Мероприятий по улучшению условий и. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда: образец

К.М. Деркач, М.Е. Борисов

ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ

Методические указания

ДОНЕЦК – 2007

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

КАФЕДРА ХОЛОДИЛЬНОЙ И ТОРГОВОЙ ТЕХНИКИ

В.В. Осокин, Ю.А. Селезнева, Л.В. Шаруга,

К.М. Деркач, М.Е. Борисов

ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ

Методические указания

к практической работе «Определение социально-экономической эффективности затрат на охрану труда

на предприятии (в учреждении, организации)»

для студентов всех специальностей и форм обучения

Утверждено на заседании кафедры

холодильной и торговой техники

Протокол № 16 от 17.12.2007г.

Одобрено учебно-методическим

советом ДонНУЭТ

Протокол № 3 от 27.12.2007г.

ДОНЕЦК – 2007

ББК 65.246я73

УДК (075.8)

Рецензенты:

д.т.н., проф., зав. кафедрой охраны труда

и аэрологии ДонНТУ Ю.Ф. Булгаков,

д.т.н., проф., зав. кафедрой компьютерных

систем мониторинга ДонНТУ Г.В.Аверин

О-92 Охрана труда в отрасли [текст]: метод. указания к практ. работе «Определение соц.-экон. эффективности затрат на охрану труда на предприятии (в учреждении, организации)» для студентов всех специальностей и форм обучения /В.В. Осокин, Ю.А. Селезнева, Л.В. Шаруга, К.М. Деркач, М.Е. Борисов; Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, каф. холодил. и торг.т. – Донецк: ДонНУЭТ, 2007. – 84с.

Методические указания разработаны в соответствии с «Методикой определения социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда», разработанной Национальным научно-исследовательским институтом охраны труда, Институтом экономики Национальной Академии наук Украины.

В методических указаниях приведены общие положения, касающиеся определения социально-экономической эффективности затрат на улучшение условий и повышение безопасности труда, а также методика соответствующих расчетов. При выполнении данной практической работы студенты решают конкретные задачи, оценивают эффективность затрат на охрану труда, приобретают навыки определения оптимального варианта положения средств предприятий на реализацию трудоохранных мероприятий. Практическая работа рассчитана на 8 часов, выполняется на ПЭВМ с использованием программы автоматических расчетов, разработанной авторами.

ББК 65.246я73

 Осокин В.В., Селезнева Ю.А., Шаруга Л.В.,

Деркач К.М., Борисов М.Е., 2007

 Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского, 2007

Введение

    Мероприятия по улучшению условий и повышению уровня безопасности труда…………………………………………………………

    Система показателей оценки эффективности мероприятий по улучшению условий и повышению уровня безопасности труда…………

    Характеристика затрат на реализацию мероприятий по улучшению условий и охране труда……………………………………………………

    Определение социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда……………………………………

4.1 Общие положения………………………………………………………..

4.2 Выбор источника финансирования……………………………………..

4.3 Расчет затрат на трудоохранные мероприятия………………………

4.4 Определение социальной эффективности трудоохранных мероприятий……………………………………………………………

4.5 Расчет эффективности капитальных затрат на реализацию трудоохранных мероприятий…………………………………………

4.6 Определение эффективности и выбор варианта инвестирования средств на улучшение условий и охрану труда………………………

    Практические ситуации……………………………………………………

Практическое задание 5.1………………………………………………………

Практическое задание 5.2………………………………………………………

Практическое задание 5.3………………………………………………………

Практическое задание 5.4………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………..

Приложение А. Исходная информация для выполнения расчетов по оценке социально-экономической эффективности инвестиций для реализации трудоохранных мероприятий……………………………………………………

Приложение Б. Критерии оценки знаний студентов по выполнению практических ситуаций по курсу «Охрана труда в отрасли»…………………

Приложение Г. Методические указания по установке программы Эффект_1.

ВВЕДЕНИЕ

Целью преподавания курса «Охрана руда в отрасли» является обучение студентов – будущих руководителей производства, организаторов экономической, финансовой, предпринимательской деятельности методам и средствам обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Программа курса предусматривает чтений лекций, проведение лабораторно-практических занятий, а также самостоятельную работу студентов. Формой итогового контроля по дисциплине «Охрана труда в отрасли» является экзамен.

В результате изучения дисциплины «Охрана труда в отрасли» студенты должны знать:

Основные положения трудового законодательства;

Особенности управления охраной труда на предприятиях отрасли;

Методы и средства нормализации санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях отрасли, методику оценки эффективности их реализации;

Принципы обеспечения безопасности производственного оборудования и производственных процессов на предприятиях отрасли;

Основы обеспечения пожарной безопасности в отрасли.

В формате реализации цели и задач курса «Охрана труда в отрасли» предусмотрено выполнение студентами практической работы «Определение социально-экономической эффективности затрат на охрану труда на предприятии (в учреждении, организации)».

В условиях рынка жизнедеятельность предприятия существенно зависит от прибыли. На прибыль промышленного предприятия влияет ряд факторов, основными из которых являются: объем выпускаемой продукции, ее структура, текущие затраты, уровень цен.

К текущим затратам относятся ряд затрат, связанных с эксплуатацией и обслуживанием техники, которая приобретается промышленным предприятием для улучшения условий и охраны труда.

Улучшение условий труда положительно влияет на самочувствие работников и их производительность. Совершенствование системы управления охраной труда снижает травматизм и уровень профессиональных заболеваний. Оба перечисленных процесса позволяют снизить текущие затраты, и, следовательно, - увеличить прибыль предприятия. Однако реализация трудоохранных мероприятий требует единовременных затрат или капитальных инвестиций.

Важно оценить экономическую и социальную эффективность инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий, чтобы обосновать целесообразность их реализации.

Для повышения эффективности практических занятий преподавателями кафедры холодильной и торговой техники разработана программа автоматических расчетов по четырем ситуациям, каждая из которых рассчитана на 2 часа аудиторных занятий в компьютерном классе:

Расчет показателей социальной эффективности трудоохранных мероприятий;

Расчет рентабельности инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий;

Расчет периода окупаемости инвестиций с учетом инфляции;

Расчет по обоснованию выбора более эффективного проекта реализации трудоохранных мероприятий.

В разработке программы автоматизированных расчетов принимал участие магистрант Борисов М.

Для того, чтобы студент мог самостоятельно изучить методику расчетов по оценке социально-экономической эффективности инвестиций на реализацию трудоохранных мероприятий, приведен пример расчетов по одному из вариантов, который в таблицах имеет название «базовый».

В приложении Б указаны критерии оценки знаний студентов. В приложении В дано разъяснение как студентам выполнять задание, используя предложенную программу расчетов по оценке социально-экономической эффективности трудоохранных мероприятий.

1.Мероприятия по улучшению условий и повышению

уровня безопасности труда

Оценка эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда является одной из основных задач управления охраной труда. Она необходима для принятия обоснованных управленческих решений, касающихся повышения уровня безопасности производства.

К мероприятиям по улучшению условий и охране труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, нейтрализацию или снижение отрицательного воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.

Безопасные и безвредные условия труда обеспечиваются путем:

Доведения параметров производственной среды до нормативного уровня (технические и технологические решения);

Защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Необходимо различать трудоохранные мероприятия на предприятиях (микроэкономический уровень) и на уровне отраслей, регионов, государства (мезоэкономический и макроэкономический уровни). В настоящих методических указаниях будут рассмотрены мероприятия на уровне предприятия.

Трудоохранные мероприятия на предприятии планируются и внедряются в соответствии с совместными рекомендациями государственных органов и профсоюзов, использующимися при формировании раздела «Охрана труда» в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре) .

В перечень указанных мероприятий на предприятии входят:

    разработка, изготовление и установка более эффективных инженерно-технических устройств безопасности (ограждения, блокировки, быстродействующие выключатели и т.п.);

    реконструкция системы естественного и искусственного освещения с целью достижения нормативных требований по освещенности рабочих мест;

    разработка, изготовление и монтаж новых, реконструкция имеющихся вентиляционных систем и устройств, установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства, а также в кабинах управления оборудованием;

    принятие и реализация конструкторских и организационных решений, направленных на включение или снижение до регламентированных уровней шума, вибрации, вредных излучений и других негативных факторов на рабочих местах;

    внедрение оборудования и устройств, обеспечивающих электробезопасность;

    применение в электрооборудовании устройств контроля состояния изоляции и способов сигнализации или выключения электрического питания в случаях ее повреждения;

    применение сигнальных цветов и знаков безопасности;

    использование специальных механизмов и устройств, обеспечивающих удобное и безопасное выполнение работ на высоте;

    реализация мероприятий по устранению непосредственного контакта работников с вредными веществами и материалами, выводу их из опасных зон, например, путем внедрения средств механизации, дистанционного управления, надежной герметизации оборудования;

    реконструкция на действующих предприятиях систем отопления с целью доведения температурного режима на рабочих местах до установленных средств;

    оборудование специальных площадок, сходов и установка других приспособлений для безопасного выполнения работ по ручному креплению контейнеров и других пакетованных грузов, открывания люков транспортных средств, обслуживания запорной арматуры, размещенной на высоте;

    расширение, реконструкция санитарно-бытовых помещений с целью доведения обеспеченности ими работников до действующих нормативов, оснащение этих помещений (гардеробных, душевых, комнат приема пищи и т.п.) современными инвентарем и устройствами.

Мероприятия по улучшению условий и охране труда делятся на одно- и многоцелевые. Одноцелевые мероприятия направлены полностью или главным образам на улучшение условий и охрану труда, многоцелевые (автоматизация технологических процессов, механизация ручных работ и т.п.) – на улучшение результатов производственной деятельности предприятий (рост производительности труда, повышение качества продукции и т.п.) и условий труда.

В настоящее время требуется усиление экономического анализа всех сторон деятельности нашего общества. Всюду, где возможно, необходимо более эффективно использовать производственный и научно-технический потенциал, материальные и трудовые ресурсы.

Средства, которые наше государство выделяет на улучшение условий труда, разработку и осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, кроме социального эффекта имеют и экономические результаты, выражающиеся в увеличении периода профессиональной активности трудящихся; росте производительности труда; сокращении потерь, связанных с травматизмом, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемостью; уменьшении текучести кадров; сокращении затрат на льготы и компенсации.

Увеличение периода профессиональной активности обусловлено тем, что улучшение условий труда сберегает здоровье трудящегося человека, продлевает жизнь и соответственно удлиняет период его профессиональной активности. В настоящее время вопрос этот приобрел большую актуальность в связи с недостатком трудовых ресурсов. Поэтому большое значение имеет использование остаточной трудовой активности пенсионеров по старости и инвалидов.

Неудовлетворительные условия труда приводят к тому, что определенное число работников заканчивает трудовую деятельность ранее наступления пенсионного возраста или меняет место работы. Наиболее низок процент занятости лиц старших возрастных групп в промышленности, строительстве, на автомобильном и железнодорожном транспорте, т. е. там, где ощущается наибольший дефицит рабочей силы.

Условия труда сильно влияют на повышение производительности труда. При благоприятных условиях труда работоспособность человека повышается, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Кроме того, повышается эффективность использования рабочего времени за счет снижения потерь рабочих дней, вызванных временной нетрудоспособностью работников.

По имеющимся данным, рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда. Многочисленные исследования свидетельствуют о большом влиянии освещенности рабочих мест на производительность труда. Также увеличивает производительность труда правильная организация рабочего места, продуманное использование музыки, рациональная окраска помещений и т. п. Производственный шум, превышающий допустимые уровни, снижает производительность труда на 3...15 и даже 20% в зависимости от его уровня, вида выполняемой работы и других факторов. Чем напряженнее труд, тем сильнее отрицательное влияние шума на его производительность.

Производительность труда резко падает при высокой температуре воздуха в помещении. Имеются данные о том, что к концу рабочей смены работоспособность у рабочих основных цехов металлургических производств падает при одновременном возрастании числа травм. Для повышения работоспособности наряду с улучшением условий труда большое значение имеет установление рациональных, научно обоснованных режимов труда и отдыха.

Улучшение эффективного фонда рабочего времени может быть достигнуто сокращением временной нетрудоспособности работников, вызванной различными заболеваниями и травмами. Улучшение условий труда, внедрение мероприятий по обеспечению безопасности труда приводит к снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, к уменьшению числа общих заболеваний и их продолжительности. Уменьшение средней длительности временной нетрудоспособности только на один день дает очень масштабный эффект. К потерям рабочего времени приводят и микротравмы, не вызывающие временную нетрудоспособность. При любой микротравме теряется 1,5...2 ч рабочего времени.

Улучшение условий труда и внедрение мероприятий по обеспечению его безопасности приводит к сокращению профессиональной, производственно-обусловленной заболеваемости и производственного травматизма, увеличивает эффективный фонд рабочего времени, приводя тем самым к существенному экономическому эффекту. К показателям экономической эффективности относят:

· снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;

· прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

· снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

· экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;

· снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

Улучшение условий труда сокращает текучесть кадров. Многочисленные социологические исследования последних лет показывают, что неблагоприятные условия труда играют значительную роль в решении работников переменить место работы. Число увольняющихся по причине неудовлетворенности условиями труда колеблется в зависимости от отрасли народного хозяйства и профессии, составляя в среднем по промышленности примерно 20%, а в строительстве -- более 25 %.

Еще одним резервом экономии материальных средств, связанных с улучшением условий труда, является сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях.

В настоящее время в нашей стране широко применяется система предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Сюда входит: сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск от 6 до 36 дней, лечебно-профилактическое питание, повышенные тарифные стоки, пенсии на льготных условиях (снижение на 5 или 10 лет пенсионного возраста, уменьшение требуемого стажа работы для назначения пенсии, увеличение ее размера). Сюда же можно отнести и бесплатную выдачу работающим средств индивидуальной защиты.

На предоставление льгот и компенсаций государство расходует огромные средства, которые значительно превосходят расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда. Как правило, затраты на льготы и компенсации связаны с недостатками в разработке и внедрении мероприятий по улучшению условий труда.

Главной целью мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности является достижение социального эффекта, заключающегося в укреплении здоровья трудящегося человека, развитии его личности, повышении работоспособности, интереса к выполняемой работе и, в конечном счете, в превращении труда в первейшую жизненную потребность. В то же время осуществление мероприятий по охране труда на промышленных предприятиях приводит к определенному экономическому эффекту.

Понимание этих обстоятельств обусловило растущее в последнее время внимание к вопросу количественной оценки экономической эффективности мероприятий по охране труда. За последние годы предложено большое количество методик по определению экономической эффективности различных частных мероприятий по охране труда. Все эти методики имеют общие основы и предназначены для решения двух типов задач: определения экономического ущерба, причиняемого предприятию и обществу в целом производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, текучестью рабочей силы и др.; расчета экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Методики по определению ущерба от травматизма и заболеваемости отличаются друг от друга полнотой учета потерь. Ущерб предприятия (или отрасли экономики), на котором произошел несчастный случай, может быть оценен через следующие показатели (руб.): потери из-за простоев технологического оборудования при нетрудоспособности персонала; потери дохода предприятия из-за снижения объема выпускаемой продукции; расходы на восстановление и ремонт оборудования, транспортных средств и др.; издержки производства в результате брака; расходы по заработной плате трудящимся, принимавшим участие в спасении и оказании первой помощи пострадавшему и в ликвидации последствий несчастного случая; расходы, связанные с расследованием несчастного случая, с приглашением экспертов, технической инспекции профсоюзов и с привлечением специализированных лабораторий; потери от снижения производительности труда после возвращения пострадавшего на производство; расходы, связанные с подбором и дополнительным обучением рабочего, заменяющего пострадавшего; дополнительные оплаты сверхурочных работ, связанных с ликвидацией аварий и их последствий, а также с заменой пострадавшего; выплаты зарплаты пострадавшему за время, которое он не доработал в день несчастного случая; доплата разницы при переводе пострадавшего на временную нижеоплачиваемую работу до восстановления здоровья или ухода на пенсию; выплата выходного пособия пострадавшему при переводе его на инвалидность или семье пострадавшего в случае его смерти; регрессионный иск профсоюза по несчастному случаю; единовременные пособия пострадавшему или его семье из фонда предприятия; расходы, связанные с погребением; выплатой единовременного пособия семье погибшего, оплату проезда родных, прибывших на похороны.

Расходы профсоюзной организации и лечебных учреждений характеризуются следующими показателями (руб.): оплата пострадавшему больничного листа; стоимость амбулаторного лечения; стоимость лечения в больнице; стоимость санаторно-курортного лечения; выплата пострадавшему пенсии согласно действующему законодательству; оплата лекарств при оказании первой помощи; расходы на единовременное пособие пострадавшему или его семье, на похороны, на бесплатное протезирование и др.; дополнительные расходы (например, при посещении пострадавшего в больнице или на дому и др.). Одна из первых методик по определению экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда была разработана О.А. Афониной и А.В. Копыловым. По этой методике народнохозяйственный экономический эффект от реализации мероприятий по улучшению условий труда предлагалось определять как сумму хозрасчетного и социального эффектов, выраженных в денежной форме. Хозрасчетный эффект начисляется через показатели повышения производительности труда или показатели улучшения использования производственных фондов. Социальный эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий труда определяется как экономия денежных средств на оплату пенсий и пособий, выплат по листкам нетрудоспособности и т. п. в связи с уменьшением потерь рабочего времени по болезни, а также как условная экономия денежных средств на подготовку кадров в экономике в связи с повышением трудовой дееспособности работников. Экономический эффект при этом достигается благодаря:

· повышению производительности труда за счет увеличения работоспособности и снижения утомления из-за улучшения условий труда;

· снижению трудоемкости продукции вследствие уменьшения непроизводительных затрат труда на рабочем месте (лишние движения и усилия);

· увеличению эффективного фонда рабочего времени вследствие сокращения целодневных потерь, вызванных временной нетрудоспособностью из-за производственных травм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

· повышению эффективности использования оборудования из-за сокращения внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени.

Годовой экономический эффект определяется путем сопоставления полученной экономии с приведенными затратами на осуществление мероприятий.

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

С 08.04.2012 г.вступил в законную силу « Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», утв. Приказом Минздрава РФ от 1 марта 2012 г. №181н, (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 марта 2012 г. №23513). Опубликован в «Российской газете» 28.03.2012 г.

В типовом перечне перечисляется 31 мероприятие по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков:

Проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда и реализация мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации;

Обеспечение работников, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами. Хранение, уход (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замены СИЗ;

Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов, в т.ч. приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований);

Издание (тиражирование) инструкций по охране труда;

Механизация и автоматизация различного вида работ и процессов, перепланировка размещения оборудования;

Устройство ограждений, блокировок, средств сигнализации элементов производственного оборудования, систем автоматического контроля, нанесение сигнальных цветов, реконструкция, замена и модернизация оборудования в целях исключения возникновения опасных ситуаций, (в т.ч. от поражения электрическим током) обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды, а также исключения воздействия вредных веществ, шума, вибраций, ультразвука, инфразвука, ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового излучений;

Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;

Мероприятия (во исполнение требований ст.223 ТК РФ) по санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживание работников, (в т.ч. оборудование по установленным нормам помещений для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи, приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой);

Другие мероприятия.

Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

На этой странице вы можете бесплатно скачать актуальную версию нормативного правового акта по охране труда: Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Дополнительные сведения о документе:

  • Утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г. № 181н (Приказ 181н)
  • Приказ 181н зарегистрирован в Минюсте РФ 19.03.2012 г. за номером 23513
  • Последние изменения внесены приказом Минтруда России от 16.06.2014 г. № 375н
  • Действует в новой редакции с 08.07.2014 г.

Применение типового перечня

Типовой перечень мероприятий по охране труда, утверждённый приказом 181н, является основой для составления Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который может обновляться ежегодно. Если в организации действует коллективный договор, то перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, разработанный на основе приказа 181н, как правило, является приложением к коллективному договору.

Согласно Трудовому кодексу РФ охрана труда работников является обязанностью работодателя, при этом статьёй 226 ТК РФ установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работодатель не обязан реализовывать все мероприятия, вошедшие в Типовой перечень мероприятий по охране труда. Конкретный перечень мероприятий по охране труда определяется работодателем исходя из специфики деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 1 марта 2012 г. № 181н

Об утверждении типового перечня
ежегодно реализуемых работодателем мероприятий
по улучшению условий и охраны труда и
снижению уровней профессиональных рисков

В соответствии со статьёй 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2011, № 30 (ч. I), ст. 4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2011, № 47, ст. 6659), приказываю.

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

Средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

Добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 - на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

  • Вверх


 

Возможно, будет полезно почитать: