Как писать на помилование. Помилование – что это такое? Кто осуществляет помилование в РФ

  • Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права
    • Понятие уголовного права, его предмет и система
    • Методы уголовного права
      • Метод уголовно-правового регулирования
    • Задачи уголовного права
  • Принципы уголовного права
    • Принципы уголовного права
  • Основные этапы развития Общей части российского уголовного законодательства
    • Формирование Общей части в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.)
    • Структурное обособление Общей части как подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.)
    • Развитие Общей части в системе кодифицированного уголовного законодательства России (1845-1996 гг.)
  • Уголовное право и уголовно-правовая политика
    • Понятие уголовно-правовой политики
    • Содержание уголовно-правовой политики
    • Криминализация и декриминализация
    • Пенализация и депенализация
  • Уголовный закон
    • Понятие уголовного закона
    • Уголовный закон и его внутренняя структура
    • Уголовный закон и уголовное право
    • Действие уголовного закона во времени
      • Обратная (ретроактивная) сила уголовного закона
    • Действие уголовного закона в пространстве
    • Действие уголовного закона по кругу лиц
    • Выдача лиц, совершивших преступление
    • Толкование уголовного закона
  • Понятие преступления
    • Значение понятия преступления
    • Деяние как признак преступления
    • Общественная опасность деяния как признак преступления
    • Виновное совершение деяния как признак преступления
    • Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления
    • Классификация преступлений
  • Уголовная ответственность и ее основание
    • Понятие и виды уголовно-правовых отношений
    • Понятие и виды уголовной ответственности
    • Основание уголовной ответственности
    • Уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера
  • Состав преступления
    • Понятие, структура и значение состава преступления
    • Элементы и признаки состава преступления
    • Виды составов преступлений
    • Соотношение преступления и состава преступления
  • Объект преступления
    • Понятие и значение объекта преступления
    • Виды объектов преступления
  • Объективная сторона преступления
    • Понятие и значение объективной стороны преступления
      • Зачение объективной стороны преступления
    • Преступное действие и бездействие
    • Преступный вред
    • Причинная связь
    • Время, место и обстановка совершения преступления
  • Субъективная сторона преступления
    • Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления
    • Понятие вины и ее формы
    • Умысел и его виды
    • Неосторожность и ее виды
    • Двойная и смешанная формы вины
    • Невиновное причинение вреда (случай)
    • Мотив и цель преступления
    • Эмоции
    • Ошибка и ее уголовно-правовое значение
  • Субъект преступления
    • Понятие субъекта преступления
    • Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность
    • Понятие невменяемости
    • Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
    • Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
    • Специальный субъект преступления
  • Стадии совершения преступления
    • Понятие и виды стадий совершения преступления
    • Оконченное преступление
    • Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление
    • Приготовление к преступлению
    • Покушение на преступление
    • Добровольный отказ от преступления
  • Соучастие в преступлении
    • Понятие и значение института соучастия
    • Признаки соучастия
    • Виды соучастников
      • Исполнитель
      • Организатор
      • Подстрекатель
      • Пособник
    • Виды и формы соучастия
      • Группа лиц
      • Преступное сообщество (преступная организация)
    • Основания и пределы ответственности соучастников
    • Особенности ответственности отдельных видов соучастников
      • Квалификация неудавшегося соучастия
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
    • Необходимая оборона
      • Признаки необходимой обороны
    • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
    • Крайняя необходимость
      • Признаки поступка, совершаемого в состоянии крайней необходимости
    • Физическое и психическое принуждение
    • Обоснованный риск
    • Исполнение приказа или распоряжения
  • Множественность преступлений
    • Общее понятие и формы множественности преступлений
    • Понятие и виды единого преступления
    • Совокупность преступлений
    • Рецидив преступлений
    • Конкуренция норм
  • Понятие и цели наказания
    • Понятие наказания
      • Наказание и другие меры уголовно-правового воздействия
    • Цели наказания
  • Система и виды наказаний
    • Понятие системы наказаний
    • Классификация наказаний
    • Штраф
    • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
    • Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
    • Обязательные работы
    • Исправительные работы
    • Ограничение по военной службе
    • Ограничение свободы
    • Арест
    • Содержание в дисциплинарной воинской части
    • Лишение свободы
    • Смертная казнь
  • Назначение наказания
    • Общие начала назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
    • Особые правила обязательного смягчения и усиления наказания
    • Назначение наказания по правилам совокупности преступлений или приговоров
    • Определение сроков наказаний и зачет наказания
    • Условное осуждение
  • Освобождение от уголовной ответственности
    • Юридическая природа института освобождения от уголовной ответственности
      • Виды освобождения от уголовной ответственности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
  • Освобождение от наказания
    • Понятие и виды освобождения от наказания
    • Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
    • Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
    • Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
    • Освобождение от наказания в связи с болезнью
    • Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
    • Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
  • Амнистия, помилование, судимость
    • Амнистия
    • Помилование
    • Судимость
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Несовершеннолетний как участник уголовного правоотношения: понятие и особенности уголовно-правового статуса
    • Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности
      • Обязательные работы несовершеннолетних
      • Лишение несовершеннолетних свободы на определенный срок
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания
    • Принудительные меры воспитательного воздействия
    • Особенности исчисления сроков давности и судимости
  • Принудительные меры медицинского характера
    • Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
    • Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Помилование

Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст. 89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки. При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств. Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает. В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением. Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г. «О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст. 113 УИК РФ). К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены. Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи. Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 - освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
  • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

  • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
  • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.
  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

К таким обстоятельствам относятся:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании. Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам. При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст. 59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г. было помиловано 12 843 чел. В 2001 г. осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Любой осужденный в России имеет шанс на применение к нему такого жеста гуманизма, как помилование. На ходатайство с просьбой о прощении наложить резолюцию имеет право только глава государства. Рассмотрим, что собой представляет процедура заявления ходатайства о помиловании Президенту РФ в 2019 году.



Что такое помилование и чем оно отличается от амнистии

Для начала разберемся в терминологии. Помилование и амнистия призваны освободить осужденного от судимости. Другими словами, посредством амнистии и помилования возможно ее аннулирование. Само слово «амнистия» имеет греческие корни и трактуется как «прошение». Она регулируется ст. 84 УК РФ. А статья 103 Конституции России определяет Государственную Думу РФ как исключительный орган, разрабатывающий и выносящий акт амнистии. Применение амнистии для гражданина влечет такие юридические последствия:

  • избавление от уголовного преследования;
  • освобождение от какого-либо наказания вообще;
  • частичное аннулирование срока наказания;
  • назначенная ранее мера заменяется на более мягкую.

Основной чертой амнистии можно назвать то, что она направлена на определенный актом круг лиц. Помилование же, напротив, является действом субъективным, т. е. касается конкретного осужденного. Согласно ст. 89 Конституции РФ, исключительной прерогативой принятия решений о помиловании наделен президент страны. Мера наказания никак не влияет на право осужденного подавать ходатайство о помиловании президенту.

Следовательно, абсолютно каждый осужденный за любое преступление вправе ходатайствовать о помиловании (ст. 50 Конституции РФ). Единственное исключение - помилование не может распространяться на лицо, обвинительный приговор суда в отношении которого еще не вступил в законную силу. Амнистия же вполне может коснуться и тех, кто еще только находится под следствием, либо дожидается окончательного судебного решения.

Правовые последствия помилования аналогичны последствиям амнистии. Кроме того, обе эти процедуры не носят реабилитирующего характера. А потому будет вполне справедливым назвать амнистию «групповым помилованием». Подводя итог сказанному, можно определить те характерные черты, по которым эти два акта гуманизма различаются между собой (см. табл.).


Порядок подачи ходатайства о помиловании осужденным

Непосредственно порядок подачи ходатайства о помиловании осужденным регулируется гл. II Указа Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 г. Законодатель предоставил правовую возможность подавать ходатайство о помиловании только самому заключенному. Ранее, до изменения законодательства, право обращаться с подобным ходатайством было и у родственников осужденного. Но теперь, в 2019 году, прошения от родственников, а также иных лиц (например, представителей общественности) могут служить лишь дополнением, прилагаемым к основному ходатайству.

Сам документ - ходатайство о помиловании - составляется только в письменном виде, устная его форма не предусмотрена. Содержать же указанное ходатайство должно следующие атрибуты:

  • персональные данные инициатора ходатайства;
  • основания нахождения в заключении (когда, кем и за что осужден, срок и тяжесть наказания, даты его начала и окончания);
  • наименование и адрес исправительного учреждения, где находится инициатор ходатайства о помиловании;
  • веские основания помилования заключенного;
  • непосредственно сама просьба об освобождении либо смягчении наказания;
  • подпись обратившегося с ходатайством и дата составления документа.

Заключенный может самостоятельно составить ходатайство, важно сделать это правильно и грамотно. Можно воспользоваться своим правом обратиться с этим вопросом к юристу исправительного учреждения. Помощь осужденным в написании подобных документов входит в круг его обязанностей. Путь, через который предстоит проследовать ходатайству, достаточно долог и пролегает через несколько инстанций.

  1. Сначала прошение передается для регистрации в администрацию того учреждения, где инициатор ходатайства временно содержится либо отбывает наказание
  2. После этого ходатайство вместе с приобщаемым к нему пакетом документов (его перечень - в ч. 5 вышеназванной главы Указа) из администрации передается в региональный орган уголовно-исполнительной системы.
  3. Следующая инстанция - комиссия по делам помилования на уровне субъекта РФ.
  4. Заключение комиссии по заявленному ходатайству передается должностному лицу, возглавляющему субъект РФ. Он, в свою очередь, рассмотрев представленные комиссией документы, выносит свое представление.
  5. Указанное представление вместе с заключением комиссии и остальными документами передается Президенту РФ.

Если путем сложения подсчитать сроки, которые законодатель отводит всем инстанциям на рассмотрение и дальнейшее перенаправление ходатайства о помиловании, получается, что ответа стоит ждать не ранее, чем через 2 месяца после его подачи. Для совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления просителей сроки несколько больше, и потому хождение документа по инстанциям может занять не менее 3-х месяцев.

Прошение от матери

Ходатайство о помиловании от родственников заключенного, в том числе его матери, будет весьма весомым дополнением к основному ходатайству. Как уже было сказано выше, в качестве отдельной самостоятельной просьбы оно подаваться не может.

В тексте ходатайства о помиловании, составленного от имени матери заключенного, должны быть подробно изложены мотивы, побудившие ее обратиться с подобным заявлением. Не запрещено и даже лучше излагать свои мысли в этом случае вольным стилем, не стесняя себя в эмоциях, обосновывая, почему ее сын или дочь заслуживает снисхождение в виде помилования. Кроме того, неплохо было бы, при наличии таковых, приложить к ходатайству справки о плохом состоянии здоровья матери, ее тяжелом материальном положении, инвалидности, заслугах перед Отечеством (наградах, премиях и т.п.) и другие подобные документы.

Акт Президента РФ

Президент может принять решение о помиловании любого осужденного лица самостоятельно, по своему собственному выбору и убеждению даже без ходатайства. Для реализации этой цели главе государства достаточно издать соответствующий акт, после чего субъекту, в отношении которого имеется обвинительный приговор суда, даруется прощение. При вынесении решения о президентском помиловании глава государства может принять во внимание рекомендации соответствующих комиссий, а иногда и просьбы уважаемых и весомых персон (например, глав других государств).

Просьба от общественности

Случается, что дополнительное ходатайство о помиловании осужденного составляется от имени общественности. Такое возможно, когда, например, совершенное преступление имеет большой резонанс, но при этом совершившее его лицо вызывает у общественности жалость либо является известной личностью, у которой имеются заслуги, подвиги, достижения. В таком случае ходатайство о помиловании лица, прилагаемое к основному прошению, составляется в общем порядке, но подписывает его большое количество человек, решивших заступиться за осужденного.

В тексте ходатайства указывается, какое именно значение для общественного мнения и сознания имеет личность осужденного либо совершенное им преступление. Понятно, что чем больше подписей соберет под собой подобное ходатайство, тем больше шансов на положительный результат. Особо ценятся голоса и подписи известных и уважаемых персон.

Кто может рассчитывать на помилование


Из анализа гл. I Указа № 1500 напрашивается вывод, что снисхождение может быть применено ко всем осужденным, отбывающим наказание на территории РФ либо имеющим неснятую судимость. При этом совершенно неважно, национальным либо зарубежным судом был вынесен приговор. В указанной норме лишь приведен список осужденных, к которым применение подобной милости исключено. Ходатайство таких субъектов будет отклонено однозначно. Список включает в себя 6 пунктов (ознакомиться с перечисленными в нем категориями можно, заглянув в ч. 2 Указа, на этой странице сайта).

Другими словами, четкий перечень лиц, которые могут рассчитывать на прощение, никем не определен. Обратиться с ходатайством может каждый осужденный. А вот реальный шанс получить положительный результат совсем у немногих. Ведь помилование - акт исключительный. По этой причине на свободу выпустят только тех, у кого в жизни произошли действительно глобальные перемены.

К примеру, у осужденного погибли родственники, и за его детьми теперь некому ухаживать. Известны случаи, когда в местах заключения у осужденного обнаруживалось онкологическое заболевание. Выйти на свободу было для них возможностью пройти лечение и тем самым продлить или даже спасти себе жизнь. Для вынесения решения о помиловании либо отказе в заявленном преступником ходатайстве всеми участвующими в этом процессе инстанциями будут подробно изучены многие факторы (личность самого осужденного, совершенный им проступок, поведение в местах заключения, жизнь до отбывания наказания).

Интересно, что ни в одном из законов не найти прямого требования о том, что обратившийся с ходатайством должен обязательно признавать свою вину. Теоретически, инициатор ходатайства может вообще не считать себя преступником. Но по сложившейся традиции и правовому обычаю в области рассматриваемого вопроса, шансов получить положительное решение гораздо больше у тех, кто вину признал и раскаялся в содеянном, чем у тех, кто будет просить о снисхождении к нему потому, что он сидит за решеткой без вины.

Не будет дан дальнейший ход ходатайству о помиловании уже на первых этапах лишь в том случае, если подающий его осужденный имеет отношение к исключениям, названным в ч. 2 Указа № 1500. Отказ главы государства в удовлетворении подобного прошения не мотивируется. В случае получения отказа, осужденный имеет право обратиться с таким же ходатайством повторно, но не ранее чем через год.


Законную силу Указ о помиловании обретает уже в день своего подписания. Правда, это не означает, что и освободят помилованного из мест заключения в тот же день. Чтобы осужденный вышел на свободу, документы об этом должны поступить в учреждение, где он отбывает наказание. На практике этот период составляет около месяца. Хотя о принятом в его отношении положительном решении как сам заключенный, так и администрация исправительного учреждения извещаются практически сразу. О предстоящем освобождении уведомляются и родственники заключенного.

Одного только Указа как основания освобождения помилованного достаточно. Дополнительных приказов, решений судов и комиссий не требуется. После того как необходимые документы поступили в администрацию учреждения, где содержится обратившийся с ходатайством осужденный, ему можно готовиться к освобождению. Процесс этот происходит согласно общему порядку, установленному ст. 173 УИК РФ.

Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. "в" ст. 89Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласноп. "ж" ст. 103Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85УК РФ, воспроизводя положениеКонституцииРФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально-определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации", утвердившем Положениео порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным УказомПрезидента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в даннуюстатью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. N 8909-ЮК "О подготовке материалов на помилование" предлагалось "исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом". 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85УК РФ.

В названном выше Положениио порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положенииприводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо - и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотреноч. 3 ст. 59УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Президента РФ), которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а с лица, отбывшего наказание, может быть досрочно снята судимость.

В отличие от помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Акт помилования не носит нормативного характера, он является актом правоприменения и распространяется только на конкретно указанных в нем лиц. Проблема помилования носит междисциплинарный характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой, процессуальный и уголовно-исполнительный аспекты. Основные положения о применении помилования закреплены в Конституции РФ. В упомянутом выше п. «в» ст. 89, а также в ст. 50 Конституции РФ каждому лицу, осужденному за совершение преступления, предоставляется право просить о помиловании. Важная роль в регулировании порядка и условий применения помилования принадлежит ст. 85 УК, а также нормам утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. Положения «О порядке рассмотрения ходатайство помиловании в Российской Федерации».

Акт помилования, как и акт амнистии, не устраняет факта совершения преступления, не колеблет приговора суда, вступившего в законную силу, не является его корректировкой и не предполагает реабилитацию осужденного. Помилование применяется к лицу осужденному за совершение преступления, и представляет собой специфический вид освобождения этого лица от отбывания назначенного ему уголовного наказания.

Основание применения помилования складывается из нескольких формально-юридических и фактических (материальных) условий.

Фактические (материальные) условия освобождения не зависят ни от категории совершенного преступления, ни от вида примененного наказания. Помилование применяется и клипам, виновным в совершении особо тяжких преступлений, и к приговоренным к смертной казни. Последним смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

Согласно п. 12 упомянутого Положения при рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных :

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК актом помилования:

  • осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное ему наказание может быть сокращено или;
  • заменено более мягким видом наказания;
  • с осужденного, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

К сожалению, законодатель и в данном случае, как и в ст. 84, и в ряде других статей УК, не определяет судьбу дополнительного наказания, по умолчанию привязывая его к основному, что является неправильным, снижающим эффективность института дополнительных наказаний и правосудия в целом.

При сокращении срока наказания Президент РФ не связан никакими формальными ограничениями. При осуществлении же замены целесообразно соблюдать правила замены неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 80 УК). Вопрос о снятии судимости решается только в отношении лиц, отбывших наказание, и лиц, освобожденных от его отбывания досрочно.

Положением «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» определена многоуровневая процедура подготовки и принятия решения о помиловании, которая направлена на обеспечение обоснованного и целесообразного решения в каждом конкретном случае.

Уголовно-правовое значение помилования

Согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 89) помилование осуществляет Президент РФ. Так же, как и амнистия, помилование представляет собой акт милосердия, гуманизма, осуществляемого в несудебном порядке. Однако оно применяется в отношении индивидуально определенного конкретного лица. Акт помилования в отличие от акта амнистии не имеет нормативно- правового характера. Другим отличительным признаком является то, что в соответствии со ст. 85 УК помилование может быть применено только к лицу, осужденному за преступление к определенному наказанию, включая смертную казнь. Акт помилования может влечь следующие правовые последствия:

  • лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное осужденному наказание может быть сокращено;
  • назначенное наказание может быть заменено другим более мягким видом наказания;
  • с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

С ходатайством о помиловании может обратиться только сам осужденный (ст. 176 У И К). Ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Срок, по истечении которого можно обращаться с ходатайством о помиловании, законом не установлен. Следовательно, осужденный вправе обратиться с такой просьбой в любое время после вступления приговора в законную силу.

При обращении лица, осужденного к смертной казни, с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК).

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов

Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Однако названное Положение содержит перечень лиц, помилование которых, как правило, не допускается: лица, злостно нарушающие режим отбывания наказания; совершившие умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения; ранее освобождавшиеся от наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания другим более мягким видом наказания.

Осужденный обращается к Президенту РФ с ходатайством о помиловании в письменной форме. Администрация органа или учреждения, исполняющего наказание (а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрация следственного изолятора), регистрирует ходатайство и не позднее чем через 20 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) со дня подачи направляет его в территориальный орган Минюста России в субъекте РФ вместе с другими документами (копией приговора, справкой об отбытом сроке наказания, справкой о состоянии здоровья, характеристикой и др.). Территориальный орган Минюста России не позднее чем через семь дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через пять дней) со дня получения материалов представляет ходатайство в комиссию, которая, в свою очередь, в течение 30 дней должна представить заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного главе администрации субъекта РФ. Не позднее чем через 15 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) это должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется осужденным самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя.

Все инстанции, рассматривающие ходатайства о помиловании, при необходимости могут запрашивать дополнительные документы из исправительных либо любых других учреждений.

Направленные Президенту РФ документы рассматриваются Управлением по вопросам помилования Администрации Президента РФ, которая готовит проект решения Президента. При принятии Президентом РФ решения о помиловании лица издается указ, который в течение двух дней направляется для исполнения главе администрации субъекта РФ, в территориальный орган юстиции, территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения, в котором помилованное лицо отбывает наказание.

Об отклонении ходатайства осужденный уведомляется письменно главой администрации субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии по помилованию. Повторная подача ходатайства и его рассмотрение допускаются не ранее чем через год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.

С сентября 2000 г. деятельность Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ была почти приостановлена из-за интриг чиновников из Администрации Президента. Подготовленные Комиссией решения фактически не передавались на подпись Президенту. В самом худшем положении оказались тысячи заключенных, которых Комиссия рекомендовала помиловать. В отличие от тех, чьи прошения не прошли через “первое сито” (Управление, которое готовило дела для Комиссии), большинство “рекомендованных к помилованию” с сентября 2000 г. никакого ответа на свои ходатайства не получили: ни положительного, ни отрицательного. А ведь многие из них могли бы попытаться добиться условно-досрочного освобождения.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. Более того, администрация учреждения обязана уведомить осужденного (под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма) о том, что его ходатайство о помиловании направлено в территориальный орган юстиции. Если по истечении 20 дней этого не было сделано, запишитесь на прием к начальнику спецчасти и попросите его сообщить Вам входящий и исходящий номер Вашего ходатайства с датами. Обязательно запишите эти сведения.

Через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании территориальный орган юстиции должен представить его в Комиссию субъекта Федерации. Там ходатайство должно быть рассмотрено не позднее, чем через 30 дней со дня поступления. Как показывает практика работы первых региональных Комиссий, все поступившие ходатайства рассматриваются на ближайшем заседании. Комиссия представляет заключение о целесообразности применения акта помилования. Положительные решения выносится примерно по десятой части поступивших ходатайств (столько же положительных решений от общего количества поступивших ходатайств выносилось и Комиссией Приставкина). Затем из Комиссии все документы передаются руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Это должностное лицо (например, губернатор) не позднее 15-ти дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит представление и направляет его Президенту вместе с документами, перечисленными в п. 5 Положения.

Следует учесть, что список лиц, рекомендованных к помилованию, должен быть опубликован в средствах массовой информации. Т.е. Вы должны быть морально готовы к тому, что о Вас напишут в газетах. Как показывает опыт прошлых лет, не все ходатайствующие о помиловании готовы на это. Некоторые, например, не хотели бы, чтобы их друзья, сослуживцы и т.п. узнали о том, что они были в местах заключения.

Нарушения, связанные Вашим конституционным правом на помилование, Вы можете обжаловать у начальника учреждения, начальника территориального органа исполнения наказания, начальника ГУИН Министерства юстиции РФ, в органах прокуратуры, а также в суде. Подробно порядок обжалования действий администрации ИУ описан в нашей брошюре “Заявления, жалобы, ходатайства”.

Вы можете также обратиться по тем или иным нарушениям, связанным с помилованием, к советнику Президента по вопросам помилования Анатолию Игнатьевичу Приставкину (103132 Москва, ул.Ильинка, д. 8/4, подъезд 20), а также в правозащитные организации.

И в заключение мы приведем, не столько для осужденных, сколько для членов региональных комиссий по вопросам помилования, выдержку из интервью с Анатолием Игнатьевичем Приставкиным - известным русским писателем, автором книг “Ночевала тучка золотая”, “Кукушата”, “Солдат и мальчик” и др.

“Однажды мы рассматривали дело человека, осужденного за убийство… Бытовое убийство - по пьянке убил своего односельчанина. У членов Комиссии возникли сомнения можем ли мы положительно решить вопрос о его помиловании. С одной стороны, отсидел он не так много, ранее был судим за кражу. С другой стороны, к ходатайству приложены справки об инвалидности, причем инвалидность он получил уже в заключении. В одном из прилагаемых документов упомянуто о детишках, но в справке, подготовленной сотрудниками Управления, про детей ничего не сказано. Тогда мы берем его дело, зачитываем ходатайство целиком. А еще натыкаемся на его письмо, и там такие удивительные подробности, такой прекрасный народный язык! И видно, что за человек: крестьянин, который соскучился по своей земле. Слово человека выдает всегда, это абсолютно, и тут нас обмануть нельзя.

Слово, явленное в ходатайстве, иногда выражает для нас, тех, кто профессионально имеет со словом дело, гораздо больше, чем кипа документов и справок. Оно бывает важнее, чем характеристика администрация или приговор суда. Так и в этом случае: мы вдруг увидели человека, страдающего, несчастного, соскучившегося по семье, мечтающего увидеть детишек. И это вот небольшое письмецо решило судьбу человека”.

Вниманию осужденных, сотрудников исправительных учреждений, правозащитников!

Нынешние региональные Комиссии по вопросам помилования, согласно Указу Президента от 28.12.01 г., наделены большими полномочиями, чем прежняя Комиссия при Президенте. Помимо “рассмотрения ходатайств о помиловании”, на них возложено “осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской законодательства… об условиях содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание”. Это означает, что в региональные комиссии по вопросам помилования можно обращаться не только с ходатайством о помиловании, но по всем, вышеперечисленным в Указе вопросам.

Обращайтесь!

Наш Центр еще в 1995 г. выпустил первый вариант брошюры “Как писать ходатайство о помиловании”. В дальнейшем текст брошюры менялся, уточнялись рекомендации. Они были составлены на основе изучения опыта работы прежней Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Сейчас порядок рассмотрения ходатайств о помиловании кардинально изменился, и для того, чтобы дать точные рекомендации, необходимо изучить опыт работы новых Комиссий. Но некоторые советы из прежней брошюры, как нам кажется, не потеряли своей актуальности и сейчас. Мы предлагаем их Вашему вниманию.

Право миловать, т.е. отменять или смягчать наказание, назначенное судом, принадлежит в нашей стране только Президенту России.

Статья 85 УК РФ

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Прежде всего отметим, что ходатайства не рассматриваются в случае, если приговор еще не вступил в законную силу, не прошел кассационную инстанцию.

Советуем Вам внимательно ознакомиться с п. 2 Положения, где перечислены группы осужденных, к которым помилование “как правило” не применяется. В данном случае, оговорку “как правило” имеет смысл рассматривать как рекомендацию региональным Комиссиям: подходить к каждому ходатайству, каждой человеческой судьбе индивидуально и в необходимых случаях делать из правил исключения.

Следует учесть, что решения суда Комиссией не подвергаются сомнению и не пересматриваются. Поэтому в ходатайстве не стоит поднимать вопрос о справедливости или суровости наказания. Конечно, члены Комиссии могут дать поручение соответствующим органам суда или прокуратуры проверить уголовное дело в надзорном порядке. Но это, как показывает практика, приводит к положительному результату в очень редких случаях.

Ходатайство о помиловании должно быть коротким - 1-2 стр. Содержать четкую просьбу о помиловании.

Примерная схема написания ходатайства о помиловании

В правом верхнем углу листа напишите -


В.В. Путину

чуть ниже -

от кого исходит прошение (фамилия, имя, отчество, год рождения),
откуда оно подается (для осужденного - почтовый индекс, номер учреждения (например УБ-14/8), номер отряда.

После “шапки” в центре листа располагается название документа -

Ходатайство о помиловании

В начале ходатайства следует сказать, каким судом, по каким статьям УК, на какой срок Вы осуждены, изложить суть обвинения по приговору, указать даты начала и конца назначенного Вам срока наказания, упомянуть какую часть его Вы уже отбыли.

В п.12. Положения перечислены обстоятельства, которые прежде всего принимаются во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании.

Как показывает практика работы прежней Комиссии, имеет смысл сказать и о таких обстоятельствах, если они есть:

  • первая судимость;
  • совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте;
  • тяжелое состояние родителей и родственников (болезнь, материальное положение, необходимость ухода за родственниками и детьми).

Желательно привести некоторые подробности. Например, указать, где проживает жена, если больны дети - чем и с какого времени они больны и т.п.

Шансы на помилование возрастают в том случае, когда есть уверенность, что после освобождения помилованный будет жить нормальной жизнью. Поэтому желательно сказать:

  • о своем отношении к совершенному преступлению (например, о раскаянии) и о возможных конкретных шагах к тому, чтобы загладить свою вину (примирении с потерпевшим, возмещении ему ущерба, погашении иска и т.п.);
  • о своей жизни в местах лишения свободы (работа, поощрения, учеба, приобретенные специальности и т.д.);
  • где и кем вы собираетесь работать после освобождения (специальность, квалификация, готовность того или иного предприятия, организации принять Вас на работу...);
  • где Вы будете жить (наличие собственного хозяйства, квартиры, дома, участка...);
  • о наличии семьи, родственников, друзей, готовых оказать помощь и поддержку.

Не забудьте в конце ходатайства поставить свою подпись и дату.

Хотя по новому порядку основные справки и документы готовит администрация учреждения, где Вы отбываете наказание, в Положении говорится: “к ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании”. Если Вы считаете важным для удовлетворения Вашего ходатайства приложить, помимо стандартного набора документов, и другие, имеет смысл обратиться с соответствующей просьбой к администрации учреждения. Например, Ваше ходатайство готов поддержать священник, окормляющий осужденных Вашей колонии, или неправительственная организация, которая занималась Вашим делом, Ваш прежний трудовой коллектив. Подобные документы тоже могут помочь принятию положительного решения по Вашему ходатайству.

При получении отрицательного ответа, вы можете обратиться к Президенту с ходатайством о помиловании через год, а, в случае возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования, и раньше.

Пример ходатайства о помиловании

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

от Сидорова Ивана Кузьмича, 1970 г.р.,
отбывающего наказание
в учреждении ОХ-30/2, III отряд,
307016, Курская область

ХОДАТАЙСТВО

о помиловании

Я, Сидоров Иван Кузьмич, осужден 26.09.99 г. Львовским районным судом Курской области за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по ст. 111 ч. 1 УК РФ к 6 годам лишения свободы в ИК общего режима. Начало срока 21.03.93. К настоящему времени отбыл 3 года 5 месяцев.

Прошу помиловать меня и освободить от дальнейшего отбывания наказания по следующим основаниям:

1. Я впервые судим, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также - администрацией учреждения. Я глубоко раскаиваюсь в содеянном.

2. Преступление мое отчасти было вызвано неправомерными действиями потерпевшего, который, будучи, как и я, в нетрезвом состоянии, оскорбил мою невесту. На суде потерпевший просил суд о назначении мне наказания, не связанного с лишением свободы.

3. В настоящее время моя мать, Сидорова И.Т., 70-ти лет, после перенесенного инфаркта стала инвалидом I группы, нуждается в уходе. Документы о состоянии ее здоровья могут быть запрошены в больнице № 3 г. Курска.

4. Во время отбывания наказания я заболел туберкулезом, мне необходима квалифицированная медицинская помощь, т.к. я нуждаюсь в операции на левом легком. В течении 3 месяцев я находился на обследовании и лечении в туберкулезной больнице, где мне предложили операцию, после которой я стану инвалидом 2 группы. В связи с плохим состоянием здоровья, тяжелым стечением обстоятельств, дальнейшее отбывание наказания является для меня очень мучительным.

5. Я полностью возместил ущерб, оплатил все расходы, связанные с оказанием медицинской помощи потерпевшему и его временной нетрудоспособностью.

6. Я твердо встал на путь исправления, выполняю норму выработки, неоднократно поощрялся за хорошую работу.

7. В период отбывания наказания я женился, летом этого года моя жена ожидает ребенка.

9. Моя жена имеет собственный дом и приусадебный участок. Моя специальность (мастер по ремонту видеотехники) позволит мне устроиться по прежнему месту работы в фирме “Заря”.



 

Возможно, будет полезно почитать: