Регламент проведения проверок пожарной безопасности. Вступил в силу новый регламент «пожарных» проверок

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про проверки противопожарной безопасности, какие бывают, кто освобождается и какие есть требования к бизнесу (предприятию) у проверяющих.

Виды проверок

Проверка пожарной инспекцией может быть:

  1. Плановой или внеплановой;
  2. Документарной или выездной.

Плановые проверки проходят раз в три года. Проверяют документы и рабочие помещения с прилегающей территорией. О плановой проверке организацию предупреждают официальным письмом не позднее, чем за три дня до начала.

Внеплановые проверки инициируются по подозрению в нарушениях или в связи с поступлением жалоб.

Другие основания для приезда инспектора:

  1. Завершился капремонт или реконструкция помещения;
  2. Завершены строительные работы, в эксплуатацию введено новое здание.

О такой проверке предупреждение должно прийти не позднее, чем за сутки. Также к внеплановым проверкам можно отнести повторные инспекции, организованные с целью проверить исправление нарушений, выявленных в прошлую инспекцию.

Документарные проверки контролируют документы, связанные с организацией противопожарной безопасности на предприятии.

Внеплановые проверки вследствие поступления жалоб носят, как правило, выездной характер. Для того чтобы прийти на предприятие с выездной проверкой, инспектор обязательно должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки. В ходе осмотра могут быть проведены необходимые экспертизы и тесты.

Самые тщательные проверки, сложные расследования занимают не более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не должна превышать 15 часов.

Кто освобожден от проверки

До конца 2018 года в России действовало Постановление Правительства №294, согласно которому представители малого и среднего бизнеса освобождаются от плановых проверок органов пожарной безопасности. В настоящее время готовится ряд предложений по его продлению до 2022 года.

Однако, это не касается социально важных помещений, где предусмотрено массовое скапливание людей, например:

  • Образовательные учреждения;
  • Организации, работающие в сфере здравоохранения;
  • Цеха и прочие строения промышленного назначения;
  • Помещения для проведения культурно-массовых мероприятий.

От внеплановых проверок не имеет права уклониться ни одно предприятие.

Организация противопожарной безопасности на предприятии

Для успешного прохождения проверки достаточно знать и соблюдать требования, указанные в «Правилах противопожарного режима», утвержденных Правительством РФ.

Согласно этим правилам, на предприятии должны быть:

  1. Приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за обеспечение и соблюдение норм противопожарной безопасности. Если ответственный сотрудник нарушит правила ППБ, к нему могут быть применены: выговор, замечание, предупреждение, штраф, а в случае серьезных нарушений - увольнение;
  2. Приказ руководителя о необходимости инструктажа сотрудников по вопросам противопожарной безопасности и действий во время пожара. Инструктажи бывают вводные, повторные, целевые и др.;
  3. Приказы руководства о методике и периодичности тренировок и инструктажей, а также ответственные за их выполнение лица;
  4. План отключения электроэнергии и отдельных приборов в конце смены и обесточивания оборудования в случае возгорания;
  5. Обозначенные и оборудованные помещения для курения, комнаты отдыха и склады;
  6. Годовой финансовый план на обеспечение противопожарной безопасности. Инспекция не проверяет обязательное наличие этого документа, но он весьма упрощает работу.
  1. Наличие схем эвакуации, табличек, указателей и доступность эвакуационных выходов;
  2. Наличие огнетушителей и сроки их эксплуатации, а также техосмотры оборудования;
  3. Инструктажи сотрудников, их своевременное проведение и наличие отметок в журналах учета.

Перечень основных документов, проверяемых инспекцией по пожарной безопасности

Приказы Инструкции Журналы

Разрешения и сертификаты

О назначении ответственного за ППБ

Порядок действий при пожаре Вводного инструктажа

Разрешение на ведение деятельности, аренду помещений

Об утверждении программы обучения работников Система проверки рабочего места в конце смены Инструктажа по противопожарной безопасности на рабочем месте

Сертификаты на оборудование

Инструкции по противопожарной безопасности для сотрудников на их рабочем месте Обследования рабочего места

Сертификаты и свидетельства на средства тушения пожара и его предотвращения

Правила эксплуатации оборудования

Учета средств тушения огня

Полный пакет необходимых документов по пожарной безопасности на предприятии можно заранее узнать и сотрудников местных противопожарных служб.

Мероприятия по ППБ

Меры противопожарной безопасности для каждого отдельного предприятия свои. Действия по предотвращению возгорания и действия в чрезвычайных ситуациях во многом зависят от рода деятельности предприятия, архитектуры здания и т.д.

Для всех без исключения организаций соблюдение норм ППБ подразумевает:

  1. Наличие индивидуальных, подходящих под специфику предприятия, инструкций для персонала, выполнение которых сводит к минимуму возможность пожара.
  2. Инструктажи по пожарной безопасности и тренировки сотрудников, обучающие поведению во внештатных и потенциально опасных ситуациях:
  • как осуществлять пожароопасные работы?
  • что делать в случае пожара?
  • как закрывать помещение в конце смены?
  1. Наличие журнала учета инструктажей, в который заносят:
  • дату обучения;
  • данные сотрудника, прошедшего инструктаж, и его подпись;
  • вид инструктажа (вводный, повторный);
  • данные и подпись инструктора.
  1. Наличие приспособлений, приборов для предотвращения и устранения пожара. За их состояние отвечает назначенный приказом руководителя сотрудник. Все проверки средств по борьбе с огнем заносятся в специальный журнал.
  2. Наличие схем эвакуации. Размещаются они на видном месте во всех помещениях, где могут одновременно находиться более десяти человек. Для каждого этажа составляется собственная схема путей эвакуации, расположения огнетушителей с указанием на ней телефонов экстренных служб. Целесообразнее доверить создание плана эвакуации специализированным компаниям, знающим все нюансы поведения в экстренных ситуациях. Схемы утверждает руководитель компании, их подписывают все разработчики и ответственные лица, в конце план утверждается в Госпожнадзоре.
  3. Размещение на территории предприятия специальных табличек и указателей:
  • «Выход» и стрелки направления к нему вдоль пути эвакуации;
  • обозначение местонахождения огнетушителя;
  • обозначение пожарного крана с указанием его номера и телефона аварийной службы;
  • указатели на пожарные гидранты.

Требования ППБ к прилегающей территории

Предприниматель несет ответственность не только за содержание в порядке рабочих помещений, но и за обустройство прилегающей территории.

Общие требования к ней таковы:

  1. Чистота, отсутствие легко воспламеняемого мусора (сухой листвы) и горючих отходов;
  2. Свободные проходы и проезды для эвакуации. Свободный доступ к пожарным гидрантам;
  3. Хорошее освещение;
  4. Запрещено устраивать костры ближе 50 метров от построек.

Распространенные нарушения

Помимо наличия необходимых документов, инструктажа и табличек стоит обратить внимание и на другие требования безопасности, которые могут не только привести к штрафу, но и поставить под угрозу жизни людей.

  1. Запрещено держать в непроизводственных помещениях взрывоопасные и огнеопасные вещества (например, баллоны с газом);
  2. Бумаги и всевозможные документы нельзя хранить возле потенциальных источников возгорания;
  3. Курить можно только в специально оборудованных для этого помещениях или зонах;
  4. Использовать огнеопасные вещества и приборы необходимо только по назначению;
  5. Запрещено размещать в цоколе хозяйственные помещения и мастерские, если туда нет отдельного входа и лестницы;
  6. Устраивать склады на лестницах, или под ними. Захламлять пути эвакуации.

Классификация нарушений противопожарной безопасности

Выявляемые пожарной инспекцией нарушения делятся на:

  1. Легкие;
  2. Рецедивные;
  3. Нарушения особого режима противопожарной безопасности;
  4. Повреждения средств тушения и противопожарной защиты;
  5. Недоступность или ограничение доступа к эвакуационным выходам и проходам;
  6. Поджог или иное осознанное действие, приведшее к возгоранию;
  7. Неосторожное обращение с огнем с последующим возгоранием;
  8. Нарушение любых правил, повлекшее вред здоровью человека.

Что касается суммы штрафа, который пожарная инспекция может наложить на нарушителя, то в 2019 году его значение находится в пределе:

  • Для физических лиц: 1 000 — 50 000 рублей;
  • Для юридических лиц: 90 000 — 500 000 рублей.

И помните, не так страшен штраф от инспектора, как материальные, финансовые и прочие потери, к которым приводит пожар.

Не забывайте о своей безопасности и о безопасности своих подчиненных и клиентов. По статистике треть пожаров на производстве вызвано неправильной эксплуатацией оборудования, на втором месте по популярности неверная организация рабочих мест и неподготовленный персонал.

В настоящее время значительно активизировалась деятельность государственных органов в части контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей. В настоящей статье мы попробуем рассмотреть основные действия представителей юридического лица при проведении проверки пожарной инспекцией, дадим юридическую справку относительно подобных проверок. Полученная информация может быть полезна не только при проверке органами МЧС, но и при проведении контрольных мероприятия иными государственными структурами.

Для начала, предлагаю определиться, какие бывают виды проверок, иными словами, на основании чего на предприятие может прибыть инспекция. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определил виды и процедуры проверок, а также меры ответственности по их результатам. Согласно данному документу, мы можем столкнуться с плановыми и внеплановыми проверками, которые также могут подразделяться на документарные и выездные.

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Срок проведения проверок, кроме исключительных случаев, не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Законодатель устанавливает следующие основания для поведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление заявлений о фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Исключением из общего правила являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внеплановые выездные проверки в отношении которых могут проводиться только в двух случаях:

  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры, либо по их непоследственной инициативе, по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений ГПН МЧС.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований норм пожарной безопасности.

Итак, определившись с видами проверок, мы можем сделать вывод (и получить тому документальное подтверждение) о цели прибытия пожарной инспекции. Проверка осуществляется на основании Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ №517 от 01.10.2007г.

При прибытии на предприятие для проверки инспектор обязан:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
  • вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется только должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Другими словами, осуществлять надзор и проверку противопожарного состояния могуть только представители ГПН, а не начальники пожарных отрядов, как это бывает зачастую в связи с ростом коррупции.

Инспектора ГПН имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей проверки, входят:

  • правоустанавливающие документы на здания, сооружения, строения, территорию (свидетельство регистрации права собственности на недвижимое имущество (земельный участок), договоры аренды и иные документы, подтверждающие право пользования или распоряжения земельным участком, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, оборудованием, подобными объектами, транспортными средствами, в том числе договоры лизинга;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), банковские реквизиты организации;
  • заверенная копия устава юридического лица, решения о назначении руководителя;
  • документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов защиты, документы по организации обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности, в т.ч. журналы инструктажей работников, журналы учета огнетушителей);
  • копии планов территории, объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений);
  • техническая документация на системы противопожарной защиты;
  • договоры на обслуживание систем противопожарной защиты (с приложением лицензий и планов работы на год);
  • акты проверки наружнего и внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (весений и осенний);
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности предприятия;
  • акты приемки выполненных огнезащитных иных работ в области пожарной безопасности, выполнение которых предполагает наличие лицензии МЧС России;
  • расчёты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по ПУЭ производственных и складских помещений, зданий.

Попробуем разобраться с задачами проверки фактически и юридически, а также с регламентами проведения оной, которые могут быть нам полезными. Юридически задачами проверки пожарной инспекцией являются:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности;
  • предотвращение возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. растениям;
  • систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности.

Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

  • Наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности (и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ).
  • Наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
  • Наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки).
  • Наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
  • Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
  • Наличие инструкции по пожарной безопасности.
  • Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
  • Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
  • Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
  • Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
  • Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
  • Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)
  • Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

Техническое состояние электросетей:

  • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
  • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
  • договор на обслуживание электросетей;
  • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
  • наличие времянок;
  • наличие скруток в проводах;
  • наличие некалиброванных плавких вставок;
  • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
  • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

Наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

При наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

При осуществлении строительных работ - сертификаты на строительные материалы, сведения о проведенной огневой защите и пр.

Действие при проверке

Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать. При прибытии на объект пожарной инспекции следует убедиться в полномочиях проверяющих лиц. Напоминаю, что надзор за деятельностью юридических лиц осуществляют только подразделения ГПН МЧС. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю Компании или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом Компании), одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего (за исключением внеплановых проверок по инициативе прокуратуры). Проводить проверку может только инспектор, данные которого указаны в постановлении. Данный инспектор обязан представиться и предъявить служебное удостоверение, распоряжения о проведении проверки. На основании распоряжения проверяются только те факты и основания, которые записаны в самом постановлении.

Практика свидетельствует, что Закон № 134-ФЗ дает руководителям организации эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней: «В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».

В свою очередь, требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62.

В дальнейшем, вы обязаны предоставить доступ к помещениям и/или документам, согласно заявленным в распоряжении о проведении проверки. Общий их список приведен в статье. Следует предоставлять доступ только к тем сведениям, которые запрашивает инспектор. Его задача выявить максимум нарушений, а ваша - пройти проверку с минимальными потерями.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юрлица при проведении проверки (плановой и внеплановой) имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от органа ГПН и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии сними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

На основании проведенной проверки, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, а также ему может быть передано предписание на устранение выявленных проверкой недостатков, с указанием срока контроля исполнения предписания.

Законодатели сочли необходимым устранить ряд правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. С этой целью они приняли Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

    окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Читайте также

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

    ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

    окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;

– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

    истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

    наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

    поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

    наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица

Организуя собственный бизнес, будущий собственник должен понимать и быть готовым ко всем трудностям, с которыми ему придется столкнуться.

Одной из обязательных процедур, которые иногда приносят достаточное количество хлопот, являются плановые и внеплановые проверки различных служб ( , ), в том числе и МЧС.

Для того чтобы ни пришлось нести ответственности и платить серьезные штрафы за несоблюдение каких-либо требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, следует знать все моменты, связанные с проверками.

Проверки предприятий на предмет соблюдения требований пожарной безопасности являются обязательными процедурами.

Они проводятся на основании закона России «О пожарной безопасности» и направлены на выявление каких-либо нарушений, которые могут привести к опасной ситуации.

Во время проверки осмотру могут подлежать все здания, сооружения, строения, помещения, территории и прочие объекты, принадлежащие той организации, юридическому лицу или обычным гражданам, у которых проходит проверка.

Проверки МЧС делятся на два вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Осмотр первого вида включается в специальный годовой график, с которым можно ознакомиться на сайте МЧС России.

Осмотр второго вида производится тогда, когда в службу пожарного надзора поступают данные о наличии в какой-либо организации несоблюдения требований пожарной безопасности, которое может привести к появлению пожара и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Плановая проверка МЧС: основания для проведения и особенности

Для того, что бы организацию, предприятие или какой-то объект внесли в план проведения проверок, должны быть следующие основания:

  • прохождение трех лет с момента проведения предыдущего планового осмотра;
  • истечение трех лет с момента ввода объекта, подлежащего защите, в эксплуатацию, а также изменение класса его пожарной безопасности;
  • прохождение одного года с момента предоставления или переоформления лицензии МЧС (для предпринимателей или юридических лиц, имеющих лицензию Министерства чрезвычайных ситуаций).

График таких проверок утверждается заранее. Для их проведения проверяемая организация должна быть заранее уведомлена. Предупреждение проверяемой организации осуществляется за один рабочий дня до начала осмотра. При этом происходит обязательное уведомление прокуратуры о предстоящей проверке.

Приказ о проведении проверки МЧС заключительный акт

Для того, что бы начать осмотр надзорный орган должен предъявить приказ или распоряжение об осуществлении проверки.

При этом копия данных документов должна быть предоставлена собственнику недвижимости, руководителю или другому должностному лицу для подписи.

Во время изучения распоряжения следует обратить внимание на наличие обязательных реквизитов:

  • название надзорного органа;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, проводящих проверку;
  • название проверяемой организации, предпринимателя или фирмы;
  • цели, задачи, сроки и предмет осмотра, его правовые основания;
  • перечень документов, которые должно предоставить проверяемое лицо и прочее.

После того, как проверка закончена, составляется акт, в котором отображаются следующие моменты:

  • дата, место и время составления документа и проведения осмотра;
  • название надзорной организации и проверяемой фирмы, а также ФИО и должность лиц, участвующих с обеих сторон;
  • данные о результатах работы, в том числе и выявленные нарушения;
  • данные об ознакомлении с результатами работы либо об отказе в ознакомлении, а также подписи сторон.

К этому акту прилагаются объяснительные записки лиц, которые ответственны за нарушения.

В случае выявления несоблюдения каких-либо требований проверяющий орган может составить перечень предписаний по устранению нарушений и установить сроки их выполнения.

Внеплановая проверка МЧС: основания и особенности проведения

Внеплановая проверка проводится в том случае, если юридическое лицо или предприниматель не соблюдают требования безопасности, не выполняют предписания надзорных служб, не устраняют источники причинения вреда здоровью и жизни людей и животных, а также окружающей среде.

Основанием для такого осмотра служат следующие ситуации:

  • окончание срока исполнения предписаний надзорного органа;
  • поступление в пожарно-надзорную службу обращений или заявлений лиц или организаций с информацией о наличии на каком-то объекте угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью живых существ.

Данная проверка осуществляется в выездной или документальной форме (либо в обоих вариантах). Перед проведением она согласовывается надзорным органом с прокуратурой.

После этого происходит уведомление проверяемого лица за один день до проведения проверки. Если в результате осмотра выявлено невыполнение организацией предписаний надзорного органа, он может применить штрафные санкции.

Для того, что бы появление представителя пожарного надзора с проверкой, а также его действия во время осмотра не было неожиданностью, следует знать все полномочия данной службы.

Представители пожарного надзора могут прийти на объект в любое время (даже в нерабочие дни). При этом они могут производить осмотр всех территорий, сооружений, зданий, строений и прочих объектов, принадлежащих проверяемой организации.

В случае если в службу поступили достоверные данные о каких-либо нарушениях условий пожарной безопасности в жилых или нежилых зданиях, земельных участках физических или юридических лиц, которые могут угрожать безопасности людей и привести к пожару, то представители пожарного надзора могут беспрепятственно проникнуть на эти территории.

В компетенции пожарно-надзорных органов находится также изучение и согласование проектов, смет и прочих документов, связанных со строительством зданий, их реконструкцией, капитальным ремонтом, расширением и прочими операциями.

Данное рассмотрение, а также согласование производится в той части, которая касается соблюдения правил пожарной безопасности. Кроме этого такое изучение документации осуществляется также в случае наличия фактов отступления от существующих требований безопасности.

Представители пожарно-надзорной службы могут давать руководителям фирм, каким-либо должностным лицам, а также обычным гражданам, советы по устранению выявленных нарушений, способных привести к пожарам. Все этим советы обязательны для исполнения.

Одними из таких предписаний могут быть следующие пункты:

  • снятие товаров с производства;
  • прекращение выпуска какой-либо продукции;
  • временная остановка реализации каких-то товаров, предоставления услуг, остановка производства и прочее.

Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если производимая, выпускаемая или реализуемая продукция не соответствует всем правилам пожарной безопасности.

В случае возникновения пожарной ситуации представители пожарных органом могут производить дознание, вызывать должностных лиц и прочих граждан, фигурирующих в делах по пожарам, с целью получения от них каких-либо документов, объяснений, справок и так далее.

Если надзорные органы выявили какие-либо нарушения, то они могут наложить штрафные санкции в виде административных взысканий. Такие меры могут быть предприняты и в случае уклонения либо несвоевременного выполнения должностными лицами всех требований надзорных органов.

Вышеперечисленные полномочия являются основными. Кроме них имеется еще ряд дополнительных моментов, которые позволены представителям пожарно-надзорных служб.

Все это дает им возможность проводить качественную, тщательную и всестороннюю проверку, которая максимально убережет проверяемые территории от возникновения пожаров.

Таким образом, соблюдение правил и требований пожарной безопасности является важным моментом деятельности юридического лица или предпринимателя. Такое несоблюдение может привести к приостановке производства, прекращения реализации небезопасных товаров и прочих мер.

Кроме этого, небезопасная пожарная ситуация и нежелание выполнять все предписания надзорного органа может привести в административной ответственности и штрафам.

Требования пожарной безопасности немаленькие, и это для многих становится камнем преткновения в обеспечении пожарной безопасности на все 100%. Это не отговорка, конечно, но если уж не задалось, то организовать выполнение основополагающих требований просто необходимо в любом случае.

В помощь вам следующий Перечень документов для подготовки к проверке зданий «учебного заведения» государственным инспектором МЧС. Поделился им наш коллега, спец по пожарной безопасности Сергей Ермолаев. Спасибо, Сергей.

Данную информацию можно адаптировать под любую другую специфику.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕРКЕ ЗДАНИЙ «УНИВЕРСИТЕТА»
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСПЕКТОРОМ МЧС

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (заверенная копия).
2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (заверенная копия).
3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).
4. Устав юридического лица (заверенная копия).
5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица Доверенность (копия).
6. Документы, подтверждающие полномочия (приказ о назначении: ректора Университета и директора института или декана факультета), удостоверяющие служебное положение (заверенная копия).
7. Декларация пожарной безопасности на здание, зарегистрированная в РОГПН.
8. Проектная и исполнительная Техническая документация на монтаж, ремонт и техническое обслуживание всех систем противопожарной защиты здания согласно требований п.61 ППР в РФ должна храниться на объекте! (в здании!): Проекты, Схемы монтажа, Акты монтажа, ремонта и Акты приема в эксплуатацию систем противопожарной защиты здания: системы автоматической пожарной сигнализации (АПС ), системы оповещения (СОУЭ ) и «Луч-01 », внутреннего противопожарного водопровода, систем пожаротушения, аварийного освещения, вентиляции и дымоудаления — заверенные копии договоров (контрактов) обслуживающих организаций, которые выполняли работы, их лицензий, выданных в МЧС на право оказания услуг и проведение работ по пожарной безопасности.
— Акты испытания внутреннего противопожарного водопровода с фактическим пуском воды из пожарных кранов (2 раза/год) (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии);
— Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (2 раза/год) (при наличии);
— Акты проведения работ по очистке и дезинфекции системы вентиляции здания (1 раз/год);
— Акты проведения работ по огнезащитной пропитке деревянных конструкций здания (чердака, сцены и занавеса в актовом зале);
— Протокол проверки качества огнезащитной пропитки (ОЗП) конструкций здания (не реже чем 1 раз/6 мес);
— Протокол эксплуатац. испытаний пожарных лестниц и ограждений кровли (1 раз/5 лет);
— Акт приемки систем автоматики противопожарной защиты здания в эксплуатацию и Акт комплексной проверки работоспособности данных систем в здании (1 раз/3 мес).
— Акт плановой перезарядки огнетушителей;
9. План мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности указанных в выписанных ранее по результатам проверки предписаниях МЧС.
10. Правоустанавливающие документы (заверенная копия) Свидетельство о собственности (либо Свидетельство об оперативном управлении). Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются). План земельного участка (землеотвод).
11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1 раз/мес и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1 раз/6 мес (при наличии).
12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (если имеется).
13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение руководителей – директора института/декана факультета и ответственных лиц обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума и противопожарного инструктажа. Журналы инструктажа по ПБ с отметками инструктажей (не реже чем 1 раз/год).
14. Сертификаты пожарной безопасности на: установленные противопожарные двери; отделку стен, потолков и напольного покрытия на путях эвакуации; облицовочный материал; огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.
15. Поэтажные планы и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.
16. Копии последних, действующих приказов ректора Университета и распоряжений директора института или декана факультета о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в Университете (О назначении ответственных за ПБ);
  • противопожарном режиме в Университете (О соблюдении ПП режима).
  • создании Пожарно-технической комиссии в Университете (О назначении ПТК) и противопожарной комиссии (ППК) в институте/на факультете.
  • создании в институте/на факультете добровольной пожарной дружины (ДПД).
  • запрете курения в зданиях и на прилегающих территориях Университета.

17. Копии актов (1 раз/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.
18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.
19. Инструкции по пожарной безопасности в Университете.
20. Журнал учета и состояния огнетушителей.
21. План – График выполнения противопожарных мероприятий на 2014/2015 учебный год в здании института/факультета.
Копии всех документов должны быть заверены подписью должностного лица и печатью.
! Не забудьте пригласить представителей обслуживающих организаций для проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, внутреннего противопожарного водопровода и МУО системы «Луч 01 ».
Проверьте:

  • наличие журнала учета проверок согласно п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
  • наличие электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек. Проверять будут так – сколько сейчас всего в здании людей? – 300 человек – значит, у Вас должно быть 6 фонарей! на случай отключения электроэнергии, согласно требований п.38 ППР в РФ.
  • нигде не должно быть временной проводки и удлинителей согласно требований п.42 ППР в РФ
  • исправность работы доводчиков на всех дверях.
  • отсутствие мебели и посторонних предметов на этажах, в коридорах и тамбурах – все эвакуационные пути должны быть свободны.
  • запоры на всех дверях эвакуационных выходов в рабочее время должны быть закрыты на легко отпираемые изнутри без ключа запоры – засовы (задвижки, электрозамки и т.п.).
  • наличие знаков пожарной безопасности и эвакуационных знаков безопасности.

Руководствуйтесь ППР в РФ (в ред. постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

На этом у меня все. Возможно у кого-то есть чем дополнить. Комментарии приветствуются.

До новых заметок!



 

Возможно, будет полезно почитать: