44 фз подача жалобы. Обжалование действий заказчика участником закупки

5/5 (7)

Как правильно составить жалобу на действия заказчика

Обратиться в надзорный орган можно любым удобным для человека способом. Это простое и привычное письменное обращение, обращение посредством электронной почты или по факсу.

Важно! Следует уточнить, что подача жалобы в электронном виде должна подтверждаться электронной подписью. Сделать это можно на различных государственных порталах, но на это необходимо время.

Рассмотрим перечень основных моментов, которые должны содержаться в подаваемом документе, а также сам порядок подачи:

  • В заявлении обязательно должна содержаться полная информация о заявителе, который составляет документ, а также о заказчике. Помимо этого, следует указать полную информацию о закупке и описать суть обжалуемых положений в документе;
  • Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем либо доверенным лицом. В случае с доверенным лицом, необходимо наличие заверенной у нотариуса доверенности, которая позволяет доверенному лицу подписывать подобные бумаги вместо заявителя;
  • Полный перечень всех прилагаемых к заявлению документов.

Что конкретно должно быть в жалобе и в каком порядке:

  • Полные данные о заказчике;
  • Адрес, а также реквизиты;
  • Сведения о человеке, который подает жалобу. Сюда вписываются полные паспортные данные, а также реквизиты;
  • Максимально детальная информация касательно закупки, на основе которой возник спор;
  • Основная часть. Тут описывается суть жалобы и прилагаются документы, которые подтверждают нарушение положений со стороны заказчика.

Подается такое заявление в региональное Управление ФАС. Подобное заявление подается на основе закона «О защите конкуренции».

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ:

Кто и когда может пожаловаться

Рассмотрим перечень лиц, которые могут направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу:

  • Лица, непосредственно участвующие в торгах. Это участники торгов, а также доверенные лица;
  • Контролирующие органы. На любых торгах есть представители контролирующих органов, которые при обнаружении нарушения могут подать жалобу;
  • Объединения юридических лиц также могут направить жалобу.

Причиной жалобы могут стать действия или бездействие следующих лиц:

  • Заказчика;
  • Оператора электронной площадки;
  • Членов аукционной комиссии;
  • Контрактного управляющего.

Все подобные обращения рассматриваются одним государственным органом — ФАС России. Это означает, что подобные жалобы в других государственных органах будут перенаправлены сюда или вовсе останутся без рассмотрения.

В самом законе 44-ФЗ нет четких указаний касательно конкретных нарушений. То есть нет указаний, когда и при каких обстоятельствах можно жаловаться на кого-либо. Тем не менее, достаточно просто определить перечень действий, на которые можно жаловаться.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Рассмотрим все эти нарушения:

  • Способ и условия определения победителя. Все участники перед началом должны ознакомиться с условиями определения победителя. Если такие условия не соблюдается, то это станет нарушением;
  • Определение начальной цены контракта. Существует строгий порядок определения стоимости, который также нельзя нарушать;
  • Процедура и точный срок проведения общественного обсуждения закупок. Если временные рамки нарушены или обсуждения не было и вовсе, то это серьезное нарушение;
  • Регламент рассмотрения и оценки заявок. Здесь также существует четкий регламент, который нельзя нарушать. Речь идет об окончательных предложениях;
  • Процедуры заключения, изменения или расторжения конкретного контракта. Все это должно происходить согласно действующему законодательству;
  • Порядок проведения аукциона и порядок его аккредитации. Перед проведением аукциона следует ознакомиться с порядком, чтобы можно было отследить правильность всей процедуры;
  • Требования к документам, которые предоставляют участники. Если ряд документов отсутствует либо, наоборот, запрашиваются документы, которых не должно быть, идет речь о нарушении и попытке помешать провести честный аукцион.

Учтите! Именно так выглядит перечень нарушений, поэтому изначально рекомендуется детально изучить каждый пункт, чтобы впоследствии не возникало разногласий или недопонимания между участниками и организаторами.

Какие документы прикладывать к жалобе

В статье 105 ФЗ-44 указано не так много информации. Там говорится, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Также здесь указано, что должен быть перечислен перечень всех документов. Больше никакой информации нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Назревает логичный вопрос, а что входит в этот перечень помимо документа, обосновывающего жалобу?

Давайте рассмотрим этот перечень:

  • Доверенность (а точнее ее копия), которая подтверждает полномочия человека подающего жалобу. Если такое заявление подает сам гендиректор, то нужно прикладывать документ, подтверждающий назначение на эту должность;
  • Документы о закупке, на которые собственно и составляется жалоба. Это могут быть сами документы о закупке, протоколы, решения и прочее. Хотя в самом законе нет четкого указания, что эти бумаги следует прикладывать, настоятельно рекомендуется это делать. По факту документ заявителю никто не вернет, опираясь на недостаток сведений, но дело рассмотрения изрядно затянется.

Внимание! Еще одним интересным фактом является то, что сама ФАС России подтверждает факт, что бывают ситуации, когда доказать (обосновать) жалобу невозможно документально.

Такие случаи встречаются достаточно часто, при этом решения по ним выносятся как в одну, так и в другую сторону. Если документов, подтверждающих доводы, нет, то иногда используются показания лиц, присутствующих при нарушении, либо просто описывается нарушение. Даже не имея документальных доводов, подтверждающих нарушение, жалоба будет рассмотрена.

Посмотрите видео. Жалоба в ФАС по 44-ФЗ (сроки, процедура, документы):

Как подать жалобу в УФАС в электронном виде

Главным нормативным актом в случае нарушения закона 44-ФЗ является Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 г. В нем указано, что заявление в обязательном порядке составляется только на русском языке и в письменной форме. Заявления на других языках не будут рассмотрены, вне зависимости от любой ситуации.

Указано здесь и то, что документ можно отправить в электронном виде. В этом случае он заверяется электронной подписью заявителя либо его доверенного лица. В случае с доверенным лицо следует дополнительно высылать доверенность. Отправлять такие электронные письма можно через официальный сайт либо на электронную почту [email protected].

Рассмотрим перечень основных данных, которые должны быть указаны в электронном письме. Если хотя бы один из пунктов не будет указан, жалоба не будет рассмотрена.

Вот они:

  • Полные данные о заявителе (как и в письменном виде), а также адрес его электронной почты и контактный телефон;
  • Информация о лице, чьи действия привели к нарушению;
  • Номер закупки;
  • Причина обращения. Описание причины, а также документы, подтверждающие нарушение;
  • Перечень прилагаемых бумаг.

Что обжалуется? В какие сроки подавать?

Такая жалоба подается на действие или бездействие заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, если они связаны с аккредитацией участников закупки на электронной площадке. В данном случае, срок составляет 30 дней с момента совершения нарушения.

Запомните! В случае нарушения, которое было совершено при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или заключении контракта, жалобу следует успеть подать до момента его заключения.

Закон предусмотрел следующий круг лиц, которые могут подать жалобу на нарушение установленного порядка проведения закупок (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ):

  • любой участник закупки;
  • общественные объединения, осуществляющие общественный контроль;
  • объединения юридических лиц.

Под любым участником закупки имеются в виду в том числе и такие участники, которые не подали заявку на участие. Однако в ситуации, когда обжалуемые действия (бездействия) лиц, ответственных за нарушение порядка проведения закупки, совершены на стадии вскрытия конвертов с заявками или открытия электронных документов, жалобу вправе подать только подавший заявку участник закупки (ч. 3 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Жалобу можно подать на действия (бездействия) следующих субъектов:

  • контрольный орган в сфере закупок (п. 13 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • государственный и муниципальный заказчик (п. 5-6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • уполномоченный орган (п. 10 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • уполномоченное учреждение (п. 10 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • специализированная организация (п. 11 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • комиссия по осуществлению закупок, ее члены (ч. 3 ст. 25 Закона № 44-ФЗ);
  • должностные лица контрактной службы (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
  • контрактный управляющий (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
  • оператор электронной площадки (ч. 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Закон допускает одновременно подать жалобы в контрольный орган и в суд (ч. 2 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Виды и сроки подачи жалобы приведены в таблице . По истечении сроков, указанных в таблице , жалоба может быть подана только в судебном порядке.

Однако перед судебным обжалованием лучше воспользоваться административной защитой.

Какие требования установлены к форме и содержанию административной жалобы

Лицо, подающее жалобу в административном порядке, составляет ее в письменной форме. В ней нужно обязательно указать сведения, установленные в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие ее обоснованность, в конце жалобы необходимо привести перечень прилагаемых документов. Если жалобу подписывает представитель, то к ней необходимо приложить доверенность на представителя (ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам закона.

Такое разъяснение содержится в письме Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. № 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».

Дело в том, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным письменному документу на бумажном носителе, который подписывается собственноручно. Исключения составляют только случаи, когда в законе прямо указано, что необходимо составить документ исключительно на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; далее - Закон об электронной подписи). Если же лицо, подающее жалобу, направит факс или электронное письмо без использования электронной подписи, то такая жалоба не будет рассмотрена.

Для того чтобы иметь возможность в электронном виде отсылать жалобы, нужно обладать именно квалифицированной электронной подписью , которая отличается от неквалифицированной электронной подписи .

Для подтверждения подлинности электронной подписи нужно иметь сертификат ключа проверки электронной подписи . Это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданный либо доверенным лицом удостоверяющего центра. Сертификат подтверждает, что принадлежит владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона об электронной подписи.

Удостоверяющие центры делятся на аккредитованные и неаккредитованные. Аккредитация является добровольной, ее проводит Минкомсвязь России . Лучше обратиться в удостоверяющий центр, который имеет госаккредитацию. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров указан .

Только в аккредитованном удостоверяющем центре можно получить ключ квалифицированной подписи. Квалифицированная электронная подпись имеет дополнительную защиту - ключ проверки, который выдается аккредитованными удостоверяющими центрами.

Чтобы удостоверяющий центр изготовил ключ электронной подписи, надо представить комплект документов, указанный в статье 18 Закона об электронной подписи.

Если сотрудников с правом подписи несколько, на каждого из них выпускается персональный ключ электронной подписи. Как правило, к таким сотрудникам относятся руководитель, заместитель руководителя, финансовый директор, главный бухгалтер организации. Важно отметить, что, если электронная подпись выпускается не на руководителя организации (например, на имя главного бухгалтера, начальника договорного отдела), необходимо представить доверенность на подписание документов.

После подачи документов удостоверяющий центр должен выдать ключ электронной подписи. Конкретный удостоверяющий центр в своем регламенте устанавливает срок и порядок изготовления сертификата ключа электронной подписи. В итоге владелец электронной подписи получает:

  • ключ для создания подписи, записанный на носитель информации (например, на usb-носитель);
  • квалифицированный сертификат, в котором указан ключ для проверки электронной подписи.

Сертификат является доказательством того, что у его владельца есть ключ для создания подписи, и это можно проверить с помощью сертификата (ст. 17 Закона об электронной подписи). Образец сертификата можно найти, например, на сайте ФСС России .

Несмотря на то что Законе № 44-ФЗ нет указания, что к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие право- и дееспособность заявителя и полномочия лица, действующего от его имени, лучше их приложить. К таким документам относятся выписка из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, устав, решение о назначении руководителя. Если в организации образован совет директоров, к полномочиям которого по уставу отнесен вопрос о назначении руководителя, то тогда стоит приложить протокол совета директоров о назначении руководителя и решение высшего органа управления организации (общее собрание акционеров или участников, единственный акционер или участник) о выборе совета директоров в таком составе.

Внимание! В законе есть основания, по которым жалобу на нарушение порядка проведения закупок могут возвратить.

Жалобу могут вернуть без рассмотрения, если она:

  • не соответствует установленным требованиям;
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документально;
  • подана по истечении установленного срока;
  • подана на те же действия (бездействия), которые уже были обжалованы, и суд или контрольный орган в сфере закупок уже приняли решение по этому факту.

Решение о возвращении жалобы должно быть принято в срок не более двух рабочих дней и может быть обжаловано в судебном порядке (ч. 11 и 12 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Жалоба может быть подана в государственные органы, указанные в части 17 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, если обжалуются действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, а именно действия следующих органов.

1. Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России):

  • при осуществлении закупки для федеральных нужд;
  • при осуществлении закупки для федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу;
  • при осуществлении закупки для федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.

2. Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок , - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

3. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок , - при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, если закупка проводится на уровне РФ, субъекта РФ или муниципального образования, жалоба может быть подана в ФАС России или распорядительные органы власти субъекта РФ, местного самоуправления.

Если же закупка осуществляется на уровне муниципального образования, то жалоба на действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, может быть подана:

  • в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на территории которого расположено данное муниципальное образование, или
  • в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

При этом на практике возможна ситуация, когда несколько разных участников закупки обратились в разные органы: например, при проведении закупки на муниципальном уровне на приобретение транспортных средств один участник закупки подал жалобу в ФАС России, другой - в орган власти субъекта РФ, а третий - в орган местного самоуправления. В такой ситуации подлежит исполнению решение вышестоящего органа (ч. 10 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Как рассматривается административная жалоба

Контрольный орган размещает полученную жалобу в Единой информационной системе (далее - ЕИС) не позднее двух рабочих дней со дня ее получения. В ЕИС размещается уведомление о поступлении жалобы с указанием даты, времени и места рассмотрения. Жалоба направляется лицам, чьи действия (бездействия) обжалуются (ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Важно отметить, что все данные, которые по Закону № 44-ФЗ должны быть указаны, с 1 января 2016 года размещаются в ЕИС (ч. 3 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

В рассмотрении жалобы вправе принимать участие также лица, чьи права и законные интересы ею затрагиваются (любой участник закупки, общественные объединения, осуществляющие общественный контроль, объединения юридических лиц), они вправе представлять свои отзывы и заявлять возражения (ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Поданная жалоба рассматривается не более пяти рабочих дней. При рассмотрении жалобы орган, уполномоченный в сфере контроля за закупками, куда она подана, вправе истребовать необходимые документы и информацию (ч. 3 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Жалоба не может быть подана в отношении результатов оценки заявки по некоторым критериям, установленным в законе. Например, нельзя подать жалобу по поводу квалификации участников закупки.

При проверке по жалобе уполномоченный орган не рассматривает результаты оценки заявок по следующим критериям:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ);
  • квалификация участников закупки, их финансовые и материальные ресурсы, опыт работы, связанный с предметом контракта, деловая репутация специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).

Такое правило установлено в части 6 статьи 106 Закона № 44-ФЗ.

В этом случае обжаловать нужно действия , поэтому он и будет выступать ответчиком.

2. Истец обращался с жалобой в административном порядке, ему отказали, и поэтому он обжалует одновременно нарушение порядка проведения закупок и отказ в удовлетворении жалобы.

В случае, когда податель обратился с жалобой в административном порядке и в ее удовлетворении было отказано, при обращении в суд следует оспаривать непосредственно сами действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, с которыми не согласен участник закупки.

Обращаясь в суд с требованием о признании действий (бездействий) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, незаконными, его необходимо соединить с требованием об обжаловании решения об отказе в удовлетворении жалобы.

Это связано с тем, что ответчик по делу в случае, если решение об отказе в удовлетворении жалобы не было обжаловано, может ссылаться на это обстоятельство как доказательство законности своего поведения. Не исключено, что и суд может использовать его как один из аргументов при вынесении решения по делу. В связи с этим обжаловать следует и действия (бездействие) и решение об отказе в удовлетворении жалобы.

В этом случае решение об отказе в удовлетворении жалобы принимает административный орган (например, антимонопольный орган), соответственно, он и будет ответчиком. Одновременно с требованием о признании недействительным решения административного органа нужно указать требование о нарушении порядка проведения закупки. Такое требование будет уже направлено к (чаще всего это заказчик). Таким образом, ответчиком по делу будут как минимум два субъекта: административный орган и лица, которые нарушили права заявителя.

Иски о признании незаконными действий (бездействий) и решений заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии рассматриваются по правилам главы 24 Административного процессуального кодекса РФ.

В заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение прав истца, какие неблагоприятные последствия у него возникли, почему он считает, что противоправным поведением ответчика нарушаются его права, какие обязательные требования были нарушены (п. 1 ст. 198 АПК РФ).

Такое заявление может быть подано в трехмесячный срок с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, при этом по уважительным причинам срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Рассматривать такое заявление суд будет не более трех месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

3. Истец не обжалует нарушение порядка проведения закупок, а обращается с иском о признании процедуры закупки недействительной.

В главе 6 Закона № 44-ФЗ речь идет о возможности судебного оспаривания действий (бездействия) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, и ничего не сказано по поводу возможности признания самой процедуры закупки недействительной.

Несмотря на это такой иск может быть предъявлен по общим правилам, указанным в статьях 447-449 Гражданского кодекса РФ.

Важно отметить, что с 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе РФ статья 449 полностью изменилась.

Теперь заинтересованное лицо в течение одного года со дня проведения торгов может обратиться с иском о признании торгов недействительными. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса РФ.

Законодатель установил случаи, когда торги признаются недействительными (ст. 449 ГК РФ). А расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, несут лица, допустившие нарушения.

5 рабочих дней



Как подать жалобу на заказчика по 44-ФЗ

В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вопросам подачи жалобы на заказчика посвящена вся шестая глава «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» 1 .

1 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Кто имеет право подавать жалобу?

Жалобу на действия (бездействие) заказчика имеет право подавать любой участник закупки, которым считается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое подало заявку на участие в определении поставщика. Также жалобу могут подавать осуществляющие общественный контроль общественные объединения и объединения юридических лиц, например, общественная палата субъекта РФ, общественные инспекции, ассоциации производителей товаров и услуг и т.д.

Если обжалуемые действия (бездействие) заказчика совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

В чем основание для подачи жалобы?

Основанием для подачи жалобы является мнение подающего ее лица о том, что действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки.

Куда подается жалоба?

Жалоба может подаваться в суд или в контрольный орган в сфере закупок. При этом если жалоба подается в контрольный орган, то это не является препятствием для обжалования действий (бездействия) заказчика также и в судебном порядке. Далее в статье пойдет речь о подаче жалобы в контрольный орган в сфере закупок.

Жалоба может подаваться в следующие контрольные органы:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд. Таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в лице своих территориальных органов 2 . Сведения о территориальных органах ФАС можно найти на сайте ФАС . Также отметим, что у ФАС существует административный регламент по рассмотрению соответствующих жалоб 3 . Как правило, именно в ФАС и поступает большинство жалоб, поскольку решения этого органа имеют бóльшую силу (см. ниже).
  2. 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
    3 Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  3. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Таким органом также является ФАС 2 .
  4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Такие органы определены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, в Тульской области таким органом определен областной контрольный комитет 4 .
  5. 4 Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 № 695 «Об определении органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок и внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок».


  6. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд. Такие органы определены нормативными правовыми актами муниципальных образований. Например, в городе Глазов Удмуртской республики таким органом является Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы 5 .

5 Решение Глазовской городской Думы от 29.01.2014 № 403 «Об органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Глазов».

Когда можно подавать жалобу?

Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок (плана-графика размещения заказов на официальном сайте) , но не позднее, чем через 10 дней после размещения с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Собственно такой срок и предусматривается в законодательстве для того, чтобы у заинтересованных сторон было время для обжалования результатов закупки. Если жалоба подается в отношении положений документации о закупке, то такую жалобу можно подавать только до окончания установленного срока подачи заявок.

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке .


При проведении электронного аукциона обжалование действий (бездействия) заказчика осуществляется в любое время определения поставщика, а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий заказчика осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

В какой форме должна подаваться жалоба и что она должна содержать?

Жалоба подается в письменной форме, подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Жалоба должна содержать:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
  5. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В каких случаях жалоба может быть отклонена без рассмотрения?

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  1. жалоба не соответствует требованиям, установленным федеральным законодательством о контрактной системе;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении срока, предусмотренного федеральным законодательством о контрактной системе;
  4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы.

Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Может ли лицо, подавшее жалобу, отозвать ее?

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе (на официальном сайте).

Где можно ознакомиться с примерами поданных жалоб?

Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, на официальном сайте . При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) не требуется.

Как рассматривается жалоба?

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе (на официальном сайте) информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени ее рассмотрения. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация в единой информационной системе (на официальном сайте) не размещается.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы.

Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.

Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы (например, протоколы, обоснования начальной цены контракта и т.д.), которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо органов (учреждений), подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Лица, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок, окончательных предложений в соответствии с такими критериями, как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.


Иными словами, если, например, участник закупки не согласен с тем, как оценил его заявку заказчик по указанным критериям, то жаловаться на это в контрольный орган в сфере закупок бесполезно.


Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок соответствующее требование, которое является для них обязательным. В этом случае срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если вследствие приостановления определения поставщика контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, то в решении о приостановлении определения поставщика устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

По результатам рассмотрения жалобы контрольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Копия решения и предписания в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляются участнику закупки, подавшему жалобу и лицу, действия которого обжалуются. В течение этого же срока информация о принятом решении и выданном предписании размещается в единой информационной системе (на официальном сайте).

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок?

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную 6 и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операторы электронных площадок и их должностные лица обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов.

В случае, если при рассмотрении документации аукциона участник обнаруживает в ней какие-нибудь несоответствия, «подводные камни», непонятные моменты в условиях выполнения заказа, противоречия, завышенные либо, наоборот, заниженные требования заказчика к исполнителю контракта, отсутствие каких-либо необходимых для выполнения заказа сведений или документов и так далее, участник вправе в установленных временных рамках направить заказчику запрос на разъяснение положений такой документации.

Разъяснение документации об аукционе

Каждый участник, вправе направить запрос на разъяснение вне зависимости от того, направил он уже аукционную заявку на эти торги или нет. Время направления запросов завершается за трое суток до последнего дня приема заявки для аукциона.

Если последний день срока направления запроса выпадает на нерабочий день, датой завершения такого срока является следующий за ним рабочий день.

При поступлении запроса позже трех суток до такой даты, заказчик размещать ответ на него не должен.

По одним и тем же торгам участник вправе сформировать и отправить только три запроса. В грамотно составленном запросе указываются ссылки на надлежащие нормативные документы, точные номера пунктов документации, нуждающихся в разъяснении, а также четко и кратко сформулирован сам вопрос или проблема.

Участник может отправить запрос из своего кабинета на ЭТП (электронной торговой площадке). Запрос оформляется в личном кабинете, прикрепляются необходимые документы, затем подписывается электронной подписью уполномоченного лица участника. В срок до одного часа площадка отправляет этот запрос в личный кабинет заказчика на рассмотрение.

Заказчику согласно закона дается два календарных дня на ответ. При отсутствии в положенный период времени ответа заказчика участник имеет право сформировать и направить жалобу в (Федеральную антимонопольную службу), уполномоченный орган, контролирующий закупочную деятельность.

Обжалование аукционной документации

При нахождении в документах аукциона ошибочной информации, наличия в ней некорректных сведений, установлении в документации требований, не соответствующих действующему законодательству, при том, что разъяснение заказчика в ответ на запрос участнику недостаточно, такой участник вправе обратиться в суд или в ФАС.

Каждый участник торгов, в том числе не имеющий аккредитацию на ЭТП, а также общественные объединения и объединения юридических лиц, вправе направить заявление с жалобой на документацию об аукционе. Обжаловать документацию возможно в период до даты окончания приема заявок на участие.

В срок, не превышающий пяти дней (учитываются рабочие дни) с даты получения, жалоба подлежит рассмотрению. ФАС вправе остановить открытый аукцион до результатов рассмотрения жалобы. Одним из таких результатов ФАС может стать отмена аукциона. Следует помнить, что при подаче заявки на участие в открытом аукционе участник тем самым подтверждает свое согласие с документацией и обязан придерживаться правил организации закупки.

Поданная заявка на участие может быть отозвана, но только до момента завершения приема заявок. После этого отказаться от участия уже нельзя.

Участник закупки, общественное объединение, осуществляющее общественный контроль, объединение юридических лиц, а до окончания срока подачи заявок - и иные лица, которые полагают, что их права были нарушены при определении победителя торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе подать жалобу в контролирующие органы.

Подать жалобу могут даже те участники, которые не подавали заявку, за исключением случая, когда нарушение было совершено на стадии вскрытия конвертов в конкурсе или рассмотрения заявок в аукционе. В этом случае жалобу вправе подать только участники, заявившие о своем участии в торгах.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Какие органы рассматривают жалобы

  • ФАС России;
  • Управления ФАС России по субъектам РФ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  • орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере.

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить обстоятельства, из-за которых участник закупки или иные лица оказались в неравном положении по сравнению с другими ее участниками:

  • нарушение или игнорирование заказчиком, иными лицами установленного порядка опубликования протоколов и документов;
  • игнорирование заказчиком или иными лицами своих обязательств по подписанию госконтракта или уклонение от его подписания;
  • нарушение заказчиком или иными лицами требований о соответствии документации о закупке действующим стандартам;
  • неправомерное отклонение заявки заказчиком без указания причины;
  • нарушения со стороны других участников закупки;
  • искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика;
  • другие вопросы, касающиеся размещения госзаказов и проведения торгов.

Спорные ситуации при проведении госзакупок нередки и требуют оперативного решения.

Содержание, форма, способ подачи жалобы

Порядок подачи жалобы и требования к ее содержанию указаны в статье 105 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, она должна содержать сведения о сторонах жалобы, номере закупки и наименовании электронной торговой площадки (ЭТП), аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены, а также перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Успех рассмотрения дела по жалобе зависит от того, насколько аргументированно и квалифицированно она составлена.

Жалоба подается в письменной форме. Ее необходимо подписать, приложить к ней документы, подтверждающие доводы заявителя, и направить в контролирующий орган в бумажном виде либо в электронном виде с использованием ЭЦП. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Сроки на подачу жалобы установлены в статье 105 Закона № 44-ФЗ и зависят от характера нарушения.

Процедура рассмотрения жалобы контролирующим органом описана в статье 106 Закона 44-ФЗ. В течение двух дней после поступления жалобы контролирующий орган уведомляет подателя жалобы и лиц, интересы которых затрагиваются, о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения. Информация о поступлении жалобы и ее содержании также публикуется контролирующим органом в единой информационной системе (ЕИС), за исключением случаев определения поставщика закрытым способом. Либо в тот же срок контролирующий орган может принять решение о возврате жалобы в случае ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона № 44-ФЗ. Решение о возврате жалобы доводится до сведения заявителя письменно с указанием причин возврата. Если податель жалобы не согласен с решением о ее возврате, он имеет право обжаловать такое решение в суде.

У лиц, чьи интересы затрагиваются поданной жалобой, есть право направить возражения на нее не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы контролирующим органом, при этом требования к оформлению и содержанию возражений аналогичны требованиям к жалобе.

Стороны дела по жалобе вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через представителей, а также обязаны предоставлять контролирующему органу по его запросу информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее в любой момент до принятия решения по существу. При этом оно не сможет подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Рассмотрение жалобы и решение

Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу коллегиально, в течение пяти дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы уведомляются заявитель, а также лица, подавшие возражения.

По итогам рассмотрения жалобы контролирующий орган выносит одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  • о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться решением о выдаче предписания:

  • об устранении допущенных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
  • о совершении иных действий: составление протокола об административном правонарушении, обращение в суд с иском о признании закупок недействительными.

В трехдневный срок с момента вынесения контролирующий орган направляет решение заявителю, лицу, подавшему возражения, и лицу, чьи действия (бездействие) обжаловались, а также размещает в ЕИС информацию о результатах рассмотрения жалобы.

В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 44-ФЗ можно прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты интересов участников закупок и иных лиц мы оказываем следующую юридическую помощь в обжаловании по 44-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в контролирующем органе (УФАС, иные органы).


 

Возможно, будет полезно почитать: