Какое пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.

*Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Данная норма установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует начиная с 1 января 2001 года.

Конечно, 50 рублей - это не слишком большая сумма, с другой стороны, за время отпуска по уходу за ребенком до трех лет «набежит» чуть больше 1500 руб. - сумма тоже не огромная, но и лишней для многих молодых мам она не будет.

Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.

В нашей статье будут рассмотрены:

  • Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста,
  • Источник выплаты данной компенсации и порядок налогообложения НДФЛ.

Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей

Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994г. №1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан», ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (далее - отпуск по уходу за ребенком):
  • матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
  • нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
При этом не имеет значения, работает ли обращающийся за компенсацией сотрудник по основному месту работы или является совместителем.

В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).

Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:

«Генеральному директору ООО «Ромашка» Иванову М.М. от Петровой В.В.

Заявление.

На основании положений Указа Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», прошу назначить мне ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.»

В случае, если заявление подается с опозданием, его можно дополнить фразой «В том числе за 6 месяцев, предшествующих настоящему обращению».

Обратите внимание: Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:

  • со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат (п.15 Постановления №1206).

Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.

*В соответствии с п.51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:

  • увольнение работника по собственному желанию,
  • назначение пособия по безработице,
  • нахождение ребенка на полном государственном обеспечении,
  • лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав,
выплата ежемесячных компенсационных выплат прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем , в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.17 Постановления №1206).

Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).

При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.

В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.

Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя , их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком .

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть - за счет собственных средств работодателя.

При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:

  • с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.
Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Порядок учета компенсационных выплат в размере 50 руб. для целей бухгалтерского учета и налога на прибыль

Так как согласно п.20 Постановления №1206, выплата компенсации производится за счет средств, направляемых на оплату труда, то в бухгалтерском учете расходы на ее выплату будут относиться к расходам по обычным видам деятельности.

В соответствии с положениями п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выплату компенсации в размере 50 рублей необходимо отражать:

  • по дебету соответствующего счета учета затрат на производство или расходов на продажу (например, по счетам 20, 23, 25, 26, 44) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Что касается налога на прибыль, то для целей налогового учета компенсационные выплаты в ежемесячном размере 50 рублей, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии с положениями ст.255 НК РФ и п.4 ст.272 НК РФ.

Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:

«В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.

В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящим в трудовых отношениях с организацией, назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, осуществляются за счет средств, направленных на оплату труда, и учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.255 Кодекса.»

Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.

НДФЛ и страховые взносы с компенсационных выплат в размере 50 руб

Так как ежемесячная компенсация в размере 50 рублей закреплена на законодательном уровне и является обязательной, данная выплата не облагается НДФЛ согласно положениям п.1 ст.217 НК РФ:
  • Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ следующие виды доходов физических лиц:
  1. Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации , выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Компенсационные выплаты не облагаются страховыми взносами :
  • на обязательное пенсионное страхование,
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
  • на обязательное медицинское страхование,
так как согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений гражданско-правовых договоров, предметом которых является:
  • выполнение работ,
  • оказание услуг,
  • и т.п.
Такой вывод изложен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 №2519-19:

«На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ №1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.

Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.7 Федерального закона №212-ФЗ.»

При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос - следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно положениям ст.20.1 федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», объектом обложения страховыми взносами признаются:

  • выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
При этом в законе №125-ФЗ не содержится определения «выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений».

Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.

Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:

  • облагать страховыми взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме напрямую указанных в ст.20.2 Закона №125-ФЗ.
Ведь согласно п.2 ст.20.1 закона №125-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.

Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.

Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Президент России Владимир Путин подписал закон по ежемесячным выплатам на первого и второго ребенка в возрасте от полутора до трех лет в размере прожиточного минимума для семей, чей доход меньше двукратной величины этого показателя для трудоспособного населения. Введение выплат предусмотрено с 1 января 2020 года.

  • Поправки к закону «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предлагают начислить выплаты для семей, чей доход не превышает сумму двух прожиточных минимумов .
  • Пособие будут выплачивать на первого и второго ребенка от полутора до трех лет в размере прожиточного минимума ребенка с 1 января 2020 года .

Детские пособия до 3 лет с 1 января 2020 года: кому – увеличенные в 200 раз, а кому – те же 50 рублей?

Существовавшая с 1994 года норма о ежемесячном пособии в 50 рублей на ребенка от 1,5 до 3 лет будет увеличена до регионального прожиточного минимума ребенка (в большинстве областей он составляет от 9 до 11 тысяч рублей).

Мы изучили закон о новых выплатах на первого и второго ребенка от 1,5 до 3-х лет, разобрались, и в этой статье расскажем очень подробно о данном виде материальной поддержки, объясним, как рассчитывается пособие, поясним как его оформить, где получить, кому – увеличенные в 200 раз, а кому – те же 50 рублей.

Ранее Госдума на заседании 24 июля приняла в третьем, окончательном чтении закон , увеличивающий число семей, получающих пособия на первого и второго ребенка, за счет изменения критерия нуждаемости (с 1,5-кратной на 2-кратную величину прожиточного минимума в субъекте РФ). Одновременно для таких семей вводятся ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка от 1,5 до 3 лет в размере регионального прожиточного минимума на ребенка.

Согласно новому закону родители детей в возрасте до 3 лет будут получать новое пособие , значительно превышающее 50 рублей. Правда, воспользоваться этой выплатой смогут не все.

Этот законопроект вносит изменения в закон 81-ФЗ .

  • Планируется ввести новый вид «детской» выплаты.
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с применением критериев нуждаемости.

Право на такую выплату получат граждане (работающие или не работающие), у которых:.

  • есть ребенок в возрасте от 1,5 до 3 лет (не важно ходит в садик или нет);
  • размер среднедушевого дохода семьи на превышает (2 ПМа) 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Установленную в субъекте РФ за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением пособия.
  • Размер такого ежемесячного нового пособия планируется установить на уровне прожиточного минимума для детей в соответствующем субъекте РФ за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением «детской» выплаты.
  • Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с применением критериев нуждаемости возникает в случае достижения ребенком соответствующего возраста на 1 января 2020 года.

Главные условия получения пособия до 3 лет

Государство не всем готово выдавать новое ежемесячное пособие до 3 лет. Есть условия, указанные в законе (ст.1, 6 закона № 418-ФЗ):

  • Детское пособие до 3 лет в 2020 г. назначается только на первого или второго ребенка.
  • Дата рождения (усыновления) малыша - не ранее 1 января 2018г.
  • Ребенок не должен находится на полном гособеспечении.
  • Пособие до 3 лет в 2020 г. оформляется семьям, в которых среднедушевые доходы не превышают 2-кратную величину прожиточного минимума, утвержденную властями региона за 2 квартал предшествующего года.
  • И ребенок, и взрослый получатель средств (родитель, опекун) должны быть гражданами России, постоянно проживающими на ее территории.
  • Обратившийся за выплатой родитель не должен быть лишен родительских прав.
  • В случае обращения за пособием до 3-х лет на второго ребенка деньги выплачиваются из материнского капитала, поэтому средства по сертификату не должны быть полностью израсходованы.
  • Обратиться за денежными средствами имеет право мать, а в случае ее смерти или лишения родительских прав – отец, опекун, усыновитель.

При расчёте будут учитываться все денежные доходы семьи: зарплаты, премии, пенсии, пособия, оплата больничных, стипендии, алименты, денежные компенсации и довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Порядок подачи документов

До 2020 года подтверждать повторно доход семьи нужно было только один раз: через год после первичной подачи документов .

С 2020 года процедура выполняется при исполнении ребёнком 1 года, затем 2-х лет:

  • Это может стать серьёзным препятствием для тех, у кого заработок отличается от месяца к месяцу, и доход семьи на грани 2-х прожиточных минимумов.
  • Сейчас можно подать документы на пособие, когда ребенку 11 месяцев, и получать пособие в течение года без дополнительного подтверждения (в данном случае, выплачивать будут до исполнения ребенку 1,5 лет).
  • Теперь Федеральный 418-ФЗ от 28.12.2017 (последняя редакция с 2020 года) в аналогичном случае требует повторно подавать сведения о доходах через 1 месяц – при исполнении ребёнком 1 года. Конечно, эта проблема не коснется семей с низким доходом. Они смогут оформить пособие сразу при рождении ребёнка, а затем 2 раза в течение трёх лет подтвердить своё материальное положение.

Никаких дополнительных ограничений (например, можно или нет ребёнку посещать сад, можно ли маме выходить на работу) закон не ввёл. Соответственно, пособие до 3-х лет смогут получить семьи, в которых оба родителя работают, а ребёнок посещает детский сад, но общий доход не дотягивает до 2-кратного прожиточного минимума.

Напоминаем,

  • На пособие до 3-х лет могут претендовать только дети с 2018 года рождения.
  • Те, кто родился в 2017 году, пособие не получат, несмотря на то, что 3-х лет им ещё не исполнилось.
  • То же относится и к третьим, и четвертым детям в семье. Пособие выплачивается только на первого или второго ребёнка.

Никаких поправок о назначении пособия за прошлый период не было сделано. Например, ребенок родился в январе 2018 года. Соответственно, пособие до 1,5 лет родители перестали получать пособие в середине 2019 года. Как и раньше, новый закон 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (с изменениями 2020 года) предусматривает назначения пособия только со дня обращения, если ребёнок достиг 6-ти месячного возраста. Получается, что родители вынужденно пропустят пособие за несколько месяцев 2019 года.

Где можно получить выплату?

Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в 2020 году сохранит и порядок финансирования.

Как и прежде, деньги на выплату пособий на 1-го ребёнка будут выделяться из федерального бюджета.

А вот о содержании 2-го ребёнка до 3-летия родителям придётся задуматься самостоятельно. Средства на выплату пособия идут из материнского капитала. Таким образом, если родители решат всё-таки получать деньги ежемесячно в течение 3-х лет, то они потратят практически всю сумму материнского капитала. На обучение или улучшение жилищных условий уже ничего не останется. Поэтому в отношении 2-го ребёнка решение о получении пособия должно быть взвешенным.

Важно!

Если семья уже потратила средства материнского капитала на другие нужды, то пособие выплачиваться не будет. Отчитываться о расходовании этого пособия перед государством не нужно.

Из вышеуказанного следует, что:

  • за пособие на 1 ребёнка нужно обращаться в социальную защиту;
  • за пособием на 2 ребёнка нужно идти в Пенсионный фонд;
  • многофункциональные центры должны оказывать услугу по приёму документов на оба указанных пособия

Кто продолжит получать пособие в 50 рублей?

Закон о ежемесячных выплатах на первого и второго ребёнка в 2019-2020 годах не отменяет пособие в пятьдесят рублей, которое выплачивает работодатель (Постановление Правительства РФ от 03.11.1994).

Т.е. для работодателя ничего не изменилось, поэтому не нужно требовать с него выплаты прожиточного минимума.

  • Пособие в 50 рублей продолжат получать как получатели «путинского» пособия до 3-х лет, так и те, кто не прошёл по критерию нуждаемости, либо имеет ребёнка 2017 года рождения.
  • А также бабушки и дедушки, которые ухаживают за внуками.
  • На новое пособие до 3-х лет могут претендовать только родители ребёнка.
  • Поэтому, если бабушка ушла в отпуск по уходу за внуком, она продолжит получать после 1,5 лет, как и прежде, только 50 рублей.

Необходимые документы

При подаче заявления при себе необходимо иметь следующие документы:

  1. Свидетельство о рождении ребенка;
  2. Документы, подтверждающие российское гражданство и факт проживания на территории РФ;
  3. Справка о составе семьи;
  4. Декларация или справка о доходах за последние 12 календарных месяцев для каждого члена семьи;
  5. Банковские реквизиты для перевода средств.
  • Так как закон вступает в силу с 1 января 2020 года, обратиться за назначением можно не раньше этой даты (нужно будет подавать вышеперечисленный комплект документов и заявление).
  • Причем пособие будет назначено с даты обращения с заявлением и документами, но не ранее 01.01.2020 г.
  • За предыдущие месяцы никаких доплат назначено не будет.

В соответствии с вступающим в силу с 1 января 2020 г. Приказом Минтруда № 588н от 28.08.2019 г. , выплаты будут назначены до достижения ребенком 2-х лет. Потом нужно будет снова обращаться с документами и заявлением, чтобы продлить выплаты до 3 лет.

Таблица для расчета путинских выплат в 2020 году

С помощью представленной ниже таблицы можно определить, имеет ли семья право оформить пособие на первого или второго ребенка, и в каком размере будет назначена ежемесячная выплата в 2020 году.

  • Право на выплаты будут иметь семьи, в которых на каждого члена семьи приходится доход в размере, меньшем чем 2 ПМ для трудоспособных (в зависимости от субъекта РФ). В таблице данные по среднедушевому доходу представлены в третьем столбце.
  • Размер ежемесячной выплаты устанавливается равным детскому прожиточному минимуму в регионе (это четвертый столбец в таблице).
Наименование субъекта Российской Федерации ПМ для трудоспособного населения 2 ПМ для трудоспособных ПМ для детей (размер пособия)
Центральный федеральный округ
Белгородская область 10039 20078 9084
Брянская область 11721 23442 10606
Владимирская область 11746 23492 10780
Воронежская область 10140 20280 9190
Ивановская область 11513 23026 10327
Калужская область 11917 23834 10839
Костромская область 11569 23138 10458
Курская область 10927 21854 10107
Липецкая область 10515 21030 9840
г. Москва 20195 40390 15225
Московская область 14547 29094 12688
Орловская область 11124 22248 10316
Рязанская область 11125 22250 10154
Смоленская область 12088 24176 10898
Тамбовская область 10524 21048 9490
Тверская область 11981,22 23962,44 11399,09
Тульская область 11381 22762 10427
Ярославская область 11631 23262 10571
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 15267 30534 13167
Республика Коми 14868 29736 13691
Архангельская область 14294 28588 12774
Вологодская область 12398 24796 11171
Калининградская область 12459 24918 11005
Ленинградская область 11646 23292 10379
Мурманская область 17841 35682 17193
Ненецкий автономный округ 21049 42098 21112
Новгородская область 11386 22772 10994
Псковская область 12276 24552 11057
г. Санкт-Петербург 12584,30 25168,6 11176,20
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 10363 20726 10119
Республика Ингушетия 10226 20452 10246
Кабардино-Балкарская Республика 12834 25668 13707
Карачаево-Черкесская Республика 10798 21596 10402
Республика Северная Осетия-Алания 10433 20866 10087
Чеченская Республика 11350 22700 10811
Ставропольский край 10222 20444 9843
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 10103 20206 9599
Республика Калмыкия 10592 21184 10211
Республика Крым 11512 23024 11225
Астраханская область 11067 22134 11256
Волгоградская область 10794 21588 10123
Краснодарский край 12030 24060 10639
Ростовская область 11371 22742 11099
г. Севастополь 12381 24762 12094
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 10434 20868 9789
Республика Марий Эл 10498 20996 10066
Республика Мордовия 9914 19828 9442
Республика Татарстан 10085 20170 9373
Удмуртская Республика 10608 21216 9964
Чувашская Республика 10134 20268 9541
Кировская область 11054 22108 10461
Нижегородская область 11248 22496 10658
Оренбургская область 10221 20442 9900
Пензенская область 10341 20682 9817
Пермский край 11338 22676 10703
Самарская область 11969 23938 10714
Саратовская область 10276 20552 9708
Ульяновская область 11110 22220 10482
Уральский федеральный округ
Курганская область 10928 21856 10616
Свердловская область 11763 23526 11514
Тюменская область 12069 24138 11632
Челябинская область 11083 22166 10661
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 16568 33136 15164
Ямало-Ненецкий автономный округ 17707 35414 16700
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 10468 20936 10259
Республика Бурятия 12000 24000 12065
Республика Тыва 11125 22250 11322
Республика Хакасия 11752 23504 11705
Алтайский край 10837 21674 10203
Забайкальский край 12797,97 25595,94 12841,96
Иркутская область 12325 24650 11959
Кемеровская область 11011 22022 10778
Красноярский край 13425 26850 13192
Новосибирская область 12486 24972 12037
Омская область 10864 21728 10437
Томская область 12437 24874 12177
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 18161 36322 17660
Амурская область 13009 26018 12727
Еврейская автономная область 15253,83 30507,66 14869,63
Камчатский край 21660 43320 22099
Магаданская область 20824 41648 21052
Приморский край 13958 27916 14442
Сахалинская область 15807 31614 16109
Хабаровский край 15260 30520 15181
Чукотский автономный округ 23082 46164 23272

Таблица составлена на основании региональных нормативных актов (постановлений, указов, распоряжений), которыми устанавливается значение прожиточного минимума по основным социальным группам за 2 квартал 2019 года.

Полный перечень доходов, которые НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при расчете пособия до 3 лет:
  • Сами путинские выплаты;
  • Единовременное пособие при рождении ребенка;
  • Разовое пособие на ребенка, а также на беременную жену военнослужащего, проходящего службу в армии по призыву;
  • Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком;
  • Региональное периодическое пособие на ребенка;
  • Единоразовая выплата при передаче ребенка на воспитание в семью
  • Единовременная материальная помощь в связи с террористическими актами, стихийными бедствиями или прочими чрезвычайными обстоятельствами.
Доходы, которые учитываются при расчете пособия до 3 лет:
  • Заработная плата и премии;
  • Стипендии, пенсии и пособия, не относящиеся к названным выше;
  • Оплата больничных;
  • Алименты;
  • Выплаты правопреемникам пенсионных накоплений умерших;
  • Компенсация за время исполнения общественных или государственных обязанностей;
  • Денежное довольствие военнослужащих, сотрудников ОВД и других правоохранительных органов РФ.
Пример расчета

Рассмотрим порядок расчета путинских выплат на примере семьи из трех человек, проживающей в Московской области (данные берутся из представленной выше таблицы).

  • Оформить президентские пособия в 2020 году семья сможет, если ее среднедушевой доход не превышает 2 ПМ для трудоспособного населения, то есть 2 × 14547 = 29094 рубля. Это значит, что общий доход семьи должен быть не более 29094 × 3 = 87282 рубля в месяц .
  • Если условие по среднедушевому доходу выполняется, семья может оформить ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума на ребенка. Для проживающих в Московской области сумма выплаты в 2020 году равна 15225 рублей .

Напоминаем:

  • Оформить выплаты на первого ребенка можно в соцзащите или МФЦ,
  • а на второго - в Пенсионном фонде (напрямую либо также через МФЦ).
  • В первом случае пособие будет выплачиваться из средств федерального бюджета, а во втором - из средств материнского капитала, выданного на 2 ребенка.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2020 году станет несомненным подспорьем для тысяч российских семей с низким доходом. Выплачиваемый прожиточный минимум позволит обеспечить ребенка самыми необходимыми вещами и предметами. Заодно даст возможность матерям дольше находится с малышом, отодвигая острую необходимость выхода на работу по причине выраженного дефицита средств. Новая выплата и соответствующий ей закон несовершенны, но все же направлены на улучшение благосостояния семей с детьми.

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110. В 2019 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей в месяц (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий).

Внимание!

С 1 января 2020 года компенсационная выплата в размере 50 рублей матерям и другим родственникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком 3 лет, назначаться не будет! Соответствующая ежемесячная выплата была отменена Указом Президента от 25.11.2019 № 570. Право на ее получение сохраняется до окончания установленных периодов выплаты за гражданами, находящимися в отпуске по уходу до 3 лет, в случае если ребенок родился до 01.01.2020. —

В 2019 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).



Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Внимание

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено — теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами: «Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Внимание

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного ежемесячного пособия с 1.5 до 3 лет малообеспеченным семьям на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.
Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске , имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


Трудоустроенная женщина при рождении малыша кроме пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплачиваемого за счет ФСС, имеет право на выплату за счет работодателя в размере 50 рублей. Как оформляется это пособие - расскажем.

Кому

Во исполнение Указа Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» издано Постановление Правительства №1206 от 03.11.1994, которым утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

В разделе II сообщается о выплатах матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм.

То есть получать компенсационную выплату может как мама ребенка, так и отец, бабушка, дедушка, и т.д. При этом они должны находиться в отпуске по уходу за ребенком.

Когда

Основанием для выплаты служит заявление, к которому прилагается приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Отметим, некоторые бухгалтеры полагают, что эта выплата положена женщине с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет. Но это заблуждение. Выплачивать компенсационную выплату нужно с того же момента, с которого начинается оплата отпуска по уходу за ребенком, то есть в общем случае - сразу после окончания больничного по беременности и родам. Конечно при условии, что женщина за такой выплатой обратилась в письменном виде.

А как быть, если сотрудница написала заявление позже даты возникновения у нее права на это пособие? Надо ли начислять компенсацию за прошедший период?

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое, в свою очередь, назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

Сколько

Компенсация выплачивается в размере 50 рублей в месяц.

Для лиц, работающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсации, ее выплата прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

В нормативном документе не сказано, зависит ли размер компенсации от количества календарных дней, непосредственно посвященных уходу за ребенком. По мнению ряда экспертов, в случае неполного месяца выплачивать компенсацию следует в пропорции. Однако единого мнения на этот счет нет.

На практике далеко не все работодатели выплачивают эту компенсацию. При этом трудовое законодательство не нарушается, так как выплата носит заявительный характер. Нет заявления = нет выплаты. Сами сотрудницы не пишут заявление не только по причине незнания, но и по причине мизерности суммы.

Что поменяется

В последнее время власти о необходимости увеличения суммы пособия. Дмитрий Медведев поручил проработать этот вопрос.

Предположительно, решение будет принято до конца этого года. Однако точная сумма пособия пока не называется.

По мнению экспертов, пособие на ребенка должно составлять не меньше 10 тыс. рублей, тогда это будет реальная помощь. Однако экономисты опасаются: если расходы полностью лягут на работодателей, это будет сильным ударом по бизнесу. Ни у государства, ни у работодателей таких денег нет.

Что в итоге решат власти - время покажет.

По новому закону семьи будут получать пособие до 3 лет на первого и второго ребенка. Увеличена продолжительность выплаты пособия и критерии нуждаемости.

На пособия в 2020-м и последующих годах из федерального бюджета чиновники планируют выделить втрое больше средств, чем в 2019-м.

Казалось бы, для россиян здесь сплошные плюсы.

Но граждане все равно недовольны и требуют от властей пересмотреть нормы закона.

Что поменялось

Федеральный закон от 02.08.2019 № 305-ФЗ поменял правила выплаты пособий на детей.

Получать пособие на ребенка в возрасте до 3 лет, рожденного в 2018 году и позднее, в размере прожиточного минимума ребенка в субъекте РФ будут семьи с доходом ниже 2 прожиточных минимумов.

Чтобы понять, имеет ли семья право на выплату, нужно взять общую сумму доходов семьи за последние 12 календарных месяцев, разделить ее на 12, а потом разделить на количество членов семьи, включая рожденного ребенка. Если полученная сумма меньше 2-кратного прожиточного минимума, семья имеет право на получение ежемесячной выплаты на ребенка.

Напомним, сейчас это пособие выплачивается на детей до 1,5 лет также в размере прожиточного минимума ребенка, но критерий нуждаемости - 1,5 прожиточных минимума трудоспособного населения на одного члена семьи, установленного за 2 квартал предыдущего года.

Порядок назначения

Разработаны новые правила, а также новый Административный регламент выплаты пособия на первого и второго ребенка.

Обращаться за выплатой в Соцзащиту или ПФР придется 3 раза. Изначально выплаты будут назначаться до достижения ребенком возраста 1 год. Затем надо будет подать новое заявление о назначении выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет.

Пособие на первого ребенка платят органы соцзащиты населения, на второго ребенка - ПФР из средств маткапитала. То есть за второго ребенка получить и это пособие, и полный маткапитал не получится.

Россияне выражают свое недовольство некоторыми аспектами нового закона.

Недовольство №1. Дата рождения ребенка

Платить пособие до 3 лет будут на детей, рожденных в 2018 году и позднее. «А наши дети чем хуже?», - негодуют родители малышей, появившихся на свет в 2017 году.

На сайте РОИ опубликована инициатива , автор которой требует убрать ограничения по году рождения из вышеназванного закона, чтобы дети, рожденные в 2017 году, наравне с остальными детьми могли получать пособие.

«Это еще как-то можно понять, ребенок рожден до принятия закона, а закон обратной силы не имеет. Но новые изменения просто не укладываются в голове. Почему тогда Правительство не принимает эти поправки для детей, рожденных с 2020?», - возмущается активный гражданин.

Недовольство № 2. Критерий нуждаемости

Его надо убрать вовсе, и платить пособия всем семьям, где есть маленькие дети, считает другой активист.

Выплачивать пособие по уходу за ребенком в размере прожиточного минимума ребенка в регионе проживания надо без привязки к текущим доходам семьи , говорится в инициативе , опубликованной на сайте РОИ.

Автор предложения отмечает, что усердно трудящийся человек получает зарплату, платит с нее внушительные налоги, а с этих налогов идут выплаты не только людям, не способным по объективным причинам зарабатывать больше, но и тунеядцам, и скрывающим свои доходы людям.

Недовольство № 3. Источник выплат на 2-го ребенка

Напомним, на первого ребенка пособие платит орган соцзащиты населения, а на второго ребенка - ПФР из средств маткапитала.

Это вызывает негативную реакцию семей, родивших второго ребенка. Дело в том, что потратить маткапитал можно, например, на покупку жилья. Поэтому нет смысла распалять его на текущие расходы, ежемесячно получая энную сумму.

Получается, что фактически за второго ребенка никакого пособия и нет, ведь маткапитал и так уже принадлежит семье в силу закона. То есть пособие семья как бы получает из своих же денег.

На сайте РОИ размещена инициатива , автор которой требует выплачивать пособия на детей до 3-х лет не из средств материнского капитала, а найти для этого другие источники выплаты.

По его мнению, это действительно будет реальной помощью семьям с двумя детьми и будет способствовать уменьшению бедности населения.

Кроме того, повысится уровень веры в надёжное будущее России, а также повысится стабильность в стране.



 

Возможно, будет полезно почитать: