Превышение должностных полномочий ст 286 ук рф. Превышение должностных полномочий.ст.286 УК РФ

Вопросы того, что называется превышением должностных полномочий, и кто подлежит ответственности по статье 286 УК РФ за подобное превышение, волнуют многих людей. Но далеко не все знают, как определить превышение служебных полномочий частным лицом и какие последствия подобные действия будут нести для разных категорий граждан – а ведь законодательство достаточно строго определяет ответственность в данном случае в зависимости от статуса сотрудника.

Превышение полномочий – что это такое

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Ответственность за превышение должностных полномочий – правовое регулирование

Ответственность за превышение должностных полномочий регламентируется:


В общих случаях, уголовная ответственность за превышение должностных полномочий предусматривается различными сферами права, от возмещения ущерба в ходе гражданского иска до уголовного преступления.. К дисциплинарному же взысканию за превышение должностных полномочий сотрудника вправе привлечь любой работодатель. Но данное взыскание должно осуществляться с соблюдением действующих законодательных нормативов:

  1. Превышение полномочий должно быть зафиксировано в качестве нарушения, а должны предусматривать возможность применения к сотруднику санкций за подобные деяния.
  2. Законодательство допускает лишь три возможных вида дисциплинарных взысканий в трудовых взаимоотношениях – , замечание или увольнение. Соответственно, применять какие-либо иные меры воздействия на нарушителя работодатель не вправе.
  3. Если в рамках превышения полномочий работодатель или его контрагенты понесут прямой материальный ущерб, то сотрудник также может быть привлечен и к материальной ответственности за свой проступок в рамках, установленных законодательством.

Несмотря на недоступность штрафов в качестве дисциплинарных взысканий, косвенно снизить доход работника, превысившего полномочия работодатель может. Например – при помощи , которое может предусматривать право лишить трудящегося премии за наличествущие взыскания.

Кроме этого, в отношении некоторых категорий граждан и конкретных видов деятельности может предусматриваться административная ответственность за превышение полномочий. Например – в статье 13.29 КоАП РФ.

Кто может быть привлечен к ответственности по ст. 286 УК РФ за превышение полномочий

Для отдельных категорий граждан предполагается возможность привлечь их к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ. Однако для возможности уголовного преследования необходимо, чтобы правонарушение обладало следующими чертами:

Наказывается в общих случаях данное преступление штрафом до 80 тыс. рублей, либо лишением свободы до 4 лет или иными ограничениями – дисквалификацией, принудительными работами, арестом. Однако отягчающие обстоятельства могут увеличить объемы и характер санкций. К ним можно отнести совершение означенного преступления лицом, занимающим госдолжность РФ или субъекта РФ, а также применение насилия, оружия или спецсредств в рамках превышения полномочий, либо наступившие вследствие рассматриваемого превышения тяжкие последствия.

Сотрудник, не являющийся госслужащим, работником силовых органов и работающий на частного работодателя, ни при каких обстоятельствах не может быть привлечен к уголовной ответственности за превышение полномочий, если его действия не содержат в себе состава иных преступлений.

Томский гарнизонный военный суд (Томская область) - Уголовное

Службе по контракту, вступившему в силу... года на срок 10 лет, зарегистрированного по, проживающего по, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, установил: Чистяков П.В., проходя военную службу по контракту в войсковой части 00000 в воинском звании старшина, 23 ноября 2018 года входил в...

Приговор № 1-105/2018 1-6/2019 от 27 февраля 2019 г.

Чертковский районный суд (Ростовская область) - Уголовное

Заседании материалы уголовного дела в отношении: Ещенко Дмитрия Павловича, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а,б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, - Алехина Александра Дмитриевича, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а,б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, - У С Т...

Приговор № 1-344/2018 1-35/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 1-344/2018

Ленинский районный суд г. Орска (Оренбургская область) - Уголовное

МУ МВД России «Орское», на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в их действиях составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286 УК РФ. Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ Стакунов С.С. Проверив и оценив в судебном заседании в соответствии с требованиями...

Приговор № 1-21/2019 1-236/2018 от 27 февраля 2019 г. по делу № 1-21/2019

Пятигорский городской суд (Ставропольский край) - Уголовное

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Потерпевший и ФИО9, в связи с отсутствием в их действиях составов преступлений, предусмотренных ст., ст. 285, 286 УК РФ, по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В ходе проведения проверки факта совершения сотрудниками ОБППСМ УВД по Потерпевший и ФИО9 непраовмерных...

Апелляционное постановление № 22-767/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 22-767/2019

Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) - Уголовное

РФ по основаниям п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления. Он же осужден по ч.1 ст. 286 УК РФ к лишению свободы сроком на 5 месяцев, с отбыванием наказания в колонии-поселении. На основании ч.ч.3 и 4 ст.72 УК РФ/в...

Апелляционное постановление № 22-492/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 22-492/2019

Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) - Уголовное

Разбирательства высказали свое мнение относительно вопроса о возможности возращения уголовного дела прокурору. Допущенная в описательно-мотивировочной части постановления судом первой инстанции описка в указании ст. 286 УК РФ вместо ст. 285 УК РФ не влияет на суть принятого судом обжалуемого решения. На основании изложенного, учитывая, что существенных нарушений уголовно - процессуального закона, которые влекут...

Апелляционное постановление № 22-564/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 22-564/2019

И обоснованным, суд апелляционной инстанции УСТАНОВИЛ: Романенков П.В. осужден 30 января 2018 года приговором... районного суда... по п.п. «а,в» ч.3 ст. 286 , п. «а» ч.3 ст.111, ч.3 ст.69 УК РФ к 5 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колони строгого режима, с лишением...

Апелляционное постановление № 22-583/2019 22К-583/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 22-583/2019

Иркутский областной суд (Иркутская область) - Уголовное

Следует из представленных материалов, уголовное дело Номер изъят возбуждено Дата изъята по признакам составов преступлений, предусмотренных ч.3 ст.260, п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ в отношении неустановленных лиц..., коммерческих структур, филиала ФГУ «... А. по данному делу Дата изъята был допрошен в качестве свидетеля. Мера пресечения в отношении него не...

Превышение должностными полномочиями представляет собой преступление уголовно-правового характера. Ст. 286 УК РФ с комментариями подробно отражает особенности данного посягательства, состав для возбуждения дела, а также санкционные меры воздействия. Для квалификации превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ определяет обязательные признаки, специальный субъект деяния и особый объект.

Такое понятие, как должность, будь то руководитель или работник конкретно установленной структуры, предполагает наличие у лица прав и обязанностей. Говоря о таких лицах, следует понимать, что компетенция таких субъектов предполагает возможности, приводящие к нарушениям закона, а именно правонарушениям.

Понимание того, кто признаётся должностными лицами, вытекает из функций и положения таких субъектов.

Прежде чем определяться с понятием, следует обозначить функции, возлагаемые на таких субъектов.

Относят сюда следующее:

  • представители власти;
  • деятельность по администрированию и хозяйственному ведению
  • работа организационного и распорядительного характера.

Указанные направления предусматриваются в примечании к нормам уголовного и административного законов.

Само понятие должностного лица также установлено в примечании УК РФ. Таковым признаётся субъект, который на постоянной или временно основе (также по специальному поручению) реализует функции представителя власти, административно-хозяйственную или организационно-распорядительную деятельность. Соответственно, это могут быть сотрудники правоохранительных и иных государственных органов (служащий ГУВД, полицейский МВД, прокурор, пристав). Сюда не будут относиться работники частных компаний (начальник, бухгалтер, охранник, управляющий и так далее).

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Процесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.

Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Важным фактором выступает то, что осуществляется такое преступление с субъективной стороны только умышленно, что предполагают и последние разъяснения закона. Уполномоченное лицо хочет договариваться о чем-то в пользу заинтересованного человека, нарушая при этом права другого субъекта, и так далее.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

По статье 286 УК РФ превышение должностных полномочий предусматривает меры наказаний, которые будут определяться с учётом тяжести совершаемого поступка. Для квалификации потребуется обратить внимание на способы совершения деяния.

Рассматриваемая статья предполагает сразу два по тяжести состава. По части первой и второй это деяние средней тяжести, по третьей части тяжкое посягательство.

Виды санкций, которые допускаются к применению за подобное посягательство, предполагают широкий перечень:

  • Штраф. Взыскиваемые деньги не могут выходить за пределы трёхсот тысяч рублей. По части третьей штраф не предусмотрен.
  • Лишение лица должности. Этот вид наказания может быть, как основным, так и дополнительным, применяемым вместе с тюремным заключением. Максимальный срок определяется в четыре года.
  • Арест. Предполагается только по простому составу, то есть части первой статьи. Максимальный период ареста полгода.
  • Принудительные работы. На практике не применяется, но допускает подмену лишения свободы. Срок устанавливается до пяти лет.
  • Тюремное заключение. Лишение свободы устанавливает по каждой части статьи. По первой срок до четырёх лет, по второй до семи, а по третьей до десяти лет тюрьмы.

С должностного лица могут потребовать прекращения деятельности, отправить человека в бессрочный отпуск с сохранением должности или применить дополнительные меры, несвязанные с санкцией по уголовному закону. Субъекта могут вернуть на работу, если произойдёт изменение обстоятельств или будет отбыт срок наказания.

Подследственность в вопросах нарушения должными лицами пределов собственных возможностей играет особую роль. Действенным способом, позволяющим добиться разбирательства, выступает обращение в прокуратуру с заявлением, которая в последствие передаст дело следователю и будет координировать ход разбирательства.

Уголовное судопроизводство осуществляется только по факту возбуждения дела. Однако пострадавшие также могут подать иск, если необходимо возмещение ущерба.

Когда оформляется жалоба на государственного служащего, то следует соблюсти порядок подачи заявление, в частности составления документа.

События могут излагаться в свободной форме, но некоторые сведения обязательно должны присутствовать в заявлении:

  • шапка документа должна включать в себя наименование органа, в который направляется заявление, имя главного прокурора, а также информация о самом заявителя вплоть до контактной информации;
  • обязательно должно быть наименование документ, а именно заявление (или жалоба) на действия должностного лица;
  • обстоятельства должны быть изложены подробно, с отсылкой на доказательства, если таковые имеются, обязательно включаются сведения о нарушителе, место работы, должность, полное имя, делается отсылка на нормы закона, которые позволяют осуществлять подобное обращение;
  • завершается заявление датой и подписью заявителя, либо представителя такового.

Также жалоба должна содержать приложение, в котором перечисляются прилагаемые документы. Направлять заявление может не только физическое лицо, но организация.

Преступными посягательствами, связанными с осуществлением полномочий, признаются не только ситуации при превышении пределов компетенции, но и случаи злоупотребления возможностями без выхода за рамки дозволенного. Такой вариант поведения также определяет отдельный состав преступления.

Статистки показывает, что рассматриваемые составы на практике часто путают, затрудняясь в квалификации действий и определении объёма полномочий.

Итак, говоря о различиях, позволяющие отграничить указанные преступления, то выделяется три основных положения:

  • Мотив. При злоупотреблении данный фактор обязателен для установления, то есть госслужащий должен обладать корыстным мотивом. При превышении полномочий подобное не требуется, почему преступник делает то, что запрещено, роли играть не будет.
  • Наличие полномочий. Злоупотребление предполагает действие служащего в пределах компетенции, но с нарушением интересов граждан, то есть потерпевших. Превышение предполагает выход за рамки, реализацию возможностей, который согласно правилам не относятся к конкретному субъекту.
  • Характер ущерба. Практика показывает, что при злоупотреблении затрагиваются материальные интересы, а при превышении нематериальные. Однако данное отличие не стопроцентное и формируется только за счет показателей статистики.

Исходя из указанных признаков, правоохранители будут ориентироваться при определении характера преступления, что важно, поскольку санкции различаются по размерам и тяжести.

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2018 года. Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б. получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Суд вынес обвинительный вердикт, то есть признал человека виновным в превышение должностных полномочий статьёй 286 и назначил санкцию в виде тюремного заключения сроком на три года и шесть месяцев.

Однако исправительный порядок был определён, как условное отбывание, предполагающее:

  • постановку на учёт в контролирующем органе;
  • проживание по прежнему адресу без смены места нахождения;
  • посещение специализированного органа, осуществляющего контроль над условно осуждёнными.

Также лицо было лишено права заниматься конкретным видом деятельности (представительство власти) на два года. При этом следует помнить, что не всегда приговор обвинительный. Встречаются ситуации, способные повлечь оправдание, амнистию, также могут осуждать, но после выпустить по УДО, чему способствует адвокатская помощь.

Методика расследования

Для следствия при расследовании в первую очередь необходимо сформировать состав преступления. Это первая стадия, которая приводит к возбуждению дела. Однако дальнейшие действия также будут иметь значение, чтобы производство сохранило силу и не развалилось.

Следственные действия будут определяться не только общими принципами осуществления расследования, но и способами совершения преступного посягательства.

Говоря о методике расследования, следует обозначить ряд следственных мероприятий, который позволят получить необходимую для раскрытия преступления информацию:

  • Осмотр и описание места происшествия, а также исследование средств и предметов, связанных с преступлением.
  • Допросы. Такие действия следует проводить сразу со всеми, кто имеет отношение к произошедшему, если такие лица установлены (пострадавший, виновный, свидетели).
  • Обыск и выемка. Здесь допускается принудительное истребование документации и предметов.
  • Арест имущества, но только при необходимости проведения такового.

Завершаются первоначальные действия задержанием подозреваемого и допросом такового. Далее принимаются меры, предполагающие либо дополнительное расследование, либо передачу дело в суд с предъявлением обвинения.

Таким образом, рассматриваемое деяние предполагает широкий перечень способов реализации посягательства, специальный объект и субъект, а также несколько видов санкций, варьирующих со штрафа до тюремного срока.

Превышение должностных полномочий , результатом которого стало значительное ущемление прав и интересов физических или юрлиц, государства или общества, входит в группу преступлений, представляющих особую опасность. В Уголовном кодексе действует специальная статья, предусматривающая ответственность за него. Приговоры по ст. 286 УК РФ различаются в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств. Рассмотрим норму подробно.

Основной состав

Превышение должностных полномочий - осуществление действий, выходящих за пределы компетенции субъекта. Если их результатом стало значительное нарушение интересов государства, организаций или граждан, виновному грозит наказание. Его устанавливает ст. 286 ч. 1 УК РФ. Виновному может вменяться денежное взыскание. Его размер - до 80 тыс. р. или сумма доходов (зарплаты в том числе) виновного за полгода. Осужденному может быть запрещено вести какую-либо деятельность на протяжении 5 лет (конкретный вид устанавливает суд). На такой же срок может вменяться запрет занимать какой-либо пост. В качестве наказания ст. 286, ч. 1 УК РФ устанавливает также до 4-х лет принудительных работ, арест на 4-6 мес., тюремное заключение до 4-х лет.

Отягчающие обстоятельства

Указанные выше деяния могут совершаться лицом, которое находится на госслужбе федерального или регионального уровня, а также главой территориального (муниципального) органа управления. В этом случае ответственность вменяется по части второй ст. 286 УК РФ . Она может быть в виде:

  1. Штрафа в 100-300 тыс. р. или равного доходу лица за 1-2 г.
  2. Принудительных работ до 5 л.
  3. Тюремного заключения до 7 л.

Последние два наказания могут сопровождаться запретом суда на ведение какой-либо деятельности либо замещение должностей в течение трех лет.

Особо квалифицирующий состав

Приведенные выше деяния могут также совершаться с:

  1. Применением насилия или при выражении такой угрозы.
  2. Использованием оружия, спецсредств.
  3. Причинением последствий тяжкого типа.

В этих случаях субъект будет привлечен к ответственности по ст. 286, ч. 3 УК РФ . Она предусматривает тюремное заключение на 3-10 лет. Дополнительно может вменяться запрет на осуществление конкретной деятельности или пребывание на определенном посту в течение 3-х лет. Их виды устанавливает суд.

Ст. 286 УК РФ с комментариями

Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы. Ответственность по положениям ст. 286 УК РФ наступает, если они вызвали существенное ущемление интересов и прав организаций, государства, граждан. При этом виновный понимал, что действует за рамками компетенции.

Объективная часть

Ст. 286 УК РФ (в новой редакции) устанавливает ответственность за действия:

  1. Совершение которых относится к компетенции иного служащего. При этом последний может быть как вышестоящим, так и равным по статусу лицом.
  2. Совершенные при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных в законе или ином нормативном документе. К примеру, виновный применил оружие против несовершеннолетнего, притом что поведение подростка не представляло угрозы для жизни окружающих.
  3. Совершенные гражданином единолично. При этом существовала необходимость коллегиального их выполнения или согласования их осуществления с другими лицами или органами.
  4. Которые никто не вправе совершать ни при каких условиях. К примеру, преступление может выражаться в нанесении задержанному или находящемуся под стражей лицу побоев, причинение ущерба здоровью.

Определение пределов компетенции

При квалификации деяния по ст. 286 УК РФ необходимо выяснить, были ли осуществлены лицом действия, выходящие за пределы его обязанностей и прав. Соответственно, следует определить их объем. Служебная компетенция закрепляется в разных нормативных актах. Это может быть закон, распоряжение, должностная инструкция, постановление, трудовой договор, приказ и так далее.

Явность нарушения пределов

Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер. Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г. В п. 22 этого акта отмечается, в частности, что при разбирательстве дела следует выяснить, какие нормативные акты устанавливают обязанности и права субъекта. При этом они приводятся в приговоре, где указывается, какие именно пределы были нарушены, со ссылкой на юридические акты.

Субъективная часть

Деяние, охватываемое ст. 286 УК РФ , характеризуется наличием вины в форме косвенного или прямого умысла. Нарушитель может руководствоваться разными мотивами. Это может быть карьеризм, корысть, месть. В любом случае при квалификации деяния они значения не имеют. Субъект в этом составе специальный - служащий (должностное лицо).

Ужесточение ответственности

Особую общественную опасность представляют деяния, наказания за которые установлены ст. 286, ч. 3 УК РФ . В этой части присутствует несколько пунктов. Первым установлена ответственность за преступление, сопряженное с применением насилия или угрозами его использования. Речь в данном случае о нанесении физического вреда пострадавшему. Состав преступления при этом охватывает причинение побоев, умышленный легкий или среднетяжелый вред здоровью, истязания. Деяние субъекта может квалифицироваться по совокупности статей. К примеру, превышение полномочий, сопряженное с убийством, может повлечь ответственность по ст. 286 и 105 УК. Угроза насильственных действий должна быть реальной. Это означает, что у пострадавшего должны быть основания для опасения ее фактической реализации. Угроза причинения вреда (тяжкого) или убийства охватывается рассматриваемой нормой. Дополнительная квалификация по ст. 119 не осуществляется.

Применение спецсредств

Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств - это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего. Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная. Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. "а" части 3 рассматриваемой нормы. Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.

Тяжкие последствия

Их понятие считается оценочным. Тяжесть последствий определяется в соответствии с конкретными обстоятельствами события. К данной категории можно отнести, например, крупные аварии, продолжительную остановку производственного процесса или транспортного движения, нарушение деятельности предприятия, причинение существенного материального вреда, смерть по неосторожности, покушение на самоубийство или суицид потерпевшего и пр. Причинение ущерба здоровью тяжкого характера также является таким последствием. При этом дополнительная квалификация по ст. 111 не осуществляется, если наказание за нанесенный ущерб здоровью охватывается частями 1 или 2 этой нормы. В иных случаях ответственность наступает по совокупности статей.

Дополнительно

Если превышение полномочий служащим было сопряжено с убийством, совершенным умышленно, деяние необходимо квалифицировать по совокупности статей. В частности, ответственность наступает по ч. 3 рассматриваемой нормы, а также по ст. 105 (в соответствующей части). При причинении служащим среднетяжелого или тяжкого вреда, а также смерти пострадавшему при превышении пределов, установленных для необходимой обороны, либо мер, которые требуются для задержания гражданина, совершившего преступление, поведение охватывается статьями 108 или 114 соответственно. Дополнительная квалификация по рассматриваемой норме не осуществляется.

Заключение

Превышение полномочий служащими относительно недавно являлось достаточно распространенной практикой. Однако после реформы правоохранительных органов такая тенденция постепенно начала сходить на нет. Безусловно, данное преступление несет в себе серьезную опасность для общества, государства, населения. Виновные в нем должны привлекаться к ответственности по всей строгости законодательства. Их действия подрывают репутацию государственных, региональных и муниципальных органов, дискредитируют власть в глазах населения. Между тем у данного преступления существует срок давности. Ст. 286 УК РФ действует в отношении лица по части первой - 6, второй - 10, третьей - 15 лет. По окончании установленных периодов привлечь виновных к ответственности нельзя.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Превышение должностных полномочий определено как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В 2002 г. было зарегистрировано 5,4 тыс. преступлений по ст. 286 УК РФ.

Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного

посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. Дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и

муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Поэтому для того, чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий

признаются следующие:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе;

3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.

Помимо действия, явно выходящего за пределы прав и полномочий, предоставленных законом

должностному лицу, обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.

Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда

должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно (т. е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные

побуждения, корысть, ложно понимаемые «интересы дела» и т. д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ).

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) закон считает деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 данной статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий.

Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его

применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.

Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это угроза совершения вышеназванных действий.

Квалификацией по ч. 3 ст. 286 УК РФ охватываются причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а также убийства.

В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3, 4 ст. 111 или 105 УК РФ.

Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или 114 УК РФ. Такое решение вытекает из положений ст. 37 УК РФ, где сказано, что право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство превышения

должностных полномочий имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование поражающих свойств этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность, и к тому же создавалась реальная опасность для его жизни или здоровья.

Ответственности за превышение полномочий с применением оружия подлежит должностное лицо,

применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье оружие) или специальные средства. К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т. д., состоящие на вооружении органов милиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, и др.

При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Условия и пределы применения огнестрельного оружия или специальных средств определены в Федеральных законах «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О государственной охране», «Об органах федеральной службы безопасности» и др.

Тяжкие последствия превышения должностных полномочий принято понимать так же, как тяжкие

последствия злоупотребления должностными полномочиями. Они в данном случае причиняются с прямым или косвенным умыслом. Возможны, однако, случаи, когда вина должностного лица, превысившего свои полномочия, по отношению к квалифицирующим тяжким последствиям является неосторожной.

Деяние относится к преступлениям средней тяжести, при наличии квалифицирующих обстоятельств - к тяжким преступлениям.



 

Возможно, будет полезно почитать: