Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Правовые основы социальной защиты населения в рф

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993. - 25 декабря. На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения. -СПб.: Норма, 2011. -С. 351. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. Кондрашова О.Г. Социальные гарантии и льготы: Новое российское законодательство. М.: Эксмо, 2013. - С. 15.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством Российской Федерации нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие. - М.: МарТ, 2010. - С. 167. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

  • · оплаты труда;
  • · пенсионного обеспечения;
  • · образования;
  • · здравоохранения;
  • · культуры;
  • · социального обслуживания;
  • · жилищно-коммунального обслуживания.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе Гражданским кодексом РФ Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51 - ФЗ, Федеральный закон от 26.11.2001г. № 146- ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1994.- № 32.- Ст. 3301; 2001.- № 49.- Ст. 4552. и Трудовым кодексом РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001г. № 197 - ФЗ (в ред. от 28. 12.2013 г.) (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1- Ст. 3. Федеральными законами: «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 48. - Ст. 6724. «Об образовании в РФ» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) //Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1)- Ст. 7598., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 - ФЗ (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ.- 1995. -№ 32. - Ст. 3198 и другими.

Социальные гарантии гражданам обеспечивает государство, прежде всего с помощью соответствующих механизмов социальной политики.

Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений, как:

  • · оплата и охрана труда;
  • · рынок труда, занятость и безработица;
  • · регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
  • · пенсионное обеспечение;
  • · социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
  • · социальное страхование;
  • · социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
  • · образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • · формирование и востребованность кадрового потенциала общества;
  • · наука;
  • · здравоохранение;
  • · культура;
  • · физическая культура, спорт и туризм;
  • · демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;
  • · экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
  • · защита социальных прав всех категорий граждан. Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. - С. 106.

Важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.

Виды социального обеспечения в России могут быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь).

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

  • · Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления:
    • 1. имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
    • 2. помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;
    • 3. помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.
  • · Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Отличие социально-обеспечительной помощи от содержания состоит в том, что помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию.

К социально-обеспечительной помощи относятся:

  • · пособия;
  • · компенсации;
  • · льготы;
  • · некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования;
  • · предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам: пенсии и часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения.

Основанием деления видов социального обеспечения является их форма:

  • · денежная - все виды и разновидности пенсий, пособия во всех их разновидностях;
  • · натуральная: - содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов, санаторно-курортное лечение и иные виды медицинских услуг, предметы первой необходимости, компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д., льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.

Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: пенсии, пособия, социально-обеспечительные компенсации, льготы, социальные и медицинские услуги, предметы первой необходимости. Шевнина Л.И. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении // Социальное и пенсионное право, 2013.-№1.-С.9.

Таким образом, социальное обеспечение -- форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальная защита населения и устройство ее реализации базируются на конституционно - правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно - правовых актов и правовых общепризнанных норм, которые регулируют вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления, их назначение.

Общество не имеет возможности обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Но данные права, свободы и обязанности не могут устанавливаться произвольно, ведь они обусловлены достигнутым уровнем культурных, духовных, а также материальных возможностей.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, социальных и культурных, экономических правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу убеждений, достоинство, право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, защиту материальных и моральных интересов.

К нормативным источникам социальной защиты относятся нормативные акты и договоры, которые содержат в себе нормы, определяющие порядок, условия и гарантии для осуществления социальной защиты населения. В данную систему включены международные договоры России, Конвенции и Рекомендации международных организаций, законы и подзаконные нормативные акты, трудовые договоры (контракты), коллективные договоры и соглашения. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в Конституции Российской Федерации, конституциях республик и уставах других субъектов.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, отцовства и детства, материнства, пожилых граждан и инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пособия, пенсии и другие гарантии социальной защиты населения.

В статье 38 Конституции Российской Федерации пишется:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом .

2. Устанавливаются пенсии и пособия .

В ст. 39 Конституции говорится, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом .

Любой гражданин имеет полное право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создание всех необходимых условий для осуществления данного права.

Конституция, также, точно определяет пути осуществления прав граждан на социальную защиту. Прежде всего, это:

· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав;

· обязательное пенсионное страхование работающих;

· создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения.

2 августа 1995года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения .

Он имеет черту актуального нормативного регулирования, особые емкие внутренние структуры (включает 7 глав и 40 статей), и это обеспечивает согласованное нормативное регулирование отношений в сфере социального обслуживания для указанной категории граждан.

Данный закон является основным для института социального обслуживания, он регулирует круг вопросов, которые касаются социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. закрепляет в себе основы правового регулирования в сфере социального обслуживания людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Кодификационным законом, регулирующим общественные отношения, выступают Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, военнослужащих, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста.

Также кодификационным стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот закон закрепил систему пособий, адресованных гражданам, которые имеют детей. К ним относят:

· пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

· пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности;

· ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет;

· пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года.

Позднее были изданы дополнения к данному закону, касающиеся изменения размера выплат.

Следующим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования», закрепивший базовые принципы осуществления обязательного социального страхования, страховые случаи, виды социальных рисков, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996г., Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле».

Ряд законов регулирует пенсионное обеспечение разных категорий граждан, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Большое практическое значение в реализации социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и целей программ.

Вывод: Социальная сфера, как совокупность социальных взаимоотношений, чувствует на себе регулирующее воздействие почти всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и иными видами социального обеспечения, вне зависимости от классовой принадлежности гражданина.

ЦЕЛИ: рассмотреть причины реформирования системы социальной защиты и помощи в РФ, изучить основные положения пенсионной реформы и нормативно-правовою базу обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; совершенствовать навыки работы в группе, аргументации, критического и творческого мышления; формирование пенсионной культуры и развитие собственных компетенций, воспитывать ответственное отношение к выбору своей жизненной стратегии, чувство взаимной ответственности личности и общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки задания, презентация учащихся, презентация учителя, цветные карточки идентификаторы групп (зеленые, красные), раздаточный материал.

Проблема. «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?

Личностно значимая проблема.

План урока:

  1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.
  2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
  3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.
  4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.
  5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Уважаемые будущие пенсионеры!

Тема нашего занятия «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации».

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я, не ошибся, обращаясь к вам. Старение - естественный процесс любого живого организма. Мечта человечества найти «эликсир молодости», до сих пор остаётся мечтой. С приближением пенсионного возраста у человека возникают противоречивые чувства с одной стороны, чувство тревоги с другой стороны чувство некого удовлетворенья и ожидания нового позитивного этапа в своей жизни.

Сейчас вы выскажете свои мнения, какие негативные и позитивные ожидания возникают у человека с приближением старости. Запишем их на доске в две колонки (метод «мозговой штурм»).

негативные позитивные
  • скорее всего, в материальном положении я проиграю;
  • потеряю связи с нужными людьми;
  • уступлю место на работе более молодым, а может быть, и вообще уволят, с наступлением пенсионного возраста;
  • дети уже взрослые им уже не до меня;
  • обострятся проблемы со здоровьем, которое и сейчас желает быть лучшим;
  • чувствуется усталость, хочется отдохнуть;
  • не нужно ходить на работу;
  • появится много свободного времени, которое может быть потрачено для занятия любимым делом;
  • не нужно ни перед кем юлить, подстраиваться;
  • можно совершить путешествие по стране и миру, посмотреть интересные места;
  • уделять больше внимания своему здоровью.

Проблема: «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?

Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носили особый характер, их берегли, уважали, лелеяли.

Но всё в мире движется и изменяется, изменения происходят и в обществе. Современное общество находит другие источники для ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Мы все чаще за ответами обращаемся к СМИ, книгам, прорицателям, гороскопам и, конечно же, к его Величеству ИНТЕРНЕТ – вселенскому разуму. Строки известной песни «Мои года – моё богатство» становятся всё менее актуальны.

Старшее поколение утрачивает свою ценность для общества и зачастую становится обузой. Пожилые люди один на один остаются со своими проблемами, которых с годами не становится меньше. Всё это не минуемо коснётся каждого из нас. Из проблемы общей, абстрактной она становится личностной.

«Наступление пенсионного возраста приговор… или как минимизировать риски связанные с наступлением пенсионного возраста».

Исходя из темы нашего урока, проблем которые мы обозначили, сформулируем цели нашего занятия.

После этого урока мы сможем:

Объяснять причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ; основные положения пенсионной реформы в РФ; нормативно – правовую базу пенсионного обеспечения в РФ.

Сравнивать различные виды пенсионных систем.

Формулировать и высказывать собственные мысли о значимости пенсионного обеспечения для людей, о неразрывности личного интереса и общественного.

Определять возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.

Первый пункт плана представят нам ребята, которые выполняли опережающее задание и подготовили презентацию на тему «Историческое развитие отечественной системы социальной помощи». (приложение 6)

2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.

У нас в стране этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию.

Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие.

  1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20–30 лет назад, получали меньше «новых» пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов.
  2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне слабую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.
  3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.
  4. Широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике служило фактором снижения реального пенсионного возраста.

Проблема накопления средств, для обеспечения людей в старости и при потере трудоспособности является общенациональной. Ее решение достигается различными путями, совокупность которых именуется социальным обеспечением, или социальной защитой населения. Пенсионное обеспечение, является ключевым компонентом в системе социальной защиты.

Пенсионная система – совокупность различных методов финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (Метод «SWOT -анализ») SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):

Выделают две основные группы пенсионных систем по источникам финансирования, которые условно можно назвать нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные). Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения в таких системах весьма неопределенны и полностью зависят от того, удастся ли накопить необходимые средства. К этой группе относятся некоторые государственные пенсионные системы, и до начала пенсионной реформы относилась пенсионная система России. Распределительные системы в целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют тех, кто уже вышел на пенсию. В нефондируемых пенсионных системах финансирование пенсионного фонда осуществляется за счет налогов (обычно на фонд оплаты труда работодателя). Эти отчисления производится в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются только такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Для того чтобы размер нефондируемых пенсий не уменьшался в силу инфляции, их размер ежегодно индексируется в соответствии с утвержденным законодательством.

Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит ко второй группе – фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы характерно систематическое долгосрочное накопление средств, для обеспечения выплат пенсий. Поэтому такие системы носят название фондируемых, т. е. финансируемых из средств, заранее аккумулированных в специальных фондах. Пенсии в таких системах следует рассматривать как страховой результат. Баланс взносов и выплат пенсий определяется в соответствии со страховыми принципами. В накопительных системах работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям. Средства в этих системах накапливаются, инвестируются и вместе с доходами, полученными от инвестирования, в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Заполненная матрица таблицы №1.

Характеристика Распределительная Накопительная
Источники выплат Бюджет Специальные фонды
Кто финансирует(принцип финансирования) Работающие финансируют тех, кто вышел на пенсию («принцип солидарности поколений). Работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям («страховой принцип»)
Учитывается лиличный вклад каждого Нет Да
Отчего зависит размер пенсии От количества работающих, от ситуации в экономике. От взносов конкретного человека и успешного инвестирования.
Риски Снижение трудоспособного населения. Экономические кризисы. Инвестиционные риски. Экономические кризисы.

Мини – дебаты «Дуэль» рисуется мелом на полу разметка в виде весов (привести пять аргументов в пользу своей позиции) по теме: «Какая из рассмотренных систем наиболее подходило для нашей страны с учетом социально-экономического развития накануне реформы»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста.

Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера.

Это означало, что задача поддержания достойного уровня жизни российских пенсионеров не втискивалась в прокрустово ложе действовавшей пенсионной системы и что, сохранение status quo не сулило ничего, кроме поддержания нищенского образа жизни для российских пенсионеров.

Работа с таблицей №6 «Факторы диктующие необходимость пенсионной реформы в России в 1990-2002 гг.» (приложение 2)

Фронтальный опрос. Изучите внимательно таблицу и ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите долгосрочные факторы стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере? Сохранились ли эти факторы 2000-2002 годах? Почему?
  2. Какой новый фактор появился 1988 году? Какие негативные последствия за ним последовали?
  3. За счет чего удалось преодолеть дефицит ПФ?
  4. Почему потребовалось прямое участие Президента РФ? Что стало результатом этого вмешательства?

3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы.

Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

Новая схема реформирования пенсионной системы, которая позволит решить следующие задачи.

Стратегические задачи :

  • снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;
  • усиление связи размера пенсий с реальным трудовым вкладом гражданина в течение его трудовой жизни;
  • повышение ответственности работника за финансирование будущей пенсии;
  • обеспечение достойного уровня пенсии в реальном исчислении;
  • обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы.

Специфические задачи , которые следуют из текущей экономической и политической ситуации в постреформенной России:

  • легализация трудовых доходов;
  • снижение налогового бремени на работодателя;
  • устранение государственного монополизма в пенсионной сфере;
  • снижение зависимости пенсионной системы от политических факторов.

Современное состояние пенсионной системы в РФ.

Россия выбрала смешанный, накопительно – распределительный вариант, с последующим усилением накопительной части.

Пенсионная система России имеет следующую трехуровневую структуру: обязательное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное (дополнительное) пенсионное страхование.

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, финансируется за счет обязательных страховых взносов. С 1 января 2010 года в РФ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.

Государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, в рамках которого пенсии выплачиваются всем, за исключением категорий, попавших в первый уровень. Пенсии выплачиваются в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Источники финансирования - текущие поступления в Пенсионный фонд РФ; средства, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционный доход от размещения накапливаемых активов.

Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) предусмотрено сверх государственного пенсионного страхования и будет доступно не всем гражданам России, а только тем, кто самостоятельно или за счет добровольных отчислений работодателей производил дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новым законодательством работодатели обязаны делать определенные страховые отчисления в профессиональные пенсионные системы.

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения. страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

накопительную часть , выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Статья 39) конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Работа фрагментами нормативных документов по пенсионному законодательству. Заполнить матрицу №2. (приложение 3) (приложение 4)

Задание группам. Расшифруйте и напишите связанный текст на тему «Пенсионная система РФ» используя следующие сокращения: ОПС; ОСО; ИЛСЗЛ; СНИЛС; ДСФ; ГПФПН; ССОПС.

5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

Сейчас Вы молоды и еще не думаете о том, как будете жить в старости. Но ведь пенсионерами не рождаются, а становятся.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Это значит, что размер Вашей пенсии теперь напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на Вашем лицевом счете. Задуматься о своем благополучии на склоне лет надо уже сейчас, ведь пенсия – это не социальное пособие, а компенсация утраченного заработка.
Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить свою будущую пенсию, сделать ее достойной. Уже сейчас Вы можете грамотно управлять своими пенсионными накоплениями, выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для приумножения этих средств, вступить в Программу государственного софинансирования пенсий, которая поможет существенно увеличить будущую пенсию.

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Заполнение памятки.

Как увеличить свою будущую пенсию? (основные правила) (приложение 5)

V. ИТОГИ УРОКА

Оценивание учеников.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Провести социологическое исследование.

Подготовится к дебатам.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Ответьте на поставленные проблемы, начиная словами:

Я знаю …..Я могу …..Я готов…..

Механизм работы социального обеспечения и социальной защиты строится на конституционном законодательстве и принятых во всем мире пактах касающихся свободы и прав человека.

Значение социальной защиты

Международные пакты о политических, гражданских, социальных, экономических и культурных правах граждан говорят о том, что абсолютно все люди имеют право на свободную жизнь, неприкосновенность, свободу религиозных и жизненных убеждений.

Правовые основы социальной защиты подразумевают то, что каждый человек, согласно этим документам, имеет право на собственное достоинство, право на трудовую деятельность, отдых, получение образования, на частичное или полное социальное обеспечение, а также, на защиту своих моральных и материальных интересов.

Правовые основы социальной защиты

Человеческое общество не может нормально существовать без установления определенных свобод, прав и обязанностей граждан, живущих в обществе. Права и обязанности граждан могут быть установлены только после достижения обществом определенного культурного, материального и духовного уровня, открывающего новые возможности.

Основные свободы, обязанности и права должны быть закреплены в юридическом документе, имеющем статус главного – «конституции». Только в таком случае дается гарантия соблюдения всех правил.

В конституции Российской Федерации говорится о том, что Российская Федерация является социальным государством, все политические силы которого направлены на обеспечение достойного уровня жизни и свободного, всестороннего развития граждан.

Конституция Российской Федерации подразумевает охрану труда, и охрану здоровья всех граждан, несмотря на социальный статус и возраст.

Правовые основы социального обеспечения устанавливают уровень минимальной заработной платы трудящихся, обеспечивает поддержку материнства, семьи, детства и отцовства, граждан достигших пенсионного возраста, инвалидов.

Активно развивается большое количество социальных служб, также устанавливается уровень пенсий, пособий по инвалидности и других гарантий защиты общества.

Статья номер 38 Конституции Российской Федерации утверждает: каждый гражданин Российской Федерации имеет гарантии социального обеспечения в случае проблем со здоровьем, по возрасту (в случае достижения пенсионного возраста), в случае инвалидности, потери семьей единственного кормильца .

Также предусмотрены гарантии по обеспечению, предназначенные для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных и описанных в законе Российской Федерации.

Установление уровня пособий и пенсий

Статья номер 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей, каждый человек имеет гарантии социального обеспечения при временной или пожизненной нетрудоспособности.

Также в соответствии с 39-й статьей конституции, государство выделяет средства на воспитание детей (обеспечение надлежащего образования и досуга с дальнейшим трудоустройством), а также в иных ситуациях, которые упоминаются в законодательстве Российской Федерации.

Абсолютно каждый человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право на ряд гарантий, обеспеченных законом о социальной защите граждан.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления системы социальной защиты населения.

Первое направление - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

24 июля 1998 г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».

Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, ломка старой системы и изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и т. д.

Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.

Однако, несмотря на то, что дети признаются государством особым объектом социальной защиты, низкая материальная база сводит на нет все благие начинания. Так, расширение выплат пособий на детей совпало с большим распространением платности и школьного обучения, и внешкольных занятий, повышением стоимости содержания ребенка в детских садах, яслях и т. п. А потому дополнительные доходы семей, получаемые для хотя бы частичного покрытия расходов на содержание детей, теряют свою значимость и нуждаются в постоянной адаптации к росту цен на продукты и услуги детских учреждений. Постоянно увеличиваются суммы, что в дальнейшем приводит к ограничению сферы дополнительной социализации детей из семей различных типов. А потому существующая система пособий и льгот в современной России не может быть отнесена к эффективным мерам социальной защиты детей и подростков. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2011. С. 432.

Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа.

Таким образом, социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потомуобязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции и т. д.

Второе направление - это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся». Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации - болезнь, временный период безработицы либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране есть все условия. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин и др. - М., 2010. С. 346.

Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, а также гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. // Экономист. 2013. № 1. С. 21-23.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

· эффективной занятости человека;

· предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.;

· выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством;

· охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

· оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;

· реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;

· равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту). Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин и др. - М., 2010. С. 346-347.

Третье направление - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Федеральный закон от 2.08.1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Четвертое направление - социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:

· сохранению института семьи;

· созданию и сохранению семьи;

· проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;

· реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;

· развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;

· обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;

· мерам по снижению материнской и детской смертности;

· предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и родам;

· предоставлению отпуска по уходу за ребенком материл или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком;

· прекращению трудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине;

· выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;

· отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;

· переводу беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;

· развитию семейного досуга и отдыха. Социальная энциклопедия. / Ред. кол. А.П. Горкин и др. - М., 2010. С. 347.

Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи. Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Прямая социальная защита представляется традиционным правлением социальной политики. За время своего продолжительного существования оно претерпевает значительную эволюцию содержанию, масштабам, методам, источникам финансировав институтам и т. д. Разрозненные усилия соседей, членов небольших обществ, групп взаимопомощи, церковных организаций, состоятельных филантропов, профессиональных объединений трудящихся, благотворительные акции частных лиц и бизнеса, некогда игравшие важную роль в механизме прямой социальной защиты населения, не составляют лишь его небольшую, преимущественно периферийную часть. В центре этого механизма -- государственная система социальной защиты.

Система социальной защиты населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 39 Конституции Российской Федерации записано:

1) Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2) Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. С. 13.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это:

· обязательное пенсионное страхование работающих;

· создание других фондов, являющихся источниками финансирования системы социальной защиты населения;

· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.3-10.

Другой Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» предоставляет социальные услуги отдельным категориям граждан, выделяет виды и размеры социальной помощи и устанавливает порядок назначения государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.11-20..

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась пенсионная реформа, а также вступили в силу основные пенсионные законы, в соответствии с которыми с указанной даты устанавливаются пенсии. В результате законодательных инициатив Президента РФ в 2001 г. были приняты три важнейших акта современного пенсионного законодательства: Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».// Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации. / Под ред. Ю.В. Воронина. - М.: МЦФЭР, 2014. С.256-551., Федеральный закон 15.12.01 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Федеральный закон 15.12.01 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". // Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации. / Под ред. Ю.В. Воронина. - М.: МЦФЭР, 2014. С.7-154. и Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".// Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации. / Под ред. Ю.В. Воронина. - М.: МЦФЭР, 2014. С.158-254..

В результате реформирования пенсионной системы выделились два типа пенсий, которые различаются по источнику их финансового обеспечения.

Первый тип пенсий -- трудовые пенсии. Право на трудовую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определенного периода гражданином страховых взносов (или это делает за него организация, где он работает) в органы системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счет указанных страховых взносов.

Второй тип пенсий -- пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Такие пенсии устанавливаются вне системы обязательного пенсионного страхования, и право на них соответственно не связано с уплатой страховых пенсионных взносов (единого социального налога (взноса)).

Принятый Федеральный закон от 12 января «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, ветеранов труда, ветеранов военной и государственной служб. Здесь говорится о денежных выплатах, обеспечении жильем и других льготах. Федеральный закон от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.21-46.

2 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон, по существу, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабых социальных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон от 2.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.67-80.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет необходимое медицинское обслуживание, а также поясняет сущность и важность реабилитации инвалидов. Этот закон также определяет меры материального обеспечения инвалидов, информационную их поддержку и трудоустройство инвалидов.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.№181-ФЗ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.47-66.

Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Кодификационным также стал Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.81-89.

Другим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г., Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». // Новое в законодательстве о льготах. М.: Омега-Л, 2014. С.90-97., Федеральными законами от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле».

Система социальной защиты предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В Российской Федерации изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

· Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

· Президентская программа «Молодежь России»;

· Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

· Федеральная миграционная программа;

Социальные программы, действующие в Тюменской области:

· Областная программа «Защита детства»;

· Подпрограмма «Дети-инвалиды»;

· Подпрограмма «Профилактика безнадзорности детей»;

· Областная программа «Усиление борьбы с преступностью».

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.



 

Возможно, будет полезно почитать: