Закон о банкротстве рф. Аналитика аналитические обзоры

Закон о банкротстве физических лиц — относительно новое положение, которое касается финансовых прав и обязанностей каждого гражданина. Для того чтобы грамотно пользоваться своими правами и знать о последствиях своих действий, необходимо досконально разобраться в статьях закона. Давайте читать закон и разбираться вместе.

Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц предполагает списание оставшихся долгов после завершения процедуры, поэтому четко сосчитать, что и кому вы должны, в ваших же интересах.

Узнать, как добиться 100% успешного списания долгов в суде

Что собой представляет федеральный закон о банкротстве физических лиц 2015 года в 2019 г.

В рамках принятого федерального закона любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом. Для того чтобы получить официальное подтверждение о своей финансовой несостоятельности и «узаконить» ее, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

Кто может обратиться в суд для «запуска» процедуры признания физического лица банкротом? Этим правом наделены следующие лица:

  1. Само физическое лицо, которое решило объявить себя банкротом.
  2. Налоговые органы (по итогам отчетного периода).
  3. Кредиторы, перед которыми у физического лица имеется задолженность.

В качестве обоснований для признания физического лица несостоятельным могут выступать:

  • предоставленные данные о личных задолженностях физического лица (например, неуплата компенсаций, отсутствие возврата долга, невыплата алиментов и т.д.);
  • наличие долгов перед кредитными организациями.


Получить консультацию

Консультация — бесплатно!

Как работает закон о банкротстве граждан?

Вот уже почти год, как закон вступил в силу. Его положения актуальны и в 2016, и в 2018 году. В чем выгоды данного закона для должников?

Во-первых, должник получает возможность законным образом списать любые долги.

Во-вторых, должник имеет возможность осуществить процедуру реструктуризации задолженности .

Ну и в-третьих, у физического лица появляется возможность не брать на себя новые кредитные обязательства для того чтобы погасить прежние долги.

Каковы условия вступления в силу закона относительно физического лица?

Для признания гражданина банкротом , необходимо чтобы:
  • его совокупная задолженность перед всеми кредиторами составляла не менее 500 тысяч рублей;
  • период просрочки выплаты по долгам составлял не менее 90 суток (с момента первого дня просрочки);
  • кроме того, закон предусматривает, что если гражданин предвидит свою неплатежеспособность, то он может подать заявление заблаговременно, не дожидаясь 90 суток, а также при задолженности менее 500 тысяч рублей.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Получить консультацию

Консультация — бесплатно!

Как выглядит процедура по признанию физ. лица банкротом в законе о несостоятельности?

Первое, что нужно сделать — подать соответствующее заявление в арбитражный суд по месту жительства, где заявление рассматривается в течение 2-х месяцев. За это время изучается обоснованность заявления, а также принимается решение — отклонить его или принять в дальнейшую работу.

Информация, которую необходимо предоставить в заявлении:

  • личные данные должника (ФИО, контакты);
  • суммарный долг (перед всеми кредиторами);
  • количество кредиторов, перед которыми имеются долги;
  • положительным моментом при подаче заявления является наличие плана действий, то есть — как должник видит разрешение сложившейся ситуации, при наличии такого плана заявление будет принято в работу с большей вероятностью.

Помимо заявления, необходимо подготовить и предоставить пакет документов , предусмотренный законом о банкротстве (несостоятельности).

Брачный договор

Выписка по счету

Из центра занятости

Задолженность перед МФО

Свидетельство о регистрации права

Согласие супруга

Долг перед банком

Кредитный договор

Свидетельство о заключении брака

Справка от отсутствии ИП

Об уплате алименотов

Сведения о состоянии счета

Свидетельство о рождении

Свидетельство о разводе

СНИЛС
(Страховое свидетельство)

Справка о доходах

Справка о задолженности по налогам и сборам

Трудовая книжка

В случае необходимости суд может запросить дополнительные материалы и информацию. При этом физлицо оплачивает услуги арбитражного управляющего , а также все другие расходы, связанные с ведением судебного процесса.

Нужно отметить, что далеко не каждое заявление будет передано в дальнейшую работу. Суд имеет право (после внимательного ознакомления с делом) оставить заявление без движения. Причинами оставления заявления без движения могут быть:

  • отсутствие необходимых документов, прилагаемых к заявлению;
  • не оплачена государственная пошлина (300 рублей) или не внесены средства на депозитный счет арбитражного суда на оплату услуг фин. управляющего (25 тысяч рублей).

Закон о банкротстве граждан: пути выхода из сложной финансовой ситуации

В случае возникновения ситуации банкротства физического лица, федеральное законодательство предусматривает три варианта развития событий:

  1. Задолженность может быть реструктуризирована.

    Это означает, что строится новый график выплаты долга, который учитывает текущее финансовое состояние должника. Данный график включает в себя сведения о сроках, в течение которых будут осуществляться платежи, объем ежемесячного платежа, а также тот прожиточный минимум, который необходим должнику и его семье. Часть долга, которая не входит в согласованный должником план реструктуризации долгов по завершении выплат просто списывается. Таким образом, появляется возможность перестроить систему выплат. Однако данный вариант возможен лишь в том случае, если у должника имеется подтвержденный источник дохода.

  2. Процедура по банкротству физического лица.

    В этом случае назначается финансовый управляющий , который контролирует финансовые обязательства должника и наделен полными правами, связанными с распоряжением его финансов. При этом все сделки, которые планирует совершить должник, обязаны контролироваться финансовым управляющим и согласовываться с ним.

Продажа имущества

Для покрытия долгов в ходе банкротства может быть произведена продажа части имущества должника . Вырученные средства идут на погашение задолженностей. Однако существует ряд объектов имущества, которые не подпадают под критерии, установленные законом о банкротстве, и не могут быть реализованы. К ним относятся:

  • личные вещи — одежда, обувь и другие предметы, которые входят в число индивидуальных принадлежностей;
  • жилье или жилая площадь, являющиеся единственным местом проживания должника, причем в качестве жилья могут выступать коттедж, частный дом, квартира, комната и т.д.
  • вещи и предметы мебели бытового назначения;
  • награды, медали, призы и другие категории нематериальных вознаграждений;
  • домашние животные;
  • транспортные средства, которыми пользуются лица с ограниченными возможностями;
  • и др.
  • лицо не может занимать высшие руководящие посты (например, управлять компанией) в течение 3-х лет;
  • существенные ограничения могут быть и при обращении в банк за кредитом — бывший должник обязан предоставить документ, подтверждающий его статус банкрота (хоть и в прошлом).

ФЗ: судебная практика

Практика показывает, что момента вступления в силу данного закона (а именно 01.10.2015), он работает четко и хорошо. Практически все заявления, которые подаются в суд, принимаются к рассмотрению. Маргарита Холостова,
финансовый управляющий

Наша компания имеет большой положительный опыт в области банкротства физических лиц. Мы подготовили сотни заявлений от граждан и индивидуальных предпринимателей, подкрепленные доказательной базой и необходимым количеством информации. Свыше 98% наших заявлений были рассмотрены судом, и по всем из них было принято положительное решение. Таким образом, мы помогли сотням людей избавиться от тяжелого обременения в виде непосильных долгов и предоставили возможность начать жизнь без финансовых обременений.

Для получения подробной информации, а также для заказа услуги просто позвоните нам. Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам, связанным с банкротством физических лиц, а также помогут вам грамотно и в соответствии с законом решить проблемы с долгами.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

На данной странице размещен Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) 127-ФЗ — его действующая редакция с изменениями на 2016 год. Последнюю редакцию вы можете скачать по ссылке выше.

В соответствии со статистическими данными, в России возросло количество предприятий-банкротов на 10 % по сравнению с показателями минувшего года. Эксперты видят основные причины несостоятельности индивидуальных предпринимателей в резком повышении курса национальной валюты, жестких налоговых рамках, нестабильной экономической ситуации.

Действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) был принят еще в 2002 году, спустя 4 года после принятия предыдущей версии аналогичного закона.

Значение закона о несостоятельности (банкротстве)

Для проведения процедуры банкротства, которая применяется по отношению к юридическим лицам и частным предпринимателям, принят Федеральный Закон о «Несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 27.09.2002 года. Закон призван регулировать в судебном порядке отношения между заемщиком и кредитором, если между ними существует конфликтная ситуация, при которой заемщик, имеющий статус предпринимателя или юридического лица, не в состоянии осуществлять минимальные платежи по займу. Судебное производство может быть начато только после истечения трех месяцев со дня последнего срока уплаты минимального платежа.

Кроме того, что суд может признать банкротом индивидуального предпринимателя, в соответствии с ФЗ № 127 он должен обеспечивать принятие определенного комплекса мер на преодоление кризиса и регулирование сложной ситуации между заемщиком и кредитором.

Зачем нужен 127-ФЗ?

Единственная возможность взыскать долги с заемщика со стороны кредитора – это исполнительное производство, вся суть которого состоит в обращении взыскания судебными приставами-исполнителями на имущество гражданина по требованию кредитора, обратившегося в судебный орган с таким требованием.

Однако не всегда изъятие имущества – это лучший выход, что продиктовано пунктами ФЗ № 127. Судебный орган, отталкиваясь от положений Закона, обязуется проводить процедуру установления факта банкротства, а также регулировать меры, которые необходимо предпринимать относительно заемщика. Главное, к чему стремится суд в данном случае – это мировое соглашение. К тому же изъятие имущества в счет долга, если стоимость такового оказывается меньшей, чем размер общей суммы задолженности, не выгодна даже самому кредитору.

Содержание закона о несостоятельности (банкротстве)

Банкротство — определенное судебным органом отсутствие возможности выполнить со стороны должника требования кредиторов по уплате обязательных платежей.

С несостоятельностью связаны определенные процедуры, включая судебное производство, подтверждающее или опровергающее несостоятельность, которая может привести к негативным процедурам, ликвидационным процессам либо к заключенному мировому соглашению. Все указанные процедуры имеют основную цель, которая заключается в обеспечении интересов кредиторов, и способствованию, если это возможно, восстановлению платежеспособности должника.

В процессе рассмотрения дел о банкротстве для юридических лиц, являющихся должниками, предусмотрен комплекс мер, которые составляют процедуры:

  • наблюдения;
  • финансового оздоровления;
  • внешнего управления;
  • конкурсного производства;
  • мирового соглашения.

Определение процедуры банкротства

Наблюдение — процесс контроля состояния дел, которые имеют место быть в пределах деятельности должника. Проводится с целью сохранения имущества, анализа финансового положения, составления реестра комплекса требований от кредиторов к должнику. При введении наблюдения судебный орган назначает временного управляющего на свое усмотрение. На время проведения данной процедуры деятельность предприятия продолжается в нормальном режиме без учета необходимости выплат по долгам кредиторам. На основании выводов по работе в данном режиме определяются проблемы, ошибки, степень исков и другие показатели.

Оздоровление финансового положения используемое по отношению к должнику — юридическому лицу, процедура, проводимая с целью восстановления платежеспособности, а также последующего погашения задолженности со стороны должника. Решение о финансовом оздоровлении может быть принято арбитражным судом, если должник подал ходатайство. Должник собирает предусмотренный законом пакет документов и направляет их в одном экземпляре в суд, в другом – назначенному временному управляющему. Управляющий осуществляет анализ рисков и возможностей предприятия, определяет пути преодоления кризиса и на основании решения выносит свой вердикт – есть ли почва для проведения оздоровления финансового положения.

Внешнее управление — применяемый относительно должника комплекс действий с целью восстановления платежеспособности. Судебный орган имеет право принять окончательное решение относительно введения данной меры, а также отказаться от этого действия. При этом собрание кредиторов предлагает суду внешнего управленца, который будет заниматься восстановлением финансовой состоятельности.

Конкурсное производство — используемый по отношению к должнику комплекс мер с целью максимального удовлетворения требований кредиторов. Может быть введено на полгода, при этом допускается возможность продления на аналогичный срок. Продление термина конкурсного производства можно оспаривать.

Мировое соглашение — договор о прекращении спора, который может базироваться на уступках. Мировое соглашение основывается на договоренностях, достигнутых между индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом и кредитором. В суде должен предоставляться оригинал договора и его копия для приобщения к материалам по делу. На основании договора судья принимает решение о закрытии дела. При этом применение процессуального решения для взыскания должна вполне допустимо.

Изменения ФЗ-127 О несостоятельности (банкротстве) в 2016 году

В 2016 году в законе о несостоятельности (банкротстве) вступают в силу нормы о запрете назначения судом арбитражных управляющих, «в отношении которых имеется вступивший в законную силу судебный акт об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей». Также напрямую закреплена возможность оспорить действия арбитражного управляющего по привлечению третьих лиц для исполнения возложенных на него обязанностей, если привлечение третьих лиц повлекло дополнительные расходы.

Несмотря на постоянную работу по улучшению Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве, Закон), практика по применению данного закона показывает его несовершенство.

Так, Федеральная налоговая служба, в последнее время занимающая все более активную позицию в делах о банкротстве, полагает, что "практика сейчас смещена в сторону интересов недобросовестного должника" , большинство кредиторов не получают удовлетворения своих требований, поскольку вывод активов осуществляется задолго до инициирования дела о банкротстве. В обоснование служба ссылается на статистические данные, размещенные Единым федеральным реестром сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ), согласно которым доля погашенных требований кредиторов в 2016 году снизилась по сравнению с показателями 2015 года .

В 2016 году законодателем были внесены изменения в Закон о банкротстве, призванные защитить интересы кредиторов должника. Верховный суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) сформулировал в ушедшем году несколько правовых позиций, принципиально меняющих сложившуюся судебную практику.

Рассмотрим подробнее резонансные изменения законодательства о банкротстве и правоприменительной практики и их возможное влияние на права и законные интересы кредиторов.

1. Изменения в законодательстве о банкротстве

1.1. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц

В большинстве случаев дела о банкротстве инициируются должниками при заблаговременно выведенных активах, что не позволяет осуществить их возврат в конкурсную массу, например при использовании схемы с цепочкой "добросовестных" покупателей или при совершении сделки за пределами срока подозрительности . В такой ситуации фактически единственным шансом для кредитора получить удовлетворение своих требований остается привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

В 2016 году законодателем последовательно принят ряд изменений, направленных на обеспечение возможности реального взыскания с привлеченных к ответственности лиц.

1.1.1. Расширение признаков контролирующего должника лица

С 01 сентября 2016 года понятие контролирующего должника лица расширено: помимо ранее указанных признаков таким лицом будет признаваться лицо, имеющее "возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения… определять действия должника" . Кроме того, действия контролирующего лица теперь подлежат оценке за трехгодичный период до момента принятия заявления о признании должника банкротом. Такое новшество позволит привлекать к ответственности реальных бенефициаров должника, а не номинальных директоров и участников общества, зачастую появляющихся в преддверии инициирования дела о банкротстве.

1.1.2. Введение дополнительного основания, предполагающего наличие вины в действиях контролирующих должника лиц

С 01.09.2016 в Законе появилось новое основание для привлечения к субсидиарной ответственности единоличного исполнительного органа должника. Такое должностное лицо будет отвечать по обязательствам должника, если более 50% включенной в реестр требований кредиторов задолженности по основному долгу составляют требования, возникшие в результате правонарушения (выявленные в ходе производства по такому правонарушению), за совершение которого должник или его должностное лицо (единоличный исполнительный орган) привлечены к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения .

1.1.3. Расширение возможности взыскания задолженности по обязательным платежам

С 30 ноября 2016 года у налоговых органов появилось право взыскивать задолженность по налогам компании-должника с физических лиц, признанных аффилированными с ней. Такое взыскание производится в судебном порядке при условии перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передачи денежных средств или иного имущества "лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком" .

1.1.4. Выход субсидиарной ответственности за пределы дел о банкротстве

В расширение практики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц также был принят Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" . По сути, после принятия названного закона институт привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компаний выходит за пределы дел о банкротстве. Теперь у конкурсных кредиторов появится право инициировать спор о привлечении контролирующих должника лиц и после завершения или прекращения дела о банкротстве в связи с отсутствием финансирования, а также в случае возвращения заявления о признании должника банкротом. Законодатель также увеличил до трех лет срок, в течение которого возможно обратиться с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности.

В настоящее время в случае удовлетворения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности право требования к контролирующему должника лицу подлежит продаже с торгов , что фактически лишает кредиторов возможности получить удовлетворение своих требований в каком-либо значительном размере. К заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, поданным после 01.07.2017, будет применяться уже новое правило: арбитражный суд будет выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В таком исполнительном листе суду надлежит указывать очередность удовлетворения требований каждого кредитора , которая и будет применяться в ходе исполнительного производства.

Предполагается, что рассмотренные выше нововведения позволят кредиторам активнее использовать институт субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и получать за счет этого реальное удовлетворение своих требований в большем объеме, чем в настоящее время.

1.2. Особенности правового положения налоговых органов как кредиторов в деле о банкротстве

В 2016 году также были приняты изменения, подчеркивающие особый статус задолженности по налогам и обязательным платежам.

Для остальных конкурсных кредиторов имеет значение нововведение, ограничивающее возможность оспаривания действий должника по уплате налогов и обязательных платежей на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве . Новое правило означает, что, если налоговый орган не допустил нарушений по взысканию обязательных платежей, оспорить действия по уплате таких платежей и, соответственно, вернуть денежные средства в конкурсную массу будет возможно только при условии, что уполномоченный орган действительно располагал сведениями о наличии у должника просроченной задолженности перед иными кредиторами.

Кроме того, с 01 сентября 2016 года действует правило, запрещающее понижение очередности требований уполномоченного органа , если на момент закрытия реестра не вынесен либо не вступил в законную силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. При этом новой редакцией вышеуказанной нормы предусмотрено увеличение срока предъявления требований уполномоченного органа до восьми месяцев с момента опубликования сообщения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

1.3. Изменения в части утверждения порядка реализации имущества должника

С 1 сентября 2016 года в процедурах банкротства, введенных после указанной даты, расширены права конкурсных кредиторов в части определения порядка реализации имущества должника.

Так, собранию (комитету) кредиторов теперь предоставлено право утвердить иной порядок реализации имущества должника, отличный от предложенного арбитражным управляющим, без обращения в арбитражный суд за разрешением разногласий .

Кроме того, привлечение специализированной организации в качестве организатора торгов теперь возможно только с согласия собрания (комитета) кредиторов .

Такие изменения способствуют большему контролю со стороны конкурсных кредиторов за процедурой реализации имущества должника и позволяют ускорить начало торгов за счет отсутствия необходимости разрешать в суде возникшие противоречия о порядке продажи имущества.

1.4. Регламентация порядка передачи имущества должника в качестве отступного

С 21 декабря 2016 года в Законе о банкротстве впервые появилось детальное регулирование порядка погашения требований кредиторов путем предоставления отступного .

Законодательно закреплен запрет на передачу отступного при наличии непогашенных текущих требований, а также требований первой и второй очереди. При этом передаваться в качестве отступного может только имущество, которое не было реализовано посредством всех торгов, предусмотренных Законом (в том числе посредством публичного предложения).

Собрание (комитет) кредиторов должно утвердить предложение конкурсного управляющего о порядке предоставления отступного и определить стоимость передаваемого имущества, которая не может быть ниже 50% цены на последнем этапе торгов посредством публичного предложения.

Имущество распределяется между кредиторами, направившими заявление о согласии заключить соглашение об отступном , с обязательным соблюдением очередности и пропорциональности удовлетворения требований.

Кредитор, принимающий имущество должника в качестве отступного, обязан внести на специальный счет должника денежные средства, достаточные для пропорционального погашения требований кредиторов, чьи требования в силу закона подлежат погашению только в денежной форме (налоговые органы).

Кроме того, ВС РФ разъяснил, что принимающий отступное кредитор сверх того перечисляет на счет должника сумму, определяемую как разность между стоимостью имущества и размером требований принимающего отступное кредитора, которые были бы погашены за счет продажи данного имущества третьему лицу по цене отступного, если бы отсутствовали требования кредиторов приоритетной очередности. Эта дополнительная сумма подлежит распределению между иными кредиторами той же очередности, к которой относится принимающий отступное кредитор, пропорционально размеру их требований к должнику, включенных в реестр .

Несмотря на достаточно подробную регламентацию порядка предоставления имущества в качестве отступного, некоторые вопросы остались нерешенными. Так, невозможность предложить кредиторам третьей очереди в качестве отступного имущество, которое не удалось реализовать на торгах и от которого отказались кредиторы предшествующих очередей, влечет обязанность предложить такое имущество учредителям (участникам) должника , что противоречит целям Закона о банкротстве и препятствует кредиторам получить удовлетворение хотя бы части своих требований.

2. Изменения в судебной практике по делам о банкротстве

В 2016 году ВС РФ сформулировал несколько принципиально новых правовых позиций, имеющих определяющее значение при рассмотрении дел о банкротстве.

2.1. Расширение круга лиц, имеющих право инициировать дело о банкротстве без решения суда

Согласно определению ВС РФ от 12.10.2016 по делу № А57-16992/2015 право на инициирование дела о банкротстве в отсутствие вступившего в законную силу решения суда сохраняется у цессионария, заключившего договор уступки прав требования с банком-кредитором. В обоснование своей позиции Судебная коллегия указала, что в качестве критерия, допускающего возбуждение дела о банкротстве подобным способом, должен рассматриваться не сам статус кредитной организации, обращающейся с соответствующим заявлением, а реализуемая ею деятельность по осуществлению банковских операций. Если возникновение требования, перешедшего к цессионарию, связано с реализацией специальной правоспособности кредитной организации, суду следует по существу разрешать вопрос об обоснованности предъявленного требования.

2.2. Право залогового кредитора на изменение своего статуса в деле о банкротстве

Немаловажным для кредиторов является определение ВС РФ от 01.08.2016 по делу № А32-29459/2012 , подтвердившее наличие у залогового кредитора права на полное или частичное изменение своего статуса в деле о банкротстве. Требование о частичном изменении статуса залогового кредитора по своей сути представляет частичный отказ от реализации своих прав, при этом такой кредитор получает право голоса на собраниях кредиторов, а остальные кредиторы – повышенную вероятность удовлетворения своих требований за счет реализации предмета залога при благоприятном исходе торгов. Таким образом, изменение статуса залогового кредитора не нарушает прав иных лиц и является правомерным.

2.3. Пресечение злоупотреблений при использовании статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации

На защиту кредитора-заявителя в деле о банкротстве встала Судебная коллегия ВС РФ при рассмотрении дела № А53-2012/2015 . Указанное определение пресекает практику, когда недобросовестное лицо, используя институт погашения задолженности третьим лицом , перехватывает требование кредитора-заявителя и приобретает тем самым предусмотренные Законом привилегии, позволяющие оказывать влияние на ход процедур банкротства. Так, осуществление третьим лицом частичного погашения требований заявителя до размера немногим меньше 300 000,00 рублей при наличии признаков злоупотребления правом со стороны осуществляющего погашение лица (например, при неоднократности такого действия) не должно освобождать должника от введения процедуры несостоятельности при наличии сведений, очевидно указывающих на его неплатежеспособность. Кроме того, Судебная коллегия указала, что в случае частичного погашения требований предшествующих заявителей, которые в совокупности являлись достаточными для введения процедуры наблюдения, при выборе временного управляющего суду надлежит рассмотреть кандидатуру лица, предложенную первым заявителем по делу о банкротстве.

Вместе с тем такой позиции в отношении действий на основании статьи 313 ГК РФ ВС РФ придерживается не всегда. Так, в определении от 13.10.2016 по делу № А41-61444/2015 и в определении от 25.01.2017 по делу № А41-108121/2015 суд признал правомерными действия третьих лиц, осуществивших погашение требований кредиторов-заявителей в полном объеме. При рассмотрении дела № А41-61444/2015 Судебная коллегия исходила из отсутствия признаков злоупотребления правом со стороны третьего лица (требование было погашено в полном объеме, иные кредиторы с заявлением об установлении своих требований не обращались), в связи с чем признала соответствующими закону действия по погашению задолженности. В рамках дела № А41-108121/2015 действия третьего лица были направлены на защиту охраняемых законом интересов, в то время как кредиторы-заявители наоборот утратили разумный мотив в обжаловании судебных актов в связи с погашением их требований.

2.4. Участие уполномоченных органов в делах о банкротстве и процедуры банкротства в этих делах

Значимым событием в правоприменительной практике стал и Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (далее – Обзор), пришедший на смену отмененному постановлению Пленума ВАС РФ № 25 от 22.06.2006 . Отдельные положения Обзора представляют интерес для всех конкурсных кредиторов, формируя новые подходы для разрешения общих вопросов банкротства.

2.4.1. Материалы по результатам налоговой проверки как доказательство в деле о банкротстве

Так, пункт 13 Обзора закрепил возможность использования в качестве доказательств в деле о банкротстве материалов по итогам налогового контроля, что может позволить минимизировать риск включения в реестр требований кредиторов искусственно созданной задолженности. Вместе с тем, при использовании в рамках рассмотрения требования кредитора материалов налоговой проверки суду и сторонам необходимо будет убедиться в отсутствии возражений на представленный акт налоговой проверки, а также в отсутствии обжалования налогоплательщиком решения, вынесенного на основании акта налоговой проверки, во внесудебном или судебном порядке. В противном случае определение суда об отказе во включении в реестр требований кредиторов может быть вынесено неправомерно.

2.4.2. Выплата процентов арбитражному управляющему при погашении требований кредиторов путем предоставления отступного

Согласно пункту 22 Обзора, который на практике может быть применен не только ФНС, но и другими кредиторами, при заключении уполномоченным органом и должником соглашения о погашении требований по денежным обязательствам путем предоставления имущества в качестве отступного, конкурсный управляющий не вправе претендовать на получение процентов за счет уполномоченного органа. Поскольку, несмотря на действия, предпринятые конкурсным управляющим, реализация имущества не состоялась, стимулировать арбитражного управляющего выплатой процентов не за что.

2.4.3. Срок предоставления собранием кредиторов новой кандидатуры арбитражного управляющего при освобождении (отстранении) прежнего управляющего

В пункте 24 Обзора нашла свое отражение позиция ВС РФ, согласно которой при освобождении (отстранении) арбитражного управляющего 10-дневный срок, установленный для выбора новой кандидатуры управляющего , подлежит исчислению с момента вынесения судом соответствующего определения о прекращении полномочий арбитражного управляющего. Кроме того, сам по себе пропуск указанного срока не является основанием для отказа в утверждении кандидатуры, предложенной собранием кредиторов к моменту проведения судебного заседания по вопросу утверждения арбитражного управляющего. Ранее в ситуациях, когда 10-дневный срок не был соблюден кредиторами (в том числе ввиду объективных причин), суды зачастую назначали управляющего, предложенного СРО.

2.4.4. Невозможность предоставления иной кандидатуры арбитражного управляющего при переходе статуса заявителя по делу о банкротстве

Принципиально важными являются разъяснения, изложенные в пункте 27 Обзора. ВС РФ указал, что в случае перехода статуса заявителя по делу о банкротстве в связи с исполнением обязательства (статья 313 ГК РФ) или заключения договора цессии, право на предоставление кандидатуры арбитражного управляющего не может перейти ко второму заявителю. Такое ограничение направлено на избежание злоупотребления правом со стороны лиц, желающих вступить в дело о банкротстве на стадии введения процедуры наблюдения, с единственной целью установления доминирующего положения в ходе процедур банкротства путем указания кандидатуры подконтрольного арбитражного управляющего.

В целом изменения 2016 года в законодательстве о банкротстве и судебной практике ВС РФ направлены на пресечение фактов злоупотребления в делах о банкротстве, а также на увеличение доли погашенных требований кредиторов к должникам в общем объеме заявленных требований.


Закон о банкротстве позволяет оспаривать сделки, совершенные не более чем за три года до принятия заявления о признании должника банкротом (глава III.1 Закона).

Абзац 34 статьи 2 Закона о банкротстве в ред. Федерального закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ.

К ответственности по данному основанию будет привлекаться лицо, являвшееся единоличным исполнительным органом должника в момент совершения такого правонарушения (абзац 7 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве).

Абзац 8 и 9 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Федеральный закон содержит 12 глав и 233 статьи. В первой главе раскрываются основные понятия. Вторая анализирует способы и возможности недопущения финансового краха должника. Третья рассматривает аспекты урегулирования отношений в суде. Далее можно найти вопросы наблюдения, оздоровления и конкурсного производства. В следующей главе исследуется возможность мирового соглашения сторон.

Данный закон регулирует и правоотношения физических лиц с банками, поэтому он будет полезен не только организациям, но и любым заемщикам, которые брали кредит в банках или финансовых организациях.

Если гражданин признается банкротом и его имущество подлежит реализации, он лишается права выезда за пределы Российской Федерации. Также в законе рассматривается порядок действий в случае смерти должника.

Цель внесения изменений в закон — предоставить человеку возможность рассчитываться по своим обязательствам путем последовательного погашения долга за счет будущих доходов.

Также могут привлекаться органы опеки и представители несовершеннолетних детей. Наследники вправе принять участие в процедуре. Они могут изъявить желание о присвоении статуса банкрота.

Индивидуальный предприниматель сможет получить рассрочку по платежам на 3 года, при этом составляется график выплат. Здесь также учитываются и доходы будущих периодов.

В любом случае график утверждает Совет кредиторов. Решение принимает суд. Кроме реструктуризации долга, он может выбрать вариант соглашения с кредиторами или продажу на аукционе имеющихся ценностей.

Документы и процедура банкротства

Процедуру банкротства может начать сам заемщик либо же кредитор, который предъявит доказательства данного состояния должника. Такие дела смогут рассматривать районные суды по месту проживания заемщика. Для этого подаются:

  • документы, подтверждающие регистрацию индивидуального предпринимателя;
  • реестр принадлежащего должнику имущества;
  • список должников с суммами и адресами регистрации;
  • бумаги, подтверждающие требования кредиторов и сумму долга.

Операция банкротства касается:

  • налогов и сборов;
  • коммунальных платежей;
  • и займов, выплаты по которым уже просрочены;
  • долги по товарам или услугам.

Если физическое лицо будет признано банкротом, оно не сможет в полной мере распоряжаться своим имуществом. Вместе с тем ряд ценностей не подвергается аресту. К ним относятся:

  • драгоценности;
  • предметы обихода;
  • деньги в размере прожиточного минимума на должника и родных, которые находятся на его полном иждивении;
  • продукты;
  • жилье и земля, если это единственное место проживания должника. Исключение составляет ипотечная квартира или дом;
  • топливо для готовки и обогрева;
  • вещи должника-инвалида;
  • вещи, необходимые должнику в профессиональной деятельности;
  • скот.

Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то с момента признания его банкротом он больше не сможет вести свою коммерческую деятельность. Повторно встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно будет только через год.

После завершения процедуры банкротства обязательства считаются погашенными. Но сюда не относятся личные долги, такие как алименты, кредиты на физическое лицо, компенсация вреда.

Сегодня каждый аспект из жизни физических лиц нужно регулировать на законодательном уровне. Федеральный закон №127 содержит сведения о банкротстве. Это положение раскрывает множество вопросов, связанных с осуществлением финансовых операций.

127 ФЗ о несостоятельности в последней редакции — изменения на 2016

Новый закон был принят в октябре 2002 года. После этого текст закона не раз подвергался пересмотру и редакции, так как необходимо сохранять его актуальность. Последнее внесение поправок было в декабре 2015 года и вступило в действие марте 2016 года.

В законе содержится не одна глава, среди которых следующие:

  • Общие положения;
  • Предупреждение наступления банкротства и порядок передачи дела в суд;
  • Наблюдение и регулирование финансового оздоровления;
  • Внешний контроль и конкурсное производство;
  • Мировое соглашение и особенности категорий банкротства;
  • Несостоятельность гражданина и упрощенные процедуры.

Кто не может быть признан банкротом согласно 127 ФЗ?

Право быть признанным банкротом в РФ определяется ФЗ 127. именно здесь прописаны условия, согласно которым человек может быть признан неплатежеспособным. Признание банкротом возможно инициировать при общей долга в размере 500 тысяч рублей. просрочка по платеж должна при этом составлять не менее 3-х месяцев.

Чтобы быть признанным неплатежеспособным необходимо инициировать судебное дело, так как объявить себя банкротом согласно ФЗ 127 без решения суда сегодня невозможно.

Первым делом додается заявление в арбитражный суд по месту жительства. Вместе с заявлением физическое лицо обязано представить суду такие документы:

  • информацию о сумме задолженности и просрочках — квитанции, договора о взятии кредита и тд.
  • список финансовых учреждений и частных кредиторов, которым лицо задолжало;
  • полный перечень имущества, подающего документы;
  • важна информация о том есть ли в списке ценных вещей ценные бумаги;
  • выписку о состоянии банковского счета.

Иными словами при желании объявить себя неплатежеспособным человеку необходимо представить суду полную картину того, что у него ничего нет. Если же имеется недвижимость, ценные бумаги и т.д., то вероятнее всего в иске будет частично отказано и имущество будет продано на аукционе в счет долга. Такую поправку внести в закон 127 в 2015 году и с 2016 она уже стала действовать.

Так же важно понимать, что любая попытка обмануть суд и скрыть какую часть доходов, недвижимость и прочие «плюшки» грозит уголовной ответственностью и лишением свободы.

Другим вариантом решения проблемы может стать назначение реструктуризации долга, что так же стало возможным после внесения поправок в действующую редакцию ФЗ 127.

За какой период оспариваются сделки согласно Фз 127?

В ФЗ о несостоятельности появились изменения относительно оспаривания сделок. Так статья 61.2. оспаривание подозрительных сделок должника претерпела некоторые дополнения. Ранее закон позволял оспаривать те сделки, которые были заключены в течение последних 6 месяцев до объявления банкротом. Однако в последней редакции появились изменения, которые позволяют арбитражному суду пересматривать сделки, совершенные должником в течение 1 года до подачи заявления о признании банкротом. Так же могут быть пересмотрены сделки за последние 3 года, которые могли бы нанести вред имущественным правам кредиторов.

Упрощенная процедура банкротства 127 ФЗ



 

Возможно, будет полезно почитать: