Порядок формирования и состав Счётной палаты. Функции и задачи счетной палаты Назначение председателя счетной палаты рф

Статья 13. Функции Счетной палаты

1. В рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет следующие функции:

1) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

4) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

5) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

6) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

7) мониторинг и анализ формирования и использования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации при разработке и реализации документов стратегического планирования Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;

8) оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

9) оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;

10) проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;



11) экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, экспертиза проектов федеральных законов, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;

12) проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы;

13) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);

14) подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, их представление палатам Федерального Собрания и направление Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период;

15) аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

16) экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;



17) по обращению федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита;

18) проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);

19) систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

20) взаимодействие с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями на двусторонней и многосторонней основе;

21) взаимодействие с государственными контрольными, правоохранительными и иными органами, заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

22) взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

23) внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты;

24) регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

24.1) экспертиза доклада об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции, направленного Государственной Думой, подготовка и представление в Государственную Думу соответствующего заключения по указанному докладу;

25) обеспечение развития и функционирования информационной системы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля);

25.1) осуществление контрольных полномочий;

26) иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. На Счетную палату не может быть возложено осуществление функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 14. Полномочия Счетной палаты

1. Счетная палата обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

4) предоставляет федеральным органам исполнительной власти рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, а также получает необходимый Счетной палате для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) постоянный доступ к таким системам в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне;

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

10.1) осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством РФ.

3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития РФ и осуществления возложенных на нее функций.

7. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития РФ, предусмотренных документами стратегического планирования РФ.

8. Аудит государственных программ РФ (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:

1) соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям;

2) обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении;

3) соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами.

9. Оценка федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.

10. Аудит государственных и международных инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты.

11. Аудит федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов РФ.

12. Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Полномочия Правительства РФ и Федерального собрания РФ в области финансовой деятельности.

Полномочия Федерального собрания РФ в области финансов

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.

Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации выносит проект федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу РФ.

Государственная Дума РФ рассматривает и утверждает федеральный бюджет в трёх чтениях.

В первом чтении Государственная Дума рассматривает вопросы по:

Прогнозу социально-экономического развития РФ;

Основным направлениям бюджетной и налоговой политики;

Основным принципам и расчётным взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Проектам программ государственных внешних заимствований РФ;

Общему объёму доходов и расходов федерального бюджета.

Второе чтение посвящено утверждению перечня доходов и расходов федерального бюджета и утверждению размера федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В третьем чтении утверждается распределение средств федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

После рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете он направляется в Совет Федерации, где происходит одобрение его в целом.

После одобрения Советом Федерации законопроект подписывается Президентом РФ.

Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.

Полномочия Правительства РФ в области финансов

Полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

В сфере экономики Правительство РФ осуществляет следующие полномочия:

осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики РФ (ст.14 гл.3 ФКЗ «О Правительстве РФ», принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года, одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года, (в ред. от 02.03.2007 № 3-ФКЗ)).

Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Вывод: Итак, финансовые органы общей компетенции занимаются вопросами финансов как главенствующие органы и руководят деятельностью нижестоящих органов. Их полномочия направлены на создание и обеспечение единой финансовой политики. Данные органы разрабатывают новые пути совершенствования финансовой системы РФ.

К органам финансового контроля относятся следующие органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата - это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля. Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па­лату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляются федеральным законом.* К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности замести­теля Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 За­кона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использова­ния федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст­ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполно­моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях Рос­сийской Федерации;

Регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюдже­та и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за: управлением и обслуживанием государственного долга;

законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффектив­ностью размещения централизованных финансовых ресурсов, вы­даваемых на возвратной основе; предоставлением государствен­ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организа­циям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Феде­рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федераль­ного бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслужи­ванию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами феде­ральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяют­ся контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

а) все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч­реждения, федеральные внебюджетные фонды;

б) органы местного самоуправления, предприятия, организа­ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независи­мо от видов и форм собственности, если они получают, перечисля­ют, используют средства из федерального бюджета или использу­ют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федераль­ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея­тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас­пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь­зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или фе­деральными органами государственной власти налоговых, тамо­женных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с феде­ральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, пред-

приятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра­ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко­торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго­ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в опе­ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда­вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз­мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от­ветственности должностных лиц, виновных в нарушении законо­дательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной влас­ти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в ука­занный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со для получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, на­носящих государству прямой непосредственный ущерб и требую­щих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умыш­ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятст­вий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол­нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласова­нию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви­зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе­щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи­зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще­ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, ос­тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей­ствует с другими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель­ные органы, Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па­латы.

Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы, государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления - уставы муниципальных образований, положе­ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен­ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган - Глав­ное контрольное управление Президента Российской Федерации* (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии - Контрольно­го управления Президента РФ**).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо­действует с другими структурными подразделениями Админи­страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис­сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально­го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ­ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления от­несено:

Контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

Контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

Подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст­вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас­ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель­ности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Для реализации своих контрольных функций Главное кон­трольное управление наделено правами: требовать от руководите­лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга­низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст­вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите­лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ­алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан­кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла­гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую­щих должностных лиц до принятия решения по результатам про­верки; ставить перед руководителями соответствующих государ­ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска­ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои­ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд­жета в соответствующем регионе.*

При необходимости усиления определенных направлений фи­нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли­ны,* к основным задачам которой отнесены контроль за своевре­менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обя­зательных платежей, за своевременным и целевым использовани­ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов.

Счетная палата РФ

Счетная палата РФ — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Порядок назначения основных должностных лиц следующий.

Председатель Счетной палаты РФ назначается на должность Государственной Думой ФС РФ большинством голосов от числа депутатов на 6 лет по представлению Президента РФ. Этому предшествует процедура отбора главой государства из не менее 3-х кандидатур, представленных нижней палатой парламента. Претенденты вносятся Советом Государственной Думы ФС РФ на основании предложений фракций. Если никто из кандидатов не устроит главу государства, то он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думы ФС РФ. При этом существует ограничение — одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты РФ более 2-х сроков подряд .

Процедура назначения заместителя Председателя Счетной палаты РФ схожа, но роль фракций выполняют комитеты, а Государственной Думы ФС РФ Совет Федерации ФС РФ. Запрет на 3-й срок подряд также имеет место быть.
Кроме руководства счетного органа палаты парламента большинством голосов от своего числа назначают по 6 аудиторов . Претендентов также отбирает и вносит Президент России.

В настоящее время в состав органа входят 14 лиц, замещающих государственные должности РФ:

Все они вместе с сотрудниками аппарата выполняют довольно большой объем работы, обусловленный следующими задачами Счетной палаты РФ :

  • организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития России;
  • определение эффективности и соответствия российским нормативным правовым актам порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, в т.ч. для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
  • анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
  • оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ;
  • определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов российских государственных внебюджетных фондов и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных российских кредитных организациях;
  • обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции .

В своей деятельности палата активно взаимодействует с другими органами государственного и муниципального управления. В частности, с правоохранительными структурами совместная работа осуществляется в следующих формах:

  • обмен представляющей взаимный интерес информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, федеральной собственности;
  • обмен опытом работы по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений в указанной сфере, в т.ч. путем проведения совещаний, конференций, семинаров;
  • совместная экспертиза проектов нормативных правовых актов, входящих в компетенцию Счетной палаты РФ и правоохранительных органов;
  • планирование и осуществление контрольных мероприятий, представляющих взаимный интерес, по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений при проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов РФ;
  • обмен правовыми актами, методическими документами и материалами, литературой по вопросам предупреждения, пресечения и выявления правонарушений в указанной сфере;
  • сотрудничество в области повышения квалификации кадров, в том числе путем организации совместного обучения сотрудников, стажировок;
  • проведение совместных исследований проблем предупреждения, выявления и пресечения правонарушений .

Во всех указанных видах деятельности задействуются различные подразделения палаты.

Структура Счетной палаты РФ в общих чертах выглядит так:

Как видно из рисунка в подчинении Председателя Счетной палаты РФ находятся заместитель, аудиторы и руководитель аппарата органа. Все они входят в Коллегию Счетной палаты РФ , на которой рассматриваются вопросы планирования и организации работы Счетной палаты РФ, методологического и методического обеспечения деятельности, утверждения стандартов работы, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ.

Основными структурными подразделениями Счетной палаты РФ являются департаменты. Они бывают 2-х типов — обеспечивающие (управления делами, финансовый, пресс-службы и информации, юридического обеспечения и др.) и функциональные (экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами федерального бюджета в различных сферах, формированием доходов, оборота федерального имущества, средств резервных фондом и т.д.). Последние подчинятся аудиторам и состоят из инспекций, непосредственно проводящих проверки. Каждой аудитор осуществляет руководство департаментом. Заместителю Председателя Счетной палаты РФ подчинено 2 департамента. Обеспечивающие департаменты находятся в подчинении руководителя аппарата палаты.

Сотрудники Счетной палаты РФ являются федеральными государственными гражданскими служащими. Их требования, связанные с исполнением служебных обязанностей при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обязательны для государственных органов и организаций независимо от подчиненности и форм собственности .

Особым статусом обладают инспектора (старшие инспектора, ведущие инспектора, главные инспектора, заместители начальников инспекций, начальники инспекций, директора департаментов, имеющие в своей структуре инспекции). Они при проведении контрольных мероприятий имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов аудита (контроля), иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и другие помещения;
  • в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки составов преступлений, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы;
  • направлять запросы должностным лицам федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов федерации, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц объектов аудита (контроля) представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;
  • составлять акты по фактам непредоставления или несвоевременного предоставления должностными лицами объектов аудита (контроля) документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;
  • знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля) и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных
  • составлять протоколы об административных правонарушениях .

В своей деятельности Счетная палата РФ использует методы:

  • проверка — документальное исследование отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки;
  • ревизия — комплексная проверка деятельности объекта аудита (контроля), выражающиеся в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности;
  • анализ — исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов;
  • обследование — анализ и оценка состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля);
  • мониторинг — сбор и анализ на системной и регулярной основе информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) .

Счетная палата РФ имеет 2 подведомственные организации . Для научного обеспечения деятельности палаты — ФКУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» и эксплуатации информационных систем, внедрения и развития применения информационных технологий — ФКУ «Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации» .

П. 1-3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

П. 4 ст. 46 Регламента Счетной палаты РФ (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 № 3ПК).

Ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

П. 1 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

П. 1-8 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Приказ Председателя Счетной палаты РФ от 17.10.2002 № 31.

Приказ Председателя Счетной палаты РФ от 25.07.2014 № 100.

О Счетной палате Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Росссийской Федерации от 30.12.2001 г. N194-ФЗ, 10.07.2002 г. N86-ФЗ, 24.12.2002 г. N176-ФЗ, 30.06.2003 г. N86-ФЗ, 23.12.2003 г. N186-ФЗ, 29.06.2004 г. N58-ФЗ, 14.08.2004 г. N101-ФЗ, 01.12.2004 г. N145-ФЗ, 25.07.2006 г. N128-ФЗ, 02.03.2007 г. N24-ФЗ,
12.04.2007 г. N49-ФЗ, 21.07.2007 г. N190-ФЗ, 24.07.2007 г. N214-ФЗ 29.03.2008 г. N29-ФЗ, 25.12.2008 г. N274-ФЗ, 09.02.2009 г. N4-ФЗ, 05.04.2010 г. N43-ФЗ, 28.12.2010 г. №404-ФЗ, 29.12.2010 г. №437-ФЗ, 03.12.2012 г. №231-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус Счетной палаты Российской Федерации

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Местонахождение Счетной палаты — город Москва.

Статья 2.

Счетная палата РФ. Досье

Задачи Счетной палаты

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Статья 3. Принципы осуществления контроля

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Глава 2. Состав и структура Счетной палаты

Статья 4. Состав Счетной палаты

бесплатный документ

ВходРегистрация

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологического и методического обеспечения деятельности Счетной палаты, утверждения стандартов Счетной палаты, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты .

В состав Коллегии Счетной палаты входят:

  • Председатель Счетной палаты,
  • заместитель Председателя Счетной палаты,
  • аудиторы Счетной палаты,
  • руководитель аппарата Счетной палаты с правом совещательного голоса.

В заседаниях Коллегии Счетной палаты могут принимать участие председатели комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, а также иные лица по решению Председателя Счетной палаты.

Состав Коллегии Счетной палаты

Счетная палата РФ

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Соответственно, она не относится ни к одной ветви власти. Одни считают это основным недостатком в правовом регулировании данного органа 1 См.: Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998. С. 297., другие, напротив, видят преимущества - организационно-функциональная самостоятельность Счетной палаты и ее равноудаленность от соответствующих ветвей государственной власти может стать одним из наиболее важных условий для оперативного и результативного устранения выявляемых нарушений бюджетного законодательства 2 См.: Степашин С. В. Конституционный аудит. М., 2006. С. 176..

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества

Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной палаты РФ на проведение контрольных мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексах РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот физическим и юридическим лицам. В связи с этим в литературе ставится вопрос, может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот. И дается утвердительный ответ, но только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот 3 См.: Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ // Финансовое право.

Счётная палата Российской Федерации

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты . В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Известно, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существуют лишь отдельные попытки закрепить на уровне инструкций определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки.

В литературе ставится и вопрос о подконтрольности самой Счетной палаты и поиске действенной процедуры проверки, не противоречащей конституционному принципу разделения властей. Один из вариантов - назначение аудитора для проверки финансовой деятельности Счетной палаты на конкурсной основе. Другой интересный опыт - проверка контрольно-счетных органов аналогичными органами иностранных государств (например, устоявшейся практикой стала проверка финансовой деятельности Счетной палаты США аналогичным органом Канады, Счетный суд Франции проверяет Генеральная счетная палата Нидерландов) 4 См.: Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2..

Ст. 13 ФЗ О Счетной палате ФЗ 41 от 05.04.2013

ФЗ О Счетной палате
Статья 13. Функции Счетной палаты

1. В рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет следующие функции:

1) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

4) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

5) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

6) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

7) подготовка предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации, а также выбор критериев и методов их оценки;

8) оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

9) оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;

10) проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

11) экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;

12) проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы;

13) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);

14) подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, их представление палатам Федерального Собрания и направление Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период;

15) аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

16) экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;

17) по обращению федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита;

18) проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);

19) систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

20) взаимодействие с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями на двусторонней и многосторонней основе;

21) взаимодействие с государственными контрольными, правоохранительными и иными органами, заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

22) взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

23) внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты;

24) регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных и экспертно- аналитических мероприятий;

25) обеспечение развития и функционирования информационной системы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля);

26) иные функции в соответствии с федеральными законами.

Счетная палата РФ

2. На Счетную палату не может быть возложено осуществление функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 1…111213 1415…43

Скачать бесплатно Федеральный Закон О Счетной палате ФЗ 41 от 05.04.2013

Добавить комментарий к ст.13 ФЗ О Счетной палате ФЗ 41 от 05.04.2013

Счетная палата Федерального Собрания Российской Федерации. Закон о Счетной палате Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основным нормативным документом является федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью .

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

ВОПРОС №43

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: министерства, федеральная служба и агентства.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти.

Счетная палата - все новости 

Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества.

федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

ВОПРОС №44

Правительство РФ: порядок формирования, состав, срок полномочий.

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ — орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту фракциями в Государственной Думе, комитетами или одной пятой от общей части депутатов Государственной Думы. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Государственной Думой Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту комиссии, комитеты или одной пятой от общей части депутатов Совета Федерации. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего заместителя Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Советом Федерации Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Требования к кандидату на пост заместителя председателя Счётной Палаты совпадают с требованиями к Председателю Счётной палаты.

Аудиторы Счетной палаты - должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Кандидатуры на должности аудиторов вносит на рассмотрение Президент. В случае отклонения кандидатур или кандидатуры он в течении двух недель представляет новые кандидатуры, причём вправе представлять одних и тех же лиц.

Коллегия Счетной палаты - орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.

В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие -- его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Таким образом, Счётная Палата Российской Федерации формируется законодательной и исполнительной властью, к кандидатам в состав Счётной Палаты выдвинуты определенные требования. Это говорит о важности данного органа в структуре публичной власти в РФ.

Счётная палата РФ (далее – Счётная палата) является постоянно действующим на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности органом гос. Фин. контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации, подотчетным ему и обладающим организационной и функциональной независимостью. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как конституционного органа: она не входит в структуру какого-либо органа государственной власти. Под функциональной независимостью понимается наличие у Счётной палаты исключительных функций, отличных от функций какого-либо другого органа государственной власти.

Задачами Счётной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

финансовая экспертиза и оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных

Контрольные полномочия Счётной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

По требованию Счётной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счётной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.



Счётная палата осуществляет также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, в том числе за: 1. управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ; 2. законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; 3. эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; 4. предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В полномочия Счётной палаты входит также осуществление контроля за: 1. формированием и эффективностью использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ; 2. поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью; 3. банковской системой; 4. деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; 5. деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

8. Функции Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзор). Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (рис. 5.2), которые создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

4.Контрольные функции Федерального казначейства. Федеральное казначейство (Казначейство) представляет собой единую централизованную систему органов по организации и контролю исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство включает Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (за исключением городов районного подчинения).

На органы Казначейства возложено выполнение следующих основных задач:

организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах Казначейства;

регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

разработка методических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных)внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации.

16. Контрольные функции Федеральной налоговой службы

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юр. лиц, физ. лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее – налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности.

Осуществляет контроль и надзор за:

1.1. соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

1.2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

2. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

2.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

2.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;



 

Возможно, будет полезно почитать: