Неуставные взаимоотношения. Последствия неуставных взаимоотношений

Объект

  • Общим объектом неуставных взаимоотношений является система норм поведения, установленных в обществе законодательством страны.
  • Родовым объектом неуставных взаимоотношений являются система взаимоотношений между военнослужащими, порядок несения воинской службы, установленных действующими уставами вооруженных сил.
  • Непосредственным объектом неуставных взаимоотношений являются здоровье , честь , имущество военнослужащих.

Объективная сторона

Неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем «дедовщина ». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии . «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва .

Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала , принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия) и т. д. Даже элементарные примеры несоблюдения воинских традиций, таких, как выполнение воинского приветствия , подпадает под понятие неуставных взаимоотношений, так как воинское приветствие при встрече военнослужащих закреплено нормами Устава внутренней службы, который, в свою очередь, введен в действие соответствующим Законом .

Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство , причинение телесных повреждений, грабеж , убийство и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Аналогичные нормы права имеются в законодательстве подавляющего большинства других стран.

Несмотря на подавляющее негативное отношение к НВ среди населения, бытует точка зрения, что отдельные, «мягкие» формы способствуют более ускоренной адаптации молодого бойца в условиях воинской службы.

С объективной стороны теория уголовного права делит неуставные взаимоотношения на три вида:

Между военнослужащими без признаков подчиненности (оба субъекта НВ равные в должности и звании)

К неуставным взаимоотношениям между военнослужащими без признаков подчиненности могут быть отнесены следующие правонарушения:

  • Противоправное физическое, психологическое, экономическое насилие, оказываемое «старослужащим» в отношении «молодого» (при условии, что они одного звания и не являются один по отношению к другому начальником). Если эти же формы насилия оказаны в рамках требований уставов и других действующих нормативно-правовых актов, состав правонарушения в действиях старослужащего исключается (к примеру - действия в пределах необходимой обороны , крайней необходимости , в боевой обстановке по отношению к трусу);
  • Любые формы противоправного насилия между сержантами , прапорщиками , офицерами , имеющими одинаковое звание и занимающие одинаковую должность (например - на почве неприязненных отношений один командир взвода избил другого командира взвода).
  • Сексуальные формы насилия по отношению к военнослужащему (сексуальные домогательства , принуждение к вступлению в половую связь, изнасилование).

Между военнослужащими с признаками подчиненности: начальник - подчиненный

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении подчиненного в условиях, которые не требовали данных форм воздействия (превышение должностных полномочий). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении подчиненного (за исключением ситуации, когда командир действует в условиях крайней необходимости).
  • Эксплуатация подчиненных (злоупотребление властью или должностным положением, к примеру - использование подчиненных на строительстве личного дома).
  • Сексуальное насилие в отношении подчиненного.

Между военнослужащими с признаками подчиненности: подчиненный - начальник

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении начальника (к примеру - угроза начальнику оружием в боевой обстановке, причинение начальнику телесных повреждений и т. д.). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении начальника (грабеж , разбой и т. п.).
  • Сексуальное насилие в отношении начальника (изнасилование).

Признак подчиненности в отдельных случаях могут выступать как квалифицирующий признак и является отягчающим обстоятельством.

Субъектом неуставных взаимоотношений может быть только военнослужащий, то есть, должностное лицо, имеющее воинское звание , проходящее действительную воинскую службу. Кроме того, необходимы признаки общего субъекта правонарушения - дееспособное, вменяемое лицо, достигшее возраста правовой ответственности.

Субъективная сторона

С субъективной стороны неуставные отношения предполагают наличие умышленной формы вины. В свою очередь, сами правонарушения (преступления) в зависимости от состава, закрепленного соответствующей нормой права могут носить характер как прямого , так и косвенного умысла .

  • С прямым умыслом совершаются ряд преступлений и дисциплинарных проступков, когда правонарушитель осознает противоправность своих действий, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления. Например - умышленное убийство , грабеж , умышленное причинение телесных повреждений.
  • С косвенным умыслом могут быть совершены правонарушения, когда нарушитель не предвидел наступление общественно-опасных последствий, не желал их наступления, но мог и обязан был предвидеть. Например - один военнослужащий принуждает другого к физическим упражнениям сверх нормы. У последнего сердце не выдерживает чрезмерных нагрузок и он умирает. Первый не желал его смерти, но он мог предположить, что физические нагрузки сверх предела опасны для жизни и здоровья.

Ответственность

В зависимости от состава правонарушения, неуставные взаимоотношения могут носить характер:

  • Преступления - противоправное действие, грубо нарушающее действующее законодательство, представляющее большую общественную опасностью, ответственность за которое предусмотрена нормами уголовного права .
  • Дисциплинарного проступка - противоправное действие, которое не содержит признаки преступления, нарушающее требования административного законодательства и уставов вооруженных сил , ответственность за которое наступает в соответствии с требованием Дисциплинарного Устава.

Таким образом, ответственность за все нарушения требований уставов, которые не являются преступлениями, наступает в дисциплинарном порядке (дисциплинарные взыскания, содержание на гауптвахте).

За совершение правонарушений, которые квалифицируются как преступления, ответственность наступает в общем порядке в соответствии с требованиями уголовного права.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»

  • Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);
  • Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы, насилие сексуального характера);
  • Психологическое насилие (словесные оскорбления);
  • Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Среди юристов , военных психологов , журналистов распространено мнение, что причинами, порождающими неуставные взаимоотношения в армии являются следующие условия:

  • стойкие традиции, связанные с этим явлением;
  • четкая градация по сроку службы (одно и то же время призыва), что автоматически разбивает личный состав на конкретные категории;
  • безнаказанность;
  • умышленное сокрытие нарушений командирами;
  • традиции замалчивания нарушений в коллективе (доложил - стал «стукачом»);
  • комплектование сержантского состава военнослужащими срочной службы;
  • нежелание части офицеров вникать в жизнь коллектива за рамками служебной деятельности.

Солдаты и сержанты срочной службы продолжают оставаться удаленной от офицеров категорией военнослужащих. Самым большим и презираемым пороком среди них считается «стукачество». Самым высоким авторитетом пользуются военнослужащие, обладающие незаурядной физической силой и прослужившие в армии , авиации и флоте больше года. Добросовестное исполнение должностных обязанностей военнослужащими не очень поднимает их в глазах сослуживцев, хотя они ценят толковых, коммуникабельных и отзывчивых парней.

Профилактика неуставных взаимоотношений в вооруженных силах

О проблеме неуставных взаимоотношений в армии, авиации и флоте открыто заговорили в конце семидесятых годов прошлого столетия. Внимание было, главным образом, обращено на, так называемую

Криминологическая и уголовно-правовая характеристика воинских преступлений

С учётом положений ч. 2 ст. 8 ДУ ВС РФ об ответственности командира за необеспечение необходимых условий для соблюдения воинской дисциплины данная правовая аморфность позволяет обвинить командира в невыполнении своих обязанностей в случае практически любого правонарушения его подчинённых. Тем самым нарушается основополагающий правовой принцип: вина командира в проступке подчинённого должна быть доказана, а не резюмирована, как это позволяет делать сейчас ДУ ВС РФ.

С 1 января 2007 г. вступили в силу Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 1 декабря 2006 г. №199-ФЗ и Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. №203-ФЗ, внёсший дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» . Нововведения вышеназванных законов направлены на ликвидацию некоторых пробелов, которые возникли в последние 16 лет в части обеспечения дисциплинированного поведения военнослужащих. Как представляется, рассматривать дисциплинарный арест в качестве панацеи не следует. Нарушения во взаимоотношения между военнослужащими были предопределены в первую очередь не качеством военного законодательства, а его тотальным неисполнением. К тому же уровень сознания значительной части подчинённых, в силу сложившегося негативного отношения к военной службе, существенно снизился, и они не стремились выполнять правовые предписания и распоряжения командиров. Для преодоления сложившегося положения был выбран самый короткий путь - изменение законодательства. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

За последние двадцать лет последствия неуставных отношений, приобрели угрожающе массовый характер в отечественных Вооружённых Силах. Огромная масса призывников не испытывает, в силу современной социально-экономической ситуации, особого стремления идти в армию, основная масса призывников нередко окончательно теряет мотивацию к военной службе под влиянием информации о фактах неуставных отношений. Многие родители призывников, напуганные ужасами «дедовщины», делают всё возможное, чтобы их сын избежал военной службы, а те молодые люди, которым не удалось избежать призыва, идут в армию с виктимной установкой на неизбежность неуставных взаимоотношений. В свою очередь, огромная масса прошедших «школу» неуставных отношений молодых людей, вернувшихся в гражданское общество с криминализированным или виктимизированным сознанием, а иногда и устойчивыми криминальными навыками межличностного общения, формируют существенный криминогенный пласт социальных отношений, привнося элементы «воинского организованного насилия» в свои семьи и окружение, воспитывая детей с учётом имеющегося отрицательного опыта.

В криминологии всю совокупность факторов, детерминирующих преступность в Вооруженных Силах Российской Федерации, принято делить на три основные группы:

  • 1) общие детерминанты преступности, реализуемые через условия жизни, воспитания, учёбы и работы правонарушителей до призыва на военную службу;
  • 2) общие детерминанты преступности, специфично преломляющиеся через армейские условия жизни и быта;
  • 3) сугубо воинские детерминанты преступлений военнослужащих .

Применительно к анализу причин исследуемых преступлений некоторые авторы расширяют указанную классификацию отдельными частными предложениями. Так, К.Д. Нечевин считает необходимым дополнить первую группу факторов особенностями личности, врождёнными и приобретёнными ею до призыва на военную службу . Соглашаясь в целом с указанной классификацией и с уточнениями, предложенными К.Д. Нечевиным, мы со своей стороны полагаем необходимым дополнить вторую группу факторов особенностями личности правонарушителя, приобретёнными им до призыва на военную службу, но проявившимися в результате влияния специфических условий военной службы и армейского быта. Кроме того, в третью группу факторов рассматриваемой классификации мы предлагаем включить особенности личности, приобретённые ею во время своей службы и исключительно в связи с ней.

С учётом вышеизложенного для комплексного анализа причин неуставных взаимоотношений военнослужащих необходимо рассмотреть общие причины, в основе которых лежат общесоциальные явления и процессы, общесоциальные факторы, специфически преломляющиеся через условия военной службы, и сугубо воинские детерминанты рассматриваемой преступности, а также мотивацию преступного поведения военнослужащего, совершающего преступление на почве неуставных взаимоотношений, и некоторые криминогенные составляющие его личности.

Рассматривая причины исследуемых преступлений, лежащие вне сферы воинских отношений и вытекающие из глобальных социальных процессов и явлений нашего общества, следует отметить, что к этой группе детерминантов традиционно относят социально-экономическую обстановку в обществе, нравственно неблагополучную атмосферу в семьях, недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений и школы, разрыв между уровнем образования и уровнем воспитания, алкоголизм и наркоманию среди отдельной части молодежи, влияние отрицательных группировок подростков в микросреде двора и улицы, правовой нигилизм, рост правовой незащищённости и невоспитанности молодежи, социальную напряжённость и др. . Соглашаясь в целом с указанным перечнем общесоциальных причин нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и принимая во внимание их иные причины, поддающиеся выявлению, мы предлагаем сосредоточить основное внимание на факторах, имеющих наибольшую детерминационную силу, отсутствие или нейтрализация которых привели бы к искоренению или минимизации неуставных отношений военнослужащих. Причины, вытекающие из недостатков и противоречий социально-экономической сферы жизни нашего общества, играют особую роль в детерминации преступности как в самом обществе, так и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Происходящие в нашем обществе последние 19 лет процессы формирования свободного рынка и новых экономических отношений, экономической экспансии и консолидации в руках узких слоёв населения основной части экономических ресурсов объективно привели к экономическому и, как следствие, социальному расслоению нашего общества. Образовался огромный разрыв в доходах самых бедных и самых богатых граждан, а динамика роста этой социальной пропасти угрожающе неблагоприятна: в 1991 г. этот разрыв составлял 1: 4,5, в 1992 г. - 1: 8, в 1993 г. - 1: 10, в 1994 г. - 1: 15 . По данным правительственной программы социальных реформ на 1996 - 2000 гг., рассматриваемый показатель в 1995 г. составил 1: 24 . В настоящее время он ещё больше. Указанные процессы не могли не отразиться и на среде призывников, разделив их на две группы. Первая - социально защищённые и экономически обеспеченные, вторая - её противоположность. На военной службе всё чаще оказываются не вполне здоровые (как в физическом, так и в психическом отношении), невоспитанные люди.

Следующей группой общесоциальных детерминант неуставных взаимоотношений являются причины, вытекающие из низкой эффективности позитивного идеологического и информационного обеспечения жизни нашего общества. Идеологическая неопределённость, отсутствие чётко выраженных духовных ценностей, идейных ориентиров, политическое безразличие и социальная близорукость - достаточно частые спутники современной молодёжи. Одной из главных причин формирования подобных качеств у призывников является низкая эффективность (а иногда и полное отсутствие) позитивного влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения об армии и условиях военной службы. Нередко позитивные идеологические и информационные составляющие подготовки молодых людей к службе в армии не просто равны нулю, а имеют откровенно отрицательную направленность.

Психология потребительского образа жизни, навязанная нам идеологической машиной развитых зарубежных государств, привела к распространению и укреплению в широких слоях населения худших принципов индивидуализма и макиавеллизма («каждый сам за себя», «победителей не судят», «прав тот, кто сильнее», «цель оправдывает средства» и т.п.). Трудно не согласиться с мнением Р.Г. Яновского, утверждающего, что в нашем обществе «нет целостной государственной идеологии и социальной психологии как выразителей гражданского поведения личности, роста общественного самосознания, правовой и духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма, гордости за свою страну» .

Совокупность изложенных фактов активно «питает почву» неуставных взаимоотношений. С одной стороны, господствующая в нашем обществе идеология индивидуалиста-потребителя формирует молодых людей чёрствыми, корыстными, эгоистичными, равнодушными к проблемам других людей, а иногда откровенно жестокими, способными опуститься до подлости в угоду удовлетворению личных потребностей, тем самым создавая предпосылки преступного насилия как способа обеспечения личного привилегированного положения в армейской микросреде. С другой стороны, один из главных идеологических инструментов - средства массовой информации, нагнетая обстановку паники и беззащитности призывников и их родителей перед неуставными отношениями, формируют готовность военнослужащих становиться жертвами неуставных взаимоотношений.

Прямым следствием социально-экономического расслоения общества, идеологической неопределённости и низкой позитивности информационного воздействия выступают причины нарушений уставных правил взаимоотношений, вытекающие из пороков системы воспитания призывников. Фактором, негативно деформирующим социально-психологические установки военнослужащих, является практически полное забвение традиционных, апробированных многолетней практикой советской эпохи средств и методов воспитательного характера. К сожалению, следует признать, что в современном обществе практически не работает ни одна из традиционных систем воспитания . Родители подчас не имеют возможности заниматься воспитанием ребенка из-за нехватки времени, которое они вынуждены посвящать решению материальных проблем своих семей, в подавляющей массе поставленных на грань физического выживания. Подобная ситуация приводит к ущербности системы семейного воспитания будущих призывников, так как в первую очередь на военной службе по призыву оказываются именно представители малоимущих слоёв населения.

Их родители не имеют физической возможности обеспечить необходимую степень воспитания и привить будущим воинам достаточный уровень культуры межличностного общения, что приводит к отсутствию у призывников психологической готовности к преодолению трудностей воинской службы и отсутствию устойчивых стереотипов правомерного поведения при решении конфликтных ситуаций, достаточно часто возникающих в армейском быту. К аналогичным последствиям приводит и проблема неустойчивости современных российских семей, в основе которой в первую очередь лежит социальное и экономическое неблагополучие.

Не менее мощным фактором, детерминирующим рассматриваемые преступления, являются пороки культурной сферы жизни нашего общества. С учётом того обстоятельства, что именно культура формирует у граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения , становится понятно, откуда у молодых людей, вчерашних детей, возникает устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей. Подобные стереотипы поведения усваиваются призывниками благодаря влиянию негативных аспектов массовой культуры. Анализируя состояние культурной сферы общественной жизни, следует признать, что в современном российском обществе практически отсутствует единая культурно-нравственная политика. Более того, современная массовая культура, средства массовой информации и кинематограф в абсолютном большинстве случаев не только не способствуют формированию социально-психологических качеств достойного гражданина, но и, наоборот, насаждают идеалы, абсолютно не совместимые со статусом правопослушного гражданина, а иногда даже и просто порядочного человека. Результатом воздействия такой массовой «антикультуры» на призывную молодёжь является формирование у её представителей устойчивых криминогенных качеств. К ним можно отнести такие убеждения: всё относительно (нет разницы между добром и злом, истиной и ложью); всё имеет цену (покупается и продаётся); любой не без греха (каждый человек - потенциальный преступник); если нельзя, но очень хочется, то можно, только осторожно (лёгкое отношение к закону); свобода - всё, традиции - ничто (ведёт к гипертрофированному эгоизму) и другие . Неудивительно, что, попадая в ситуацию межличностного конфликта и не имея навыков его разрешения законным путём, военнослужащие выбирают противоправное насильственное поведение, выходя из этой ситуации способом, увиденным ими ранее на экране телевизора.

Не менее важной группой общих детерминант нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими является совокупность недостатков правового регулирования жизни нашего общества. По нашему мнению, любые причины противоправного поведения людей так или иначе связаны с недостатками правового регулирования. Это объясняется, прежде всего, тем, что данные причины возникают, приобретают устойчивость и реализуются в правонарушении именно вследствие отсутствия или неэффективности правового механизма удовлетворения тех или иных потребностей человека. При наличии эффективной правовой базы, реально охватывающей все сферы жизнедеятельности человека, социальные причины правонарушений либо не возникают, либо нейтрализуются правовым полем. «Справедливость законов» (в современном понимании - эффективность, полнота и неотвратимость) с древних времён была отнесена к мощнейшим антикриминогенным факторам.

Следовательно, логично было бы утверждать, что все социальные и социально-психологические детерминанты нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих (экономические, идеологические, информационные, воспитательные, культурные и др.) обусловлены наличием дефектов правового регулирования некоторых сфер жизни нашего общества.

В немалой степени детерминирует неуставные отношения и социальная напряжённость. Являясь относительно самостоятельным феноменом общественной жизни, социальная напряжённость существенно влияет на поведение людей как в гражданском обществе, так и Вооружённых Силах Российской Федерации. К моменту призыва молодой человек достаточно чётко осознаёт свою социальную невостребованность и незащищённость. На этом фоне формируются или приобретают устойчивость такие качества, как эгоцентризм, равнодушие к проблемам других людей, социальная пассивность. Кроме того, социальная напряжённость формирует крайне негативное эмоциональное состояние у призывников, проявляющееся в постоянном немотивированном страхе, тревожности, раздражительности, озлобленности, даже агрессивности . Не случайно многие отечественные и зарубежные криминологи, анализируя агрессивное поведение, связывают его с состоянием аномии, отчуждённости, страха за собственное существование. «Мы полагаем, - пишут исследователи, - что убийцы и другие насильственные преступники - это, лица с повышенной тревожностью, если понимать тревожность как ощущение угрозы своему бытию и постоянную готовность оборонять его» . Несомненно, что призванный на военную службу молодой человек с подобными личностными характеристиками привносит в воинский коллектив отрицательные психологические установки, негативно влияющие на формирование морально-психологического микроклимата всего коллектива.

Неуставные отношения как неформальная система доминантных отношений не являются порождением исключительно воинской среды. Общесоциальные причины данных криминальных проявлений создают условия возникновения таких отношений и в гражданском обществе. Более того, факты существования неуставных отношений первичны именно для гражданского общества и присутствуют в детских домах, профтехучилищах, даже микросреде студентов высших учебных заведений.

Большая часть криминогенных качеств и навыков военнослужащих - нарушителей уставных правил взаимоотношений, являющихся первопричиной их противоправных деяний, - закладывается, формируется и приобретает устойчивость ещё до призыва на военную службу.

В начале 90-х гг. финансирование боевой подготовки было недостаточным. В настоящее время положение дел в сфере финансирования боевой подготовки в Вооружённых Силах Российской Федерации коренным образом изменилось в лучшую сторону. Эту закономерность отмечают многие военнослужащие, проходящие военную службу. Наконец мы начали заниматься тем, чем обязаны заниматься военные, - боевой подготовкой. Исторический опыт свидетельствует, что армия, которая не воюет (в нашем случае - не занимается боевой подготовкой в необходимом объёме), рано или поздно начинает разлагаться как морально, так и идеологически.

Без социальных «инвестиций в военнослужащих», без повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия, упрочения гарантий социальной защиты, решения жилищной проблемы будет весьма сложно обеспечить выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами Российской Федерации сегодня и в будущем. «Переход на инновационный путь развития, - отметил В.В. Путин, - связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал». По словам В.В. Путина, «социальная проблема военнослужащих уже давно «перезрела» и приобрела характер общегосударственной». Морально-психологический климат среди всех категорий военнослужащих в 2007 г. изменился в лучшую сторону. Возрос уровень доверия военнослужащих к мероприятиям, проводимым военно-политическим руководством по социальному развитию страны, это подтверждает Социологический центр Вооружённых Сил Российской Федерации, который ежегодно проводит в войсках (силах) мониторинговые исследования, результаты которых используются не только органами военного управления, но и органами государственной власти в интересах совершенствования системы социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей. Результаты проведённого мониторинга свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторые позитивные тенденции в военно-социальной сфере, социальные проблемы Вооружённых Сил Российской Федерации приобрели системный и глубинный характер, требуют разработки качественно иных подходов к их решению и обеспечению новых жизненных стандартов.

В этой связи показательно, что почти три четверти (до 73%) военнослужащих в той или иной степени высказали неудовлетворение своим существующим социально-экономическим положением .

Недостатки правового обеспечения военно-административной сферы организации борьбы с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими проявляются в следующих моментах:

  • 1. Устарела система комплектования армии и флота на основе двухразового ежегодного призыва, введённая в 50-х гг. XX века. Одним из недостатков действующей системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, крайне отрицательно влияющим на процесс формирования позитивных межличностных отношений между военнослужащими, на наш взгляд, является призывной возраст. Как известно, на сегодняшний день призыв на военную службу осуществляется с 18 лет. Срок прохождения службы в Вооружённых Силах Российской Федерации уменьшился до 12 месяцев. Психологи утверждают, что человек как личность формируется к 21 году, а период основной социализации заканчивается к 26 годам. Отсутствие жизненного опыта, несложившаяся психика, аморфность и неустойчивость системы личностных ценностей и принципов, неумение прогнозировать последствия своего поведения - вот далеко не полный перечень негативных следствий раннепризывного возраста, нередко являющихся детерминантами преступного поведения военнослужащих.
  • 2. Основные нормативные документы, регулирующие большую часть воинских отношений, - общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, которые были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 и с 1 января вступили в силу, требуют внимательного анализа и внесения существенных изменений. Не подвергая анализу весь спектр недостатков действующих уставов, основную проблему применительно к рассматриваемой сфере мы видим в заложенных в ДУ ВС РФ противоречиях между объёмом обязанностей командира по поддержанию воинской дисциплины, его реальными возможностями (правами) по выполнению этих обязанностей и ответственностью за ненадлежащее их выполнение. Рассматриваемая проблема заключается даже не в объёме обязанностей командира (хотя ст. 6 ДУ ВС РФ устанавливает девятнадцать обязанностей командира по поддержанию высокой воинской дисциплины, что уже само по себе вызывает сомнение в эффективном одновременном их исполнении), а в недостаточной конкретизации, размытости этих обязанностей.

С учётом положений ч. 2 ст. 8 ДУ ВС РФ об ответственности командира за необеспечение необходимых условий для соблюдения воинской дисциплины данная правовая аморфность позволяет обвинить командира в невыполнении своих обязанностей в случае практически любого правонарушения его подчинённых. Тем самым, по нашему мнению, нарушается основополагающий правовой принцип: вина командира в проступке подчинённого должна быть доказана, а не резюмирована, как это позволяет делать сейчас ДУ ВС РФ.

Данный тезис подтверждается дисциплинарной практикой современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Несмотря на требование ч. 3 ст. 8 ДУ ВС РФ о недопустимости ответственности командира за преступления, происшествия и проступки подчинённых, не являющиеся прямым следствием деятельности командира или непринятия им мер по их предупреждению, порочная практика дисциплинарной ответственности командира за нарушения подчинённых до сих пор полностью не изжита. Причины этого вполне очевидны: практически любое происшествие или проступок подчинённого в сфере воинской дисциплины можно увязать с невыполнением командиром требований вышеуказанной ст. 6 ДУ ВС РФ, вследствие крайне обобщённого характера этой нормы.

Складывается парадоксальная ситуация: когда командир в любом случае несёт ответственность за проступок подчинённого, то либо он не знал о склонности того к совершению преступления (а командир обязан изучать личные качества подчиненных (ч. 1 ст. 6 ДУ ВС РФ)), либо, если знал, не воспитывал его должным образом и не принимал мер к предотвращению преступления (ч. 3 и 4 ст. 6 ДУ ВС РФ), так как преступление всё же было совершено. Подобная «универсальность» правовых норм на практике приводит к сокрытию командирами имеющегося негатива, попустительству правонарушителям, скептическому отношению к своим должностным обязанностям и службе в целом. Особой критики заслуживают и противоречия между объёмом обязанностей командира и объёмом его дисциплинарных полномочий (поощрения и взыскания, которые он может применять к подчинённым), возникают большие сомнения в возможности эффективного воспитания и управления личным составом при реальном отсутствии у командира мер реагирования на поведение подчинённых. Большинство мер поощрения, которые может применять командир (награждение грамотами, личной фотографией военнослужащего, объявление благодарности и др.), отчасти потеряли свою мотивирующую силу вследствие изменения общественно-экономических отношений нашего общества, а полномочия командира по применению дисциплинарных взысканий к правонарушителям вообще не выдерживают никакой критики. В настоящее время предусмотренные ДУ ВС РФ меры взыскания, применяемые к военнослужащим по призыву, практически не способны повлиять на поведение правонарушителя. Например, выговор и строгий выговор никоим образом не изменяют порядка прохождения правонарушителем военной службы, не порождают каких-либо ограничений по службе и не влекут даже моральных последствий для нарушителя дисциплины.

Лишение очередного увольнения также достаточно неэффективная мера по причине того, что военнослужащие по призыву (за исключением курсантов первых и вторых курсов военно-учебных заведений) пользуются этим правом достаточно редко, особенно первые полгода службы.

С 1 января 2007 г. вступили в силу Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ и Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ, внёсший дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих». Нововведения вышеназванных законов направлены на ликвидацию некоторых пробелов, которые возникли в последние 15-16 лет в части обеспечения дисциплинированного поведения военнослужащих. По мнению определённой части военнослужащих, отсутствие данной меры дисциплинарного воздействия не позволяло командирам эффективно влиять на поведение отдельных недисциплинированных военнослужащих. Как представляется автору, рассматривать дисциплинарный арест в качестве панацеи не следует. Нарушения во взаимоотношения между военнослужащими были предопределены в первую очередь не качеством военного законодательства, а его тотальным неисполнением. К тому же уровень сознания значительной части подчинённых, в силу сложившегося негативного отношения к военной службе, существенно снизился, и они не стремились выполнять правовые предписания и распоряжения командиров. Для преодоления сложившегося положения был выбран самый короткий путь - изменение законодательства. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

  • 3. Наряду с вышеуказанными проблемами, неполнотой правовой базы обусловлено также отсутствие специальных военных органов, выполняющих оперативно-розыскные функции. Для повышения раскрываемости преступлений и превентивного выявления готовящихся общественно опасных деяний в мировой практике борьбы с преступностью существует система соответствующих полицейских структур: служба криминальной разведки, структуры наружного и электронного слежения, подразделения захвата и т.д. Практически все армии мира располагают структурами, имеющими подобные функции. В России же на сегодняшний день единственным органом, профессионально занимающимся выявлением криминала в Вооруженных Силах, является военная прокуратура. Однако её деятельность в этом направлении не всегда достаточно эффективна, и многие преступления остаются невыявленными. В соответствии с действующим законодательством прокуратура может осуществлять лишь координацию розыска и надзор за этой деятельностью. Проблема в том, что военной прокуратуре в рассматриваемом вопросе практически не за кем надзирать и некого координировать, так как в Вооруженных Силах Российской Федерации отсутствует аналог «гражданского» уголовного розыска. Розыскные функции выполняют либо органы контрразведки, либо войсковые офицеры (дознаватели). Причем следует отметить, что в настоящее время в наших Вооруженных Силах практически отсутствует чётко налаженная оперативная работа военной контрразведки по выявлению фактов неуставных взаимоотношений. Военные контрразведчики объясняют своё бездействие в этом направлении тем, что они призваны выполнять иные задачи (борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и др.). Вышеизложенное позволяет с уверенностью утверждать, что для проведения оперативно-розыскной деятельности в войсках необходим специальный орган, главной целью которого стало бы выявление и пресечение правонарушений военнослужащих (в том числе неуставных взаимоотношений), - военная полиция .
  • 4. Низкая эффективность работы военной прокуратуры по предупреждению рассматриваемых преступлений и оказанию превентивного воздействия на существование неуставных отношений путём эффективной следственной практики, безусловно, является значительным фактором устойчивости рассматриваемого военно-криминального феномена. Проявляются недостатки данной деятельности военной прокуратуры в нескольких аспектах. Во-первых, нет тесного взаимодействия органов военной прокуратуры и командования поднадзорных воинских частей, при желании можно выявлять на порядок больше преступлений рассматриваемой категории, чем выявляется в настоящее время. Во-вторых, оставляет желать лучшего методика расследования преступлений, совершённых на почве неуставных отношений. В частности, отсутствие реальной и действенной системы защиты свидетелей и потерпевших приводит к нежеланию военнослужащих по призыву давать показания, изобличающие их сослуживцев. Доходит до парадоксов, когда в одной части, а иногда и в одной роте, служат и обвиняемый, и потерпевший со свидетелями. Причиной является то обстоятельство, что основной мерой пресечения, используемой следователями военной прокуратуры по рассматриваемой категории дел, является надзор командования. Попытка некоторых следователей защитить потерпевших от посткриминального воздействия в большинстве случаев обречена на провал из-за отсутствия правового механизма решения данной проблемы.

В-третьих, недостатки в деятельности военных прокуратур связаны с проблемами организации прокурорско-следственной деятельности. В первую очередь это постоянная нехватка времени у следователей для качественного расследования уголовных дел (например, из-за длительного проведения различных экспертиз, что приводит к постоянному затягиванию сроков предварительного следствия или дознания). В результате увеличения сроков расследования падают показатели оперативности работы военной прокуратуры, что опять же влечёт общую негативную оценку деятельности военной прокуратуры со стороны вышестоящих инстанций. Кроме того, отдельной проблемой, негативно отражающейся на эффективном использовании военными следователями и прокурорами своего рабочего времени, а в итоге на общем качестве работы, является практика выполнения контрольных заданий, приходящих из вышестоящих органов военной прокуратуры.

Главный военный прокурор С. Фридинский, выступая 20 июня 2007 г. в Совете Федерации, сообщил: «Если преступность по итогам прошлого года в армии сократилась на 2% то с начала этого года почти на 20%. Существенно меньше в армии стало погибших. Хуже ситуация с контрактниками. Количество совершённых ими преступлений увеличилось с полутора тысяч до четырёх при том, что самих контрактников за это время стало больше лишь на 11%. Половина всех преступлений контрактников - уклонение от службы» см.: Российская газета. 2007. 21 июня.. Для предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо выполнить следующее:

  • 1. Деструктивное воздействие на преступность военнослужащих в сфере уставных взаимоотношений должно носить непрерывный, стабильный и поступательный характер.
  • 2. Необходимо разработать оптимальную систему воздействия на преступность, которая была бы способна обеспечить максимальные результаты в уменьшении общественной опасности криминала в Вооружённых Силах Российской Федерации.
  • 3. Необходимо разработать и реализовать комплекс мер воспитательного, социально-экономического организационно-правового и уголовно-правового характера.
  • 4. Меры предупреждения и профилактики воспитательного характера в рассматриваемой системе предполагают комплексное идеологическое, культурное, и религиозное воздействие на молодых граждан (как военнослужащих, так и гражданской молодёжи) в целях формирования и культивирования устойчивых личностных качеств позитивной направленности, несовместимых с совершением рассматриваемых преступлений. Стержнем идеологической концепции могла бы стать национальная идея, например возрождение России как сильного экономического государства.
  • 5. Система патриотического и военно-патриотического воспитания не работает эффективно, потому что воспитательное воздействие не носит комплексный и массовый характер, который позволял бы охватить всё молодое поколение и сформировать у каждого подростка личную систему ценностей, основанную на патриотическом сознании, чувстве гражданского долга и гордости за свою страну.
  • 6. Представляется позитивной идея создания Комитета духовного возрождения России, который взял бы на себя подготовку комплексной государственной программы возрождение духовной культуры и нравственности населения.
  • 7. Следует создать разработать, принять и реализовать государственную программу правового воспитания и просвещения граждан, отвечающую требованиям системы предупреждения преступности.
  • 8. Совершенствовать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основы борьбы с воинскими преступлениями вообще и преступлениями в сфере уставных взаимоотношений, в частности ужесточение уголовного наказания за рассматриваемые преступления, повлекшие тяжкие последствия, введение новых норм, предусматривающих уголовную ответственность за сокрытие преступлений воинскими должностными лицами.
  • 9. Необходимо совершенствование системы оказания психологической и юридической помощи военнослужащим в целях нейтрализации агрессивных состояний и формирование навыков разрешения конфликтов законными способами.
  • 10. Совершенствование системы кадрового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. Ужесточение профессиональных и морально-этических требований к командирам всех степеней, что предполагает более качественное и всестороннее обучение перед назначением на первичные должности и последующую аттестацию при назначении на вышестоящие должности.
  • 11. Для обеспечения конкурентоспособности военной службы на рынке труда необходимо, чтобы денежное довольствие среднестатистического военнослужащего было выше, чем средняя заработная плата по стране, как минимум, на 20-25 %; это поможет решить многие социальные и кадровые проблемы Вооружённых Сил, повысит эффективность военного строительства. А это уже прямо связано с вопросами обеспечения военной безопасности России.

У России должны быть сильная армия и сильный флот. С этой целью в Министерстве обороны Российской Федерации разработан проект Стратегии социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации до 2020 г., который в марте текущего года был направлен в войска для изучения и рассмотрения на собраниях военнослужащих в воинских частях и на кораблях. Этот качественно новый инновационный документ будет определять приоритеты развития военно-социальной сферы, ставя во главу угла реализацию конкретных мероприятий, направленных на удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Реализация мероприятий вышеназванной Стратегии будет способствовать развитию человеческого капитала, а значит, и укреплению обороноспособности страны. Другой альтернативы, кроме Стратегии инновационного развития страны и её Вооружённых Сил, у нас сегодня нет.

Причины неуставных отношений многообразны. Главные из них хорошо известны. Это - крупные недостатки в организации правовой и воспитательной работы в войсках, архаичная система оценки деятельности командиров, вынуждающая их зачастую “не замечать” правонарушения, чтобы не портить отчетность, кадровый кризис в офицерском корпусе, порождающий, в частности, проблему укомплектованности командных должностей в звене “взвод - батальон” и, наконец, деградация института младших командиров (сержантов). Последнее особенно тревожно.

воинский коллектив неуставной взаимоотношение

Российские военнослужащие по своему правовому положению занимают особый статус в обществе в связи с выполнением ими специфических задач по обороне страны, сопряженных с опасностью для жизни. Поэтому они должны неукоснительно соблюдать правила взаимоотношений между собой как на службе, так и вне ее, являющиеся важнейшим условием сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Понятие «уставные правила взаимоотношений между военнослужащими» в нормативных правовых актах не раскрыто. Это позволяет предположить, что оно имеет собирательный характер.

В каждом из воинских уставов в той или иной степени закреплены правила поведения военнослужащих в различных ситуациях, однако только в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ есть глава «Взаимоотношения между военнослужащими». Наличие ее указывает на большой объем информации, описывающей, как воинам необходимо строить взаимоотношения между собой. Все это ни в коей мере не может уменьшать значение остальных уставов, либо отрицать их регулирующую функцию в сфере организации воинских взаимоотношений. Чтобы понять, как каждый из уставов регулирует правила взаимоотношений между военнослужащими, сделаем их сравнительный анализ.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Как уже говорилось, он содержит отдельную главу «Взаимоотношения между военнослужащими», разделенную на пять разделов:

1. Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие;

2. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих;

3. Воинское приветствие;

4. Порядок представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки);

5. О воинской вежливости и поведении военнослужащих.

В этих разделах раскрываются такие принципы взаимоотношений между военнослужащими, как: единоначалие; законность; подчиненность; тактичность и выдержанность; уважение личности; инициативность; сплоченность и другие.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

В сфере регулирования уставных правил взаимоотношений в главе «Общие положения», в определении понятия воинской дисциплины подчеркивается, что строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных воинскими уставами, является очень важным. Воинская дисциплина обязывает военнослужащих оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости. Достижение ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ как одного из условий сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива, в соответствии со ст. 4 Дисциплинарного устава возможно при личной ответственности каждого за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов, а также повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным. Последние контролируют их исполнительность, их действия основаны на уважение личного достоинства военнослужащих.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ предусматривает также определенные меры ответственности в отношении военнослужащих, нарушающих уставные правила взаимоотношений.

Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск. Он также регулирует уставные правила взаимоотношений между военнослужащими в части организации гарнизонного патрулирования, которое необходимо для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах. Так, в соответствии со ст. 79 Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, при нахождении их в увольнении допустившие грубое нарушение правил ношения военной формы, невыполнение воинского приветствия или иное проявление недисциплинированности, должны быть начальником патруля лишены увольнения и направлены в сопровождении патрульного в военную комендатуру или возвращены в их воинскую часть, где в отношении к ним должны быть приняты воспитательные меры. В случае неповиновения или сопротивления такого военнослужащего при его задержании начальник патруля имеет право применить к нему силу.

Строевой устав Вооруженных Сил РФ определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием, передвижение подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, а также порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра. В документе говорится о положении Боевого Знамени воинской части в строю, порядке его выноса и относа. Кроме этого определены обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Таким образом, исходя из уставных положений, можно сформулировать понятие «уставных правил взаимоотношений между военнослужащими». Это строго определенные обязательные для всех, без исключения лиц, проходящих военную службу, нормы поведения, строящиеся на основе общепринятых эталонов поведения и особенностей военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья, являющиеся составной частью воинской дисциплины, от неукоснительного выполнения, которых непосредственно зависит сплоченность и боевая слаженность воинского коллектива.

Под нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими понимаются посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных действий. В их основе лежат конфликтные ситуации или противоречия, затрагивающие социальный статус личности или групп воинов, их честь и достоинство, материальные или духовные интересы. Конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид, несдержанности, имеют гораздо меньшую социальную опасность, поскольку носят кратковременный характер. В основе же личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих, при котором образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего положения в подразделении.

Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распространения, устойчивости и самовоспроизводства. Это связано с реальной возможностью получения со временем представителями “угнетаемых” групп соответствующих “привилегий” (повышения статуса младшего призыва в связи с увольнением старослужащих). Складывается система организованного физического и психического насилия, призывающая все стороны жизнедеятельности воинских подразделений.

По статистике до 95% глумлений и издевательств совершаются в расположении воинских частей. Из них 52% - в казармах, 25% - в столовых, остальные - при выполнении хозяйственных работ и обслуживания техники. Обычно нарушения уставных правил взаимоотношений совершаются в вечернее и ночное время на глазах суточного наряда, который не принимает должных мер по их предотвращению.

Наиболее характерными формами проявления нарушений уставных правил взаимоотношений стали: избиения военнослужащих более позднего срока призыва; перекладывание на них дополнительных обязанностей по службе и в быту; принуждение к выполнению различных прихотей и воровству; вымогательство денег, ценных вещей, продуктов питания и предметов обмундирования; моральные унижения, оскорбления личного достоинства и угрозы физической расправы.

1. Ухудшение качественного состава призывников, значительная часть которых приходит в армию с уже сформированными установками на жестокость и насилие;

2. Недостаточная работа должностных лиц по наведению твердого уставного порядка, слабый контроль за личным составом;

3. Разрыв между офицерским и рядовым составом, незнание истинного положения дел.

4. Неумение должностных лиц противопоставить нарушениям уставных правил взаимоотношений систему профилактических мер, согласовать действия командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинской и юридической служб.

5. Несоответствие мер дисциплинарного воздействия тяжести совершенных проступков.

6. Попустительство нарушителям и не привлечение их к уголовной ответственности за преступления против личности военнослужащих.

7. Снижение интенсивности боевой подготовки и ее влияния на сплочение воинских коллективов, а также большие физические и эмоциональные нагрузки на личный состав, вызванные его острым некомплектом.

8. Слабая воспитательная работа по формированию у военнослужащих чувства дружбы и войскового товарищества, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической атмосферы.

9. Отсутствие четкой системы по вводу в строй нового пополнения.

При анализе неформальной структуры воинского коллектива необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, неформальные структуры неоднородны по своему составу: в каждой социальной группе (будь то старослужащие или молодые солдаты, представители той или иной национальности и т.п.) существуют свои “лидеры”, “нейтралы”, “изгои” и т.п.

Во-вторых, помимо уставной системы определенной воинской организации существует и неформальная система отношений военнослужащих:

“Дедовщина” - неформальное разделение военнослужащих по срокам службы.

“Землячество” - неформальное разделение военнослужащих по национальности или религиозной принадлежности.

“Культ силы”- неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств.

“Криминогенный - неформальное разделение военнослужащих по фактор” принадлежности к различным криминогенным группировкам.

“Религиозный - неформальное разделений военнослужащих по принадлежности к религиозным концессиям.

В третьих, под влиянием различных факторов общественного развития именно “дедовщина” и “землячество” в наибольшей степени отвечали объективным потребностям сложившейся в воинских подразделений обстановке, когда уставная система в одиночку уже не могла разрешить все возникающие социальные противоречия. Неформальная система стала компенсировать недостатки формальной (уставной) системы отношений военнослужащих. Формальная (уставная) и неформальная системы взаимоотношений между военнослужащими могут конфликтовать или дополнять друг друга.

В четвертых, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и, в частности, “дедовщина” существуют в армейской среде не одно десятилетие, и за это время в ней успели сформироваться наряду с положительными и устойчивые негативные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В “чистом” виде формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как правило, не встречаются. Каждая из них в определенный период может выступать в качестве доминирующей. Но это не означает, что другие формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при этом отсутствуют. Они существуют, но имеют менее выраженное проявление и могут обозначаться как те или иные признаки.

Как правило, образование неформальных группировок в воинских коллективах происходит на основе общих интересов и, по данным социологических исследований, распределяются следующим образом:

· срок службы --40,5%

· место призыва --20,7%

· общие интересы и увлечения --16,5%

· национальная принадлежность --11,6%

· уровень образования -- 4,1%

· материальное положение до службы в армии -- 2,5%

· религиозная принадлежность -- 1,7%

· другие признаки -- 2,5%

Представители доминирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими волевыми качествами и хорошим физическим развитием.

“Культ силы” особенно контрастно проявился в подразделениях однопризывного состава. Недостатки в подборе сержантов часто приводили к тому, что в подразделении доминировала группа из числа неформальных лидеров, посягавших на права и личное достоинство своих сослуживцев, в том числе младших командиров.

В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва на военную службу к указанной группе лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период времени добиваются привилегированного положения, несвойственного их статусу ни с точки зрения “дедовщины”, ни “землячества”. При наличии же в подразделении нескольких таких военнослужащих создаются предпосылки для их объединения во внутренне сплоченную группу, создающую себе имидж высшей “касты”, характерный для мест лишения свободы. Для таких, военнослужащих постоянный конфликт с законом и командирами - это образ жизни.

Нарушения уставных правил взаимоотношений все чаще совершаются со стороны групп военнослужащих, призванных из одной местности с тяжелой криминогенной обстановкой. Кроме того, носителями нарушений уставных правил взаимоотношений часто становятся военнослужащие, занимавшиеся до призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации коммерцией и имеющие денежные средства, с помощью которых они формируют микрогруппы и довлеют над остальным личным составом.

“Религиозный фактор” проявляется тогда, когда в подразделении отсутствуют в качестве доминирующих форм нарушений уставных правил взаимоотношений “дедовщина”и “землячество”, но имеется большое количество военнослужащих различных национальностей без явного преобладания одной из них. В таких условиях могут образовываться группы из представителей мусульманских национальностей. Объектом посягательств при этом оказываются “не мусульмане”.

В настоящее время нарушения уставных правил взаимоотношений все чаще совершаются со стороны групп военнослужащих, проходящих службу там же, где они проживали до призыва. Численный перевес местных призывников над другими выделяет их в сильную группировку, имеющую постоянную связь с гражданской средой и способную утверждать свои порядки, затрудняет возможности командиров и воинского коллектива воздействовать на их поведение. Нередки факты, когда группы из числа местных солдат довлеют над младшими командирами, добиваясь привилегированного положения в подразделении, учиняют драки, вымогательства и издевательства над призывниками из отдаленных регионов.

“Землячество” является наиболее живучей формой нарушений уставных правил взаимоотношений. Профилактическая работа часто сводится на нет крепкой внутригрупповой сплоченностью, основанной на национально-психологических особенностях представителей “земляческих групп”, национальных и региональных традициях и обычаях.

Опыт свидетельствует, что в качестве наиболее эффективных мер профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений на “земляческой” основе чаще всего являются:

1) поддержание командованием подразделений, частей (кораблей) тесных контактов с родителями военнослужащих, местными органами власти и общественными организациями по месту их призыва;

2) формирование у “земляческих” группировок положительной мотивации деятельности;

3) умелая индивидуально-воспитательная работа с их неформальными лидерами;

4) равномерное распределение по подразделениям представителей различных национальностей;

5) выявление лиц, склонных к правонарушениям, ранее участвовавших в противоправных действиях, имевших приводы в милицию, связь с преступными элементами, и проведение с ними целенаправленной профилактической работы.

Основные критерии лидерства в воинском коллективе, по мнению военнослужащих, проходящих службу по призыву, следующие:

а) хорошее физическое развитие (сила);

б) готовность помочь товарищу;

в) срок службы 6 месяцев и более;

г) наличие земляков более ранних призывов в части;

д) отличное владение воинской специальностью;

е) хорошее умственное развитие, коммуникабельность;

ж) исполнение должности младшего командира;

з) наличие друзей среди военнослужащих старших сроков службы;

к) участие до службы в армии в деятельности криминогенных группировок;

л) участие в период службы в выполнении специальных заданий (в районах чрезвычайного положения и т.п.;

м) высокий уровень доходов до призыва в Вооруженные Силы и др.

Таким образом, следует, что в данный момент в воинских коллективах в большей части касаешься, неуставные взаимоотношения между военнослужащими процветает не только дедовщина как принято в последние годы считать, точнее два десятилетия говорить. Перед нами предстает картина с большей проблемой, землячество! Хотя это тот же аспект, если его так можно назвать, что и дедовщина. Но с советских времен и начало 2000-х годов призыв шел по всей России, что обеспечивалось равномерным распределением военнослужащих по воинским частям, то с 2009 года был издан приказ призыв военнослужащих производить только в частях находящиеся в регионе проживания. Тем самым способствовало усиления межнационального и межрегионального обострения.

Проблема дедовщины в стройных армейских рядах беспокоит школьных выпускников с того момента, когда они начинают готовиться поступать в высшее учебное заведение. На самом деле, сейчас желательно отсрочить армейскую службу, поступив на обучение.

Существует ли дедовщина в армии 2018? Так ли она страшна, как о ней говорят? Давайте попробуем в этом разобраться.

Дедовщина 2018 года ложь или правда

Есть ли разница в дедовщине и таком понятии как неуставные отношения. Может быть, это одно и тоже или все-таки отличие в понятиях есть.

Сначала дам расшифровку понятия, взятого мною из Википедии.

Дедовщина – это такая система, относящаяся к неофициальным, которая сложилась в вооруженных силах. Она выражается в отношениях солдат из низкого звена и их дискриминацией солдатами из старшего звена. К низким армейским звеньям относятся:

  1. Обыкновенные солдаты.
  2. Ефрейторы.
  3. Сержанты.

Дискриминирующие отношения очень часто носят полукриминальный характер. Они могут выражаться не только в использовании старшими солдатами младших, в физическом, а также дополню, в моральном насилии над людьми.

Это ужасно. Я пугаюсь, когда я читаю написанное. Но в этом есть небольшая толика правды. Я не согласен целиком и полностью с этими словами.

А что будет дальше? Какая подмена понятий. В головах людей давно появился стереотип, что армия – это настоящий ад. И таковой ее делает дедовщина. Постоянное рукоприкладство, побои, избиение дедами парней стульями в ночное время и прочий кошмар.

У меня нет никакого желания придумывать заумные слова. Именно поэтому я все скажу кратко, но по существу.

Что такое дедовщина?

Дедовщина – это процесс преподавания, и как я считаю, правильный. Здесь в молодого солдата обучают старослужащие, их называют дедами или дембелями.

Как и в 2016 году, так и сейчас в армии солдаты служат один год.

  • я хочу завести разговор о дедовщине на конкретных примерах. Что это? А это дополнительные задания, которые дают старожилы по строевой подготовке. Все потому, что придя в армию, никто не умеет правильно ходить в строю, не знают правил обращения к офицерам и армейским товарищам. Новичков призывают соблюдать дисциплину среди призывников воинского состава;
  • таких примеров можно привести много. Но смысл всегда одинаков. Дедовщина – это своего рода поддержка для быстрой адаптации прибывших недавно военных под присмотром старших товарищей, старослужащих. К таким относится младший сержант. Он является заместителем командующего взводом;
  • как все происходит на самом деле. Парень призывается на армейскую службу, его распределяют в воинскую часть, куда он и приезжает. Здесь уже служат солдаты, поступившие сюда с предыдущего призыва. Именно они займутся обучением новичков всем основам и азам службы. Они помогают освоиться без ссор, вселюдных обид, унижений.

Дедовщину я хочу отнести к полезному обычаю, старой традиции, которая весьма полезна служащих в армии. Это не битье морды, которые часто есть возможность наблюдать на канале YouTube, сделав поисковой запрос на видео «армия дедовщина 2015». У нас все было именно так, таким образом нас пытались научить. И мы в свою очередь, в нашем батальоне, сделали такую традицию. А все потому, что мы любим и чтим устав.

Неуставные взаимоотношения в армии

Здесь мне трудно спорить с Википедией. Она дает нам четкое, а главное, краткое описание. И именно – это отношения между служащими военных сил, которые грубо нарушают устав, его требования и зачастую нарушают законодательство.

Я с этим согласен на все 100%.

Неуставные отношения это:

  1. Драки.
  2. Мородобой.
  3. Унижение.

Все это приветствуют в армии, и Россия не стала исключением. Я за последнее полугодие общался с разными военными из разных уголков страны, поэтому отмечу с уверенностью в 100%. Неуставщина есть в большинстве частей. Но в нашей ее нет.

Все попытки оскорблений, драк нами пресекаются на корню. С того момента, как я приступил к службе, всем нам рассказывали истории о том, какие грубые курсанты, как подрались солдаты, как они дерзко толкнули своего товарища, который упал и расшиб бровь. Но это мелочь. Это мелочи, если сравнивать с тем, что сейчас происходит в армии, ее частях.

Каков итог? Виноватого отправили в дисбат на 2 года. После того, как он вернулся, он отслужил свой срок. То есть два года в дисциплинарном батальоне, а потом армия. Он просто подтолкнул. Можно только себе представить, как он сожалеет о происходящем. Хотя сейчас я веду речь не о нем.

Сравнительно недавно я общался с некоторыми друзьями. Они сейчас служат в армии. В тех частях, где они работают, также присутствуют неуставные отношения.

Моя цель, чтобы вы поняли, в чем разница между неуставными отношениями и дедовщиной. Я хочу, чтобы восторжествовала справедливость. Поэтому, я хочу подвести итог, сделав резюме.

Итог

Как уже стало понятным, что дедовщина и неуставщина – понятия разные. Дедовщина не является разновидностью неуставных отношений. Отмечу, что дедовщина – это обычай, заведенный в армии. Здесь не идет речь о рукоприкладстве и подобных ей вещах.

В армии присутствуют оба понятия. Отдельно хочу заметить, что в моей воинской части имеет место быть дедовщина, зато нет места неуставным отношениям.

Существуют люди, уверенные в том, что неуставные отношения выступают неотъемлемой частью армейской службы. Я не согласен с ними категорически. Я имею право на свою точку зрения, потому что все мы живем в свободной стране.

Как вы относитесь к дедовщине в армии? Ждем ваши ответы.

  • Общим объектом НВ является система норм поведения, установленных в обществе законодательством страны.
  • Родовым объектом НВ являются система взаимоотношений между военнослужащими, порядок несения воинской службы, установленных действующими уставами вооруженных сил.
  • Непосредственным объектом являются здоровье, честь, имущество военнослужащих.

Объективная сторона

Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем «дедовщина ». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии . «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые основаны на насилии и связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала, принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия)и т. д. Даже элементарные примеры несоблюдения воинских традиций, таких, как отдание чести , подпадает под понятие неуставных взаимоотношений, так как воинское приветствие при встрече военнослужащих закреплено нормами Устава внутренней службы , который, в свою очередь, введен в действие соответствующим Законом .

Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство, причинение телесных повреждений, грабеж, убийство и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Аналогичные нормы права имеются в законодательстве подавляющего большинства других стран.

Несмотря на подавляющее негативное отношение к НВ среди населения, бытует точка зрения, что отдельные, «мягкие» формы способствуют более ускоренной адаптации молодого бойца в условиях воинской службы.

С объективной стороны теория уголовного права делит Неуставные взаимоотношения на три вида:

1. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими без признаков подчиненности (оба субъекта НВ равные в должности и звании);

К неуставным взаимоотношениям между военнослужащими без признаков подчиненности могут быть отнесены следующие правонарушения:

  • Противоправное физическое, психологическое, экономическое насилие, оказываемое «старослужащим» в отношении «молодого»(при условии, что они одного звания и не являются один по отношению к другому начальником). Если эти же формы насилия оказаны в рамках требований уставов и других действующих нормативно-правовых актов, состав правонарушения в действиях старослужащего исключается (к примеру - действия в пределах необходимой обороны , крайней необходимости , в боевой обстановке по отношению к трусу);
  • Любые формы противоправного насилия между сержантами , прапорщиками , офицерами , имеющими одинаковое звание и занимающие одинаковую должность (на пример - на почве неприязненных отношений один командир взвода избил другого командира взвода).
  • Сексуальные формы насилия по отношению к военнослужащему другого пола (сексуальные домогательства, принуждение к вступлению в половую связь, изнасилование).

2. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими с признаками подчиненности: начальник - подчиненный;

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении подчиненного в условиях, которые не требовали данных форм воздействия (превышение должностных полномочий). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (на пример в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении подчиненного (за исключением ситуации, когда командир действует в условиях крайней необходимости).
  • Эксплуатация подчиненных (злоупотребление властью или должностным положением, к примеру - использование подчиненных на строительстве личного дома).
  • Сексуальное насилие в отношении подчиненного противоположного пола.

3. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими с признаками подчиненности: подчиненный - начальник.

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении начальника (к примеру - угроза начальнику оружием в боевой обстановке, причинение начальнику телесных повреждений и т. д.). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (на пример в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении начальника (грабеж , разбой и т. п.).
  • Сексуальное насилие в отношении начальника противоположного пола (изнасилование).

Признак подчиненности в отдельных случаях могут выступать как квалифицирующий признак и является отягчающим обстоятельством.

Например - солдат ударил солдата. В этом случае уголовное дело возбуждается в соответствии с тяжестью причиненных телесных повреждений. Командир ударил подчиненного - действия первого могут быть квалифицированы как должностное преступление - превышение полномочий или злоупотребление властью. Подчиненный ударил командира - воинское преступление - применение насилия в отношении начальника (в УК разных стран данное действие трактуется по разному, однако смысл тот же). В первом случае преступление относится к категории легких или средней тяжести. Во втором и третьем случае преступления могут относиться к категории тяжких или особо тяжких.

Таким образом, одно и то же действие, совершенное в рамках неуставных взаимоотношений, но имеющее различные признаки подчиненности, может иметь серьезные квалифицирующие признаки, существенно отягчающие противоправное деяние в целом квалифицироваться по разным статьям уголовного кодекса, либо дисциплинарного устава.

Субъект

Субъектом неуставных взаимоотношений может быть только военнослужащий, то есть, должностное лицо, имеющее воинское звание, проходящее действительную воинскую службу. Кроме того, необходимы признаки общего субъекта правонарушения - дееспособное, вменяемое лицо, достигшее возраста правовой ответственности.

Субъективная сторона

С субъективной стороны неуставные отношения предполагают наличие умышленной формы вины. В свою очередь, сами правонарушения (преступления) в зависимости от состава, закрепленного соответствующей нормой права могут носить характор как прямого , так и косвенного умысла .

  • С прямым умыслом совершаются ряд преступлений и дисциплинарных проступков, когда нравонарушитель осознает противоправность своих действий, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления. На пример - умышленное убийство , грабеж , умышленное причинение телесных преступлений.
  • С косвенным умыслом могут быть совершены правонарушения, когда нарушитель не предвидел наступление общественно-опасных последствий, не желал их наступления, но мог и обязан был предвидеть. На пример - один военнослужащий принуждает другого к физическим упражнениям сверх нормы. У последнего сердце не выдерживает чрезмерных нагрузок и он умирает. Первый не желал его смерти, но он мог предположить, что физические нагрузки сверх предела опасны для жизни и здоровья.

Ответственность

В зависимости от состава правонарушения, неуставные взаимоотношения могут носить характер:

  • Преступления - противоправное действие, грубо нарушающее действующее законодательство, представляющее большую общественную опасностью, ответственность за которое предусмотрена нормами уголовного права .
  • Дисциплинарного проступка - противоправное действие, которое не содержит признаки преступления, нарушающее требования административного законодательства и уставов вооруженных сил , ответственность за которое наступает в соответствии с требованием Дисциплинарного Устава.

Таким образом, ответственность за все нарушения требований уставов, которые не являются преступлениями наступает в дисциплинарном порядке (дисциплинарные взыскания, содержание на гауптвахте).

За совершение правонарушений, которые квалифицируются как преступление, ответственность наступает в общем порядке в соответствии с требованиями уголовного права.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»

  • Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);
  • Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы);
  • Психологическое насилие (словесные оскорбления);
  • Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Профилактика неуставных взаимоотношений в вооруженных силах

О проблеме неуставных взаимоотношений в армии открыто заговорили в конце семидесятых годов прошлого столетия. Внимание было, главным образом, обращено на, так называемую «дедовщину» - систему традиций и обычаев по закреплению привилегированного положению военнослужащих срочной службы второго года по отношению к «первогодкам». Резонанс, вызванный чередой тяжких преступлений в войсках а так же волна самоубийств и дезертирство не остались без внимания командования и Главного Политического Управления . В авральном порядке прошли слушания в Министерстве Обороны, частях и соединений. Были разработаны и направлены в штабы и политотделы частей инструкции по мерам, направленным на преодоление этого явления. Иногда, принимаемые меры доходили до абсурда. К примеру, с целью устранения различий между военнослужащими разного срока службы, были отменены нарукавные нашивки (на сленге «годовки», «годки»), имевшие одну или две (на флоте три) полоски по сроку службы соответственно. Ранее военнослужащий первого года службы имел одну полоску, второго года две (на флоте третьего года три).

Над проблемой работали политработники высочайшей кваливикации. По результатам проведенных исследований были сделаны выводы, что причинами возникновения «дедовщины» послужил тот факт, что в шестидесятые годы на смену фронтовикам в войска пришли люди, из числа неформальной молодежи, что самое страшное, с целью комплектования пятимиллионной армии, был разрешен призыв лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы . Как тогда принято было считать, именно они принесли в казармы традиции уголовного мира, практиковавшиеся в местах лишения свободы , которые, после адаптации к условиям армии и легли в основу традиций «дедовщины».

Кроме этого, особое внимание было уделено фактам злоупотребления служебным положением со стороны офицеров, в том числе и высшего ранга.

Несмотря на принятые меры и достигнутые определенные успехи, в целом, как явление, неуставные взаимоотношения продолжали существовать и существуют и по сей день.

Нельзя сказать, что неуставные взаимоотношения в целом и «дедовщина» в узком смысле этого понятия существовали и существуют в войсках повсеместно. Во многих частях такое понятие отсутствовало и отсутствует как таковое. На пример, в спецподразделении УРСН (а позже и в Витязе) факт неуставных взаимоотношений автоматически лишал виновного права ношения крапового берета , что было крайне недопустимо для его обладателя. Отсутствовала дедовщина и в большинстве линейных застав пограничных войск КГБ СССР .

Отсюда логическим есть вывод, что наличие или отсутствие неуставных взаимоотношений на прямую зависит от уровня воспитательной работы в части и наличия положительных стойких воинских традиций.

Примечания

Литература

  • Ведомости Верховного Суда СССР (судебная практика). 1987 г. Практика по делам о преступлениях, включающих в свой состав нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими.
  • Дерюгин Ю. И. «Дедовщина»: социально-психологический анализ явления. //Психологический журнал, 1990. № 1. С. 109.
  • Глоточкин А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Диссертация канд. пед. наук (по психологии). М.:ВПА,1964.
  • Ахметшин Х. М. Преступления против военной службы. - М., 1999.
  • Прокопович Е. В. Советское уголовное право. - М: Военный институт, 1978.
  • Эминов В. Е., Мацкевич И. М. Преступность военнослужащих. - М: Пенаты, 1999.
  • Кочешев, С. Предопределенные отношения преступника и жертвы в

неуставных взаимоотношениях в Вооруженных силах Российской Федерации /С. Кочешев. //Военно-юридический журнал. −2007. - № 2. - С. 21 - 25



 

Возможно, будет полезно почитать: