Терапевтические сказки для дошкольников. Психологические сказки для детей

Содержание:
- Что такое сказкотерапия и ее примеры;
- Сказкотерапия для взрослых;
- Пример: "Сказка о счастливой Звезде";
- для детей и взрослых.

Здравствуйте дорогие друзья. В сегодняшней статье хочу рассказать вам об удивительных и полезнейших качествах сказкотерапии . Вы только представьте, что существуют такие сказочные истории, которые не только помогают вам выходить победителем из неблагоприятных жизненных ситуаций, но и позитивно влияют на вашу жизнь или даже помогают исполнять многие из ваших желаний. А есть сказки, которые с самого детства станут формировать характер, привычки, жизненные принципы ваших детей и насыщать их подсознание образами счастливой и успешной жизни, которая обязательно и реализуется в их будущем. Обо всем этом мы и поговорим дальше.

Что такое сказкотерапия

"Я уже давным давно не ребенок", - говорят многие взрослые, когда слышат о сказкотерапии . А зря! Возраст, как таковой, не является слишком важным критерием в этом направлении и полезный результат от подобных сеансов проявляется как у детей, так и у взрослых. Ну а подробнее о том, сколько пользы приносит это направление психологии и что такое сказкотерапия вообще, знает семейный психолог из Москвы Зоя Давыдова. О чем и рассказала в интервью для издательству "Психология и я".

Разница между детской, взрослой и подростковой сказкотерапией лишь в проблемах, желаниях и тревогах, которые затрагиваются каждым из этих возрастов. В одной и той же истории каждый человек сможет найти что-то свое, подставить свои образы, избавиться от ненужных тревог и отыскать решения своих проблем. И тем не менее очень важно, чтобы каждая сказка непосредственно относилась к жизненной ситуации определенного человека, к решению его проблем, созданию в его воображении нужных позитивных образов и реализовывала желаемые намерения. Для сильно заинтересованных людей больше подробной информации и самих сказок можно получить в специальных книгах по сказкотерапии для детей, подростков, взрослых и практиков :
Что такое сказкотерапия? (Немного теории)
Сказкотерапия - это некий процесс самостоятельного написания сказок, обсуждение уже существующих или драматизация, инсценирование их, направленный на лечение и помощь клиенту. Все это затрагивает несколько важных уровней психики человека: проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу какие-либо детские переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни(то есть можно ясно рассмотреть, какие в данный момент у него существуют тревоги, основные переживания и чем вообще он сейчас живет, чем поглощен). В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия для взрослых

Все дети любят сказки, а когда вырастают, утверждают, что они "бессмысленные" и "оторванные от реальности". Эти фразы я специально выделила в кавычки, потому что так говорят большинство моих клиентов, которым я предлагала воспользоваться методикой сказкотерапии . На самом деле, взрослые тоже любят сказочные сюжеты: многие обожают читать книги в жанре фэнтези и смотреть фильмы о приключениях в фантастических мирах. И каждый находит в них что-то для себя. Интересно, что мои клиенты, которые решались попробовать сказкотерапию, удивлялись тому, что, начав "придумываться", сказка как бы "сама выруливала". Причем именно туда, куда были направленны , зачастую скрытые в .

И немудрено, ведь в сюжетах, придуманных нами, раскрываются тайные желания. Когда мы пишем сказку, то задействуем образное мышление, то есть напрямую, минуя логику и рационализм. Мы примериваем на себе той или иной образ, но не отождествляем себя с персонажами полностью: "это как бы не про меня". Такое отношение позволяет не зацикливаться на желаемом результате, а "отпустить" его. Часто нам приходится слышать: "Загадай желание и отпусти его". А как это совершить, никто не объясняет. Но, сочиняя сказку, как раз с легкостью можно это сделать.

С помощью волшебных сюжетов можно понять, каким способом возможно выйти из затруднительной ситуации, чего нам для этого не хватает, какая помощь нужна, какими внутренними ресурсами мы уже обладаем, а какие нужно активизировать. Более того, эти ресурсы начинают постепенно работать после того, как создан сюжет сказки и герои начинают жить и действовать в нашем внутреннем мире. А это значит, что они обязательно проявятся во внешней жизни.

Иногда я пишу сказки для клиентов. Одну из них - "О счастливой Звезде" - сочиняла для девушки пару лет назад. В это время она отдыхала в Турции после тяжелого расставания с молодым человеком. Вроде и не собиралась заводить новые отношения, но познакомилась с юношей, и этот роман помог ей пережить боль и обиду, а также заставил посмотреть на себя другими глазами. Этой сказке и роману с молодым турком девушка, по ее словам, будет всегда благодарна за "возрождение к жизни".

Пример сказкотерапии

Далее, Зоя Давыдова приведет нам пример сказкоерапии и расскажет ту удивительную историю "О счастливой Звезде", которая так сильно смогла помочь девушке благоприятно изменить ее жизнь.

Сказка о счастливой Звезде

Там высоко высоко на необъятном небе живут своею насыщенной эмоциями жизнью звезды. Все они очень разные и неповторимые - бывают и внушительные гиганты, а бывают совсем маленькие карлики, как и везде, есть звезды-мамы и звезды-папы, а есть и звезды-дети. Живут они своей счастливой жизнью - растут и постоянно увеличивают свое небесное сияние, чтобы освещать других, а другие в ответ освещали их. Иногда они встречаются и звезды уже складываются в удивительные по красоте созвездия, иногда разбегаются в разные стороны, потом снова показываются на небе вместе, а когда их продолжительный звездный путь подходит к завершению, угасают.

Среди других звезд росла и еще одна яркая особенная Звездочка. Очень многим звездам-юношам она нравилась и они часто заглядывались на нее, но, к сожалению, признаться в этом и предложить сложиться в созвездие так пока и не решались. И плыла наша яркая, молодая, сияющая, свободная и немного грустная Звезда по небу одна. Но вот однажды на пути этой Звезды появилась целая Комета. Она мчалась навстречу, и хвост шлейфом тянулся за ней, рассыпаясь вихрями необыкновенных огненных брызг. Звезда увидела, что это самодостаточное небесное тело - симпатичный молодой человек. Они жадно всматривались друг дружке в глаза ощущая сильную взаимную симпатию и улыбались как будто были знакомые всю жизнь. Ощутив сильное эмоциональное притяжение они тут же вместе осознали, что не должны больше никогда расставаться. И неважно, что Звезде было очень тяжело двигаться за быстрым движением Кометы - она все равно вплеталась в светящийся шлейф и мчалась по небу, чувствуя себя самой счастливой во всей вселенной. Бывало, что Комета улетала по важным делам, а Звезда в это время ждала своего спутника терпеливо и предано. Тем временем, подружки нашей Звезды стали замечать, что свет у нее стал не таким ярким как раньше. Это происходило из-за того, что слишком уж она часто летала в огненном хвосте любимого, и ее солнечные искры растворялись в жарком пламени его шлейфа.

Проходило время и случалось, что Комета все больше покидала нашу Звезду, оставляя ее совсем одну. Всё продолжительнее и неприятнее становились эти разлуки, а встречи наоборот - все короче. Звезде становилось очень грустно от этого. И когда-то ее ослепительный свет сейчас почти совсем погас. А в одну неблагоприятную ночь Комета не вернулась к нашей Звезде совсем. От этого ей стало еще во много раз хуже и она впервые заплакала, заплакала холодными небесными слезами одиночества и обиды, роняя их на несущиеся по небесной глади облака, а те в свою очередь от этого засветились непонятным облачным светом. И совсем неожиданно каждое маленькое и большое облачко синхронно заиграло перламутровыми таинственными красками, а через несколько секунд все вокруг и вовсе осветилось нежным и теплым светом. Звезда от неожиданности подняла свои заплаканные, но все такие же прекрасные глаза и увидела, как к ней движется красивый молодой Месяц. Он тихо и очень крепко обнял нашу Звезду, вытер с ее ласкового лица последние слезинки, заставил улыбнуться и позвал ее с собой в незабываемое межгалактическое путешествие. После этого они никогда не разлучались, даже на минутку. Так и плывут они вместе крепко держа друг друга за руки и радуя всех тех, кто им встречается на пути, необыкновенными по своей красоте цветовыми переливами и счастливыми улыбками влюбленных.

Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель, МБДОУ №385 «Сказка»
Описание материала: Данный материал предназначен для родителей, воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-психологов.
Цели: знакомство с понятием « сказкотерапия».
Задачи: Снизить уровень тревожности и агрессивности детей. Развить умение преодолевать трудности и страх. Развивать речь детей с помощью рассказывания, сочинения сказок, пересказывания. Выявить и поддержать творческие способности. Развить способности к коммуникации.
Когда мы читаем добрые сказки,
мы становимся добрее.
В наше время из СМИ мы получаем столько ненужной негативной информации. Газеты и журналы пестрят заголовками рекламы, которую навязчиво нам предлагают. По телевидению показывают различные техногенные, социальные, природные катастрофы, а именно: убийства, теракты, войны, бунты, аварии. Магазины и интернет переполнены жестокими комьютерными играми, некачественными и даже, я бы сказала, непонятными для моего сознания, игрушками: трансформерами, монстрами, стрелялками, куклами из зарубежных мультфильмов. И всё чаще дети приносят их в детский сад, «заражая» других. Родители вместе с детьми смотрят фильмы-боевики со сценами насилия, где главные герои бандиты, воры, убийцы, не осознавая того, как всё это отрицательно сказывается на детской, ещё толком не сложившейся, психике.
Уважаемые, родители, если вы хотите, чтобы ваши дети выросли добрыми, заботливыми, уверенными в завтрашнем дне, необходимо, в первую очередь, воспитать у себя и окружающих нас людей жизнерадостное отношение к миру, духовно-нравственные качества. В мире столько хорошего, полезного и прекрасного. Найдите время, понаблюдайте за звёздным небом, как тает снег, как набухают почки, как распускаются первые цветочки, послушайте как весело щебечут птицы, как движутся облака на небе, на что они похожи, как всходит и уходит за горизонт солнце и так далее. Давайте вспомним сказку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково»: « Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее- остановись!»
Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка. Когда мы говорим о сказкотерапии, мы подразумеваем лечение, которое направлено на повышение детской самооценки, путём снижения уровня тревожности и агрессивности. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и правильные пути их решения, то есть учим детей преодолевать трудности и страхи. Таким образом, сказочные события переносим в реальную жизнь.
У каждого ребёнка может быть своя сказка, направленная на ту или иную проблему, например, если ребёнок боится прививок можно сказать, что это не просто лекарство-защита, а волшебный эликсир, дающая жизненную силу и энергию и связать это всё со сказкой, придумать сказочный сюжет с героями. Другой пример, моя дочь ужасно боялась пауков, я предложила ей самой сочинить сказку. По-началу ей было очень сложно. Тогда попросила нарисовать несколько насекомых. К моему удивлению, все как на подбор были смешными, в нарядных одеждах: на голове были шляпки, на лапках туфельки, хотя нет, одного она изобразила грустным, объяснив тем, что мама-паучиха потеряла своего любимого паучонка. Через некоторое время навязчивый страх к паукообразным исчез. Не раз, когда гостили у бабушки, приходилось слышать « Ой, какой хорошенький, мааалюсенький!» (хотя красивого и приятного в нём было мало, но я старалась своё отвращение ей не показывать) Возможен и такой вариант, когда взрослый начинает, а ребёнок продолжает.
Многие педагог-психологи рекомендуют приёмы релаксации. Я очень часто использую их в своей работе. После прочитанного основного текста, после его обсуждения детям предлагаю удобно лечь на ковёр и закрыть глаза. Данная техника помогает детям расслабиться, учит сбрасывать с себя лишнюю негативную информацию, о которой я говорила, ранее. Но читать их нужно тихо, спокойно, медленно, с небольшими паузами.
Очень хорошие приёмы релаксации для детей дошкольного возраста у педагога Татьяны Анатольевны Куликовской. Некоторые из них я опубликую здесь для того, чтобы родители имели представление как работать с готовым текстом. В её работе представлены небольшие по объёму тексты, основной сюжет которых составили предметы и явления окружающего нас мира. (обратите внимание, что все неодушевлённые предметы написаны с большой буквы, это значит, что автор, вложил в них, определённые человеческие качества.) Вот варианты из них:
Как на берёзках появились чёрные полоски
На стволе берёзки-
Чёрные полоски.
Может чёрным угольком
Кто-то чертит их тайком?
Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстрее рос и становился самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных полосок.
Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался.
Хорошо Барсучонку, и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.
Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски. Но они от этого ещё краше стали.
А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.

Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?
Почему Лисе нравились берёзки с чёрными полосками?
Как он чёрные полоски помогли Барсучонку?
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое, нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку за её подарок. Ты спокоен и счастлив.

(Т.А Куликовская)
После сна, во второй половине дня, мы с детьми старшей группы снова возвращались к этой сказке, только уже воспроизводили её на бумаге. Готовые рисунки дети уносили домой, пересказывали родителям содержание сказки.

Горка
Дети горкой снег сложили,
А потом водой залили.
И на радость детворе
Вышла горка во дворе.
Рано утром Петя вышел во двор. Кругом лежал белый снег. Хорошо было бы из него слепить что-нибудь! Но Снежную Бабу лепили вчера. Вот она стоит, слегка наклонив голову в старом ведре. Снежную крепость тоже уже сделали. Она служит надёжной защитой от снежков. А вот Горки нет.
Стал Петя снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Высокая горка получилась. Только пора Пете было домой возвращаться. Оставил он Горку и ушёл.
Тут Маша из школы вернулась. Решила погулять немного. Увидела Горку: «Хорошая Горка, большая, только ступенек не хватает». Взяла Маша лопатку и сделала ровные ступенечки. А потом пошла домой. Уроки надо ещё выучить.
Дима пришёл из детского сада и залюбовался Горкой: « Замечательная Горка, только водой её надо залить!». Взял он леечку с водой и полил Горку.
Быстро застыла Горка. Огляделась вокруг. Вот Качели стоят рядом с Песочницей. Вот Фонарь ждёт вечера, чтобы вспыхнуть своим тёплым светом. Вот Снежная Баба озорно поглядывает глазами-угольками. Понравился ей двор. Хорошее место.
Скоро и Петя с Машей появились. Взяли дети картонки да ледянки, стали с горки кататься. То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело!
Через некоторое время пришёл Никита. Он нёс тяжёлый снегокат. Горка испугалась « Сейчас я развалюсь. Недолго я простояла во дворе!»
Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался Никита на Горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: « Ишь, ты какой, сам ничего не сделал, а сломать норовишь!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься».
А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами её сделали!
Примерные вопросы для обсуждения:
Почему Петя решил слепить Горку?
Зачем Маша сделала ступеньки?
Для чего Дима полил Горку водой?
Почему Горке понравился двор?
Отчего Горке было весело?
Зачем Горка сбросила Никиту?
Почему Горка для детей была самой лучшей?

Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе тёплый зимний день. Снег легка растаял и хорошо лепится. У тебя на руках тёплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить всё что захочешь. Вот Горка, вот снеговик, вот снежная крепость. А тебе хочется лепить домик. Ты лепишь стены, крышу, дверь, ступеньки. Входишь в домик и включаешь волшебный фонарик. Фонарик светит мягким ровным светом. В домике становится тепло и уютно. Появляются пушистый коврик, столик, диванчик. Ты садишься на диванчик. Тебе хочется отдохнуть. Ты отдыхаешь.
(Т.А.Куликовская)

Так что же такое сказкотерапия?
Это восприятие и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки.
Надеюсь, что эта статья поможет вам, уважаемые родители и педагоги, справляться со стрессами ваших детей.
Счастья, мира и добра Вам!

Статья для родителей детского сада "Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста".

Статья для родителей детского сада"Значение сказкотерапии терапии для детей дошкольного возраста".
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детского сада, педагогам - психологам.
Пояснительная записка:
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Цели и задачи сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн.


В народе говорят: « Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок!»
Эта прописная истина каждому человеку с детства.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.


Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными.
Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?


Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным.
А прекрасное, конечно же, это - сказка.
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.


Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой.
Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку.
Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата.
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).
Сказки закаляют характер.
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке.
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?
- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
Рекомендация для родителей, как строится работа со сказкой.
1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение. Обсуждая сказку ваш ребенок должен быть, уверен, что он может высказывать любое свое мнение, что он ни говорит, что не скажет, не должно подвергаться осуждению.
2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Проиграйте сказку с ребенком в ролях.
Ребенок обязательно выберет для себя "исцеляющую" роль.
И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Что же дадут такие методы, каков будет результат?
Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, чтобы не случилось.
Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что вочтобы то не стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь трудности", и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь
ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать
окружающее.
Джанни Родари.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Автор: Ошева Ирина Ивановна
педагог - психолог
ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка"

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок". Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации. Будет полезно для педагогов групп раннего возраста, педагогов - психологов и родителей.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Цели и задачи:
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и восприятие.
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза, цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке? Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко - не золотое, а простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета гребешок? (красного).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята пищат? (пи-пи-пи)
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят (показ руками).

Выполняем упражнение:
1) по скамеечке пройти,
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки
Съели толстого жука, (развести руки в стороны)
Дождевого червяка,
Выпили водицы (наклоны туловища вперед)
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (грозим пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите, (имитируют движения)
Зернышки ищите.
5. Ритуал прощания.
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки!
Все вы постарались, детки!
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!



 

Возможно, будет полезно почитать: