Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица. Собрание кредиторов Что такое собрание кредиторов должника

Комментарий к ст. 213.8 № 127-ФЗ

Статья регулирует порядок созыва и ведения собрания кредиторов, которое может организовываться финансовым управляющим должника. Интересно, что на таком собрании может присутствовать сам должник или представитель должника. Но ни должник, ни его представитель не имеют права голоса на заседании.

Установлено, что кредиторы могут обратиться к финуправляющему для включения в реестр кредиторов на протяжении 2 месяцев с момента введения в отношении должника реструктуризации долгов (требования предъявляются финансовому управляющему, который и составляет реестр, а также в суд, которым ведется дело о банкротстве).

Место и способ собрания определяется финуправляющим либо кредиторами потенциального банкрота. Если собрание проводится с отсутствием одного или нескольких кредиторов (при отсутствии необходимого кворума для принятия решений), такое собрание признается не состоявшими.

Константин Логинов, Адвокат

Статья 213. 8 . Собрание кредиторов в случае банкротства гражданина.

  1. Собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина. В собрании кредиторов принимают участие без права голоса наряду с лицами, указанными в пункте 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, гражданин и (или) его представитель. Гражданин вправе направить финансовому управляющему заявление о проведении собрания кредиторов без своего участия и (или) без участия своего представителя. Неявка гражданина и (или) его представителя на собрание кредиторов не препятствует проведению собрания кредиторов.

  1. Для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213 7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом. Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
  2. Уведомление о признании арбитражным судом обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов направляется финансовым управляющим по почте всем известным ему кредиторам гражданина не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. В указанном уведомлении также кредиторам предлагается заявить свои требования в деле о банкротстве гражданина и разъясняется порядок их заявления.
  3. Первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия). В дальнейшем собранием кредиторов могут быть определены иные время и место проведения собраний кредиторов. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражным судом может быть определено иное место проведения собрания кредиторов или установлен иной способ его проведения.
  4. Уведомление о проведении собрания кредиторов включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов заказным письмом с уведомлением о вручении.
  5. Лицо, имеющее право на участие в собрании кредиторов и желающее получить дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов, извещает об этом финансового управляющего с указанием способа направления уведомления (посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, электронной связи или иных средств связи и доставки) и необходимых для этого реквизитов, а также предварительно перечисляет на банковский счет финансового управляющего сумму средств на направление дополнительного уведомления выбранным способом. Финансовый управляющий обязан предоставить лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, по его запросу сведения о реквизитах своего банковского счета и сумме средств на направление дополнительного уведомления.При условии компенсации таких средств дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим соответствующему кредитору или в уполномоченный орган не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
  6. По решению финансового управляющего или собрания кредиторов оно может проводиться без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к уведомлению о проведении собрания кредиторов, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования. Для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в порядке, установленном статьей 13 настоящего Федерального закона, и в срок не позднее чем за тридцать дней до даты проведения собрания кредиторов. К уведомлению о проведении собрания кредиторов, направляемому конкурсному кредитору или в уполномоченный орган, прилагаются бюллетени для голосования с указанием в них наименования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, размера требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов, количества голосов и процентного соотношения голосов конкурсного кредитора или уполномоченного органа и общего числа голосов конкурсных кредиторов или уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать:
    • сведения о гражданине, предусмотренные пунктом 5 статьи 213 7 настоящего Федерального закона;
    • повестку дня собрания кредиторов;
    • дату проведения собрания кредиторов (дату окончания приема бюллетеней для голосования), которая не может быть установлена ранее чем через тридцать дней с даты направления уведомления о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования;
    • почтовый адрес финансового управляющего, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования (при этом использование почтового абонентского ящика для получения заполненных бюллетеней для голосования не допускается);
    • бюллетени для голосования;
    • порядок направления заполненного бюллетеня для голосования;
    • порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению собрания кредиторов, и адрес или адреса, по которым с ней можно ознакомиться;
    • порядок ознакомления с решениями собрания кредиторов.
  7. Собрание кредиторов в форме заочного голосования может быть проведено в электронной форме с использованием телекоммуникационных каналов связи через организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между лицами, участвующими в собрании кредиторов (далее — оператор электронного документооборота).
  8. В случае использования для проведения собрания кредиторов электронных систем документы и сведения, направление которых предусмотрено законодательством при проведении собрания кредиторов (в том числе при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования), должны быть подписаны электронной подписью лица, направившего соответствующие документы и сведения.
  9. Оператор электронного документооборота при проведении собрания кредиторов должен обеспечивать:
    • защиту и конфиденциальность документов и сведений, представленных в электронной форме;
    • передачу и доставку документов и сведений, представленных в электронной форме, в автоматическом режиме;
    • фиксацию даты и времени передачи документов и сведений, представленных в электронной форме, а также даты и времени получения таких документов и сведений;
    • направление отправителю сообщений в электронной форме о дате и времени получения адресатом соответствующих документов и сведений; неизменность и целостность документов и сведений, представленных в электронной форме;
    • хранение документов и сведений, представленных в электронной форме, и их реквизитов.
  10. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, наряду со сведениями, установленными статьей 13 настоящего Федерального закона, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
  11. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
    • принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
    • принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении изменений, вносимых в план реструктуризации долгов гражданина;
    • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • принятие решения о заключении мирового соглашения;
    • иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  12. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включаемым в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.

Голосование на собраниях организуется следующим образом. Перед собранием управляющий проводит регистрацию кредиторов. При этом на практике необходимо проверить наличие полномочий у них или их представителей - следует отметить, что управляющий нередко совершенно обоснованно не допускает представителей до участия в собраниях либо комитетах по причине неправильного оформления доверенностей, например, представляется доверенность на получение материальных ценностей. Зарегистрированным участникам управляющий выдает бюллетень для голосования, в котором обычно указываются следующие данные: регистрационный номер; наименование (имя) кредитора и сумма его требований; дата, время и место проведения собрания; вопросы, подлежащие рассмотрению, и очередность голосования по каждому из них; разъяснение порядка голосования и указание на необходимость подписания бюллетеня кредитором.

Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований; таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также уполномоченных органов (ФСФО РФ) с требованиями по уплате обязательных платежей; суммы неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в расчет не берутся. Суммы убытков, на мой взгляд, должны включаться в размер суммы требований для определения количества голосов на собрании (расчет убытков - единственная возможность для кредитора с неденежными требованиями участвовать в конкурсном процессе). Закон 1998 г. не отвечает на вопрос о включении убытков в размер требования, а Закон 2002 г. прямо устанавливает, что убытки не учитываются как для определения признаков наличия банкротства, так и для целей определения числа голосов на собрании.

Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов, - в зависимости от способа голосования (точнее, можно сказать о двух способах голосования при принятии определенных решений).

Во-первых, это такие решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Это общее правило, принятое и Законом 1998 г., и Законом 2002 г. Однако Закон 1998 г. устанавливал, что в соответствии с этим правилом принимаются:

Все решения, для которых не установлено исключений;

Решения, для которых установлены исключения, если эти решения принимаются на повторном собрании, при том, что на первом собрании решение принять не удалось.

Закон 2002 г. устанавливает, что названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений; если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием, но не большинством голосов от присутствующих, а если за него проголосовали более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов (подробнее о проблемах, связанных с установлением такого порядка, будет сказано ниже).

Во-вторых, это такие решения, для принятия которых необходимо большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, т.е. решения принимаются квалифицированным голосованием. Это исключение из общего правила; таким образом принимаются решения, прямо названные в законе (их перечень является исчерпывающим). Закон 1998 г. предписывал принимать квалифицированным порядком следующие решения:

О введении внешнего управления;

О продлении внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.

Закон 2002 г. несколько дополнил этот перечень; в настоящее время особым порядком принимаются следующие решения:

Об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;

О досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;

О введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный

Об утверждении графика погашения задолженности;

О введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Об утверждении плана внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

О выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

О включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;

О заключении мирового соглашения.

Как видим, это наиболее важные для должника решения, поэтому для их принятия предъявляются более жесткие требования (заметим, что вопросы исключительной компетенции общего собрания совпадают с вопросами, голосуемыми квалифицированным порядком, не в полной мере).

Кредиторы должны быть уведомлены о том, какие именно вопросы будут рассматриваться на собрании - если заинтересованность в принятии данного решения у кредитора отсутствует, он не приедет на собрание, но в этом случае, возможно, решение не будет принято.

Если такое решение не принято на первом собрании кредиторов, то для его принятия управляющий может созвать повторное собрание, на котором то же решение будет приниматься несколько иным порядком. Управляющий обязан сообщить кредиторам о том, что созывается повторное собрание для принятия решений, не принятых первым собранием. Естественно, как на первом, так и на повторном собрании могут обсуждаться и другие вопросы (обратим внимание на то, что собрание должно быть именно повторным - практике известны случаи, когда управляющий ставил какой-то вопрос на повторное голосование на этом же собрании, что совершенно незаконно). Количество повторных собраний Закон не регламентирует, т.е. они могут проводиться несколько раз, если позволяет время.

Серьезные проблемы связаны с нормой п. 3 ст. 15 Закона, устанавливающей порядок голосования на повторном собрании: оно правомочно принимать решения, если "за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов". Очевидно, это не требование к кворуму - оно установлено п. 4 ст. 12 Закона.

Норма п. 3 ст. 15 Закона является императивной.

Проблема возникнет в ситуации, когда на повторное собрание явились кредиторы с большим количеством голосов (например, с 90%) и большинство проголосовало против решения. Например, из этих 90% требований 35% были отданы за принятие решения, а 55% - против. Считается ли решение принятым? Буквальное толкование п. 3 ст. 15 Закона приведет к положительному ответу на данный вопрос, что совершенно неразумно. Очевидно, что Закон исходил из того, что на повторное собрание не придет намного больше кредиторов, чем на первое.

Представляется необходимым ограничительное толкование п. 3 ст. 15 Закона - эта норма должна применяться только в случаях, когда на повторном собрании за решение отданы 30% голосов, а против - меньшее их количество.

Для сравнения. Так же, как и Законом 1998 г., вопрос голосования решается Законами Узбекистана и Казахстана (последний добавляет к числу решений, принимаемых большинством от общей суммы требований, избрание комитета кредиторов). Закон Эстонии устанавливает противоположный порядок, в соответствии с которым все решения принимаются большинством от общей суммы требований, и только на повторном собрании достаточно большинства от числа требований присутствующих на собрании кредиторов.

Интересен порядок определения количества голосов кредиторов, установленный Законом Латвии. В соответствии с п. 5 ст. 8 этого Закона "количество голосов на собрании кредиторов определяется путем принятия за один голос количества наименьших известных требований; количество голосов остальных кредиторов устанавливается путем деления требований каждого кредитора на наименьшее известное требование. Количество голосов каждого кредитора определяется перед каждым собранием с учетом изменений в составе необеспеченных кредиторов и сумм требований".

Заседание кредиторов при инициации дела о банкротстве является важной составляющей всего делопроизводства. По форме оно приравнивается к съезду акционеров, но вопросы, обсуждаемые на нем, имеют совершенно иную суть. Каждый из кредиторов представляет свои интересы и предъявляет к должнику соответствующие претензии. Главной фигурой назначается арбитражный управляющий, который проводит контроль соответствия компетенции заседания. Если в ходе обсуждения не удалось решить тот или иной конфликт, или ситуацию, то управленец обязан созвать повторное собрание кредиторов и на повестку дня выставить вопросы, не решенные на предыдущем съезде.

Собрание кредиторов на этапе конкурсного производства

Участниками заседания являются кредиторы, заявившие о своих претензиях и включенные в реестр, уполномоченные органы и руководство компании-банкрота. На заседании, проводимом при конкурсном производстве, решаются следующие вопросы:

  • необходимость открытия этапа внешнего производства или финансового оздоровления, а также установление срока проведения данных процедур;
  • утверждение плана финансовой стабилизации и графика погашения требований;
  • заключение мирового договора;
  • составление ходатайства в арбитраж на введение этапа конкурсного производства и признания компании финансово несостоятельной;
  • предложение по введению дополнительных требований к должности управленца;
  • установление размера оплаты деятельности управляющего;
  • утверждение реестродержателя;
  • расширение компетенции кредиторского собрания.

Если в ходе обсуждения вопросов на собрании участники не пришли к единому решению, либо открылись новые факты по делопроизводству, тогда управляющий обязан организовать повторное собрание кредиторов в конкурсном производстве. Но для его проведения необходимы существенные условия.

Условия для проведения повторного заседания

Законодательством не предусмотрены граничные сроки организации и проведения повторного кредиторского заседания, ввиду того, что первое заседание не состоялось, либо на нем не были решены важные вопросы. Но по общим законодательным нормам арбитражный управленец обязан организовать созыв участников в разумные сроки, учитывая общие сроки проведения этапа конкурсного производства.

Что организовать повторный созыв участников процесса необходимо выполнение определенных условий. Это:

  1. На заседание должны быть приглашены все кредиторы, заявившие о своих претензиях и включенные в реестр, а также абсолютно все заинтересованные участники делопроизводства.
  2. Все участники процесса должны быть оповещены арбитражным управленцем о предстоящем съезде соответствующим образом: путем уведомления по почте или путем публикации в издательстве «Коммерсантъ» (в случае, если участников собрания насчитывается более 500 человек).

С учетом особенностей организации собрания следует четко понимать суть повторного заседания. Повторным оно считается, когда на предыдущем не были решены главные вопросы, либо решение невозможно было принять в связи с недостаточностью голосов, либо, выносимые на повестку дня вопросы возникли спонтанно.

В чьи полномочия входит отложение кредиторского собрания?

Перенеси или отложить заседание вправе только арбитражный суд на основании ходатайства управляющего. Также суд дает постановление о повторном созыве, если поступили новые факты или претензии кредиторов. Чем существеннее будут претензии, тем выше шанс перенести собрание.

Срок повторного заседания определяется судом либо в соответствии с ходатайством управляющего. Стоит указать, что участники делопроизводства не вправе устанавливать или рекомендовать сроки.

Действия управляющего

В законодательстве не предусмотрены положения о том, как поступить управляющему при отсутствии на заседании установленного кворума, и, как провести повторное собрание. Но, при любых обстоятельствах управленец обременен сроками проведения того или иного этапа процедуры банкротства. Если повторное собрание длительное время невозможно провести, то это обстоятельство серьезно затрудняет дело, а вместе с тем влечет невозможность закрыть конкретный этап банкротства. При любой попытке организовать съезд участников без наличия соответствующего кворума арбитражный управляющий подвергает себя риску быть привлеченным к ответственности согласно статье 14.13 КоАП РФ.

Решить возникшую проблему целесообразно организовав третье собрание кредиторов с той же повесткой дня, которая предполагалась для повторного собрания, не зависимо от количества участников собрания. Решения будут считаться принятыми при голосовании за них большинством голосующих участников. Цель метода состоит в том, что таким образом появляется возможность закрыть тот или иной этап процедуры банкротства и минимизировать затраты компании-должника, в частности на оплату деятельности управляющего.

События последних десятилетий в истории развития российской экономики показывают, что закономерные процессы, которые затронули деятельность тех или иных предприятий, для многих закончились процедурой банкротства и ликвидации. Такая опасная тенденция есть и сегодня. Поэтому необходимо иметь четкое понимание процедур, сопровождающих этот процесс, а также прав и обязанностей их участников. Опираясь на , кредиторы вправе реализовывать свои права по отношению к должнику как индивидуально, так и коллегиально (в составе объединения). Удовлетворение требований к должнику является их основной целью, для достижения которой законодатель предоставил им особые права.

Существуют два коллегиальных органа, призванные урегулировать взаимоотношения с должником: комитет и собрание кредиторов. Комитет образуется, только если этого захотят все участники, тогда как собрание кредиторов существует в каждом конкурсном процессе, за исключением случаев, когда конкурсный процесс проходит при участии единственного заинтересованного лица.

Процесс подготовки к проведению собрания кредиторов российским законодательством отнесен к праву арбитражного управляющего. Но в некоторых случаях это право становится его обязанностью. Если управляющий не исполнил соответствующую обязанность, то созывать собрание могут лица, требующие его созыва.

Правовая сторона процедуры банкротства

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» четко определен круг лиц, по инициативе которых созывается собрание кредиторов. Это требование может исходить от следующих субъектов конкурсного процесса:

  • арбитражного управляющего;
  • конкурсных, налоговых и иных уполномоченных органов, претензии к должнику которых составляют не менее 10% от общей суммы требований к должнику, внесенных в соответствующий реестр;
  • одной трети от числа конкурсных и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов по требованию указанных выше субъектов созывается в трехнедельный срок с момента их обращения к нему с соответствующим требованием. Регламент гласит, что все субъекты, участвующие в конкурсном процессе, и уполномоченные органы, с четко определенными к проведению собрания кредиторов требованиями, включенными в соответствующий реестр, получают статус участника, имеющего право голоса.

Собрание кредиторов традиционно проводится по месту нахождения должника или органов его управления. Тем не менее, по его решению, может быть определено иное место, а в случае невозможности проведения его по месту нахождения должника или его органов управления к относится определение места проведения собрания кредиторов.

Определение основных вопросов

Законом о банкротстве обозначен целый ряд вопросов, касающихся судьбы должника, эти вопросы определяет компетенция собрания кредиторов, которая признана исключительной. К таким вопросам относятся:

  • введение финансового оздоровления, и изменение срока их проведения, обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • утверждение и изменение плана внешнего управления;
  • утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • утверждение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, конкурсного управляющего;
  • выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • установление размера и порядка выплаты ;
  • увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об ;
  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета и досрочное прекращение полномочий комитета;
  • отнесение к компетенции комитета вопросов, решения по которым, в соответствии с Законом о банкротстве принимает собрание кредиторов или комитет, за исключением вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
  • избрание представителя собрания кредиторов.

Понятие и компетенция первого собрания

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет понятие первого собрания кредиторов, всех последующих процедур и их периодичность.

Поворотным моментом в деле о банкротстве правомерно является первое собрание, поскольку именно на нем решается судьба должника.

На этом этапе выносится основное требование и решение о дальнейшем ходе процесса. Полномочия кредиторов (представителя собрания кредиторов) состоят в том, что ими может быть избрана либо ликвидационная процедура, т.е. конкурсное производство, либо реабилитационная процедура, т.е. финансовое оздоровление или внешнее управление должника. Помимо этого, они могут остановиться на заключении мирового соглашения.

В том случае когда целью является удовлетворение денежных требований, а судьба предприятия-должника абсолютно неинтересна, то исходом первого собрания кредиторов становится решение о переходе к конкурсному производству, так как применение к должнику процедур внешнего управления или санации (финансового оздоровления) только отсрочит момент удовлетворения требований. Практика также показывает, что процедуры реабилитации, применяемые к предприятию-должнику, весьма редко приводят к восстановлению его финансового благополучия и представляют собой лишь способ оттянуть время до начала участия в конкурсном производстве и ликвидационного процесса, который может начаться сразу после проведения собрания кредиторов.

Если же при помощи определенных полномочий должнику хотят помочь остаться полноценным предприятием и восстановить способность выполнения своих финансовых обязательств, сохранить свои позиции на рынке, то итогом проведения первого собрания кредиторов будет решение о введении в отношении должника процедур финансового оздоровления или внешнего управления. Идеальным выходом из создавшейся ситуации для всех сторон было бы, конечно, заключение мирового соглашения, что на практике почти не встречается.

Подготовка первого собрания

Подготовка и проведение первого собрания кредиторов — полномочия и прямая обязанность временного управляющего. Правила гласят, что именно он определяет дату его проведения и уведомляет о ней всех выявленных заинтересованных лиц. Первое собрание должно пройти не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения, а его протокол, вместе с отчетом временного управляющего, должен быть предоставлен в арбитражный суд не позднее чем за пять дней до даты его заседания, указанной в определении арбитражного суда о .

Субъектов, участвующих в первом собрании кредиторов и имеющих определенные полномочия, можно условно разделить на группы. В одну из них входят лица, наделенные полным объемом прав, в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение собрания. К ним относятся конкурсные и уполномоченные органы.

Во вторую можно выделить лиц с ограниченными правами на участие. Основное ограничение прав, по сравнению с предыдущей группой, заключается в отсутствии права голоса на собрании. Сюда относятся: руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Статьей 12 Закона о банкротстве к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий. Основным вопросом, подлежащим разрешению на первом собрании, конечно, является вопрос дальнейшей судьбы должника: здесь принимается решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства.

Основные вопросы первого собрания

Закон о банкротстве четко установил перечень вопросов, входящих в компетенцию первого собрания кредиторов, в отличие от остальных собраний. В соответствии со ст.73 Закона, к компетенции первого собрания кредиторов относится:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения о и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • образование комитета, определение количественного состава и полномочий комитета, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, ;
  • определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

На заседании арбитражного суда решение первого собрания кредиторов является серьезным аргументом для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.

Кроме того, Закон о банкротстве предъявляет определенные требования к решениям первого собрания. Существуют определенные правила и процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Так, согласно статье 74 Закона о банкротстве:

  • решение о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности;
  • решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления;
  • в решении об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый ;
  • решение о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 Закона о банкротстве.

Значение первого собрания кредиторов в делах о банкротстве

Следует признать, что к подготовке и проведению собрания кредиторов следует относиться с должным вниманием, поскольку только при грамотном и ответственном подходе к делу можно предопределить то или иное решение, используя как организационные, так и психологические нюансы.

Проведению собрания кредиторов на практике придают достаточно серьезное значение. Это не просто необходимая, но одна из важнейших процедур в делах, касающихся банкротства. Чтобы осознать ее истинную роль, нужно четко представлять, что арбитражные суды в большинстве случаев предпочитают принимать решения, утвержденные во время первого, а иногда и повторного собрания кредиторов. Поэтому протокол, имеющийся в деле, — это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения. Следовательно, собрание — одна из важнейших процедур в деле о банкротстве, которая существенно влияет на конечный результат этого процесса.

Одной из важных проблем жизни российского государства всегда была проблема правовой грамотности населяющих его людей. Некомпетентность в самых простейших юридических вопросах, неосведомленность общества о своих правах и обязанностях и, как следствие, невозможность полноценно и качественно отстаивать свои интересы — печальная картина современности.

1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов принимаются решения:
об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;
о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;
о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении графика погашения задолженности;
о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении плана внешнего управления;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;
о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона.
3. В случае, если на собрании кредиторов, созванном для принятия решений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не представлено необходимое для принятия решений число голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения, если за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем тридцать процентов общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены.
4. В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов.
5. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 15

1. Правомочным может считаться только решение собрания кредиторов, принятое с соблюдением требований, предусмотренных комментируемой статьей.
2. Как отмечалось (см. комментарий к ст. 12), в отличие от ранее действовавшего Закона о банкротстве 1998 г., по новому Закону о банкротстве во всех собраниях кредиторов принимают участие с правом голоса не только конкурсные кредиторы, но и уполномоченные органы (которые ранее обладали правом голоса лишь на первом собрании кредиторов).
3. По общему правилу решение собрания кредиторов считается принятым, если за него подано простое большинство голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов, участвующих в собрании кредиторов.
4. В п. 2 комментируемой статьи названы те решения собрания кредиторов, принятие которых требует квалифицированного большинства голосов. Четыре из указанных решений предусматривались и Законом о банкротстве 1998 г. (п. 2 ст. 14).
Решение о введении внешнего управления принимается на первом собрании кредиторов в период наблюдения или в порядке досрочного прекращения финансового оздоровления (п. 4 ст. 87).
Решение о продлении внешнего управления может быть принято собранием кредиторов в период внешнего управления, в частности в том случае, если план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, предусматривает более длительный срок его осуществления, нежели тот, который был определен арбитражным судом, но в пределах максимального срока внешнего управления, предусмотренного Законом о банкротстве (см. комментарий к ст. 108).
Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть принято первым собранием кредиторов в период наблюдения по результатам заслушивания сообщения временного управляющего о финансовом состоянии должника. Такое решение собрания кредиторов, несмотря на то, что оно принимается квалифицированным большинством голосов участников первого собрания кредиторов, не является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве: в некоторых случаях арбитражный суд вправе все же вынести определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления (см. комментарий к п. 3 ст. 75).
Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего может быть принято собранием кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на соответствующего арбитражного управляющего обязанностей, а также несоблюдения правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего.
5. Круг решений собрания кредиторов, принятие которых требует квалифицированного большинства голосов, значительно расширен за счет следующих решений собрания кредиторов.
Решения об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов принимаются на первом собрании кредиторов. В случае если число конкурсных кредиторов составляет не менее 50, принятие указанных решений для собрания кредиторов является обязательным (п. 2 ст. 17 Закона о банкротстве). Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее трех и более 11 человек (п. 4 ст. 17).
Решение о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов может быть принято во всякое время по усмотрению собрания кредиторов (п. 1 ст. 18 Закона о банкротстве).
Решение о введении финансового оздоровления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством принимается первым собранием кредиторов по обращению учредителей (участников) должника, органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, или на основании их решения руководителем должника, а также третьими лицами (п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве). Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об изменении срока проведения финансового оздоровления может быть принято собранием кредиторов лишь в том случае, если новый срок финансового оздоровления не превысит двух лет (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве). Решение собрания кредиторов об утверждении графика погашения задолженности принимается одновременно с решением об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Решение о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, принимается собранием кредиторов при введении процедур финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.
Включение в повестку собрания кредиторов дополнительных вопросов (по отношению к тем вопросам, которые внесены в повестку собрания лицами, инициировавшими проведение собрания кредиторов) теперь также требует отдельного решения собрания кредиторов.
Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается квалифицированным большинством голосов при том условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве).
6. В п. 3 комментируемой статьи предусмотрены последствия отсутствия кворума конкурсных кредиторов на собрании кредиторов для принятия решения, требующего квалифицированного большинства голосов. В этом случае такое решение может быть принято на повторно созываемом собрании кредиторов. При этом отпадает необходимость соблюдения требования о квалифицированном большинстве голосов: решение принимается простым большинством голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, участвующих в собрании кредиторов, которое должно составить более 30 процентов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Обязательным условием правомочности такого решения является уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.
7. Законом о банкротстве 1998 г. не предусматривалась возможность признания решений собраний кредиторов недействительными, хотя на практике арбитражные суды нередко принимали соответствующие определения, пользуясь (по аналогии закона) нормами корпоративного законодательства.
8. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает основания и порядок признания недействительным решения собрания кредиторов. Правом на обращение в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с соответствующим заявлением наделены лица, участвующие в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), лица, участвующие в процессе по делу о банкротстве (ст. 35), а также третьи лица. Основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным может служить нарушение прав и законных интересов заявителей либо то обстоятельство, что обжалуемое решение собрания кредиторов принято с нарушением предусмотренных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.
Для подачи соответствующего заявления отводится двадцатидневный срок, исчисляемый с даты принятия собранием кредиторов обжалуемого решения. Однако, если заявитель не был уведомлен надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего обжалуемое решение (см. комментарий к ст. 13), заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение 20 дней с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о принятии собранием кредиторов соответствующего решения.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение о признании решения собрания кредиторов недействительным или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня его принятия. Суд апелляционной инстанции должен вынести соответствующее постановление в течение 14 дней. Указанное постановление является окончательным и пересмотру не подлежит.



 

Возможно, будет полезно почитать: