Программа улучшения условий и от в организации. Программы по улучшению условий и охраны труда на предприятии

В программы по улучшению условий и охраны труда включаются следующие мероприятия:

Модернизация производственного оборудования;

    внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования технологическими процессами;

    совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия опасных и вредных производственных факторов;

    установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств для обеспечения безопасной эксплуатации производственного оборудования и сооружений;

    снижение уровней вредных веществ в воздухе рабочей среды;

    снижение уровней шума, вибрации, ультразвука;

    устройство и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных факторов;

    перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест для обеспечения безопасности труда;

    нанесение сигнальных цветов и знаков безопасности на производственное оборудование, коммуникации и другие объекты;

    оборудование, оснащение и реконструкция санитарно – бытовых помещений;

    обеспечение работников моющими и обезвреживающими средствами;

    оборудование помещений для обогрева работников;

    организация кабинетов и уголков по охране труда;

    приобретение аптечек первой медицинской помощи;

    проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

На мероприятия по улучшению условий и охраны труда должно выделяться ежегодно не менее 0,7 % от эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

Контрольные вопросы и задания

1 .Что определяют Правила внутреннего трудового распорядка?

2.Дайте определение вредному и опасному производственному фактору.

3.Перечислите вредные факторы, воздействующие на монтера (бригадира) пути.

4.Перечислите опасные факторы, воздействующие монтера (бригадира) пути.

5.Для чего проводится аттестация рабочих мест. Какие существуют льготы и компенсации за работу во вредных условиях?

6. Виды инструктажей по охране труда (кто, когда их проводит и с какой целью?)

7. Кто имеет право изъять у работника предупредительный талон по охране труда? Что за этим последует?

8. Какие мероприятия включаются в программу по улучшению условий труда?

Раздел 4. « обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве »

Средства защиты, их классификация.

Средства защиты глаз. Защитные очки, их типы. Средства защиты головы, требования, предъявляемые к ним.Средства защиты лица (щитки, маски).

Средства защиты рук (перчатки, рукавицы).Средства защиты органов слуха.

Средства защиты органов дыхания. Средства защиты от падения с высоты.

Дерматологические средства (кремы, моющие средства, пасты, мази), способы их применения.

Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Определение основных понятий: «травматизм», «несчастный случай», «профессиональное заболевание». Условное подразделение несчастных случаев. По­нятие о видах происшествий, приводящих к несчастному случаю (классификатор). Причины травматизма: технические, организационные, личностные.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Действия руководителей и специалистов при возникновении несчастного случая. Порядок документального оформления и проведения расследования случаев производственного травматизма. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

Мероприятия по профилактике травматизма и заболеваемости.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Виды страховых выплат работнику.

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве.

Основные положения системы информации «Работник на пути»

Типовая программа
улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Общие положения

Программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (далее - программа) содержит:

Паспорт
Программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Наименование программы

Основание для разработки программы

Цель: Улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Задача 1. Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Задача 2.Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда.

Задача 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

Задача 4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Задача 5.Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

Сроки реализации программы

2012-2015 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Индикаторы (показатели) достижения программных целей и задач:

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.);

Удельная численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

Удельная численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;

Удельная численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих;

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (% от общей численности занятых в экономике региона);

Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации);

Удельный вес рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации);

Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона;

Численность работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами;

Численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии;

Количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, подавших в установленном порядке декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных программой

Объем финансирования программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам:

Объём финансирования за счёт других источников:

_____________________________

* При разработке программы в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации

1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на уровне субъекта Российской Федерации программным методом

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими данными (таблица 1).

Таблица 1

Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах
(по данным Росстата)

Территория

Российская Федерация

Федеральный округ

Субъект Российской Федерации

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину).

К другим причинам относятся: (указать причины).

Таблица 2

Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Росстата)

Территория

Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием

на 10 000 работающих

Российская Федерация

Федеральный округ

Субъект Российской Федерации

Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы:

Таблица 3

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)

Территория

Российская Федерация

Федеральный округ

Субъект Российской Федерации

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2020 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.

2. Цель и задачи программы

Целью программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда;

непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

3. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы (показатели)

В результате реализации программы ожидается : .........................................................

Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).

Целевые показатели Программы:

Наименование показателей

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих

Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих

Численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике региона (%)

Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона (%)

Количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

_____________________________

* Указать конкретные результаты реализации программы, в том числе по годам.

** Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 г.

Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования по субъекту Российской Федерации.

Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.

4. Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов финансирования, исполнителей

Система мероприятий программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства , работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.

Программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации рекомендуется предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям:

совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Срок реализации мероприятий программы - 2012-2015 годы.

Ответственным исполнителем программы является : ..........

Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию программы финансовых средств.

Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами программы, с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении к программе.

5. Описание социальных и экономических последствий реализации программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели

При разработке мероприятий программы особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.

Социальный эффект от выполнения мероприятий программы выразится в:

снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;

обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

улучшении демографической ситуации в регионе.

Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и т.п .

6. Методика оценки эффективности реализации программы с учетом ее особенностей

Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации программы и в целом по окончании ее реализации.

Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:

En - эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);

Фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного направления программы, достигнутый в ходе ее реализации;

Нормативный индикатор, утвержденный программой.

Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:

, где:

E - эффективность реализации программы (в процентах);

Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;

TN - нормативные индикаторы, утвержденные программой;

М - количество индикаторов программы.

Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации программы Е используются все целевые индикаторы программы.

При значении интегрального показателя эффективности реализации программы - Е от 80% до 100% и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.

7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах

Финансирование программы осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт других источников (средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзора, Роструда, средства работодателей).

Объем финансирования мероприятий программы составляет*** : ... руб.,

в том числе по годам:

2012 год - .......... руб.;

2013 год - .......... руб.;

2014 год - .......... руб.;

2015 год - .......... руб.

Финансирование мероприятий программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений) в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий.

8. Механизм управления реализацией программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляется ответственным исполнителем, который самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией программы.

Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.

Ответственный исполнитель программы ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации программы (рассчитанных в соответствии с пунктом 6), и направляет ее в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

_____________________________

* Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.

** Могут указываться иные источники достижения экономического эффекта, исходя из специфики субъекта Российской Федерации.

*** Указывается общий объем финансирования программы

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (далее - программа) содержит:

а) паспорт программы;

б) характеристику проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;

в) основные цели и задачи программы;

г) описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;

д) перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета субъекта Российской Федерации, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;

е) срок реализации программы;

ж) описание социально-экономических последствий реализации программы;

з) оценку эффективности расходования средств по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;

и) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);

к) обоснование потребностей в необходимых ресурсах;

л) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

Программа должна содержать (в указанной последовательности):

Титульный лист программы;

Паспорт программы;

Основное содержание;

Приложение.

Паспорт

Программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Наименование программы

Основание для разработки программы

Статьи 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351, приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. № 91 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда».

Государственный заказчик программы

Разработчики и исполнители программы

Цель и задачи программы

Цель: Улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Задача 1. Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Задача 2.Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда.

Задача 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

Задача 4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Задача 5.Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

Сроки реализации программы

2012-2015 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Индикаторы (показатели) достижения программных целей и задач:

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.);

Удельная численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

Удельнаячисленность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;

Удельная численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих;

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (% от общей численности занятых в экономике региона);

Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации);

Удельный вес рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации);

Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона;

Численность работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами;

Численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии;

Количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, подавших в установленном порядке декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных программой

Объем финансирования программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам:

Объём финансирования за счёт других источников:

1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ АНАЛИЗ ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими данными (таблица 1).

Таблица 1

Уровень производственного травматизма

(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах

(по данным Росстата)

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину).

К другим причинам относятся: (указать причины).

Таблица 2

Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием

(по данным Росстата)

Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы:

Таблица 3

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2020 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда;

непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)

В результате реализации программы ожидается: …..

……………………………………………………………………….

Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).

Целевые показатели Программы:

Наименование показателей

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих

Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих

Численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике региона (%)

Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона (%)

Количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования по субъекту Российской Федерации.

Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ, ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Система мероприятий программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.

Программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации рекомендуется предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям:

совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Срок реализации мероприятий программы – 2012-2015 годы.

Ответственным исполнителем программы является: . . . . . . . . ..

Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию программы финансовых средств.

Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами программы, с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении к программе.

5. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПЛАНИРУЕМАЯ ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЕЕ ВКЛАДА В ДОСТИЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ

При разработке мероприятий программы особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.

Социальный эффект от выполнения мероприятий программы выразится в:

снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;

обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

улучшении демографической ситуации в регионе.

Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и т.п.

6. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ЕЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации программы и в целом по окончании ее реализации.

Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:

En - эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);

Tf1 - фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного направления программы, достигнутый в ходе ее реализации;

TN1 - нормативный индикатор, утвержденный программой.

Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:

E - эффективность реализации программы (в процентах);

Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;

TN - нормативные индикаторы, утвержденные программой;

М - количество индикаторов программы.

Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации программы Е используются все целевые индикаторы программы.

При значении интегрального показателя эффективности реализации программы - Е от 80 % до 100 % и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении менее 80 % - низкой.

7. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ

Финансирование программы осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт других источников (средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзора, Роструда, средства работодателей).

Объем финансирования мероприятий программы составляет:…. руб.,

в том числе по годам:

2012 год - ………….. руб.;

2013 год - ………….. руб.;

2014 год - ……………руб.;

2015 год - ……………руб.

Финансирование мероприятий программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений) в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий.

8. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль за ходом реализации программы осуществляется ответственным исполнителем, который самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией программы.

Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.

Ответственный исполнитель программы ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации программы (рассчитанных в соответствии с пунктом 6), и направляет ее в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приложение

к Программе улучшения условий и

охраны труда в субъекте Российской Федерации на 2012-2015 гг.

Мероприятия

по реализации Программы улучшения условий и охраны труда в _____________________________на 2012-2015 годы

(наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование мероприятия

Государственный заказчик, ответственные исполнители

Срок исполнения

Источники финансирования

Объем финансирования, тыс. рублей

(в ценах 2011 года)

1.Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

2. Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда

3.Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения

4.Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

5.Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения

Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 г.

Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.

Могут указываться иные источники достижения экономического эффекта, исходя из специфики субъекта Российской Федерации.

Указывается общий объем финансирования программы

Указываются мероприятия, направленные на принятие организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, политики в сфере управления профессиональными рисками, установление локальными актами работодателей целей и задач, направленных на внедрение на всех уровнях механизмов управления профессиональными рисками. Реализация мероприятий должна осуществляться в организациях всех форм собственности с широким привлечением сторон социального партнерства (региональных объединений работодателей и профсоюзов).

Предусматриваются мероприятия, направленные на организацию разработки и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами федерального уровня в сфере охраны труда.

Указываются мероприятия, направленные на: организацию и осуществление непрерывной подготовки работников организаций субъекта Российской Федерации в области охраны труда с учетом категорий обучающихся на базе аккредитованных в установленном порядке обучающих организаций; создание и оснащение учебно- методических центров по охране труда, ориентированных на обучение практическим методам и способам безопасного производства работ, полигонных площадок и т.п.; внедрение современных технологий обучения, в том числе дистанционного для предприятий малого бизнеса; издание и тиражирование видеокурсов, методических материалов по обучению в сфере охраны труда и т.д.

Могут планироваться мероприятия информационно - просветительского и пропагандистского характера в сфере охраны труда, направленные на создание мотивации у работодателей и работников к безопасному труду, семинары, совещания и смотры-конкурсы по вопросам охраны труда, тиражирование лучших практик в сфере охраны труда, создание региональных баз данных об условиях труда в субъекте Российской Федерации и т.п.

Предусматриваются мероприятия по улучшению качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, материальному оснащению и кадровому укомплектованию медицинских организаций, центров профпатологии, профилактики профессиональных заболеваний и т.п.

Цели в области охраны труда

Организация должна устанавливать и поддерживать документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

  • - требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;
  • - технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;
  • - политику организации в области охраны труда.

Программа улучшения условий и охраны труда

В организации формируется программа улучшения условий и охраны труда, которая представляет собой документально оформленную систему мер, учитывающую цели, сроки, средства и распределение ответственности и полномочий по решению наиболее актуальных задач в области охраны труда.

По результатам контроля и анализа хода выполнения программы в нее вносятся изменения и дополнения, в соответствии с изменившимися целями и условиями труда.

Внедрение, функционирование и совершенствование СУОТ

Организационная структура и распределение функциональных обязанностей и полномочий по обеспечению охраны труда

Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения).

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • - координация деятельности структурных подразделений организации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • - совершенствование СУОТ;
  • - внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
  • - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • - осуществление контроля за соблюдением требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.

Обязанности и полномочия по организации разработки, внедрения, обеспечения функционирования и совершенствования СУОТ возлагаются на одного из заместителей руководителя организации.

Распределение обязанностей и полномочий по охране труда между руководителями, специалистами и другими работниками организации с учетом их трудовых функций должно обеспечивать:

  • 1. Соблюдение работниками законодательства об охране труда, выполнение решений органов государственного управления, вышестоящей организации по вопросам охраны труда.
  • 2. Безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, условий труда на каждом рабочем месте; а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.
  • 3. Устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, внедрение эффективных средств контроля уровня этих факторов.
  • 4. Проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников.
  • 5. Обучение, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
  • 6. Выдачу работникам средств индивидуальной защиты, контроль за их применением и уход за ними (хранение, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и тому подобное) в соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Правилами обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами.
  • 7. Планирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, контроль за их выполнением, освоением и использованием по назначению выделяемых на эти цели средств.
  • 8. Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • 9. Разработку и принятие инструкций по охране труда в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда;
  • 10. В соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
  • 11. Предоставление работникам компенсаций но условиям труда.
  • 12. Режим труда и отдыха, трудовую дисциплину работников, условия применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
  • 13. Постоянный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
  • 14. Своевременное расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», разработку и реализацию мер по их профилактике; а также инцидентов и аварий (пожаров), анализ причин их возникновения, принятие необходимых мер по их предупреждению, обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации последствий аварии.
  • 15. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.
  • 16. Поощрение структурных подразделений, работников организации за обеспечение требований охраны труда, снижение травматизма, аварийности и профессиональной заболеваемости.
  • 17. Сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношении в решении вопросов охраны труда.
  • 18. Систематическое подведение итогов работы по охране труда структурных подразделений и организации, дней охраны труда, выполнения коллективного договора, оценки эффективности функционирования СУОТ.

Обязанности и полномочия руководителей и специалистов организации по охране труда определяются их должностными инструкциями.

Для более конкретного определения обязанностей, возлагаемых на подразделения и отдельных работников организации осуществляется их детализация путем закрепления подразделений и отдельных работников за соответствующими мероприятиями, посредством выполнения которых обеспечивается решение задач управления охраной труда.

При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть внесены соответствующие изменения или дополнения.

Со своими должностными обязанностями по охране труда руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись. При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушении требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В далекие годы СССР все планы намечались на 5 лет. Жили мы тоже от пяти летки до пяти летки.

Во все годы была и остается первостепенной задачей. Правда мы сейчас живем здесь и сейчас. Не смотрим на то что свои перспективы на пять лет вперед мы уже не планируем. Но нужно и программа по улучшению ежегодно оформляется и утверждается работодателем. Рассмотрим, что входит в такую программу и каковы ее .

Из основных направлений государственной политики в области охраны труда статья 210 Трудового кодекса РФ мы видим, принятие и реализация целевых программ улучшения условий и охраны труда является одной их задач.

Цель такой программы звучит так:

Улучшать условия дел охраны труда в целях снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала предприятия всеми имеющимися способами и методами.

Основные направления государственной политики в области охраны труда систематизировать и реализовать.

И анализ рисков травматизма.

В перечень мероприятий программ по улучшению условий охраны труда предприятия включают:

Усовершенствование и внедрение новых систем автоматического управления;

Устройство и ремонт установленных ограждающих элементов оборудования, применяемого на предприятии;

Модернизация и установка новых средств коллективной защиты;

Механизация и автоматизация технологических операций;

Проведение покраски оборудование с учетом сигнальных цветов и знаков безопасности;

Устранение ручного труда и механизация процессов погрузо-разгрузочных работ;

Очистка и реконструкция вентиляционных систем;

Реконструкция и обустройство мест отдыха и санитарно – бытовых помещений;

Обеспечение питьевой водой на рабочих местах;

Рассмотрение и обеспечение спецодежды и СИЗ при проведении работ во вредных, опасных и особо температурных условиях;

Организация качественного обучения с применением тренажеров и наглядных пособий;

Проведение профилактических медицинских осмотров и обследований работников;

Мероприятия по улучшению условий охраны труда планируются отделом охраны труда, исходя из специфики деятельности своего предприятия, и утверждаются работодателем с детальной сметой по финансированию и сроками выполнения. Как правило, начальники отделов и подразделений назначаются ответственные за выполнение этих мероприятий.

Отчет выполнения этих мероприятий составляется ежеквартально.

Мы рассмотрели мероприятия и цели программы улучшения условий и охраны труда предприятия.

До встречи в следующих статьях

С уважением Л. Здержикова



 

Возможно, будет полезно почитать: