Лишенный звания героя. как летчик, герой советского союза капитан бычков стал майором ввс фашистской германии

Звание Героя Советского Союза по порядку учреждения является первой из двух высших степеней отличия СССР: звания Героя Советского Союза и звания Героя Социалистического Труда. Это - самая высокая и самая почетная награда советского периода, хотя и далеко не самая редкая: Героев Советского Союза насчитывалось куда больше (около 12600 человек), чем кавалеров всех степеней любого "полководческого" ордена времен Великой отечественной войны (см. раздел "Ордена СССР"), кроме ордена Александра Невского, и больше, чем кавалеров последнего по порядку учреждения советского ордена "За Личное Мужество".
Звание Героя Советского Союза - первая в мире награда такого рода. Хотя в некоторых странах имелось понятие "национальный герой", но оно не являлось официальной наградой. После окончания второй мировой войны в ряде социалистических стран по аналогии со званием Героя Советского Союза были учреждены национальные высшие степени отличия: "Герой МНР" (Монгольской Народной Республики), "Герой ЧССР" (Чехословацкой Народной Республики), "Герой НРБ" (Народной Республики Болгрии).
Учреждено звание Героя Советского Союза было 16 апреля 1934 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР - так в то время назывался парламент страны. Его гласил, что высшей степенью отличия СССР является "присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звание Героя Советского Союза". Устанавливалось также, что "Героям Советского Союза выдается особая грамота". Никаких других атрибутов и знаков отличия Героям Советского Союза тогда введено не было.
Положение о звании Героя Советского Союза было впервые учреждено от 29 июля 1936 года. Оно вводило порядок вручения Героям Советского Союза ордена Ленина - высшей награды СССР - помимо грамоты ЦИК.
С этого момента все Герои Советского Союза получали орден Ленина вплоть до упразднения СССР в 1991 степени. Получили его и те, кому звание Героя было присвоено до выхода этого Постановления, - их насчитывалось всего 11 человек, все они были летчиками. Кроме того, Постановление предусматривало, что Герой Советского Союза может быть лишен этого звания особым Постановлением ЦИК. Введение положения о введении неудивительно, так как в тот момент замышлялись кровавые репрессии 30-х - 40-х годов, впоследствии поглотившие немало героев, некогда обласканных славой и почестями. Никаких особых знаков отличия для Героев это Постановление не вводило.
Потребность в таком знаке появилась тремя годами позже, когда Героев Советского Союза насчитывалось уже 122 человека (двое из них - летчики С.А. Леваневский и В.П. Чкалов к тому времени погибли, а 19 звание было присвоено посмертно). 1 августа 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР (нового парламента страны) "О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза". Статьи 1 и 2 Указа гласили: "В целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза" учреждается медаль "Герой Советского Союза", которая "вручается одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза и вручением ордена Ленина". Статьи 3 и 4 Указа вносили серьезное изменение в Положение о звании Героя Советского Союза 1936 года, согласно которому звание Героя Советского Союза могло быть присвоено только один раз. В татье 3 говорилось: "Герой Советского Союза, совершивший вторичный героический подвиг * награждался второй медалью "Герой Советского Союза", и * сооружается бронзовый бюст на родине Героя". Статья 4 вводила порядок награждения дважды Героя Советского Союза третьей медалью "Герой Советского Союза" и сооружения его бронзового бюста при Дворце Советов в Москве, строительство которого тогда шло полным ходом на месте взорванного храма Христа Спасителя. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась.
Описание медали было утверждено Указом от 16 октября 1939 года, который также изменил название медали: с этого момента она именовалась медалью "Золотая Звезда". Медаль изготавливалась из золота и имела форму пятиконечной звезды с лучами длиной 15 мм. С лицевой стороны лучи звезды двугранные полированные. Оборотная сторона медали гладкая, окантованная выпуклым ободком, с надписью выпуклыми буквами "Герой СССР" и номером медали. На верхнем луче медали имеется ушко для прикрепления с помощью кольца к позолоченной прямоугольной колодке, обтянутой красной муаровой (шелковой) лентой. Вес медали - 21.5 г. Надпись "Герой СССР" отражает первоначальное название медали и связана с тем, что их изготовление началось еще до выхода Указа от 16.10.39 г., изменившего название медали "Золотая Звезда". В таком виде медаль изготавливалась вплоть до ликвидации СССР. Кроме того, этот Указ устанавливал, что при награждении второй и третьей медалями вручается особая грамота Президиума Верховного Совета СССР.
Выдача медалей "Золотая Звезда" осуществлялось по порядку присвоения звания Героя Советского Союза, в том числе и тем лицам, кому звание было присвоено до учреждения медали "Золотая Звезда", при этом номер медали соответствовал номеру грамоты ЦИК или Президиум Верховного Совета Герою Советского Союза.
Положение о сооружении бюста трижды героя Советского Союза согласно Указу от 1 августа 1939 года реализовано не было, так как строительство Дворца Советов - сталинского монстра высотой в 500 (!) метров - прекратилось с началом войны, до появления первого трижды Героя Советского Союза (1944г.). Позже бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.
Очередной документ о звании Героя Советского Союза появился в 1943 году: Указом от 19 июня в описание медали "Золотая Звезда" внесли некоторые изменения.
Следующий документ появился более чем через двадцать лет: Указом от 6 сентября 1967 года, накануне 50-летия Октябрьской революции, вводился ряд льгот Героям Советского Союза. Указом от 30 апреля 1975 года (в канун 30-летия победы над фашистской Германией) перечень льгот был дополнен. В нем, в частности, устанавливалось право назначения Героям Советского Союза и их семьям персональных пенсий союзного значения, льготную оплату жилой площади, бесплатного проезда в транспорте и некоторые другие.
Положение о звании Героя Советского Союза в новой редакции появилось 14 мая 1973 года, некоторые изменения в него были внесены Указом от 18 июля 1980 года. В нем указывалось, что звание Героя Советского Союз "присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига". Новым в нем было то, что при повторном и последующих награждениях Героя Советского Союза медалью "Золотая Звезда" ему каждый раз вручается орден Ленина, а также устанавливался порядок учреждения бюста на родине Героя Советского Союза, которому присвоено и звание Героя Социалистического труда.
Кроме того, прежнее ограничение числа вручений "Золотой Звезды" одному человеку (троекратное) было снято, благодаря чему Л.И. Брежнев смог стать четырежды Героем Советского Союза (Г.К. Жуков в 1956 году стал Четырежды Героем в обход действовавшего тогда Указа от 1.8.39 г.)
В 1988 году данное положение было изменено, и установлен порядок вручения ордена Ленина Герою Советского Союза лишь при первом вручении медали "Золотая Звезда". Имеются сведения, что после войны началось вручение Героям Советского Союза копии медали "Золотая Звезда" из недрагоценных металлов для повседневного ношения.
Звание Героя Советского Союза было учреждено в те дни, когда весь мир следил за ходом спасения экипажа и научного персонала ледокольного парохода "Челюскин", раздавленного льдами Северного Ледовитого океана.
Через четыре дня 20 апреля 1934 года, после учреждения, оно было присвоено семи летчикам: шесть из них - А.В. Ляпидевский, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, В.С. Молоков, М.Т. Слепнев - вывезли челюскинцев из их ледового лагеря, седьмой - С.А. Леваневский - принимал участие в экспедиции спасения. Все они получили особые грамоты ЦИК; грамоту Й1 вручили А.В. Ляпидевскому. Кроме того, им были вручены ордена Ленина, что не было предусмотрено Постановлением об учреждении звания Героя Советского Союза. Все последующие Герои также получали ордена Ленина, но явочным порядком, законодательно выдачу орденов Ленина закрепили только при издании Положения о звании Героя в 1936 г.
Восьмым Героем стал тоже летчик - легендарный М.М. Громов, получивший звание через 4 месяца после первых Героев за установление мирового рекорда дальности полета по замкнутому маршруту. Члены его экипажа получили только ордена.
Следующими Героями Советского Союза стал уже весь экипаж самолета, совершившего перелет из Москвы на Дальний Восток: В.И. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков (1936 г.)
31 декабря 1936 года звание Героя Советского Союза было впервые присвоено за воинские подвиги. Героями стали одиннадцать командиров Красной Армии - участники гражданской войны в Испанской Республике. Примечательно, что все они тоже были летчиками, а три из них по происхождению - иностранцами: итальянец Примо Джибелли, немец Эрнст Шахт и болгарин Захари Захариев.
Так в наградном деле были воплощены идея мировой революции и ее главный лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". При этом звание Героя Советского Союза П. Джабелли и двум советским летчикам было присвоено уже после его гибели, что стало первым в СССР случаем посмертного награждения государственной наградой.
В июне 1937 года звание Героя присвоили невоенным людям, и тоже по итогам авиационной экспедиции: за организацию и осуществление доставки самолетами на Северный полюс экипажа первой в мире полярной дрейфующей метеостанции Героями стали руководитель высадки академик О.Ю. Шмидт, начальник полярной авиации СССР М.М. Шевелев, начальник организуемой станции И.Д. Папанин и 5 летчиков, в том числе знаменитые И.П. Мазурук и М.С. Бабушкин. Через 2 месяца появились еще 2 героя, и тоже летчики: А.Б. Юмашев и С.А. Данилин - члены экипажа М.М. Громова, совершившего рекордный по дальности прелет из Москвы в США через Северный полюс. Итак, за 3 года существования Звания Героя Советского Союза оно присваивалось только летчикам (за исключением О.Ю. Шмидта и И.Д. Папанина), что должно было поднять престиж советской авиации и привлечь в нее молодежь.
Летом того же года Звание Героя впервые было присвоено за боевые подвиги командирам Красной Армии, которые не были иностранцами и летчиками. Это была группа танкистов во главе с комбригом (примерно соответствовало более позднему званию "полковник") Д.Г. Павловым за участие в жестких боях в Испании. Среди них были и лейтенанты Г.М. Склезнев и К. Билибин, которым звание присвоили посмертно.
За время войны в Испании (1936 - 1939 г.г.) звание Героя было присвоено 59 ее участникам. Среди них насчитывалось 35 лейтенантов, 21 танкист, 2 моряка-подводника и 2 военных советника: летчик комкор (соответствовало званию "генерал-лейтенант") Я.В. Смушкевич и пехотинец вапитан А.И. Родимцев. Оба они позже стали дважды Героями Советского Союза. Несколько из 59 Героев были удостоены звания посмертно, а судьбы оставшихся в живых сложились по-разному. Один из первых Героев упомянутый Д.Г. Павлов через 3 года был уже генералом армии, командующим Западным (Белорусским) военным округом, а еще через год его расстреляли по приказу Сталина, возложив на него всю вину за неудачи Красной Армии тяжким летом 1941-го*
В марте 1938 года завершился ледовый дрейф станции "Северный полюс", и трем членам ее экипажа (помимо Н.Д. Папанина): Э.Т. Кренкелю, П.П, Ширшову и Е.К. Федорову также присвоили звание Героя Советского Союза. Они были первыми, кто получил Грамоты Героев не от имени ЦИК СССР, а от Президиума Верховного Совета СССР, избранного незадолго до этого. Вскоре Героем стал прославленный летчик В.К. Коккинаки за испытание самолетов и установление мировых рекордов высоты полета. Тогда же появилось несколько Героев, удостоенных звания за бои в Китае против Японских интервентов. Первым из них также был летчик, командир авиационной группы Ф.П. Полынин.
Осенью того же,1988 года состоялось первое массовое присвоение звания Героя Советского Союза: его были удостоены 26 бойцов и командиров - участников боев с японскими интервентами, вторгшихся на территорию СССР в районе озера Хасан вблизи Владивостока. Впервые Героями стали простые красноармейцы (т.е. рядовые), все участники войны в Испании были командирами (т.е. офицерами).
Через несколько недель состоялся еще один важный факт в истории присвоения звания Героя Советского Союза: Указом от 2 ноября 1938 года впервые им удостоили женщин. Летчицы В.С. Грызодубова, П.Д. Осиненко и М.М. Раскова были награждены за осуществление беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток. Две из них вскоре погибли в авиакатастрофах: П.Г. Осиненко через год, подбив при этом одного из первых Героев Советского Союза прославленного летчика комбрига А. Серова, а М.М. Раскова уже в 1942 году, успев до гибели сформировать первый в мире женский авиационный полк.
В 1939 году состоялось еще одно массовое присвоение звания Героя Советского Союза. За боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол на территории монгольской республики, дружественной Советскому Союзу, звания Героя были удостоены 70 человек. Кроме того, согласно изменениям в Положении о звании Героя, введенным Указом от1 августа 1939, еще трое воинов впервые стали дважды Героями Советского Союза. Среди 70 Героев было 14 пехотинцев и общевойсковых командиров, 27 летчиков, 26 танкистов и 3 артиллериста; 14 из 70 относились к младшему командному составу (т.е. сержантскому), и лишь 1 был простым красноармейцем, остальные были командирами (т.е. офицерами и генералами).
В частности, героями стали комкор Г.К. Жуков, будущий первый четырежды Герой Советского Союза, и командарм второго ранга (соответствует званию "генерал-полковник") Г.М. Штерн; 20 человек были удостоены звания героя посмертно. Из 50 Героев 16 человек погибли позже, в годы Великой Отечественной войны, а Г.М. Штерн был расстрелян без суда и следствия осенью 1941 года. Трое летчиков стали Героями за совершение воздушных торанов:
Все трое первых дважды героев были летчиками: майор С.И. Грицевец, полковник Г.П. Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Я.В. Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих впоследствии сложилась трагически. С. Грицевец погиб в авиакатастрофе буквально через месяц после награждения. Я.В. Смушкевич весной 1941 года был арестован, лишен всех наград (вот когда Сталину пригодилось Положение о звании Героя 1936 года!) и осенью 1941 года расстрелян вместе с Г.М. Штерком и еще одним бывшим Героем - летчиком П.В. Рычаговым (удостоен звания за войну в Испании). Г.М. Кравченко вскоре стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии (в 28 лет от роду), успешно воевал на фронтах Великой Отечественной, но 23 февраля 1943 года погиб выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом: его вытяжной трос был перебит осколком.
Герои Халхин-Гола стали первыми, получившими вновь введенным знаком отличия медалью "Золотая Звезда".
В начале 1940 года состоялось массовое присвоение звания Героя, уникальное в своем роде: "Золотые Звезды" вручили всем 15 членам экипажа ледокольного парохода "Георгий Седов", дрейфовавшего во льдах Северного Ледовитого океана целых 812 дней с 1937 года! Позже присвоение звания Героя Советского Союза всему экипажу корабля или всему личному составу подразделения никогда не было повторено, не считая трех случаев награждения сводных отрядов в годы Великой Отечественной войны (см. ниже). Кроме того, начальник спасательной экспедиции на ледоколе "И. Сталин" по выведению из льдов "Г. Седова", Герой Советского Союза И.Д. Папанин стал Дважды Героем, и не вполне понятно, почему: его деятельность как начальника вовсе не была связана с риском для жизни. И. Папанин стал единственным из пяти "довоенных" Дважды Героев, кто не являлся летчиком.
После советско-финляндской войны (зима 1939-1940 г.г.) количество Героев Советского Союза увеличилось втрое - на 412 человек! Этими массовыми награждениями Сталин пытался поднять престиж этой войны, агрессивной со стороны СССР, обернувшейся для Красной Армии 150-тысячными потерями. Героями стали все категории военнослужащих: и несколько десятков красноармейцев, и два Маршала Советского Союза (впервые): С.К, Тимошенко и Г.М. Кулик, через два года лишенный этого звания после неудач Красной Армии в Крыму. Летчик генерал-майор С.П. Денисов за бои в Финляндии получил вторую "Золотую Звезду", став последним из пяти "довоенных" Дважды Героев.
К концу 1940 года появился еще один Герой Советского Союза - испанец Рамон Меркадер, удостоенный этого звания за убийство в Мексике "злейшего врага коммунизма" Л.Д. Троцкого, бывшего Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РСФСР и члена Политбюро ЦК ВКП(б). Убили его, конечно, не за борьбу против коммунизма, а за то, что он был соперником Сталина в битве за власть. Р. Меркадеру звание присвоили секретным Указом под чужой фамилией, так как после проведенного им убийства он был арестован и содержался в мексиканской тюрьме. Лишь через двадцать лет, выйдя из тюрьмы, он смог получить свою "Золотую Звезду", чтобы вскоре умереть в СССР и быть похороненным в Москве под псевдонимом.
Он стал последним Героем Советского Союза в предвоенный период. Всего до начала Великой Отечественной войны звания Героя было удостоено 626 человек, в том числе 3 женщины и 5 Дважды Героев. К 22 июня 1941 года часть Героев погибла, в том числе В. Чкалов, П.Осипенко, А. Серов, дважды Герой Советского Союза С. Грицевец, а также еще один дважды Герой - Я.В. Смушкевич - находился под следствием как "враг народа". Очень многие из 626 вскоре погибли в боях Великой Отечественной, не дожив до Дня Победы.
Подавляющее количество Героев Советского Союза появилось в годы Великой Отечественной войны: около 11600 человек или 92% от общего числа лиц, удостоенных этого звания. Первыми Героями военных лет по сталинской традиции были летчики-истребители младшие лейтенанты С.И. Здоровцев, М.П. Жуков и П.Т. Харитонов. Звание Героя было им присвоено за уничтожение вражеских самолетов в небе Ленинграда таранными ударами (Указ от 8.7.1941г.). Летчиком был и подполковник С.П. Супрун, удостоенный награждения второй медалью "Золотая Звезда" Указом от 22.7.1941 г. (посмертно). 4 июля, на 13 день войны, командир особого истребительного авиаполка С.П. Супрун, прикрывая группу бомбардировщиков, в одиночку вступил в бой с шестью вражескими истребителями, получил смертельное ранение и умер, успев посадить поврежденный истребитель. Он стал первым и единственным дважды Героем Советского Союза военных месяцев 1941 года (первую "Золотую Звезду" он получил в 1940 году).
Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии полковник Я.Г. Крейзер (Указ от 15.7.1941г.) за организацию обороны по реке Березине. В Военно-Морском флоте звание Героя впервые было присвоено заместителю командира взвода старшему сержанту В.П. Кислянову (Северный флот, Указ от 13.81941г.) Указом от 8.8.1941 года командир партизанского отряда в Белорусском Полесье Т.П. Бумажков был удостоен звания Героя Советского Союза. Он стал первым Героем Советского Союза с момента учреждения этой высшей степени отличия. Всего в первый военный год звания Героя было удостоено лишь несколько десятков человек, и все - в период с июля по октябрь 1941 года; затем немцы подошли к Москве, и вопросы награждения воинов оказались надолго забытыми.
Присвоение звания Героя Советского Союза возобновилось зимой 1942 года после изгнания немцев из пределов Московской области: Указом от 16 февраля 1942 года высшей степени отличия СССР была удостоена 18-летняя партизанка Зоя Анатольевна Космодемьянская (посмертно). Она стала первой из 87 женщин - Героев Советского Союза военных лет. Этим Указом началось присвоение звания Героя участникам Московской битвы. В частности, согласно Указу от 21.7.1942 г. Героями стали все 28 героев - панфиловцев, участников обороны Москвы. Всем им звание было присвоено посмертно, но впоследствии пятеро из них оказались живы и получили заслуженные ими по праву "Золотые Звезды". Всего по итогам битвы под Москвой Героями стали более 100 человек.
В июне того же года появился первый дважды Герой Советского Союза, удостоенный этого звания и в первый, и во второй раз во время войны. Это был тоже летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота подполковник Б.Ф. Сафонов (Указы от 16.9.1941г. и 14.6.1942г., посмертно). Он также явился первым дважды Героем среди воинов Военно-Морского флота с момента учреждения звания Героя. Следующим дважды Героем Советского Союза в годы войны стал опять-таки летчик, командир эскадрильи капитан А.И. Молодчий (Указы от 22.10.1941 г. и от 31.12.1942 г.). Но в отличие от С.П. Супруна и Б.Ф. Сафронова он воевал в бомбардировочной авиации и на момент награждения второй "Золотой Звездой" был жив и здоров, впоследствии до дня Победы. В целом в 1942 году присвоения звания Героя шло почти столь же скупо, как и в 1941 году, не считая упомянутых награждений участников Московской битвы.
В 1943 году первыми Героями стали участники Сталинградской битвы - она стала последней крупной оборонительной операцией Красной Армии, после которой началось изгнание фашистских оккупантов с территории страны. Эта задача требовала не меньших стойкости и героизма, чем при обороне государства, поэтому для стимулирования данных качеств накануне наступательных операций 1943 года вышел ряд приказов Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, регламентирующих заслуги, за которые могло быть присвоено звание Героя Советского Союза. В их число входило форсирование крупных рек, захват и удержание плацдармов, освобождение крупных населенных пунктов, окружение и ликвидация вражеских группировок и т.п. Согласно этим приказам летчик-истребитель мог стать Героем за совершение 100 успешных боевых вылетов, летчик-штурмовик - 80 вылетов, летчик-бомбардировщик - 60 вылетов, летчик военно-транспортной авиации - за 25 полетов в тыл противника со сбросом парашютистов или доставкой грузов партизанам. Данные меры, безусловно, сыграли свою роль в подъеме духа фронтовиков.
Вскоре появились 8 из 9 дважды Героев 1943 года; все 8 были летчиками: 5 из истребительной, 2 из штурмовой и 1 из бомбардировочной авиации и награждены одним Указом от 24.8.1943 г. Двое из них стали Героями в 1942 году, а шестеро получили обе "Золотых Звезды" в течение нескольких месяцев 1943 года, что было впервые за 9 лет существования звания Героя Советского Союза. Среди этих шести был и А.И. Покрышкин, через год ставший первым в истории трижды Героем Советского Союза.
В октябре Красная Ария осуществила форсирование Днепра - наступательную операцию 1943 года. По ее итогам звание Героя получили 4848 человек, что составило 22% (почти четверть) всех Героев Советского Союза времен войны. Многие были удостоены высокого звания посмертно, но часть из них, как оказалось, - ошибочно.
Один из 4848 был награжден второй "Золотой Звездой" - командир стрелковой дивизии И.И. Фесин, ставший первым в истории дважды Героем не из состава ВВС. В том же году звание Героя Советского Союза было впервые присвоено человеку, не являвшемуся ни воином Красной Армии, ни гражданином СССР. Им стал подпоручик (т.е. лейтенант) Отакар Ярош, воевавший в составе 1 чехословацкого пехотного батальона и погибший в бою в марте 1943 года возле села Соколово на Харьковщине.
В 1944 году количество Героев Советского Союза увеличилось более чем на 3 тысячи человек, в основном пехотинцев, а число дважды Героев - на 23 человека. Среди последних было 23 летчика (т.е. более половины из них 2 - из ВВС Военно-Морского Флота), 7 воинов сухопутных войск, (в том числе 2 командующих фронтами одним и тем же Указом: Г.К. Жуков, будущий четырежды Герой, и И.Д. Черняковский, погибший через пол года в бою), 1 - моряк - командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант. А.О. Шабалин и 2 командира партизанских соединений - легендарные С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров (впервые за 10 лет существования звания Героя). В том же году впервые было реализовано право присвоения звания Героя одному и тому же человеку в третий раз, провозглашенное еще в 1933 году.
Первым трижды Героем Советского Союза стал командир истребительной авиационной дивизии полковник А.И. Покрышкин (Указ от 19.8.1944г.)
Весной того же года Указом от 2.04.1944г. было объявлено о награждении самого юного Героя Советского Союза времен Отечественной войны (посмертно). Им стал 17-летний партизан Леня Голиков, погибший в бою за несколько месяцев до Указа.
В 1945 году присвоение звания Героя Советского Союза продолжалось в ходе боевых действий и затем в течение нескольких месяцев после дня Победы по итогам войны. Так, до 9 мая 1945 года появилось 28 дважды Героев, а после 9 мая - 38 человек. Тогда же двое из дважды Героев были награждены третьей "Золотой Звездой": командующий 1 Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Г.К. Жуков (Указ от 1.6.1945 года) за взятие Берлина и заместитель командира авиаполка майор И.Н. Кожедуб (Указ от 18.08.1945г.) как самый результативный летчик-истребитель советских ВВС сбивший 62 вражеских самолета. Указом от 2.04.1945 года произошло второе и последнее за всю историю Отечественной войны присвоение звания Героя Советского Союза всему личному составу одного подразделения. Героями стали все 55 моряков десантного отряда старшего лейтенанта Н.Ф. Ольшанского, захвативших и удерживавших двое суток часть николаевского морского порта до подхода главных сил. Первым случаем "поголовного" присвоения было упомянутое выше награждение всех 28 панфиловцев (1942 г.)
По итогам войны с Японией (9.08 - 2.09.1945г.) семья Героев Советского Союза увеличилась еще на 85 человек, а дважды Героев - на 6; в числе последних был и Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза А.М. Василевский.
Из 11600 человек, удостоенных звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией наибольшее количество составили воины сухопутных войск: свыше 8 тысяч, в т.ч. 1800 артиллеристов, 1142 танкиста, 650 саперов, более 290 связистов и 52 бойца тыла. Число Героев - воинов ВВС было существенно меньшим - около 2400 человек; воинов ВМФ - 513 человек (в их числе были морские летчики и бойцы морской пехоты, воевавшие на берегу); пограничников, бойцов внутренних войск и войск безопасности - свыше 150; партизан, подпольщиков и разведчиков - около 400 человек. Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы. Каждый род войск, кроме пограничных и внутренних, дал своих Героев Советского Союза - женщин (87 человек); более половины из них удостоены этого звания посмертно.
По национальному составу большинство Героев составляли русские - 8160 человек; украинцев было 2069 человек, белорусов 309, татар 161, евреев 104, казахов 96, грузин 90, армян 90, узбеков 69, мордвин 61, чувашей 44, азербайджанцев 43, башкир 39, осетин 32, марийцев 18, туркмен 18, литовцев 15, таджиков 14, латышей 13, киргизов 12, удмуртов 10, карелов 9, эстонцев 8, калмыков 8, кабардинцев 7, адыгейцев 7, адыгейцев 6, абхазцев 5, якутов 3, молдаван 2.
Кроме того, в ходе войны звания Героя Советского Союза удостоено 14 воинов союзных армий, в основном польские и чехословацкие военнослужащие, а также 4 летчика французского авиаполка "Нормандия-Неман", воевавшего против немецких войск на советско-германском фронте.
Дважды Героев Советского Союза в годы войны появилось 101 человек, 7 из них посмертно.
Среди них имелось 3 Маршала Советского Союза (А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский), 1 Главный маршал авиации (А.И. Новиков, через год несправедливо разжалованный и проведший 7 лет в тюрьме вплоть до смерти Сталина), 21 генерал и 76 офицеров; солдат и сержантов среди дважды Героев не было ни одного. Трижды героев имелось трое: уже упомянутые Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб. Необходимо сказать, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Н.Д. Гулаева третьей "Золотой Звездой", а также ряда летчиков второй "Золотой Звездой", но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения; данные указы были аннулированы.
Звание Героя Советского Союза было присвоено и Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР И.В. Сталину (Указ от 27.06.1945г.), занимавшему в тот момент сразу 6 ведущих постов в Советском Государстве.
Примечательно, что он согласился принять регалии Героя Советского Союза только пятью годами позже, в 1950 году, но и позже никогда не надевал "Золотую Звезду", в отличие от медали "Серп и Молот" Героя Социалистического труда, которую он с гордостью носил со дня получения в 1940 году. В этом сказалось его недовольство итогами Великой Отечественной войны.
По этой же причине присвоение звания Героя Советского Союза с 1945 по 1953 год было редчайшим явлением, так как Сталин не любил вспоминать военные годы. Исключение составило награждение в 1948 году второй "Золотой Звездой" летчика-истребителя подполковника А.И. Колдунова за 46 сбитых в годы войны фашистских самолета.
Зато трижды герой Советского Союза Г.К. Жуков, заместитель И.В. Сталина, в 1946 году был снят им с поста и отправлен командовать второстепенным округом, Герой Советского Союза, адмирал флота (что соответствует званию генерала армии) Н.Г. Кузнецов, всю войну пробывший Главнокомандующим ВМФ, в 1947 году был также снят с должности министра ВМФ и понижен в звании, а Герой Советского Союза генерал-полковник В.Н. Гордов и генерал-майор (до 1942 года - Маршал Советского Союза) Г.И. Кулик в начале 50-х годов были расстреляны, - тираны не считаются с заслугами, регалиями и подвигами, а творят произвол.
Среди немногих послевоенных Героев Советского Союза следует назвать летчиков 64 истребительного авиационного корпуса, воевавших в 1950 - 1953 годах в небе Северной Кореи против американских и южнокорейских асов, летчиков-испытателей реактивных самолетов П.М. Стефановского и И.Е. Федотова (1948 г.) и начальника полярной метеостанции "Северный полюс - 2" М.М. Самова (дрейф 1950-1951 г.г.). Столь высокая награда ученому объясняется крайней важностью полярной экспедиции: она исследовала возможности достижения берегов Америки подо льдами Арктики и в отличие от "папанинской" экспедиции 1937 года являлась глубоко засекреченной.
После смерти И.В. Сталина первые Герои появились в 1956 году, в начале Хрущевской "оттепели". Одним из первых актов было награждение в 1956 году Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К. Жукова четвертой "Золотой Звездой". Здесь необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, формально он был награжден к 60-летию со дня рождения, чего Положение о звании Героя Советского Союза не предусматривало; во-вторых, данное Положение определяло награждение одного человека лишь тремя "Золотыми Звездами"; в-третьих, он был награжден через месяц после "мятежа" в Венгрии, подавление которого силами Советской Армии он организовывал лично, т.е. заслуги в венгерских событиях и были истинной причиной награждения, а юбилей - лишь прикрытие. Таким образом, в отличие от предыдущих трех "Золотых Звезд" Г.К. Жукова четвертая имела весьма и весьма спорные основания для вручения. Но звание четырежды Героя - единственного в стране! - не помогло Жукову: менее чем через год он был снят Н.С. Хрущевым с поста и навсегда отстранен от дел. Как и при Сталине, заслуги Героев не принимались во внимание, если начинались закулисные политические игры.
Этим награждением Хрущев начал полосу присвоения звания Героя Советского Союза высшим государственным деятелям в мирное время и не за конкретные заслуги, а к юбилею, дню рождению и т.п., чего, кстати,никогда не практиковалось при Сталине. Так, в том же 1956 году Героем Советского Союза стал Маршал К.Е. Ворошилов, один из главных виновников огромных потерь Красной Армии в советско-финляндской и Отечественной войнах (а в 1968 году, при Л.И. Брежневе, он получил и вторую "Звезду"). Престарелого Маршала С.М. Буденного Хрущев сделал дважды Героем (в 1958 и 1963 годах), а Брежнев продолжил эту традицию, наградив в 1963 году 85-летнего Маршала третьей "Золотой Звездой".
Указом от 8 июня 1960 года звание Героя Советского Союза было присвоено испанцу Рамону Меркадеру, только что прибывшему в СССР из мексиканской тюрьмы после отбытия 20-летнего срока заключения за убийство Льва Троцкого, совершенное им в 1940 году по приказу Сталина. Этот Указ никогда не был обнародован, но даже в нем, секретном, Меркадер значился под чужой фамилией.
Через год Н.С. Хрущев удивил весь мир, сделав Героями кубинского лидера Фиделя Кастро и президента Египта Гамаля Абдель Насера, а несколько позже - главу правительства Алжира Ахмеда Бен Беллу, через год свергнутого свои же народом, и лидера коммунистов ГДР Вальтера Ульбрихта. Подобная раздача "Золотых Звезд"никак не моглаукреплять авторитет высокого звания Героя Советского Союза.
Но в те же годы, во времена хрущевской "оттепели", за подвиги, совершенные в годы войны, звания Героя Советского Союзабыли удостоены люди, при Сталине заклейменные как "предатели Родины" и "пособники фашистов" только за то, что они побывали в плену. Справедливость была восстановлена в отношении защитника Брестской крепости майора П.М. Гаврилова, героя французского сопротивления лейтенанта А. Порика (посмертно), югославского партизана лейтенанта М.Г. Гусейн-Заде (посмертно), кавалера итальянской медали Сопротивления Ф.А. Полетаева (посмертно) и других. Бывший летчик-лейтенант М.П. Девятаев в 1945 году совершил побег из фашистского плена, угнав бомбардировщик с вражеского аэродрома. За этот подвиг сталинские следователи "наградили" его лагерным сроком как "изменника", а в 1957 году он был удостоен звания Героя Советского Союза. Так он стал человеком, за один и тот же поступок, получивший судебный приговор за "преступление против государства", а затем высшую степень отличия того же государства. В 1964 году Героем стал и ленинградский разведчик Рихард Зорге (посмертно).
При Н.С. Хрущеве было немало случаев присвоения звания Героя за подвиги в мирное время: в 1957 году вторую "Золотую Звезду" получил летчик - испытатель В.К. Коккинаки, в 1959 и 1963 Героями стали его коллеги С.Н. Анохин и Г.В. Мосолов, а в 1960 году звание Героя было присвоено сержанту М. Пяскорскому за разминирование территории Египта. В 1962 году Героями стали сразу три моряка с атомохода "Ленинский комсомол", совершившего поход к Северному полюсу под вечными льдами: контр-адмирал А.И. Петемин, капитан 2 ранга Л.М. Жильцов и капитан-лейтенант Р.А. Тимофеев.
С 1961 года началась традиция присвоения звания Героя советским космонавтам. Первым из них был космонавт Й1 Ю.А. Гагарин. Эта традиция поддерживалась вплоть до упразднения СССР - последними Героями Советского Союза в 1991 году стали именно космонавты; продолжается она и сейчас, но теперь им присваивается звание Героя Российской Федерации, как преемницы высшей степени отличия государства.
В 1964 году звание Героя Советского Союза присвоено Первому секретарю ЦК КПСС, Председателю Верховного Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву и его 70-летию. К его трем золотым медалям "Серп и Молот" Героя Социалистического Труда добавилась еще и медаль "Золотая Звезда", уже четвертая по счету. Через несколько недель он был снят со всех постов и отправлен на пенсию, полностью повторив судьбу опального Г.К. Жукова.
Занявший его пост Л.И. Брежнев продолжил "звездный дождь", в котором позже начал купаться и сам. В 1965 году, к 20-летию Победы появилось положение о Городах-Героях, согласно которому этим городам (в то время только пяти) и крепости-героя Бресту вручались медаль "Золотая Звезда"и орден Ленина, как если бы они были Героями Советского Союза. В 1968 году, к 50-летию Советской Армии К.Е. Ворошилов получил вторую "Золотую Звезду", а С.М. Буденый - третью. При Брежневе дважды Героями стали Маршалы С.К. Тимошенко, И.Х. Баграмян и А.А. Гречко, причем, он получил первую "Золотую Звезду"также в мирное время в 1958 году. В 1978 году звание Героя было присвоено министру обороны Д.Ф. Устинову - человеку, имевшему большие заслуги в деле организации производства вооружения в годы войны, но ни разу не бывавшему на фронте.
В 1969 году появились первые космонавты - дважды Герои, получившие обе "Звезды" за космические полеты: полковник В.А. Шаталов и кандидат технических наук А.С. Елисеев (Указ от 29ю10ю1969). Через два года они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьи "Золотые Звезд" им не дали: возможно, потому, что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, третью "Звезду" не получали, а награждались орденом Ленина. Космонавты - граждане социалистических стран также становились Героями Советского Союза, а граждане капиталистических государств, совершившие полеты на советской технике, награждались лишь орденом Дружбы нагродов.
В 1966 году Л.И. Брежнев, уже имевший золотую медаль "Серп и Молот"получил к своему 60-летию первую "Золотую Звезду", а в 1976, 1978 и 1981, тоже ко дням рождения - еще три, став первым и единственным в истории четырежды Героем Советского Союза и Героем Социалистического Труда. Через год его не стало, что вновь заставляет вспомнить о судьбах Г.К. Жукова и Н.С. Хрущева: всех трех политический или жизненный финал настиг через считанное время после оказания высших почестей. Кстати, награждение Брежнева четвертой ""Звездой стало законным благодаря новому Положению о звании Героя Советского Союза от 1973 года, но явно не было заслуженным.
Преемники Л.И. Брежнева продолжали присвоение звания Героя Советского Союза космонавтам, а также участникам войны в Афганистане, что началась еще при Брежневе. Тогда же Героями из числа "афганцев" стали будущий первый в истории вице-президент Российской Федерации А.В. Руцкой и будущий министр обороны России П.И. Грачев. При М. С. Горбачеве был удостоен звания Героя Советского Союза самый результативный подводник А.И. Маринеско, незаслуженно забытый сразу после войны.
В 1991 году после "путча" произошло малопонятное посмертное присвоение звания Героя Советского Союза троим участникам событий, напавшим на уходящий от Белого Дома бронетранспортер. Казус заключается в том, что они удостоены высшей степени отличия государства за * нападение на войска этого самого государства, выполнявшие приказ правительства! Кроме того, нападение на уводимые подразделения никак нельзя квалифицировать как "совершение геройского подвига", за что, согласно Положению, и должно присваиваться звание Героя Советского Союза, тем более, что согласно пословице "после драки кулаками не машут".
Последними Героями Советского Союзастали космонавты А. Волков и Т. Аубакиров за совершение полета на корабле "Союз-ТМ-13" с 2 по 10.10.1991 года. Через 2 месяца произошел Распад СССР, и звание Героя Советского Союза было упразднено вместе с системой наградой. Но авторитет этого звания оказался столь велик, что одним из первых Указов Президента Российской Федерации уже в марте 1992 года было учреждено звание Героя Российской Федерации как аналог предыдущего.
Вскоре его были удостоены участники Великой Отечественной войны, по каким-либо причинам не получившие звания Героя Советского Союза; в частности, Героями Российской Федерации посмертно стали генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, погибший в 1942 году в окружении под Вязьмой, и партизанка Вера Волошина, при обороне Москвы, повторившая подвиг Зои Космодемьянской. Таким образом, звание Героя Советского Союза получило своего правопреемника. Это звание неотрывно от символов государства, высшей степенью отличия которого оно являлось. Имена почти всех из 12600 героев, его носивших, вписаны золотыми буквами в историю страны, оставаясь синонимами понятий "долг", "честь", "подвиг".

Космонавт, который первым побывал в открытом космосе, представил автобиографию «Время первых. Судьба моя - я сам...». С разрешения издательства АСТ публикуем самые любопытные отрывки.

Опознали по родинке

Вокруг гибели Юрия до сих пор много инсинуаций. Что же стало причиной?

Для расследования Госкомиссия была создана, которую Дмитрий Федорович Устинов возглавил (на тот момент секретарь ЦК КПСС), а замом был главком ВВС маршал Павел Степанович Кутахов. Из семи человек, входивших в нее, только два сегодня остались: я и Степан Микоян - летчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации, сын наркома Анастаса Ивановича Микояна. (Увы, пока писалась книга, Микоян умер. - Ред.)

Мы были к расследованию как специалисты привлечены. По итогам работы было очень странное заявление сделано: якобы учебный МиГ-15, пилотируемый Гагариным, резкий маневр совершил, связанный с отворотом от посторонних объектов - стаи гусей, предположим, воздушного шара-зонда, - и в штопор сорвался. В результате столкнулся с землей и экипаж погиб... Но как эксперт я категорически с этим был не согласен. И аргументы привел. В момент катастрофы я со своей «лунной» группой прыжки с парашютом рядом, в Киржаче, отрабатывал. Мы взрыв и сверхзвук услышали - раздались они практически одновременно - и направление определили, откуда это пришло. Позднее обломки самолета там и нашли.

На место гибели прибыли к ночи. И останки ребят видели (вместе с Юрой погиб летчик-испытатель Владимир Серегин). От них мало что осталось. Нет, ну как, определить, что это они, можно было. По одежде - синюю демисезонную куртку Серегина нашли, по фрагменту тела с родинкой - я ее на шее у Юры накануне, когда мы у парикмахера были, видел. Это такое страшное воспоминание...

«Пилот Су-15 спустился слишком низко»

Я с тремя крестьянами беседовал, которые указали, что видели низко летящий самолет. Во время следственного эксперимента они независимо друг от друга среди десяти макетов в полноразмерном масштабе Су-15 опознали. По их словам, из хвоста у него сначала пошел дым, потом - огонь, и он взмыл в облака. Ясно, что это не самолет Гагарина.

Мы знаем, что в тот день, 27 марта 1968 года, Гагарин и Серегин должны были на высоте до 10 000 метров летать, а выше - испытания Су-15, взлетевшего с экспериментального аэродрома ЛИИ (Летно-исследовательского института) в Жуковском, проходили. Если коротко, пилот этого истребителя-перехватчика режим нарушил: спустился под облака, на пейзажи посмотрел - так часто делают, потом форсаж включил и в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его, на сверхзвуковой скорости прошел.

Возмущенным потоком этот Су-15 учебный МиГ-15 перевернул, в глубокую спираль загнал. Последний доклад Юрия на высоте 4200 метров был сделан: «Я, 625-й, задание в РИПе1* выполнил, иду на рубеж**».

Я считал, что никакой критики официальная версия не выдерживает, но мне сказали тогда: здесь серьезные экспертизы, не возникай, полковник. Все равно с заключением Госкомиссии я не согласился и, как потом выяснилось, был прав: остальные все врали.

«Переписали мои показания»

В 1991 году, когда 30-летие первого полета человека в космос отмечалось, о гибели Гагарина рассуждали все кому не лень, и версии самые абсурдные выдвигали: что летчики якобы пьяные были, что они охотились... Вынести это невозможно было, и мы к руководству страны обратились с просьбой собранные комиссией документы открыть и заново расследование провести. Нам разрешили. После этого, используя современную вычислительную технику, аэродинамическую трубу, академик Сергей Михайлович Белоцерковский все проверил.

Расчеты подтвердили: самолет, летевший на скорости 750, мог спуститься за 55 секунд с высоты 4200 метров до нуля, только войдя в глубокую спираль. Только одна трасса возможна (одна!), другие в эти данные просто не вписываются.

Кстати, среди документов о расследовании катастрофы свой акт я нашел - он кем-то был полностью переписан, и интервал между сверхзвуком и взрывом с 1,5 - 2 секунд до 15 - 20 был увеличен: это должно было означать, что расстояние между самолетами 50 километров было и Су-15 не виноват.

«Этому летчику за 90»

В 2013 году я к Путину обратился: «Владимир Владимирович! Сорок пять лет прошло с тех пор, как Юрий Гагарин погиб, документы откройте». Открыли. Все, как я сказал: несанкционированный самолет рядом со «спаркой» (так называли двухместный вариант одноместного истребителя или спортивного самолета) прошел, перевернул ее, а дальше меня попросили фамилию этого летчика-испытателя не называть...

Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал...

Оказалось, что руководитель подготовки космонавтов Николай Петрович Каманин об этом знал, авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев знал, но когда письмо товарищей, которые мою версию подтверждали, к первому заместителю председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР Николаю Сергеевичу Строеву попало (в 1954 - 1966 гг. он был начальником ЛИИ), тот распорядился: «Вопрос этот не поднимайте - погубите летчика. Он это неумышленно сделал».

Теперь тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы все знали правду о гибели Гагарина.

Я один боролся с 1968 года, что-то доказывал. Я, как специалист, приглашенный работать в комиссии, написал свое видение произошедшего, я присутствовал при исследовании, и я все слышал, я был в тринадцати километрах от места падения Гагарина.

Теперь мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, который нарушил дисциплину и создал аварийную обстановку. Я дал слово, что не назову. Но он виноват. Он должен был летать на одной высоте, а спустился вниз. Я беседовал с крестьянами на следственном эксперименте, которые каждый по отдельности рассказывали, что они видели самолет, похожий на балалайку... А это Су-15, у него треугольное такое крыло...

Пули для Брежнева

22 января 1969 года я находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева.

Так уж случилось, что в машину с космонавтами попали пули, предназначавшиеся Леониду Ильичу... Он потом подошел ко мне на торжественном приеме и попросил показать след от пули на моей шинели. А я что? Раз генеральный секретарь ЦК КПСС просит, пошли в раздевалку, и я продемонстрировал ему след от пули, пролетевшей по касательной. Брежнев был тогда очень растерян. Он все внимательно осмотрел и говорит:

Не волнуйся, это не в тебя, а в меня стреляли.

Баллистики позже провели экспертизу и установили, что меня чудом не зацепило. Так и сказали:

Спас тебя бог, Леонов.

Я ответил:

Значит, буду молиться...

Этот Ильин успел за несколько секунд выстрелить 16 раз. Первая пуля попала в голову водителю, и я резко повернулся в его сторону. Если бы продолжал сидеть в прежней позе, следующая пуля прилетела бы точно мне в висок. Еще одна прошла у живота, третья задела шинель в левой стороне груди, четвертая угодила в обшивку кресла за спиной. Словно кто-то сверху и в самом деле отводил пули от меня... Человек с расстояния в девять метров из двух пистолетов в упор стрелял...

В 9-м управлении КГБ наверняка знали о готовящемся покушении, Ильина уже искали, он ведь покинул свою воинскую часть под Ленинградом, прихватив два пистолета и четыре магазина к ним. Поэтому на подъезде к Кремлю автомобиль с Брежневым (там с ним еще сидел А. Н. Косыгин) отделился от кортежа и направился к Спасским воротам, а через Троицкие ворота другую машину пустили, где космонавты сидели: спереди - водитель и чекист Костя, на центральных сиденьях - мы с Береговым (он справа, я слева), сзади - Терешкова и Николаев. У нас точно такой же автомобиль был, как у Брежнева, - ЗИЛ-111.

У Троицких ворот в оцеплении и стоял переодевшийся в синюю милицейскую форму Ильин. Он пропустил первый ЗИЛ-111 и открыл огонь по второму, будучи уверенным, что стреляет по Брежневу. По совести, там должны были бы сидеть чекисты в бронежилетах, но на их месте оказался я...

«Ильин не был психически больным»

Ко мне домой (прошло лет пятнадцать) привозили этого стрелка Ильина. Прощения просил. Мол, не в вас целился, я хотел избавить страну от узурпатора. Ну, говорю, какой же он узурпатор... А он все спрашивал: «Что же мне теперь делать?» Я ему сказал:

Ты убил человека, а у него осталось двое детей. Найти вдову водителя, которого ты застрелил, детей, оставшихся без отца. Им в ноги падай, моли о прощении... Помоги как-то, если можешь...

Такой вот был разговор. Не был этот Ильин психически больным, как потом писали. Абсолютно нормальный, адекватный. Отсидел свое. Уже в 90-х годах его из психушки выпустили, и он очень сожалел, что ни в чем не повинного водителя жизни лишил...

ПОЧТИ АНЕКДОТ

«Спиртное на орбите»

В первый день на орбите я здорово разыграл американцев с водкой. (Речь идет о знаменитой стыковке нашего «Союза» и американского «Аполлона», случившейся 15 июля 1975 года, ее еще называют «космическим рукопожатием». - Ред.) Об этом в ЦУПе не знали, никто не знал. Это была чисто моя идея. Еще перед полетом достал этикетки: «Столичная», «Русская», «Старка» и «Московская». Положил их в бортовой журнал, а скотч у меня был. И после того как мы вышли на орбиту, я наклеил водочные этикетки на тюбики с борщом. А еще написал лозунг из Шекспира: «О дивный новый мир, что имеет таких людей». И на каждого дружеские карикатуры сделал.

Когда после стыковки сели за стол, мы с Кубасовым достали тюбики с «водкой». Объясняем американцам: «Ребята, русский обычай мы должны и в космосе чтить. А по традиции перед обедом мы должны выпить». Том Стаффорд отнекиваться стал:

Impossible... I can not... (Невозможно... Я не могу...)

Типа - нельзя, нарушение. И на телекамеры показывает. А я ему говорю:

Я сейчас выключу, чтобы никто не видел. И выключил. А с Земли кричат:

Включай!

Дал я каждому по тюбику, все на этикетки посмотрели и говорят:

Слушай, за это нам попадет.

Ничего...

Открывают: чин-чин! А там... борщ...

Никогда, - кричат, - этого тебе не простим: мы на такой риск пошли, а ты нас надул!

Потом видел - было снято крупным планом лицо Дональда Слейтона, когда он говорит: «Слушай, зачем ты обманул? Лучше бы была водка!» Но никто не верит, что мы не пили водку. Никто.

«Теория употребления коньяка в космосе»

А у нас реально ни грамма спиртного не было. Хотя академик Олег Георгиевич Газенко, основатель космической медицины, был убежден: немного коньячку на орбите не помешает.

Был такой момент. Когда летали Лебедев и Березовой, им обоим исполнялось в полете по сорок лет. На грузовом корабле я решил тайком отправить им коньяк: в булке хлеба вырезал середину и спрятал туда фляжку.

Так потом Валя Лебедев написал «Теорию употребления коньяка в космосе»: надо взять бутылку в рот, сделать резкий кивок головой - будет ровно тридцать граммов. И это напечатал в научном журнале!

Идет коллегия министерства. Министр Афанасьев чернее тучи. Показывает журнал:

Кто это сделал?

Я встал и говорю:

Сергей Александрович, это я сделал. Они так долго уже летают, им по сорок лет, бутылка коньяку на целых полгода...

А из зала кричат:

Мало! Мало!

Встает генеральный, Юрий Павлович Семенов, и говорит:

Алексей со мной это обсуждал. Я согласился, и мы отправили эту бутылку коньяку.

*РИП - район испытательных полетов.

**Рубеж - линия снижения.

Осенью 1948 года была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами, положившая начало армейской авиации как отдельному роду авиации ВВС. Вспоминаем главные подвигов русских вертолётчиков.

В Арктике

В послевоенное время продолжалось освоение Арктики. 15 апреля 1954 г. была открыта дрейфующая полярная станция "Северный полюс- 3", работа которой продолжалась в течение года. В доставке полярникам необходимых грузов и эвакуационных мероприятиях впервые активно использовался вертолет Ми-4. Алексей Федорович Бабенко, в условиях крайнего Севера выполнил ряд полетов общей продолжительностью около 300 часов. Он же впервые на вертолете достиг Северного Полюса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1955 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении ответственного задания, майору А. Ф. Бабенко присвоено звание Героя Советского Союза.

В Афганистане

С сентября 1984 г. начал свой боевой путь в Афганистане Николай Саинович Майданов. К июню 1988 г. Майданов выполнил на вертолете Ми-8 1250 боевых вылетов с налётом 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевёз до 1000 десантников и 100 тонн грузов. 29 июля 1988 г. Н. С. Майданову было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб герой позднее 29 января 2000 г. в Аргунском ущелье, когда его вертолет попал под огонь крупнокалиберного пулемета.

Таджикистан

27 сентября 1996 года совершил подвиг экипаж вертолета под командованием подполковника Ю. И. Ставицкого, который под огнем противника сумел обнаружить и подавить минометную батарею и несколько огневых точек боевиков. Машина получила тяжелые повреждения, начался пожар на борту. В бою погибли члены экипажа капитаны В. C. Стовба и И.М. Будай. Ценой огромных усилий Ю. И. Ставицкого и находившегося на борту командира Душанбинского отдельного вертолетного полка С. И. Липового тяжело поврежденный вертолет был приведен на аэродром. Машина получила множество пробоин от огня стрелкового оружия. 14 декабря 1996 года звание Героя Советского Союза было присвоено Ю. И. Ставицкому, С. И. Липовому, И.М.Будаю (посмертно), В.С.Стовбе (посмертно).

Чернобыль

Среди героев ликвидации аварии на Чернобольской АЭС памятен подвиг заместителя командира 65-го отдельного вертолетного полка В. А. Водолажского, который возглавил действия сводной оперативной группы вертолетчиков. Помимо подготовки летчиков к выполнению работ над аварийным блоком он лично на вертолете Ми-6 совершил 120 вылетов, сбросив на реактор около 300 тонн специальных смесей. Часто его вертолет спускался вдвое ниже установленной безопасной высоты. Значительная доза облучения не позволила Водолажскому продолжить службу в войсках и 19 октября 1988 г. он был уволен из рядов Вооруженных Сил. Лучевая болезнь прогрессировала и 18 июня 1992 г. героя не стало. 17 февраля 1995 г. полковнику В. А. Водолажскому присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно) Его именем названа улица в Минске, а 12 августа 1999 года полковник В.А. Водолажский был навечно зачислен в списки личного состава 65-й транспортно-боевой вертолетной базы (Белоруссия).

На Северном Кавказе

29 ноября 1999 года в ходе боя в районе селения Кулары части мотострелков попали в засаду чеченских боевиков и понесли потери. Поступил приказ эвакуировать раненых. Экипаж вертолета, в составе которого находился капитан Н. Е. Сизоненко произвел погрузку 7 раненных, но сам попал под обстрел. Получив тяжелое ранение Сизоненко, не оставил управление вертолетом и сумел посадить машину вблизи госпиталя во Владикавказе, однако сам через несколько часов скончался от полученных ран. 28-го июня 2000 г. Евгению Николаевичу Сизоненко было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Южная Осетия

В скоротечном конфликте отличились летчики 487-го вертолетного полка. Так, 9 августа 2008 года группа из шести вертолётов десантировала группу спецназа для выполнения задачи по уничтожению позиций грузинской артиллерии у южного выхода из Рокского тоннеля. Эта задача была полностью выполнена, несмотря на сложные условия и противодействие противника. В дальнейшем был проведен еще целый ряд высадок десанта уже в глубоком тылу грузинских войск. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, 17 февраля 2010 года командиру 487-го вертолетного полка полковнику Евгению Михайловичу Федотову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Сухая статистика

Награждение и присвоение высоких званий далеко не всегда отражает реальное количество подвигов или накала вооруженной борьбы. Скорее это реакция власти и часть государственной политики. Тем не менее, приводимая ниже статистика может быть показательной и представлять определенный интерес. Всего за подвиги, совершенные на поле боя и выполнение ответственных заданий 17 летчиков вертолетных частей были удостоены звания Героя Советского Союза, из них двое - посмертно. Из 17 награждений 15 произведено за подвиги, совершенные во время боевых действий в Афганистане. 45 раз летчикам вертолетов присваивалось звание Героя Российской Федерации (из них 18 посмертно). Значительная часть этих награждений связана с боевыми действиями в Северо-Кавказском регионе. 4 - за боевые действия в Таджикистане, 1 - за участие в операции по спасению заложников (1993г.). Дважды звание Героя России присваивалось за участие в операцию по принуждению Грузии к миру, 1 - за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и трижды за героизм при испытании новой авиационной техники. Николай Саинович Майданов стал единственным пилотом вертолета, удостоенным как звания Героя Советского Союза (за Афганистан, 1988 г.), так и звания Героя России (за боевые действия в Чеченской республике 2000 г., посмертно).

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Бегельдинов Талгат Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

Садовников Николай Фёдорович (1946-1994).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (04.10.1989 г.), Герой Советского Союза (31.10.1988 г.), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.), майор.

Садовников Николай Фёдорович родился 25 октября 1946 года в посёлке Лиховской Ростовской области. Отец Николая Фёдор Васильевич работал старшим нарядчиком в паровозном депо, а мама Татьяна Алексеевна занималась домашним хозяйством. Николай рано остался без отца и воспитывался одной матерью. Рос послушным ребенком. В школе учился хорошо. В детстве у Николая было два увлечения. Первое — футбол. Как он сам говорил: «Играл с утра до ночи» . Второе увлечение только формировалось — авиация.

В 1964 году он окончил школу с серебряной медалью и уехал сдавать экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЕВВАУЛ). Конкурс при поступлении был большой – 15 человек на место. Но Николай успешно сдал экзамены, и в августе 1964 года стал курсантом ЕВВАУЛ. В 1966 году совершил свой первый самостоятельный полёт на L-29 , затем освоил МиГ-15 , МиГ-17 , Су-7Б , Су-7БКЛ . В училище продолжал активно занимался спортом: занимал первые места по футболу и ручному мячу. На третьем курсе, на танцах, познакомился с преподавательницей музыкальной школы Ларисой. 30 декабря 1967 года они сыграли свадьбу, а осенью 1968-го в семье Садовниковых родился первенец — сын Андрей.

В октябре 1968 года Николай Садовников окончил Ейское училище и был направлен в один из старейших и титулованных полков Советских ВВС — 1-й Гвардейский Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознамённый ордена Кутузова отдельный полк истребителей-бомбардировщиков имени 50-летия СССР (1-й Гв.АПИБ). Этот полк входил в состав Южной группы войск (ЮГВ) и базировался на аэродроме Кунмандараш в Венгрии. В полку было три эскадрильи, две из которых летали на сверхзвуковых истребителях-бомбардировщиках Су-7БМ , а третья — на фронтовых истребителях МиГ-17. Садовников сначала попал в третью эскадрилью. Летал в паре со своим другом и «однокашником» по ЕВВАУЛ — П.И.Реутовым. Их пара часто занимала первые места в эскадрилье, в полку и в воздушной армии. И, поэтому, талантливых молодых лётчиков вскоре перевели в первую эскадрилью, где летали лучшие лётчики воздушной армии.

В ноябре 1973 года Н.Ф.Садовников в звании капитана уволился из армии в запас и поступил в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности (МАП). В ШЛИ со слушателями делились своим опытом легендарные советские лётчики-испытатели: С.Н.Анохин , М.Л.Галлай , М.М.Громов , В.С.Ильюшин , Г.А.Седов , А.А.Щербаков и А.В.Федотов , именем которого впоследствии была названа Школа лётчиков-испытателей. Инструктором Садовникова был замечательный человек и лётчик-испытатель, будущий космонавт А.С.Левченко. За полтора года обучения в ШЛИ слушатель осваивал 12-15 типов самолётов (выполняя на каждом типе по 5-15 полётов с отработкой элементов методики лётных испытаний).

В мае 1975 года Николай успешно окончил ШЛИ и получил направление на работу в Лётно-исследовательский институт. Вместе с Садовниковым в ЛИИ пришли его сокурсники по ШЛИ: В.К.Александров, В.В.Заболоцкий, А.П.Пугачев, Р.А.-А.Станкявичюс, В.С.Хатковский и Б.Н.Швалев. Работая в ЛИИ, Садовников освоил большое количество различных типов самолётов. По тематике института провёл ряд сложных испытательных работ на самолётах-истребителях (в том числе на МиГ-21 , МиГ-23 , Су-7 , Су-9) и тяжёлых самолётах.

В июле 1977 года Садовников был зачислен в первую группу лётчиков-испытателей для участия в программе «Буран». Приступил к специальной подготовке в ЛИИ, но уже в конце 1977 года ушёл из группы в связи с планируемым переходом на другую работу.

В июне 1978 года в семье Садовниковых родилась дочь Ирина.

В январе 1979 года Николай Фёдорович Садовников переходит на работу в прославленное ОКБ имени П.О.Сухого . За время лётной работы в ОКБ он провёл ряд сложных испытаний самолётов Су-15 , Су-17 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-27К (Су-33), при этом испытывал штурмовик Су-25 в боевых условиях Афганистана, самолёт палубного базирования Су-27К на комплексе «НИТКА» (Наземном научно-исследовательском тренажере корабельной авиации) и авианосце «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

В 1987 году на двухместном самолёте-истребителе Су-27УБ Н.Ф.Садовников вместе с И.В.Вотинцевым осуществил сверхдальний беспосадочный перелёт с четырьмя дозаправками в воздухе по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13440 км за 15 часов 42 минуты.

В 1987-1988 годах Садовников на самолёте П-42 (Су-27) установил 10 мировых авиационных рекордов скороподъёмности и высоты полёта.

28 сентября 1988 года Николай Садовников катапультировался из неуправляемого и штопорящего Су-27К (Т-10К-1), находясь вниз головой в условиях отрицательной перегрузки. В результате этого катапультирования он повредил позвоночник, долго лечился и был списан с лётной работы.

С 1989 года работал на наземной должности — заместителем начальника лётной службы ОКБ имени П.О.Сухого. Помогал «вставать на крыло» молодым лётчикам-испытателям.

Старший товарищ Николая Федоровича В.С.Ильюшин в свое время заметил: «Лётчик — не просто профессия, это склад души и ума. Лётчик, переставший летать, все равно не становится «бывшим». Просто он становится по тем или иным причинам не летающим сегодня. У нашей профессии нет прошедшего времени. Считаю ее вечной…»

22 июля 1994 года Николая Фёдоровича не стало. Сказались многолетние нервные перегрузки и полученные травмы.

Садовников похоронен на Островецком кладбище Раменского района Московской области. Память Николая Фёдоровича увековечена в городе Жуковском. Его имя присвоено средней школе № 8, во дворе которой сооружён бюст Героя, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска в городе Жуковском на доме, где жил Н.Ф.Садовников.

Награды:
— За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Садовникову Николаю Фёдоровичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11588);
— орден Ленина (1988 г.);
— орден Трудового Красного Знамени (1982 г., «за большие трудовые заслуги, проявленные при испытаниях новой авиационной техники»);
— медали;
— грамота Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту» (награждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года «за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан» с вручением нагрудного знака «Воину-интернационалисту»);
— Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989 г.), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.).

Список источников:
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
Сайт памяти Николая Садовникова (http://www.nsadovnikov.su/Испытатель/История-жизни).



 

Возможно, будет полезно почитать: