Правовые акты ссср и рсфср. Минюст избавит российские законы от норм времен ссср — российская газета Действие законов ссср в рф

После провозглашения 12 июня 1990 г. государственного суверенитета России в стране стало приниматься новое российское законодательство, в том числе в области гражданского права. Однако первоначально сохраняли свое действие ранее изданные нормативные акты бывшего СССР, если они не противоречили новым законам России . Это было необходимо в интересах устойчивости и полноты правового регулирования.

При образовании Содружества Независимых Государств была подтверждена необходимость временного применения в России норм ранее действовавшего в СССР гражданского законодательства, поскольку создание нового законодательства России требует значительного времени, а оставлять соответствующие отношения неурегулированными нельзя. В постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" указывается, что на территории РСФСР до принятия ее соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РСФСР, ее законодательству и названному Соглашению .

В дальнейшем потребовалось внести ясность в вопрос о действии в России Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., содержавших ряд отвечающих рыночной экономике норм, однако формально в силу не вступивших. Верховный Совет РФ принял постановление от 14 июля 1992 г. , согласно которому впредь до принятия нового ГК на территории России применяются названные Основы в части, не противоречащей Конституции РФ и ее законодательным актам, принятым после 12 июня 1990 г. Основы стали применяться в России с 3 августа 1992 г., и их разделы V "Наследственное право" и VII, содержащий нормы международного частного права, сохраняют в РФ свою силу.

Кроме того, Верховный Совет РФ принял 3 марта 1993 г. постановление "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" , в котором названы акты СССР, применяемые на территории России впредь до принятия соответствующих законодательных актов, если они не противоречат новому российскому законодательству. Большинство названных в этом постановлении актов СССР ныне отменены.

По мере принятия в России новых актов гражданского законодательства, отвечающих требованиям рыночной экономики, сфера действия актов бывшего СССР сужается. В связи с принятием частей первой и второй ГК РФ, законы об их введении в действие предусматривают, что с 1 января 1995 г. в России не применяются разделы I, II и III Основ гражданского законодательства 1991 г., поскольку вопросы названных разделов Основ получили свое урегулирование в новом ГК РФ. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. на территории России прекращено действие Правил о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г.

Однако некоторые важные законодательные акты, изданные в СССР, продолжают сохранять свое значение. В их числе - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. о возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей , поскольку новое законодательство по этому вопросу пока не подготовлено.

В РФ сохраняют свое действие также и многие ранее изданные нормативные акты бывших союзных министерств и ведомств, в частности, правила перевозки грузов морским и речным транспортом и некоторые инструкции бывшего Госбанка СССР по расчетам. Эти акты применяются, поскольку их нормы не противоречат последующему законодательству РФ.

Действие правовых актов СССР на территории России

Вопрос:

Каковы условия действия нормативных актов СССР, нужна ли их обязательная регистрация в Минюсте РФ?

Александров А.В.,
Редактор газеты “Знамя труда”

Ответ:

В период существования СССР многие сферы жизни были урегулированы союзным законодательством. После распада Советского Союза российский законодатель не мог в одночасье отменить законодательство СССР и заменить его нормативными актами России, поэтому и на сегодняшний день многие общественные отношения урегулированы законодательством СССР.

Первый съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Указанная Декларация установила полноту власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно переданы в ведение Союза ССР, верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, возможность приостановления действия Республикой на своей территории актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года N 1831-1 с 1 ноября 1991 года по 1 декабря 1992 года был установлен особый порядок правового регулирования проведения и обеспечения радикальной экономической реформы в РСФСР, в соответствии c которым Законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы применялись в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным постановлением. Законодательные акты Союза ССР, препятствующие проведению экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР.

В декабре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление N 2014-1 “О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств”. Указанным постановлением Верховного Совета РСФСР было установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

Регистрация правовых актов в Министерстве юстиции РФ была введена следующими правовыми актами:

Указом Президента Российской Федерации от 05.12.91 N 261 “О Министерстве юстиции РСФСР”;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 “О государственной регистрации ведомственных нормативных актов”;

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации (утратил силу с 5 июня 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763)”.

В Министерстве юстиции РФ подлежат регистрации нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, принятые после 15 мая 1992 года, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер.

С 5 мая 1996 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.

Этот Указ расширил круг нормативных правовых актов подлежащих обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Теперь подлежат регистрации не только нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, но и акты, устанавливающие правовой статус организаций.

Следует также отметить, что Указ Президента вместо привычного термина “акты министерств и ведомств” использует термин “акты федеральных органов исполнительной власти”. Содержанием термина “акты федеральных органов исполнительной власти” не охватываются акты Президента и Правительства. Акты Президента и Правительства не подлежат регистрации в Министерстве юстиции.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 29 ноября 1996 года)”.

Таким образом, нормативные акты СССР применяются на территории России, если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с правовыми актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1990 года (после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР). Никакой регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативных актов СССР не требуется.

Долженко А.Н., юрист
Центр правовых услуг

Принимая нормативный правовой акт, законодатель стремится урегулировать ту или иную сферу общественных отношений, создать справедливые и понятные всем участникам отношений правила поведения. Нормы права могут как создавать новые общественные отношения, так и закреплять уже существующие. Появление нового закона в сфере образования направлено на решение двух задач. Во-первых, реформировать систему образования, установив новые правовые институты. Во-вторых, упорядочить правовое регулирование образовательных отношений, проведя систематизацию законодательства. И в первом, и во втором случае для успешного решения поставленных задач вместе с принятием нового закона необходимо «расчистить» законодательный массив, отменив те нормативные акты, которые уже фактически перестали действовать. В теории права можно встретить несколько способов прекращение действия нормативного правового акта:

прямая отмена нормативного правового акта;

фактическая отмена одного нормативного правого акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же предмету правового регулирования;

истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;

исчезновение общественных отношений, на урегулирование которых был направлен нормативный правовой акт .

В данном случае происходит смешение двух понятий: прекращение действия нормативного правового акта и прекращение действия нормы права. Нормативный правовой акт может прекратить свое действие, только по двум основаниям: или принята норма об его отмене, или истек срок, на который он был принят. В остальных случаях акт будет продолжать действовать, не имея при этом никаких юридических последствий. Действие формально неотмененных, однако фактически не регулирующих общественные отношения актов создает трудности для правоприменителя при выборе нужной нормы права. В идеальной ситуации нормативный правовой акт, который перестал фактически регулировать общественные отношения, должен быть отменен формально.

Отмена нормативных правовых актов может быть оформлена тремя различными способами. Во-первых, с принятием закона может быть принят закон о его введении в действие, где будут содержаться нормы об отмене ранее действовавших актов. Такая практика характерна при принятии кодексов. Во-вторых, могут приниматься специальные акты, содержанием которых является только отмена нормативных правовых актов. На современном этапе нормотворчества такие акты принимаются достаточно редко и в основном на подзаконном уровне . Законодатель стремится своевременно отменять «устаревшие» акты. Наиболее эффективно это получается делать третьим из возможных способов – включением специальных норм об отмене ранее действовавших норм в текст акта, содержащего новые правила поведения. По такому пути и пошел законодатель при принятии федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Комментируемые статьи, отменяют действия ранее принятых актов.

Отмена нормативных правовых актов в сфере образования преследует несколько задач, важнейшей из которых является систематизация законодательства в сфере образования для удобства его использования правоприменителями. Несмотря на то, что новый закон не получил название кодекса, он является базовым законом, регулирующим отношения в сфере образования. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать данному закону (п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В данном случае отмена ранее принятых нормативных правовых актов не означает кардинальной реформы системы образования. Многие нормы, содержавшиеся в отмененных законах, воспроизводятся в новом законе. Отмена же актов необходима для устранения коллизии и упрощения работы с данными нормами, так как они содержатся в одном акте. Еще одна задача при отмене актов – исключить правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые фактически перестали существовать. Так, например, в Постановлении Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года № 13-11 «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» содержится положение об основах идейно-политического воспитания: «В идейно-политическом воспитании во главу угла надо поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, историческом опыте КПСС» . Несомненно, в современных общественно-политических реалиях данная норма морально устарела.

Обе комментируемые статьи содержат перечни актов, действие которых отменяется на территории Российской Федерации. Необходимость двух статей, посвященных данному вопросу, обусловлена различием правовой природы актов в них содержащихся. Статья 109 признает акты не действующими на территории Российской Федерации. В данной статье содержатся акты, изданные от имени СССР. Статья 110 признает утратившими силу актов РСФСР и Российской Федерации. Разница между актами, отмененными на территории Российской Федерации, и актами, утратившими силу, заключается в особенностях юридической техники, а также действии актов во времени и пространстве.

СССР прекратило свое существование, а Российская Федерация является правопреемником СССР на международной арене. Однако в вопросе действия нормативных правовых актов СССР вопрос решается иначе. Для того чтобы дать ответ на вопрос о действии нормативных правовых актов, принятых в советский период, необходимо рассмотреть раздел 2 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которыми законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей. При этом применяться может только тот акт, который был официально опубликован. Таким образом, если акт издан в советский период и не противоречит Конституции РФ, был официально опубликован, то данный акт признается действующим на территории Российской Федерации.

В состав СССР к моменту его распада входило 15 союзных республик, в их числе и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Акты, принимаемые на общесоюзном уровне, то есть на уровне СССР, действовали на территории всего Советского Союза, в том числе и на территории РСФСР. После распада СССР в конституциях многих вновь образованных государств закреплялось переходное положение о продолжении действия актов СССР. На современном этапе отменить действие акта СССР Российская Федерация не может, так как эти акты могут продолжать действовать на территории государств, входивших ранее в СССР. Такая отмена значила бы вмешательство в суверенитет других государств. Именно по этой причине в отношении любых актов, принятых от имени СССР, Российская Федерация может лишь приостановить их действие на своей территории. В отношении же актов РСФСР Российская Федерация полномочна принять решение об их отмене.

Вызывает интерес правовая природа утративших силу актов. По общему правилу акты отменяются актами равной юридической силы. Так законы отменяются законами, акты правительства – актами правительства и т.д. Однако в перечне актов, не действующих на территории Российской Федерации и подлежащих отмене, помимо собственно законов содержатся и иные акты: указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета, постановления Президиума Верховного Совета СССР.

Правовая природа таких актов требует отдельного пояснения. Трудность в их определении или даже перечислении заключается в том, что нельзя определить исчерпывающий перечень вопросов, которые могли быть решаемы Верховным Советом. Как высший государственный орган СССР он мог принять к рассмотрению любой вопрос государственной жизни, отнесенной к общесоюзной компетенции. В форме постановлений, как правило, принимались распорядительные акты. Например, об утверждении персонального состава органов власти, прямо подотчетных Верховному Совету (Президиум, Совет Министров, Верховный Суд, Генеральный прокурор), об утверждении государственного бюджета и об одобрении политики советского правительства по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. С точки зрения юридической силы, перечисленные постановления в системе источников советского права были выше, чем акты всех других органов государственной власти союза и республик.

Неоднозначные по своей юридической природе правовые акты Президиума Верховного Совета СССР являются следствием неясности в определении положения данного органа власти в системе государственного управления . Среди форм правовых актов Президиума Верховного Совета можно выделить указы и постановления. Постановления Президиума представляли собой акты внутриорганизационного характера, регламентирующие деятельность самого Президиума и его аппарата. Со временем в процессе реализации своих функций перед Президиумом возникла необходимость использовать формы постановления для принятия актов, сфера регулирования которых выходила за рамки организации работы Президиума. Наиболее часто такая форма использовалась при оформлении совместных решений Президиума и иных государственных или партийных органов. В форме постановлений принимались также и акты официального толкования, так называемые интерпретационные акты.

Другой формой актов, издаваемых Президиумом Верховного Совета СССР, являлись указы. Указы, в свою очередь, подразделялись на два вида: нормативные и распорядительного характера. Первые подлежали утверждению Верховным Советом .

Таким образом, утратившими юридическую силу были признаны не только нормативные, но и распорядительные и интерпретационные акты.

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк, 1998.


См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2955; Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4924 и др.


См: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 245 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) РСФСР»// Собрание законодательства РФ. 2012. № 15. Ст. 1777; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 634 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4069 и др.


Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. № 16. Ст. 237.


Кравцов Б. П. Верховный Совет СССР. М., 1954; Беспалый И. Т. Президиум Верховного Совета союзной республики. М., 1959; Кутафин О. Е. Взаимоотношения постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР // Советское государство и право. 1966. № 4; Кузнецов И. Н. Компетенция Президиума Верховного Совета СССР и правовые проблемы ее регламентации // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 8.


Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М., 1967. С.111


Гинзбург Юрий Владимирович, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 января 2016 года.
Этот документ весьма важен: пока в России нет собственного Гражданского кодекса, гражданские правоотношения регламентируются Основами гражданского законодательства Союза ССР. Естественно, это создает определенные неудобства — СССР уже нет, условия, определяющие гражданские права и обязанности, значительно изменились. Постановление, разъясняющее порядок применения Основ на территории России, Совет Национальностей ВС должен принять в ближайшее время. Пока мы публикуем проект: мы решили, что ознакомиться с ним будет полезно. Эту публикацию, конечно же, нельзя считать официальной — в окончательный текст документа, возможно, будут внесены некоторые изменения.
Проект
Вносится Комитетом Верховного Совета
Российской Федерации по законодательству
Постановление
Совета Национальностей
О некоторых вопросах применения законодательства бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации
Совет национальностей постановляет:
1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, #26, ст. 733 — далее Основы гражданского законодательства) применяются на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 года к тем гражданским правоотношениям, которые возникли после указанной даты. По гражданским правоотношениям, возникшим до 3 августа 1992 года, Основы гражданского законодательства применяются к гражданским правам и обязанностям, которые возникли после 3 августа 1992 года.
2. Во изменение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, #30, ст. 1800) Основы гражданского законодательства применяются на территории Российской Федерации в пределах и порядке, предусмотренных указанным постановлением, а также с учетом особенностей, установленных настоящим постановлением.
3. Пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства применяется к имуществу, созданному или приобретенному производственными кооперативами после 3 августа 1992 года.
4. Установленный статьей 42 Основ гражданского законодательства единый для всех граждан и юридических лиц срок исковой давности в три года подлежит применению к искам юридических лиц, если предусмотренный статьей 78 Гражданского кодекса РСФСР годичный срок исковой давности не истек на 3 августа 1992 года.
Если Гражданским кодексом РСФСР и иными актами законодательства, действующими в установленном порядке на территории Российской Федерации, определены сокращенные сроки исковой давности, то в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Основ гражданского законодательства применяются сокращенные сроки исковой давности.
В связи с тем, что согласно пункту 1 статьи 43 Основ гражданского законодательства исковая давность может применяться судами только по заявлению стороны в споре, часть первая статьи 87 Гражданского кодекса РСФСР подлежит применению, если соответствующее требование заявлено стороной в споре.
5. Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применяется к гражданским правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года. На граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства не распространяется.
6. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации Положение о поставках продукции производственно-технического назначения, Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года, применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей главе 9 Основ гражданского законодательства, а также иным актам законодательства, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации.
7. Пункт 4 статьи 89 и пункт 3 статьи 90 Основ гражданского законодательства применяются к договорам найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному и муниципальному жилищному фонду, заключенным после 3 августа 1992 года.
8. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяются положения главы 13 Основ гражданского законодательства, а также Воздушный кодекс СССР, утвержденный Законом СССР от 17 июня 1983 года, Кодекс торгового мореплавания, утвержденный Законом СССР от 13 декабря 1968 года, Устав внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года, Устав железных дорог, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года, а также Устав автомобильного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года.
9. Пункт 4 статьи 153 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации не применяется по отношению к вкладам граждан в Сберегательном банке Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик на территории Российской Федерации"
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик применяются на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы".
Указанным постановлением определен следующий порядок их применения. Впредь до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации Основы гражданского законодательства применяются за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР и республик в области гражданского законодательства и в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года. Положения Гражданского кодекса РСФСР могут применяться, если они не противоречат Основам.
За истекший период времени выявился ряд вопросов, которые, по мнению Комитета по законодательству, нуждаются в решении на уровне постановления Верховного Совета Российской Федерации.
Поскольку в постановлении от 14 июля не был специально определен срок его введения в действие, то указанное постановление вступило в силу с 3 августа 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами". Поэтому в пункте 1 настоящего проекта указывается, что Основы применяются именно с 3 августа 1992 года (постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1992 года "О введении в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик было установлено, что Основы вступают в силу с 1 января 1991 года, однако на указанную дату Союз ССР прекратил существование, поэтому Основы в действие не вступили).
Пунктом 2 настоящего проекта предлагается внести изменения в определенный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля порядок применения Основ.
Пункты 3, 4, 5, 7 настоящего проекта конкретизируют порядок применения отдельных положений Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применительно к сроку, с которого основы начали применяться, т. е. к 3 августа 1992 года.
Так, пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства (пункт 3 проекта) предусматривает, что имущество, находящееся в собственности производственных кооперативов, делится на вклады их членов в соответствии с уставом. В ранее действовавшем законодательстве такого положения не содержалось. Часть имущества кооперативов относилась к неделимым фондам. Кроме того, законодательством и уставами предусматривалось, что часть имущества распределяется по вкладам (паям) членов кооператива. Поэтому в пункте 3 проекта постановления предлагается следующее решение: на вклады членов кооператива может быть разделено лишь имущество, приобретенное кооперативом после 3 августа 1992 года.
Основы гражданского законодательства существенно изменяют положения об исковой давности. В отличие от Гражданского кодекса РСФСР Основы не предусматривают дифференциации сроков исковой давности в зависимости от того, гражданин или юридическое лицо является стороной в споре. Основами определен единый срок исковой давности в три года. В этой связи в проекте определяется (пункт 4), что данный срок исковой давности применяется и к тем искам юридических лиц, по которым действовавший ранее годичный срок не истек на 3 августа 1992 года.
Проект определил и применение сокращенных сроков исковой давности в тех случаях, когда они специально установлены законодательством.
Согласно статье 43 Основ гражданского законодательства исковая давность применяется судами (и арбитражными, и общими) только по заявлению стороны в споре. Поскольку это принципиально новое положение по сравнению с Гражданским кодексом в проекте устанавливается, что после 3 августа 1992 года суд по своей инициативе не может применять правила об исковой давности.
Основы расширили возможности договорного регулирования сроков и других условий найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному фонду. Негосударственные организации вправе сдавать жилые помещения в наем на определенный срок и могут требовать освобождения указанного помещения после его истечения. В проекте (пункт 7) предусматривается, что данное положение не распространяется также и на муниципальный жилищный фонд, а применяться оно может только к тем договорам найма, которые были заключены после 3 августа 1992 года.
В пунктах 6 и 8 проекта предлагается разъяснить, каким образом в соотношении с Основами гражданского законодательства применяются транспортные уставы и кодексы, а также положения о поставках продукции и товаров. Указанные акты являются актами законодательства бывшего Союза ССР (кроме Устава автомобильного транспорта, который был принят на уровне постановления Совета Министров РСФСР).
Предлагается также (пункты 5 и 9 проекта) не применять на территории Российской Федерации пункт 2 статьи 71, но лишь в отношении граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также пункт 4 статьи 153 Основ.
Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства устанавливает повышенный уровень ответственности для предпринимателей (независимо от наличия вины в нарушении обязательства. Обстоятельством, освобождающим от ответственности, является только непреодолимая сила. Данная норма может применяться лишь к правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года и не может распространяться на граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, поскольку для этих лиц временная нетрудоспособность должна служить основанием для освобождения от ответственности.
Пункт 4 статьи 153 устанавливает, что вклады граждан в сберегательных банках наследуются по общим правилам, т. е. завещание удостоверяется только в нотариальном порядке, а также применяется шестимесячный срок (в том числе и при получении наследства по закону). Гражданским кодексом РСФСР (статья 561) предусмотрено, что вкладчики могут сделать распоряжение банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству. В этом случае вклад не входит в состав наследственного имущества и указанные выше правила, как и правило об обязательной доле в наследстве, на него не распространяется. Учитывая высокую загрузку нотариальных контор, что создает на практике значительные затруднения для граждан, а также уровень инфляции, Комитет по законодательству полагает, что в данном случае целесообразно сохранить порядок наследования вкладов, предусмотренный статьей 561 Гражданского кодекса РСФСР.
Председатель Комитета М. А. Митюков

Промежуточный итог: обсуждение свелось к выяснению являются ли документы СССР НПА или нет и от этого зависит следует ли их применять или нет.
Однако, этот вопрос (НПА или нет) по сути не важен. Документы СССР с 1 июля станут "вне закона" и если даже будут применяться, то судебная практика это поправит. Почему?
Немного истории.
307-ФЗ (которым внесены обсуждаемые изменения) разработан и принят по итогам Аналитического доклада - 2013 "Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации" подготовленным в основном Российским союзом промышленников и предпринимателей, под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации, которое фактически уполномочено Правительством РФ "рулить" сферой государственного контроля.
Недопустимость применения документов СССР - один из лейт-мотивов этого документа.
В основном причиной исключения документов СССР является следующее (выдержка из Доклада (стр.100)): "В сфере административного законодательства остается множество других проблем. Одной из самых существенных проблем является обилие отсылочных норм в Кодексе об административных правонарушениях к положениям иных нормативных правовых актов (в том числе к подзаконным и ведомственным). В условиях наличия в статьях КоАП Российской Федерации таких норм на нарушения тех или иных правил (ветеринарных правил и норм (ст. 10.6 КоАП Российской Федерации), санитарных правил (ст. 6.3 КоАП Российской Федерации), правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП Российской Федерации) без конкретизации о каких именно нормах таких правил идет речь, к административной ответственности может быть привлечено лицо за любое даже незначительное нарушение таких правил. При этом к корпусу таких ведомственных правил могут относиться и акты Советского Союза с неясным правовым статусом и отсутствием каких-либо сведений об их официальной публикации. Так, судьи систематически выносят решения ссылаясь на акты, изданные в СССР. Например, Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27.12.1983".
Т.е. Минэк рассматривает документы СССР именно так.
В целом в государстве позиция к бизнесу весьма лояльная и направлена на снижения требований.
Поэтому вопрос "применять документы СССР или нет" не стоит.
Вопрос наверное нужно сформулировать следующим образом:
"Требования каких документов следует предъявлять к объектам построенным до дня вступления в силу ТРоПБ, в случае если положения ранее действующих для этих объектов норм устанавливали более низкие требования?".
Т.е. актуальна проблема для обсуждаемого выше случая:
здание 1954 года. По факту ширина выхода 0,71м. По старым нормам д.б. 0,8м., в данное время ширина д.б. 1,2м. Что, и на основании чего требовать?

 

Возможно, будет полезно почитать: