Примерная программа обучения водителей. Программа обучения по охране труда для водителей легковых автомобилей (20-часовая программа) Билеты по охране труда и обучение водителей

Управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Рассмотрим основные вопросы обеспечения охраны труда водителей

К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.

В этой статье мы расскажем подробно, как обучить водителя транспортного средства охране труда, как проводить обязательные медицинские осмотры, указанные в 213 статье Трудового кодекса Российской Федерации, как осуществлять ежегодную проверку знаний требований охраны труда, как организовать стажировку на рабочем месте, сколько часов уделить стажировки и какие документы необходимо оформить.

Также в данной статье будет уделено пристальное внимание вопросам обеспечения водителя транспортного средства средствами индивидуальной защиты.

Итак, к выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.

Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.

Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Требования к обучению водителей по охране труда

Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.

ПРИМЕР
Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.

Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.

Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.

Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте. А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.

Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе не ондопускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.

Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат.
Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.

Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.

При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.

Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.

Если у водителя транспортного средства, помимо школьного аттестата и водительского удостоверения, нет другого профессионального образования, такой водитель должен быть направлен в учебный центр на 72-часовую подготовку по охране труда. Только после этой подготовки в этом учебном центре ему будет присвоена группа по электробезопасности. Внутри организации таким «школьникам» выдавать вторую группу запрещено Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Предрейсовые медосмотры

Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.

Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
  • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
  • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).

Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.

Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.

Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

Действия водителя в нештатных ситуациях

В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.

Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации

При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:

  1. Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
  2. Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
  3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
  4. Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
  5. Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
  6. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
  7. При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

Водитель транспортного средства должен уметь оказывать первую помощь. Оказывая первую помощь при ранении, нельзя промывать рану водой, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.

Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка - они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.

Средства, входящие в состав аптечки первой помощи (автомобильной), предусмотренные приложением № 1 при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется применять следующим образом:

а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках (п.3.2 Состава аптечки);

б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);

в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" (п.2.1 Состава аптечки);

г) при наличии раны наложить давящую (тугую) повязку, используя стерильные салфетки (п.1.9 Состава аптечки) и бинты (п.1.2-1.7 Состава аптечки) или применяя пакет перевязочный стерильный (п.1.8 Состава аптечки). При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку (п.1.9 Состава аптечки) и закрепить ее лейкопластырем (п.1.12 Состава аптечки). При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный (п.1.10-1.11 Состава аптечки).

Срок годности аптечки всегда указывается на ее упаковке. Что касается срока годности повязок и бинтов, то они могут служить на протяжении долгих лет, а вот пластыри и жгуты разрешено использовать лишь в течение 5–6 лет. Дополнять аптечку лекарствами нельзя. Состав аптечек изменять запрещено.

Приложение 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной)

№ п/п Наименование вложения Нормативный документ Форма выпуска (размеры) Коли-
чест-
во (штук, упаковок)
1 Средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран
1.1 Жгут кровоостанавливающий ГОСТ Р ИСО 10993-99 1 шт.
1.2 ГОСТ 1172-93 5 м х 5 см 2 шт.
1.3 Бинт марлевый медицинский нестерильный ГОСТ 1172-93 5 м х 10 см 2 шт.
1.4 Бинт марлевый медицинский нестерильный ГОСТ 1172-93 7 м х 14 см 1 шт.
1.5

Бинт марлевый медицинский стерильный

ГОСТ 1172-93 5 м х 7 см 2 шт.
1.6 ГОСТ 1172-93 5 м х 10 см 2 шт.
1.7 Бинт марлевый медицинский стерильный ГОСТ 1172-93 7 м х 14 см 1 шт.
1.8 Пакет перевязочный стерильный ГОСТ 1179-93 1 шт.
1.9 Салфетки марлевые медицинские стерильные ГОСТ 16427-93 Не менее
16 х14см № 10
1 уп.
1.10 Лейкопластырь бактерицидный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
4 см х 10 см
2 шт.
1.11 Лейкопластырь бактерицидный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
1,9 см х 7,2 см
10 шт.
1.12 Лейкопластырь рулонный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
1 см х 250 см
1 шт.
2 Средства для сердечно-легочной реанимации
2.1 Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" ГОСТ Р ИСО 10993-99 1 шт.
3 Прочие средства
3.1 Ножницы ГОСТ Р 51268-99* 1 шт.
3.2 Перчатки медицинские ГОСТ Р ИСО 10993-99
ГОСТ Р 52238-2004*
ГОСТ Р 52239-2004*
ГОСТ 3-88*
Размер
не менее М
1 пара
3.3 Рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной) 1 шт.
3.4 Футляр 1 шт.

Ответы подготовлены Редакция сайта «МЦФЭР Охрана труда»

Учебно-тематический план обучения водителя автомобиля

Тема № 1. Общие сведения об устройстве транспортных средств

Назначение и классификация автомобилей

Общее устройство.

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем.

Краткие технические характеристики автомобилей.

Органы управления.

Средства информационного обеспечения водителя.

Системы автоматизации управления.

Системы обеспечения комфортных условий.

Общее устройство и работа двигателя

Назначение, устройство и принцип работы бензинового и дизельного двигателей.

Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механиз­ма.

Назначение, устройство и работа механизма газораспределения.

Назначение устройство и работа системы охлаждения. Способы охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим двигателя и контроль за температурой охлаждающей жидкости.

Предпусковой подогреватель.

Назначение устройство и работа системы смазки двигателя. Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства. Контроль за давлением масла.

Назначение, устройство и работа систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе). Виды топлив для автомобильных двигателей, их характеристики и свойства. Экологические требования к различным видам топлива.

Источники и потребители электроэнергии

Назначение аккумуляторной батареи. Основные характеристики, свойства и маркировка аккумуляторных батарей. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним. Обслуживание и хранение аккумуляторных батарей.

Назначение, устройство и работа стартера.

Назначение, устройство и работа генератора.

Назначение, устройство и работа приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей, систем отопления и вентиляции кабины.

Назначение, устройство и работа системы зажигания.

Устройство, назначение и работа трансмиссии

Устройство и назначение трансмиссии. Схемы трансмиссии с одним или несколькими ведущими мостами. Способы смазки агрегатов, сборочных единиц и деталей трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка.

Сцепление, его назначение, общее устройство и принцип действия. Устройство и работа сцепления с механическим и гидравлическим приводом, регулировка привода сцепления.

Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Передаточное число. Схемы механизма переключения передач. Общее устройство и работа коробки передач. Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем. Назначение, принцип действия, устройство и работа синхронизатора.

Назначение, устройство и работа раздаточной коробки. Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения раздаточной ко­робки и коробки отбора мощности.

Особенности эксплуатации различных типов коробок переключения передач (механической, АКПП).

Характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения.

Назначение, устройство и работа карданной передачи и приводов ведущих колес. Главная передача, дифференциал и полуоси.

Несущая система

Ходовая часть

Назначение и общее устройство рамы.

Передний управляемый мост.

Виды подвесок, назначение и устройство. Назначение и работа амортизаторов.

Назначение и устройство передней подвески автомобиля. Работа деталей передней подвески. Углы установки передних колес.

Устройство и работа задней подвески. Работа деталей подвески.

Устройство колес, их установка и крепление. Устройство шин, их классификация.

Нормы давления воздуха в шинах. Система регулирования давления воздуха в шинах.

Виды кабин. Оперение. Платформа.

Особенности устройства автомобилей-самосвалов.

Тягово-сцепное устройство. Седельное сцепное устройство. Лебедка.

Тормозная система

Назначение тормозной системы. Принципиальная схема тормозной системы.

Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим приводом. Тормозные жидкости, их свойства.

Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. Контроль давления воздуха в системе пневматического привода тормозов.

Назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы.

Рулевое управление

Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, рулевого механизма, привода управляемых колес.

Основные требования, предъявляемые к рулевым управлениям.

Системы активной и пассивной безопасности

Виды систем активной безопасности: антиблокировочная система(ABS), антипробуксовочная система (ASC), система голосового управления функциями (IAF), система помощи при торможении (BAS, BA), система распределения тормозных сил (EBD), система самовыравнивания подвески (SLC), парктроник (PDS), электронная программа динамической стабилизации (или система курсовой устойчивости) (ESP). Их назначение и использование в движении.

Виды систем пассивной безопасности: ремни безопасности, система пассивной безопасности (или подушки безопасности) (SRS), преднатяжители ремней безопасности, детские кресла. Их назначение, и выполняемые функции при попадании ТС в аварию.

Тема № 2. Эксплуатация и обслуживание транспортных средств

Основные эксплуатационные документы. Паспорт. Руководство по эксплуатации.

Обязанности руководства организаций по обеспечению содержания транспортных средств в исправном состоянии и безопасных условий их работы.

Периодичность и объем работ, выполняемых при техническом обслуживании.

Эксплуатационные материалы и их назначение.

Условия, вызывающие ускоренный выход из строя шин, аккумуляторных батарей и повышенный расход эксплуатационных материалов. Сроки службы шин и аккумуляторных батарей.

Нормы расхода топлива для автомобилей. Расход топлива при низких температурах, в горной местности, при работе в тяжелых дорожных условиях. Нормы расхода моторных и трансмиссионных масел, пластических смазок и специальных жидкостей. Пути повышения сроков службы шин и аккумуляторных батарей, экономии топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно – следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Характерные неисправности и способы их устранения

Двигатель не запускается.

Посторонние стуки в двигателе.

Дымный выпуск отработавших газов (голубой дым, белый дым, черный дым).

Перегрев двигателя.

Низкое давление масла.

Двигатель не развивает полной мощности.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса.

Тугое вращение рулевого колеса.

Недостаточная эффективность торможения.

Неполное растормаживание всех колес.

Притормаживание одного из колес.

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении.

Тема № 3. Общие требования нормативных и правовых актов в области охраны труда и дорожного движения

Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Организация надзора и контроля за соблюдением требований по охране труда и промышленной безопасности.

Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля.

Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей. Опасность отравления отработавшими газами, бензином и другими ядовитыми эксплуатационными жидкостями.

Правила безопасности при пользовании электроприборами. Безопасность труда при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, при монтаже и демонтаже шин. Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве.

Закон о безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения.

Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).

Государственные органы надзора за соблюдением трудового законодательства и требований безопасности.

Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. .

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Понятие «Охрана труда». . Условия труда. Основные опасные и вредные производственные факторы. Льготы и компенсации за опасные и вредные условия труда (Доплаты, назначение льготной пенсии, бесплатная выдача молока). Виды нормативно-правовых документов по охране труда. Обязанности работодателя. Права и обязанности работника. Правила внутреннего трудового распорядка. Медицинские осмотры персонала.

Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».

Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.

Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные и правовые документы по охране труда и промышленной безопасности. Инструкции по охране труда по должности, по видам работ.

Тема № 4. Организация и управление охраной труда

Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.

Организация надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности в организации.

Тема № 5. Обучение работников требованиям охраны труда

Обучение и работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда : вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.

Лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы. День охраны труда. Обходы и осмотры рабочих мест.

Тема № 6. Учет и расследование несчастных случаев на производстве

Несчастные случаи, подлежащие учету и расследованию. Действия персонала при несчастном случае на производстве. . Право пострадавшего и членов его семьи на обеспечение по страхованию. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве.

Тема № 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля

Виды работ, выполняемые водителем автомобиля. Наиболее распространенные случаи травматизма, дорожно-транспортных происшествий при производстве работ.

Характеристики опасных и вредных производственных факторов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на водителя автомобиля.

Неблагоприятное воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека.

Тема № 8. Требования охраны труда к организации рабочего места водителя автомобиля

Санитарно-гигиенические требования.

Требования к подготовке рабочего места. Требования безопасности перед началом работ. Требования безопасности при производстве работ. Организация рабочего места во время и по окончанию работ.

Тема № 9. Требования безопасности при работе с инструментом и приспособлениями

Требования, предъявляемые к ручному электроинструменту. Требования к питанию ручных электрических инструментов, переносных светильников. Безопасность труда при использовании ручного электрического инструмента. Неисправности, не позволяющие применять ручной электрический инструмент. Группа по электробезопасности, дающая право использования ручного электрического инструмента.

Требования к ручному инструменту (гаечным ключам, отверткам, ножницам по металлу, клещам, молоткам и другому инструменту ударного действия (зубилам, бородкам, просечкам, кернам и др.), напильникам, шаберам.

Тема № 10. Безопасность труда при эксплуатации транспортных средств

Требования безопасности при работе с ручным электрическим инструментом.

Требования безопасности для водителя автомобиля. Средства индивидуальной защиты.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Действия водителя автомобиля во время грозы, дождя, сильного ветра, гололеда. Меры безопасности при эксплуатации транспортных средств в зимнее время.

Меры безопасности при передвижении транспортных средств в ночное время, во время тумана. Требования к освещению.

Обязанности водителя автомобиля перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончании работы.

Тема № 11. Электробезопасность

Определение терминов «электробезопасность», «электротравма», «электроустановка». Классификация электроустановок по уровням электробезопасности.

Понятие об электрическом токе (постоянном и переменном) и напряжении. Единицы измерения.

Действие электрического тока на организм человека. Виды электротравм (местные электротравмы, электрические удары). Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Опасные для человека величины силы тока и напряжения. Пути прохождения тока через тело человека. Правила освобождения человека от действия электрического тока до- и свыше 1000 В. Понятие о зоне «шагового напряжения».

Опасность включения человека в электрическую цепь. Напряжение прикосновения. Классификация помещений по степени электрической опасности.

Заземление. Освещение. Понятие о группах по электробезопасности.

Тема № 12. Организация работ по нарядам-допускам, распоряжениям

Организация работ по нарядам-допускам, распоряжениям. Понятия «Наряд-допуск», «Распоряжение». Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ. Сроки действия наряда-допуска, распоряжения. Приказ об организации работ по нарядам-допускам, распоряжениям. Работы, выполняемые по нарядам-допускам, распоряжениям. Лица, ответственные за безопасное производство работ. Порядок выдачи и оформления наряда-допуска, распоряжения. Допуск к работе. Проведение целевого инструктажа. Надзор во время работы. Изменения в составе бригады. Оформление перерывов в работе. Сдача-приемка рабочего места.

Тема № 13. Средства индивидуальной защиты

Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов для водителя автомобиля.

Правила применения средств индивидуальной защиты.

Правила ухода и периодичность замены средств индивидуальной защиты.

Порядок замены спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, пришедших в негодность раньше установленного срока носки.

Средства индивидуальной защиты от поражения человека электрическим током (диэлектрические перчатки, коврики, инструмент с диэлектрическими ручками и др.).

Тема № 14. Промышленная санитария и личная гигиена

Подготовка рабочего места до начала и уборка его по окончании работы. Бесплатная выдача моющих и обеззараживающих средств. Хранение чистого и использованного обтирочного материала. Стирка, химчистка, сушка и ремонт спецодежды, спецобуви. Личная гигиена.

Тема №15. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Действия персонала в случае возникновения аварийной ситуации (неисправности оборудования, пожара, дорожно-транспортного происшествия, обрушения здания, его части или отдельных конструкций, стихийных бедствий и т.п.).

Тема №16. Первая помощь при несчастных случаях на производстве

Алгоритм сердечно-легочной реанимации. Первая помощь при острых отравлениях. Электротравма. Кома. Ранения. Кровотечения. Переломы. Синдром длительного сдавливания. Ожоги. Обморожения. Эпилепсия и эпилептический припадок.

Действия при возникновении несчастного случая, ухудшения состояния здоровья, в том числе появление острого профессионального заболевания.

Способы оказания первой помощи.

Аптечка с медикаментами для оказания первой помощи при несчастных случаях.

Тема № 17. Заключительное занятие

На данном занятии рассматриваются экзаменационные вопросы, а также вопросы, возникшие у слушателей при подготовке к экзаменам.

Время занятий по всем темам может корректировать преподавателем, которое зависит от количества слушателей в группе, сложности оборудования и усвоения темы слушателями.

Темы даются с учетом конкретного оборудования (транспортного средства), на котором работают слушатели.

2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 №1/29.

3. ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

4. Правила дорожного движения Российской федерации.

5. ГОСТ 12.0.003-74* ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

6. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

7. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».

8. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008г. №123-ФЗ.

9. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

10. Приказ Минтранса РФ №15 от 20.08.2004 г. «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

11. Правила противопожарного режима в РФ.

12. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте.

14. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты от 01.06.2009г. утв. Приказом Минздрава №290н.

15. Руководство по эксплуатации автомобиля.

16. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве — УДК 614.8(083.13), ББК 54.58 И72.

Экзаменационные билеты для проверки знаний водителя автомобиля

БИЛЕТ № 1 (водитель автомобиля)

1. Квалификационные требования, предъявляемые к водителю автомобиля?

2. Назначение и классификация транспортных средств?

3. Виды и порядок прохождения инструктажей по охране труда? Кем и в какие сроки проводятся?

5. Первая помощь при отравлении?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 2 (водитель автомобиля)

1. Особенности управления транспортными средствами, в условиях плохой видимости, тумана, сильного дождя, снегопада, гололеда?

2. Обязанности водителя автомобиля, перед началом работы?

3. Наряд-допуск. Перечень работ, выполняемых по наряду-допуску?

4. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на водителя автомобиля во время производства работ?

5. Правила освобождения человека от действия электрического тока?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 3 (водитель автомобиля)

1. Назначение тормозной системы? Принципиальная схема тормозной системы? Устройство и работа тормозной системы?

2. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств?

3. Действия водителя автомобиля при возникновении дорожно-транспортного происшествия?

4. Требования охраны труда при производстве работ?

5. Алгоритм сердечно-легочной реанимации?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 4 (водитель автомобиля)

1. Назначение устройство и работа системы охлаждения? Способы охлаждения? Охлаждающие жидкости и требования к ним?

2. Характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения?

4. Средства индивидуальной защиты?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 5 (водитель автомобиля)

1. Назначение аккумуляторной батареи? Основные характеристики, свойства и маркировка аккумуляторных батарей? Электролит и меры предосторожности при обращении с ним?

2. Меры безопасности при движении в сложных погодных условиях?

3. Требования безопасности при работе ручным переносным электроинструментом?

4. Порядок действия при возникновении несчастного случая на производстве?

5. Классификация ожогов, первая помощь при ожогах? Переохлаждение, обморожение, первая помощь при переохлаждении, обморожении?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 6 (водитель автомобиля)

1. Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, рулевого механизма, привода управляемых колес?

2. Характерные неисправности транспортных средств и способы их устранения?

3. Порядок допуска к самостоятельной работе водителя автомобиля?

4. Средства пожаротушения? Правила пользования средствами пожаротушения? Действия водителя автомобиля при пожаре?

5. Переломы? Синдром длительного сдавливания? Оказание ПМП при переломах, длительном сдавливании конечностей?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 7 (водитель автомобиля)

1. Назначение, устройство и принцип работы бензинового и дизельного двигателей?

2. Виды топлив для автомобильных двигателей, их характеристики и свойства?

3. Опасные и вредные факторы и меры их предупреждения?

4. Порядок обучения и аттестации водителя автомобиля?

5. Виды кровотечений, оказание первой помощи при кровотечениях? Ранения, первая помощь при ранениях?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 8 (водитель автомобиля)

1. Назначение коробки передач? Типы коробок передач? Передаточное число? Схемы механизма переключения передач?

2. Основные характеристики автомобиля?

3. Виды и порядок проведения инструктажей?

4. Требования безопасности при движении в зимних условиях?

5. Действия при возникновении несчастного случая, ухудшения состояния здоровья, в том числе появление острого профессионального заболевания?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 9 (водитель автомобиля)

1. Назначение, устройство и работа стартера? Назначение, устройство и работа генератора?

2. Порядок допуска водителя автомобиля к работе?

3. Меры безопасности при работе в ночное время, в условиях тумана?

4. Действия при возникновении пожара?

5. Аптечка с медикаментами для оказания первой помощи при несчастных случаях?

__________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 10 (водитель автомобиля)

1. Сцепление, его назначение, общее устройство и принцип действия?

2. Устройство и назначение трансмиссии?

3. Обязанности водителя автомобиля перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончанию работы?

4. Правила освобождения человека от действия электрического тока?

5. Переломы. Оказание ПМП при переломах?

__________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Уполномоченный

трудового коллектива

. ____________________ « ____ » ______________ 2014 года « ____ » _____________ 2014 года

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

(20-часовая программа)

ВВЕДЕНИЕ

Программа обучения водителей легковых автомобилей в ……………….. разработана на основании Трудового кодекса Российской Федерации, «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда и Минобразования № 1/29 от 13.01.2003 г, действующих нормативных документов, регламентирующих безопасность труда водителей.

Настоящая программа обучения рассчитана на 20 часов.

Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в год в объеме настоящей программы обучения.

По окончании обучения проводится проверка знаний требований охраны труда в виде устного опроса водителей. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда утверждается приказом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Основные положения трудового права в Российской Федерации. Правила внутреннего трудового распорядка

Организация работы по охране труда

Основные вредные и опасные производственные факторы, их влияние на здоровье работающих. Гигиена труда и производственная санитария. Назначение и порядок предварительных и периодических медицинских осмотров работников

Основные понятия об опасности электрического тока

Основные понятия о пожарной безопасности и порядок действия работников при пожаре

Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья

Приемы оказания первой доврачебной медицинской помощи, в том числе при ДТП

Изучение инструкций по охране труда для водителей легковых автомобилей. Проверка знаний по охране труда работников.

Всего:

20 часов

Тема 1

Основные положения законодательства трудового права

в Российской Федерации и законодательства об охране труда.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Ознакомление с Правилами внутреннего трудового распорядка. Обязанности и права работников, правила приема и увольнения. Законодательное регулирование рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии. Виды наказаний за допущенные нарушения в работе и поощрений за добросовестный труд. Льготы и компенсации за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.

Полномочия трудовых коллективов, их представительных органов и общественных организаций в установлении социально-трудовых отношений, решение трудовых споров. Коллективный договор. Социальное страхование.

Тема 2

Организация работы по охране труда.

Общие принципы организации работы по охране труда в организации. Служба охраны труда, ее функции и основные задачи. Проведение обучения и инструктажа по охране труда.

Тема 3

Основные вредные и опасные производственные факторы, их влияние на здоровье работающих. Гигиена труда и производственная санитария. Назначение и порядок предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

Понятие об условиях труда, опасные и вредные производственные факторы, их классификация и влияние на организм человека. Специальная оценка условий труда на рабочих местах. Основные положения производственной санитарии.

Назначение и организация предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Тема 4

Основные понятия об опасности электрического тока.

Понятие электробезопасности. Причины поражения электрическим током. Действие электрического тока и электрических полей на организм человека. Типичные случаи поражения человека электрическим током. Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности.

Тема 5

Основные понятия о пожарной безопасности и порядок действия работников при пожаре.

Причины возникновения пожаров. Основные поражающие факторы при пожаре. Меры предупреждения пожаров.

Порядок хранения пожароопасных веществ и материалов. Обеспечение помещений средствами пожаротушения.

Действия должностных лиц и работников предприятия по ликвидации пожара и его последствий. Планы эвакуации при пожарах, правила предупреждения пожаров. Правила пользования первичными средствами пожаротушения, места их расположения.

Тема 6

Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья.

Понятие несчастного случая на производстве. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Понятие профессионального заболевания. Порядок расследования профессиональных заболеваний. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья.

Тема 7

Приемы оказания первой доврачебной медицинской помощи, в том числе при ДТП.

Оказание первой медицинской помощи при электротравмах, обморожениях, ожогах, кровотечениях, обморочных состояниях и других поражениях организма. Основные способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца при оказании доврачебной помощи. Оказание первой медицинской помощи при ДТП.

Тема 8

Изучение инструкции по охране труда для водителей легковых автомобилей. Основы безопасности дорожного движения.

Изучение требований инструкции по охране труда для водителей легковых автомобилей, инструкции по охране труда в межсезонное время работы. Основы безопасности дорожного движения.

Программу составил: Специалист (по охране труда)

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Тесты созданы на основе билетов ТБ 1334.3 Обучение и проверка знаний водителей организаций (январь 2018) Олимп ОКС

Нормативно-техническая литература по состоянию 01.09.2018г.

. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

. (ред. от 29.07.2018)

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017)"О безопасности дорожного движения"

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017)"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

. "Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа"(Вместе с "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств") (Заключена в г. Бишкеке 09.10.1997)

. "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957)

Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 10.09.2016)"Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством"

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 12.01.2018) "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (ред. от 30.01.2018)"Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"

Приказ Минтранса России от 12.01.2018 N 10"Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"

Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (с изменениями и дополнениями) "Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"

Приказ Минтруда России от 06.02.2018 N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"

Приказ Минтруда России от 17 сентября 2014 г. N 642н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. № 169н “Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам”

РД-200-РСФСР-12-0071-86-05"Инструкция о порядке работы водителей на линии.

ТОИ Р-200-01-95 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Инструкция ОТ.09 Меры безопасности при вождении автопоездов ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287 (ред. от 02.03.2017)"Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

Приказ Минтранса России от 06.04.2017 N 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств"

УЧЕБНИК ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Оказание первой помощи пострадавшим Практическое пособие от МЧС России

Минсоцразвитие 2011 г. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве

Повторяю: отличается ли программа обучения по охране труда для водителя погрузчика в зависимости от вида используемого топлива (газ, электричество, бензин)

Ответ

Ответ на вопрос:

Обучение по охране труда в организации проводится по программам, утверждаемым работодателем. Данные программы обучения разработайте на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

  • по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный ;

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь – Российской Федерации, утвержденные и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

  1. по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  2. «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  3. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  4. *«Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  5. об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  6. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  10. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  11. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  13. по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  14. Российской Федерации, утвержденные .
  15. опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать ).
  16. грузов автомобильным транспортом, утвержденные .
  17. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  18. при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  19. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().
  20. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ().
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций ().
  22. обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные .
  23. в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  24. вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные .

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например – бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:

скачать и распечатать образец

После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?
Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин – свою?
Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?
Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, – это , .

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6 После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

1 На момент выхода статьи действовали по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003), однако еще в 2014 году Минтруд России приступил к разработке новых правил по охране труда на автомобильном транспорте. Уже в обозримом будущем они могут быть утверждены и опубликованы.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.


  •  

    Возможно, будет полезно почитать: