Теория всего. Теория всего Статья 142 ук рф судебная практика

Новая редакция Ст. 142 ТК РФ

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Комментарий к Статье 142 ТК РФ

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Так сказано в абзаце 2 статьи 142 Трудового кодекса РФ. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

В статье 142 Трудового кодекса РФ также содержится перечень работ, которые приостанавливать нельзя.

Другой комментарий к Ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В последнее время принимается значительное число мер, направленных на обеспечение своевременности выплаты заработной платы. Это связано, прежде всего, с тем, что нарушение сроков выплаты заработной платы, приобретшее массовый характер, превратилось в одну из наиболее серьезных социально-экономических проблем. Задержка выплаты заработной платы не только нарушает конституционное право граждан на вознаграждение за труд, но и лишает их основного, а возможно и единственного, источника средств существования.

2. В соответствии со ст. 142 ТК РФ задержка выплаты заработной платы влечет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с Трудовым кодексом возможно привлечение виновного в задержке выплаты заработной платы лица к дисциплинарной и материальной ответственности. О дисциплинарной ответственности см. ст. ст. 191 - 195 ТК РФ и комментарий к ним; о материальной ответственности см. ст. ст. 232 - 237 и комментарий к ним.

На основании иных федеральных законов предусмотрена административная и уголовная ответственность.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит статьи, специально посвященной ответственности за задержку выплаты заработной платы. Однако данное нарушение является нарушением законодательства о труде, и поэтому к ответственности виновное лицо может быть привлечено на основании ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда). Нарушение законодательства о труде влечет наложение на должностных лиц либо на предпринимателей без образования юридического лица административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда, а если это лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в качестве меры административного наказания возможно также административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда, а его деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.

4. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена ст. 145.1 УК. В соответствии с ней невыплата заработной платы свыше двух месяцев, совершенная руководителем организации любой формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет; то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Субъектом ответственности за задержку выплаты заработной платы является работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя. Такими представителями являются руководитель организации и (или) иное лицо, которые в соответствии с трудовыми обязанностями, установленными трудовым договором, должны обеспечить своевременную выплату заработной платы.

6. Статья 142 предусматривает ответственность не только за задержку выплаты заработной платы, но и за другие нарушения оплаты труда. К таким нарушениям могут относиться:

Выплата заработной платы не в полном размере;

Установление заработной платы ниже минимального размера оплаты труда;

Установление заработной платы в размере, ниже установленного законодательством о труде, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами;

Выплата заработной платы в неденежной форме в размере более 20% от общей суммы;

Выплата заработной платы в виде предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

Дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы;

Выплата заработной платы не в месте, определенном коллективным договором или трудовым договором;

Удержание из заработной платы работника излишних сумм или необоснованное удержание;

Нарушение порядка исчисления средней заработной платы и т.п.

В этих случаях может устанавливаться дисциплинарная, материальная, административная (в связи с нарушением законодательства о труде) ответственность.

7. Статья 142 вводит принципиально новую для российского трудового законодательства меру самозащиты работников - право приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы. Такое право возникает у работника при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней, т.е. начиная с 16-го дня задержки. О приостановке работы работник обязан письменно известить работодателя. Такое извещение должно быть сделано заблаговременно, т.е. до начала приостановки работы.

Приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы не является забастовкой и не требует соблюдения соответствующих предварительных процедур.

8. Поскольку невозможность выполнять трудовые обязанности в этом случае не связана с виной работника, этот период следует оплачивать как простой не по вине работника и в зависимости от наличия в просрочке выплаты заработной платы вины работодателя - в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере двух третей среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ) или двух третей тарифной ставки или оклада (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

Оплата может быть предусмотрена в коллективном договоре. В этом случае в коллективном договоре следует предусмотреть не только размер, но и другие условия оплаты.

9. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем сроков выплаты заработной платы он обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Эта обязанность рассматривается как случай материальной ответственности работодателя, однако она наступает независимо от вины работодателя. Подробнее об этом см. ст. 236 ТК РФ и комментарий к ней.

10. Правом приостановить работу не обладают лица, непосредственно занятые на работах, обеспечивающих жизненно важные интересы государства и общества. Следует иметь в виду, что в прежней редакции ст. 142 речь шла об организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения, теперь же говорится только о тех работниках, в чьи трудовые обязанности входит исполнение соответствующих работ. Они перечислены в ч. 2 ст. 142.

Кроме того, закон запрещает всем работникам приостановку работы в период военного или чрезвычайного положения, а также в период введения особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении. Об этих мерах см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) "О чрезвычайном положении".

11. В новой редакции ст. 142 предусмотрено право работника отсутствовать на своем рабочем месте в период приостановления работы. Подобная возможность была предусмотрена и ранее на основании абз. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, теперь же такое право работника прямо закреплено законом.

Обязательные, свободные, периодические выборы и голосование населения на референдумах стали конституционными элементами современного государственного строя в России. Их внедрение в систему и последующая реализация потребовали усовершенствования правовых гарантий.

Юридическая защита прав

Она обеспечивается Уголовным кодексом. В нем предусмотрены специальные нормы:

  1. Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1).
  2. Создание препятствий для реализации избирательных прав граждан или работы комиссий (ст. 141).
  3. Нарушение порядка, в соответствии с которым осуществляется финансирование предвыборной кампании кандидата, объединения, блока, инициативной группы и прочих участников (ст. 141.1).
  4. Фальсификация избирательных референдума.

Необходимо сказать, что законодательство постоянно претерпевает изменения. В связи с этим периодически вносятся новые субъективные и объективные признаки в составы указанных выше преступлений. Это говорит о том, что развитие уголовных предписаний в сфере обуславливается не только потребностями следственной и судебной практики. Особое влияние оказывает и обновление законодательства, положениями которого регулируются процедуры выборов.

Ст. 142 УК РФ "Фальсификация избирательных документов"

Эта норма охватывает различные деяния. Все они выражаются в посягательстве на гражданское право участвовать в выборах. Уголовная ответственность наступает, если:


В состав преступления входит также избирателей или членов комиссии.

Наказание

За указанные выше деяния статья 142 УК РФ устанавливает следующие санкции:

  1. Наложение штрафа в размере 200-500 тыс. руб. или равного зарплате либо другому доходу за 1-3 года.
  2. Принудительные работы.
  3. Тюремное заключение.

Последние два наказания назначаются на период до 4-х лет.

Комментарии

Статья 142 УК РФ охватывает преступление, общественная опасность которого заключается в посягательстве на гражданское право населения выражать свою волю. В качестве непосредственного объекта неправомерного поведения выступают отношения, в рамках которых осуществляется реализация указанной возможности. Виновные лица нарушают тайну голосования, создают препятствия для установления результатов голосования в соответствии с выраженной гражданами волей.

Объективная часть

Важный момент

Для привлечения к ответственности по рассматриваемой норме необходимо доказать причинную связь между фальсификацией и нанесением существенного вреда интересам и правам организаций, государства, граждан, общества. Само понятие "значительный ущерб" в данном случае обладает условным характером и считается оценочным критерием. Для установления существенности необходимо исследовать субъективные и объективные факторы и обстоятельства. Тщательного толкования требуют и такие понятия, как подкуп, насильственные действия, принуждение. В качестве могут выступать физические лица, вменяемые и достигшие 16 лет, совершающие неправомерное деяние единолично либо в соучастии.

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 142 Уголовного Кодекса РФ

1. Избирательные права и права граждан РФ на участие в референдуме гарантируются федеральным законодательством о выборах в Российской Федерации посредством закрепления положений о полномочиях и порядке деятельности комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и комиссий по проведению референдума. Этим законодательством определяется содержание и перечень избирательных документов и документов референдума. С учетом этих положений определяется содержание признаков деяний, предусмотренных в ст. 142 УК.

2. Фальсификация избирательных документов и документов голосования заключается в подделке, подмене документов, внесении в них ложных сведений (как при составлении документа, так и при изменении или дополнении его содержания) или удалении любыми способами и средствами из документов сведений, могущих повлиять на итоги выборов или референдума, выдвижения, регистрации кандидатов и т.п.

При проведении выборов или референдума в установленном федеральным законодательством порядке в избирательные документы и документы референдума могут вноситься изменения. Состав преступления, предусмотренного ст. 142 УК, образуют только такие действия, которые совершаются в нарушение установленного порядка, а также те, посредством которых в избирательных документах (документах референдума) отражаются заведомо ложные сведения.

Перечни избирательных документов и документов референдума устанавливаются федеральным законодательством о выборах и проведении референдума.

Преступление является оконченным с момента совершения деяний, указанных в комментируемой статье.

3. Субъективная сторона состава этого преступления характеризуется наличием прямого умысла. Мотив и цель на квалификацию преступления по ст. 142 УК не влияют.

4. Для состава ст. 142 УК необходим специальный субъект - член избирательной комиссии или комиссии референдума (члены центральных комиссий Российской Федерации, комиссий субъектов РФ, территориальных и участковых комиссий), уполномоченный представитель избирательного объединения, блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, кандидат или его уполномоченный представитель.

5. Разновидностью фальсификации избирательных документов или документов референдума является подделка подписей избирателей (ч. 2 ст. 142 УК) или удостоверение заведомо поддельных подписей избирателей на избирательных документах или документах референдума.

По ч. 2 ст. 142 УК такая фальсификация квалифицируется в случаях: 1) совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК РФ); 2) когда эти действия соединены подкупом (обещанием или предоставлением материальной выгоды), принуждением (оказанием психологического давления, угрозой неблагоприятных последствий или создание условий для их наступления), применением насилия или угрозы его применения, уничтожением имущества или угрозой его уничтожения; 3) когда эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

При квалификации преступления по ч. 2 комментируемой статьи по признакам применения насилия (угрозы применения насилия), уничтожения имущества (угрозы уничтожения имущества) не требуется дополнительной квалификации по статьям 115, 116, 118, ч. 1 ст. 167 и ст. 168 УК.

6. В ч. 3 ст. 142 УК определяются признаки самостоятельного состава преступления - незаконного изготовления, хранения, перевозки незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней голосования на референдуме.

Ответственность по ч. 3, а также и по ч. 2 ст. 142 УК могут нести не только специальные субъекты (предусмотренные в ч. 1 этой статьи), но и лица, не обладающие указанными в законе специальными признаками. Квалификация содеянного при наличии множественности участников преступления и различий в их признаках как субъектов преступления осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 34 УК.

Сразу несколько преступлений, посягающих на гражданские права и политические свободы, гарантируемые Конституцией Российской Федерации, содержит 142 статья УК РФ. Угроза социальному благополучию заключается в дестабилизации фундаментального права граждан на равный доступ к избирательной деятельности и на свободное волеизъявление на всенародном голосовании. В отличие от большинства конструкций Уголовного кодекса РФ, ст. 142 объединяет три независимых друг от друга криминальных деяния в области избирательного права. Сам факт присутствия в кодексе делает перечисленные деяния непросто общественно опасными, а уголовными деликтами. Законодатель причисляет их к категории средне тяжких преступлений.


До перестройки во времена СССР уголовному преследованию подвергались два вида деяний в сфере избирательного права. По старому уголовному закону 1985 годаза воспрепятствование осуществлению избирательных прав и подлог документовпри проведении референдума предусматривалось два вида наказания– штраф или лишение свободы.

Действующее уголовное законодательство предусматривает три совершенно разных деяния, объединённых в одной статье под общим названием – фальсификация избирательных документов, документов референдума:

Все составы являются смежными – субъективная сторона общая, а деяние, как элемент объективнойстороны,охватывается понятием фальсификация.

Санкции довольно суровые – высокий штраф, принудительные работы, лишение свободы, запрет на занятие определённой должности.Фальсификация непосредственно самих итоговых результатов голосования вынесена законодателем в отдельный состав – ст. 142.1 УК РФ.

Объект и предмет всех трёх составов один и тот же. Объектом выступают активные избирательные права граждан, предметом – документы, посредством которых граждане их осуществляют.

Объективная сторона заключается в совершении различных действий по фальсификации документов плебисцита или выборов:

По конструкции объективной стороны части 1 и части 3 уголовные деликты представлены формальными составами. Преступление окончено в момент совершения действий, составляющих объективную сторону деяния.

Часть 2 включает материальные последствия в рамки состава и признак группы на стороне субъекта. Вменение возможно при наступлении последствий или совершении деяния в соучастии. А также составообразующим признаком объективной стороны указан способ совершения преступления – это подкуп, угрозы, оказание давления. Если деяние, предусмотренное частью 2, совершено способом, не указанным в диспозиции, ответственность наступает в административном порядке по ст. 5.46 КоАП РФ.

Внести недостоверные сведения в бюллетени возможно только при наличии прямого конкретизированного умысла. О косвенном умысле можно говорить применительно к материальным последствиям. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных в трёх частях 142 статьи кодекса, сформулирована законодателем идентично друг другу.

Субъект преступлений в разных частях статьи обладает разным набором признаков. Для состава преступления, предусмотренного частью 3, субъект является общим. Деяние, квалифицируемое по части 1 и 2, может совершить только специальный субъект.

Признаки субъекта для каждого состава содержит диспозиция соответствующей части статьи. В качестве квалифицирующих признаков субъекта законодатель предусмотрел наличие у преступника обязанности обеспечивать реализацию гражданских избирательных прав на основе специального назначения или трудового договора.

Правовые комментарии чаще всего касаются характеристики составов и актуальны для юридической практики в силу применения законодателем бланкетных норм при формулировании диспозиции статьи 142 УК РФ. В частности, разъяснениям подвергаются следующие аспекты и термины:

Статья 142 УК РФ, по мнению большинства правоведов, - декларативная норма, поэтому комментарии имеют больше теоретическое, нежели практическое значение.

Существует точка зрения, что отдельная криминализация способов фальсификации результатов выборов излишня и даже негативно сказывается на эффективности правосудия. Обычно к ответственности привлекают исполнителей, чья деятельность оплачивается конечными выгодоприобретателями. И хотя для организаторов таких преступлений оплата нарушений,что называется, «влетает в копеечку», тем не менее они предпочитают такой вполне легальный способ остаться в тени и избежать уголовной ответственности.

Процент уголовных дел по ст. 142 УК, дошедших до судебной стадии постановления приговора, крайне низок – не более десятой части от возбуждённых дел.

Затрудняют процесс квалификации особенности законодательной конструкции составов:

Чаще всего допущенные нарушения при подготовке и проведении выборов и референдумов подвергаются разбору дисциплинарным комитетом, по итогам которого выносится решение об увольнении нарушителя.

При проведении выборов в органы местного самоуправления доклады о выявленных случаях некорректного проведения мероприятия до федерального уровня обычно не доходят. Всё это ведёт к тому, что судебная практика по подобным составам до сих пор не устоялась.

На правовых порталах и форумах практикующие юристы сходятся во мнении, что механизм реализации уголовной ответственности за фальсификацию избирательных документов не отработан:


Непродуманность правовых путей воплощения намерений законодателя обеспечить честность и справедливость общественного волеизъявления, делает практически неработающими принятые нормы, которые криминализуют деяние.



 

Возможно, будет полезно почитать: