Сокращение обеспечивающих специалистов госслужбы в. Алексей кудрин предлагает сократить госаппарат на треть

Для любого работающего человека сокращение – неизбежный стресс. Особенно это касается людей предпенсионного возраста, которые основную часть своей жизни проработали на одном предприятии. С другой стороны — во времена экономического кризиса, происходящего в стране, без такой жестокой меры просто не обойтись. Руководители организаций, выполняя распоряжения свыше, должны как можно более тактично и мягко выполнить столь нелицеприятную миссию, чтобы сокращения в 2017 году не стали для их сотрудников причиной нервных срывов и фатальных последствий. Для этого на предприятиях, в лице сотрудников отдела кадров, обязаны работать психологи. А человек, лишившийся привычной работы, должен понимать, что жизнь не закончена, и найти силы для поиска нового места в жизни.

Сокращения МВД в 2017 году

Одна из организаций, подлежащая серьезным сокращениям, это структура Министерства Внутренних дел. Грядет уже не первая волна в органах, начались массовые увольнения еще в 2010 году, когда своих мест лишились целых 20% сотрудников данного ведомства. А поводом послужили сразу несколько резонансных дел в высших органах Министерства, тогда же произошли тотальные изменения в структуре, поменялось даже название — милиция стала именоваться полицией. Изменилось и финансирование, повышением выплат надеялись исключить коррупцию, процветающую в органах Внутренних дел. Сокращения МВД 2016 — 2017 году не должны вызвать негативные изменения в жизни гражданского населения, так как они будут направлены в основном на уменьшение:

  • управленческого состава;
  • вневедомственной охраны;
  • пресс-службы МВД;
  • главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК);
  • главного управления уголовного розыска (ГУУР),

Хотя ГУУР и занимается непосредственной борьбой с преступлениями. Последнее время в стране значительно поднялся уровень преступности на улицах, поэтому вполне можно понять возмущения противников уменьшения численности в органах правопорядка. Увольнение порядка 1,5 тыс. следователей – цифра довольно внушительная, но, учитывая масштабы страны, — не критическая. Подсчитано, что количество оставшиеся 44,4 тысяч следователей является оптимальным и достаточным для ведения процедур расследования, остается надеяться, что это так. Аналитики провели исследования в различных регионах России и дали заключение — некоторые области не нуждаются в сокращениях. Это:

  • Еврейская АО;
  • Чукотский и Ямало-Ненецкий округа;
  • Крымский ФО.

Несколько обнадеживает, что количество сотрудников, непосредственно работающих с гражданами, должно уменьшиться не более, чем на 2-3% из общих 10%.

Основными задачами, которые преследует правительство, проводя реформу, — это повышение уровня работников данной области и рост доверия к ним населения. Повышение профессионализма неизменно будет сопровождаться подъемом окладов служащим МВД, что станет поводом для прихода действительно ценных и толковых сотрудников. Упор также поставлен на то, что будет сокращена именно должность лиц, уходящих на пенсию, и таким образом уменьшено количество занимаемых мест.

Сокращения МЧС в 2017 году

Близкую к МВД по степени деятельности структуру – Министерство Чрезвычайных ситуаций также ждут некоторые изменения. Всем понятны функции, выполняемые этой организацией, но население не лишится помощи профессионалов, напротив – уменьшение численности таких подразделений, как:

  • управленческий аппарат (на 10%),
  • надзорные структуры (на 10%),
  • гражданские сотрудники (на 15%)

Только освободят средства для финансирования ВУЗов, занимающихся подготовкой профессионалов данной отрасли, кризисных центров и комплектации пожарных частей. А уход на пенсию генералов и высокопоставленных офицеров освободит значительную часть средств, которые будут использованы для укрепления боевых частей. Так что уменьшение сотрудников МЧС с 16, 6 тысяч до 14, 6 тысяч человек ни в коем случае не повлечет ослабления боевой готовности структуры МЧС.

Сокращения госслужащих в 2017 году

Грядут перемены и в отряде чиновников, на самом деле их численность завышена в разы. Каждый из нас сталкивался в жизни с обличенными властью служащими, которые основной целью считают перенаправить просителя ниже по инстанции. Такой бюрократизм не только тормозит развитие государства, но и забирает из бюджета значительное количество средств. На данном этапе ведутся проверки, и анализируется деятельность государственных чиновников, но на вопрос «будут ли сокращения в 2017 году», — ответ положительный. В регионах пройдут массовые проверки деятельности госслужащих, будут проведены аттестации и большое количество людей, не прошедших комиссию, сократят по профнепригодности. Для вновь принимаемых на работу сотрудников станут предъявляться повышенные требования к:

  • образованию;
  • стажу;
  • знанию Конституции и законов;
  • профессиональным качествам;
  • знанию родного языка.

Еще одной причиной сокращения аппарата является компьютеризация страны. Количество личных обращений граждан значительно сократилось, а значит должно произойти уменьшение числа чиновников.

Сокращения ПФР в 2017 году

Правительство приняло решение передать из пенсионного фонда в налоговые органы функции администрирования страховых взносов, поэтому ПФ подвергнется значительному сокращению штата. Эти изменения прошли согласование в Думе и ожидаются буквально с первых дней 2017 года. Правда, сокращение на 10% численности служащих ПФР повлечет увеличение примерно на такое же количество сотрудников налоговых ведомств. То есть у некоторых уволенных сотрудников ПФ может появиться шанс занять вакантное место у налоговиков, естественно, после доказательства своей компетенции в предстоящей работе. Сам пенсионный фонд на настоящий момент стал большой проблемой для экономики страны из-за резкого падения котировок на рынке нефтепродуктов и значительного сокращения финансирования в связи с кризисом. В 2016 году прогнозируют недостаток денежных средств приблизительно в 175 миллиардов рублей, следующий год вряд ли улучшит эти показатели. Возникающий все чаще вопрос о увеличении пенсионного возраста в столь сложной экономической ситуации принято отложить до времен выхода из кризиса, чтобы не усугублять и без того тяжелого материального положения населения.

Хотя Государственной Думой уже одобрен Закон о повышении пенсионного возраста госслужащим, то есть чиновникам. Для женщин он увеличится до 63лет (вместо 55), а для мужчин – до 65 (сейчас это 60 лет). Поэтапный процесс начнется уже с 1 января 2017, и будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет выше названных пределов. Ведь чиновники, как и кадровые военнослужащие, выходят на пенсию не по старости и стажу, а по выслуге лет. Такие нововведения дадут экономию ПФР более 600 млн. рублей в год.

Федеральную систему исполнения наказаний (ФИСИН) тоже лихорадит. Уже проведены значительные сокращения численности ее состава, и это повлекло возросшее количество побегов из колоний и убийств среди заключенных. Поэтому процесс сокращений временно приостановлен, и, скорее всего, сокращений ФСИН в 2017 году не будет, иначе придется закрывать исправительные учреждения из-за неукомплектованности их кадрами.

Финансовые трудности в стране, вызванные целым рядом негативных причин: мировым кризисом, санкциями против России, снижением нефтяных котировок, привели к безработице, уровень которой по последним данным — порядка 6.3%. Поэтому сокращение для многих граждан становиться безвыходной ситуацией. А незначительные повышения пенсий и социальных выплат не покрывают рост цен на продукты и прочие необходимые для жизни покупки. В такой ситуации населению остается только вступить в режим жесткой экономии и надеяться на укрепление положения страны на мировом рынке, а молодежи – повышать качество своих знаний и профессиональной подготовки, чтобы не остаться за бортом. Другие статьи об изменениях и преобразованиях в стране читайте на сайте

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента . При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» . Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников , численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в , ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

По официальным данным Росстата и Минтруда, количество безработных в нашей стране неуклонно падает. Несмотря на это, 2017 год обернется для многих работников шоковыми потрясениями.

По данным рейтингового агентства АКРА, в 2017 году уровень безработицы в стране вырастет до 6,1% от экономически активного населения. В настоящий момент этот параметр находится на отметке в 5,9%. На рынок могут выйти порядка 136 тысяч свободных рук.

Очевидно, что под сокращение в 2017 году попадут и те, кто занят в сфере частного бизнеса, и работники бюджетной сферы. Наибольшие сокращения пройдут среди чиновников – 45,2 тыс. человек (это делается в рамках приказа президента РФ о сокращении штата чиновников на 10%), финансистов – 34,2 тыс. человек и работников транспортной сферы – 18,1 тыс. сотрудников. В будущем больше всего увольнений планируется в автомобилестроении – 49,6 тыс. (из них 6 тыс. – уже до конца этого года).

Силовые структуры

Пострадают и силовики. 2016 год был сложным для многих ведомств: в стране появилась Росгвардия, а функции ФСКН и ФМС были упразднены. Штатная численность этих служб была передана в ведение МВД. При этом численность сотрудников ФМС сократилась на треть.

В 2017 году реформа силовых ведомств будет продолжена. Как ранее , функции могут быть разделены разделить между Минобороны и . Министерство госбезопасности (МГБ) при этом может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы. Предполагается, что реформа должна привести к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению коррупции в них.

Бюджетники

Не секрет, что уровень благосостояния работников бюджетной сферы напрямую зависит от суммы налогов, которое платит население. По всей видимости, с собираемостью налогов в нашей стране дела обстоят не очень. В противном случае, законодатели не инициировали бы разговоры о новых и новых типах налогов. Напомним, одна из последних инициатив – ввести налог на самозанятых граждан и так называемый курортный сбор.

По мнению шеф-редактора «Работа.ру» Анны Чуксеевой, «ситуация с бюджетом действительно весьма плачевная - стоит только посмотреть на количество инициатив законодателей в попытках увеличить собираемость налогов: повышение пенсионного возраста, введение налогов для самозанятых граждан... Что касается оптимизации чиновничьего аппарата, то это регулярная ежегодная «программа».

Она отмечает, что на рекрутинговых сайтах никогда не наблюдается наплыва резюме таких сотрудников. Это говорит о том, что на рынок труда, в отличие от работников коммерческого сектора, они не выходят, а трудоустраиваются там же - в рамках своей системы.

«Таким образом, в повышение напряженности на рынке труда эти специалисты практически никакого вклада не вносят», - считает Чуксеева.

Сокращения ожидают не только работников бюджетной сферы, но и частного сектора. Именно поэтому некорректно говорить исключительно о проблемах бюджета в этом контексте, - говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин . Он напоминает, что «экономическая ситуация в стране все еще остается сложной, при этом до многих субъектов РФ полновесный кризис добрался только сейчас. Временной лаг между ощущением последствий кризиса в Москве и других регионах достаточно большой. Это касается и восстановления. Поэтому подобная динамика на рынке труда, в целом, ожидаема».

Сезонники

Рынок труда не непостоянен, в нем прослеживается довольно четкая сезонность.

«Так, потребность в новых кадрах у работодателей снижается в период с октября по январь. С февраля по сентябрь, напротив, наблюдается рост спроса на новых сотрудников. А пик спроса приходится на апрель. Если переводить это в цифры, то максимальный спад на рынке вакансий приходится на декабрь-январь: до -27%», - говорит специалист проекта CourseBurg Россия Николай Красноперов.

Кстати, в зимний период наибольшее снижение спроса идет на рабочий персонал (до -27%), а наименьший – на сферу консультирования (-3%).

Еще одним фактором, который усиливает количество сокращений, является внедрение современных технологий, позволяющих автоматизировать все большее количество рутинных действий.

«Спрос на специалистов в сфере бухучета не то что не восстановился после кризиса, а даже сократился на 17% за 2014-2016 годы за счет внедрения автоматизированных системам учета и облачных сервисов электронного документооборота», - говорит Красноперов.

Сокращения будут проходить по широкому спектру секторов. Исключений вообще не будет. «Конечно, часть из тех, кто потерял работу, вынуждены будут соглашаться на не очень привлекательные условия, включая «серые» или «черные» зарплаты, но подобная ситуация характерна для всей экономики. Работодатели стремятся сокращать свои расходы, поэтому глобального «перетока» не будет, так как темпы останутся прежними», - резюмирует Люшин.

ЦСР Алексея Кудрина предложил в 2018–2024 годах на 30% сократить число госслужащих, а также перенести часть работы АП в правительство. Реформа госуправления будет обсуждаться в администрации президента.

Центр стратегических разработок (ЦСР) бывшего министра финансов Алексея Кудрина предложил с 2018 по 2024 годы сократить на 30% число государственных служащих. Эта идея является частью реформы госуправления, которая входит в состав программы ЦСР.

Эксперты Кудрина также предлагают перевести процессы в госуправлении в цифровой формат до 50% (сейчас это 5–10% от общего числа) и снизить доли расходов на работу госаппарата с 2,5 до 1,74%.

ЦСР предложил сократить роль поручений президента, решений и поручений правительства. А в кабмине предлагается выделить «стратегический блок» под руководством вице-премьера. Сам блок должен заниматься согласованием программ. По сути, эксперты Кудрина предлагают перенести из администрации президента в правительство часть выполняемой работы.

Помимо этого, предлагается создать «цифровую экосистему госслужбы и цифровизацию информпроцессов в госуправлении». ЦСР поддерживает идеи распределенных реестров для открытых информационных систем, единых форматов API различного доступа, а также использования big data.


ЦСР считает, что также необходимо повысить престижность госслужбы для населения с 6 до 60%. Эксперты полагают, что в России необходима «смешанная модель государственной гражданской службы». Ее предлагают представить в виде трех ступеней службы: срочные служебные контракты, система «карьерной» госслужбы и (существующий и сейчас) «высший административный корпус».

Новая система предполагает появление новых «моделей ценностей госуправления». Ее планируют закрепить в «Этическом кодексе» госслужбы. Кодекс должен стать одной из основ государственной службы как «самообучающейся» организации, самостоятельно генерирующей нужные обществу изменения внутри себя.

Сокращение госслужащих, а также снижение затрат на госуправление – тоже на треть – станут возможными при пятикратном (до 50 процентов) повышении уровня цифровизации процессов в этой сфере, - говорится в проекте документа. Собственно, достижение этого показателя и является одной из технических целей разработанной программы. Среди других задач, в частности, участие в проектной части работ не менее половины госаппарата. Программа предлагает сделать госслужбу смешанной, в ней выделяются срочные контракты и система карьерной госслужбы. Кроме того, эксперты центра считают необходимым централизовать управление кадрами, а рост оценки престижности госслужбы планируется повысить на порядок. Газета отмечает, что тема «трансформации госуправления» с тех пор, как Центр в прошлом году начал разработку программы общеэкономических реформ под президентские выборы, оставалась полностью закрытой для посторонних наблюдателей.

Программа ЦСР рассчитана на период с 2018 по 2024 год – то есть, на весь следующий президентский срок.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв



 

Возможно, будет полезно почитать: