Проповедь о исцелении гадаринского бесноватого. Можайское благочиние

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня евангелист Лука повествует о том, как Иисус Христос прибыл в страну Гадаринскую и исцелил там одного человека, который страдал беснованием. Страшное состояние было у этого человека, потому что, когда близкие хотели его уберечь, привязывали, заковывали, закрывали, то невиданная сила разрывала все путы, ломала все замки, и человек убегал в пустынные места, и жил там, где погребали людей, как написано - «во гробах».

Мы видим, что в мире есть сила, которая заставляет страдать людей. И действительно, христианская вера учит о том, что в разумном мире, то есть в мире ангельском и в мире человеческом, произошло разделение. Появилась сила, которая противоборствует Богу - и по этой причине эта сила была низвергнута. И до дней последних времен этой силе позволено действовать.

Но премудрость Божия такова, что даже зло - потому что эта сила является источником зла - Господь обращает в пользу для человека. Как и ангелы, так и мы, люди, наделены полной свободой и Господь учит этой свободой правильно распоряжаться. Не зная зла, человек не смог бы выбрать добро. Только в сравнении мы можем познать пользу добра и вред зла. И поэтому, как бы ни старались злые силы (то есть демоны, бесы) навредить людям, Господь, ограничивая эту силу, попускает ей воздействовать на нас.

Православная Церковь учит своих чад, как определять, правильно различать добро и зло и, как противодействовать злу, упражняясь в добродетели. И вот сегодня мы слушали воскресное евангелие. Это событие произошло после того, как Иисус Христос, переплывая с апостолами через Генисаретское озеро, укротил ветер и волны. И ученики говорили между собой: «Кто Он, которому повинуются и ветер, и вода?» А когда причалили к берегу, Он исцеляет еще и одержимого человека.

Присутствие Иисуса Христа, которого мы исповедуем как Богочеловека, открывает нам многие тайны духовного мира. Ибо то, что мы не видим, это не значит, что этого нет. И потому Господь Иисус Христос приоткрывает нам завесу в тот мир, который сокрыт от нас, но который на нас воздействует.

Бог есть источник блага и добра - ибо все, чем мы пользуемся, дал Бог человеку. Мы видим, что весь окружающий мир предназначен для того, чтобы человек пользовался им себе на благо. Но получив свободу и право выбора, человек не всегда может этим правом распорядиться правильно - в силу ограниченности нашего разума, в силу нехватки жизненного и духовного опыта. А самое главное - в духовной жизни мы с вами идем как бы в потемках, мы с вами ученики. И поэтому Господь так ведет человека по жизненному пути, чтобы в добре он укреплялся, а злому противостоял.

Но как мы можем противостоять злу, если мы не можем определить его? Поэтому Господь указывает, учит человека отличать правду от лжи, и дает нам закон, заповеди Свои, и велит жить по этим заповедям, чтобы все время иметь общение с Богом. Если человек нарушает закон, то он должен понять, что он лишается той благодати Божией, которая освящает человека. Поэтому мы с вами должны стараться не отдаляться от Бога, дабы не быть порабощенными злом. И поэтому злые силы всячески пытаются препятствовать тому, чтобы человек общался с Богом и шел по пути к Нему.

Церковь, которую Иисус Христос основал для освящения грешных людей и воссоединения с Богом, призывает всех нас жить жизнью угодной Богу и в этой жизни научились противостоять злу, которое существует в нашем мире. И, как я уже сказал, премудрость Божия использует даже злые силы в пользу человеку. Потому что, преодолевая свои страсти, преодолевая соблазны, которые увлекают человека в бездну, мы становимся духовно мудрее и начинаем учиться противостоять тем козням диавольским, которые пытаются удалить нас от Бога, от общения с Богом.

Мы видим, что человек, который исцелился, неотступно следовал за Иисусом Христом, но жители Гадаринской страны попросили удалиться Иисуса Христа, ибо сильно испугались. Господь велит этому человеку, который просит разрешения следовать за Ним, идти в свой город, идти в свою семью и рассказать о том, что сотворил Иисус Христос для него - то есть исцелил. Мы видим, что присутствие Иисуса Христа среди людей не только исцеляет телесные или духовные болезни, но рождает нового человека, человека, который смотрит на жизнь уже другими глазами. И он хочет быть рядом с Богом, он хочет все время общаться с Ним.

Этот пример указывает на то, что и нам подобает, как этому бывшему одержимому, стремиться к общению с Богом. Господь есть источник добра, любви и благодати. И человек сам, находясь в непосредственной близи к Господу, должен стать источником этой любви и благодати. Ибо это приятно природе человеческой - Господь ведь сотворил человека безгрешным.

Но научиться бороться с грехом человек должен в том мире, в котором существует добро и зло. И сегодняшнее Евангелие обращает наше внимание на то, чтобы мы искали в себе наши скрытые дурные, злые, поврежденные мысли и желания, дабы победить их с помощью Божией и не нарушать союз с Богом. Потому что в союзе с Богом человек - живет, вдали от Бога человек - духовно умирает. Поэтому давайте и мы с вами стремиться жить в союзе с Богом, чтобы не умереть духовно. Спаси Господи всех вас. Аминь.

Мф. VIII, 28-34: 28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Мк. V, 1-20: 1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. 2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! 8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. 10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. 11 Паслось же там при горе большое стадо свиней. 12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. 13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. 14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. 15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. 16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. 17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. 18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. 19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. 20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Лк. VIII, 26-39: 26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. 30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. 32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. 34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. 38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

20. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской

(Мф. VIII, 28-34; Мк. V, 1-20; Лк. VIII, 26-40)

Переплыв озеро, Иисус с учениками Его прибыли в страну, лежавшую на восточном берегу его, которую Евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской, по имени находившегося в ней города Гадары, а Ев. Матфей – Гергесинской, по имени другого города Гергесы: оба эти города были в числе городов «Десятиградия». На берегу их встретил бесноватый, одержимый нечистым духом. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Ев. Матфей – о двух. Вероятно, это потому, что один бесноватый был человеком всем известным, жителем г. Гадары, и находился в особенно ужасном состоянии беснования, а другой, по сравнению с ним, оставался едва замеченным. Сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями. Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое для человеческих глаз, – для нечистых духов, владевших более совершенным духовным зрением, были очевидны и приводили их в ужас и трепет. И вот бесноватые начинают кричать, исповедуя Иисуса Сыном Божиим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. По Ев. Марку и Луке, более свирепый из них на вопрос Иисуса, как его имя, отвечал: «Легион», указывая этим на обитание в нем громадного количества нечистых духов. Бесы просили Иисуса дозволения не идти им в бездну и не покидать «страны той», но войти в пасшееся неподалеку при горе большое стадо свиней. Мы не настолько знаем природу злых духов, чтобы понять, почему им необходимо было обитать именно в живых существах, но характерно, что из всех живых существ они сами выбрали для своего обитания самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев животное, лишь бы Господь не изгонял их из той страны и не лишал тем их возможности действовать в ней. Господь разрешил им войти в свиней, и стадо, взбесившись, бросилось с крутизны в море и утонуло. Допустив это, Господь, очевидно, желал вразумить гадаринцев, которые, вопреки запрещению закона Моисеева, разводили свиней, да еще в таком громадном количестве, по св. Марку, около 2.000. Вместе с тем это обстоятельство привлекло к Господу Иисусу особое внимание жителей этой страны, которые увидели известного им страшного бесноватого здоровым и сидящим у ног Иисусовых. Но происшедшее, видимо, их не вразумило: на них напал лишь безотчетный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им новых убытков. Жалость к погибшим свиньям одержала у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от страшного бесноватого, и они просили Господа уйти от них. Каково неразумие этих людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился разрушить дела диавола! Вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, на этот раз Господь наоборот велит исцеленному бесноватому возвратиться в свой дом и «рассказать, что сотворил ему Бог». Надо полагать, это потому, что Господь не имел в этой стране тех опасений, какие у Него были в Галилее и Иудее, где были превратные представления о Мессии, как о земном вожде Израиля, и Господь не хотел, чтобы Его Имя связывали с политическими вожделениями иудейских патриотов, мечтавших о свержении римского владычества. Кроме того, как по всему видно, гадаринцы отличались особенным религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Господь хотел пробудить их сердца через проповедь о Нем и о Его делах самого облагодетельствованного Им исцеленного бесноватого, который действительно, как передает св. Марк, начал проповедовать о Нем по всему Десятиградию, и этим подготовил эту страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Исцеление бесноватых

(Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-39)

В земле Гадаринской или Гергесинской (известной ещё Страбону своими горячими источниками)*, лежащей на Восточном берегу Галилейскаго озера, Иисуса Христа встретили два бесноватых, которые отличались неукротимой лютостью. Эти несчастные, мучимые бесами, рвали на себе платье, разрывали железныя цепи, которыми думали их связать и удержать, убегали в пустыню, скрывались в пещерах (гробах), бились о камни и наводили страх на проходящих, так что не мощи никому минути путем тем. Но Иисус Христос, несмотря на вопли бесов, изгоняет их из людей, хотя в одном из них был целый легион, и повелевает им, по их просьбе, войти в свиней, от чего свиное стадо бросается в воду и все погибает в волнах озера. Узнав от пастухов о гибели стада, устрашённые жители Гадары просят великаго Чудотворца оставить их страну, и Он, удаляясь оттуда, оставляет им проповедников Своей славы в лице исцелённых бесноватых.

В рассказе о Гадаринских бесноватых евангелисты дают нам приметить:

а) Необыкновенную лютость бесноватых, особенно одного из них, на котором исключительно и останавливают своё внимание евангелисты Марк и Лука, даже не упоминая о другом товарище его несчастья;

б) Признание бесами в Иисусе Христе Сына Божия и предуведение ими своей будущей участи;

в) Исцеление самих бесноватых, обнаружившее в одном из них присутствие
целаго легиона бесов;

г) Просьбу бесов и повеление Иисуса Христа идти им в стадо свиное;

д) Просьбу жителей Гадары к Иисусу Христу удалиться из их страны;

е) Просьбу исцелённаго бесноватаго идти за Иисусом и повеление Иисуса оставаться в стране и проповедовать о своём исцелении.

а) Бесы вопиют: что нам и тебе, Иисусе, Сыне Божий? Пришел еси семо прежде времене мучить нас? Это невольное признание присутствия в Иисусе Христе Божественной силы - неоднократно испытанной самими бесами при изгнании из одержимых ими - есть не что иное, как повторение общаго верования людей, видевших чудеса Спасителя; но оно не могло быть прямым и уверенным признанием бесами в Иисусе Христе действительнаго Сына Божия, потому что никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12:3) и потому что тайна явления Сына Божия в лице Иисуса, по учению Святых отец была сокрыта от диавола до времени сошествия Его в ад.

Μучением бесы называют ограничение их власти над людьми, а прежде временным называют такое ограничение потому, что оно должно было совершиться прежде победы Семени жены над их владыкой и прежде окончательнаго осуждения их на последнем Суде. Из чего видно, что бесы веруют слову Господа Судии, проклявшаго древняго змия и обещавшаго поразить его в голову, и трепещут (Иак. 2:19), страшась Его пришествия на Землю, как для победы над диаволом, так и для Суда над ним и ангелами его.

б) Многие из современных врачей и мыслителей считают невозможным присутствие злых духов в человеке, и упоминаемые в священных книгах и других повествованиях беснования относят к разряду эпилепсии, сумасшествия и вообще душевных болезней. Исцеления же от этих болезней заклинаниями, молитвами и тому подобным относят к числу тех удачных приспособлений, которыя употребляются некоторыми искусными врачами с целью подействовать на воображение больного, и которыя состоят в том, что врач, по-видимому, признает действительность страдания больного от известной причины и соответственно мнимой болезни употребляет лечение, устраняющее болезнь; например, из человека, воображающаго, что у него в желудке или в голове сидят гады, вынимает воображаемых животных; из мнимо бесноватых изгоняет бесов и тому подобное.

Но рассказываемое евангелистами исцеление бесноватых служит прямым опровержением такого мнения. Этот случай сильнее других случаев убеждает нас в действительности вселения бесов в людей и в невозможности исцеления их посредством приспособления к народным понятиям и воззрениям на эти болезни и убеждениям самих больных. Упоминаемые здесь несчастные, мучимые бесами, обнаруживают страшную нечеловеческую силу, живут вдали от жилищ Человеческих и, без сомнения, не слышали и не знали об Иисусе и Его чудодейственной силе; но при первом появлении именуют Его Сыном Божиим, говорят об аде и муках в нём.

Далее, изгоняемые бесы просят позволения войти в стадо свиное и, что особенно важно, действительно входят в животных и губят целое стадо. Если и можно предположить, что бесноватые только воображали, что в них живут бесы, а на самом деле только страдали особым видом умопомешательства (daemonomania), то уж вовсе нельзя признать, чтобы и животные могли заразиться такой болезнью.

в) Бесы просят о дозволении им войти в стадо свиней - или потому, что нечистым существам более прилично было поселиться в нечистых животных, или потому, что они хотели истреблением стада Гадаринцев причинить досаду жителям и помешать проповеди Иисуса среди них.

г) Разведение стад нечистых животных было запрещено Законом Моисеевым, и потому, если в стране Гадаринской были свиныя стада, то они или принадлежали язычникам, которых было много в Десятиградии, или вернее, принадлежали Иудеям, которые вели выгодную торговлю сими нечистыми животными, за что и были наказаны лишением самих животных. Евангелист прямо говорит, что выходил к Иисусу весь народ - то есть и язычники и Иудеи.

д) В просьбе жителей Гадары слышится не столько страх присутствия Божественнаго Чудотворца, подобный страху Симона, просившаго некогда Христа уйти от него, яко муж грешен есмь (Лк. 5:8): сколько страх потери всего имущества, если Чудотворец дольше останется у них.

е) При удалении из Гадаринской страны Иисус Христос оставляет исцелённаго больного проповедником совершеннаго Им чуда, чтобы он служил живым упрёком за отвержение ими Божественнаго Учителя из-за корыстных целей. В чуде исцеления Гадаринскаго бесноватаго можно видеть образ Божественнаго посещения Господом нашей души. Одно появление Его часто освобождает её от легиона страстей и от влияния злого духа. С другой стороны, лишение некоторых земных благ - часто нечистых и незаконно приобретённых - вместо покорности Промыслу Божию, вызывает во многих сожаление о потерянном и отгоняет от человека благодать Божию.

Будучи недовольны потерей своих стад, но в то же время страшась раздражить (судя по-человечески) великаго Чудотворца своим неудовольствием на Него за отнятие имущества, жители Гадары просят Иисуса удалиться от их пределов. Как часто своекорыстные разсчёты и личныя неудовольствия лишают многих возможности наслаждаться присутствием и произведениями великих людей и входить с ними в ближайшия отношения!

* Это место следует понимать так, что Спаситель вышел на берег возле Гергесы и хотел направиться отсюда по дороге к Гадаре - если только была такая Дорога. Иосиф Флавий называет Гадару городом Греческим. - Ред.

Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Об исцелении гадаринского бесноватого

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мк. 5, 1-20) вы слышали об исцелении Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого.

В него вселился легион бесов. Что значит легион? Это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного жителя гадаринского и сделала его бесноватым, поистине сильнейшим из всех бесноватых.

Может быть, кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может, может, потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может их поместиться сколько угодно в одном месте - в сердце человеческом. Его одержимость бесами выражалась буйством и неистовством необыкновенным, он рвал, как нитки, железные цепи, день и ночь бился о камни. Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой форме, в форме буйного помешательства. Гораздо чаще, несравненно чаще бывает она в другой форме.

Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек и не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верит.

Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в сердце его, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними, как боролись все святые, которые решительно отражали бесовские нападения в сердце своем, которые умели отличать в сердце своем действия бесов от действий ангелов, от действия Духа Святого. Удивительно, как тонко умели они распознавать действие бесов в сердце своем и знали средства борьбы с ними.

А люди, обыкновенные, даже христиане, не отвергающие существования бесов, не сознают, что они одержимы бесами в такой мере. Много одержимых, но они беснуются гораздо более тонко, и бесы действуют совсем не так грубо, как в душе и теле несчастного гадаринского бесноватого. И надо всем знать, что нет дня, когда бы бесы не старались увести нас с пути добра на путь зла, на путь лжи. Всеми силами стараются об этом, изо дня в день, из часа в час тонко и лукаво действуют в сердцах наших, ибо в них они живут, ибо и мы одержимы бесами. Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознать их присутствие, не сумеем и бороться против них.

Знайте, что всякий раз, как совесть ваша тревожит, беспокоит и мучает вас, - это она предупреждает, что бесы уводят вас с пути истины.

Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть - знайте, что действуют в сердце вашем бесы. Спохватитесь, осените себя крестным знамением и начните борьбу с бесами.

Знайте, что каждый раз, когда лжете, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним- знайте, что бесы действуют в сердце вашем.

Вспомните о гадаринском бесноватом, поймите, что и вы одержимы бесами. Каждый раз, когда неспокойно у вас на душе, когда чувствуете нечистое жжение в сердце своем, когда не ощущаете в сердце мира, знайте, что бесы живут в нем.

Люди, которые всегда боролись с бесами, люди, не испытавшие злобы в сердце своем, всегда мирны, всегда живут в глубоком, невозмутимом святом Божием мире, и совесть не терзает их.

Знайте, что когда не чувствуете мира в сердце своем - знайте, что бесы живут в нем - оно нечистое жилище бесов. Наблюдайте за собою, как святые, которые всегда испытывали свое сердце, всегда следили за его состоянием, всегда бдели, чтобы не нарушился мир и покой в сердцах их. Знайте и помните, что всегда надо бороться с бесами.

Помните слова святого апостола Павла в послании его к Ефесянам: "Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его" (6, 10).

В этой борьбе против бесов, борющих вас, есть единственное укрепление - Господь и могущество силы Его, пред которым преклоняются все бесы. "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (ст. 11-12). Начальствами, властями, миродержателями века сего называет апостол Павел диавола и бесов.

"Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять" (ст. 13). Чтобы устоять в тот злой день, когда вселятся в сердце ваше бесы, когда вы ярились от злобы и оскорбляли ближних своих, досадовали на них и измышляли, как погубить их.

"Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню справедливости" (ст. 14). Препоясаны должны быть истиною, истиною Христовой. Вы должны быть, как в стальную броню, одеты в броню праведности и святости.

"И обув ноги в готовность благовествовать мир" (ст. 15). И чтобы всегда стремились вы, чтобы всегда готовы были ноги ваши идти туда, где нужно благовествовать мир, а не злобу сеять.

"А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого" (ст. 16). Щит веры, непоколебимой веры в Господа Иисуса Христа, во Святую Троицу - это щит, о который сломаются и угаснут все стрелы, которые шлет лукавый.

"И шлем спасения возьмите (того спасения, которое даром получено от Господа Иисуса Христа), и меч духовный, который есть слово Божие" (ст. 17). Знаем, как Господь Иисус Христос отразил сатану, который искушал Его в пустыне, словами из Святого Писания. Священное Писание, слово Божие, есть тот меч, которым и мы можем поразить врага духовного.

"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (ст. 18). Молитва, как ничто другое, защищает нас от бесов.

"Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (ст. 18). Не только о себе - молитесь о всех ближних ваших, о всех тех христианах, которые стремятся идти по пути Христову. "И о мне, дабы мне дано было слово устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования" (ст. 19).

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исцеление бесноватого в Капернауме. Мк. 1: 21-28; Лк. 4: 31-37 В ту бурную эпоху, как и в наши дни, много встречалось душевнобольных людей. Если ветхозаветные времена мало знают подобных случаев, то в евангельские времена душевные болезни подучили характер настоящих эпидемий.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Из книги Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Исцеление бесноватого отрока Мф. 17, 14–21; Мк. 9, 14–29; Лк. 9, 37–43 На другой день после славного преображения, спустившись с горы, Иисус Христос увидел учеников своих, окруженных толпою народа и книжников, спорящих с ними. нечаянное появление Eго изумило народ, а может быть, «и

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

Исцеление гадаринского бесноватого 25 июля 1948 г."Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных" (Лк. 9, 1-2).Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что Господь послал Своих

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

28. Исцеление гадаринского бесноватого В Евангелии повествуется, как однажды Господь наш Иисус Христос пришел в землю Гадаринскую. Земля эта находилась на восточном берегу Галилейского моря. И вот, когда они переправились туда, их встретил бесноватый человек, в котором

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

14. Исцеление бесноватого отрока 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги Главные молитвы к Пресвятой Богородице. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Глава V. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов (1.-20). Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (21 - 43) 1 Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не "в страну Гадаринскую", a "в страну Гергесинскую". Это название

Из книги Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Об исцелении бесноватых, Об исцелении душевных и телесных немощей, о ниспослании благодатной силы при разрешении трудных обстоятельств, от нашествия саранчи. Божией Матери пред Ее иконой «Избавительница» 17(30) октябряО, Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим, буди

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Об исцелении бесноватых, об исцелении душевных и телесных немощей, о ниспослании благодатной силы при разрешении трудных обстоятельств, от нашествия саранчи. Божией Матери пред Ее иконой «Избавительница» 17 (30) октябряО, Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим,

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Исцеление бесноватого 21 Пришли они в Капернаум, и в первую же субботу Иисус отправился в синагогу и стал учить собравшихся там. 22 Все дивились тому, как Он учил: как власть имеющий учил Он их, а не как книжники. 23 В той синагоге был человек, одержимый духом нечистым, и

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Иисус исцеляет бесноватого 31 И пришел Иисус в Капернаум, город в Галилее; и вновь по субботам учил Он людей. 32 Они же не переставали дивиться тому, как Он учил, ибо говорил Он как наделенный властью Божией.33 В синагоге был человек, одержимый духом, бесом нечистым. Он закричал

Из книги автора

Исцеление бесноватого 26 И они, переплыв через озеро, оказались в земле герасинской, той, что расположена напротив Галилеи. 27 Как только Иисус сошел на берег, Его встретил некий человек из города, одержимый бесами. Он давно уже не носил никакой одежды и жил не в доме, а в

Из книги автора

14. Исцеление бесноватого отрока. 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги автора

XIII Новый способ учения – притчами. Притчи о сеятеле, о зерне горчичном, о пшенице и плевелах. Укрощение бури на озере. Исцеление гадаринского бесноватого Случай в доме Симона-фарисея с достаточностью показал, что для пробуждения дремлющей совести народа и уяснения

После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого. Текст публикуется с любезного разрешения издательства «Никея», выпустившего книгу владыки Антония «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка» с этими неизданными ранее его беседами.

Вступая в пятую главу Евангелия от Марка, я хочу вам прочесть первые семнадцать стихов, и затем мы остановимся на их значении.

И пришли на другой берег моря, в . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом: не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел Он от пределов их (Мк. 5: 1-17).

Этот рассказ многогранен, к нему можно подойти со множества сторон. Я хочу остановиться именно на разных сторонах и раньше всего обратить ваше внимание на одно обстоятельство, связанное с Господом Иисусом Христом. Спаситель Иисус Христос есть Бог, ставший человеком. Он — Слово Божие, сотворившее вселенную, Он управляет всем миром премудростью Своей. И вдруг здесь, как в целом ряде других случаев, Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание. Это замечательная черта во Христе, это замечательная черта в Боге. Мы часто думаем, что есть вещи великие и сто ящие, и есть малые и мало сто ящие внимания. Не так с Богом. Нет такого страдания, нет такой боли, нет такой нужды, нет такой радости, которой не мог бы приобщиться Бог всецело, всем Своим Существом и внести иногда в безвыходное положение новый элемент, открыть как бы дверь, которая сделает это положение небезвыходным.

Вот и здесь Христос, Бог вселенной, будто забывая все на свете, все Свое внимание обращает на этого человека, потому что этот человек страдает, потому что ему нужна помощь, потому что он в горе. Нам стоит задуматься над этим, потому что не так поступаем мы с людьми, которые в нужде. Когда нужда охватывает сотни, тысячи людей, мы вдруг просыпаемся и начинаем действовать, но, когда перед нами один-единственный страдалец, а вокруг житейские заботы, собственные нужды, все то, что составляет нашу личную и общественную жизнь, мы проходим мимо. Ну да, он страдает, но это же маленькое, частное дело, разве можно это сравнить со всемирной историей, с событиями вселенной? И мы забываем, что каждый человек бесконечно драгоценен, что второго такого человека не существует и никогда не будет существовать, что он — единственный во всей вселенной и во все века. И обратить на него внимание надо в любой момент, всецело, даже когда нас призывают обстоятельства, жизнь к другому, к тому, что кажется нам более широким, более глубоким.

Я когда-то был врачом и пережил это очень сильно, когда, будучи военным хирургом, видел, как разверзается, страшно развивается война, и вместе с тем единственной моей заботой должен быть тот человек, который передо мной лежит на операционном столе. Ничего другого на свете нет, если даже обстреливают больницу или санитарный пункт, где мы находимся, мне до этого нет дела. Только один человек существует: этот человек, другого нет.

И мне кажется, что здесь Христос нам дает пример, потому что если мы так относились бы, с таким вниманием, с такой зрячестью ко всем людям вокруг нас, то жизнь была бы совершенно иная. Мы не жертвовали бы всем ради какого-то дела, мы не жертвовали бы и делом, потому что при верном подходе к делу перед нами раскрывались бы возможности, которых иначе бы не было.

Мне вспоминается сейчас один священник. Он ко мне пришел и сказал, что жена его попросила со мной поговорить. Их жизнь стала безрадостной, с тех пор как его священническая деятельность расширилась, он занят только другими людьми, а жену, детей своих он едва видит. И в результате жена несчастна, а дети — без отца. Я ему тогда сказал: «Ты знаешь что сделай — уменьши наполовину свою пастырскую деятельность». — «Как же я могу, ведь это — мой долг перед Богом и людьми?!» — «Нет, первая твоя паства — это жена и дети». — «Но я отвечу за всех тех, кого оставлю без внимания за это время. Я в ад за это могу пойти!» Я тогда ему сказал: «Знаешь, если ты это сделаешь по послушанию, то в ад пойду я, а не ты». Он просиял и говорит: «О, тогда все хорошо!» (Я не совсем так чувствовал, но был рад, что он так отозвался.) «И что же мне делать?» — «Половину времени, которое ты посвящал своим пасомым, отдай жене и детям, позаботься о них всецело, и увидишь, что будет».

Прошло несколько месяцев, и жена ко мне пришла и говорит: «Знаете, я просто не понимаю, что у нас случилось: мой муж половину своей пастырской работы оставил, все это время он отдает нам. А пастырская работа совершенно преобразилась. Вместо того чтобы он бегал по домам, к нам приходит несметное число прихожан и говорят: «Мы пришли к вам в дом, потому что мы хотим увидеть, что Бог может совершить над семьей, если семья всецело Ему предана. Ваша семейная жизнь является светочем в нашем приходе. Нам не нужно, чтобы отец В. нас посещал постоянно, нам довольно прийти и увидеть, что Бог совершает в вашей среде и, уверившись в этом, спокойно идти домой и жить так же».

Разве это не замечательно? Разве это не пример, разве это не притча в действии и в реальности?

После того как я говорил о самом Христе, теперь хочу остановиться на бесноватом. — это человек, который одержим, который над собой власти не имеет, является как бы посмешищем и игрушкой иных сил. Эти иные силы — я в этом глубоко убежден, так учит нас и Священное Писание, и жизнь и учение Святых Отцов Церкви — могут быть действительно бесовские, но не всегда действуют в таком размере и с такой яркостью, с которой они описаны здесь. Это может быть «чертовщина» в нашем русском смысле слова. Человек может быть одержим страстью к питью, быть пьяницей, страдать запоем, человек может быть сладострастником. Это может быть человек, неспособный удержаться от гнева, это может быть человек, который неудержимо влечется к воровству, это может быть человек, который пылает ненавистью, завистью, ревностью, мало ли чем. Всмотритесь, будто в зеркало, в свою собственную душу, и вы увидите, сколько в ней страстей, может быть, мелких, может быть, не таких трагических, как явное беснование, сколько таких страстей в каждом из нас, которые не дают нам свободу быть полностью достойными самих себя. Помните слова Некрасова: «Хоть и злоба во мне велика и дика, а до дела дойдет — замирает рука» . Замените слово «злоба», словом «вдохновение», «желание» и вы увидите: сколько раз бывало, что — о да, как бы хотелось!.. о да, я с такой готовностью!.. А когда дойдет до дела — ни с места. Поэтому мы должны трезво относиться не только к драматическим беснованиям, которые находим в Священном Писании и в нашей жизни, среди людей вокруг нас (хотя реже, чем иногда это представляется), и подумать над теми мелкими бесами, которые делают нас такими же мелкими и чуждыми правде Божией и правде человеческой, как и этого бесноватого.

Но замечательно в этом человеке то, что он не только беснуется. Как только бесноватый оказывается перед лицом Христа, даже когда еще издали Его видит, он во Христе видит покой, видит в Нем гармонию, он в Нем видит цельность истинного Человека, и одновременно в этой цельности прозревает Бога, таящегося в Нем. И он падает к ногам Христа и поклоняется Ему, потому что даже для бесов Бог есть Тот, Который владеет всем, Который Хозяин вселенной, видимого и невидимого мира.

Но эти бесы остаются бесами. Одержимый падает к ногам Христа, но нечистота, нечистые силы, нечистые влечения в нем кричат Христу: «Зачем Ты пришел? Оставь нас, уйди!» И Спаситель спрашивает: «А как вас звать?» — «Нам имя легион», т. е. целое полчище сидит в этом человеке, как в гнезде. А в нас что сидит? Сколько мелких чертенят, сколько мелких бесов нами владеют: зависть, и ревность, и сладострастие, и трусость, и ложь, и жадность, и сребролюбие, и ненависть, и злоба, и отказ простить чужую обиду и т. д. и т. д. В нас тоже, можно сказать, легион сидит.

И Христос повелевает им уйти, но для этих бесов уйти — значит вернуться в бездну. Они хотят как-то удержаться в видимом мире, чтобы не идти во тьму кромешную, уготованную дьяволу и служителям его, и просят Христа: «Пусти нас в это стадо свиней». Часто задается вопрос: почему, чем эти им приглянулись? Дело в том, что среди евреев, так же как и среди мусульман, свинья является символом нечистоты, и из всех животных, которые вокруг были, бесы увидели то существо, которое всем провозгласит, кто они такие. Они ушли — куда? В область ритуальной нечистоты.

Еще дальше образно показано, что бывает, когда эта нечистота получает власть: все стадо бежит и кидается в море, погибает. Из этого наглядно видно, что бывает, если злу, даже бесенятам, даже мелкой мерзости, дана полная свобода: она нас приведет к погибели, к разрушению, к смерти.

А дальше? Дальше происходит что-то очень страшное. Пастухи убегают поднимать весь народ в деревнях, в городе, рассказывают, что случилось, и люди спешат посмотреть, что же там совершилось, посмотреть на бесноватого — и видят, что он теперь в здравом уме, одет. А свиньи где? Потоплены. И тут происходит ужасная вещь: что этот человек исцелен — им все равно, а что их свиньи погибли, это — да, ужас. Второго такого случая они не хотят видеть. Они обращаются ко Христу и говорят: «Уйди из наших пределов. Спасение одного человека такой ценой, таким ударом по нашему карману — нет, на это мы не согласны». Мы с ужасом читаем такой рассказ, мы думаем: как это возможно? А на самом деле, разве мы готовы в каждом отдельном случае пожертвовать своим благополучием, своим добром для того, чтобы один человек выздоровел, вошел в жизнь, очнулся? Не всегда. И потому не будем очень укорять этих , а подумаем о себе. Как отвечу я? Если вдруг все мое имущество, все то, на что я надеялся, чтобы разбогатеть и жить благополучно, у меня будет отнято ради того только, чтобы один человек стал нормальным, здоровым, начал новую жизнь, — что бы я на это сказал? Задумаемся над этим, потому что мы не во всем лучше этих людей.

А дальше? Христос уходит, и бывший бесноватый хочет за Ним последовать: «Пойду с Тобой». Он не хочет разлучиться с тем Человеком, Который ему дал новую жизнь. И Христос ему говорит: «Нет, иди к своим, расскажи им, что случилось». «Свои» — это те же самые жители, гадаринцы, они, может быть, тоже свиней потеряли. Как они его примут?.. Кроме того, мы все знаем, что свидетельствовать перед чужими не так трудно, потому что они нас не знают, а свидетельствовать о чем-то великом, что с нами случилось лично, перед своими близкими гораздо трудней. Ответ очень часто бывает: «Ну, рассказывай! С тобой? Такое чудо случилось? Такое не бывает с людьми, подобными тебе!» И вот на что посылает Христос этого бесноватого и каждого из нас, кто силой Христа, силой веры во Христа отречется от всей своей бесноватости, начнет новую жизнь оздоровленным, исцеленным, т. е. ставшим целым, вот на что нас зовет Господь: «Пойди к своим, пусть они посмотрят, какое чудо может совершить Бог даже над одним из их собственной семьи».

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 26-39).

Святитель Феофан Затворник: Мысли на каждый день года

Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы не не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Великий пост

Вы слышали, возлюбленные братья, читанную сегодня евангельскую повесть о бесноватом в Гадаринской стране и исцелении его Иисусом Христом? Слышали, как бесы мучили несчастного человека и как он бедственно влачил свою жалкую жизнь? Видели божественную власть Иисуса Христа над бесами, над целым легионом их, т. е. над несколькими тысячами, вселившимися в несчастного человека? Видели внезапную погибель множества животных, так называемых нечистых, в которых вошли бесы по дозволению Спасителя (Лк. 8, 26-39)? Вникнем тщательно в эту повесть и возьмем себе урок из нее: она рассказана для нашего назидания .

Бесноватые были прежде, они есть и ныне; только ныне, в новой благодати, бесы действуют скрытнее и хитрее , чем в то старое время, когда сила и власть их над людьми не была еще торжественно сокрушена и им было гораздо более простора в мире. И теперь, впрочем, бешеных людей очень, очень много. Кому из нас не известен нынешний род бесноватых или бешеных пьяниц? Не удивляйтесь, что я называю пьяниц бесноватыми: они действительно таковы. Кто не слышал и кто не знает, как они, — если они мужчины и женаты, — терзают и мучают — уж не говорю сами себя — своих жен и если есть на беду дети, то и детей своих; так, по действию бесовскому, они нередко или сами в петлю бросаются, или доводят до смерти жен своих и детей своими побоями и терзаниями; и чего-чего не терпит иная жалкая женщина от пьяного мужа или дети от пьяного отца! Недостанет сил оплакать несчастий в том доме, где заведется пьяница: ад, истый ад делается в нем, каждый день слезы и стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дома, чтобы пропить. О ужасная страсть! Ужасное бешенство! Кто тут виноват? Конечно, сам пьяница, дошедший до этого демонского состояния через свою алчность к вину. Всякого больного можно лечить, а пьяницу и лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который один Своей благодатью может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Мне приходилось видеть многих пьяниц; между ними я видел некоторых совершенно исцелившимися благодатью Христовой, к помощи которой они сами усердно прибегли; но многих и я видел, и вы видели погибшими ужасной кончиной, без покаяния, самоубийством или опивством.

Итак, говорю, что я видел многих пьяниц совершенно исцелившихся благодатью Христовой, которой они искренне искали и которую получили, а это дает мне повод сказать в назидание всем пьяницам: ищите усердно помощи у Спасителя и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви…

Но я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы по неисповедимым судьбам Божиим и производили в них умственное помешательство, произносили чрез них страшные хулы, сквернословие, — видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол или нудили его лезть на стену и прочее. Таковых, думаю вместе с апостолом, Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5, 5). Но такие бесноватые были, конечно, в состоянии невменяемости: они не сознавали, что делали. А пьяницам вменяются их действия, ибо они ума и свободы действия не лишаются, и с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. Пьяницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

Но есть , братья, другой род беснующихся — это люди злые, раздражительные, гневливые . Видели вы гневливых, сердитых, злых людей? Как они нехороши в гневе! И Писание говорит: Муж ярый не благообразен (Притч. 11, 25). Как безобразится у них все лицо! Какие сверкающие, как у лютых зверей, глаза, в которых видны злоба и ярость! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, и потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. Не мстите за себя, возлюбленные , — увещевает апостол, — но дайте место гневу Божию, ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12,19). Есть еще несколько видов тихого — молчаливого или злоречивого — беснования: таково беснование людей завистливых , которых снедает чужое счастье или благосостояние и которые или в молчании страдают душой, видя счастье ближних, или поносят, клевещут на тех, коим завидуют.

Есть беснование скупых , алчных до денег, которые для прибыли и умножения их готовы на всякую неправду и из-за утраты их готовы наложить на себя руки и у которых демоны до того ожесточили сердце, что они не трогаются никаким — ни частным, ни общественным бедствием, которые, видя голодных, нагих, больных, искалеченных, проходят всякий день мимо и не дадут ни копейки, тогда как у них сокровищницы переполнены дарами Божиими. Не бешенство ли это, хотя подверженные ему спокойно ходят всякий день мимо несчастных и не считают того грехом?

Есть бешенство плотской страсти ; одержимые им впадают в тоску и отчаяние, если не удовлетворяются их страсти, или решаются на самые позорные действия ради ее удовлетворения или — нередко — и на самоубийство. Чтобы не одолела эта или другие бешеные страсти, надобно обуздывать их в самом начале; когда они усиливаются, тогда крайне трудно совладеть с ними, да без содействия благодати и невозможно.

Есть еще мания картежная , когда люди спокойно проводят за картами вечера и ночи, убивая дорогое время, а на дела Божий не взирают, на душу свою, на спасение ее не обращают внимания, о покаянии и добродетели нимало не радеют.

Есть мания, или страсть, к зрелищам . Есть люди, которые наяву и во сне бредят театром, рукоплещут до усталости театральным знаменитостям, тогда как в церковь заходят только раз или два в год, и то для того, чтобы позевать.

Есть мания боязни , страха суетного, когда человек боится подобных себе или всего окружающего боится, всех подозревает в злых умыслах или вообще предполагает во всех недобрые мысли, намерения; мания брезгливости , когда считают нечистыми всех и все и десять или двадцать раз перемывают вещь, к которой прикоснулся сторонний человек.

Есть еще у людей мания, или беснование, которое боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия, вообще святыни : ни за что их не убедишь прийти в церковь; поведешь — вырвутся и убегут или уклонятся под разными благовидными предлогами — такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого! Сюда же принадлежит беснование нигилизма , отвергающее все святое, все истины Откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христиан, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека.

Есть беснование срамословия , сквернящее сердце, и душу, и уста сквернословов, замечаемое преимущественно в простом народе, и особенно между нижними военными чинами. Вот сколько разных видов беснования, или мании, в людях! Да еще и не все они тут, ибо греховное беснование имеет бесчисленные виды и гидра греха многоглава.

Чем врачеваться от этой нравственной болезни, чем спасаться от этого многоглавого чудовища, чтобы не сделаться жертвой коварства лукавых, злых, нечистых и скверных демонов? Только смиренной верой в Господа Иисуса Христа , поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом . Сей род не исходит, токмо молитвой и постом , — говорит Господь (Мф. 17, 21). Для того, между прочим, и установлены святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Вот и этот пост послала нам святая Церковь на помощь со вчерашнего дня. Примем охотно это врачевство церковное и по силе своей будем хранить посты, чтобы распинать плоть со страстями и похотями. Аминь.

Святитель Лука (Войно–Ясенецкий)

Проповеди

Неделя 21 по Пятидесятнице

В сегодняшнем Евангельском чтении вы слышали об исцелении Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого.

В него вселился легион бесов. Что значит легион? Это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного жителя гадаринского и сделала его бесноватым, поистине сильнейшим из всех бесноватых.

Может кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может, потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может поместиться их сколько угодно в одном месте – в сердце человеческом.

Его одержимость бесами выражалась буйством и неистовством необыкновенным, он рвал, как нитки железные цепи, день и ночь бился о камни. Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой форме. Гораздо чаще бывает она в другой форме.

Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верит.

Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в его сердце, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними, как боролись все святые, которые решительно отражали бесовские нападения в сердце своем, которые умели отличать в сердце своем действия бесов от действия ангелов, от действия Святого Духа.

А люди обыкновенные, даже христиане, не отвергающие существования бесов, не сознают, что они одержимы бесами в такой мере. Много одержимых, но они беснуются гораздо более тонко, и бесы действуют совсем не так грубо, как в душе и теле несчастного гадаринского бесноватого.

И надо всем знать, что нет дня, когда бы бесы не старались увести нас с пути добра на путь зла, на путь лжи.

Всеми силами стараются об этом, изо дня в день, из часа в час тонко и лукаво действуют в сердцах наших, ибо в них они живут, ибо и мы одержимы бесами. Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознавать их присутствие, не сумеем и бороться против них.

Знайте, что всякий раз, как совесть ваша тревожит, беспокоит и мучает вас, — это она вас предупреждает, что бесы уводят вас с пути истины.

Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть – знайте, что действуют бесы в сердце вашем. Спохватитесь, осените себя крестным знамением и начните борьбу с бесами.

Знайте, что каждый раз, когда лжете, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним – знайте, что бесы действуют в сердце вашем.

Вспомните о гадаринском бесноватом, поймите, что и вы одержимы бесами. Каждый раз, когда неспокойно у вас на душе, когда чувствуете нечистое жжение в сердце своем, когда не ощущаете в сердце мира, знайте, что бесы живут в нем.

Люди, которые всегда боролись с бесами, люди, не испытавшие злобы в сердце своем, всегда мирны, всегда живут в глубоком, невозмутимом святом Божием мире, и совесть не терзает их.

Знайте, что когда не чувствуете мира в сердце своем – знайте, что бесы живут в нем – оно нечистое жилище бесов. Наблюдайте за собою, как святые, которые всегда испытывали свое сердце, всегда следили за его состоянием, всегда бдели, чтобы не нарушился мир и покой в сердцах их.

В этой борьбе против бесов, борющих вас, есть единственное укрепление – Господь и могущество силы Его, пред которым преклоняются все бесы . «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое» (Псалом 61).. Вот где прибежище наше, вот где противоядие от того яда, который воспринимаем мы из окружающей нас среды.

Если мы будем заняты полезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, тогда не будем мы игралищем бесов, тогда бесы, которые живут в каждом из нас с позором должны покинуть сердце наше.

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Ефес.ст 18).Молитва, как ничто другое защищает нас от бесов.

«Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (ст 18). Не только о себе – молитесь о всех ближних ваших , о всех тех христианах, которые стремятся идти по пути Христову.

Митрополит Антоний Сурожский

Воскресные проповеди

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас перед тремя различными и несовместимыми положениями . Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов. Сил зла, которые стараются всячески его поработить, не оставить в нем ничего , что не было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы воспользоваться, чтобы творить свое зло.

Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого. Если только мы даем власть в себе какому-нибудь греху, мы делаемся рабами греха. Об этом и апостол Павел говорит подробно. И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека – всю жизнь прожить как оружие зла на земле в безумии, в страдании, в творении зла.

Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос послал их в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту. Выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что все зло, которое в нас качествует, которое мы творим, к которому мы прилепляемся, которому мы даем власть над собой, — это именно осквернение и предельная нечистота.

А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе свиного стада. Оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено.Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности, к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям – ко всем без исключения.

И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним вся трагедия вселенной, и Он как бы забывая о трагедии вселенной, вернее, видя ее воплощенной трагически в одном человеке, оставляет все, ради того, чтобы спасти этого человека.

Умеем ли мы это сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах , о которых мы мечтаем , ради того , чтобы сосредоточить свое внимание, отдать свое сердце до конца , творчески, трагически, крестно, одной-единственной нужде, которой мы можем помочь .

И третий образ. Это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали о том, что Христос его исцелил, и какой ценой. Цена была погибель их стада. И они пришли ко Христу, прося Его уйти , оставить их пределы, не творить более чудес, которые им дорого стоят, даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства.

Вот о чем они просили: Уйди от нас. Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны. Уйди.

Нам надо подумать о себе . Мы можем увидеть себя в образе этого бесноватого, потому что каждый из нас во власти тех или иных страстей. В ком нет зависти, в ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все в той или другой мере одержимы, то есть под властью темных сил.

А это и есть их цель – овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным, как орудием зла, которое они хотят творить и могут творить только через нас. Но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами . Подумаем о себе по отношению к другим людям. Не хотим ли мы ими обладать? Не стараемся ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать их орудием нашей воли, предметом наших вожделений?

Всякий из нас может найти в себе именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.

И, наконец, подумаем. Мы – Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую жизнь другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того, чтобы обратить внимание на одну реальную жгучую нужду.

Подумаем об этом. Потому что Евангелие к нам обращается не для того только, чтобы нам представить образы. Евангелие – призыв и вызов : где ты стоишь? Кто ты? С кем ты?

Каждый из нас должен себе ответить и ответить Богу, кто мы, где мы. Аминь.



 

Возможно, будет полезно почитать: