Пожарные условные обозначения. Маркировка и окраска пожарных автомобилей

Пожарные автомобили классифицируются по трём основным группам:

1. основные ПА;

2. специальные ПА;

3. вспомогательные ПА.

Основные пожарные автомобили - служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих веществ, а также для подачи их (огнетуш. вещ-в) в очаг пожара.

В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на две группы:

- основные ПА общего применения - предназначены для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АНР, АПП и т.п.);

- основные ПА целевого применения - предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ и т.п.).

Основные ПА в зависимости от оснащенности ПТВ и оборудованием, типа и количества вывозимых огнетушащих веществ и способы их подачи классифицируются на следующие типы:

АЦ - пожарная автоцистерна - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, в сельской местности и других различных объектах.

АЦЛ - пожарная автоцистерна с лестницей - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АЦКП - пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АП - пожарный автомобиль порошкового тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефте и газоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.

АПТ - пожарный автомобиль пенного тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях нефтехимической промышленности и мест хранения нефтепродуктов.

АКТ - пожарный автомобиль комбинированного тушения - предназначен для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населенных пунктах.

АГТ - пожарный автомобиль газового тушения - предназначен для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожара f труднодоступных местах, например в подпольных пространствах.

АГВТ - пожарный автомобиль газоводяного тушения - предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и хими ческих предприятий и охлаждения объектов газоводяной струей.

АПП - пожарный автомобиль первой помощи - предназначен для тушения загораний в жилых и административных зданиях, на автомобильном транспорте и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ведения разведки при тушении развивающихся пожаров.

АНР - пожарный автомобиль насосно-рукавный - предназначен для прокладки на ходу напорных магистральных рукавных линий, уборки их по окончании тушения пожаров, обеспечения подачи воды или воздушно-механической пены от водоисточников.

АВД - пожарный автомобиль с насосом высокого давления - предназначен для тушения пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

ПНС - пожарная насосная станция - предназначена для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с послелующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара

ППП - пожарный пеноподъемннк - предназначен для тушения резервуаров и других технологических установок на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.

АЦ(Л) - автоцистерна лесопатрульная.

АЦ(Б) - автоцистерна бронированная.

АА - пожарный аэродромный автомобиль.

АПС - пожарно-спасательный автомобиль.

АПСЛ - пожарно-спасательный автомобиль с лестницей.

Ввиду социально-экономических причин и недостаточной развитости водоснабжения в России и странах бывшего СССР, доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей занимают автоцистерны (АЦ).

Автоцистерны пожарные предназначены для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах, служат для:
- доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения (ПТВ), аварийно-спасательного оборудоввания и запаса огнетушащих веществ;
- подачи в очаг воды из цистерны, открытого водоема или гидранта через ручные и переносные (стационарные) лафетный стволы;
- подачи в очаг воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака или сторонней емкости.

Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица или как насосная установка при работе "в перекачку" с одной или несколькими другими автоцистернами.

В зависимости от грузоподъёмности шасси и вместимости баков с огнетушащими веществами АЦ подразделяют на три типа:
1. легкие - вместимость цистерны для воды до 2 куб.м;
2. средние - вместимость цистерны для воды от 2 до 4 куб.м;
3. тяжелые - вместимость цистерны для воды свыше 4 куб.м.

Специальные пожарные автомобили - предназначены для проведения специальных работ на пожаре: для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий, аварийно-спасательные автомобили, и т.д.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от типа выполняемых работ классифицируются на следующие типы:

АЛ - пожарная автолестница - предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АКП - пожарный коленчатый автоподъемник - предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетупгащих веп1,еств на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АСА - пожарный аварийно-спасательный автомобиль - предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара или чрезвычайного происшествия.

АВЗ - пожарный водозащитный автомобиль - предназначен для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.

АСО - пожарный автомобиль связи и освещения - предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

АГ - пожарный автомобиль газодымозащитной службы - предназначен для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

АД - пожарный автомобиль дымоудаления - предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

АБГ - пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы.

АР - пожарный рукавный автомобиль - предназначен для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

АШ - пожарный штабной автомобиль - предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара.

АЛП - пожарная автолаборатория - предназначена для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.

АПРСС - пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи - предназначен для диагностики и ремонта средств связи.

АДПТ - автомобиль диагностики пожарной техники - предназначен для оценки технического состояния пожарной техники.

АПТС - пожарный автомобиль технической службы - предназначен для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники, проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.

АОПТ - автомобиль отогрева пожарной техники - предназначен для обеспечения функционирования пожарной техники и оборудования при отрицательной температуре.

ПКС - пожарная компрессорная станция - предназначена для заправки кислородом (воздухом) баллонов СИЗОД на передвижных базах ГДЗС.

ПП - пожарный прицеп - предназначен для доставки к месту пожара (аварии) специального оборудования.

АОС - пожарный оперативно-служебный автомобиль - предназначен для доставки к месту пожара личного состава оперативной службы и комплекта пожарно-технического вооружения для их работы.

Вспомогательные пожарные автомобили - используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС. К ним относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.

Кроме того пожарные автомобили можно классифицировать следующим образом:

- По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8 и неполноприводные с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4.

- По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с боевым расчетом 1+ 2 (или 1 + 1), т.е без дополнительной кабины для личного состава; 1 + 5 (или 1 + 6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1 + 8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

- По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство.

- По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают автомобили в северном (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) пополнениях.

Обозначения пожарных автомобилей.

Информативная система обозначения пожарных машин базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов, причем цифровые символы в обязательном порядке характеризуют величину главного параметра конкретной модели ПА.

В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

Вместимость цистерны для воды - куб.м.;

Вместимость бака для пенообразователя - куб.м.;
- масса вывозимого порошка - кг;
- масса огнетушащего газа - кг;
- подача насоса при номинальном числе оборотов - л/с;
- напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
нормального давления - м. вод. ст.;
высокого давления - м. вод. ст.;
- расход лафетного порошкового ствола - кг/с;
- мощность электрогенератора - кВт;
- длина рукавной линии - км;
- высота подъема стрелы - м;
- производительность вентиляторной установки - тыс. куб.м.;
- число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) - кол.;
- грузовой момент - тм.

Примеры условных обозначений:

АЦ-1,0-4/400 (5301) модель ХХХ-ХХ .

Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 1 куб.м., высоконапорным насосом производительностью 4 л/с и напором 400 м. (ступень высокого давления) на шасси ЗиЛ-5301, первая модернизация модели XXX, модификация XX.

АЦЛ-3-40/17 (43253) модель ХХХ-ХХ
.

Автоцистерна пожарная с лестницей, с цистерной вместимостью 3 куб.м., с насосом производительностью 40 л/с и лестницей с высотой полного выдвижения 17 м. на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели XXX, модификация XX.

В старой системе обозначения пожарных автомобилей, выпущенных до 1995 г ., отсутствовала величина основного параметра :

АЦ-40(130) модель 63Б .

Автоцистерна пожарная с насосом производительностью 40 л/с на шасси ЗиЛ-130, модель 63 модификация Б.

Структура маркировки

Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

ХХХ ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ ХХ Х ,


В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

Примеры условных обозначений

Пример 1: АЦ 3,2-40/4(43253)001-МС
Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3,2м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели 001, производится ПО "Спецтехника пожаротушения" (буквы МС обозначают город "Москва", что, в данном случае , равнозначно данному предприятию).

Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ .
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация ХХ модели ХХХ.

Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель ХХХ .
Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3м на шасси "Урал 5557" и насосом с подачей 40л/с, модель ХХХ.

Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ .
Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или [Ратвор пенообразователя|раствора пенообразователя] вместимостью 2,0м 3 , массой вывозимого порошка 2000кг, насосом с подачей 40л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30(4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Пожарные условные обозначения - это систематизированные указатели в виде обозначений, связанные с указанием на предмет так, что смысл второго представлен непосредственно только самим знаком и открывается только после расшифровки аббревиатуры. Далее в статье будут рассмотрены пожарные обозначения условные графические .

Условные обозначения пожарного оборудования

Вы, наверное, часто обращали внимание, что на одной из сторон многоэтажного строения расположена табличка, на которой находится надпись с буквенными и числовыми показателями («ПГ->25»). Данные символы обозначают направление, в котором находится пожарный гидрант, предназначенный для отбора воды, и указывает на приблизительное расстояние до данной емкости. Этот указатель является незаменимым для спасателей и пожарных.

Так же хотя бы раз многие наверняка замечали, что на придорожной местности расположен знак в форме треугольника небольшого размера с надписью - ПГ или ПВ-40, и скорее всего, задумывались об его предназначении? Так вот, он так же служит условным обозначением пожарного гидранта и водоемов для служб спасения. Когда нет возможности установить световые указатели на месте, в котором находятся пожарные гидранты, устанавливаются данные треугольники с соответствующим обозначением. Цифры на этом треугольнике указывают на объемные показатели подземной емкости с водой. Такой знак обязательно должен быть красного цвета.

Реже можно встретить колодцы с характерным обозначением на окрашенной в красный цвет крышке. В таком случае старайтесь не закрывать его своим автомобилем или другими помехами, ведь емкость с водой, представленная в виде колодца, может сыграть ключевую роль в тушении огня. В экстренных ситуациях на счету каждая секунда.

На машинах пожарных служб тоже расположенные буквенные и числовые обозначения, которые наносятся в обязательном порядке. Их вы увидите с обеих сторон на передних дверцах автомобиля, либо на кузове спасательной машины. Указательные символы на передних дверцах указывают на номер пожарной части и город, а на корпусе, с обеих сторон, расположено наименование автомобиля, объем автоцистерны и мощность насоса используемого для пожаротушения.

Научитесь расшифровывать и узнавать данные обозначения, ведь рано или поздно это может помочь в непредвиденных ситуациях. Рассмотрим схематические условные обозначения, где они используются и как выглядят.

Пожарные обозначения условные графические

Пожарные обозначение условные графические представляют собой набор, который составлен из условных символических значений. Данные значения применяются на различных схемах, а схемы обозначают тот или иной объект. Графические обозначения зачастую используются при учениях пожарно-тактического характера, при необходимости составить отчетные документы после пожара, при разработке ДППП. Эти знаки обязательно применяются на планах эвакуации размещенных в учреждениях, учебных заведениях и в закрытых помещениях с массовым скоплением людей.

Графические обозначения регламентируются следующими диктующими документами:

  • ГОСТ 28130-89 «Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические»
  • ГОСТ 12.1.184-82. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические.
  • Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров.

Общие обозначения

Основные пожарные автомобили общего назначения

Основные пожарные автомобили целевого назначения

Специальные пожарные автомобили

Прочая техника

Робототехнические средства

Огнетушащие вещества

Ручные пожарные стволы

Лафетные пожарные стволы и пеноподъемники



 

Возможно, будет полезно почитать: