Сквозь строй и другие способы порки на Руси. Шпицрутены, как заимствование у Европы

Армия всегда отличалась жестокостью по части телесных наказаний, и кому-то может показаться, что пара ударов плетью или палками была еще не самой изощренной пыткой. Солдат всегда было больше, чем офицеров, и нужно было заставить их подчиняться, поэтому на помощь военачальники призвали страх. Одной из самых жестоких в наказаниях стран являлась Англия, а самым распространенным видом наказания была порка. Порка могла осуществляться с помощью кнута, плети или розг. Но трепетали солдаты перед «девятихвостой кошкой» — плетью с девятью хвостами, на конце которых завязаны узлы. Били кошкой так: плеть крутили над головой два раза перед каждым ударом, а после него пропускали хвосты кошки через пальцы левой руки, чтобы очистить их от кусков плоти, кожи и крови. Потом снова два взмаха плетью и удар.

Одной из самых жестоких в телесных наказаниях стран являлась Англия

Британский солдат Александр Сомервилл в 1831 году так описывал свои ощущения от порки кошкой: «Симпсон взял кошку, как положено, по крайней мере я так считаю, я его не видел, но я испытал поразительное ощущение между плеч, под моей шеей, которое разошлось до моих ногтей на руках и ногах, и ужалило меня в сердце, как будто нож прошел по моему телу. Старшина сказал громким голосом: «один». Я чувствовал, как если бы он показал Симпсону не ударить меня по тому же самому месту. Он ударил во второй раз на несколько сантиметров ниже, а потом я подумал, что прежние раны были сладкими и приятными по сравнению с этим». После такого спина человека превращалась в кровавое месиво. Для количества ударов не было никакого ограничения: минимальная порция составляла 10 ударов, но чаще всего назначалось около полусотни, а то и 100. Нередко солдаты просто не переживали подобных пыток. Только в 1844 году было установлено максимальное количество ударов для матросов — 48. Из-за частой порки британских солдат прозвали «кровавыми спинами», Наполеон говорил, что по шрамам может узнать солдат герцога Веллингтона. Кстати, сам герцог всецело поддерживал увеличение наказаний для солдат: «Нет наказания, которое производило бы впечатление на любого человека, кроме телесных наказаний… Я понятия не имею, что может оказать больший эффект, если не страх немедленного телесного наказания».

Девятихвостая кошка оставляла на спине рубцы на всю жизнь, 1863 год

Еще одним видом наказания для солдат был «деревянный конь». Человека заковывали в колодки, затем закрывали в ящик, утыканный металлическими штырями. Так он проводил несколько часов, а иногда даже и дней.

Наказание шпицрутенами пришло из шведской армии в XVIII веке

Наказание шпицрутенами пришло из шведской армии в XVIII веке. Шпицрутен представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический шомпол. Способ наказания шпицрутенами шведы позаимствовали у англичан. В Британии был вид наказания gantlet — когда человека проводили между двумя рядами солдат, которые били его палками. За ошибки и нерадивость в учениях полагалось от 100 ударов шпицрутенами, за пьянство — 300 — 500 ударов, за воровство — 500 ударов, а за побег можно было получить 1000 и более. В российскую армию шпицрутены ввел Петр I. Позднее, из-за наказания шпицрутенами погибли часть солдат и матросов после восстания декабристов. Казалось, что смертная казнь была гуманнее. Николай I писал после рапорта о тайном переходе двух евреев в 1827 году через реку Прут: «Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне её вводить».


Наказание шпицрутенами, 1776 год

В России наказания мало отличались от тех, что использовали в Англии или Голландии. Но Петр не гнушался использовать и те виды экзекуции, что ранее были закреплены на Руси. Например, битье батогами было распространено в XV — XVIII веках. Батоги представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Число ударов не ограничивалось, т. к. наказание считалось более легким, чем удары плетью или кнутом. Бить позволялось как через платье, так и по голому телу. Также было распространено наказание уже упомянутыми шпицрутенами, которое применяли и в бытовой жизни, а не только в армии, клеймение раскаленным железом, отрубание частей тела. Кошками тоже били, правда, иногда заменяли их на линьки — куски каната с узлами. Такой тип наказания применялся к матросам.


Килевание

У матросов, кстати, помимо вышеописанным, были свои виды наказаний. Распространенным типом экзекуции у британцев было килевание. Впервые упоминания о протягивании под килем появились в Ганзейском указе XIII века. Под килем протягивался канат, концы которого крепились к блокам на ноках нижнего рея. Матроса привязывали к канату и протягивали от одного борта до другого. Если бедолага не захлебнулся, то ему давали отдышаться, а затем протягивали в обратном направлении. А если канат заедал, то провинившегося ждала смерть.

Было распространено и погружение в воду, которое представляло собой принудительное купание провинившегося. Матроса сажали верхом на бревно, к ногам крепили груз. Затем бревно поднимали к ноку рея, сбрасывали с высоты в воду и медленно вытягивали, опять поднимая к ноку. Конечно, можно было бы все упростить и не использовать бревно, но оно прибавляло действу зрелищность.

Также моряков наказывали и проходом сквозь строй. Раздетого по пояс человека водили через выстроившейся в два ряда экипаж, которому раздавались плетеные веревки с узлами. Каждый должен был ударить идущего между матросами один раз. При необходимости матроса обязывали пройти между рядами по несколько раз.


Сквозь строй, рисунок Жоффруа, 1845 год

У следующей экзекуции довольно романтичное название — «созерцание неба», однако ничего приятного эта фраза матросам не сулила. Человека связывали особым способом и подтягивали к верхушке мачты. Он висел с распростертыми руками и ногами несколько часов. Англичане называли такое наказание «висеть как орел с расправленными крыльями». Кошки также были в почете. Матроса растягивали вертикально на веревках, а весь экипаж выстраивался в очередь для порки. Перед наказанием хвосты кошки вымачивали в соленой воде или моче, чтобы было больнее.

Первыми телесные наказания в армии отменили французы

В XVIII веке наметилась тенденция на отказ от телесных наказаний. Так, первыми в этом стали французы, которые отменили порки и подобные экзекуции после Великой революции. В 1830 году их примеру последовали бельгийцы, а затем и Пруссия с Италией. В США телесные наказания в армии отменили в 1861 году, однако на флоте они сохранялись еще на протяжении почти 20 лет. В Британии порка запрещена с 1881 года. Последней страной в этом списке стала Российская империя, где телесные наказания отменили только в июне 1904 года. С того момента солдаты и матросы карались более гуманно: их сажали под арест, лишали чарки или увольнения и пр. Но даже после отмены телесных наказаний многие поколения солдат с ужасом слушали о кнутах, шпицрутенах и кошках.

Этот род наказания назывался в России бегом "сквозь строй" (или хождением по “зеленой улице), под ударами шпицрутенов. Чаще всего наказание это применялось в армии, хотя довольно продолжительное время под шпицрутенами стонали жители одной из провинций нашей страны. После того, как приговор прочитывался перед собравшимся на плацу или казарменном дворе полком, палач привязывал руки преступника к стволу своего ружья; другой солдат шел впереди наказываемого и держал перед ним также ружье, но штык последнего был обращен на подсудимого, приблизительно на высоте живота его. Барабанный бой возвещал начало экзекуции. Преступник, голова которого была выбрита догола, начинал шествие среди двух рядов солдат, образовавших собой длинную шеренгу с каждой стороны. Каждый из этих солдат был вооружен длинным орешниковым прутом и должен был нанести им удар своему провинившемуся товарищу, когда последний поравняется с ним. Если наказываемый имел намерение ускорить шаги, чтобы таким образом сократить время экзекуции, он натыкался на обращенный к его телу штык; чтобы воспрепятствовать ему уклоняться в стороны, назначались два солдата.

Крайне редко кому-либо удавалось пройти вдоль всей линии выстроенных с розгами солдат; когда же несчастный впадал в обморочное состояние, его отправляли в лазарет с тем, чтобы после поправки снова подвергнуть полному количеству определенных судом ударов. Один из правителей установил наносить при наказании шпицрутенами двенадцать тысяч ударов, но если приговором не предусматривалось забить преступника до смерти, то назначалось только две тысячи ударов.

За какие провинности наказывали шпицрутенами? Воинский артикул Петра I назначал их и за воинские нарушения, за чернокнижие, чародейство и идолопоклонство, за поношение Матери Божией и святых, за прелюбодеяние и многое другое. Со временем размеры шпицрутенов (длина - около 2 м, диаметр - 4 см) уменьшились, и к середине ХIХ века, согласно требованиям, в дуле ружья их должно было помещаться не более трех штук. Но от этого тяжесть наказания нисколько не уменьшилась, а, наоборот, истязание растягивалось во времени. Порция в 4 тысячи ударов считалась вполне умеренной!

В анатомическом театре Казанского медицинского университета до сих пор хранятся два скелета - известных разбойников Быкова и Чайкина, подвергнутых в 1849 году этому суровому наказанию. Быков был атаманом шайки, грабил и убивал, наводя страх на многие уезды Казанской губернии. Он неоднократно убегал из казематов и отличался свирепостью и нераскаянностью. Ему было назначено 12 тысяч ударов (максимально возможное количество) шпицрутенами, а его ближайшему помощнику Чайкину, ввиду чистосердечного раскаяния, на тысячу ударов меньше. Как проходило наказание, рассказывает очевидец события доктор А.И.Ильинский.

"... Преступники сошли с позорной колесницы и были напутствованы священником, как перед смертной казнью. Затем их быстро раздели: обнажив туловища до ягодиц, руки того и другого были привязаны к ружьям, за которые каждого преступника вели рослые, крепкие и сильные солдаты. Первого повели Быкова, а спустя некоторое время Чайкина, так что оба шли друг за другом и, получая удары шпицрутенами, испускали раздирающие душу крики и стоны. Уже после первой тысячи спины их покрылись лоскутьями изрубленного мяса и стекающей крови и вспухли..."

За ними шел городской врач Соколовский. Когда Быкову дали уже 5 тысяч ударов, доктор нашел его слабым, и преступника положили на тележку. Но и здесь наказание не прекратили - дали уже лежащему около тысячи ударов. Так же поступили и с Чайкиным. Он оказался слабее своего атамана и выдержал чуть более трех тысяч ударов из положенных 11000. В городскую больницу их отправили еле живыми. Предполагалось, что они подлечатся, а потом экзекуция будет продолжена. Но оба умерли в тот же день.

Читая эти воспоминания, начинаешь понимать, что эта ужасная по сути своей экзекуция превосходила все, что человек мог придумать зверского и постыдного. Под давлением общественного мнения и собственного трезвого суждения Александр II в 1863 году пошел на подписание указа "О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных". Но прекращено было лишь публичное истязание плетьми, клеймение, истязание женщин всех сословий, исключая ссыльных, уничтожены шпицрутены и "кошки" (четыреххвостые плети с узелками на концах), освобождались от телесных наказаний также и солдаты, не находящиеся в разряде штрафных.

Вот кадры из фильма "Round-Up", иллюстрирующие это истязание. Существовала и показанная здесь модификация этой казни, может быть более мягкая, когда преступника заставляли просто бежать сквозь строй, так что он мог быстрым бегом сократить число доставшихся ему ударов.

Нередко отрицают тот факт, что такому наказанию подвергали и женщин, говоря, что это было только военное наказание. Однако исторические свидетельства говорят против этого мнения.

Наиболее известный случай подобного телесного наказания, которому подвергли женщину, была расправа с австрийской графиней Мадерспах в конце XIX века.

Я напомню своим читателям этот известный в свое время случай, пользуясь тогдашним изложением газеты „Таймс". Это была хорошенькая женщина, милая и очень остроумная.

Верная жена, она слепо держалась политических убеждений своего мужа, что и было причиной ее несчастья.

Она была публично наказана розгами. Обнаженная до пояса, с большим трудом удерживающая свои юбки на бедрах, только и помышляя о том, как бы не обнажился ее круп и наказание не стало еще более для нее унизительным, она должна была пройти через знаменитую „зеленую дорогу".

В то время так называли узкий коридор между двумя шеренгами солдат с розгами в руках, которыми они били приговоренную к наказанию преступницу то одной, то другой рукой, обязанную пройти с одного конца коридора до другого.

В России, это называлось „прогнать сквозь строй", причем солдаты вооружались палками. Иногда прогоняли через несколько тысяч палок. Преступника, обнаженного до пояса вели. Часто забивали до смерти. Экзекуция производилась нередко также в несколько приемов. Давалось известное число палок. Если присутствовавший доктор находил, что несчастный не в силах выдержать остальное число ударов, то его отправляли на поправку в госпиталь. По выздоровлении опять прогоняли сквозь строй. Иногда это делалось несколько раз, пока не было дано все назначенное судом число палок, доходившее, повторяем, до десяти и даже, кажется, больше тысяч палок.

Когда несчастная графиня Мадерспах дошла до другого конца „зеленой дороги", она уже давно выпустила из рук юбки.

Начиная от шеи и до колен ее тело представляло, по словам корреспондента лондонской газеты, окровавленный кусок мяса.

Она не умерла но удалилась в свои поместья, чтобы в глуши их оплакивать свой позор.

„Я, считавшаяся всеми, меня знавшими, честной и уважаемой женщиной", писала она своей приятельнице,—„просто не в силах написать вам,— полуобнаженная была высечена розгами на глазах всех солдатами, разве может быть что-нибудь ужаснее"!

В самом конце 50-х годов прошлого столетия в России сотни женщин ежегодно наказывались плетьми и розгами, и многие из них публично на эшафот. Солдатам и преступникам плети назначались сотнями, а шпицрутены тысячами, и это было гораздо ужаснее и мучительнее смертной казни; тело наказанных обращалось в рубленное мясо, и они обыкновенно умирали или во время наказания или вскоре после него (свирепый палач мог убить одним-двумя ударами кнута или плети). И в то же время Россия гордилась перед иностранцами, что у нас нет смертной казни. Так, Император Николай I, в вид акта милосердия, на рапорт о двух приговоренных к смертной казни написал: „виновных прогнать сквозь 1000 человек 12 раз (т. е. они должны были получить по 12000 ударов шпицрутенами). Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить". Конечно, наказанные умерли.

Так, что этот вид наказания вполне можно приравнять к мучительной смертной казни.

Шпицрутены, как часть военной реформы в Швеции.

Рис. 1. «Прогон сквозь строй» - шведская иллюстрация.

Одни из главных победителей Тридцатилетней войны, шведы, первыми сумели создать упорядоченное и цельное воинское законодательство и воинский артикул (устав), автором которого стал король Густав-Адольф в 1621 году. В 1683 году король Карл XI создал новую редакцию воинского устава.

В свою очередь шведы очень многое взяли из уставов голландского военачальника Морица Оранского, великого воинского реформатора, сумевшего реформировать прежнюю наемническую армию в регулярную и изменившего тактику сражений. Мориц \Оранской, как известно, изучал тактику сражений римской армии с помошью историка Юстуса Липсиуса (1547-1606) и многое превзял из античных образцов, с поправкой, разумеется, на новые реалии. Так, его батальоны являются новым воплощением римских легионов.

В уставе Густава Адольфа предусматривались, между прочими, телесные наказания. И тут обнаруживается появление такой вида наказания, как прогон сквозь строй. Он, вероятно, не был совершенно новым. Таким способом, судя по старинной гравюре, в Германии наказывали шпионов.

Рис. 2. «Улица» для шпионов, из «Книги войны» Йоста Аммана, 1525 год

Какой путь проделао это наказание, прежде чем возникнуть в шведском военном уставе? Это не вполне ясно. Но, кстати, о Морице Оранском пишут, что он сумел установить в своей армии образцовую дисциплину. Без телесных наказаний тут не обощ\шлось, потому что в образце для подражания - римской армии - они были. Там солдат наказывали ликторы. Однако, у римлян большое внимание уделялось и сознательной дисциплине - они бились не только по принуждению, но и за свое государство, за свое обеспеченное будущее.

В шведском воинском уставе вводится точный регламент наказания: два ряда солдат по 150 человек в каждом снабжаются шпицрутенами (ивовые прутья определенной толщины, очищенные от коры), два унтера ведут наказываемого, чтобы он не мог ускорить свой ход. Мерно бьет барабан и под его удары наносятся удары достаточной силы (кто не бьет, как следует, может быть сам пропущен сквозь строй) В Швеции это наказание было отменено в 1734 году в гражданском праве, но в военно-уголовном кодексе продолжало существовать до 1812 года

Из Швеции эта технология поддержания воинской дисциплины распространилась по Европе.

Заведение шпицрутенов в России

В 1696 году майор-преображенец и капитан флота А. Вейде был послан в Венгрию и другие земли для знакомства с военным устройством имперских вооруженных сил. А. Вейде совершил ряд поездок и в другие страны. Результатом явился подготовленный к 1698 году Воинский устав. Кроме того, в 1699 году А. Вейде было поручено составить "Воинский наказ как содерживаться" и "Артикул, какое кому наказание за вины", что тот и сделал.

В 1702 году работа над составлением военных законов была поручена А. Виниусу, который сделал перевод с ряда иностранных документов. В том же, 1702, году в войсках Б. Шереметева действовало "Уложение или право воинского поведения генералом, средним и меньшим чином и рядовым солдатом". Это Уложение содержит описание целого ряда наказаний. Здесь впервые упоминается наказание шпицрутенами, впоследствии столь популярное в России.

Появление немецких терминов (фухтель, шпицрутен) ясно говорит об источнике заимстувования - какой-то из немецких военных уставов.

В «Артикул воинскоме» 1715 года наказание шпицрутенами упоминается в 35 случаях, в новой версии 1716 года уже в 41-ом.

Число ударов при наказании Ш. назначалось различными способами. При Петре I или просто говорилось о наказании Ш., или устанавливалось прогон через полк или батальон определенное число раз (максимально — 12). Впоследствии было установлено, что полк означает 1000 человек, батальон — 500 и высший предел наказания шпицрутенами был установлен в 12000 ударов. В царствование Николая I максимум наказания составляли 6000 ударов; в исключительных случаях назначалось 12000 ударов, например за карантинные преступления. Отмена шпицрутенов состоялась в 1863 г. по настоянию военного министра Милютина.

Модернизация и рабство.

Есть такой термин - модернизация. Его в узком смысле применяют к переходу от аграрного общества к индустриальному.

Были страны, которые совершили этот переход первыми - Нидерланды, Англия, с определенным опозданием Франция - и остальные, к которым применяется термин «догоняющий тип модернизации ».

Многие из догоняющих дали примеры специфических проблем такой модернизации: условия были неравны, и они сказывались на переходе. Что касается России, то у нее этот процесс значительно растянулся, модернизация совершалась рывками и погоня оказалась драматичной.

Да и сам процесс модернизации состоял не из одних успехов: на примере возникновения каторги, как наказания нового типа, видно, что в европейском обществе возник новый тип порабощения. Не менее специфичные отношения развивались в армии, что видно на примере телесных наказаний.

Одним их главных модернизаторов в истории считается Петр Великий. Его значение перешло границы его собственной страны и времени. Но ввиду типичной для него жестокости, он ярко демонстрирует восприимчивость к наиболее негативным сторонам модернизации. Кроме шпицрутенов Петр быстро перенял множество иных наказаний, на Руси до той поры невиданных.

Можно отметить, что, установив наказание шпицрутенами вослед Европе, Россия отказалась от них несколько поз\же большинства других европейских стран - срок этот составил примерно 20-45 лет. Казалось бы, немного. Но он вполне коррелирует и с отменой крепостного права среди европейских государств, которые его еще сохраняли, с технологическим отставанием от нескольких ведущих стран Европы, и так далее.

К дульнозарядному огнестрельному оружию, применяемый для телесных наказаний (наказание шпицрутенами) в XVII-XIX веках в Европе.

В английских вооружённых силах англ. gantlet, gauntlet - название старинного наказания, когда провинившегося гонят ударами палок сквозь двойной строй солдат или матросов . В русских войсках имперского периода жаргонное название - прогнать сквозь строй.

История

В октябре 1827 года на рапорте о тайном переходе двух евреев через реку Прут в нарушение карантина, в котором отмечалось, что лишь смертная казнь за нарушения карантина способна их остановить, Николай I написал: «Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне её вводить» .

В 1846 году специальная комиссия вынесла приговор двум дворовым людям за убийство шести помещиков: прогнать сквозь строй через тысячу человек шесть раз и затем отправить на каторгу . Но губернатор в секретном донесении предложил наказать убийц шпицрутенами «без отдыха» 9 тысяч раз и «по наказании преступников вывесить трупы их на местах преступления». Генерал-губернатор предложил также исполнить над преступниками обряд приготовления к смерти. Министр внутренних дел объяснил, что есть секретное высочайшее повеление, которым запрещено давать более 3 тысяч вместо определённых в законе 6 тысяч раз шпицрутенов, но в данном случае применение негласного повеления имело бы значение облегчения участи преступников, чего они вовсе не заслуживают. Тем не менее, он указал, что наказывать «без отдыха» нельзя, потому что дозволяется давать за раз не более того числа ударов, сколько может выдержать наказуемый, а затем следует ожидать его выздоровления. В результате император утвердил приговор комиссии.

Следует, однако, заметить, что при наказании шпицрутенами восставших военных поселенцев в 1832 году упавших под прутьями клали на сани и везли сквозь строй, продолжая бить. Присутствовавший при этом врач лишь давал понюхать нашатырный спирт потерявшим сознание .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В английских вооружённых силах gantlet или gauntlet - название старинного наказания, когда провинившегося гонят ударами палок сквозь двойной строй солдат или матросов .

Мера наказания

Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от 100 ударов и более), за пьянство (300-500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (первый побег - 1 500 ударов, второй - 2 500-3 000, третий - 4 000-5 000 ударов).

В 1846 году специальная комиссия вынесла приговор двум дворовым людям за убийство шести помещиков : прогнать сквозь строй через тысячу человек шесть раз и затем отправить на каторгу . Но губернатор в секретном донесении предложил наказать убийц шпицрутенами «без отдыха» 9 тысяч раз и «по наказании преступников вывесить трупы их на местах преступления». Генерал-губернатор предложил также исполнить над преступниками обряд приготовления к смерти. Министр внутренних дел объяснил, что есть секретное высочайшее повеление, которым запрещено давать более 3 тысяч вместо определенных в законе 6 тысяч раз шпицрутенов , но в данном случае применение негласного повеления имело бы значение облегчения участи преступников, чего они вовсе не заслуживают. Тем не менее, он указал, что наказывать «без отдыха» нельзя, потому что дозволяется давать за раз не более того числа ударов, сколько может выдержать наказуемый, а затем следует ожидать его выздоровления. В результате император утвердил приговор комиссии.

Следует, однако, заметить, что при наказании шпицрутенами восставших военных поселенцев в 1832 году упавших под прутьями клали на сани и везли сквозь строй, продолжая бить. Присутствовавший при этом врач лишь давал понюхать нашатырный спирт потерявшим сознание.

См. также

Напишите отзыв о статье "Шпицрутен"

Примечания

Литература

  • Тимофеев А. Г. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Л. Толстой «После бала»
  • Ф. Достоевский «Записки из Мёртвого дома»
  • К. Паустовский «Северная повесть»
  • А. И. Куприн , «Дознание»

Отрывок, характеризующий Шпицрутен

– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.

 

Возможно, будет полезно почитать: