Обряд примеры из жизни. Традиции, обряды и обычаи: пример обрядовых действий на Масленицу и Пасху

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.



9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

b. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

c. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".



3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Очень часто люди, только начинающие интересоваться Родной Верой и историей Славянской, Русской земли, ее обрядов, традиций и ритуалов, сталкиваются с проблемой восприятия информации о язычестве ввиду трудной для осознания терминологии и научных споров, исследований, таблиц. Мы же постараемся кратко и просто, своими словами объяснить – как и почему возникли славянские верования и древние языческие традиции, какой смысл они несут, что происходит в процессе каждого ритуала и почему его выполняют.

Самые важные события у каждого человека имеют свою точку. Наиболее главные для него, его Предков и Потомков – это рождение, создание семьи и смерть. К тому же именно с этими ситуациями связан самый частый вопрос: откуда такое сходство языческих обрядов и славянских ритуалов с христианскими? Поэтому ниже мы рассмотрим и сравним именно их.

Славянские обряды рождения и имянаречения

Рождение ребенка с помощью повивальных бабок или без них являлось важным славянским обрядом. К нему старались подойти со всей тщательностью и принять из чрева Матери Дитя Рода, показать и обустроить его жизнь в Яви правильно. Пуповина ребенка обрывалась только специальными предметами, символизирующими его пол и назначение. Языческий ритуал рождения мальчика подразумевал перерезание пуповины на стреле, топорище или просто охотничьим ножом, появление на свет девочки и вхождение ее в Семью требовало проведение следующего славянского обряда – перерезания пуповины на веретене или на широкой тарелке. Все это делалось Предками, чтобы с первых минут дать понять детям свои обязанности и прикоснуться к Ремеслу.

Древние славяне при рождении ребенка не проводили популярный ныне, но трансформированный под привязку человека к христианскому эгрегору обряд крещения – имянаречения, Языческие традиции позволяли дать детям только Прозвища, то есть известные всем имена. До 12 лет, а потом и далее могли называть его так, ребенок ходил под этим прозвищем и был защищен от сглазов и наветов.

Настоящим же именем называли его при совершении славянского обряда имянаречения. Языческие Жрецы, Волхвы, Ведуны или просто Старшие Рода – называйте как хотите, призывали ребенка к себе и начинали ритуал. В проточной воде они посвящали его как Потомка Богов Родных, окуная несколько раз в реку с головой и, наконец – тихонько сообщали ему посланное Богами Имя.

Славянский свадебный обряд

Славянский свадебный обряд на самом деле включает в себя множество ритуалов и традиций, языческие корни многих из которых остались в современности до сих пор. Обычно свадебные действия продолжались в течение года и начинались со Сватовства – прошение согласия девушки на создание семьи с женихом.

Далее проводились Смотрины – знакомство двух соединяющих свои Рода в Единый славянских семей. После удачного их прохождения проходило Обручение – заключительный этап сватовства, где руки будущих молодоженов связывали в знак крепости и нерушимости союза. Узнав о том, подруги и други молодых начинали обряд Венкоплетения для создающейся семьи и позже возлагали их на головы жениха и невесты. Далее организовывались и проводились веселые Девичники и Молодецкие вечера. Для прощания виновников торжества с родителями перед созданием новой проводили еще один языческий обряд – Сажень.

Далее начиналась непосредственная подготовка к языческой свадьбе и сам славянский обряд соединения двух Судеб в единый Род:

  • Умывание молодых отварами целебных трав для очищения их от наносного перед созданием семьи.
  • Одевание молодой дружками и сватьюшками в новые славянские рубахи со специальной символикой для проведения свадебного обряда.
  • Бгание – готовка караваев различных видов. Восточные славяне при проведении свадебного обряда соединения Судеб выпекали круглый каравай как символ ладной и сытной жизни без углов и препятствий.
  • Запросины – официальное обрядовое приглашение на свадебный ритуал и празднование родственников, знакомых и друзей жениха и невесты.
  • Выпроваживание молодого из семьи матерью для создания новой из дома жениха в дом суженой, а потом в их новый Общий дом.
  • Выкуп за невесту – символические попытки удержать молодую от замужества и решительные действия жениха по устранению этих препятствий. Выкупов на протяжении всей церемонии было несколько, и заканчивались они свадебным Пропоем.
  • Посад – ритуальное распределение мест в Семье и роли каждого: молодоженов и их Родственников, обмен дарами и скрепление Союза Родов.
  • Покрытие – невесту расплетали или вообще отрезали косу как символ привязки к Старому и покрывали ее голову платком – очипком, иначе – чепцом. С той поры девушка становилась женой.

После самого древнего свадебного обряда с надеванием колец со славянской обережной символикой – Свадебником начинали следующие языческие ритуалы:

  • Посаг (приданое) – передача Родителями Невесты приДаного для создания новой семьи и Рода. Все : от полотенец до кухонной утвари начинали собираться еще с рождения девочки.
  • Комора – цикл обрядов первой брачной ночи и проверка невесты на Чистоты и Девственность перед Родами с обеих сторон, заРождение новой Семьи.
  • Калачины, Сватины, Гостины – языческие традиции угощения и благодарения Родственников, Братьев и Сестриц по Духу и Сердцу – торжественные пиры и подарки со всех сторон молодоженам и ими для всех пришедших поЗдравить.

Славянский погребальный обряд

Древние языческие обряды погребения славян включали в себя обычай сожжения умершего. Это делалось, чтобы тело не мешало душе человека отправиться в Навь и начать там новую жизнь, ждать следующего воплощения в Круговороте Природы и возвратиться в Явь в новом обличье. При начале славянского погребального обряда на Древней Руси подготавливали лодку для переправления покойника через реку Смородину в другой Мир. На ней устанавливали Краду – костер из бревен, окруженный снопами травы или просто сухими ветками, в него помещали тело и дары Навьим Богам. Сила Крады – Жертвенного Огня отжигала привязки умершего с Явьим Миром, а пуск по реке уже зажженной лодке на закате дня, чтобы лунный свет указал верную дорогу, сопровождался всеобщими последними словами Памяти о Предке и Брате Славянском.

В регионах, где похороны с использованием проточной воды были недоступны ввиду засушливости территории, этот древний славянский обряд погребения был немного изменен. Полученный пепел собирали в горшок и хоронили в курганах. Часто туда клали и личные вещи умершего, чтобы в Нави он мог обустроить комфортный быт. У восточных славян до насильственного обращения в христианскую веру и настояний следовать их правилам, сохранялась и следующая интересная традиция. После ритуала сожжения и сбора праха горшок ставился на высокий столб на дорожном перекрестке Судеб и накрывался домовиной – специально смастеренным для этого деревянным домиком. Таким образом, к умершему могли придти попрощаться и оставить помин, а также он попадал в Навье Царство, где мог выбрать свой дальнейший путь ВозРождения.

После всех видов вышеперечисленных языческих обрядов похорон древние славяне устраивали тризну – пир в помин усопшего и ритуальные бои, символизирующие битву с Трехголовым Змеем на Калиновом Мосту за возможность покойному выбрать свой путь, тем самым, помогая ему дойти до своего нового места жительства.

Тризна как способ почтения Предков Рода проводилась и в специальные календарные даты поминовения усопших: Красную Горку, Родоницу и в другие древние славянские праздники. Как видно из описания древнего языческого обряда погребения славянина – делалось все возможное для облегчения его Дальнейшего Пути, появление же плакальщиц как традиции многие трактуют как навязывание христианством своих догм и попытки сделать уход человека из Яви наиболее трудным и долгим, привязать его к живым Родным и внушить чувство вины.

Календарные праздники и обряды на Руси: весенние, зимние, летние и осенние

Самые главные календарные языческие праздники и славянские обряды в этот день проводились согласно Коло Года: в даты Солнцестояния и Равноденствия. Эти поворотные точки значили большую роль в жизни славян, так как оповещали о начале нового ПриРодного сезона и прохождении ПредИдущего, давали возможность задать хорошее Начало и получить желаемый результат: собрать щедрый урожай, получить богатый приплод, построить дом и т.д.

Такими календарными зимними, весенними, летними и осенними праздниками древних славян с важнейшими обрядами засева, сбора урожая и другими ритуалами являются и являлись:

  • Весеннее равноденствие 19-25 марта – Комоедицы или Масленица, Великдень
  • Летнее солнцестояние 19-25 июня – Купала
  • Осеннее равноденствие 19-25 сентября – Радогощь
  • Зимнее солнцестояние 19-25 декабря – Карачун

Описание этих древних языческих праздников и славянских обрядов или ритуалов, проводимых на Руси в эти и другие сильные дни при Движении Коло Года, вы можете прочитать в нашем .

Принесение треб как языческий обряд благодарности Родным Богам: что это такое

Отдельное внимание стоит уделить Требам Родным Богам перед проведением славянского обряда, в процессе проведения ритуала или наступлении календарного праздника в честь кого-либо из Покровителей. Подарки от чистого сердца и с душевной благодарностью Богам славянского Пантеона приносились обязательно – они могли быть любой цены, так как достаток каждой славянской семьи был разным, но должны были выражать почтение Роду и хранителям Яви, Нави и Прави. Местом их подношения были Капища и Храмы в которых располагались чуры Богов и Богинь, а также Алтари.

Очень часто требы приносили на ПриРоде при совершении ритуальных языческих действий славянами и славлении того или иного Покровителя в его персональный праздник, а также при активации амулетов и . В наши дни сохранилось мало исконно древних славянских обрядов преподнесения треб и обращения к Богам, поэтому Ведуны и Волхвы советуют многим при проведении обряда просто общаться с Родными, как с Родичами – с искренностью и вежливостью, с пониманием важности своей роли как Потомка Земли Русской и Продолжателя Славянского Рода. Если просимое действительно важно и нужно, если вы имеете Право – Боги обязательно помогут и встанут на защиту.

Просмотры: 6 187

Современный мир почти лишен ритуалов — по крайней мере в том виде, как мы традиционно их себе представляем. Те, что остались — например, ритуалы, которые вращаются вокруг праздников, в значительной степени потеряли свою силу и чаще всего не несут в себе никакого содержания, кроме заученного повторения. Тем не менее каждая культура в любой части мира в какой-то момент своего развития представляла собой сложную систему ритуалов и обрядов. Ритуалы были своего рода социальной технологией. Этот механизм мог решать проблемы, менять статус и приносить ощутимые результаты. На протяжении тысячелетий они использовались для того, чтобы проявлять и выражать эмоции, строить свою личную идентичность и идентичность племени или народа. Они несли эффект преобразования, помогали навести порядок в хаосе и ориентироваться в пространстве и времени. Ритуалы были смыслом жизни, тем тяжелее нам приходится сейчас, когда мы лишены правил, которые можно применять к различным ситуациям.

Что такое ритуал?

Профессор Кэтрин Белл, исследователь ритуалов и автор монографии, написанной по этому поводу, определяет ритуал, как «привычное действие, усвоенное настолько, что первопричина его может быть забыта». Самый простой пример ритуала — рукопожатие при встрече. Нет никакой реальной причины, почему захват чужой руки и встряхивание обязаны сопутствовать знакомству. Этот жест настолько укоренился в сознании, что мы даже не думаем о том, что можно с успехом заменить рукопожатие обычным кивком головы или парой приветственных слов.

С другой стороны, укоренившаяся привычка мыть руки, придя с улицы, не является ритуалом, так как существует четкое фактическое отношение между действием и желаемым результатом. Но и эта гигиеническая процедура способна стать ритуальной, например, в том случае, когда священник смачивает руки в купели для крещения. Этот жест является исключительно символичным, и именно символичность определяет суть ритуала.

Шесть неотъемлемых атрибутов ритуалов

Формализм. Это свойство кроется в количестве вариантов поведения, приемлемых в той или иной ситуации. Например, вылазка на шашлыки имеет очень случайный характер и вести себя там можно как угодно, не учитывая никаких правил. В то же время, званый ужин уже имеет ряд формальных правил, которые нельзя игнорировать. Таким образом, ритуал характеризует наличие моделей поведения, от которых нельзя отступать.

Традиционализм. Ритуалы очень часто складывались как деятельность, основанная на ценностях и поведении, которые были актуальны в момент создания. Эта связь с прошлым наполняет ритуал сакральным смыслом и обеспечивает участника чувством уверенности, за счет непрерывности традиции.

Дисциплина . Часто рассматривается как одна из наиболее определяющих черт ритуала. Этот признак можно охарактеризовать следующим образом: «дисциплинированный набор действий, с точным повторением и тщательным контролем». Для демонстрации признака можно вспомнить строй солдат на параде, когда каждый из участников имеет конкретный сценарий, из множества которых складывается общее действие.

Правила управления. Любой ритуал определяется набором правил. Профессиональный спорт — пример деятельности, которая может быть оценена как ритуал, так как правила четко регламентируют действия участников. Игра вообще имеет очень много общего с ритуалом, в то же время не имея собственной сакральности.

Сакральная символика. Ритуал может использовать повседневные и специальные предметы, задействовать определенные части тела, изображения и превращать их в нечто особенное и даже святое. Их сакральность указывает на нечто большее, чем простой набор функций предмета, тем самым придавая им абстрактную ценность. Так, ладан для церкви будет явным признаком ритуальной деятельности, в то время как благовония для дома ими являться не будут.

Аудитория. Ритуал во всех проявлениях имеет определенного зрителя. Это может быть бог, группа людей или сам человек, совершающий действие. Так ритуал приобретает определенные театральные черты, становится своего рода драмой, которая разыгрывается по известному сценарию.

Чем больше характерных признаков имеет поведение / событие / ситуация, тем сильнее оно противопоставляется хаосу повседневной жизни.

Масштаб ритуала не ограничен ничем. Они могут быть большими или маленькими, частными или государственными, личными или социальными, религиозными или светскими. Похороны, свадьбы, президентские инаугурации, церковные службы, крестины, братские посвящения, и племенные обряды — все это ритуалы. Рукопожатия, поздравления, приветствия и прощания, обеденный этикет и даже подготовка ко сну — все это может стать ритуалом, приобретя описанный выше набор признаков.

Куда уходят ритуалы?

Во многих традиционных обществах почти каждый аспект жизни был ритуализован. Куда же исчезли ритуалы в современной культуре? Культурологи называют просвещение главным врагом ритуального сознания. Осознание первопричин событий и повышение общего уровня образования привели к тому, что многие традиционные действия исчезли и десакрализовались. Во многом этому способствовало и уменьшение религиозности в обществе. Волшебная эффективность обрядов, таких как вкушение «плоти» и «крови» Христа или крещения, осозналась носителями как исключительно символичная. Тем не менее всплески религиозности и как следствие — ритуалов, наблюдаются по сей день в сложные моменты жизни, такие как война, стихийные бедствия или катастрофы.


Культурная ценность ритуала окончательно упала во второй половине двадцатого века, когда на первый план вышли личные свободы и индивидуальная ответственность. Сохранилась лишь одна из функций обрядов — идентификация принадлежности к определенной группе людей, народу или культуре.

Современные ритуалы

Процесс замещения старых ритуалов новыми идет непрерывно. Признаки обряда приобретают новые действия. Так, просмотр футбольного матча с пивом в компании друзей, можно назвать ритуалом нового типа, в котором есть все необходимые признаки. Точно также, утренняя зарядка может стать личным ритуалом, имеющим сакральное значение для конкретного человека. Почти все официальные мероприятия можно причислить к разряду ритуалов. Так, например, церемония вручения Оскара имеет все признаки обряда, и именно эта традиционность особенно ценится зрителями. Тем не менее полноценным ритуалом действие можно назвать лишь тогда, когда его формальность направлена на улучшение качества действия или его осмысление. Например, так происходит в разнообразных субкультурах, где погружение в формальность и традиции означает степень посвящения.

Несмотря на общий упадок ценности ритуалов, нельзя отрицать, что это та форма проявления культуры, которая ведет к упорядочиванию и структурированию человеческой жизни. Магия ритуала способна сделать очень и очень многое, не требуя взамен сиюминутного результата. Заведите себе пару небольших личных ритуалов и, возможно, это станет базой для более масштабных действий по улучшению жизни.

За время существования магии возникло очень много определений магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых распространенных определений магии дал ей Алистер Кроули — «Магия это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей используя методы не признаваемые современной наукой». (Подробнее…)

Некоторое время из магии делали некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Это породило множество сказок и ложных течений. Смешно сказать некоторые люди считают, что достаточно щелкнуть пальцами и получить то, что хотелось. Это ошибочное определение .

Магия — это чародейство, волшебство, колдовство, основанное на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов.

В конечном счете, это может внести серьезные изменения в реальный мир. Например, вы совершаете магический ритуал, чтобы раздобыть денег. Ваша Воля заключается в том, чтобы разбогатеть.

Вы выходите на прогулку, и хотя обычно вы идете налево, что-то заставило вас повернуть направо, где вы встречаете старого друга, который возвращает вам долг. Подобных примеров можно привести много.

В настоящее время принято мнение, что то чем называется магия, по ряду причин неизвестна современному большинству людей . Они уверены, что магия это сверхъестественное колдовство, доступное только людям с паранормальными способностями, или же что это полнейшая выдумка.

Любовная магия включает в себя воздействия, направленные на усиление взаимосвязей между двумя людьми . Здесь и создание (подпитка) эмоций, чувств, приносящих радость взаимного общения, и гармонизация отношений, и воздействия, направленные на устранение соперников. (Подробнее…)

Любовная магия способна гарантировать верность партнера, помочь замужеству (или женитьбе), справиться с одиночеством, привлечь в вашу жизнь любимого или любимую.

Воздействие любовной магии поможет убрать негатив из вашей жизни, устранить венец безбрачия.

Очень сильно влияние биополя сказывается на различных предметах, длительное время служивших человеку, и особенно на его личных вещах.

В случае перехода к новому владельцу эти предметы могут оказать благоприятное или неблагоприятное действие, в зависимости от того, какое влияние было оказано на них биополем хозяина. (Подробнее…)

Вещи владельца, который погиб “у них на глазах”, могут приносить несчастье. Золото и драгоценности, полученные насильственным путем, никогда не приносят удачи.

Зная эти свойства вещей, опытные преступники обычно закапывают добытое грабежом в землю, чтобы освободить их от биополя бывшего владельца. Однако, несмотря на такие меры, награбленное частенько приносит им несчастье. Ведь стрессовые поля не снимаются землей.

К процессу вызова духов многие люди относятся крайне скептически, причем, практически все они никогда не участвовали в спиритических сеансах, не знают, как проводятся такие ритуалы и какими могут быть их результаты. А ведь вызов духа – это не просто магический обряд, позволяющий поговорить с потусторонними сущностями, это еще и прекрасный способ взглянуть на самого себя со стороны, выявить собственные психологические и жизненные проблемы . (Подробнее…)

Некоторым из этих ритуалов уже несколько сотен, если не тысяч лет, и в истории сохранилось множество примеров, указывающих на то, что люди с глубокой древности умели общаться с духами и получать от них помощь и необходимую информацию. Думаю, Вам приходилось слышать о шведском ученом Эмануэле Сведенборге, родившемся в 1688 году и умершем в 1772-м. Его умение входить в контакт с душами умерших потрясало воображение современников.

Однажды сама королева Швеции решила проверить его способности и попросила кое-что спросить у своего недавно погибшего брата. Сведенборг через некоторое время принес королеве ответ, а заодно описал в мельчайших подробностях ее последнюю встречу с покойным братом, которая происходил без свидетелей. Королева от потрясения даже потеряла сознание.

Самостоятельное проведение магических обрядов требует от человека особенно тщательной подготовки и правильного настроя.

Если вы решили заниматься колдовством, то должны понимать, что это мощная сила, управлять которой может лишь человек с хорошей энергетикой. Если вы слабы духом, то магия вам не поддастся, а скорее наоборот – сделает своим рабом. (Подробнее…)

На протяжение всей жизни человека сопровождают ритуалы . Это набор определенных действий, который используется неизменным в какой-то ситуации. Самым простым и знакомым нам всем является ритуал приветствия.

Близко к ритуалам стоят обряды. Коротко их можно определить как набор ритуалов для особых случаев . Обряды проводятся в важных жизненных ситуациях. Общеизвестны свадебный обряд, обряд при помолвке, при рождении ребенка, поминальный обряд. Ритуалы входят в состав обрядов. Есть также особые обряды и ритуалы. Они связаны с магией.

Черная, белая магия, заговоры и другие известные виды практической магии и колдовства в наше время являются не только высокодоходными видами бизнеса, но к тому же широко доступны и несведущим людям.

Книг о магии и эзотерике имеется в наличии огромное количество. Люди, имеющие личные проблемы и либо не имеющие желания решать их честным путем, либо не знающие, на что они могут себя обречь, нередко самостоятельно читают заклинания и заговоры магии либо обращаются к бабкам колдуньям.

  • Белая магия — магия, направленная на совершение добрых дел и защиту от сил зла.
  • Черная магия — магия, связанная с обращением к злым духам для причинения вреда (порчи) и совершения злых дел.

Чем отличаются черная и белая Магия? Наверное, все зависит от применяющего. Нож может служить как инструментом для хирурга и защиты от нападения, так и для угроз и убийства.

Приветствие . Лучше, если данный ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. К примеру, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия бывают касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, к примеру, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всœегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и чувством легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всœегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по крайне важности). Часто – в форме притчи.

9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всœегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Οʜᴎ также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (к примеру, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определœениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определœенных действий".

b. "...... - ϶ᴛᴏ своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, ᴛ.ᴇ. выступают в значении других".

c. "...... - ϶ᴛᴏ не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всœегда и при всœех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "В случае если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом принято понимать подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они бывают предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.



 

Возможно, будет полезно почитать: