Акт проверки состояния охраны труда. Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда

Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и прочие законы об охране труда

Базовым и имеющим наивысшую юридическую силу нормативным документом по охране труда 2017-2018 годов является ТК РФ, регулирующий права и обязанности работников и администрации, их взаимную ответственность, порядок государственного регулирования трудовых отношений и иные значимые вопросы такого рода. Вторым по значимости документом являлся профильный закон «Об основах…» от 17.07.1999 № 181-ФЗ, который утратил силу 30.06.2006.

Отмена базового закона не нанесла вреда правовому регулированию отношений в сфере охраны труда, а ТК РФ, в свою очередь, стал дополнительно определять:

  • гарантии и права работников, касающиеся безопасного труда;
  • способы обеспечения их защиты;
  • порядок контроля со стороны государства, ответственность сторон трудовых отношений за их нарушения и т. д.

Однако при всей полноте и универсальности правового регулирования трудовых отношений нормы ТК РФ не предполагают полного и всеобъемлющего регламентирования сферы трудовой безопасности. Поэтому помимо ТК РФ отношения в сфере охраны труда в той или иной степени регулируются следующими законами:

  • «О промышленной безопасности…» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  • «О безопасности гидротехнических...» от 21.07.1997 № 117-ФЗ;
  • «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
  • «О специальной оценке…» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и т. д.

Важное место в регулировании базовых для охраны труда вопросов занимают и международные договоры. Например, Договор о Евразийском…, подписанный в Астане 29.05.2014. Значительная часть его норм (разделы X, XI, XX, XXI, XXIV-XXVI) определяет порядок сотрудничества стран — членов ЕврАзЭС в области промышленности, энергетики, транспорта, защиты прав трудящихся, что также является отправной точкой при разработке нормативных актов в сфере охраны труда стран — членов указанной организации.

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

Не знаете свои права?

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов

Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) введено понятие «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права».

Согласно статьям 8 и 22 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.

Локальные нормативные акты должны отвечать следующим принципам:

Локальные нормативные акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ;

Локальные нормативные акты не должны содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде и охране труда;

Локальные нормативные акты организации действуют в пределах этой организации.

Работодатель обязан соблюдать локальные нормативные акты и знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, запрашивает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ (ст. 372) порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашение.

Представителями работников в организации являются профессиональные союзы или иные представители, избираемые работниками организации. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю.

Если постоянно действующий представительный орган работников не сформирован, и работники не воспользовались своим правом избрать своих представителей, работодатель вправе принять локальные нормативные акты единолично.

Локальные нормативные акты могут быть как со сроком действия (например, должностные инструкции), так и без указания сроков действия (например, приказы о распределении обязанностей).

Перечень локальных нормативных актов

Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.

В организации должны быть следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:

Штатное расписание;

Должностные инструкции;

Приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;

Положение о персонале;

Положение о порядке ведения коллективных переговоров;

Положение о комиссии по трудовым спорам;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Графики сменности;

Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах;

Акты, устанавливающие нормы труда;

Акты, устанавливающие разделение дня на части;

Акты, устанавливающие продолжительность вахты и режим труда и отдыха;

Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

А также локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда:

Приказы и распоряжения о распределении обязанностей;

Стандарты организаций;

Положение об организации работ по охране труда;

Положение о системе управления охраной труда;

Приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда;

Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда;

Перечень профессий и работ с повышенными требованиями;

Перечень мест производств и видов работ по наряду- допуску;

Технологические регламенты;

Перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет (женщин);

Инструкции по охране труда для персонала, при обслуживании оборудования и производстве работ.

Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу и трудовой распорядок

Штатное расписание

Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание составляется по форме № Т-3, в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.

Правила внутреннего трудового распорядка

Согласно ст.189 ТК РФ трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка состоят из 10 разделов:

1. Общие положения.

2. Порядок приема на работу.

3. Основные обязанности работников.

4. Основные права работников.

5. Основные права и обязанности работодателя.

6. Режим рабочего времени.

7. Время отдыха.

8. Меры морального и материального поощрения.

9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

10. Заключительные положения.

Должностные инструкции

Должностная инструкция является одним из основных локальных документов, которым руководствуется аттестационная комиссия, решая вопрос о соответствии руководителя (специалиста) занимаемой должности. Кроме того, наличие грамотно составленных должностных инструкций обеспечивает рациональное разделение труда среди должностных лиц, способствует укреплению трудовой и технологической дисциплины, снижает вероятность конфликтных ситуаций между работниками и работодателем.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие содержание должностных инструкций

К ним относятся:

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г.);

Единые тарифно – квалификационные справочники работ и профессий рабочих. Различные выпуски, утвержденные Постановлениями Минтрудсоцразвития РФ;

Методические указания по разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (приняты в некоторых областях страны);

Квалификационные требования в области охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций (приняты в некоторых областях страны);

Нормативные акты РФ и субъектов РФ по охране труда и промышленной безопасности, экологической и пожарной безопасности, нормативные документы по производственному контролю;

Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда;

Локальные нормативные акты предприятия (организации) по организации охраны труда и распределению обязанностей в области охраны труда и промышленной безопасности.

К примеру, обязанности руководителя организации по охране труда изложены в статье 212 Трудового Кодекса РФ.

Он, в частности, обязан обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

Применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Акт проверки системы охраны труда на предприятии в рамках выполнения соглашения между администрацией и работниками

Акт, фиксирующий результаты проведенной проверки соблюдения на предприятии условий охраны труда, составляется уполномоченной на это комиссией. Комиссия создается в порядке ст. 218 ТК РФ, инициатива по ее формированию может принадлежать как администрации, так и работникам (либо их представителям). При этом необходимо отметить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации создавать подобную комиссию заблаговременно. Соответственно, речь о ее создании может идти лишь при возникновении соответствующей необходимости.

Существенным подспорьем при образовании комиссии является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 24.06.2014 № 412н, который содержит уже готовую правовую основу (типовое положение) для ее работы. П. 2 данного положения предписывает, что созданная комиссия должна действовать на основании внутреннего документа организации, разработанного с учетом ее специфики и требований типового положения.

Основная цель работы комиссии — проверка соблюдения требований безопасности труда (выполнения индивидуальных и коллективных соглашений между администрацией и работниками) и подготовка предложений по доработке указанных соглашений в целях предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.

Документом, призванным фиксировать выявленные нарушения, является акт о проверке.

Что же касается устранения обозначенных в акте нарушений, то соответствующие планы мероприятий (предложения, рекомендации и т. д.) составляются комиссией отдельно и составными частями акта не являются.

Предписание инженера и акт о состоянии охраны труда

Анализ ст. 217 и 218 ТК РФ показывает, что акт и предписание специалиста (инженера) по охране труда имеют разную природу и составляются разными лицами.

Специалист (инженер) по безопасности труда, в отличие от описанной выше комиссии, — постоянно действующий сотрудник, деятельность которого осуществляется согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ (хотя этим же может заниматься и целое подразделение, исполняющее его функции). В своей работе он обязан руководствоваться рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» от 08.02.2000 № 14. Этим же документом утвержден бланк предписания, которое обязательно для исполнения администрацией организации.

Акт же проверки ситуации в сфере трудовой безопасности, в отличие от предписания, комиссия разрабатывает самостоятельно, если только его унифицированная форма не утверждена внутренним документом организации при принятии положения (инструкции) о деятельности данного органа. Действующим законодательством унифицированной формы акта не установлено, что позволяет каждой организации использовать свои варианты, учитывающие специфику производства и особенности охраны труда, характерные именно для нее.

Образец акта проверки состояния охраны труда, на который можно ориентироваться при составлении, вы можете увидеть ниже.

Образец заполнения акта проверки по охране труда

Акт проверки состояния охраны труда в ООО «Заря» № 2

Москва

Комиссия, действующая на основании приказа директора ООО «Заря» «Об утверждении Положения о комиссии по проверке состояния охраны труда» № 18 от 2 июля 2014 года, в составе:

  • председателя комиссии — директора ООО «Заря» Петрова С. Л.,
  • зам. председателя — специалиста по охране труда ООО «Заря» Сергеева Н. К.,
  • зам. председателя — представителя профсоюза ООО «Заря» Чиркиной А. Т.,
  • секретаря — юриста ООО «Заря» Семеновой В. А.,
  • члена комиссии — главного механика ООО «Заря» Федорова Е. В.,
  • члена комиссии — главного энергетика ООО «Заря» Синичкина В. П.,
  • члена комиссии — врача-терапевта ООО «Заря» Фоминой Н. С.

провела комплексное обследование состояния системы безопасности труда сотрудников предприятия, соблюдения санитарно-гигиенических требований, выполнения правил пожаро- и электробезопасности.

По результатам проведенной проверки выявлены следующие недостатки:

  1. Некомплект средств индивидуальной защиты для электрика:
    • отсутствуют диэлектрические галоши, изолирующие колпаки и накладки;
    • используются диэлектрические перчатки с истекшим сроком службы.
  2. На экранирующем устройстве распределительного щита № 2 отсутствуют необходимые знаки безопасности и маркировка.
  3. При внутренних перемещениях сотрудников (временном совмещении или исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника) на предприятии не проводился внеплановый инструктаж по охране труда:
    • с Токаревым С. М. при замещении должности оператора парового котла;
    • Сидоровым Е. Д. при временном исполнении обязанностей электрика участка № 2.
  4. Ремонт распределительного щита пожарной сигнализации в период с 8 по 10 августа 2018 года осуществляли электрики Сидоров Е. Д. и Глушко Н. П. При этом оба выполняли работы, не имея допуска соответствующего уровня. Инструктаж с ними по соблюдению требований охраны труда не проводился.
  5. Предписание № 4 инженера по охране труда об устранении нарушений норм электробезопасности, выданное главному энергетику ООО «Заря» 2 сентября 2018 года со сроком исполнения до 2 февраля 2019 года, на момент проведения проверки не исполнено в полном объеме.

Член комиссии Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней:

Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств.

Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.

Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту.

Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли и не имеющие юридической силы в других отраслях.

Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии.

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

содействие общественному контролю в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда;

распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно - бытовыми помещениями, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных нормативных документов, направленных на обеспечение и улучшение условий труда работающих в народном хозяйстве.

ССБТ включает в себя организационно-методические стандарты, устанавливающие требования к организации работ по обеспечению безопасности, и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, а также стандарты на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, на требования безопасности к производственному оборудованию, к производственным процессам, на требования к средствам защиты работающих, на требования безопасности к зданиям и сооружениям. Задачами данных стандартов, в частности, являются:

стандартизация требований безопасности труда;

включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия на конкретные объекты.

ССБТ, созданная в 1972 г., непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с возрастающими требованиями к охране труда. Она включает в себя около 400 государственных стандартов. Нормы и требования, установленные в ССБТ, включены в 76 тыс. стандартов и технических условий на конкретные виды выпускаемой продукции, в частности на оборудование, материалы и т.д. В ССБТ установлен единый порядок разработки стандартов, их рассмотрения, согласования, утверждения, издания, планового введения в действие; установлена система контроля и надзора за внедрением и соблюдением. Нормы и требования ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды документации - конструкторской, технологической, проектной, а также в инструкции по охране труда и другие документы

Трудовой кодекс детально прописывает меры по регулированию трудовых отношений между работником и руководителем . Одной из таких мер является обеспечение условий по охране труда в любой организации.

Соблюдение методов охраны труда контролируется путём назначения особой комиссии. Её создание инициируется самим работодателем, работниками или лицами, уполномоченными защищать права рабочих.

Что такое акт проверки состояния охраны труда

В этом акте отражается результат проверки соблюдения условий охраны труда. Он составляется по результатам проверки, проведённой комиссией. Руководитель данной комиссии разрабатывает и утверждает план проведения проверок на предприятии.

Обычная практика – одна проверка в квартал, но не реже двух раз в год.

Проверка проводится полным составом комиссии или неполным. В ходе проверок проводится мониторинг следующих моментов:

  • проведение мероприятий по технике безопасности;
  • меры по предотвращению ;
  • ведение , наличие в них дат и росписей сотрудников предприятия;
  • устранение нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Все замечания и недочёты заносятся в текст акта. Результаты устранения недочётов, обнаруженных в предыдущие разы, в текст документа не вписываются.

Акты составляют в двух экземплярах, проставляются подписи всех членов комиссии. Руководитель предприятия также заверяет акт своей подписью. Один экземпляр остаётся у комиссии, другой – у директора, который обязан донести данные акта до должностных лиц, ответственных за участки, на которых комиссия обнаружила недостатки.

По результатам, занесённым в акт, разрабатывается программа мероприятий по устранению выявленных недочётов. В этот план вносятся также даты проведения, ответственные лица и сроки исполнения.

Бланк образец АП охраны труда в школе можно скачать .

Акт проверки охраны труда в школе

Проверке охраны труда посвящено данное видео:

Комиссия по проверке

Комиссия для проверки соглашения не является постоянно действующим звеном на предприятии, её необязательно назначать заранее, обычно она создается в случае необходимости. Непрерывное наблюдение за охраной труда осуществляет инженер по технике безопасности (ч.1 ст. 217 ТК РФ).

Правовой основой работы такой комиссии служит приказ № 412н Минтруда РФ «Об утверждении…», который отражает основные положения по её организации и работе. Согласно этого документа работа комиссии должна проводиться в соответствии с внутренними документами организации, которые учитывают её специфику и требования типового положения.

Целью работы такой комиссии являются:

  • проверка соблюдения трудовых договоров: индивидуальных и коллективных;
  • отражение полученных результатов проверок;
  • внесение предложений по улучшению и усовершенствованию данных соглашений.

Два первых пункта вносятся в акт о проверке. Для предложений и рекомендаций создаётся отдельный документ.

Акт проверки пишется в произвольной форме, если на предприятии официально не введён унифицированный бланк такого документа.

Законодательство России не установило единый бланк акта, поэтому каждое предприятие вправе применять любой вариант составления акта.

Проверка знаний по охране труда, действующее законодательство в этой сфере и особенности составления АП рассмотрены в этом видеосюжете:

Соглашение об охране труда

Если коллективный трудовой договор в организации не подписан, требуется в виде отдельного документа издать соглашение об охране труда, главное предназначение которого – защита прав работников и работодателей. Является частью трудового договора между работодателями и работником и создаётся в качестве приложения к нему. Отражаются взаимоотношения работников и руководителей предприятия с точки зрения безопасных условий труда, нормативов по обеспечению такой безопасности, критерии ответственности каждой из сторон.

Главная цель соглашения — создание условий для предотвращения несчастных случаев при полноценном функционировании предприятия.

Нормативная база соглашения:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право на труд с одновременным созданием условий, соответствующих требованиям по обеспечению санитарно-гигиенических стандартов и безопасности.
  2. Трудовой кодекс. Положения по охране труда, основные права и обязанности работодателей и работников по созданию условий для охраны труда.
  3. ФЗ № 52. Обязанность руководства проводить регулярные медосмотры сотрудников и обеспечивать условия труда согласно санитарных норм.

Соглашение включает в себя следующую информацию:

  • наименование предприятия и его организационная форма;
  • список лиц, ответственных за обеспечение охраны труда;
  • виды деятельности по оперативному контролю;
  • меры усовершенствования и улучшения безопасности;
  • ресурсы для обеспечения охраны труда.

Пример соглашения по охране труда в ДОУ можно скачать .

Образец соглашения

Срок действия соглашения – 1 год. Каждый год по итогам выполнения положений данного соглашения предоставляется отчёт. Отчёт служит основанием для внесения изменений и дополнений в обновлённое соглашение об охране труда.

Проверка соблюдения условий соглашения

  • Комиссия следит за соблюдением положений трудового соглашения. Производится осмотр и аттестация каждого рабочего места предприятия и на этой основе выдвигаются конкретные шаги по обеспечению охраны труда.
  • Подписывается документ, в котором фиксируются все необходимые меры по обеспечению охраны труда организационного, технического, санитарно-профилактического характера, а также .
  • Комиссия действует совместно с профсоюзами, одной из важных функций которых является наблюдение за созданием безопасных условий труда для работающих и проведение различных мероприятий по этому поводу.
  • Комиссия, состоящая из руководителя и других лиц, уполномоченных для контроля за охраной труда, в том числе профсоюзов, составляет акт, в который заносятся обнаруженные нарушения и недочёты, мероприятия по устранению этих недостатков.

Акт заполняется по такому порядку:

  • порядковый номер мероприятия;
  • его название;
  • срок реализации;
  • лицо, ответственное за проведение мероприятия и документальное оформление;
  • планируемые результаты мероприятия.

Контроль за выполнением условий соглашения (аудит) должен проводиться каждые полгода. Это позволяет обеспечить беспрерывное усовершенствование условий по безопасности труда.

Проверки госинспекции труда — тема видео ниже:



 

Возможно, будет полезно почитать: