Меринский А.М.

Ответы к школьным учебникам

Жизнь великого русского поэта М.Ю. Лермонтова с момента его рождения была омрачена тяжелой семейной драмой. Его мать Мария Арсеньева принадлежала по материнской линии к знатному аристократическому роду Столыпиных, богатых, влиятельных, всегда занимавших высокие государственные посты в Российской империи. Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, твердо знала, что и зять ее будет из такого же славного и богатого рода. Однако жизнь распорядилась иначе. Мария, относившаяся к типу мечтательных и излишне впечатлительных барышень, начитавшаяся сентиментальных романов, влюбилась и вышла замуж за обедневшего помещика неизвестного роду-племени, старше ее на восемь лет, красивого и статного* но не способного дать своим будущим детям ни богатства, ни титула, ни, что было самым главным, знатной родословной. Согласно семейному преданию, род Лермонтовых ведет свое происхождение от шотландского барда-сказителя Томаса Лермонта. Его потомки чаще всего поступали наемниками в армии разных правителей; один из них оказался в России в армии Михаила Романова, верно служил ему, за что и был пожалован царем дворянством и землями под Тулой. (Позже юный Лермонтов услышит от отца легенду о том, что шотландские его предки ведут свой род от знатного испанского герцога Франсиско Лермы, занимавшего высокое положение при дворе испанского короля Филиппа III и бежавшего в Шотландию после смерти короля.) Михаил Лермонтов поверил в эту легенду. Бабушка не поверила и презирала своего незнатного зятя. Мало того, после смерти дочери (мать Лермонтова умерла от чахотки, когда маленькому Мише было чуть больше двух лет) бабушка выдвинула зятю условие: все ее богатство и знатные титулы перейдут к внуку, если его отец откажется от всех прав на сына и будет видеться с ним лишь по ее разрешению. Отец к этому времени увяз в долгах и не мог дать сыну должного образования и высокого положения. Он вынужден был согласиться, обрекая Михаила на полное сиротство. И если ласку матери могла заменить любовь бабушки, то отца ему не заменил никто. Редкие встречи по праздникам еще больше усугубляли одиночество, боль от которого не раз выльется в горькие строчки: «Ужасная судьба отца и сына // Жить розно и в разлуке умереть...»

2. Какое образование получил писатель?

Бабушка, бесконечно любившая своего единственного внука, понимала, как важно дать ему хорошее образование. Она не жалела никаких средств для того, чтобы нанять внуку самых лучших учителей из Москвы и Петербурга. Он получил великолепное домашнее образование, знал несколько языков, прекрасно играл в шахматы, играл на фортепиано и скрипке, сочинял музыку, великолепно рисовал, писал стихи, рано начал заниматься переводами с разных языков, много читал. Подлинным его кумиром стал английский поэт-романтик Дж. Байрон. По просьбе бабушки Михаил был зачислен в Московский благородный пансион - привилегированное учебное заведение для детей аристократии. Он хорошо учился, много писал. В 1830 году он поступает в Московский университет, из которого был отчислен.в 1832 году за пропуски занятий. Лермонтова возмущала атмосфера, царившая в университете: доносы, слежка, проследование за свободомыслие. Лермонтов решает делать военную карьеру и уезжает в Петербург, где поступает в юнкерскую школу. Два года однообразных будней, муштры и казармы, тех же доносов, слежки и никакого свободомыслия.

3. Почему Михаил Юрьевич решил делать военную карьеру? Как его принимали в аристократическом обществе Москвы и Петербурга?

Исключенный из Московского университета, Лермонтов попытался поступить в Петербургский университет - ему было отказано. По совету знакомых он поступил в юнкерскую кавалерийскую школу, которая готовила будущих офицеров. Многие из них после школы служили в лейб-гвардии гусарском полку, стоявшему в Царском Селе, почти в Петербурге. Это привлекало Лермонтова. К тому же офицерство всегда было особой средой, среди них было много людей с передовыми взглядами, из этой среды, как известно, вышли многие декабристы. К сожалению, время было другое. Учеба в юнкерской школе характеризуется как «два страшных года», отданные бессмысленной муштре и парадам, пребыванию в казарме, где запрещалось читать даже художественную литературу. Но и здесь ночами, прячась в дальних классах, Лермонтов читал или писал. После окончания юнкерской школы Михаил Лермонтов становится корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В этом привилегированном полку несли военную службу представители самых известных аристократических семей России. Очень быстро он входит в высшее общество, где приобретает репутацию «светского льва», пользуется успехом у дам. В этом обществе у него немало друзей, но и врагов не меньше: его злого язвительного языка боятся многие.

4. Назовите адресатов любовной лирики поэта. В чем своеобразие лермонтовской трактовки этой темы?

Большое место в поэзии М. Лермонтова занимает любовная лирика. Надо сказать, что даже в ранний период своего творчества эти стихотворения обнаруживают такое богатство содержания, что становятся похожими на миниатюрный «лирический роман» со своим сюжетом, глубоким философским обобщением, выражающим позицию автора. И даже адресованные конкретному человеку - В. Лопухиной, Е. Сушко- вой, Н. Ивановой и другим женщинам, они не всегда посвящены только конкретному событию или отношениям поэта с адресатом стихотворного послания: Лермонтов раздвигает рамки стихотворения, «прививает» ему ростки иных жанров. Такова, например, миниатюра «Нищий», адресованная Е.Н. Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Из них лишь последняя непосредственно обращена к адресату. Две же первые представляют самостоятельную картину. Вспомним стихотворение.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Скрытый лиризм произведения обнаруживает себя в последнем четверостишии, где поэт выражает свои чувства, «навек обманутые» возлюбленной. Страдания нищего оттеняют страдания лирического героя, который обманут любимой, как нищий - жестокими людьми. В стихотворении о любви возникает глубокая философская тема отношения людей к страданию другого человека. Любовная лирика Лермонтова, в основном, носит трагический характер. Начало этой трагической ноте положила несчастная любовь поэта к Вареньке Лопухиной, которая была его музой и которой он адресовал много стихов (часто они скрывают адресата под буквой «К...»): «Не привлекай меня красой...», «Мы снова встретились с тобой...», «Расстались мы, но твой портрет...» и многие другие.

5. В чем особенность творческой манеры Лермонтова-романтика? Раскройте тему на примере конкретных произведений.

В ранний период творчества (до 1837 г.) Лермонтов в основном выступает как поэт-романтик. Его юношеская лирика - это поэтический дневник человека, углубленного в познание самого себя, противопоставляющего себя обществу, окружающей его пошлой и ничтожной жизни. В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы свой души, талант и знания. «Мне нужно действовать, я каждый день // Бессмертным сделать бы желал...», - заявляет молодой поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Среди огромного количества стихов этого периода - «Парус», «Я жить хочу! хочу печали», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Жалоба турка», «Предсказание», «Наполеон», «Мой демон», «Монолог», «Один среди людского шума...», «Одиночество» и др. Вершиной лермонтовского романтизма стали кавказские поэмы «Демон» и «Мцыри». И в них романтический герой ощущает себя «избранным». И хотя душа его стремится обрести покой и гармонию, он не в силах избавиться от мучительного одиночества, которое становится расплатой за независимость и свободу. Героя переполняют взаимоисключающие чувства - тоска по невозможному и озлобленность на окружающий мир. Романтический герой у поэта - это вечный оппозиционер. В одном из лучших стихотворений этого периода «Нет, я не Байрон, я другой...» поэт противопоставляет себя Байрону, толпе, океану жизни, самому Богу, восстает против всего мира. Он, подобно парусу, «гонимый миром», плывет по жизни, лишенной для него цели и смысла.

6. Как связан с жизнью и творчеством поэта Кавказ?

Вся жизнь Михаила Лермонтова так или иначе связана с Кавказом. Одним из самых ярких событий детства стала первая поездка на Кавказ, куда бабушка повезла внука поправить его слабое здоровье. Он полюбил Кавказ, его величественную девственную природу, наблюдал с интересом нравы горцев, их праздники, игры, легенды и предания. На Кавказе поэт испытал и первую влюбленность в «девочку лет девяти... ее образ и теперь еще хранится в голове моей...» - напишет он позднее в дневнике. Кавказская тема станет наиболее значимой в творчестве писателя, произведения о Кавказе займут большое место среди ранних романтических произведений: четырнадцатилетний Лермонтов напишет поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», целый ряд стихотворений. Произведения о Кавказе Лермонтов создавал в разные годы уже будучи воспитанником университетского пансиона, студентом Московского университета, юнкером в школе. Кавказ станет местом действия его «вершинных произведений» - поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени». По злой иронии судьбы именно Кавказ станет местом ссылки, военной службы и гибели поэта.

7. В каких поступках и стремлениях лермонтовский Демон несет черты героя «высокого» романтизма?

Поэму «Демон» можно назвать одной из вершин « высокого » романтизма в русской поэзии и делом всей жизни Лермонтова. Он задумал поэму в 9 лет, а к концу жизни написал уже 7 ее редакций. Романтический образ Демона - носителя вселенского зла - привлекал поэта, как и многих других писателей и поэтов. Лермонтов по-новому взглянул на этот образ. Он увидел в нем страдающую душу, которая жаждет любви и перерождения в носителя добра. Своей любовью к Тамаре он пытается искупить свой грех и избавиться от вечного одиночества: «Хочу я с небом примириться, // Хочу любить, хочу молиться, // Хочу я веровать добру». Но Демон обречен оставаться носителем зла, обречен на вечное скитание Богом-отцом за свою непомерную гордость. Законы мироздания сильнее желания гордой личности переродиться. Уязвленный тем, что ангел забирает на небо душу Тамары, которую он считал своей, «...проклял Демон побежденный // Мечты безумные свои, // И вновь остался он, надменный, // Один, как прежде, во вселенной // Без упованья и любви!..»

8. Расскажите о военной службе Лермонтова. В каких произведениях писателя и каким образом отразилась военная тема?

Начинал свою военную службу М. Лермонтов в лейб-гвардии гусарском полку, где служили представители самых знатных аристократических семей. С виду погруженный в шумную, сначала юнкерскую, а потом и офицерскую жизнь с ее грубоватыми «шалостями и буйными развлечениями», затем в жизнь светскую, Лермонтов скоро ощутит отвращение к этой пустой и скучной суете. Он тщательно скрывает от посторонних свою духовную жизнь, много читает и пишет («Боярин Орша», «Маскарад», пьеса «Два брата», роман в стихах «Сашка», роман в прозе «Княгиня Литовская», многочисленные стихотворения). Стремительные изменения в жизни и военной службе произойдут 20 февраля 1837 года: после появления стихотворения «Смерть Поэта» он будет арестован и отправлен на гауптвахту, а потом переведен в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе; потом, по просьбе бабушки, его переведут в гусарский полк, стоящий вблизи Пскова. Прослужит он там не более двух месяцев. Император изъявит волю, даст полное прощение «корнету Лермонтову» и согласится на его восстановление в лейбгвардии гусарском полку. Служба в этом полку не доставляла особых хлопот и позволяла много работать над произведениями «Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова», новыми редакциями «Демона», стихотворениями «Дума», «Поэту» и другими. Но участие Лермонтова в «кружке шестнадцати», дуэль с сыном французского посланника Баранта снова все изменят в его жизни. Решением самого царя Николая I поручик Лермонтов переводится в Тенгинский пехотный полк и должен отбыть в места боевых действий на Кавказе. Обстановка там была слишком сложной, но Лермонтов был храбрым офицером, не боялся смерти и даже возглавил отряд, весьма успешно воевавший с горцами. Вскоре он был представлен и к переводу в гвардию, и к ордену святого Владимира III степени, и к именному золотому оружию с надписью «За храбрость». Однако ни одно это представление царь Николай I не поддержал. Предоставленный отпуск был прерван, и поэт должен был отбыть на службу в течение 48 часов. Больше вернуться в Петербург он не смог. Военная тема отразилась во многих произведениях: «Бородино», «Сон», «Завещание», «Два великана», «Герой нашего времени», «Валерик» и др.

9. В каком эмоциональном состоянии находился Михаил Юрьевич во время последнего отпуска в столице?

Свой последний отпуск Лермонтов получил благодаря постоянным хлопотам бабушки. Целых два месяца он мог провести в Петербурге. Все складывалось, казалось, благоприятно для поэта. Он смог увидеть вышедший в октябре 1840 года свой первый сборник, в который вошли его лучшие стихи; в феврале вышло второе издание «Героя нашего времени». В журнале «Отечественные записки» была напечатана статья В. Белинского, в которой он назвал Лермонтова первым поэтом и продолжателем пушкинской традиции в русской литературе. По воспоминаниям близких людей, в это время поэт был по-настоящему счастлив.
Его везде отлично принимали: и в светском обществе, и в литературных салонах. Лермонтов заслужил своим творчеством признание публики и интерес к себе как к талантливому русскому писателю. Но счастье оказалось недолгим. Были отклонены ходатайства о награждении Лермонтова за храбрость, проявленную на войне, потом отпуск был неожиданно прерван и поэту следовало в течение 48 часов покинуть Петербург и отбыть на Кавказ. Лермонтов уезжал разочарованный и озлобленный. Свидетельством его дурного настроения стало стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Он решает выйти в отставку и заняться только литературным творчеством. Накануне отъезда Лермонтов побывал у гадалки, которая сказала, что в Петербург он больше не вернется и что его ждет совсем другая отставка.

10. Расскажите о последней дуэли поэта. Где похоронен Лермонтов?

Можно только догадываться, в каком настроении Лермонтов прибыл в Ставрополь 9 мая 1841 года. Ему следовало ехать к месту боевых действий, но он уговорил своего друга и двоюродного брата Александра Столыпина бросить жребий и довериться судьбе. Судьба выбрала Пятигорск, словно вела поэта к роковой развязке.
В Пятигорске Лермонтов встретил своего знакомого по юнкерской школе Николая Мартынова. На одном из вечеров в доме генерал-лейтенанта Верзилина, у которого собиралась аристократическая молодежь, между Лермонтовым и Мартыновым произошла ссора. Лермонтов, не испытывая к Мартынову неприязни, тем не менее зло пошутил над ним. Мартынов, обидчивый и мстительный, расценил это как оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль. Все присутствующие приняли это за глупую шутку: Лермонтов был известным стрелком, Мартынов стрелял плохо. Друзья даже привезли к месту дуэли ящик шампанского, чтобы выпить за примирение. Секунданты уже хотели развести дуэлянтов, как Лермонтов сказал: «Я в этого дурака стрелять не буду» - и выстрелил в воздух. Мартынов же выстрелил в Лермонтова. Его пуля пробила сердце и легкое поэта, он умер практически сразу. Вскоре разразилась небывалая гроза, которая не дала возможности увезти тело Лермонтова в Пятигорск. Лишь несколько часов спустя он был перевезен в город. В 1842 году по личному разрешению царя бабушка перевезла прах поэта в свое поместье Тарханы.

Стихотворения этого времени

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко.

Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком - знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.

В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польской революции. В 1830 году Лермонтов написал стихотворение «Пророчество» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).

Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведенных в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало и он под влиянием петербургских родственников, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаньям бабушки. Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания».

Юнкерский разгул и забиячество доставили ему теперь самую удобную среду для развития, каких угодно «несовершенств». Лермонтов ни в чём не отставал от товарищей, являлся первым участником во всех похождениях - но и здесь избранная натура сказывалась немедленно после самого, по-видимому, безотчётного веселья. Как в московском обществе, так и в юнкерских пирушках Лермонтов умел сберечь свою «лучшую часть», свои творческие силы; в его письмах слышится иногда горькое сожаление о былых мечтаниях, жестокое самобичевание за потребность «чувственного наслаждения». Всем, кто верил в дарование поэта, становилось страшно за его будущее. Верещагин, неизменный друг Лермонтова, во имя его таланта заклинал его «твердо держаться своей дороги». Лермонтов описывал забавы юнкеров, в том числе эротические, в своих стихах. Эти юношеские стихи, содержавшие и нецензурные слова, снискали Лермонтову первую поэтическую славу.

В 1832 году в манеже Школы гвардейских подпрапорщиков лошадь ударила Лермонтова в правую ногу, расшибив её до кости. Лермонтов лежал в лазарете, его лечил известный врач Н.Ф. Арендт. Позже поэт был выписан из лазарета, но врач навещал его в доме Е.А. Арсеньевой.

  • Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 г.
  • Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсентьева, происходила из рода Столыпиных. Умерла в возрасте 21 года.
  • Бабушка Лермонтова, Е.А.Арсеньева, после смерти дочери вырастила внука.
  • Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан в отставке, происходил из рода обедневших дворян. После смерти жены, рассорившись с тещей, оставляет ей сына и уезжает.
  • Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области, в именье бабушки. Несколько раз Арсентьева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.
  • Лермонтов получил прекрасное домашнее образование – бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками. 1827 год – Е.А. Арсентьева с внуком переезжают в Москву.
  • 1828 – 1830 годы – Михаил Лермонтов учится в Московском университетском благородном пансионе в статусе полупансионера, получает гуманитарное образование. Во время учебы начинает писать стихи, которые впервые выходят в альманахе воспитанников пансиона «Цефей». Под влиянием Байрона пишет «байронические поэмы»: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар» и др. Задумывает поэму «Демон», в 1829 году пишет первую ее редакцию. Всего редакций «Демона» будет множество, поэт работал над ним почти до конца жизни.
  • В этот же период, будучи воспитанником Благородного пансиона, Лермонтов знакомится с семейством Лопухиных. В этой семье было четверо детей; с сыном Алексеем Михаил Лермонтов позже будет дружить, а дочь Варвара вскоре станет главной музой поэта.
  • 1830 год – Лермонтов начинает учиться на нравственно-политическом отделении Московского университета. В этот период он активно пишет лирические стихотворения, поэмы и драмы. Первое из известных напечатанных стихотворений поэта «Весна» вышло в журнале «Атеней» в этом же году.
  • Осень 1831 года – Лермонтов начинает общаться с Варварой Лопухиной.
  • 1832 год – Лермонтов оставляет Московский университет. О причинах этого поступка до сих пор спорят биографы, но считается, что поводом послужило поведение самого Лермонтова, который пререкался с профессорами и вел себя на занятиях крайне непочтительно. Как бы то ни было, заявление поэт подал сам, официально его не отчисляли.
  • За два года учебы в Университете Лермонтов активно занимался литературой, давно осознав, что это его призвание. Поэтом были перепробованы многие жанры, в том числе элегия и романс. В это время была написана драма «Странный человек», и критики склонны приписывать этому произведению автобиографический характер.
  • Этот же год – Лермонтов переезжает в Петербург. Задумываясь о продолжении образования, обращается в Петербургский университет. Однако выясняется, что обучение придется начинать заново, в первого курса. Подумав, поэт отказался – ему не хотелось терять два года. Он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  • 1832 – 1834 годы – учеба в Школе гвардейский подпрапорщиков, куда поэт зачислен на правах вольноопределяющегося унтер-офицера лейб-гвардии Гусарского полка. По собственному выражению поэта, это было «два страшных года». Несмотря ни на что, творчество Лермонтов не бросает, хотя пишет уже не так интенсивно. В рукописном журнале юнкеров «Школьная заря» публикуются стихотворения «Уланша», «Петергофский праздник» и др. в этот же период Лермонтов работает над романом «Вадим».
  • По окончании службы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Много времени проводит в Петербурге, легко входит в высшее общество, очаровывает дам, со временем приобретает репутацию светского льва. Однако отношение к обществу у поэта двоякое. В 1835 году написан «Маскарад», по выражению самого автора, «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». При этом Лермонтов прекрасно понимал, что «Маскараду» не стоит даже пытаться пройти театральную цензуру. Он начинает работу над романом «Княгиня Лиговская».
  • 1835 год – опубликована повесть М.Ю. Лермонтова «Хаджи-Абрек». Появление этого произведения в печати, произошло практически случайно: один из друзей поэта втайне от него отнес рукопись в издательство. Лермонтов был недоволен.
  • Этот же год – Варвара Лопухина, давняя возлюбленная Лермонтова, выходит замуж за другого. Лермонтов подавлен, но не перестает ее любить.
  • 1837 год – узнав о гибели А.С. Пушкина , Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». Отношение к этому произведению в обществе сложилось неоднозначное: простой народ был в восторге, высший же свет счел «Смерть поэта» призывом к революции. Против автора завели дело.
  • Лермонтов был арестован. Возмущенный император отправил к поэту старшего медика гвардейского корпуса «посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». По воспоминаниям одного из современников, под арестом Лермонтов продолжал писать, причем делал это на бумаге, в которой ему приносил обед камердинер, с помощью чернил из вина и сажи. Возможно, именно так были написаны стихотворения «Кто б ни был ты, печальный мой сосед...», «Узник», «Молитва»…
  • Высочайшим повелением Михаил Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. По дороге на любимый Кавказ, поэт задержался в Москве, которая как раз готовилась к празднованию 25-летия Бородинского сражения. Так появилось стихотворение «Бородино».
  • 1838 год – связи бабушки и ходатайство В. Жуковского позволили перевести опального поэта в Новгород, в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Успев заехать в Петербург, Лермонтов передает Жуковскому рукопись поэмы «Тамбовская казначейша», которая вскоре была напечатана в «Современнике».
  • Ходатайства за Лермонтова были продолжены, и он был переведен на свое первое место службы – в Царское Село. Поэт возвращается в высший свет. В этом году выходят из печати «Песня про царя Ивана Васильевича...» (за подписью «-въ», так как полное имя автора цензура не пропустила), стихотворения «Кинжал», «Дума» и др. Также Лермонтов начинает работу над произведением «Герой нашего времени».
  • 1839 год – Лермонтов входит в литературное общество Петербурга, посещает вечера, общается с Тургеневым , Белинским, который видит в нем «надежду русской литературы».
  • Начало 1840 года – в «Литературной газете» напечатано стихотворение «И скучно, и грустно…».
  • Февраль 1840 года – Лермонтов становится участником дуэли с сыном французского посла Э.Барантом. Формально причиной были некие резкости, а также остроты, которые во время разговора позволил себе Михаил Юрьевич. Дуэль проходила за Черной речкой, дрались на саблях. Лермонтов был легко ранен.
  • Поэт был арестован за дуэль, но строгое наказание ему не грозило. По собственному выражению императора, за дуэль с французом можно снять с зачинщика три четверти вины. Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказ.
  • По дороге в ссылку Лермонтов снова немного задержался в Москве, где присутствовал на именинном обеде у Гоголя . Имениннику и его друзьям поэт читал отрывок из своей новой поэмы «Мцыри».
  • На Кавказе Лермонтов участвует в боевых действиях. Сражение на речке Валерик, было описано им в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…».
  • В этом же, 1840-м, году выходит «Герой нашего времени».
  • Начало 1841 года – Лермонтов приезжает в Петербург, получив двухмесячный отпуск. Вскоре в Петербург приходит рапорт командира Отдельного кавказского корпуса о том, что Лермонтова следовало бы приставить к награде за мужество, проявленное в сражениях и участие в экспедиции в Малой Чечне осенью 1840 года. Император в награде отказал и лично вычеркнул имя поэта из списков.
  • Друзья позаботились о том, чтобы отпуск был продлен и поэт смог остаться в Петербурге подольше. Поэт не возражал, более того, по истечении выхлопотанного срока в полк не поехал. Генералу пришлось приказать ему покинуть Петербург в течение 48 часов. Лермонтов подчиняется. В последние часы пребывания в столице он пишет стихотворение «Прощай, немытая Россия…».
  • На пути в полк Лермонтов задерживается в Пятигорске, так как заболевает по дороге и получает разрешение остаться на водах для лечения. Пишет стихи «Сон», «Утес», «Листок», «Пророк» и др.
  • В Пятигорске происходит ссора между Лермонтовым и его товарищем по юнкерской школе Н.С. Мартыновым.
  • 15 июля 1841 года – состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Лермонтов погиб. Был похоронен в Пятигорске; через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в с. Тарханы и погребен в семейном склепе Арсентьевых.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

    Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

    Чинопоследование

    Таинство

    Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

    Александровский

    Андреевский

    Владимирский

    Георгиевский

    Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

    Благовещение

    Крещение Господне

  1. Рождество Христово

    Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

    На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

    Воскресение

  1. Понедельник

    Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

    Двенадцать

  1. Одиннадцать

    Четырнадцать

    С греческого языка это слово переводится как «книги»:

  1. Евангелие

    В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

    Владимирский собор (Херсонес Таврический)

    Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

    Собор святого Александра Невского (Ялта)

    Храм Воскресения Христова (Форос)

    Как называется день накануне Рождества Христова?

  1. День молитвы

    Сочельник

    Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

    Вверху всегда есть крест

    На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

    Строение храма всегда кубической формы

    Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2. Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

Подробное решение Страница 180-196стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009

1. Расскажите о семейной драме Лермонтовых.

Тяжелая семейная драма М.Ю.Лермонтова наложила отпечаток на всю его жизнь и судьбу. Его мать Мария Арсеньева принадлежала по материнской линии к знатному аристократическому роду Столыпиных, богатых, влиятельных, всегда занимавших высокие государственные посты в Российской империи. Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, твердо знала, что и зять ее будет из такого же славного и богатого рода. Однако жизнь распорядилась иначе. Мария, относившаяся к типу мечтательных и излишне впечатлительных барышень, начитавшаяся сентиментальных романов, влюбилась и вышла замуж за обедневшего помещика неизвестного роду-племени, старше ее на восемь лет, красивого и статного, но не способного дать своим будущим детям ни богатства, ни титула, ни, что было самым главным, знатной родословной.

После свадьбы молодые переезжают в Тарханы, родовое имение Арсеньевых, однако их семейная жизнь не сложилась. Исследователи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова строили много гипотез относительно этого. Наиболее часто называют «недовольство Е.А. Арсеньевой браком дочери... и охлаждение Юрия Петровича к жене». Отношения Юрия Петровича с Елизаветой Алексеевной еще более обострились после смерти Марии Михайловны, матери маленького Михаила, в 1817 г. Юрий Петрович уезжает из Тархан в свое имение Кропотово, а сына оставляет на воспитание у бабушки: таково было ее условие в завещании (некоторые биографы М.Ю. Лермонтова считают, что за отказ от воспитания сына Юрий Петрович получил от Е.А. Арсеньевой 25 тысяч рублей. Однако этот факт не доказан).

Отец к этому времени увяз в долгах и не мог дать сыну должного образования и высокого положения. Он вынужден был согласиться, обрекая Михаила на полное сиротство. И если ласку матери могла заменить любовь бабушки, то отца ему не заменил никто. Редкие встречи по праздникам еще больше усугубляли одиночество, боль от которого не раз выльется в горькие строчки: «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть...». Юрий Петрович любил сына, он виделся с ним в Кропотове в 1827 году, а потом каждый год в Москве. К сожалению, до нас не дошла переписка М.Ю. Лермонтова с отцом. Известно только завещание Юрия Петровича, в котором нашла выражение его горячая любовь к сыну и ответная любовь, нежное отношение Михаила к отцу, понимание Юрием Петровичем таланта сына. Вот фрагмент из этого завещания: «... ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это т а л а н т, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!... Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь, твое ко мне внимание». Одни только обращения отца к сыну: «любезнейший сын мой», «бесценный друг» говорят о нежном и любовном отношении Юрия Петровича к разлученному с ним сыну.

2. Какое образование получил писатель?

Бабушка не жалела никаких средств для того, чтобы нанять внуку самых лучших учителей из Москвы и Петербурга. Он получил великолепное домашнее образование, знал несколько языков, прекрасно играл в шахматы, играл на фортепиано и скрипке, сочинял музыку, великолепно рисовал, писал стихи, рано начал заниматься переводами с разных языков, много читал. Лермонтов увлёкся творчеством поэта-романтика Дж. Байрон. Михаил был зачислен в Московский благородный пансион - привилегированное учебное заведение для детей аристократии. Он хорошо учился, много писал. В 1830 году он поступает в Московский университет, из которого был отчислен в 1832 году за пропуски занятий. Лермонтова возмущала атмосфера, царившая в университете: доносы, слежка, проследование за свободомыслие. В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще.

В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

3. Почему Михаил Юрьевич решил делать военную карьеру? Как его принимали в аристократическом обществе Москвы и Петербурга?

После отказа из Петербургского университета по совету знакомых он поступил в юнкерскую кавалерийскую школу, которая готовила будущих офицеров. Многие из них после школы служили в лейб-гвардии гусарском полку, стоявшему в Царском Селе, почти в Петербурге. Это привлекало Лермонтова. К тому же офицерство всегда было особой средой, среди них было много людей с передовыми взглядами, из этой среды, как известно, вышли многие декабристы. Но в тот период время было уже другим. Учеба в юнкерской школе характеризуется как «два страшных года», отданные бессмысленной муштре и парадам, пребыванию в казарме, где запрещалось читать даже художественную литературу. Но и здесь ночами, прячась в дальних классах, Лермонтов читал или писал. После окончания юнкерской школы Михаил Лермонтов становится корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В этом привилегированном полку несли военную службу представители самых известных аристократических семей России. Очень быстро он входит в высшее общество, где приобретает репутацию «светского льва», пользуется успехом у дам благодаря своему обаянию и острому уму. В этот период у него появляется много друзей, но и не меньше врагов.

4. Назовите адресатов любовной лирики поэта. В чем своеобразие лермонтовской трактовки этой темы?

Любовная лирика занимает в творчестве Лермонтова объёмный период. Эти стихотворения отличаются богатством содержания и становятся похожими на миниатюрные «лирические романы» со своим сюжетом, глубоким философским обобщением, выражающим позицию автора. Адресованные конкретному человеку - В. Лопухиной, Е. Сушковой, Н. Ивановой и другим женщинам, они не всегда посвящены только конкретному событию или отношениям поэта к ним.Лермонтов раздвигает рамки стихотворения, «прививает» ему ростки иных жанров. Такова, например, миниатюра «Нищий», адресованная Е.Н. Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Из них лишь последняя непосредственно обращена к адресату. Две же первые представляют самостоятельную картину. Вспомним стихотворение.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Лишь в последнем четверостишии мы чувствуем скрытый лиризм произведения обнаруживает себя в последнем четверостишии. Здесь поэт выражает свои чувства, обманутые любимой. Страдания нищего оттеняют страдания лирического героя, который обманут любимой, как нищий - жестокими людьми. И кажется в простом стихотворении о любви возникает глубокая философская тема отношения людей к страданию другого человека. Любовная лирика Лермонтова, в основном, трагична. Причиной этому была несчастная любовь поэта к Вареньке Лопухиной, которая была его музой и которой он адресовал много стихов (часто они скрывают адресата под буквой «К...»): «Не привлекай меня красой...», «Мы снова встретились с тобой...», «Расстались мы, но твой портрет...» и многие другие.

Поэт видит невозможность счастливых отношений и сознательно удаляется от этой любви от мира, окружая себя романтическим ореолом мученичества:

Душа моя должна прожить в земной неволе

Недолго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Отчужденность от мирских страстей подчеркивается поэтом в тексте стихотворения следующей строкой: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом».

Для поэта не существует понятия скоротечной, приземленной любви - это чувство единственно вечно и прекрасно. Иногда он отходит в сторону от своих верований, но эти строки - минутная слабость поэта:

У ног других не забывал

Я взор твоих очей.

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней.

5. В чем особенность творческой манеры Лермонтова-романтика? Раскройте тему на примере конкретных произведений.

До 1837 г. творчество Лермонтова развивается под воздействием романтизма. Его юношеская лирика - это размышления человека, углубленного в познание самого себя, противопоставляющего себя обществу, окружающей его пошлой и ничтожной жизни. Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы свой души, талант и знания. «Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал...», - заявляет молодой поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Среди огромного количества стихов этого периода - «Парус», «Я жить хочу! хочу печали», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Жалоба турка», «Предсказание», «Наполеон», «Мой демон», «Монолог», «Один среди людского шума...», «Одиночество» и др. яркими примерами романтизма в творчестве Лермонтова стали поэмы «Демон» и «Мцыри». В этих произведениях романтический герой ощущает себя «избранным». И хоть душа его стремится обрести покой и гармонию, он не в силах избавиться от мучительного одиночества, которое становится расплатой за независимость и свободу. Героя переполняют взаимоисключающие чувства - тоска по невозможному и озлобленность на окружающий мир. Романтический герой у поэта - это вечный оппозиционер. В знаковом стихотворений этого периода «Нет, я не Байрон, я другой...» поэт противопоставляет себя Байрону, толпе, океану жизни, самому Богу, восстает против всего мира. Слвоно парус, гонимый всеми, плывет по жизни, лишенной для него цели, смысла, желаний.

6. Как связан с жизнью и творчеством поэта Кавказ?

Кавказ - красной нитью проходит сквозь жизнь и судьбу Михаила Лермонтова. В детства он первые попал сюда и был поражен и восхищен. Здесь он находился для поправки его слабого здоровья. Кавказ навсегда остался глубоко в сердце, его величественная природа, нравы горцев, их праздники, игры, легенды и предания. Здесь Лермонтов испытал и первую влюбленность в «девочку лет девяти... ее образ и теперь еще хранится в голове моей...» - напишет он позднее в дневнике. Именно кавказская тема станет преобладающей в творчестве писателя. Эти произведения займут большое место среди ранних романтических произведений. Уже в 14 лет Лермонтов создаст поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек». Произведения о Кавказе Лермонтов создавал в самые разные периоды жизни: во время учебы в пансионе, в университете, будучи юнкером. Именно эта страна гор станет местом действия его яркой поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени». В Кавказе он будет отбывать ссылку, будет служить и погибнет на дуэли.

7. В каких поступках и стремлениях лермонтовский Демон несет черты героя «высокого» романтизма?

«Высокий романтизм» присущ поэме «Демон» и является ярким примером романтизма в русской поэзии. Известно, что он задумал это произведение еще в 9 лет, а к концу жизни написал уже 7 ее редакций. Романтический образ Демона - вселенского зла - привлекал поэта, как и многих других творцов. Но Лермонтов взглянул на этот образ по-иному. Он разглядел в нем страдающую душу, которая жаждет любви и перерождения в носителя добра. Вспыхнувшее чувство любви Тамаре – как возможность к искуплению своих грехов и избавление от вечного одиночества: «Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру». Но Демон обречен оставаться носителем зла, обречен на вечное скитание Богом-отцом за свою непомерную гордость. Законы вселенной сильнее желания гордой личности переродиться. Поэтому грустен и понятен итог -у язвленный тем, что ангел забирает на небо душу Тамары, которую он считал своей, «...проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..»

8. Расскажите о военной службе Лермонтова. В каких произведениях писателя и каким образом отразилась военная тема?

Военная служба Лермонтова началась в лейб-гвардии гусарского полка, где служили представители самых знатных аристократических семей. Лермонтов быстро разочаруется и ощутит отвращение к этой пустой и скучной суете юнкерской, а затем и офицерской жизни. Его духовая жизнь тщательно скрыта ото всех. Лермантов-творец много читает и пишет («Боярин Орша», «Маскарад», пьеса «Два брата», роман в стихах «Сашка», роман в прозе «Княгиня Литовская», многочисленные стихотворения). Однако после его стихотворения «Смерть Поэта» 20 февраля 1837 года его арстовали и отправили на гауптвахту. После этого он переведен в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе; потом, по просьбе бабушки, его переведут в гусарский полк, стоящий вблизи Пскова. Прослужит он там не более двух месяцев. Император изъявит волю, даст полное прощение «корнету Лермонтову» и согласится на его восстановление в лейбгвардии гусарском полку. Служба в этом полку не доставляла особых хлопот и позволяла много работать над произведениями «Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова», новыми редакциями «Демона», стихотворениями «Дума», «Поэту» и другими. Однако дуэль с сыном французского посланника Баранта, а также членство Лермонтова в «кружке шестнадцати» все изменят в его жизни. Решением царя Николая I поручик Лермонтов переводится в Тенгинский пехотный полк и должен отбыть в места боевых действий на Кавказе. Лермонтов был отважным офицером, зная о сложной обстановке на Кавказе, не боялся смерти и возглавил отряд, весьма успешно воевавший с горцами. За его храбрость его представляли к переводу в гвардию, к ордену святого Владимира III степени, к именному золотому оружию с надписью «За храбрость», но царь Николай I не поддержал эти представления. Военная тема отразилась во многих произведениях: «Бородино», «Герой нашего времени», «Валерик», «Сон», «Завещание», «Два великана».

9. В каком эмоциональном состоянии находился Михаил Юрьевич во время последнего отпуска в столице?

В двухмесячный отпуск в Петербурге Лермонтов попал благодаря постоянным хлопотам своей бабушки. В октябре 1840 года он смог увидеть свой первый сборник поэзии, куда вошли его лучшие произведения; а в феврале вышло второе издание «Героя нашего времени». В журнале В.Белинский в журнале «Отечественные записки» назвал Лермонтова первым поэтом и продолжателем пушкинской традиции в русской литературе. Это принесло поэту настоящее ощущение радости и удовлетворения.

Его хорошо принимали в светском обществе, в литературных салонах. Однако длилось недолго. После отказа ходатайств о награждении Лермонтова за храбрость, проявленную на войне, отпуск был неожиданно прерван и поэту следовало в течение 48 часов покинуть Петербург и отбыть на Кавказ. Лермонтов покидал столицу разочарованный и озлобленный. Ярким проявлением его чувств стало стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Лермонтов думает об отставке с военной службы, для того, чтобы вплотную заняться творчеством. Однако, как известно, в Петербург ему не было суждено вернуться.

10. Расскажите о последней дуэли поэта. Где похоронен Лермонтов?

В Ставрополь 9 мая 1841 года поэт прибыл не в самом лучшем настроении. Ему нужно было отправляться к месту боевых действий, но он вместе с другом и двоюродным брата Александром Столыпиным решил бросить жребий и довериться судьбе. Так он попал в Пятигорск, где поэт встретил своего знакомого по юнкерской школе Николая Мартынова. На одном из вечеров в доме генерал-лейтенанта Верзилина они поссорились. Лермонтов, не испытывая к Мартынову неприязни, тем не менее зло пошутил над ним. Мартынов, обидчивый и мстительный, расценил это как оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль. Все присутствующие приняли это за глупую шутку: Лермонтов был известным стрелком, Мартынов стрелял плохо.

Вот что вспоминает один из секундантов и друг поэта Александр Васильчиков: «в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут... ужинать.

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!"

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные. Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.» Вскоре разразилась небывалая гроза, которая не дала возможности увезти тело Лермонтова в Пятигорск. Лишь несколько часов спустя он был перевезен в город. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах, После разрешения царя в 1842 году по просьбе бабушки.



 

Возможно, будет полезно почитать: