификация

Транспортных средств

Цель занятия: Сформировать у учащихся понятие о видах и классификации транспортных средств и некоторых обобщенных понятиях, относящихся к транспортным средствам. Закрепить знания об остановочном и тормозном пути транспортных средств.

Новые слова: Механические транспортные средства, немеханические транспортные средства, прицеп.



1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В настоящее время дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта. Они различаются по назначению, размерам, передвигаются с различной скоростью.

Учитель предлагает ученикам назвать виды транспорта, которые они знают.

Затем он рассказывает, как и по каким признакам классифицируются транспортные средства.

Все транспортные средства можно разделить на механические и немеханические.

К механическим транспортным средствам относятся транспортные средства, которые приводятся в движение двигателем. Исключение составляет мопед (мокик), который Правила дорожного движения относят к немеханическим транспортным средствам и, следовательно, для передвижения на нем не требуется иметь водительского удостоверения.

Все автомобили можно разделить на специальные, грузовые и легковые.

К специальным автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили скорой помощи, милицейские, автокраны и другие.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов.

Легковые автомобили перевозят пассажиров.

Автобусы служат для перевозки большого количества пассажиров. Они могут быть городскими, междугородними, экскурсионными.

Трамваи, троллейбусы, метро относятся к городскому общественному транспорту, который для движения использует электродвигатели.

Мотоциклы и мотороллеры служат для перевозки пассажиров и небольшого количества грузов.

Тракторы используют в сельском хозяйстве и для буксирования прицепов.

К самоходным машинам относятся грейдеры, бульдозеры и другие, которые используются при строительстве и ремонте дорог и других объектов.

Немеханические транспортные средства приводятся в движение с помощью мускульной силы или механическими транспортными средствами. Сюда же Правила дорожного движения относят и мопеды (мокики), хотя они и имеют двигатель.

Велосипеды приводятся в движение мускульной силой человека.

У гужевых повозок в качестве тягловой силы используют лошадей, быков, волов.

К транспортным средствам можно отнести также вьючных животных - верблюдов, яков, ослов, а в некоторых странах – слонов.

Прицеп также является немеханическим транспортным средством, поскольку двигателя не имеет. Однако для его движения используются механические транспортные средства.

Учитель объясняет ученикам, что автомобиль и другие транспортные средства быстро остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед по инерции проходят какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Поэтому переходить дорогу перед близко идущим транспортом опасно. Если дорога скользкая после дождя или на ней образовалась ледяная корка при отрицательной температуре, то переходить проезжую часть становится ещё опаснее – автомобиль до полной остановки проходит ещё больший путь.

Остановочный путь – это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем пешехода на дороге до полной остановки автомобиля. Это расстояние складывается из трех составляющих: пути, пройденного за время реакции водителя; пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода; тормозного пути.

Учитель дает пояснения.

Заметив на дороге пешехода, водитель не сразу начинает тормозить. Сначала он определяет расстояние до пешехода, оценивает скорость движения своего автомобиля и состояние дороги (сухая или скользкая), обращает внимание на движение других транспортных средств и возможность объезда пешехода и т.д. Решив, что надо тормозить, водитель нажимает на педаль тормоза. Пока он думал, надо тормозить или нет, автомобиль прошел некоторый путь, который называется путь, пройденный за время реакции водителя .

При нажатии на педаль тормоза автомобиль не начинает сразу тормозить. Проходит какое-то время, пока срабатывает тормоз. Автомобиль за это время проходит ещё некоторое расстояние, называемое путем, пройденным автомобилем за время срабатывания тормозного привода.

Но и поле начала торможения автомобиль останавливается не сразу. Расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки называют тормозным путем .

На длину тормозного пути оказывают влияние скорость движения автомобиля, масса автомобиля, состояние его шин и тормозов, тип дорожного покрытия и его состояние, погодные условия и время года.

Чем выше скорость движения автомобиля, тем длиннее его тормозной путь. Для пояснения этого можно провести с учащимися опыт. Сначала двое из учеников (большой и маленький) идут спокойным шагом и по команде учителя пытаются резко остановиться. Сделать им это не удается – после команды они проходит ещё один-два шага. Причем, тот, кто больше, проходит больший путь. Затем ученикам предлагается перемещаться бегом и по команде учителя остановиться. Сделать это им ещё труднее. Так и с автомобилем. Водитель нажимает на педаль тормоза, а автомобиль продолжает некоторое время двигаться по инерции.

Чем больше масса автомобиля, тем труднее его остановить. Например, легковой автомобиль остановить легче, чем грузовой автомобиль или автобус. А велосипед остановить легче, чем легковой автомобиль.

Учитель обращает внимание детей на опасности, связанные с погодными условиями. Зимой на скользкой дороге остановить транспортное средство очень трудно – оно проходит большее расстояние до полной остановки, чем на сухой дороге. Кроме того, в морозную погоду стекла автомобиля замерзают, и водитель позже замечает пешехода.

Ночью, когда видимость ограничена, переходить проезжую часть становится особенно опасно – водитель поздно замечает препятствие и может совершить наезд. Кроме того, в темное время суток наступает усталость, и водитель с запозданием реагирует на препятствие.

Подводя итог, учитель дает установку детям: никогда не спешить при переходе проезжей части дороги и не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

2. Практическое задание

Учитель вместе с учениками разбирают конкретную ситуацию.

Как вы думаете, одна секунда – это много или мало?

Пешеход за одну секунду делает один шаг. Автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/час, за одну секунду проезжает по ровному сухому асфальту около 17 метров. Это тормозной путь автомобиля. Если сюда добавить путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозов, то остановочный путь автомобиля составит около 50 метров.

Пешеход думает, что водитель успеет затормозить, и переходит проезжую часть перед близко идущим транспортом. Он не хочет понимать, что при всем своём старании водитель не сумеет остановить автомобиль.

А если дорога скользкая, то остановочный путь удлиняется значительно. Например, при скорости 80 км/час на скользкой зимней дороге автомобиль окончательно остановится только через 400 метров (почти полкилометра!).

Учитель изображает на доске схему проезжей части, пешехода и приближающееся транспортное средство. Обозначает расстояния, которые проходят пешеход и автомобиль, дает пояснения.

«Кого назвали – тот и ловит».

Играющие располагаются по кругу. В центре – ведущий. Он называет имя одного из стоящих в кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч ведущему. Тот, кто не поймал мяч или не назвал слово, становится ведущим. При ответах повторы не допускаются.

Побеждает тот, кто ни разу не был ведущим.

1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Чем отличаются механические и немеханические транспортные средства?

3. Перечислите механические транспортные средства?

4. Перечислите немеханические транспортные средства?

5. Чем отличаются автобус, троллейбус, трамвай?

6. Что такое гужевая повозка?

7. Можно ли назвать верблюда транспортным средством?

8. Что такое тормозной путь?

9. От чего зависит тормозной путь?

10. Назовите составляющие остановочного пути.

11. имеет ли тормозной путь гужевая повозка, велосипед, пешеход?

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Городской пассажирский транспорт. Правила

поведения в общественном транспорте и на остановочных площадках

Цель занятия: Закрепить знания учащихся о правилах перевозки людей общественным транспортом. Формировать у них устойчивые навыки поведения в общественно транспорте и на остановочных площадках.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит детей вспомнить, кого называют пассажиром.

К городскому пассажирскому транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Автобус – это пассажирский автомобиль с кузовом вагонного типа. Это самый распространенный вид городского транспорта.

Троллейбус – городской безрельсовый транспорт, снабженный электродвигателем постоянного тока с напряжением 500-600 вольт. Снабжение электродвигателя током осуществляется через контактную сеть от подвесных проводов.

Трамвай - городской рельсовый транспорт, снабженный электродвигателем постоянного тока с напряжением 500-600 вольт. Снабжение электродвигателя током осуществляется через контактный провод и рельсы.

Метро – городской рельсовый электротранспорт, линии которого прокладывают, как правило, в туннелях глубоко под землей. Иногда эти линии выходят на поверхность земли и располагаются над ней на специальных эстакадах, чтобы не мешать движению других транспортных средств.

Такси – городской транспорт индивидуального пользования. Обычно это легковые автомобили или микроавтобусы.

Учащимися вместе с учителем повторяют правила поведения в общественном транспорте и на посадочных площадках.

1. В ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

2. Нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой. Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса. Надо иметь в виду, что при торможении автобус или троллейбус может занести на посадочную площадку.

3. Высадка и посадка в маршрутный транспорт должны осуществляться со стороны тротуара или обочины и только после полной его остановки.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через переднюю или заднюю дверь. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через переднюю или заднюю дверь.

При посадке и высадке не задерживайтесь в дверях.

Входят в автобус или троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь разрешено входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, школьникам до 4-го класса, а также инвалидам, престарелым людям и беременным женщинам.

Обращает внимание учащихся, что иногда дети не успевают войти в транспорт, а водитель закрывает двери и начинает движение. В итоге может произойти несчастный случай. Поэтому при выходе через переднюю дверь желательно встретиться взглядом с водителем и убедиться, что он все видит. И обязательно надо смотреть под ноги, поднимаясь или спускаясь по ступенькам.

4. Нельзя отвлекать разговорами водителя и стучать в стекло кабины, а билеты у водителя нужно покупать только на остановке.

5. Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя загораживать проход перевозимыми вещами или перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках.

Кроме того, в общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Надо вести себя спокойно, слушать объявления водителя.

6. Пассажирам запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

7. Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать трамвай можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии - на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

8. Правильно обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Если же общественный транспорт продолжает стоять на остановке, то автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Трамвай надо обходить всегда спереди, потому что, начав обход сзади, можно попасть под встречный трамвай.

Обходить стоящий на остановке автобус или троллейбус надо в два этапа. Сначала дойти до края автобуса или троллейбуса и выглянуть из-за него, убедившись в отсутствии транспорта, приближающегося со встречного направления. Затем, посмотрев налево и ещё раз направо, можно продолжить движение через проезжую часть.

9. Соблюдать правила безопасного поведения в метро.

Метро – это транспорт повышенной опасности. Станции метро оборудуются турникетами, наклонными движущимися эскалаторами, пассажирскими платформами, подземными переходами и другими сооружениями и устройствами.

Основные правила поведения в метро следующие:

Не пытайся пройти в метро бесплатно;

Не беги по эскалатору, не ставь вещи на ступеньки;

Стой на ступеньках лицом в сторону движения, не садись на ступеньки;

Не задерживайся на выходе с эскалатора;

Не подходи к краю платформы;

Не подходи к вагону до полной остановки поезда;

Не поднимай упавший на рельсы предмет, позови дежурного;

Не паникуй, если поезд остановился в туннеле;

Немедленно сообщи работникам метро об оставленных предметах.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пассажиров».

Обязанности пассажиров.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси пассажиры могут только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки и лишь со стороны тротуара, обочины или края проезжей части.

Пассажирам запрещается : отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения, открывать двери транспортного средства во время его движения.

2. Практическое задание

Учитель просит детей изобразить на бумаге виды городского пассажирского транспорта и рассказать об их отличиях.

Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие виды городского пассажирского транспорта вам известны?

2. Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

3. Когда можно начать посадку в общественный транспорт?

4. Через какую дверь нужно входить в автобус?

5. Как нужно обходить стоящий на остановке трамвай?

6. Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?

7. Кому разрешается входить в автобус или троллейбус через переднюю дверь?

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Личный транспорт – легковой автомобиль,

мотоцикл, мопед, велосипед. Правила поведения пассажиров

в транспортном средстве

Цель занятия: Закрепить знания учащихся о правилах перевозки людей транспортом. Формировать у них устойчивые навыки поведения в транспортном средстве.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит детей вспомнить, кого называют пассажиром. Напоминает, что пассажиром считается не только человек, находящийся в общественном транспорте – но и люди, находящиеся в салоне легкового автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в коляске мотоцикла.

К личному транспорту относятся легковой автомобиль, мотоцикл, мопед (мокик), велосипед. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Вместе с учащимися он повторяет общие правила поведения при нахождении в любом транспортном средстве, которые изложены в разделе Правил дорожного движения Российской Федерации «Обязанности пассажиров». В соответствии с этим разделом пассажир обязан:

1. При нахождении в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими.

2. Высадку и посадку в транспортное средство осуществлять со стороны тротуара или обочины и только после полной его остановки.

3. Не отвлекать разговорами водителя во время движения.

4. Не высовываться во время движения из окон легкового автомобиля.

5. Не открывать двери во время движения транспортного средства.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть также специальный раздел «Перевозка людей». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

1. Соблюдать правила поведения пассажиров, находящихся в легковом автомобиле.

Легковой автомобиль – быстрый и удобный вид личного транспорта. Вместе с тем, он наиболее опасен для пешеходов и пассажиров.

Число пассажиров в салоне легкового автомобиля должно соответствовать числу посадочных мест для пассажиров.

На переднем сиденье движущегося легкового автомобиля ребенок может находиться только с 12 лет и быть обязательно пристегнутым ремнем безопасности. Дети до 12 лет при перевозке их как на переднем, так и на заднем сиденье должны находиться в специальном кресле, которое позволяет и их пристегнуть ремнём безопасности.

Выходить из легкового автомобиля следует только со стороны тротуара или обочины после его полной остановки. При открывании двери надо быть осторожным и не ударить проходящих мимо пешеходов. Открывать двери во время движения запрещено.

Запрещается высовываться из окон легкового автомобиля во время движения.

Обучение езде на легковом автомобиле разрешается только с 16 лет.

2. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке на мотоцикле.

Мотоцикл, особенно без бокового прицепа – объект повышенной опасности, ибо устойчивость его во время движения ниже, чем у трех- или четырехколесных транспортных средств. Поэтому движение мотоциклов даже днем разрешено только с включенными фарами.

Число пассажиров мотоцикла должно соответствовать числу посадочных мест для пассажиров.

Все пассажиры, находящиеся на мотоцикле, должны быть в застегнутых шлемах.

При движении на мотоцикле детям до 12 лет можно находиться только в коляске, держась за поручень обеими руками и обязательно в застегнутом мотошлеме. Мотошлем защитит от возможного удара головой при аварии. Перевозка детей до 12 лет на мотоцикле без коляски при отсутствии специального сиденья запрещена.

Обучение езде на мотоцикле разрешается только с 14 лет.

3. Соблюдать правила поведения пассажиров при перевозке в кузове грузового автомобиля.

Детей разрешается перевозить только в закрытом кузове-фургоне. Их должен обязательно сопровождать взрослый. Находиться в кузове грузового автомобиля можно только на специально оборудованных сидячих местах. Стоять или ходить по кузову во время движения запрещено.

При перевозке организованной группы детей на автомобиле даже днем должны быть включены фары.

4. Соблюдать правила движения на мопеде (мокике) и велосипеде.

Мопеды, мокики, велосипеды – транспортные средства повышенной опасности, поскольку ими чаще всего управляют дети. Кроме того, эти транспортные средства обладают малой устойчивостью. В России из 100 малолетних велосипедистов, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, погибают 18 подростков.

Основными причинами несчастных случаев с водителями мопедов и велосипедов являются:

Плохое знание правил дорожного движения;

Несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства;

Недостаточная видимость велосипедистов на дороге в темное время суток;

Внезапный выезд на проезжую часть дороги;

Нарушение правил дорожного движения.

Учитель просит поднять руки учащихся, у которых есть мопед или велосипед. Объясняет, что на проезжую часть дороги разрешается выезжать на велосипедах детям с 14 лет, а на мопеде – с 16 лет.

Велосипеды и мопеды могут двигаться только по крайней правой полосе движения в один ряд. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ездить по тротуару или пешеходной дорожке запрещено - можно задеть прохожих или играющих детей. Поэтому кататься можно только во дворах домов, на стадионах, детских или спортивных площадках. Учиться ездить на велосипеде надо там, где нет движения автомобилей и пешеходов.

Ребенок на велосипеде считается водителем. Поэтому водителям велосипеда необходимо знать устройство и постоянно поддерживать свой транспорт в исправном состоянии. У этих транспортных средств должны быть накачаны шины и укреплено сиденье, должны быть исправными педаль тормоза, звонок, руль.

Разрешается ездить на велосипеде, только держась за руль обеими руками. Нельзя перевозить на багажнике пассажиров и буксировать другие велосипеды. Не рекомендуется использовать звуковой сигнал (звонок) без причины - это мешает жильцам домов. Кроме того, если постоянно звонить, то пешеходы и водители перестанут обращать внимание на звонки и может произойти несчастный случай. Подавать сигнал надо только в случае, когда возможен нечаянный наезд велосипедиста на пешехода.

Категорически запрещается цепляться за проезжающий мимо транспорт, а также перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более, чем на полметра в длину или ширину. Учитель объясняет учащимся, чем опасна такая езда.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги дорожные знаки «Въезд запрещен», «Движение мотоциклов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено» и «Велосипедная дорожка», которые должны знать велосипедисты.

Затем он просит их рассказать, где можно и где нельзя кататься на велосипедах и почему.

Учитель предлагает детям отгадать загадки.

Сам не едет, ни идет.

Не подержишь – упадет.

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперед.

(велосипед)

По дорожке во дворе

Мчится Коля на коне.

Не машина, не мопед,

А простой ………

(велосипед)

3. Вопросы для закрепления знаний

1. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дорог?

2. Какие дорожные знаки запрещают или разрешают движение велосипедистов?

3. Где можно обучаться езде на велосипеде и мопеде?

4. В каких местах движение на велосипедах и мопедах запрещено и почему?

5. Почему нельзя буксировать велосипед или мопед?

6. Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипедах, не имеющих специального сиденья?

7. Где должны находиться дети до 12 лет при перевозке их в легковом автомобиле?

8. Где должны находиться дети до 12 лет при перевозке их на мотоцикле с коляской?

9. Каковы правила перевозки пассажиров на мотоцикле?

10. Каковы правила перевозки детей в кузове грузового автомобиля?

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Мы - пешеходы. Правила дорожного движения

об обязанностях пешеходов

Цель занятия: Формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит вспомнить учащихся, как они понимают термины «правостороннее» и «левостороннее» движение транспорта.

Правостороннее движение - это когда транспорт движется только по правой стороне проезжей части. Рассказывает, что правостороннее движение в России исторически сложилось во времена, когда еще были конные упряжки. Они должны были придерживаться правой стороны, чтобы не сталкиваться.

В большинстве стран мира движение правостороннее. А в некоторых странах, таких, например, как Япония, Англия, Индия, Австралия - левостороннее . То есть транспорт движется по левой стороне проезжей части.

Поэтому, в странах с правосторонним движением, в том числе в России, при переходе проезжей части надо посмотреть сначала налево, откуда движется транспорт, а дойдя до середины – направо.

С учетом направления движения конструируют и транспортные средства. Так, в маршрутных такси, автобусах, троллейбусах и трамваях двери для входа и выхода пассажиров делают всегда только справа.

Правостороннее движение распространяется и на пешеходов. По тротуару надо ходить с правой стороны. Учитель напоминает учащимся, что слово «тротуар» в переводе с французского языка означает «место для движения пешеходов». Одни люди идут по правой стороне в одну сторону, а другие - навстречу, тоже по правой стороне.

Учитель спрашивает учеников: где должны ходить пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки? (Ответ: по обочине.). Однако ходить по обочине опасно. Иногда на нее съезжают машины, поэтому надо быть внимательным, чтобы вовремя избежать опасности.

Напоминает, что если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины, то можно в сопровождении взрослых идти по краю проезжей части дороги в один ряд и навстречу движению транспорта. Тогда водители видят пешеходов издалека. Кроме того, если машины едут с большой скоростью, можно отойти немного в сторону от шоссе, чтобы не случилось аварии.

Опасности на улицах и дорогах могут возникнуть из-за погоды. Зимой надо быть очень осторожным, потому что можно поскользнуться и упасть перед машиной. Обзору дороги может мешать капюшон, поднятый воротник. Весной на тротуаре большие лужи, и дети, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя - может неожиданно появиться машина. В тумане водители могут не увидеть пешеходов, которые неправильно переходят улицы и дороги. В результате происходят аварии. Поэтому важно постоянно быть внимательным, чтобы видеть и слышать, что делается вокруг.

Учитель рекомендует запомнить словесные формулы. Каждый учащийся, подойдя к проезжей части дороги, должен мысленно сказать себе: «Стоп. Я иду через дорогу. Опасно. Надо быть осторожным». Если это повторять каждый раз, появится привычка всегда соблюдать правила безопасного поведения.

Учитель просит учащихся вспомнить правила перехода дорог по пешеходному переходу и дороге, где поблизости нет пешеходных переходов. Объясняет, что в этом случае надо найти безопасное место для перехода, расположенное подальше от поворота и с хорошим обзором в обе стороны.

Если машина идет быстро, надо дать ей проехать. Нельзя спешить перейти дорогу и перед медленно движущейся машиной, так как за ней может быть вторая, едущая быстрее. При переходе дороги нужно всегда смотреть и прислушиваться. Машина может появиться в любой момент.

Особенно опасным участком дороги считается перекресток, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик - например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, называется регулируемым , т.е. управляемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров – он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлено сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

Учитель напоминает детям о том, где можно, а где нельзя играть.

Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках. Горки, с которых катаются на санках , не должны заканчиваться у края проезжей части – есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах. Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар – это создает помехи для движения транспорта и пешеходов. Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей части дорог и тротуарах – это мешает движению транспорта и пешеходов.

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть специальный раздел «Обязанности пешеходов». Учитель кратко излагает суть этого раздела.

Обязанности пешеходов.

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ним нево

Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Задачи: показать причины дорожно­транспортных происшествий по вине
пешеходов; необходимость соблюдения правил безопасного поведения
на улицах и дорогах.
Содержание
Примечание
­ Мы уже знаем, что вещи не бывают ни добрыми, ни злыми, ни
опасными, ни безопасными. Такими их делает сам человек. Все вещи
люди придумали для своего удобства. Они очень помогают людям в
жизни: быстро доехать, поговорить и пообщаться с человеком, который
находится далеко, быстро приготовить обед, постирать и т. д.
Но если мы не умеем правильно пользоваться ими, не будем знать
их свойства, то вещи могут нам навредить.
­ Самое главное – понимать, как и когда вещи могут стать
опасными. А сегодня мы с вами поговорим, как рождаются опасные
ситуации на дороге. Скажите, что же для нас может представлять
опасность на дороге?
(машины, велосипеды, …)
На этих картинках – два дорожных случая. Но у них есть одно
общее обстоятельство. Как вы думаете – какое?
(И в том и в другом случае водитель и пешеход не видят друг друга
до самого последнего момента.)
­ Правильно! А когда они увидят, то уже будет поздно. Ведь
машина не может остановиться сразу же, даже если водитель нажмёт на
тормоз. Машина ещё несколько метров будет быстро скользить по
дороге. Так быстро, что пешеход не успеет сделать даже два шага
назад.
Намного безопаснее, если водитель и пешеход видят друг друга
издалека. Тогда и шофёр успеет затормозить заранее, и пешеход
сможет вовремя остановиться.
Поэтому вы должны помнить первое правило безопасного
поведения на дороге: ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.
Что для этого мы делаем?
(Стоит замедлить шаг, приостановиться, когда подходите к арке, к
углу дома, в общем, к любому месту, откуда может неожиданно
выехать машина)
­ Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это
место для перехода. Он пойдёт спокойно, потому что для шофёра
выскочивший на дорогу человек означает неожиданность, и неизвестно,
сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.
Эта неожиданность подстерегает и тогда, когда кто­то играет
рядом с дорогой или зимой катается на санках с горки. Посмотрите на
рисунок. Что же может случиться здесь?
(дети рассуждают)
Два рисунка
На доске
рисунок

А теперь поговорим о том, как переходить дорогу. Если есть
светофор, он и покажет нам, когда идти, а когда стоять и ждать. А вы
знаете, как переходить дорогу по светофору? (дети отвечают)
Выполняй закон простой:
Красный свет зажёгся –
Стой!
Жёлтый вспыхнул –
Подожди!
А зелёный свет –
Иди!
(на доске: Соблюдай правила перехода через улицу!)

­ Давайте отдохнём! Я буду показывать цвета светофора, вы на красный
цвет – будете стоять, на жёлтый – хлопать – готовитесь идти, а на
зелёный – шагать на месте – можно переходить.
­ Итак, продолжим. Представьте, что вы приготовились переходить
дорогу. Загорелся зелёный свет – что значит? Можно переходить. Но и
тут не надо бросаться с тротуара на дорогу. Бывает, у какой – то
машины не исправны тормоза, и она может неожиданно выехать на
полосу перехода. Поэтому выходить на дорогу и переходить её надо
очень спокойно. Переходить, а не перебегать!
­ Лучше всего переходить улицу с группой других людей. Но
конечно, не в том случае, если они вдруг пошли на красный свет –
бывают и такие взрослые.
­ Представьте, горит красный свет, но поблизости нет машин. Что
же делать? Стоять и ждать? Чего ждать, если машин нет, можно и
перебежать? (дети рассуждают) Никогда не переходи улицу на красный
свет, даже если нет машин!
­ Но мы живём в посёлке, где нет светофоров. Как же нам быть?
Есть такое пешеходное правило: когда ждёшь перехода, никогда
не стой на краю тротуара. Когда сходишь с тротуара на дорогу, надо
сначала посмотреть налево – не едет ли какая ­ либо машина. А когда
дойдёшь до середины – надо посмотреть направо, потому что как раз
оттуда может появиться машина.
­ А теперь вопрос: почему улицу надо переходить строго прямо, а
не наискосок?
(Догадаться легко: чем меньше времени ты находишься на проезжей
части, тем лучше. Но это не означает, что следует перебегать улицу
бегом.)
Бывает и так, что мы превращаемся из пешехода в водители.
Потому что есть один вид транспорта, который близок взрослым и
детям. Это – велосипед.
Наступила весна, на улице тепло и все мальчишки и девчонки
вытащили из сараев свои велосипеды, катаются и играют целыми
днями. У кого же есть велосипеды?
На доске
Физкультминутка
На доске
рисунок
На доске запись,
рисунок

Рисунок
На доске
А вы знаете, когда появился велосипед и как он выглядел?
Изобрели его раньше, чем мотоцикл и автомобиль. Первые велосипеды
сильно отличались от современных. Они были деревянными и больше
напоминали самокат. Педалей у них не было. Ездок просто
отталкивался от земли ногами, а потом поджимал их и ехал по инерции.
Поэтому их называли «беговыми машинами». Шин и цепной передачи
тоже ещё не было – всё это придумали гораздо позже.
Сегодня есть велосипеды на любой вкус – детские, женские,
складные, дорожные, спортивные. Но правила безопасности одинаковы
для всех велосипедистов.
Эти правила надо твёрдо знать и соблюдать. Ведь велосипед не
просто игрушка, а реальное транспортное средство.
Первое, что надо знать: по дорогам, где ездят автомобили,
школьникам разрешается ездить на велосипеде только с 14 лет. Как
же вам быть, не кататься что ли? А до этого возраста можно кататься
внутри дворов, в парках, на стадионах.
­ Вы, конечно, знаете, как бережно относятся водители к своим
автомобилям. И это не только потому, что машина дорого стоит.
Просто от надёжности автомобиля зависит безопасность шофёра.
Хороший водитель никогда не выезжает из гаража, если у его машины
что­то неисправен.
Велосипед, конечно, не так сложно устроен, как автомобиль, но и он
должен быть надёжным. Поэтому перед поездкой обязательно вы
должны проверять, как работают руль и тормоза, хорошо ли закреплено
сиденье, накачены ли шины. Не забудьте о звуковом сигнале – звук
должен быть громким и отчётливым.
­Бывает так, что вы решили или вас решили прокатить на
велосипеде, на багажнике или раме. Можно? Почему?
На самом деле эта затея опасна и для тебя, и для твоего пассажира.
Перегруженным велосипедом трудно управлять. Выбоина на дороге или
неожиданное препятствие – и всё, велосипед упал и вы на земле.
­ Итак, мы с вами повторили самые такие ситуации, в которых мы
можем оказаться на дороге. Что же должны помнить, находясь на
дороге?
­ И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение, которое
написал Сергей Михалков. Называется «Шагая осторожно».
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,






ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ ЗАПОМНИ! На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами. Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет– на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.




Ловушки на углу перекрестка Опасность на углу перекрестка состоит в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на бровку тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.


Ловушки у светофора У светофора, нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые непредвиденные обстоятельства, например, поедут на красный сигнал спецавтомашины (скорая помощь, милиция, пожарная); могут быть и водители, нарушающие ПДД. Нередко и сами пешеходы, как взрослые, так и дети, переходят дорогу на красный сигнал.


Ловушки отвлечения внимания Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересую- чему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, мяч, собака, лужа. К дорожным ловушка м могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон.


Ловушки понижения внимания По дороге, окруженной жилыми домами, зеленью, редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках.


Ловушки, подстерегающие возле дома Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики- фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов. Такси и скорая помощь часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом для игр.


Ловушки середины дороги Пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается логике и прогнозу. Обзор могут закрывать стоящие рядом пеше- ходы. От большого количества мелькающих рядом автомашин может закружиться голова, и пешеход потеряет равновесие.


Ловушки при движении вдоль проезжей части В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение правил дорожного движения, то есть по ходу движения транспортных средств. В этом случае движение автомобилей происходит со спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.

Цель: Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте. Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья » Беседа. « Опасные ситуации на дорогах и тротуарах». Подготовила: воспитатель Рузавина Е.С. Цель: Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте. Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Оборудование: карточки с зашифрованным текстом, презентация.

Ребята! Давайте мысленно представим себе городскую улицу: шумную, звонкую заполненную автомобилями и пешеходами. За рулём грузовика, автобуса, троллейбуса, легковых автомобилей - водитель, шофёр. Но работа шофёра нелегка: сколько внимания и осторожности надо для того, чтобы водить автомобиль по многолюдным улицам. И вы, маленькие пешеходы, можете помочь водителю. Как? Очень просто. Находясь на улице, вы являетесь не просто мальчиками и девочками, вы – пешеходы, участники дорожного движения. А значит, обязаны соблюдать дорожные законы, знать Правила дорожного движения. Делаем ребятам

Предостережение:

Выучите срочно

Правила движения,

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители!

Ю. Яковлева

(Слайд). Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо передвигаться только по тротуару или обочине! На тротуаре думай об удобстве для всех! Не занимай весь тротуар. (Слайд) Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.

(Слайд). Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью и на проезжей части, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

(Слайд). Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках. Сначала вспомни, что нужно на себя надеть, чтобы, даже упав, не разбить локти и колени. И уж, конечно, подумай, где кататься, чтобы не стать причиной травм других людей и ДТП на дороге. Проезжая часть - это рабочее место водителя.

(Слайд) Ты научился кататься на велосипеде. Сел на велосипед и погнал по тротуару. А здесь через каждый шаг – люди, мамочки с колясками, дети…

Велосипед – транспортное средство, тротуар ему не место, т.е. по тротуару на велосипеде – нельзя ездить.

Основная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, - это дорога. Запрещается ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не надо забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой серьезные последствия. Через дорогу переходить – только рядом с велосипедом, ведя его «под уздцы». Ездить на велосипеде по улицам и дорогам разрешается с 14 лет.

(Слайд) Часто происходит такая картина: до перекрёстка рукой подать, а мальчик или девочка, несмотря на бегущие автомобили, идут через дорогу, стремясь сократить путь, неожиданно для водителя выскакивают из-за кустарников, деревьев. Не выходите и не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

Даже если вы торопитесь, (Слайд) идите туда, где есть пешеходный переход и там переходите дорогу. Он находится на перекрёстке и обозначен специальным дорожным знаком (голубой квадрат с белым треугольником и силуэтом пешехода) или белыми широкими полосами на асфальте («зебра»). А если нет специального пешеходного перехода? Тогда достаточно вашего внимания и осторожности. На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа. Внимательно осмотритесь: посмотрите налево, затем направо, если нет близко идущего автомобиля спокойно и не торопясь, переходите улицу. Никогда не перебегайте дорогу перед приближающимся автомобилем! Это опасно потому, что водитель не может остановить машину сразу..

На перекрёстках горят огни светофоров. (Слайд) Они помогают пешеходам и водителям правильно и безопасно пересечь перекрёсток. Напоминаю: на красный свет-переход запрещён, жёлтый свет-предупреждение о том, что скоро загорится красный или зелёный свет. Зелёный свет – путь свободен. На многих улицах установлены специальные светофоры для пешеходов, состоящие из двух секций, - красного цвета (с изображением стоящего пешехода) и зелёного (с изображением идущего пешехода). Дорожным движением управляют и инспектора ГИБДД – регулировщики. Они подают сигналы руками и положением корпуса. Запомните: регулировщик, обращённый к вам лицом или спиной с опущенными или вытянутыми в стороны руками, запрещает переход.

Регулировщик, обращённый к вам правым или левым боком с опущенными или вытянутыми в стороны руками, разрешает переход.

Давайте вспомним и основные обязанности пассажиров.

(Слайд) Ожидать автобусы необходимо на посадочных площадках, а там где их нет, на тротуаре или обочине (показать детям знаки, обозначающие места остановок общественного транспорта).

Посадка в общественный транспорт производится через заднюю дверь, а выходить на своей остановке надо через переднюю. Правда, в переднюю, дверь могут войти пассажиры с детьми, пожилые и больные люди. В салоне автобуса надо вести себя спокойно, громко не разговаривать. Не забывать оплачивать проезд, уступать место старшим.

Выйдя на остановке общественного транспорта, не торопитесь переходить через дорогу. Осмотритесь, не сходя с тротуара, найдите место безопасного, разрешённого перехода улицы. И только там её переходите. - Ребята, нам пришли письма, посвящённые Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.

Карточки:

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!”

1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.

2. “Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!”

1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.

3. “Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей”.

1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!”

2. “Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!”

3. “Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей”.

Ребята, все письма мы с вами расшифровали, молодцы! Запомним все, о чем сегодня говорили и будем стараться соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Интернет – ресурсы:

http://www.metod-kopilka.ru/klassnyy_chas_quotopasnye_situacii_na_dorogah_s_peshehodamiquot-41697.htm

http://сайт/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/21/opasnye-situatsii-na-dorogah


«Errare humanum est» – человеку характерно ошибаться. Эта фраза на забытой большинством современников традиционной латыни как нельзя лучше разъясняет предпосылки той ситуации на дорогах, которая сложилась сейчас. Аварии, которые сплошь и рядом происходят не только лишь в сложных погодных условия, а в большинстве случаев – на ровненьких и сухих дорогах, при обычной видимости и т.д., издавна закончили кого-то поражать, став сухими цифрами статистики. Как досадно бы это не звучало, сейчас и сам автомобиль стал чуть ли не самым ужасным убийцей мирного населения, существенно превзойдя по числу причиняемых им смертей и увечий военные деяния, полыхающие на данный момент по всему миру.

«Человечий фактор».

И предпосылки практически всех этих смертей и увечий, обычно, до очевидного ординарны и именуются по-умному «человечьим фактором», а проще – обыкновенной растерянностью в том состоянии непрерывного стресса, каким является для очень многих из сидячих за рулем вождение автомобиля. При этом понимающие все ученые как-то подсчитали, что шофер на дороге совершает в среднем одну ошибку каждые три-пять минут. Конкретно в этой ситуации людям, находящимся за рулем, в большинстве случаев и недостает проф мастерства, обыкновенной собранности и психической готовности принять единственно правильное в какой-нибудь проблемный момент решение.

Да, случается, что подводит и техника, но уже издавна подтверждено, что ее сбои и отказы составляют хотя и статистически значимую, но все-же не очень огромную часть случающихся на дорогах происшествий.

Обучить водителя, в особенности начинающего, отыскивать верный выход из ситуации угрожающей катастрофой довольно тяжело. Естественно, древняя правда – теоретические познания неплохи в теории, но не много помогают в реальной жизни, как досадно бы это не звучало, в наших критериях утежеляется к тому же тем, что для большинства выпускников автошкол даже познание теории, похоже, является лишней роскошью. Причина этого ординарна до неприличия – окончательная победа рыночных отношений на постсоветском пространстве сделало получение прав на управление автомобилем, как досадно бы это не звучало, всего только не очень дорогим (в сопоставлении с ценой самого автомобиля) приобретением. Фраза «где права брал?» не стала быть досадной «шуточкой юмора», став прозой жизни. Всеобщий пофигизм и разгильдяйство, нередко демонстративно-наплевательское отношение к соблюдению правил движения (и даже девиз: «правила выдуманы для трусов!»), сделали не только лишь наши дороги, да и тротуары местом, на которое без ужаса нереально выйти.

Появление небезопасных ситуаций.

Практика вождения, но, указывает, что небезопасные ситуации на дорогах появляются не повсевременно и не со всеми участниками движения, а в большинстве случаев – в одних и тех же, до боли стандартных случаях. И, по статистике, самые небезопасные ситуации, почаще других заканчивающиеся ДТП, связаны с неуввязками ограниченной видимости дороги и перемещающегося по ней транспорта.

При этом понятие «ограниченной видимости» – это далековато не всегда непроглядный мрак, метель либо пылевая буря. В большинстве случаев виновник аварии находится у водителя перед очами. Это – ветровое стекло, очень уж нередко потертое-поцарапанное, с трещинками, просто грязное либо обмерзшее, влажное или «увенчанное» наклейками, иконками и тому схожими атрибутами.

Свою лепту в ухудшение обзора заносят и переразмеренное зеркало заднего вида, и висячие на нем игрушки-талисманы, и, (да простят меня поклонники и патриоты!) находящиеся перед очами у водителя коллекции значков, флаги возлюбленных спортивных клубов и даже русский триколор.

Ведь все эти предметы, с одной стороны, временами, пусть даже безотчетно, завлекают внимание водителя, а с другой – неизменное ритмичное перемещение перед очами какого или предмета способно вводить человека в состояние, близкое к трансу – чем уже много веков удачно пользуются гипнотизеры. И конкретно этому эффекту, а совсем не настолько возлюбленным экстрасенсами всех мастей «окаянным местам», мы должны большинству «не поддающихся объяснению» аварий практически «на ровненьком месте».

К огорчению, правила фактически не ограничивают схожее украшательство, а его стоимость очень высока. Потому шофер, в особенности начинающий, должен затвердить, как «Отче наш» – лобовое стекло автомобиля должно быть в неплохом состоянии, совершенно незапятнанным и свободным от всяких излишних деталей! Ничего стороннего там быть не должно вообщем!!!

Стекла автомобиля.

Все произнесенное относится и к заднему стеклу, которое для большого количества автомобилистов уже издавна перевоплотился в место, закрытое шторками либо затемненное, где живут возлюбленные игрушки, головные уборы, огнетушитель, всякая подходящая и ненадобная мелочь – перечень длиннющий, все находится в зависимости от личных предпочтений владельца и членов его семьи. А ведь обычный обзор вспять на дорогах – в большой степени гарантия избежать «поцелуя в зад» от незамеченной впору догоняющей Вас машины.

И к боковым стеклам хоть какой машины – те же самые требования. Да, тонированные стекла – это круто, но опасность получить боковой удар из-за не обнаруженной машины, показавшейся с боковой дороги (а даже самая дорогая тонировка очень понижает видимость, в особенности в черное время суток и в облачную погоду) – это не только лишь неприятно, да и больно лупит по кармашку…

Опасность появления ошибок вождения, приводящих к ДТП, очень увеличивается из-за спешки либо даже несильного утомления водителя, при склонности отвлекаться от управления автомобилем на дискуссии, музыку, калоритные объекты и т. д.

Далековато не каждый сидячий за рулем способен потягаться с Цезарем либо Наполеоном, которые были в состоянии идиентично отлично делать сходу несколько принципиальных дел. Для большинства наших современников, сидячих за рулем, подобные переключения внимания, помноженные на обширно распространившуюся и интенсивно культивируемую СМИ «клиповость» сознания – неумение быть повсевременно сосредоточенным на кое-чем одном, привычку повсевременно отвлекаться на новые раздражители заносит свою лепту в растущую статистику аварийности. И, к огорчению, на наших дорогах небезопасные ситуации стали обычным явлением, и большая часть автовладельцев, загоняя собственного «стального жеребца» на стоянку, раз в день подсчитывают количество проблем, которые им удалось предупредить.

Призывы быть максимально внимательными на дорогах – издавна уже звук пустой для тех, кто не очень ценит чужие, ну и свою жизнь. Но охото веровать, что для большинства садящихся за руль фраза «тебя ожидают дома» еще имеет и смысл, и значение.



 

Возможно, будет полезно почитать: