Заключение нескольких договоров с одним предметом. Объединить несколько договоров в один, изменив их условия, можно с помощью новации

— процесс, который в каждом конкретном случае имеет свои особенности. В то же время все тендеры подчинены общим правилам. О том, где установлены основные требования к торгам, какие их формы существуют, какова стандартная схема организации тендера, вы узнаете из нашей статьи.

Законодательство о тендерах в России

Проведение тендеров на закупку товаров, работ и услуг регулируется довольно большим количеством нормативных актов. Основными правовыми источниками являются:

  1. Статьи 447-449 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Здесь раскрывается общий порядок и стандартные правила заключения различных договоров на торгах. Данные нормы применимы к любым категориям заказчиков и участников.
  2. Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Согласно данному закону, весь порядок проведения тендера прописывается в положении о закупках, которое организатор разрабатывает и утверждает самостоятельно.
  3. Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Данный акт является наиболее цитируемым и используемым, т. к. здесь тендерные процедуры расписаны подробно и основательно для большинства форм торгов.

Перечисленные источники носят универсальный характер и применяются как государственными или муниципальными заказчиками, так и частными. Однако помимо этих законов о тендерах существует большой пласт специализированных норм, которые входят в состав различных законодательных актов, таких как Земельный кодекс, Лесной кодекс и т. д.

Формы торгов и их виды: открытые, закрытые, без регистрации

Как такового термина «тендер» в российском законодательстве не существует. Однако по общему правилу под тендером понимается заключение договора через торги. При этом торги могут проходить в разных формах, самыми популярными из которых являются аукционы и конкурсы. Также возможно их проведение путем запроса предложений, запроса котировок, закупки у единственного поставщика. Данный перечень не является закрытым. Форма закупки определяется организатором самостоятельно.

Все тендеры при этом можно разделить на 2 вида:

Не знаете свои права?

  1. Открытые. При данном варианте к участию приглашаются все желающие.
  2. Закрытые. Здесь участвуют только специально приглашенные лица.

Кроме того, с развитием информационных технологий все большую популярность получают торги на электронных площадках, где действуют свои правила. Обычно к тендерам в таком случае допускаются только зарегистрированные на определенном сайте пользователи. Однако существует много площадок, где закупки проходят в упрощенном порядке (нередко даже без регистрации участников).

Правила проведения тендеров

В качестве заказчика (организатора) может выступать любое заинтересованное в заключении договора лицо. Участниками (заявителями) могут быть как юридические или физические лица, так и индивидуальные предприниматели.

С выигравшим участником заключается договор. Если заявитель был только один, то тендер считается несостоявшимся. Заказчик в таком случае обязан заключить договор с единственным поставщиком.

Все закупки происходят по общей схеме:

  1. Публикуется извещение об организации тендера. В нем должны быть указаны:
    • информация о времени и месте проведения торгов;
    • требования к участникам и их заявкам;
    • начальная цена;
    • основные условия предлагаемого договора.
  2. Участники подают заявки на тендер. Срок подачи определяется в извещении. На этом же этапе участники вносят задаток, если это установлено организатором.
  3. Проводятся сами торги, и определяется победитель. По окончании и результатам подписывается итоговый протокол, который имеет силу договора.

Остальные нюансы проведения конкретного тендера в каждом случае определяются заказчиком самостоятельно или в соответствии с действующим законодательством, если организатором является субъект публичного права.

Итак, тендеры бывают разных форм и видов. В большинстве случаев организатор самостоятельно выбирает удобный для себя вариант и схему проведения закупки. Однако иногда (например, когда речь идет о государственных и муниципальных интересах) торги четко регламентируются действующим законодательством.

Тендер – это размещение заказов на закупки или проведение работ на конкурсной основе. Участие в конкурсе требует от фирм-претендентов соблюдения определенных тендерных правил, незнание которых неизбежно приводит к отказу в заключении контракта. Несмотря на сложности, связанные с подготовкой заявки, игнорировать тендеры не нужно: участие в них – уникальная возможность для фирмы получить заказ на крайне выгодных условиях. Для победы в конкурсе недостаточно иметь предложение, которое идеально отвечает пожеланиям заказчика. Необходимо понимать, как участвовать в тендерах, чтобы представить свое предложение на суд конкурсной комиссии в самом выгодном свете.

Порядок проведения конкурса

Принимать участие в тендерах имеют право юридические лица как российские, так и иностранные. Требования к претендентам и условия участия в конкурсе устанавливаются заказчиком по своему усмотрению. Задача участников – в соответствии с этими требованиями подготовить наиболее выгодное предложение и оформить надлежащим образом заявку на исполнение заказа.

  1. Для подачи предложения необходимо собрать комплект документов по списку заказчика и предоставить его в конкурсную комиссию в срок, определенный для приема документов. До момента истечения срока подачи заявок претендент имеет право внести поправки или отозвать заявку из конкурса. По окончании установленного срока заявки не принимаются и не изменяются.
  2. После приема всех заявок назначается собрание тендерной комиссии, во время которого проводится ознакомление с предложениями претендентов, проверка документов, и готовится заключение по изученным материалам.
  3. Члены конкурсной комиссии проводят обсуждение заявок участников и принимают решение о победителе путем голосования.

Стоит отметить, что информация, содержащаяся в заявках, является закрытой и не подлежит разглашению.

Что нужно знать о правилах участия в тендерах

Прежде чем «ввязываться в бой», необходимо уяснить для себя несколько важных моментов:

  1. Принимая участие в тендере, вы обязуетесь соблюдать правила проведения торгов.
  2. Заявляя себя в качестве участника конкурса, вы соглашаетесь со всеми условиями, которые выставляет заказчик тендера.
  3. Подавая заявку, вы подтверждаете, что имеете все возможности для выполнения заказа в случае победы в конкурсе.
  4. Составляя заявку, вы принимаете ответственность за корректность ее оформления на себя: ошибки в представленных документах могут служить основанием для отклонения предложения участника без рассмотрения по существу.

Все это означает, что нужно максимально ответственно подойти к изучению условий тендера, как можно более объективно оценить свои возможности и грамотно составить заявку.

Таким образом, процесс подготовки фирмы к участию в тендере включает:

  • выбор подходящего конкурса в соответствии с профилем деятельности фирмы;
  • ознакомление с требованиями заказчика, условиями конкурса;
  • оценка финансовых, материально-технических возможностей компании с точки зрения обеспечения выполнения обязательств по контракту;
  • сбор необходимых документов;
  • подача заявки;
  • обеспечение заявки (залог).

Подготовка тендерной заявки

Рассмотрим подробней, как участвовать в тендерах и что для этого нужно. Прежде всего, какие необходимы документы для подачи заявки.

Список документации обычно определяется заказчиком, но есть и базовый пакет документов, который требуется при проведении любых тендеров:

  • заявка, заверенная руководителем предприятия;
  • заявление с презентацией организации и опыта подрядных работ;
  • опись прилагаемых документов;
  • копии учредительных документов юрлица и устава;
  • нотариальные копии ИНН и свидетельства о госрегистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ давностью не более 15 дней;
  • перечень лиц, представляющих организацию без доверенности;
  • копия приказа о возложении обязанностей главбуха;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • финансовая отчетность фирмы за три предшествующих отчетных периода, заверенная налоговым инспектором.

Еще один важный пункт – обеспечение заявки. Если такое требование предъявляется заказчиком, претендент обязан обеспечить внесение денежных средств в размере не более 5% от суммы контракта в подтверждение своих намерений. Перечисление суммы подтверждается платежным поручением, предоставляемым вместе с остальными документами. Обеспечение служит своеобразным залогом, который удерживается, если участник уклонился от выполнения заказа, будучи выбранным победителем конкурса. Во всех иных случаях залог возвращается претендентам по окончании конкурса либо до его начала, если участник своевременно отозвал свою заявку.

Как правило, стоимость конкурсных лотов достаточно высока, и даже 5% от суммы заказа – деньги немалые. Если собственных средств организации недостаточно для финансирования заявки, она может привлечь тендерный кредит или банковскую гарантию.

Госзаказы

Конкурсы на размещение государственных заказов — тендеры особые, и часто их связывают с так называемой коррупционной составляющей. Предприятия боятся участвовать в государственных тендерах, так как заранее уверены в своем неуспехе. Действительно, нередки случаи, когда принцип состязательности и равенства участников нарушается, и выгодный контракт получает не лучший претендент, а приближенная к госструктурам компания. Однако ущемленные поставщики вполне успешно отстаивают свои права в суде при нарушении правил проведения конкурса.

Как участвовать в тендерах на госзакупках,- процесс практически аналогичен обычным конкурсам. За исключением того, что торги на заказы технически сложной продукции или работ, связанных с оборонкой и безопасностью страны, проводятся исключительно в закрытом режиме. А это значит, что доступ к ним «со стороны» фактически невозможен. На закрытые тендеры претенденты приглашаются в индивидуальном порядке. В открытых торгах, информация о которых размещается в СМИ, могут участвовать любые организации без ограничений.

Еще одна особенность госзакупок – частое проведение двухэтапных тендеров. Когда заказчик не может сформулировать конкретные требования или требуется разработка технологий, проведение исследований, научных опытов, ему необходимо сначала оценить возможности претендентов, определить направление, нюансы требуемых работ, рассчитать их стоимость. Затем, на втором этапе конкурса, участники подают заявки уже в соответствии с обозначенными заказчиком условиями.

Еще один проблемный момент государственных тендеров – чаще всего предпочтение в них отдается тем подрядчикам, которые предлагают минимальную цену, к сожалению, без учета качества работ. Такой подход провоцирует претендентов занижать базовую стоимость работ с целью непременно получить государственный заказ.

Аналогичная ситуация происходит в строительной отрасли: так как участвовать в тендерах по строительству должны все фирмы, претендующие на возведение объекта недвижимости или на проведение ремонтных работ, в основу заявки часто ложится заведомо неверно составленная смета. В результате победитель такого тендера, явно переоценивший свои силы, не укладывается в свою же смету. Если подрядчику не удается переложить увеличение бюджета на плечи заказчика, то его убытки неизбежны, вплоть до банкротства организации.

Утверждено приказом

№ _____ от «____» __________ 2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Регламент проведения тендеров

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение рассматривает порядок проведения тендеров и приобретения товарно-материальных ценностей (далее по тексту ТМЦ), работ и услуг, приобретаемых для нужд предприятия.

1.2. Данным Положением руководствуются в своей деятельности: директора служб, главные специалисты, работники отдела материально-технического снабжения (далее по тексту ОМТС).

1.3. Приобретение ТМЦ, работ и услуг Заказчиком происходит по одному из трех следующих вариантов:

1.3.1. Без проведения конкурса среди производителей (поставщиков) - в случае приобретения малоценного имущества: стоимость приобретения единицы товара, либо месячный объем поставки данного товара (услуги) не превышает 30 тысяч рублей а также среди стратегических поставщиков ТМЦ, работ и услуг список которых утверждается генеральным директором .

1.3.2. С проведением конкурса в форме сбора маркетинговой информации сотрудниками ОМТС - в случае приобретения легко котируемых, несложных в изготовлении товаров и услуг стоимостью свыше указанной в п.1.3.1.

Под легко котируемыми товарами понимаются товары, ценовые предложения по которым представлены в печатных изданиях (Приложение к настоящему Положению) и (или) в Интернете.

Решение о проведении закупок по данному варианту принимается начальником ОМТС.

В порядке исключения, легко котируемые товары (работы, услуги) могут приобретаться у постоянного поставщика без сбора в каждом случае маркетинговой информации. Решение по данному вопросу принимает начальник ОМТС.

1.3.3. С проведением конкурса в форме тендера - во всех остальных случаях.

1.4. Исключения из данного Положения могут быть сделаны только решением Генерального директора в случае ограниченных сроков для приобретения товаров (работ, услуг), других форс-мажорных обстоятельств на основании служебной записки начальника отдела материально-технического снабжения.

2. Создание Тендерной комиссии

2.1. Генеральный директор утверждает Приказ о создании Тендерной комиссии и проведении тендера. Проект приказа готовится специалистами ОМТС и должен содержать:

Предмет тендера и целевые назначения приобретаемых товаров (работ, услуг);

Состава Тендерной комиссии.

Даты заседания;

Даты подведения итогов тендера;

Ответственное лицо за подготовку и проведение тендера.

2.2. В состав Тендерной комиссии входят:

Председатель – Генеральный директор или назначенное им лицо.

Заместитель председателя – директора служб, главные специалисты, начальник ОМТС.

Члены Комиссии – руководители структурных подразделений, специалисты профиля, соответствующего предмету тендера.

2.3. Заседания Тендерной комиссии проводятся очным или заочным образом. Заседания Тендерной комиссии не могут проводиться в отсутствие ее Председателя, заместителя председателя и (или) членов комиссии.

2.4. В ходе своей работы Тендерная комиссия:

Утверждает список участников тендера;

Определяет соответствие поступивших тендерных предложений техническому заданию (требованиям),

Определяет победителя тендера.

Все принятые Тендерной комиссией решения должны быть оформлены протоколом.

3. Отбор участников тендера

3.1. Участие в тендере должны принять не менее трех не связанных между собой фирм-производителей (поставщиков) требуемых товаров (работ, услуг). В их числе не должно быть заведомо непроходных участников.

3.2. Участником тендера может быть поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг), либо официальными дилерами или представителями предприятий-производителей.

3.3. Приглашение к участию в тендере (Приложение) рассылается поставщикам ТМЦ в течение 3-х рабочих дней после утверждения приказа о проведении тендера.

3.4. Прием тендерных предложений завершается за 2 дня до начала заседания Тендерной комиссии.

3.5. Ответственное за проведение тендера лицо к заседанию Тендерной комиссии готовит перечень приглашаемых участников тендера и пакет необходимых документов для проведения заседания Тендерной комиссии.

3.6. Ответственной за проведение тендера лицо рассылает материалы всем участникам тендера, но не позднее чем за сутки до даты проведения заседания.

до 300 тыс. руб.

от 300 тыс.

до 1млн. руб.

от 1 млн. руб.

1. Технические или иные потребительские характеристики предлагаемых товаров (работ, услуг); в необходимых случаях - требования к основному технологическому сырью, комплектующим, условиям эксплуатации, квалификации персонала, условия шеф-монтажа, гарантийного и послегарантийного обслуживания

2. Общая стоимость товаров (работ, услуг)

2.1. Стоимость товаров, необходимых для выполнения Технического задания, с обоснованием соответствующей сметой, составляемой по форме Технического задания

2.2. Стоимость работ, выполняемых сотрудниками подрядчика/поставщика для выполнения Технического задания, с обоснованием соответствующей сметой, составляемой по форме Технического задания

2.3. Стоимость сопутствующих работ (услуг), необходимых для выполнения Технического задания и предоставляемых третьими организациями с предложениями подрядчика/поставщика по исполнителю данных работ и источников их финансирования

3. Согласие участника Тендера на приобретение товаров, указанных в п.2.1 или аналогичных, силами Заказчика

Прилагаемые документы

4. Сертификаты качества на предлагаемые товары

5. Лицензия на право выполнения предлагаемых работ, услуг.

6. Отзывы потребителей предлагаемых участником товаров, работ. услуг

7. Устав участника тендера в последней зарегистрированной редакции

8. Решение учредителя или иной предусмотренный уставом документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор.

9а. Бухгалтерский баланс участника тендера за последний квартал с отметкой налогового органа о приеме

9б. Бухгалтерский баланс участника тендера за последний год с отметкой налогового органа о приеме

· свидетельство о постановке в налоговом органе;

· последнюю зарегистрированную редакцию Устава Вашей компании;

· бухгалтерские балансы за _____ год и за ___ квартал _____ года, справки о кредиторской и дебиторской задолженности (для финалистов тендера).

Зам. председателя тендерной комиссии Ф. И.О.

Примечание: Приглашение к тендеру оформляется на фирменном бланке .

Приложение

Протокол № ___

заседания Тендерной комиссии по выбору (формулировка предмета тендера )

Определение победителя тендера

1. Заседание Тендерной комиссии проведено_____________ (дата и место проведения )

2. В заседании приняли участие ______________________________(ФИО и должности )

3. На заседании рассмотрены следующие документы и материалы (перечень документов и материалов, представленных участниками тендера, заключения членов комиссии по данным материалам, а также Сравнительная таблица с ценами работ (услуг, товаров), сроками исполнения, условиями оплаты, другими существенными условиями, предложенными участниками тендера).

4. Решения, принятые Тендерной комиссией:

на тендерное предложение которого представлены следующие положительные заключения (перечень заключений с указанием, кто представил )

Председатель Тендерной комиссии (подпись ),

Зам. Председателя Тендерной комиссии (подпись ),

Член Тендерной комиссии (подпись ),

Член Тендерной комиссии (подпись ).

Приложение

к Регламенту проведения тендеров

Сравнительная таблица поставщиков

Кол-во

(ед. изм.)

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Цена, руб.

Сумма, руб.

Цена, руб.

Сумма, руб.

Цена, руб.

Сумма, руб.

Наименование продукции (работ, услуг)

Условия оплаты

Условия поставки

Контактное лицо и телефон

Председатель тендерной комиссии

Зам. председателя тендерной комиссии

Члены тендерной комиссии

Приложение

к Регламенту проведения тендеров

ПРИКАЗ

"Об утверждении Договора с Подрядчиком на выполнение дополнительных работ ______________, не предусмотренных основным договором по результатам тендера

2011 г г. Курск

1. Утвердить Договор с ____________ по _____________ (указание видов работ)

2. Утвердить основные договорные условия:

срок исполнения договорных обязательств ____ дней

порядок расчетов

безналичные платежи – _____

наличные – _____

по выполненному этапу работ – по форме КС-2 ежемесячно за вычетом оплаченной суммы стоимости материалов по акту

под расчет после полного выполнения договорных обязательств – стоимость последнего Акта, за вычетом оплаченной суммы стоимости материалов по акту

размер штрафных санкций за невыполнение сроков производства работ (поставок) _____ за каждый день просрочки, от стоимости Договора

2.2. Подписать Договор с __________ в срок до ____________

3. С учетом условий Договора изменить лимит финансирования по статье ФОП (при необходимости).

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ:

П. 1. Приказ об утверждении основного договора по результатам тендера.

П.2. Проект Договора с ООО _____________

П. 3. Смета ______________

П. 4. Техническое задание _________________________

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео

Многоэтапные конкурсы – это одна процедура, поэтому предложения из первого этапа конкурса включены в итоги следующих этапов.

На основе исходного тендера (первого этапа) можно создать последующие этапы торгов (до 10 этапов в общей сложности). Итоги последнего этапа – это окончательный сводный документ по всем предложениям к конкурсу.

Если подобная схема проведения многоэтапных конкурсов организатора не устраивает, то можно открывать второй и последующие этапы как самостоятельный конкурс без привязки к первому этапу.

На первом этапе проводятся открытые типы тендеров: открытый тендер, открытый аукцион, запрос котировок.
На втором и следующих этапах проводятся чаще закрытые типы тендеров: закрытый тендер, закрытый редукцион.
Однако, организатор вправе выбрать любой тип конкурса на втором и последующих этапах.

Таким образом, возможны следующие варианты типов тендеров для первого и последующих этапов :

  • открытый тендер → любой тип конкурса, рекомендуемый: закрытый редукцион или закрытый тендер;
  • запрос котировок → любой тип конкурса, рекомендуемый: закрытый редукцион или закрытый тендер;
  • открытый аукцион → любой тип конкурса, рекомендуемый: закрытый редукцион или закрытый тендер.

Закрытие первого этапа в многоэтапном конкурсе

Если победитель не выбран и Организатор открывает второй этап, то при закрытии первого этапа конкурса это нужно указать.

Для закрытия первого этапа перейдите на вкладку конкурса «Определение победителя». В поле Победитель выберите из предложенных вариантов «Закупка не проводилась». В комментарии укажите, например, «Конкурс закрыт с определением победителя на втором этапе. Приглашаем на второй этап» → Сохранить изменения → Закрыть открытый тендер на закупку»:

Открытие второго и последующих этапов конкурса

Особенности проведения второго и последующих этапов тендера

  • Тендер второго и последующих этапов получает то же название, что и первый, с добавлением фразы "второй этап торгов", "третий этап торгов" и т.д.
  • Тендер второго и последующих этапов содержит тот же список номенклатуры, что и тендер первого этапа.
    • Автоматически устанавливается максимальная цена на номенклатурные позиции последующих этапов торгов по итогам первого этапа – данная функция опциональна, на выбор организатора тендера. Максимальная цена в редукционе будет обозначена как стартовая, выше которой ценовые предложения система не примет.
    • В последующих этапах недоступно добавление/удаление позиций первого этапа (иначе невозможно будет создать общий конкурентный лист).
    • В последующих этапах торгов недоступно изменение количества закупаемого товара.
  • Изначально к последующим этапам торгов допускаются только участники первого этапа.
  • При этом организатор последующих этапов может на свое усмотрение удалить приглашенные компании либо вручную пригласить компании к данному тендеру.
  • Возможность добавления компаний предоставлена для случая, когда было внесено стороннее предложение на первом этапе и сторонняя компания зарегистрировалась в системе для участия в следующих этапах. В этом случае для корректного проведения последующих этапов необходимо будет добавить ее в список участников тендера второго и последующих этапов.
  • Возможность удаления компаний из списка приглашенных к следующему этапу предоставлена для случая, когда после проведения первого этапа организатор тендера принял решение допустить к следующим этапам часть компаний (например, не все компании предоставили информацию, запрошенную на первом этапе торгов, поэтому данные компании не допускаются к следующим этапам).
  • Компании, допущенные в итоге к участию во втором и следующих этапах, уведомляются о приглашении к участию стандартными средствами системы (таким же письмом, как если бы они были приглашены к обычному тендеру).
  • Возможность создать второй и следующие этапы торгов предоставляется лицам, имеющим права администратора, руководителя, специалиста учетной записи из компании-организатора тендера и любой компании, находящейся в одном с нею холдинге.
  • На основе исходного тендера (первого этапа) можно создать последующие этапы торгов (до 10 этапов в общей сложности).
  • После создания второго и следующих этапов торгов в исходном тендере первого этапа появляется ссылка на новый тендер с надписью «второй этап торгов», «третий этап торгов» и т.д. Сама ссылка на следующие этапы торгов видна всем, но доступ к ним ограничен, так как он проводится в закрытом режиме.

Предложения первого этапа учитываются в последующих этапах и влияют на отображение рейтинга, цветовой индикации и лучшей цены в следующих этапах конкурсов.

Для активации этой настройки перед открытием второго и последующих этапов конкурса перейдите на главной странице личного кабинета в левое вертикальное меню → Настройки → Управление конкурсами → Цены предыдущих этапов влияют на последующие этапы (поставьте галочку) → Сохранить (по умолчанию данная функция отключена):

Для открытия следующих этапов перейдите в конкурсе на вкладку «Этапы торгов», заполните соответствующие поля:

  • выберите тип тендера для следующего этапа
  • пригласите ко следующему этапу только победителей / всех участников
  • установите / снимите ограничение максимальной цены на закупаемые товары
  • «Создать второй (третий и т.д.)этап торгов»:

Перейдите по ссылке на новый этап конкурса (тендер находится в стадии "на формировании ") во вкладку "Общая информация" → проверьте все параметры этого этапа конкурса, при необходимости внесите изменения, комментарии, пригласите/удалите потенциальных участников

Приглашения участников во второй и следующий этап

На вкладке "Общая информация" второго и следующего этапа конкурса в поле "приглашено компаний" указано, например, "2 шт. (2 - ожидают рассылки)". Количество компаний зависит от количества участников предыдущего этапа:

Кликните по ссылке с количеством компаний. Обратите внимание , что только приглашенные в данном разделе компании смогут подать предложение ко второму этапу.
Пригласите компании из списка или выделите галочками только тех, кто будет допущен ко второму этапу (для удобства можно использовать ссылку "Выделить всех") → «Произвести рассылку»:

Во второй этап можно пригласить и компанию, не принимавшую участие в первом этапе напрямую (например, предложение от участника было внесено в первый этап управляющим закупкой в виде "стороннего предложения"). В этом случае используйте стандартный функционал приглашения компании - по нажатию кнопки "Добавить" (см. ).

Компании, приглашенные ко второму закрытому этапу конкурса увидят приглашения к личном кабинете и получат возможность поучаствовать во втором этапе конкурса:

После проверки всех параметров второго этапа конкурса кликните «Активировать»

Обратите внимание, в случае если второй этап открывается корректно (т.е. из интерфейса на основании первого этапа открывается второй этап торгов), то при поиcке по id любого этапа система найдёт сразу и первый, и второй этап конкурса:

Учет предложений первого этапа в предложениях последующих этапов

Предложения первого этапа могут учитываться во втором и следующих этапах и влиять на отображение рейтинга, цветовой индикации лучшей цены во втором этапе конкурсов.

В первом этапе конкурса подано 2 предложения по позиции:
Участник-1 - 100
Участник-2 - 200

Открыт второй этап конкурса.

Участник-1 до подачи предложения во втором этапе видит конкурс так:

  • доступны для просмотра лучшая цена и рейтинг предложения из первого этапа;
  • цветовая индикация - до участия во втором этапе не доступна;

Во втором этапе принимают участие еще Участник-3.
До подачи предложения во втором этапе Участник-3 видит конкурс так:

  • доступна для просмотра только лучшая цена;
  • рейтинг и цветовая индикация до участия не доступны;
  • количество участников в конкурсе=0, т.к. во тором этапе никто пока не подавал свои предложения:

Участник-1 подает во втором этапе цену 250,
Участник-3 подает во втором этапе цену 300.

После подачи предложения во втором этапе Участник-1

  • доступны для просмотра все опции: цветовая индикация, лучшая цена (но лучшая цена теперь - это цена Участника-2 из первого этапа, хотя во втором он не подавал предложение), свой рейтинг в конкурсе = 2

После подачи предложения во втором этапе Участник-3 видит страницу конкурса теперь так:

  • доступны для просмотра все опции: цветовая индикация, лучшая цена (лучшая цена теперь - это цена Участника-2 из первого этапа, хотя во втором он не подавал предложение), свой рейтинг в конкурсе = 3
  • количество участников в конкурсе=2 (Участник-1 и Участник-3):

Во втором этапе Участник-2 (не участвующий во втором этапе конкурса) видит страницу конкурса так:

  • доступны для просмотра лучшая цена и рейтинг его предложения из первого этапа;
  • цветовая индикация во втором этапе не доступна, т.к. Участник-2 не подал предложение во втором этапе;
  • количество участников в конкурсе=2 (Участник-1 и Участник-3):

Особенности конкурентного листа многоэтапного конкурса

Тендерные предложения ко второму и последующим этапам также подаются участниками в стадии тендера «открыт ».

Обратите внимание, предложения из первого этапа конкурса включены в итоги второго этапа (на примере, ко второму этапу подали предложения две компании - это видно на стадии конкурса «открыт »:

При этом общее количество участников в конкурсе - три, т.е. предложение компании, участвовавшей только в первом этапе добавляется на стадии конкурса «на согласовании », попадает в общий конкурентный лист и рассматривается Организатором):

Пример конкурентного листа двухэтапного конкурса:
компании ТендерПро-2, Тест-3 подавали предложения к обоим этапам торгов;
компания Тест-4 - только к первому этапу;
в итоговом КЛ - предложения от всех трёх участников



 

Возможно, будет полезно почитать: