Возрождение (духовное) - Теологический энцеклопедический словарь. Духовное возрождение и единение нации…

Обращение - это отклик человека на Божье предложение спасения, на призыв Бога к человеку. Духовное возрождение - другая сторона обращения. Это то, что делает Бог. Это производимое Богом преображение личности верующего, придание его жизни, новой духовной жизненной силы и нового направления после принятия Христа.

В основе учения о духовном возрождении лежит определенное допущение, касающееся человеческой природы. Человеческая природа нуждается в преобразовании. Человек духовно мертв и потому нуждается во втором рождении или духовном рождении 1434 . Мы уже отмечали ранее, что человек в своем естественном состоянии не осознает духовных воздействий и стимулов я не реагирует на них (с. 519 и 785). Рисуемый в Библии образ невозрожденного человека как слепого, глухого и мертвого указывает на отсутствие у него духовной восприимчивости, чувствительности. Неверующие не только не способны воспринимать духовные истины; они также не способны ничего сделать для изменения своего состояния слепоты и естественной склонности к греху. Из описания греховного человека в Рим. 3:9-20 становится очевидным, что человек нуждается в радикальном изменении или преобразовании, а не просто в корректировке или исправлении. Некоторым кажется, что это очень пессимистический взгляд на человеческую природу, и это действительно так, если говорить о естественных возможностях человека; но наша точка зрения не сводит все надежды и ожидания лишь к естественным, природным возможностям.

Библия содержит многочисленные яркие и разнообразные описания второго рождения. Даже в Ветхом Завете мы встречаем поразительное указание на деятельность Бога по духовному возрождению. Бог обещает: "И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом" (Иез. 11:19-20). Хотя термины и образы отличаются от новозаветных, здесь мы тоже видим основную идею преобразования жизни и духа.

Идею духовного возрождения в Новом Завете наиболее буквально передает термин paliggenesia. В Новом Завете он появляется всего дважды. Первый раз - в Мф. 19:28, где он относится к "пакибытию", новому миру, который станет частью эсхатона. Второй раз - в Тит. 3:5, где речь идет о спасении: Бог, Спаситель наш, "спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом". Здесь мы видим идею второго рождения. Хотя термин paliggenesia в других местах Нового Завета не встречается, сама идея, несомненно, занимает в нем видное место.

Наиболее известное и самое пространное изложение концепции второго рождения дается в беседе Иисуса с Никодимом в Ин. 3. Иисус говорит Никодиму: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3). Далее в разговоре Он замечает: "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин. 3:7). Использованное здесь греческое слово anwqen можно перевести как "свыше". Однако правильный перевод - "заново" или "вновь", что явствует из ответа Никодима: "Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Ин. 3:4). Никодим понял слова Иисуса так, что человек должен родиться еще раз.

Идея эта встречается и в других местах Нового Завета, хотя для ее выражения используется разная терминология. В той же беседе с Никодимом Иисус говорил о "рождении от Духа" (Ин. 3:5-8). Он имел в виду божественную работу, преображающую жизнь человека. Эта работа, необходимая для вхождения человека в царство Божье, не может быть выполнена человеческими усилиями или по планам и замыслам человека. Об этом говорится также Как о "рождении от Бога", "рождении от слова Божия" (Ин. 1:12-13; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4). Всякий, кто пережил это, становится новым созданием: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Павел говорит о возрождении и обновлении Святым Духом (Тит. 3:5), об оживотворении (Еф. 2:1, 5), о воскрешении из мертвых (Еф. 2:6). Та же самая идея подразумевается в заявлении Иисуса о том, что Он пришел дать жизнь (Ин. 6:63; 10:10, 28).

Очень легко перечислить случаи, где встречается идея второго рождения, но не столь просто установить ее смысл. Однако нас не должно удивлять, что второе рождение трудно для понимания 1435 . Никодиму, которому было очень трудно уяснить смысл сказанного, Иисус указал на то, что идея эта действительно трудна для понимания. Она подобна ветру: человек слышит его звук ("голос"), хотя и не знает, откуда он приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Поскольку второе рождение связано с вещами, которые не воспринимаются чувствами, его нельзя исследовать так, как исследуют большинство объектов. Существует также и естественное сопротивление идее второго рождения, затрудняющее объективное рассмотрение этой концепции. Необходимость второго рождения - обвинительный акт в отношении всех нас, ибо она показывает, что ни у кого из нас нет достаточной праведности в своем естественном состоянии; все мы должны подвергнуться радикальному преобразованию, чтобы стать угодными Богу.

Несмотря на проблемы, связанные с пониманием этой идеи, по поводу духовного возрождения можно все же высказать некоторые соображения. Прежде всего, оно предполагает нечто новое - разворот на 180 градусов от естественных склонностей человека. Это не просто усиление каких-то уже имеющихся качеств. Ибо один из аспектов духовного возрождения связан с преданием смерти или распятием существующих свойств человека. Противопоставляя жизнь в Духе жизни по плоти, Павел пишет: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал. 5:24-25). Другие указания на необходимость смерти ветхого человека или некоторых его качеств даются, в частности, в Рим. 6:1-11 и Гал. 2:20; 6:14. Идея, что человек умерщвляется для плоти (для естественного способа действий и образа жизни) и оживляется в Духе, доказывает, что духовное возрождение производит совершенно новую тварь (как точно выразился Павел), а не просто усиливает или возвышает то, что уже составляет основное направление жизни человека.

Предавая плоть смерти, второе рождение обеспечивает нейтрализацию последствий греха. Яснее всего это, пожалуй, сформулировано Павлом в Еф. 2:1-10. Состояние смерти, требующее преобразования, - результат греха, в котором мы живем, подчиняясь воле князя, господствующего в воздухе. Хотя духовное возрождение связано с чем-то для нас совершенно новым, оно не приводит к чему-либо такому, что чуждо человеческой природе. Напротив, второе рождение - это возвращение человеческой природы к тому состоянию, для которого она изначально предназначалась и в каком она фактически была до того, как в момент грехопадения в жизнь человеческого рода вошел грех. Это одновременно начало новой жизни и возврат к прежнему состоянию.

Далее, второе рождение происходит мгновенно. В описаниях второго рождения нигде не встречается никаких указаний на то, что это процесс, а не одноразовое действие. Нигде оно не описывается и не характеризуется как незавершенное. В Писании верующие называются "возрожденными", а не "возрождающимися" - Ин. 1:12-13; 2 Кор. 5:17; Еф. 2:1, 5-6; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4 (во всех этих текстах Писания соответствующие греческие глаголы стоят либо в аористе, который указывает на разовое, моментальное, а не на продолжающееся действие, либо в перфекте, который указывает на состояние завершенности). Хотя, быть может, нельзя определить точное время второго рождения и возможно, что оно предполагает целый ряд предшествующих событий, тем не менее само второе рождение происходит мгновенно 1436 .

Духовное возрождение завершается моментально, но само по себе оно не представляет конечную цель. Будучи изменением духовных побуждений, духовное возрождение становится началом процесса развития, который продолжается в течение всей жизни человека. Этот процесс духовного созревания и есть освящение. Отметив, что его читатели раньше были мертвы, а теперь живы, Павел добавляет: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10). В Флп. 1:6 Павел говорит о продолжении и завершении того, что было начато: "Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа". Духовное возрождение - это начало, но за ним должно произойти еще очень многое. Проявления этого духовного созревания называются "плодом духа". Они прямо противоположны делам старой природы, делам плоти (Гал. 5:19-23).

Далее, второе рождение представляет собой сверхъестественное событие. Оно не может совершиться человеческими силами. Иисус совершенно ясно сказал об этом в Ин. 3:6: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух". Он отвечал на вопрос Ннкодима, не происходит ли второе рождение через возвращение в утробу матери. Важно также иметь в виду, что духовное возрождение - это в первую очередь дело Святого Духа. Хотя замысел спасения принадлежит Отцу, Который есть источник спасения, а реально выполняет замысел спасения Сын, именно Святой Дух прилагает замысленное и исполненное к жизни верующего, приводя тем самым к полному осуществлению божественный замысел в отношении людей.

В прошлом были времена, когда духовное возрождение считалось изменением субстанции души 1437 . Эта идея не имеет для нас большого смысла, отчасти потому, что значение слова субстанция не очень понятно. Лучше просто думать о духовном возрождении как об изменении склонностей и побуждений человека, а не теоретизировать о том, какова именно природа происходящего изменения.

Учение о духовном возрождении ставит христианское учение в необычное положение. С одной стороны, христиане отвергают распространенное сейчас мирское убеждение в том, что человек по природе добр, а также вытекающие из этого убеждения оптимистические ожидания. Твердая уверенность в необходимости духовного возрождения сама по себе равносильна заявлению о том, что без внешней помощи и без полного преобразования человека совершенно невозможно, чтобы человеческая природа произвела в сколько-нибудь существенном масштабе что-то подлинно доброе. С другой стороны, несмотря на пессимистическую оценку естественных возможностей человека, христианство весьма оптимистично: с помощью свыше люди могут подвергнуться преобразованию и возвратиться к своему первоначальному совершенству. Именно об этой способности Бога изменить сердце человека, чтобы дать ему возможность войти в Его Царство, Иисус сказал: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26).

Краткие выводы по особому призванию, обращению и духовному возрождению

1. Человеческую природу невозможно изменить с помощью социальных реформ или образования. Она должна быть преобразована сверхъестественной работой Триединого Бога.

2. Никто не может предсказать, кто испытает второе рождение, и никто не может управлять этим процессом. В конечном счете, это дело Бога, даже обращение зависит от Его особого призвания.

3. Начало христианской жизни требует осознания и признания человеком своей греховности, а также решимости отказаться от эгоистического образа жизни.

4. Спасительная вера требует наличия правильных взглядов на природу Бога и на то, что Он совершил. Но правильных взглядов недостаточно. Требуется также активная преданность и верность Христу.

5. Обращение одного человека может коренным образом отличаться от обращения другого. Что важно, так это искреннее покаяние и вера.

6. Второе рождение не ощущается в момент, когда оно происходит. Но оно проявляется и доказывает свое существование тем, что производит в человеке новую восприимчивость ко всему духовному, новое направление жизни и возрастающую способность повиноваться Богу.

Современная психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширяет опыт работы с сознанием человека.

В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка, Т.А. Флоренской закладываются основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Что же такое духовность, духовное начало в человеке?

В традиционной психологии духовное начало связывают с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.

Четырехтомный словарь русского языка трактует дух как психические способности, мышление, сознание, а духовность как интеллектуальную сущность в противовес его телесной сущности.

Однако духовность это не идеальный комплекс ценностей и норм, и не только новая ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей, и не предельная утонченная душевность.

Душа дискретна, разделена на чувства, понятия, она определяется внутренними и внешними условиями, телесными и социальными.

Дух - начало безусловное, вне времени и пространства. Он не принадлежит человеку, он дается ему "свыше". Это то, что отличает человека от животных и объединяет с Богом. Дух есть преодоление тварности, получение Божественного образа бытия.

Душа стремится к духу, жаждет с ним встречи и лишь в слиянии с духом находит полноту и радость жизни. Когда дух покидает душу, она томится, страдает и, всеми силами преодолевая трудности и препятствия, устремляется к нему. Дух же не может подчиниться душе, если он ее оставляет, она становится рабой тела, служит его необузданным желаниям и похотям. На душевной стадии человек живет предметами внешнего опыта, возводит относительные ценности в абсолютные и поклоняется им. Через дух человек поднимается до высших сфер, через дух он проявляет себя как образ и подобие Бога.

Б.В. Ничипоров в понятии духовного возрождения выделяет три компонента:

1. Понимание и освоение новых смыслов и духовых пространств.

Прежде всего, это связано с тем, что человек начинает задумываться о своей временности. Смерть человека всегда неожиданна, но то, что она когда-нибудь, так или иначе, наступит всякий знает твердо. Изгнание сознания смертности из человеческого мышления означает, что человек перестает чувствовать остроту собственного существования, перестает быть решительным, перестает быть свободным, перестает быть ответственным, теряет смысл жизни. О возрождении личности имеет смысл говорить, когда личность переживает экзистенциальный конфликт с собой, с миром, когда мучительно ищет путь, выход, истину, расширяет смысловое пространство.

Мир Богом устроен так, что в каждой ситуации есть смысл, какая-то цель. Человек устроен так, что он может найти этот смысл и должен осуществить его. Хотение найти смысл - универсально. В. Франкл пытается как-то типизировать возможные способы придания осмысленности. Ценности бывают трех видов. Во-первых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то даем жизни. Это ценности творчества (и, в первую очередь, труд). Во-вторых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то берем от жизни. Это ценности переживания. Одной из главных ценностей переживания является любовь.

Преподобный авва Дорофей, подвижник 6-7 вв., пишет: "Представьте себе круг, середину его - центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга - Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру; суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то,сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу, и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей".

В-третьих, мы можем придать смысл посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения. Прежде всего, это мужество, терпение, достоинство, которые проявляются в том, что всякую скорбь человек начинает встречать признанием, что он достоин ее.

После того, как человек находит все возможные смыслы, он свободен выбирать тот из них, который он будет осуществлять. То, что человек вообще свободен, не нуждается в доказательствах.

Франкл, проводя сравнение человека с животным, показывает, что именно функционирование животного определяется влечениями, тогда как человеческое поведение опосредствуется сознанием: человек может сказать "да" своим влечениям, а может сказать "нет". Что касается наследственности, то здесь Франкл приводит в пример эксперименты с близнецами. Одна и та же наследственность при разных судьбах (один хитрый брат-близнец стал вором, другой хитрый брат-близнец стал криминалистом) доказывает, что у человека есть нравственный выбор. Что касается среды, то она, по Франклу, вообще в большей степени продукт деятельности человека, нежели человек продукт среды.

Свобода означает, что человек несет ответственность за осуществление выбранного смысла. И сразу же логично возникает вопрос: перед кем человек несет ответственность? Таких инстанций две: совесть и Бог. В состоянии бездуховности человек становится глухим к голосу совести, и она замолкает. Но совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии.

2. Углубление личного покаяния. Страдая, человек ищет причины своих страданий во внешних условиях: он думает, что его страдание связано с рядом живущим, близким человеком, он искренне верит, что если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему, Зачастую и, не подозревая, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Митрополит Антоний Сурожский в этой связи указывает на переписку оптинского старца Макария. В ней есть письма к петербургскому купцу, который пишет: "От меня ушла прислуга, и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?" Старец отвечает: "Конечно, брать". Через некоторое время купец снова пишет: "Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость, и потерял всякое самообладание". И старец отвечает: "И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность... Вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое - это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться".

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной своего несчастья, и что бороться нужно уже с самим собой, со своими страстями преодолевая определенные стереотипы мышления, недостаток образования, совершенствуя самого себя, осознавая свое духовное бессилие - человек встает на путь изменения, покаяния. Только, о-со-знав свои грехи, и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого ("метанойя") - это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.

Покаяние - это признание своей вины, способность увидеть свое падение и искреннее отречение от зла. "Ужасная жестокость к себе - отвержение покаяния! - говорит Игнатий Брянчанинов - Ужасная холодность, нелюбовь к себе... Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним".

От недостатка благодатной радости, от неосознанного внутреннего страха, обусловленных нераскаянными грехами, одни ищут, чем бы заглушить эту душевную боль - отсюда алкоголь, наркомания, жажда развлечений, наслаждения любыми способами, другие (мнящие себя достаточно образованными) прибегают к не менее опасной по своим последствиям "суггестивной терапии". У тех и других круг душевных терзаний замыкается и больные души, не имея сил к покаянию, надеются найти помощь из вне.

3. Исправление своей жизни, стремление к личному благочестию. При условии покаяния и обращения к добру душа открывается к принятию Божественной энергии, благодаря которой очищается и пробуждается совесть. (Корень этого слова - "весть" от "ведать, "знать" - указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли) Совесть - голос Божий в душе человека, высшая мера сознания.

Субъективно присутствие Духа ощущается человеком как наличие в собственном "Я" высшего замысла, чувство предстояния, божественного призвания и ответственности. Предстояние позволяет человеку измерять себя тем, чему он предстоит. Предстояние вызывает в нем новые мысли, новое понимание себя, других людей и всей вселенной. Именно это следует иметь ввиду, читая Евангельские слова: "Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный" (Мтф. 5.48).

Предстоящий судит себя высшим, доступным человеку критерием. Святые отцы в своей жизни руководствовались Евангелием, сравнивая свое исполнение заповедей с их возвышенностью и чистотою и недосягаемостью. Именно поэтому Святые причисляют себя к первым среди грешников, и лишь грешники причисляют себя первыми среди духовных и верующих, не видя своего падения. Духовность святости не рефлексивна.

Духовное пробуждение человека выражается состоянием изумления, трепетного поклонения, чувством своего несовершенства и недостоинства перед открывающейся благодатью. Радость открывшегося духовного пути связана со стремлением изменить себя, научиться каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех.

Проявлением духовности является способность к самопожертвованию, к неэгоистичной любви, которая является основой благополучия человека (благополучие - благо человек получает). "Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия".

Литература

1. Добротолюбие Т.1, !896, С.458
2. Б.В. Ничипоров Введение в христианскую психологию. М., 1998.
3. Святитель Игнатий Брянчанинов О прелести. СПб.,1998.
4. Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990 г.,
5. Т.А. Флоренская Диалог в практической психологии.М., Владос, 2001

Добротолюбие,Т.1, !896, С.458

Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.,1998. с. 74-75

Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990 г.

Http://www.ioannp.ru/publications/29391

Возрождение (духовное)

(Regeiteration). Возрождение, или новое рождение, - это внутреннее обновление падшей человеческой природы под действием благодати Св. Духа (Ин 3:5-8). В Библии спасение мыслится как искупительное обновление человека на основе восстановленной связи с Богом во Христе, предполагающее "радикальное и полное внутреннее перерождение (Рим 12:2; Еф 4:23), произведенное Богом с помощью Св. Духа (Тит 3:5; Еф 4:24). В силу этой перемены мы становимся "новым человеком" (Еф 4:24; Кол 3:10), который уже не сообразуется с этим миром (Рим 12:2; Еф 4:22; Кол 3:9), но в познании и святости истины сотворен по образу Божьему (Еф 4:24; Кол 3:10; Рим 12:2)" (Б.Б. Уорфилд. "Библейские и теологические исследования "). Возрождение - это рождение, с крого начинается новое творение, а освящение - это "возрастание" в Духе, посредством крого оно осуществляется (1 Пет 2:2; 2 Пет 3:18). Новое рождение во Христе меняет расположение духа от беззаконной, безбожной самости (Рим 3:9-18; 8:7), свойственной ветхому человеку, к доверию, любви и раскаянию в былом неповиновении и неверии и любовному приятию Божьего закона. Оно просвещает ослепленные умы и учит их различать духов (1 Кор 2:14-15; 2 Кор 4:6; Кол 3:10), освобождает и укрепляет порабощенную волю для свободного послушания Богу (Рим 6:14,17-22; Флп 2:13).

Образ "нового рождения", описывающий эту перемену, подчеркивает два момента. Вопервых, решимость человека. Возрожденный человек перестал быть тем, кем был; его прежняя жизнь кончилась и началась новая; он - новая тварь во Христе, края погреблась вместесНим, избегнув вечного осуждения, и воскресла вместе с Ним к новой праведной жизни (см. Рим 6:3-11; 2 Кор 5:17; Кол 3:9-11). Второй момент- монергизм. Дети не вынуждают производить их на свет и не участвуют в своем рождении; тем более "мертвые по преступлениям и грехам " не могут возбудить или ускорить действие Духа Божьего в них (Еф 2:1-10). Духовное воскрешение - это свободное и таинственное проявление Божьей силы (Ин 3:8), крое невозможно объяснить в понятиях комбинации или развития существующих человеческих возможностей (Ин 3:6). Его нельзя вызвать или стимулировать человеческими усилиями (Ин 1:12-13) или подвигами (Тит 3:3-7) и потому нельзя приравнять или приписать никакому опыту, решениям и действиям, к-рые оно порождает и с помощью к-рых можно узнать о том, что оно произошло.

Библейское описание. Существительное "возрождение" (palingenesia) встречается в НЗ только дважды. В Мф 19:28 оно указывает на эсхатологическое "совершение всего" (Деян 3:21) поеле прихода Мессии, Которого ожидал Израиль. Этот отголосок еврейского словоупотребления указывает на более широкий план космического обновления, в кром есть место для личного спасения каждого. В Тит 3:5 это слово относится к возрождению личности. В других местах мысль о возрождении выражена иначе.

В в.-з. пророчествах при новом рождении Бог обновляет, обрезывает и умягчает сердца народа Израилева и пишет на них свой закон, побуждая их обладателей познавать, любить и повиноваться Ему (Втор 30:6; Иер 31:31-34; 32:39-40; Иез 36:25-27). Это - промыслительная работа очищения от греховной скверны (Иез 36:25; ср. Пс 50:10), произведенная личной творящей силой Божьей (Его "духом",- Иез 36:27; 39:29). Иеремия возвещает, что подобное национальное возрождение откроет и ознаменует собой новое Божье мессианское Царство и осуществление завета с Его народом (Иер 31:31; 32:40).

В НЗ мысль о новом рождении более индивидуализирована, а в Ин и в 1Ин новое рождение- "свыше" (anothen, - Ин 3:3,7), "от воды и Духа" (т.е. через очистительное действие Духа Божьего, - см. Иез 36:25-27; Ин 3:5; ср. 3:8) или просто "от Бога" (Ин 1:13; 9 раз в 1 Ин) - часть личного спасения. Глагол gennao (означающий "произвести на свет" и "рождать")употребляется в форме аориста или перфекта, указывающих на единичное действие Божье, благодаря крому грешник, к-рый прежде был лишь "плотью" и совершенно непросвещен в духовных вопросах (Ин 3:3-7), становится "духом" (Ин 3:6), т.е. может воспринять спасительное откровение Бога во Христе и откликнуться на него. В Евангелии Христос убеждает Никодима, что невозможно увидеть Царство Божье и войти в него, не родившись свыше (Ин 3:1 и дал.). В прологе своего Евангелия Иоанн возвещает, что лишь возрожденные обретают Христа и получают власть быть чадами Божьими (Ин 1:12-13); и наоборот, в своем послании Иоанн утверждает, что всякое рождение свыше ведет к духовности. Рожденные от Бога творят правду (1 Ин 2:29) и перестают грешить (3:9; 5:18, - настоящее время указывает на соблюдение закона, а не на абсолютную безгрешность; ср. 1:8-10); они любят друг друга (4:7), верят во Христа и побеждают мир (5:4). Все, кто поступает иначе, что бы они ни говорили, - невозрожденные дети дьявола (3:6-10).

Ап. Павел уточняет христологические аспекты нового рождения: новая жизнь и воскресение со Христом (Еф 2:5; Кол 2:13; ср. 1 Пет 1:3); новое творение воХристе(2Кор5:17;Еф2:10;Гал6:15). Петр и Иаков идут дальше и говорят, что слово Божье "пребывает во век" (аппа-genao, - 1 Пет 1:23) и Бог "родил нас" (арокуео, - Иак 1:18) словом истины. Бог обновляет сердце через свое слово, пробуждая в нас веру (Деян 16:14-15).

Исторический экскурс. Отцы Церкви не давали точной формулировки этого понятия. Они приравнивали духовное возрождение к благодати крещения, края означала для них прежде всего (а для Пелагия- исключительно) отпущение грехов. Августин сознавал и отстаивал в борьбе с пелагианством необходимость предваряющей благодати, помогающей человеку верить и любить Бога, но не отождествлял эту благодать с новым рождением. Деятели Реформации развивали учение Августина о предваряющей благодати, и реформатская теология до сих пор придерживается этого учения. Кальвин использовал елово " возрождение", чтобы описать субъективное и полное обновление человека, включая обращение и освящение. Многие реформатские теологи XVII в. приравнивали духовное возрождение к призыву, а обращение - к духовному возрождению (отсюда постоянный неправильный перевод слова epistrepho как "поворот", "повернуть" в пассивной форме). Позднее реформатская теология определила возрождение более узко: это то "семя", из крого после призыва Божьего вырастает вера и покаяние (1 Ин 3:9). Арминианство представляло духовное возрождение синергически - обновление человека зависит от его прошлого взаимодействия с благодатью; либерализм подходил к этому понятию натуралистически, отождествляя новое рождение с нравственной переменой или религиозным опытом.

Отцы Церкви утратили библейское понимание таинств как знаков, подвигающих к вере, и как печатей, убеждающих верующих в том, что они получают благословение, и рассматривали крещение как таинство, дарующее новое рождение (Тит 3:5) ex opere operato - тем, кто не препятствует его действию. Поскольку дети ему препятствовать не могли, считалось, что все крещеные дети возрождены. Эта точка зрения сохранилась во всех нереформатских церквях христианского мира и среди протестантских "сакраменталистов".

J. I. Packer (пер. А, К.) Библиография: J. Orr, "Regeneration", HDB; 3. Denney, HDCG; В. В. Warfield, Biblical and The-ological Studies; Systematic theologies ofC. Hodge, III, 1-40, and L. Berkhof, IV, 465-79; A. Ringwald et al., NIDNTT, 1,176 ff.; F. Buchsel et al., TDNT, I. 665 ff.; B. Citron, The New Birth.

См. также: Избранные, Избрание; Призыв, Призвание; Спасение; Условия спасения.


| |

На формирование характера русского народа повлияли три основных фактора: языческая природа восточнославянских племен (этнический генотип); воспитание народа Православием (духовный архетип); уникально суровые условия выживания, которые культивировали определённые качества (исторический архетип). Генезис русского народа определялся не этнической, а религиозной, культурной доминантой, поэтому русские объединили множество племён и народов.

Русский народ формировался на основе общности религии, государства и культуры (языка). Православие было духовной основой всех сфер жизни, на основе Православия сложились государственность и культура. Известная формула графа Уварова "Православие. Самодержавие. Народность" отражает этот непреложный исторический факт. Каждый национально-государственный организм имеет свою духовную конституцию, определяющую его сущность и позволяющую ему самоидентифицироваться. Уваровская формулировка обозначает основные сферы национальной самоидентификации: 1) как народ осознаёт свою связь с Высшей Реальностью, с Богом, - религиозность, или дух народа; 2) как народ понимает своё земное обустройство, свою цивилизацию и государственность, - земное тело народа; 3) в чём народ укореняет себя, видит своё родство, как народ осознаёт себя, понимает свою миссию в жизни и в истории, что выражается в разнообразных формах национальной культуры, - это душа народа. Триединую сферу национального самосознания можно именовать как "Вера. Патриотизм. Национализм". Ответы на вопросы: какова наша вера? какое государство мы строим? какую культуру и цивилизацию мы возрождаем? - это ответы на вопрос о возрождении единства национального духа, души и тела, о нашем национальном бытии.

Из глубинной религиозной веры (которая не всегда осознаётся вполне, но может проявляться в латентных формах) проистекают базовые духовные и нравственные ценности народа, сохраняющиеся в секулярном обществе. Укоренена русская национальная вера в Православии, которое аккумулирует духовные и нравственные ценности русской цивилизации. Народ жив, пока сохраняются его специфические национальные духовные и нравственные ценности, которые проявляются в явных или скрытых формах, несмотря на глобальные общественные катаклизмы.

Чувство патриотизма - любовь к своему отечеству - подвигает к строительству и сохранению своего государственного дома. Русским свойственны инстинкт государственного самосохранения, традиционные представления о форме государственной власти, которая в России всегда была единодержавной. В государственности реализуется воля нации к историческому бытию. Поэтому "самым большим пороком для государства является слабость" (А.В. Гулыга). Распад государственного тела свидетельствует о духовной и душевной деградации нации.

Чувство национализма - любовь к своему народу - связывает преемственность культурных, цивилизационных и бытовых традиций, без которых невозможны национальное самоощущение и самосознание, а значит, и существование народа как такового. Большинство русских людей объединены общим чувством любви к своим сородичам, соотечественникам, к малой и большой Родине, привязанности к своей земле, русский человек не может мыслить свою жизнь и самореализацию вне атмосферы русской культуры. Сегодня расчленённый русский народ объединяет только Русская Православная Церковь. На основе единства Православия можно восстанавливать общее культурное, цивилизационное поле и единое государство.

Для решения глобальных проблем от народа требуется сверхусилие, на которое русские люди способны в экстремальной ситуации и при наличии сверхидеала. В обыденной жизни русские, как правило, расслабляются (иначе не выдержали бы напряжения в борьбе за историческое выживание). Русский человек не способен на сверхмобилизацию ради материальных целей, но совершает чудеса героизма при защите Родины и священных для него ценностей либо при выполнении великой исторической миссии. Для русских людей важно, чтобы жизнь была пронизана высшим смыслом, который не сводится к индивидуальной корысти, а выражает духовные идеалы и ценности локальных общностей (малая Родина) и всего народа (большая Родина). При достижении высокой цели русские люди проявляют сопричастность общему делу, открытость, доверительность и взаимоподдержку, задушевность и взаимопонимание в личном общении. В соборном единении во имя высоких идеалов проявляются лучшие черты русского характера.

Русский народ духовно мобилизуется в пограничной ситуации, несущей угрозу существованию ("пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится"). Пока немецкая армия в годы Великой Отечественной войны не дошла до Москвы, народ не был способен к полноценному сопротивлению. Но и наличие смертельной опасности, и осознание её - необходимые, но не достаточные условия для национального пробуждения. Для общенационального единения необходим волевой импульс верховной власти, способной выразить и защитить высшие национальные интересы, возвысившись над распрями в обществе и расколами между обществом и властью. "Русский долго запрягает, но быстро едет": когда была осознана смертельная опасность и когда власть призвала народ к борьбе за спасение Отечества ("братья и сестры…") - народ одержал великую победу.

Так очередной раз был явлен национальный архетип поведения - формула русской победы: смертельная угроза; осознание угрозы элитой и обществом; формирование национального идеала; призыв верховной власти к нации; сверхмобилизация общества; победа. Благодаря этому русский народ выдерживал все исторические испытания и выходил из них окрепшим. Великий народ сохраняется в истории, выполняя свою историческую миссию, отвечая на исторические вызовы. Смертельная угроза российской цивилизации в настоящее время налицо. Каждый из современных общемировых кризисов способен похоронить мировую цивилизацию. Они несут опасность и России, ибо на нашей стране в усугубленной форме отзываются все общемировые проблемы.

Внешние угрозы - мировые кризисы, угрожающие существованию России и русского народа. Глобальный экологический кризис ведёт к техногенной перегрузке планеты, к уничтожению ресурсов биосферы с помощью технических средств, к истощению природных ресурсов. Демографический кризис - перенаселение планеты при ограниченных мировых ресурсах. Уменьшение рождаемости в богатых и большая рождаемость в беднейших странах ведёт к огромной миграции и размыванию населения западных стран жёлтой и чёрной расами. Над малозаселенной российской Сибирью навис миллиардный Китай. В наступающих войнах за мировые ресурсы Россия оказывается лакомым куском для многих, ибо при 3% мирового населения она контролирует 13% территории и располагает около 40% природных ресурсов земного шара. Через два-три десятилетия в России будет жить 1% мирового населения, которому придётся защищать от посягательств около половины мировых запасов сырья. Мировой экономический кризис обусловлен недостатком ресурсов планеты для обеспечения всего населения; процветанием золотого миллиарда в противостоянии нищающему большинству населения Земли; неизбежным в обозримом будущем коллапсом доминирующей в мире экономики США и крахом долларовой пирамиды. Конфликт цивилизаций вызывает терроризм и войны с реальной опасностью распространения и употребления оружия массового поражения. Однополярная глобализация превращает большинство стран мира в ресурс для выживания государств золотого миллиарда. Россия с огромной территорией, богатейшими природными ресурсами, высококвалифицированным неприхотливым населением оказывается для правящих субъектов глобализации полем противоборства с конкурентами за источники сырья, инструментом дипломатической борьбы и "громоотводом" мирового терроризма. России грозят смертельные геополитические опасности: население сопредельных государств более чем в десять раз превышает население России, а большинство окружающих государств настроено к России недружественно либо агрессивно. Три четверти границ России приходится на страны, в которых быстро растёт население и увеличивается потребность в сырьевых ресурсах.

В стране возрастают внутренние угрозы. Увеличивается экономическое и технологическое отставание от мировых лидеров. Увеличивается поток бедствий, аварий, техногенных катастроф из-за эрозии инфраструктуры и неэффективности государственного управления. В государственном управлении ещё сильно деструктивное влияние радикал-либералов. С другой стороны, некоторые силы пытаются укреплять государственность через этатистский застой или националистический реванш. Ещё сильна опасность терроризма исламского фундаментализма. Усугубляется поражение генофонда нации алкоголизмом и прогрессирующей наркоманией. Растёт социальная напряжённость вследствие увеличивающейся пропасти между богатыми и бедными. В результате многих негативных факторов высока смертность населения, особенно детская смертность, низок срок жизни. Смертность в России в 2,5 раза превышает европейскую, в 1994 году пик смертности достиг 15,7%, чего не было с военных времён. Симптомы вымирания особенно сказываются на русском государствообразующем народе: в начала девяностых годов смертность превысила рождаемость, сформировался феномен "Русского креста" - линия смертности, идущая вверх, пересекла линию рождаемости, падающую вниз. В результате усиливаются угрозы вытеснения русского народа с исторических территорий исламскими и китайским народами. Уже готовы концепции замены государствообразующей роли русского народа быстро растущими народами российского ислама.

Всё это несёт угрозу распада страны, превращения России в сырьевую территорию США и Китая. России навязывают роль зоны, за счёт которой снимаются противоречия между ведущими центрами силы.

Вновь наступил момент глобального исторического вызова: либо нация вдохновится новой миссией в новой эпохе, либо русский народ и Россия перестанут существовать. Если армии для победы необходим боевой дух, то народ нуждается в пробуждении национального духа - того, что придаёт людям волю к жизни, к борьбе за самосохранение и к созиданию. Только порыв национальной энергии позволит преодолеть духовное и нравственное разложение общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Это обязывает верховную власть сформулировать идеалы национального спасения и побудить общество к духовной мобилизации. Духовные идеалы могут становиться мощнейшей преобразующей силой. Русский народ обладает аскетическим характером, способен к самоограничению, в русском обществе нравственные и духовные идеалы всегда были приоритетнее материальных и прагматических.

Власть должна заниматься не только материальной стороной жизни общества - экономикой и политикой. Задача государства - создавать оптимальные условия для духовного и нравственного роста человека, формирования свободной, творческой, ответственной личности. Духовное здоровье нации и состояние общественной нравственности - это проблемы не только частной жизни или гражданского общества, но и проблемы государства. Коммунистический тоталитаризм дал негативный пример внедрения власти в жизнь людей - насилием и ложью. На другом полюсе - западное плюралистическое общество, где декларирована независимость общественной и частной жизни от государства (хотя на деле власть сильно влияет на состояние общества и человека). Государство должно стремиться к духовному и нравственному возрождению нации. Ибо государственная мощь покоится не только на крепости государственных структур, а на патриотизме и государственном сознании граждан. Если нравственными и духовными проблемами жизни общества не занимается наше государство, то на важнейшую жизненную сферу неизбежно негативно влияют враждебные силы извне.

В России государство создавало условия для значимых достижений народа. Современная задача национальной власти - формировать стратегию развития страны, определять приоритеты, цели и задачи, для решения которых использовать государственные ресурсы и механизмы. При этом власть должна объяснять обществу смысл своих инициатив, обоснованность своих решений. Поэтому не только независимые средства массовой информации, но и государство должны влиять на формирование общественного мнения и предлагать обществу программу. Верховная власть призвана декларировать историческую миссию России в современном мире и на основе этого - современный национальный идеал. Это не должна быть очередная утопия, прикрывающая корыстные интересы правящих кланов. Верховная власть во имя самосохранения и спасения России должна выразить национальные чаяния, что способно пробудить национальные энергии.

Оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в настоящее время, можно значительно усилить поддержкой со стороны государства. Для решения проблем исторического значения необходимо мобилизовать общенациональные ресурсы и осуществлять общенациональные программы. Это под силу только верховной власти. Но все высшие государственные структуры ориентированы на материальные задачи и перегружены решением каждодневных проблем. Близкие гуманитарной проблематике государственные учреждения решают вопросы ведомственно и фрагментарно, ограничены корпоративными интересами. Ни одна государственная инстанция не занимается стратегией возрождения русского государствообразующего народа, проблемами, которые несут наибольшие угрозы российской государственности и цивилизации. Верховная власть призвана заняться духовными аспектами национальной безопасности.

Враг России Бжезинский объявил Россию "большой чёрной дырой на карте мира", а после распада СССР с удовлетворением провозгласил: "Россия повержена - у неё нет концепции бытия". Опровергнуть этот приговор может только пробуждение самосознания русского национального духа. Лечение национального духа, или поиски Россией себя, должно начаться с формирования концепции духовного оздоровления нации, которая имеет следующие основные направления.

Религиозное возрождение. Правящий слой и власть призваны осознать, что религия и религиозные ценности определяют духовное и нравственное здоровье общества. При этом Русская Православная Церковь является основной цивилизационнообразующей и государствообразующей религией России, духоводителем народа, главным защитником целостности державы и межрелигиозного согласия, которое веками оберегало Россию. Россия - светское, но вовсе не атеистическое государство. Отделение Церкви от государства не означает отделения народа от Церкви, а верховная власть должна служить гарантом защиты и сохранения цивилизационной идентичности. Поэтому попечение о благе и независимости Церкви, о соработничестве религий на ниве социального служения является приоритетной задачей государства. После многих десятилетий государственного атеизма и религиозных гонений государство должно вернуть исторический долг верующим, для чего требуется поддержка государством традиционных религий: установление их плодотворного взаимодействия с властью и обществом в духовно-нравственном воспитании; борьба с псевдорелигиозными античеловеческими сектами; противостояние размыванию традиционной для России религиозности; государственная поддержка миссионерской деятельности традиционных религий, а также поддержка Русской Православной Церкви на её канонических территориях за пределами России.

Нравственное и патриотическое оздоровление. Ответственную, свободную и творческую личность можно взрастить только в органичном духовном климате, в обществе, ориентированном на вечные ценности, на воспитание чувства любви к большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Ибо без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен: если в душе нет земной Родины, через которую открываются история и вечность, то не существует инстанции ответственности, долга и совести. Миссия России - служение Богу и людям, сбережение земли предков и сбережение народов, соединивших свои судьбы с судьбой Российского государства. Русский народ - государствообразующий, русские - не этническая группа. Русскими издревле называли и сегодня называют за рубежом всех тех, кто проживает на бескрайнем пространстве исторической России, считая Россию своим Отечеством. Русский - тот, кто говорит по-русски, думает по-русски и считает себя русским. Русское национальное возрождение является условием возрождения России и подлинным гарантом безопасности для каждой этнической группы, связавшей свою судьбу с Россией, а также гарантом сохранения тесных связей родины с соотечественниками. Великий суперэтнос - русский народ - как государствообразующее начало является полноправным хозяином колоссальных ресурсов России.

Сохранение и воссоздание культурных традиций. Цивилизационное наследие России, религиозные и культурные традиции являются основой народной жизни, обеспечивают преемственность поколений, служат залогом грядущего развития нашей державы с тысячелетней историей. Необходимо осознать, что российскому государству не пятнадцать, и даже не восемьдесят лет, что до сего дня не востребован огромный исторический и культурный ресурс тысячелетней русской православной цивилизации. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций русской культуры. Добиваться приоритета культуры в государственной политике, поскольку культурная политика в России - это не отдельная отрасль, выделённая по цеховому принципу, а смысл всей политической деятельности в многонациональной стране. Культурной должна быть сама государственная политика. При этом важнейшая особенность Российской цивилизации - единое языковое, информационное и образовательное пространство. Необходимо подвигать к целенаправленной деятельности государственные и общественные институты в воссоздании российских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций. Культура должна существовать не на остаточном принципе, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации. Необходимо повышать статус культурного наследия и культурного творчества. Восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к своим национальным архетипам - пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность.

Восстановление общенационального единства. Насильственно расчленённый русский народ при разрушении СССР стремится к восстановлению государственного единства. Необходимо разработать программы мирного конструктивного воссоединения территорий, на которых большинство населения составляют русские. Во имя общенационального единства следует консолидировать общество, преодолеть разобщённость власти и народа, насаждаемую идеологическую вражду, узкокорпоративные настроения, блокировать сепаратистские тенденции культивируя общенациональные цели и идеалы; преодолевать денационализацию одних и маргинализации других групп интеллигенции через вовлечение в общенациональные программы, через осознание исторического предназначения российской нации, объединяющей все народы России.

Преодоление угрозы демографической катастрофы - духовный аспект. Для преодоления демографической катастрофы недостаточно повысить уровень жизни населения. В обществе, лишённом основных жизненных ценностей и утратившем смысл существования, падает рождаемость и продолжительность жизни. Бессмысленность и бесцельность лишает народ воли к жизни. Воля к жизни - в вере предков и памяти поколений, в семейных ценностях и почитании наших стариков, в преклонении перед чудом материнства и детства. Необходима государственная защита от зарубежных и доморощенных "миссионеров" и лжеучителей, разрушающих духовный строй жизни и семейный уклад и развращающих молодёжь и детей. Необходимы государственные и общественные программы работы с молодёжью и родителями, повышение социального и нравственного статуса семьи, материнства и детства поддержка многодетных семей, борьба с растлением детей и подростков как с одной из главных причин демографического спада, утверждение в общественном сознании культа семьи и здорового образа жизни. Жизнь - высший дар. А всё, что его губит - преступность, наркомания, циничная пропаганда насилия и извращений, абортов и суицидов - должно быть искоренено в зародыше. Борьба с социальными болезнями и пороками - духовная борьба, которая не сводится к полицейским мерам, медицинской помощи и социальной профилактике. Разработка гуманитарных форм борьбы с преступностью, наркоманией, суицидами - воспитание чувства ценности жизни, ответственного отношения к жизненному предназначению, без чего малоэффективны полицейские и медицинские меры.

Экологическая безопасность - духовный аспект. Воспитание бережливого отношения к национальному природному достоянию как родной среде обитания; мобилизация общественного мнения для противостояния гибельным тенденциям потребительской цивилизации, разрушительным действиям властных и хозяйственных структур. Каждый гражданин должен быть ориентирован на сохранение своего большого дома - природы страны и планеты. Для этого важно восстановить традиционное русское жизнеощущение, в котором природа не отчужденная холодная натура, предназначенная для потребления, а живая материнская сущность.

Формирование стратегического ресурса общества. Необходимо подвигать власть к мобилизации активной части граждан на осуществление жизненно важных национальных проектов, что создаёт возможность воспитания новой национальной элиты. Должна быть создана программа формирования нового поколения России - духовного и динамичного, свободного и ответственного, глобально мыслящего и патриотически ориентированного.

Решение перечисленных проблем подводит к формулированию национальной идеи. Новая и основанная на российских традициях национальная идеология восстанавливает историческую память и национальное самосознание русского народа-государствообразователя, формирует национальный образ России и задаёт историческую миссию российской цивилизации; объясняет обществу, куда ведёт его российская власть; придаёт смысл существованию России и жизни её граждан; является духовной основой национального единения; пробуждает национальную волю и энергию как основной мобилизующий ресурс для плодотворных преобразований. Ибо без возвышенного духовного идеала русский народ не способен к сверхусилию во имя самоспасения и возрождения.

На основе национального сверхидеала - разработка идеологии русского прорыва, или идеологии мирового лидерства. Необходимо определить место России в современном мире и наши возможности выживания, которые не сводятся к тому, что мы должны восстановить что-то из утерянного, либо кого-то догнать и перегнать, или войти в европейский дом, в современную цивилизацию... Отвечая на исторические вызовы нового века (экспансия золотого миллиарда, глобализация, информатизация, мировой терроризм, мусульманская, китайская угрозы...), необходимо мобилизовать национальные энергии в направлениях возможного прорыва и создания цивилизации опережения, цивилизации глобального равновесия. Наши духовные, культурные, интеллектуальные, научные ресурсы позволяют не только создавать новейшие технологии, но и формировать новые цивилизационные установки, новые парадигмы мироустройства. Русский гений сейчас более, чем когда-либо, востребован эпохой. Россия ситуацией современной эпохи призвана стать мировой державой нового качества, духовно определяющей судьбы человечества.

Виктор Аксючиц , философ, член Политического Совета партии "РОДИНА"



 

Возможно, будет полезно почитать: