Мы знаем, что мы от бога и что весь мир во зле лежит.

«Мир во зле лежит, вы что, не знали? Люди страдают, болеют, умирают. А еще они тяжело грешат. Вот и ты наверняка сам грешник, а еще пытаешься кого-то в чем-то убедить…»

Андрей Десницкий

То и дело слышу такие слова от христиан по самым разным поводам. Собственно, повод примерно один и тот же: рядом с нами творится некое очевидное зло, и кто-то предлагает задуматься об этом и по возможности его исправить. Например, смертельно больные люди не могут получить обезболивание, или в тюрьму отправляются невиновные, тогда как настоящие бандиты живут беспечально…

«Ну и что, мир во зле лежит, вот и я на печи полежу. Пока меня лично не коснулось». Да, именно с таким прибавлением, потому что всякий, к кому пришла страшная боль или несправедливость, кричит о ней и ждет помощи и сочувствия, и в первую очередь – от тех, кто, казалось бы, призван помогать и сочувствовать. От христиан.

Но… «Мир во зле лежит. Зато у нас есть возможность приступать к таинствам, молиться, возрастать духовно». Так говорят православные. Но с ними вполне согласны и протестанты: «Главное – принять Иисуса как своего личного Спасителя и исповедовать эту веру перед остальными! Брат, ты покаялся? Аллилуйя!»

Формы разные, а суть одна: занимайся своей собственной духовной жизнью и не обращай внимания на это зло. Ты же христианин, что тебе до того? В общем-то правильно, но только при одном условии: если ты аскет и отшельник, удалившийся из этого мира для поста и молитвы в пустыне. А если ты пользуешься всеми благами этого мира, изволь заметить и зло, как замечаешь погоду за окном и курс валют перед отпуском.

Мир во зле лежит, а нам-то что? Если бы так рассуждал Христос, он бы остался на горе Преображения с избранными учениками, Моисеем и Илией. Что уж было бы лучше, чем беседовать с ними в приятном уединении, вдали от страданий и грехов?

Да, впрочем, к чему было Ему тогда и рождаться в этом мире, полном страданий и зла? А родившись – к чему было «дразнить гусей», спорить с книжниками и фарисеями, обличать лицемеров? Ведь мир во зле лежит, и есть к тому же множество оправданий: посмотрите, к примеру, на этих язычников-римлян, которые творят всякие безобразия, поклоняются идолам и, к тому же, хотят завоевать весь мир силой своих легионов. Разве на этом фоне не простительны некоторые, скажем так, шероховатости в поведении всеми уважаемых израильтян?

Да и Иоанн Креститель не с обличений ли начал? Мог бы крестить и проповедовать, проповедовать и крестить невозбранно… Сам царь относился к нему с полным уважением – так нет, Иоанн стал обличать его в беззаконном браке. Что он, впервые услышал, что в мире есть блуд, что даже цари от него не свободны? Не мог хотя бы обличить кого-нибудь менее важного?

Не мог. Что творили в темном закутке какие-нибудь темные крестьяне, касалось только их самих, а царский блуд демонстрировался со всей должной пышностью на общенациональном уровне, при стечении всего народа. Таким же было и обличение.

Но я сейчас даже не об этом. Христианство, если посмотреть на его историю, распространилось по Римской империи стремительно и притом совершенно мирным путем: в середине I века это маленькая кучка людей на задворках империи, а в середине IV века – государственная церковь с храмами и многотысячными общинами в каждом из городов.

Видимо, христианство предложило самым разным людям античности такой образец, который показался им намного привлекательнее всех прочих. А ведь у этих людей не было недостатка ни в сложных философских построениях, ни в сложных мистериях, ни в народных обычаях, ни в чем ином, что обычно относится к области религии, что помогает человеку стремиться к высоким идеалам и расти духовно.

Вот как описывает книга Деяний (4:32-34) иерусалимскую общину сразу после Пятидесятницы: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося».

Конечно, это идеал, но где тут место для личного благочестия, которое закрывает глаза на всё творимое по соседству зло и проходит мимо человеческого страдания? А предыдущая, 3-я глава Деяний, приводит нам еще один пример: Петр и Иоанн идут в храм на молитву. Что, казалось бы, важнее? Зачем отвлекаться на нищих, которые всегда были и всегда, видимо, будут? Пусть немного и этот пострадает, а мы пока пойдем, помолимся. Каждому свое.

Нет, Петр и Иоанн исцеляют его, как прежде исцелял страждущих Иисус. Он не отменил болезни и смерти в этом мире, Он не вылечил всех, кто в этом нуждался. Но Он никогда не проходил мимо страдальцев с широко закрытыми глазами. И если мы проходим, мы – не Его ученики. И если бы тогда так поступали апостолы, вряд ли бы христианство переросло границы их узкого кружка.

Есть у этой проблемы и еще одна грань. Сегодня все чаще говорят о « », причем опять-таки и православные, и протестанты. Некогда стал человек христианином, постепенно втягивался в ритм церковной жизни – воцерковлялся… А потом ему это вдруг надоело. Из года в год одно и то же, ходит он по кругу, а результатов особых не видит. В Бога по-прежнему верит, даже в церковь иногда заглядывает, но не видит большого смысла в том, что когда-то составляло основу его жизни.

А не связано ли это, по крайней мере, иногда, именно с таким равнодушным подходом: ну да, мир во зле лежит, и я полежу на печи, позанимаюсь собственным самоусовершенствованием? Совершенства достичь все равно ведь не удастся, а так… Ну да, все грешны, и я грешен, ну, исповедуюсь иногда, ну, живу, как и все. Мир во зле лежит, и я во зле лежу. И ничего, нормально. Уютно даже.

Я прекрасно понимаю, что всевозможные формы «активничанья» могут точно так же привести к разочарованию, выгоранию и всему такому прочему, и что не в человеческих силах переделать окружающий мир. Но мне кажется очень характерным, что «христианство», которое не хочет быть солью земли и светом миру, которое говорит этому миру: ты во зле, ну и ладно, ну, и мы тоже тут где-то рядом со своими всякими ценностями, традициями, обрядами и потребностями, изволь их уважать – такое «христианство» скоро перестает быть интересным не только миру, но и тем, кто его придерживается. И, может быть, даже Богу.

Да, мир во зле лежит, но «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефесянам 5:14). И сделай уже что-то по этому поводу – а для начала, прекрати оправдывать свое бездействие, безмыслие, бесчувствие.

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (Ин.5:19).

В сознании многих христиан евангельские призывы отвергнуть мир (т. е. мир зла, греха) нередко воспринимаются как призывы изолировать себя от окружающего мира. Так ли это? Разобраться во всех тонкостях богословского понимания отношения Церкви к миру предлагает наш автор Олег Точилин.

В христианском богословии слово "мир" имеет четыре основных значения. Во-первых, это сотворенная Богом вселенная. Во-вторых, благодатный покой в душе человека. В-третьих, отсутствие вражды между людьми, между народами или государствами. И, в-четвертых, царство греха на земле, человеческая греховность.

Святоотеческое понимание слова "мир": «Мир есть плотское житие и мудрование плоти»

Четвертое значение, не встречающееся, в отличие от христианской, ни в какой другой терминологии, мы находим в святоотеческой, аскетической и других видах церковной литературы.

Так, например, преподобный Марк Подвижник пишет:

"Нам не положено любить мира и всего, что в мире. Не в том смысле получили мы такую заповедь, чтобы безрассудно ненавидели творения Божии, но чтобы отсекли поводы к страстям".

А преподобный Исаак Сирин замечает:

"Мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Когда хотим назвать страсти в совокупности, называем их "миром". Сказать короче: мир есть плотское житие и мудрование плоти".

Святитель Иоанн Златоуст указывает, что "миром" в Священном Писании часто называются злые дела.

О мире, как о неестественных, болезненных проявлениях человеческой души, говорит святитель Василий Великий. В новозаветной заповеди не любить мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2:15), рассматриваемый нами термин также употребляется в его четвертом значении, ибо в ней говорится совсем не о том мире, который Бог так возлюбил, что отдал за его спасение Своего Единородного Сына (Ин. 3:16)

То, что мир «лежит во зле» – не повод к изоляции от него

К сожалению, в сознании многих христиан до сих пор встречается смешение первого и четвертого значений слова "мир". В результате евангельские призывы отвергнуть мир (т. е. мир зла, греха) нередко стали восприниматься как призывы изолировать себя от окружающего мира. А уход из мира в уединенные места христианских подвижников – как их отрешенность от мира, сотворенного Богом, как забвение ими этого мира и безразличие к нему.

Христос для того создал Церковь, чтобы посредством Ее мир был исторгнут из тьмы заблуждений и зла, озарился светом божественной истины и стал на путь спасения.

То, что мир, как сказано в 1-м Послании апостола Иоанна, "лежит во зле" (5:19) – не повод к изоляции от него. Как раз наоборот, именно греховность мира стала причиной Боговоплощения, и именно Церковь и ее члены призваны быть светом мира и солью земли (Мф. 5:13, 14).

Церковь Христова в своем служении и ближним, и дальним стремится освятить и преобразить все области жизни

Сама Богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, "синергии" членов и Главы церковного тела. Церковь – не от мира сего, так же, как Ее Господь Иисус Христос – не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, "смирив" Себя до его условий – в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить.

Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира.

Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве.

Члены Церкви призваны приобщаться миссии Христовой, Его служению миру, которое возможно для Церкви лишь как служение соборное – "да уверует мир" (Ин. 17:21). Церковь призвана служить спасению мира, ибо и Сам Сын Человеческий "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45).

Церковь Христова в своем служении и ближним, и дальним (Еф. 2:17) стремится освятить и преобразить все области жизни, все формы человеческого творчества, все виды созидательной деятельности, ибо она обладает духовной силой, способной победить в мире силы зла и разрушения. В этом стремлении она помогает как отдельной личности, так и всему обществу освободиться от всех онтологических, нравственных, социальных неустройств, от всех вообще аномалий, обусловленных последствиями грехопадения.

Церковь свидетельствует перед миром, что у жизни есть высший смысл, есть оправдание, есть надежда

Прежде всего, Церковь свидетельствует пред миром о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, благовествует о Боге, Пресвятой Троице, Творце, Устроителе и Промыслителе этого мира. Тем самым Церковь свидетельствует перед миром, что у жизни есть высший смысл, есть оправдание, есть надежда. Это свидетельство особенно актуально в наши дни, когда в окружающем мире утрачивается благоговение перед жизнью, когда внутренний мир личности наполняется равнодушием к высоким стремлениям и духовным идеалам.

Церковь, кроме словесной проповеди, всегда приобщала верующих к той истине, которую Она проповедовала, приобщала верующих ко Христу, Который "есть Путь, Истина и Жизнь".

Пребывая в таинственном единстве со Христом в Его Церкви, верующий получает от Него дар Божественной благодати, силой которой как раз и осуществляется кардинальное преображение вселенной.

Два самых важных дела Церкви

Благовестие и божественная благодать, приобретаемая человеком в меру его принятия этого Благовестия, суть два самых главных по своей важности дела спасительной миссии Церкви в мире, без которых Она перестала бы быть Самой Собой. Все же прочие служения Церкви в мире являются хотя и необходимыми, но второстепенными по своему значению, ибо все они проистекают из вышеуказанных существенных дел Тела Христова.

Православная Церковь заповедует служить всем и каждому, но служить не ради собственной выгоды, не для утверждения своего самолюбивого "я", но служить только ради спасения страждущих, только ради Христа, пребывающего в них, всецело забывая самого себя в этом служении. Только при смиренно-жертвенном характере нашего служения ближним Бог подает нам Свою благодать, силой которой преображаемся как мы сами, так и весь мир.


НОВЫЕ СОДОМ И ГОМОРРА
Некоторые размышления по поводу ново-орлеанского бедствия

Великая скорбь постигла Америку, более тысячи человек погибло, многие остались без крова и средств к существованию. Все последствия этого разрушительного урагана еще полностью не исчислены, и, судя по всему, до конца не испытаны. Невольно задаешься вопросом – что навлекло невиданное в Америке, в таком масштабе, бедствие?

Мы знаем из Св. Писания и учений святых отцов, что случайностей в мире духовном нет, есть лишь закономерности, особенно, когда это касается такой катастрофы. Священное Писание не раз приводит аналогичные примеры бедствий, освещая их исключительно с моральной стороны, что и нас заставляет взглянуть на моральную сторону происшедшего. Многие скажут, что перед лицом такого несчастья нельзя морализировать, нужно только сочувствовать. Невозможно, глядя на такое бедствие, не сочувствовать, только бессердечные могут равнодушно смотреть на постигшее Америку горе. Но сочувствие жертвам эпидемии не мешает, в то же время, предпринимать профилактические меры, чтобы остановить заразу.

Происшедшее бедствие, судя по всем признакам, является последствием душевной болезни страны: Новый Орлеан считается одним из самых «падших» городов Америки, не было, кажется, порока, в котором бы он не превзошел их. По числу совершенных в нем убийств он не раз выходил на первое место. И в этом роковом для себя году опять получил эту позорную пальму первенства. Только благодаря урагану не состоялся намечавшийся в нем трехдневный фестиваль содомистов (Southern Decadence). Также уже не состоится ежегодно проводимый в нем оккультный «фестиваль вуду».

Deluge (англ. – потоп) происходит от латинского diluvium и diluere (омовение, очищение). Затопление Нового Орлеана, видимо, и явилось подобным очищением от накопившихся в нем моральных нечистот. Судьба подобных городов не раз оканчивалась трагично – Содом и Гоморра, Помпея, Кракатоа, Мартиник... каждый из них в свою эпоху являлся средоточием порока. На их горьком примере человечество познавало, что зло не остается безнаказанным, но, по слову апостола Иуды, брата Господня: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть...» (1, 7-8).

Недавно журнал «Лос Анжелос Таймс» опубликовал статью под заглавием «Калифорнийское землетрясение может явиться новой Катриной», в которой говорится, что участники учебной программы американского МЧС (FEMA), рассматривая в августе 2001 г. (за месяц до рокового 11 сентября) три наиболее вероятных катаклизма, способных обрушиться на Америку, пришли к выводу, что наибольшую угрозу представляет террористическая атака на Нью-Йорк, вторую – мега-ураган, затопляющий Новый Орлеан, и третью – мощное землетрясение вдоль разлома Сан Андреас в Калифорнии. Из трех перечисленных бедствий не осуществилось пока лишь последнее, которое способно принести самое большое число жертв и разрушений, т.к. разлом проходит по наиболее заселенному штату Америки (около 60 милл. человек).

Господь не раз указывал людям посредством пророков, святых и Св. Писания, что остановить подобные бедствия может только покаяние и молитва праведных. Господь ради десяти праведников готов был пощадить Содом и Гоморру. Он мог бы сохранить и Новый Орлеан, если бы там нашлось достаточное число праведников.

Как образ такого покаяния Священное Писание приводит в пример древний языческий город Ниневию, столицу Ассирии, мегаполис того времени, может быть, даже самый великий из всех ветхозаветных городов. Библия повествует, что обойти его брало 3 дня. Современный Лос-Анжелос, раскинутый на 70 миль, можно, пожалуй, по размерам сравнить с этим древним городом.

Библия повествует, что, вопреки неверию пророка Ионы, будто такой огромный и распутный город способен покаяться, его жители во главе со своим правителем вняли увещаниям пророка и в течение 40 дней постились, молились и просили у Господа пощады. Трудно представить Лос Анжелос в посте и покаянии, но... пророку Ионе трудно было представить себе ниневитян, посыпающих главы свои пеплом.

Покаяние – это не просто сожаление о содеянном, а исправление и полное нежелание возвращаться ко греху. По-гречески слово покаяние буквально переводится как решительное исправление образа мыслей. Известно, что после проповеди Ионы в том же IX-ом веке до Р. Х. в Ассирии была проведена религиозная реформа, наподобие египетской монотеистической реформы, и у ассирийцев появились черты монотеизма. Покаяние рождает ясность мысли и чистоту сердца («сердце чисто созижди во мне, Боже» – псалом 50), а ясность мысли неспособна ужиться с идеей многобожия.

Нам сейчас свойственно относить все пороки к одной Америке и ее культуре и считать, что только она и ее города достойны наказания. Так ли это? В России и во всем мире сейчас охотно перенимается все низменное, что породила американская анти-культура, и в меньшей мере то доброе, благодаря чему Америка так долго благоденствовала, те моральные ценности, которые в ней еще живы и даже в сем бедствии не замедлили себя проявить. Языческий Рим одно время являл современному миру образец порядка, доблести и нравственности, на какую было способно языческое сознание. Так и Америка долго являла собой подобный пример. Все империи проходят через волны истории и все они, без исключения, видели зенит своей славы и закат. И закат являлся всегда следствием морального разложения нации. В настоящее время, начиная с 60-х годов, в Америке наблюдается процесс моральной деградации. Следствием чего всегда бывает отъятие удерживающего Божественного благодатного покрова, вернуть который может только искренняя перемена сознания.

Дай Бог все нам внять сему недавнему вразумлению свыше, покаяться и отвести наказание, которое может пасть на головы всех противящихся совести – этому голосу Божию, действующему в любом народе.

Перепечатано из журнала «Православная Русь» Nо. 17, 2005

И мир (который весь во зле лежит ) означает не творение, но мирских людей, живущих вожделениями.

Заметки на Кафолические послания.

Прп. Иустин (Попович)

вемы, яко от Бога есмы, и мир весь во зле лежит

Мы знаем, что мы от Бога – это обычное знание христиан, знание, которое нас делает христианами, то есть настоящими людьми. От Бога есмы – мы от Бога, мы происходим от Бога. Христиане знают, откуда они происходят, где находятся и куда следуют. Они единственные, кто знает правильный путь человеческой сущности, от начала до конца. Зная, что они от Бога, они живут по Богу и ради Бога, живут с вечным и ради вечного, живут вечной жизнью. Поскольку в них все от Бога, им удается различать и видеть границу между тем, что от Бога, и тем, что не от Него, между добром и злом, между правдой и неправдой, истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и дьяволом. У них зрение и знание “в Боге”, поэтому видят и знают они, что мир весь во зле лежит. Лежит во зле мир, потому что его одолели и повалили грехи, и мир не хочет и не желает вернуться на путь истины из своего состояния. В то же время христиане живут в этом лукавом мире со святыми силами и ими сохраняются от зла и греха.

Весь мир лежит во зле. Весь мир погружен во зло, терзается от зла, ввергнут во зло и унижен им. И такой мир составляют люди, которые с удовольствием делают грехи и предаются порокам. Подвиг, ангельский подвиг христиан состоит в следующем: несмотря на то, что они живут в этом мире, который весь во зле лежит, который весь находится в аду, христиане господствуют над злом всего мира и не дают себя превратить в злых, дьявольских людей мира. И еще: свет, какой имеют христиане, освещает для них и достоинства всего создания Божия на земле: людей, животных и т. д. Весь этот мир, хотя и богоданный, изнурен злом, в котором (во зле) лежит, как в тяжелой болезни. Это есть и величайшее мучение для создания Божия, ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22) , ожидая славного явления сынов Божиих, которые освободят ее (тварь) от порабощения греху, злу, падению, смерти и дьяволу (ср. Рим. 8:19-21). И чада Божии – это христиане, которые с Божией помощью освободятся от зла и греха, будут бороться всеми своими силами, чтобы мир освободился от зла и греха, в которых он весь лежит, находится, и которыми он порабощен.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ишодад Мервский

мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле

Мир подчинен стремлению к злодеяниям и поэтому с легкостью творит грех.

Комментарии.

Дидим Слепец

мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле

Мир, то есть приверженцы мира, подвержен гибельному началу. Иоанн говорит весь, потому что все мы рождаемся во грехе <…> Мы знаем, что эти слова, сказанные о мире, подразумевают дурных людей, и не верим, как еретики, что мир, основанный на зле, является созданием некоего бога-творца.

На 1-е послание Иоанна.

Еп. Михаил (Лузин)

мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле

«Однако же, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: хранит себя, то есть если не будет хранить и беречь себя от лукавого, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, сохраняя и соблюдая поданный от Него дар, можем и не грешить» (Феофилакт). Мы знаем (ст. 19) из Божественного откровения, собственного опыта и из свидетельства Святого Духа, что мы , верующие во имя Сына Божия

Мир во зле лежащий Глядя вокруг на окружающую нас обстановку, православному христианину нетрудно видеть, что современный мир буквально лежит во зле и что человечество в своем беззаконии не только «догнало и перегнало» Содом и Гоморру, но и то допотопное человечество, которое было Господом предано уничтожению посредством потопа. И если нынешнее человечество еще не предается, как было предсказано, уничтожению огнем, то это только потому, что в нем еще находится то количество праведников, которое праотец Авраам старался выторговать у Бога для спасения Содома и Гоморры (и не смог), и потому, что Господь до конца милосердствует над родом человеческим и дает возможность спастись всем, кто еще может спастись. Трудно православному христианину жить в таком мире, где содомские грехи во стократ превосходят свой оригинал. Души не только праведников, но и простых верующих томятся и задыхаются в этом адском чаду... Однако, по самой природе своей православный христианин не должен отчаяваться, но во всем полагаться на Промысел Божий, продолжать жить и трудиться над спасением своей души. Одновременно бывает весьма полезно глубже понять положение, в котором мы находимся. С этой целью предлагаем вашему вниманию ряд статей, трактующих этот вопрос. Беседа о смысле зла Мысль о мировом зле тяжким бременем сомнения лежит в сердцах многих верующих людей. Кажется непонятным, почему Бог допускает зло. Ведь Бог в своем всемогуществе легко мог бы устранить зло... Как может бесконечно милостивый Бог терпеть, чтобы злые поступки одного негодяя обрекали бы тысячи, иногда миллионы, может быть даже половину человечества, на нужду, горе, бедствия? В чем состоит смысл зла? Ведь у Бог ничего нет бессмысленного. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо напомнить, что такое зло. Под злом мы должны понимать не страдания, нужду и лишения, но грехи и нравственную вину. Бог не хочет зла. Всемогущий Бог не может одобрять зло. Больше того, Бог запрещает зло. Бог наказывает зло. Зло или грех есть противоречие, возражение воле Божией. Начало зла, как известно, положил высший ангел, сотворенный Богом, дерзко вышедший из послушания всеблагой воле Бога и ставший диаволом. Диавол причина зла, он и внушает или влияет на происхождение греха в человеке. Не тело человека, как многие думают, есть источник греха, нет, а оно делается орудием греха или добра не само по себе, а от воли человека. Истинная вера Христова указывает на следующие две причины существования зла в мире: (1) первая причина лежит в свободе воли человека; (2) вторая причина существования зла состоит в том, что хотя оно и неизбежно при свободе воли, Бог также и это зло направляет к добру. Наша свобода воли – это отпечаток Божественного подобия. Этот Божий дар поднимает человека выше всех существ мира... В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога и совершенствуется сам. В книге Иисуса Сирахова говорится: «Он (Бог) от начала сотворил человека и оставил его в руки произволения», т.е. Бог создал человека в начале и оставил ему свободный выбор. Тем самым Бог дает людям с доброй волей возможность заслужить себе небо, а людям со злой волей – преисподнюю. Но как то, так и другое получается лишь путем свободы человеческой воли. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Если бы по природе, а не по свободе делал ты добро, то к чему приготовил Бог венцы неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчивается, потому-что кротость ее происходит не от свободы, а от природы». Св. Василий Великий говорит: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, т.ч. нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда содержишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняются пред тобою обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно, – добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости, а произволение зависит от того, что в нас; а что в нас – свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не что иное делает, как предпочитает природу неразумную, неподвижную и не имеющую никаких стремлений, природе, одаренной произволением и самостоятельностью». Иначе говоря, машину (робота) предпочитает разумной твари. Бог ни при каких обстоятельствах не хочет зла. Но так как зло проникло в мир по вине творения, то Бог в Своем мировом плане заставляет также и зло служить добру. Вот пример: сыновья Иакова продали своего брата Иосифа в рабство. Они сделали злое дело. Но Бог превратил зло в добро. Иосиф возвысился в Египте и получил возможность спасти от голода свою семью, из которой должен был произойти Мессия. Когда спустя несколько лет Иосиф увидал своих братьев, он им сказал: «Вы замыслили против меня зло, но Бог обратил его к добру». В дни апостолов иудеи преследовали христиан в Палестине. И христиане должны были бежать из Иудеи, освященной жизнью и кровью Спасителя. Но повсюду, куда они шли, они сеяли Евангельское слово. Грехи преследователей Божественной рукой были направлены к распространению христианства. Языческие императоры Рима преследовали молодую христианскую Церковь. Десятки тысяч мучеников пролили тогда свою кровь за Христа. И кровь мучеников стала семенем для миллионов новых христиан. Ярость преследователей, грех ненависти и убийства были направлены Богом и здесь к построению Церкви. Они думали и совершали злое, Бог же обращал все их дела к добру. Вся история человечества, вплоть до событий наших дней, показывает истину этих слов. Величайшие катастрофы народов были в то же время величайшими триумфами религии, обращением людей к Богу. Мы должны только иметь терпение и ждать, «ибо у Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день». Но и это вплетение зла в план управления миром не явилось какой-то запоздалой надстройкой или поправкой к созданному. Это акт предвечной воли Бога. Протоиерей Серафим Слободской



 

Возможно, будет полезно почитать: