Право в системе социальных.

  • Понятие правовой системы, ее структура
  • Типология современных правовых систем
  • Международное право как особая система права
  • Понятие системы права. Предмет и метод правового регулирования
  • Отрасли права: понятие, виды
  • Понятие, структура и виды правоотношений
  • Юридические факты: понятие, виды
  • Правомерное поведение: понятие, виды, формы реализации
  • Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений
  • Состав правонарушения
  • Понятие, признаки и виды юридической ответственности
  • Понятие и сущность законности и правопорядка, гарантии и методы их обеспечения
  • Конституция Российской Федерации: понятие, принципы и юридические свойства
  • Конституционный статус личности
  • Особенности федеративного устройства России
  • Принципы системы органов государственной власти
  • Виды органов государственной власти. Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.
  • Система органов государственной власти
  • Принцип разделения властей
  • Конституционный статус Президента Российской Федерации
  • Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура
  • Конституционный статус Правительства рф
  • Судебная система Российской Федерации и конституционные гарантии правосудия
  • Верховный суд Российской Федерации
  • Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
  • Понятие гражданского правоотношения и его структура
  • Особенности гражданского правоотношения. Упрощенную дефиницию можно усложнить, если обратиться к особенностям гражданских правоотношений.
  • Классификация гражданских правоотношений
  • Физические и юридические лица как субъекты гражданского права
  • Уровни дееспособности граждан рф
  • Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение
  • Основные категории наследственного права
  • Основания наследования
  • Состав наследства
  • Недостойные наследники
  • Понятие, предмет семейного права
  • Семейные правоотношения: субъекты, основания возникновения и прекращения
  • Порядок заключения и прекращения брака
  • Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей
  • Ответственность по семейному праву
  • Трудовой договор (контракт)
  • Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение
  • Административное право как отрасль права
  • Административные правонарушения и административная ответственность
  • Уголовное право: понятие, система, задачи и принципы
  • Преступление: признаки, состав, виды
  • Уголовная ответственность за совершение преступлений. Классификация уголовных наказаний
  • 2. Конституционные основы правового регулирования экологических правоотношений
  • Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности
  • Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов
  • Природоресурсное законодательство (Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны различных видов природных ресурсов)
  • Подзаконные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
  • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  • Право в системе социальных норм

    Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них - моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы - это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

    Юристы имеют дело, прежде всего, с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных и технических ориентиров.

    В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы - социальные и технические 2 . Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Правоведы как гуманитарии не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.

    Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа "человек и машина", "человек и орудие труда", "человек и производство".

    Особенность указанных отношений в том, что на другой их стороне - неодушевленные предметы, поэтому они носят не чисто социальный, а, так сказать, "полусоциальный" характер. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами.

    Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.

    Социальные и технические нормы, помимо предметов, различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия - в объектах и методах регулирования.

    Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. Не случайно их иногда именуют подвидом социальных норм.

    Подобные нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами (А.Ф. Черданцев).

    Остальные технические нормы, в частности действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами - телевизорами, холодильниками, магнитофонами, стереосистемами и т.д., правила приема лекарств).

    Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они "страхуют", предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы - это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

    Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм - фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

    Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом".

    Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

    Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.

    Таков генезис социальных норм, в том числе правовых. "Исторически право возникает как бы для компенсации "недостаточности" морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти" (Е.А. Лукашева). В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования.

    Понятия "норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные, взаимозаменяемые. В литературе, справочных изданиях они обычно определяются друг через друга: норма - это правило, а правило - это норма. Между тем при более внимательном анализе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма", и следовательно, они не всегда и не полностью совпадают.

    В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Нормы богаче, содержательнее. Во всяком случае многие из них. Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.

    Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".

    Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И понятно, что "поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее - патология" (В.Н. Кудрявцев).

    Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и внешних детерминантах.

    Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т.е. от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу, поверившему в ложные цели.

    Эксперимент, связанный с отходом от общепринятых норм и условий человеческого существования, завел в исторический тупик, из которого Россия вынуждена выходить на уже проложенную другими магистраль прогресса. Диалектика не исключает попятного движения, зигзагов, топтания на месте при общем поступательном движении, но время потеряно. При этом тупиком является не социализм как широко признанная и в целом гуманная система взглядов, а та его модель, которая была ценою огромных жертв неудачно опробована в России и в других странах Восточной Европы.

    Классификация социальных норм . Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие).

    Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы : 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

    Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в "рафинированном" виде. Такой сферы отношений просто нет.

    Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия. В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес.

    Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования.

    Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы - это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

    Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьев, например, определял право как "принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла".

    Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

    Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты - эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле.

    Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. И. Кант заметил: "Кто превращает себя в червя, тот не должен потом жаловаться, что его топчут ногами". Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом - это важнейшие социальные ценности. Честь - дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном - еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.

    Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.

    Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение - звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Глубокое наблюдение.

    Все это составляет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Именно поэтому первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом. "Закон, живущий в нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом". Цицерон видел в совести главное украшение человека. Эта мысль отразилась и в народной мудрости: "Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть".

    Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

    Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления 3 .

    Единство права и морали состоит в том, что:

    во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

    во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

    в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

    в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

    в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

    в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.

    Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.

    Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

    1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

    Конечно, процесс правообразования идет не только "сверху", но и "снизу", вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы "преподносятся" обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.

    По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

    2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права - не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.

    Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая норма относится ко всем. Речь идет о принципе - о том, что в праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.

    По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

    3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

    Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.

    Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов, иных правовых актов, о чем подробно будет сказано ниже. Тем не менее, в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль - относительно свободное, внутренне не систематизированное образование.

    4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

    В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.

    5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

    Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.

    6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.

    Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к поведению индивида. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал. "Авторитет нравственных законов бесконечно выше" (Гегель).

    7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу "свободных и добровольных душевных движений" (И.А. Ильин).

    Вторжение его в эти зоны было бы: во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто демократичным, антигуманным, "тоталитарным". Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она "универсальна и вездесуща" (Е.А. Лукашева).

    9. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

    Таковы общие и отличительные черты права и морали. При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.

    Взаимодействие права и морали. Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

    Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. "Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право, и, лишь после того как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения" (Гегель).

    Конечно, истина конкретна, поэтому могут быть такие деяния, по отношению к которым мораль либо индифферентна, либо даже не порицает их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.д. Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию.

    Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях Конституции России, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и неудивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным. Цели у этих двух регуляторов в конечном счете - одни.

    Не случайно право нередко представляют в виде юридически оформленной нравственности, ее норм и принципов. В этом смысле право можно охарактеризовать и как явление морали. Такие заповеди христианской морали, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй", берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Еще Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.

    В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. "Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, - писал П.И. Новгородцев, - выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением".

    Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений - важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.

    Право и другие социальные нормы. Право отличается от других социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это - два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни. С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука. Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.

    Соотношение права и обычая . Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только "сверху", но и "снизу", из народных глубин, корней, традиций.

    Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка - вторая натура.

    Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

    Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.

    Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть "белой вороной", эгоистом и т.д.

    В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские . Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: "Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".

    Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

    Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота , гласит: "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". В ст. 848 ГК говорится: "Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленные в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное". Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст. ст. 852, 853, 862 и других нормах ГК РФ.

    Примером правовых обычаев можно назвать ст. ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. 4

    Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова "обычай", тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому "первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат". По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей - государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

    Что касается неправовых (общегражданских) обычаев , то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов - калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни). Есть обычаи, которые связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

    Но, например, ношение холодного оружия как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относятся к умыканию невесты (чаще всего - с согласия "похищаемой") при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцированно - старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это - наслоение ушедших времен.

    В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа "не запрещенное законом разрешено", стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

    Право и религия. Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

    Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при реализации ими конституционного права на свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

    Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, ислам, иудаизм, буддизм), является Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. 5

    Данный Федеральный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания - важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов - несомненное духовное достижение новой России.

    О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй", и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат - это исламское (мусульманское) право; адат - система обычаев и традиций.

    В первые годы советской власти у нас тоже допускалось в порядке исключения применение подобных норм в некоторых местностях Средней Азии и Кавказа. А, например, в Чечне они до сих пор применяются, но уже без одобрения федеральных властей. В 1997 г. чеченский шариатский суд приговорил несколько человек, в том числе одну женщину, к расстрелу и приговор публично был приведен в исполнение.

    Религиозные нормы как обязательные правила поведения верующих содержатся в таких известных исторических памятниках, как Библия, Коран, Талмуд, Сунна, священные книги буддизма, а также в текущих решениях различных соборов, коллегий, собраний духовенства, руководящих структур церковной иерархии.

    В Конституции РФ говорится: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (ст. 14). "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28).

    "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой" (ч. 3 ст. 59). Однако закон об альтернативной гражданской службе до сих пор не принят.

    Следует отметить, что в последнее время свобода вероисповедания все чаще стала вступать в противоречие с идеями прав человека, гуманизма, нравственности и других общепризнанных ценностей. Сегодня в России действует около 10 тыс. так называемых "нетрадиционных" религиозных объединений. Не все из них выполняют действительно общественно полезные или, по крайней мере, безвредные функции.

    Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы - это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т.д.).

    Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных норм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие норм - от разнообразия форм общественной самодеятельности граждан.

    Конституция РФ провозглашает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется" (ч. 1 ст. 30). "Общественные объединения равны перед законом" (ч. 4 ст. 13).

    Однако существуют и определенные ограничения. Так, в упомянутой ст. 13 (ч. 5) говорится: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

    При этом признается политическое многообразие, многопартийность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хотя само собой разумеется, что у Российского государства есть определенные жизненные идеалы и ориентиры.

    Корпоративные нормы - один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

    Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и др. В этом случае создаваемые ими нормы опираются уже на принудительную силу государственной власти, за их нарушение могут последовать юридические санкции. Немало подобных норм содержится в уставах конкретных кооперативов. Нередко эти уставы просто дублируют нормы соответствующих ведомственных инструкций и поэтому мало чем отличаются от правовых, за исключением сугубо внутриорганизационных.

    В период выборов многие общественные объединения, политические партии, движения выступают субъектами государственно-правовых отношений, они имеют право выдвигать своих кандидатов в депутаты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом несут соответствующие обязанности и ответственность за соблюдение законодательства.

    Правовые и политические нормы . Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

    Со времен Аристотеля политика обычно трактуется как искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется опять-таки с помощью права, юридических средств и институтов. Особенно это характерно для правовых государств с развитой демократией, совершенными законами, правовой культурой. Но даже и тоталитарные, полицейские государства не могут обойтись без права. Другое дело - в каких целях оно используется.

    Политика есть также искусство возможного, искусство компромиссов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур. Свободная от права политика есть произвол, своеволие.

    В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.

    Политические нормы - это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

    В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в деятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

    В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них - это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.

    К сожалению, современная российская политика - не самая, мягко говоря, чистая сфера отношений между людьми. Жизнь постоянно демонстрирует примеры нарушения (несоблюдения) элементарных правил политического поведения. Особенно это проявляется в период выборов (война компроматов, дискредитация соперников, распространение о них ложной информации, интриги, подкуп избирателей, пустые обещания кандидатов на выборные должности, теневое финансирование, проникновение во власть криминала и т.д.).

    Участники политических баталий часто действуют по принципу: цель оправдывает средства, победителей не судят. Создаются и используются так называемые "избирательные технологии", "имиджмейкеровские фирмы", другие хитроумные приемы. Оказывается психологическое давление на избирателей, вплоть до угроз; вошло в практику манипулирование общественным мнением. Власть, право, законы призваны эффективно противостоять всем этим явлениям, пресекать наиболее грубые извращения нормальной, цивилизованной политики. Политические нормы должны так же строго соблюдаться, как и правовые.

    Социальная норма – это установленное в обществе традиционное правило поведения, которое регулирует взаимоотношения между людьми, а также общественную жизнь.

    Право в системе социальных норм

    Право взаимосвязано с такими социальными нормами как мораль, обычаи, религия. Так право и мораль большим количеством общих характеристик: как правило, нормы права полностью повторяют основные нормы морали.

    Именно поэтому реализация многих правовых норм осуществляется преимущественно потому, что люди считают их справедливыми. Также право поддерживает обычаи и традиции, которые признаются государством как общественно полезные.

    Некоторые обычаи могут наделяться юридической силой. Следует отметить, что обычаи, имеющие юридическую, силу не касаются личностных взаимоотношений, а также бытового поведения людей.

    Право имеет тесную связь с религией. В большинстве исламских государств нормы и догматы религии имеют большую юридическую силу, нежели нормы права.

    Система права: основные отрасли, институты, отношения

    Системой права называется внутренняя структура права, которая выражается в его дифференциации на институты и отрасли, в зависимости от тех сфер, которые они регулируют.

    В современной науке, выделяются такие отрасли права:

    Гражданское право;

    Конституционное право;

    Предпринимательское право;

    Административное право;

    Финансовое право;

    Уголовное право;

    Семейное право;

    Экономическое право;

    Социальное право.

    Также существуют такие институты права:

    1. Частноправовые институты: трудовые, семейные, гражданские.

    2. Публичноправовые институты: конституционные уголовные, административные.

    Публичное и частное право

    В системе права выделяются две большие правовые подсистемы: публичное и частное право.

    Публичное право – это структурная функциональная подсистема права, которая регулирует отношения в сфере судебной, исполнительно-распорядительной деятельности, а также в сфере государственной власти.

    Частное право – это подсистема права, которая регулирует отношения, связанные с защитой индивидуальных интересов личности. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное право, муниципальное право, уголовно – исполнительное, земельное и арбитражное право.

    К частному праву относится семейное, гражданское и трудовое право. Разграничение публичного и частного права происходит на основе анализа предмета, метода и интереса их регулирования.

    Лекция:


    Правовые нормы

    Вспомним, что социальные нормы являются установленными в обществе правилами поведения дозволительного или запрещающего характера. Среди них традиции и обычаи, моральные, этические, эстетические, религиозные, политические, правовые нормы. Узнаем, что такое правовые нормы и чем они отличаются от других видов социальных норм.

    Для начала разберёмся с понятием права, которое нужно понимать в двух значениях:

    • Во - первых, право – естественная в озможность что-то иметь или что-либо сделать. Именно этот смысл мы подразумеваем, когда говорим: «Я имею право!», «Ты нарушил моё право!». Уже с рождения человек наделён набором неотъемлемых прав, которые называются естественными (личными). С реди них право на жизнь, имя, честь и достоинство, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, свобода совести и вероисповедания и др. Все люди планеты обладают одинаковыми естественными правами. Они закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
    • Во - вторых, право – это закон, установленный и охраняемый государством. Государство н аделяет законы юридической силой и делает их исполнение общеобязательным. Право, возведённое в закон по воле законодателя называется позитивным . Нормы позитивного права отличаются в разных странах и даже могут быть антиправовыми если противоречат естественным правам или моральным нормам.
    Теперь сформулируем определение данного вида социальной нормы.

    Правовая норма – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения и закреплённое в источниках права.

    Право, как и остальные социальные нормы является правилом поведения и регулирует общественные отношения. Но нормы права являются единственными государственными регуляторами общественных отношений и обладают рядом отличительных признаков:

      формальная определённость (право выражено в официальной форме - нормативно - правовых актах, которые закрепляют границы правомерного поведения),

      нормативность (содержат правила поведения дозволительного или запрещающего характера, обязательные для исполнения),

      гарантированность государством (право не просто декларируется в законах, но и защищается принудительной силой государства),

      общеобязательность,

      письменная форма.

    Источники права


    Внешними формами выражения правовых норм является источники.

      В РФ основными источниками права являются нормативно-правовые акты – официально установленные документы, принятые уполномоченными государственными органами либо референдумом, имеющие общеобязательный характер, рассчитанные на неопределённый круг лиц и применяемые неоднократно. Нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты и различаются юридической силой. Закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый в особом порядке Федеральным Собранием, регулирующий определённые общественные отношения и обеспечиваемый силой государственного принуждения. Классификация законов в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    1. Конституция РФ (основной закон страны)

    2. Федеральные Конституционные Законы

    3. Федеральные Законы

    4. Законы субъектов РФ

    Подзаконный нормативный акт – это принятый компетентными органами документ, основанный на законе и не противоречащий ему. Например, в РФ к подзаконным актам относятся:

    5. Указы и распоряжения Президента

    6. Постановления и распоряжения Правительства

    7. Постановления и приказы министерств РФ

    8. Постановления и приказы Правительства и министерств субъектов РФ

    9. Приказы и инструкции ведомств субъектов РФ

    10. Решения органов МСУ

    11. Локальные акты учреждений

      Другим источником права является правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством, но письменно не зафиксированное. Так, по обычаю, суд, принимая решение с кем оставить ребёнка, отдаёт предпочтение матери, а работодатель, при заключении трудового договора ставит печать, хотя данные нормы не закреплены в письменной форме.

      Правовой прецедент – решение суда, когда - то вынесенное по конкретному делу и применяемое в судебной практике для разрешения аналогичных дел. В нашей стране не применяется, распространён в США, Великобритании.

      Международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др., Устав ООН), закрепляющие принципы международного сотрудничества государств, их равенства и суверенности, мирного разрешения международных конфликтов и др.


    Виды норм права
    • По предметам правового регулирования различаются гражданские, уголовные, семейные, трудовые, административные, конституционные и многие другие нормы права.
    • По методам правового регулирования различаются императивные (предписывают поступать определённым в законе образом) и диспозитивные (предоставляют возможность поступать по своему усмотрению, но в рамках закона) нормы права.
    • По характеру отношений различаются материальные (гражданские, уголовные) и процессуальные (гражданско - процессуальные, уголовно - процессуальные) нормы права.
    • По способу правового регулирования различаются обязывающие, управомочивающие, запрещающие и охранительные нормы права.
    Норма права, юридические факты и правоотношения

    На основе норм права возникают правовые отношения, участники которых наделяются соответствующими правами и обязанностями. К видам правоотношений относятся гражданские, семейные, трудовые, налоговые, административные, уголовные и другие. В структуру правоотношения входят

    • субъекты (участники правоотношения);
    • объекты (то, из - за чего правоотношения возникают);
    • содержание (права и обязанности участников правоотношения).
    Субъектами правоотношений являются:
    • Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.
    • Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации.
    • Государство в лице Президента, Правительства, Федерального Собрания, суда, муниципального образования.
    Объектами правоотношений могут быть предметы и явления материального и нематериального (духовного) мира, то есть блага. Стремления человека удовлетворить потребность в каких-либо благах порождает правоотношения.

    Пример правоотношения: Гражданин Петров заключил договор с гражданином Сидоровым об аренде квартиры на 4 месяца. Договор был оформлен и заверен у нотариуса.
    Субъекты правоотношений – Петров и Сидоров.
    Объект правоотношения – квартира.
    Содержание правоотношения – право Петрова на получение арендной платы и обязанность Сидорова вносить арендную плату своевременно и в полном объёме.

    Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты – жизненные обстоятельства, которые делятся на события и действия. События происходят независимо от воли и сознания человека, к примеру, стихийные бедствия, достижение возраста. А действия зависят от воли и сознания человека и бывают правомерными (уплата налогов) и неправомерными (нарушение правил дорожного движения). В указанном выше примере правоотношения юридическим фактом является действие – заключение договора аренды.

    Роль и функции права

    Роль права в жизни общества и государства велика. Право удовлетворяет одну из самых древних потребностей человеческого общества – потребность в порядке и справедливости. Право выполняет юридические и социальные функции. Главными юридическими функциями права являются:

    • регулятивная, заключается в упорядочивании общественных отношений и управлении обществом и государством;
    • охранительная, заключается в восстановлении нарушенного правового положения, предотвращении конфликтов и столкновений, а в случаях, когда они возникли, преодолении их мирно и культурно;
    • оценочная, право выступает критерием правомерности или неправомерности поступков и решений людей.
    К социальным функциям права относятся политическая, экономическая, культурная, воспитательная, коммуникативная, информативная и другие.

    Право является мерой справедливости, которая заключается в том, чтобы, во - первых, каждый получал то, на что имеет право, во - вторых, виновный в нарушении норм права был наказан. Право устанавливает порядок и справедливость путём чёткого указания на меру свободы, которой обладает человек. Свобода никоим образом не связана со вседозволенностью. Свобода – это умение правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей. Следует помнить и о том, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Все равны в своих правах и обязанностях перед законом и судом. Право – это, прежде всего ответственность, ибо каждый человек в ответе за совершаемые действия.

    Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

    Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило». Общественные отношения регулируют социальные нормы. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

    Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

    Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

    Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления государства и появления нового вида социальных регуляторов - права.

    Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путём создания нормативных актов.

    Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

    Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

    Термин «право» имеет множество определений. Самыми распространёнными являются следующие трактовки.

    1) Право в общесоциальном смысле. Оно предстаёт в виде свободы и обоснованности с позиций религиозного права и нравственности. Подобное право не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его представлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом.

    2) Право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм, издаваемых и охраняемых от нарушений государством. Поведение человека здесь подразделяется на законное и незаконное.

    Право в сугубо юридическом смысле - это система общеобязательных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

    Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.

    Основания деления права на отрасли и институты - предмет правового регулирования и метод правового регулирования. В системе права можно выделить три уровня: первый уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и пододрали права, а третий отрасли права.

    Отраслью права совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

    В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

    Система права в России включает в себя следующие отрасли:

    а) Административное право - отрасль публичного права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся: а) в сфере деятельности органов государственной власти. б) во внутриорганизационной деятельности других государственных органов. в) в процессе осуществления некоторыми общественными организациями и их органами внешних исходящих от государства, юридически властных полномочий.

    б) Конституционное право - основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Данное право регулирует порядок избрания государственных органов всех уровней, их взаимоотношения между собой. Основным источником конституционного права является - Конституция.

    г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

    д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.

    е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

    ж) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

    З) уголовное право - отрасль права, представляющая собой систему норм, установленных высшими государственными органами власти, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания применить к лицам совершившим их.

    Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

    Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

    Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

    · гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

    · Уголовно-процессуальное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему социально обусловленных правовых норм, регулирующих порядок деятельности суда, органов предварительного расследования и прокуратуры при производстве по уголовным делам, права и обязанности граждан и организаций, участвующих в уголовном деле, и возникающие при этом правоотношения.

    Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

    Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.

    Институт права - это совокупность норм, регулирующих несколько групп однородных общественных отношений.

    Подотрасль права - это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

    Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное.

    Начальный элемент всей правовой конструкции составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

    Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей в различных сферах жизнедеятельности.

    В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы - это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы ре­гулируют отношения типа "человек - машина" (субъект - объект). Соц-е нормы предст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связ­ке "человек - человек" (субъект - субъект).

    Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между со­бой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются го­с-ми стандартами, инструкциями, спец-ми прави­лами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.

    Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, тра­диции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и кор­поративные нормы.

    Объединяющим началом поведенческих норм выступает их со­циальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм - правило поведения - и отличит-е признаки - источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.

    Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обст-в и выполняемые в силу привычки. Традиции - это исторически сложившиеся правила пове­д-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали - правила повед-я, сложившиеся в об­щ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы - это правила повед-я, сложив­шиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы - это правила повед-я, ус­т-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права - это правила повед-я, уст-е ли­бо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.

    Соц. нормы м. б. классифицированы по различ­ным основаниям:

    1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

    2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

      По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

    31. Понятие и признаки права.

    Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

    Признаки права .

    1) Нормативность . Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

    2) Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

    3) Системность . Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

    4) Связь с гос-вом. В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

    5) Интеллектуально - волевой характер . Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

    Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при

    31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.

    6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

    Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

    При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.

    7) Общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.



     

    Возможно, будет полезно почитать: