Выплаты госслужащим при сокращении. Процедура сокращения должностей гражданской службы Судебная практика по сокращению государственных служащих

Закона N 79-ФЗ особо отмечено, что при сокращении штата государственных служащих в течение двухмесячного срока после уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, порядок которой указан в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. Гражданским служащим, подлежащим увольнению в связи с сокращением штата, необходимо помнить, что ряд должностей государственной гражданской службы замещается на основе конкурса, порядок проведения которого утвержден Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Особенности сокращения гражданских служащих

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями.

Внимание

Давайте подробнее рассмотрим, какими именно. Предупреждение об увольнении госслужащих Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца.

Важно

На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году

Повышение квалификации и переподготовка В отношении федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти РФ в связи с сокращением штата, действуют нормы права, отличные от установленных ТК РФ.
В частности, предусмотрено не просто предложение для замещения должностей гражданской службы, но и направление лиц, подлежащих сокращению, на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

1 ст.

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Рассмотрим порядок сокращения и какие гарантированы выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году.
Сокращение госслужащих Обязательные условия и гарантии, которые должны быть предоставлены при сокращении госслужащих, определены Законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно.

Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.
Если сокращаются одинаковые позиции, то наниматель также должен учесть преимущественное право на оставлении на службе тех, кто такое право имеет.

Выплаты при увольнении госслужащего (куревина л.в.)

Также необходимо помнить,что если увольнение государственного служащего по его инициативе происходит без отработки (2 месяца), то при увольнении ему выплачивается компенсация 6-ти месячного денежного содержания.Порядок расчета компенсации Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

Сокращение государственных служащих

Если сокращение происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера или на территории, приравненной по своему статусу к нему, то платежей после сокращения предусмотрено больше.

Для получения более значимой материальной поддержки служащему нужно обратиться в орган службы занятости (в течение одного месяца после увольнения).

Если этот орган не сможет трудоустроить сокращённого служащего, то он имеет право получить дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Для этого нужно получить решение органа службы занятости.

An error occurred.

Также сотрудник гарантированно получит заработную плату, предусмотренную трудовым договором за выполнение трудовых обязанностей в момент отработки двух месяцев. Работник государственной службы имеет право в любой момент отказаться от продолжения выполнения обязанностей в период отработки двух месяцев, даже если изначально выявил согласие.
Сокращение довольно распространенная проблема нынешнего времени, такая ситуация может возникнуть в случае реорганизации, ликвидации, слияния, разъединения и прочих структурных изменений.

Поэтому не стоит думать, что такая возможность маловероятна, ведь зачастую об предстоящих изменениях сообщают в положенный срок, для избегания возможного массового увольнения и финансового кризиса на организации.

Видео: Важная тема.
Предложение о «переводе» В любом случае при сокращении наниматель обязан предлагать всем сокращаемым свободные должности с учётом:

  • их специальности, уровня квалификации, стажа, направления подготовки;
  • их группы и категории должности.

Если свободных должностей нет, то наниматель может предложить свободные должности и в других структурах. Если же служащий не желает занимать предложенные вакансии, он увольняется. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ. В день увольнения служащий должен не забыть сдать своё служебное удостоверение. Выплаты при сокращении Служащему в случае прекращения служебных отношений и расторжения контракта в связи с сокращением выплачивается компенсация. Её размер равняется четырёхмесячному денежному содержанию. Выходное пособие при сокращении не выплачивается.

79 ap выплаты при сокращении госслужащих

Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 30.06.2016 N 224-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

79 фз выплаты при сокращении госслужащих

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих.

Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ. Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность. В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч.

Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.


84.1, ст. 140 ТК РФ): 1. Заработную плату за время, фактически отработанное в месяце увольнения. 2.

Компенсацию за все неиспользованные отпуска (если таковые имеются).

Так, ст. 127 ТК РФ предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Это правило действует независимо от оснований прекращения трудового договора.

Заметим, что при увольнении работника в связи с сокращением штата до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, удержание за неотработанные дни отпуска не производится (часть вторая ст.

Процедуры сокращения персонала и выплаты пособия

Дабы эта малоприятная процедура прошла наиболее безболезненно для обеих сторон, работодателю следует строго придерживаться требований законодательства. Итак, в случае принятия решения о реорганизации (ликвидации), перепрофилировании предприятия или об изменениях в организации труда прежде всего следует издать приказ (распоряжение) о сокращении штата, обосновав его необходимость.

Обращаясь в суд, незаконно уволенный работник подает исковое заявление. Увольнение увольнению рознь, поскольку все зависит от ситуации.

С точки зрения доказательности причин увольнение работника за прогул является достаточно сложной процедурой. Разберемся с этим вопросом подробнее.

К сожалению, сокращение штата – явление не редкое. О том, как оформить финансовую помощь на период поиска новой работы после увольнения, на какую сумму помощи рассчитывать и какие обязанности при этом у получателя помощи имеются – рассказывает Prostoblog.com.ua В последнее время вновь участились случаи увольнения работников в связи с сокращением штата предприятия.

Выплата выходного пособия

При этом, основной причиной для такого расторжения, как правило, служит инициатива работодателя, а также причины, за которые ни одна из сторон трудового договора не может отвечать.

При этом, важным нюансом является причина расторжения трудового договора. Если это дисциплинарный проступок сотрудника, нарушение им трудовой дисциплины, совершенная кража, хищение или должностной подлог, то такому «специалисту» выходное пособие не выплачивается ни в коем случае. Следует по закону, в день увольнения сотрудника с работы, выплатить ему выходное пособие, а также провести с ним все взаиморасчеты.

Какой порядок увольнения по сокращению штата?

е. последняя не сокращается), некоторые из них находятся в преимущественном положении. В соответствии со ст.

179 ТК РФ на оставление на работе в первую очередь, когда речь заходит об увольнении по сокращению штата. могут претендовать следующие категории работающих: обладающие высокой производительностью труда и квалификацией; имеющие на своем иждивении 2 и более человек (при равных показателях производительности труда и квалификации в сравнении с другими работниками); в семье которых нет иных трудоспособных членов, имеющих постоянный заработок; получившие за время работы у конкретного работодателя профессиональное заболевание или увечье; являющиеся инвалидами ВОВ или других боевых действий; проходящие обучение для повышения квалификации по направлению работодателя без отрыва от производства. На сохранение за собой рабочего места при увольнении по сокращению вправе рассчитывать и другие категории работников, перечень которых устанавливается коллективным договором.

Досрочный выход на пенсию при сокращении Увольнение по сокращению тех работников, которым осталось менее 2 лет до пенсии, может являться для них основанием для досрочного выхода на таковую.

Увольнение госслужащего по сокращению штата

№ 25-П.

Основания для увольнения госслужащего перечислены в части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ. Так, государственный служащий может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе (п. 8.2 ч.

1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

При этом факт сокращения должностей нужно подтвердить приказом и штатным расписанием.

Все об оформлении трудовых отношений – в статьях журналов «Учет в бюджетных учреждениях» и «Зарплата в бюджетном учреждении».

Выплаты госслужащим при сокращении

Приказ об изменении в организации труда и сокращении штата с соответствующим экономическим обоснованием должен быть издан руководством не позднее, чем за 2 месяца до предполагаемого сокращения. Этим же приказом вносятся изменения в штатное расписание.

Особенности сокращения гражданских служащих

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно Правилами.

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ.

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

«О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации». «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой». «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Здравствуйте! Работаю госслужащим. Мою должность хотят сократить. Каков порядок сокращения? Компенсация при сокращении мне будет выплачена единовременно или по частям?

  • Вопрос: №2468 от: 2016-02-15.

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (далее - ФЗ «О государственной гражданской службе») о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе».

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока (2 месяца), выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Согласно ст. 38 ФЗ «О государственной гражданской службе» при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

В силу ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п. 8.1 - 8.3 ч 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе», гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Таким образом, может быть уволен по сокращению, при наличии его заблаговременного уведомления о сокращении и предоставлении ему перечня вакантных должностей, при этом закон подразумевает предоставление всех возможных вакантных должностей. Помимо этого государственному гражданскому служащему выплачивается единовременная компенсация при сокращении.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Увольнение госслужащих имеет свои нюансы и очень важно соблюдать все требования закона. В частности, стоит поговорить о том, как следует увольнять служащих в связи с намечающимся сокращением штата.

Увольнение госслужащего: общие правила

Все отношения, которые возникают в результате государственной службы, урегулированы специальным законом - ФЗ №79 от 27.07.2004 года (Далее в тексте - Закон). Если какие-либо моменты не урегулированы Законом, то применяются требования трудового законодательства. К такому выводу пришел уполномоченный Конституционный Суд РФ в ноябре 2011 года, описав его в своем постановлении. Для расторжения заключенного служебного контракта с сотрудником (в соответствии с инициативой работодателя) необходимо соблюдение оснований, исчерпывающий список которых указан в статье 37 Закона. В данной статье, среди других, указано такое основание для увольнения, как процесс сокращения штата. Для соблюдения всех требований необходимо подтвердить факт сокращения штатов специальным приказом, а так же штатным расписанием.

Госслужащий должен быть уведомлен о том, что он будет уволен не позже чем за 2 месяца до дня увольнения. Более того, уведомление сотрудника должно производиться в письменной форме (требование 31 статьи Закона). Кроме сотрудников, которые будут уволены, необходимо уведомить о намечающемся сокращении штатов профсоюзный орган учреждения. Профсоюзный орган так же уведомляется за два месяца до запланированных увольнений. Срок может быть нарушен и сотрудник будет уволен раньше, чем через два месяца, но это возможно только с его письменного согласия.

Данный двухмесячный срок отведен для того, чтобы предложить государственному служащему имеющиеся свободные должности в области госслужбы. Однако стоит учесть:

  1. группу и категорию замещаемой им должности;
  2. профессиональное образование;
  3. уровень квалификации служащего;
  4. стаж работы на занимаемой государственной должности или работы по специальности.
Если в аналогичных госорганах нет вакантных мест, то сотруднику могут предложить работы в государственных органах другого вида. Если сотрудник отказывается работать на предлагаемом месте, со служебный контракт разрывается. В день, когда сотрудник считается уволенным, он обязан сдать свое служебное удостоверение.

Нюансы увольнения госслужащих в связи с сокращением

В процессе сокращения штатов по каждому сотруднику проводится оценка:
  1. уровня квалификации;
  2. уровня профессионального образования;
  3. стажа на госдолжности, работы по специальности, а так же по направлению подготовки;
  4. результаты служебной профессиональной деятельности.
Естественно, чем больше опыт работы, чем выше уровень образования, тем больше шансов сотруднику остаться на своем рабочем месте в преддверии процесса сокращения штатов. Однако, сравниваются кандидаты, которые служат на одном рабочем месте, занимают аналогичные должности, для того, чтобы кандидаты сравнивались при прочих равных условиях. Стоит быть очень внимательным, справедливым и ответственным при принятии решения об увольнении в связи с сокращением штатов, так как такое решение может проверить суд.

Есть особые нюансы при увольнении женщин в связи с сокращением, имеющих детей. Это связано с распространяющимися на них гарантиями. перечисленными в Трудовом кодексе РФ. Работодатель не может индивидуально принять решение об увольнении:

  1. женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
  2. одиноких матерей, ухаживающих за ребенком-инвалидом младше 18 лет;
  3. одиноких матерей, имеющих чадо младше 14 лет.
Так же госорган не может уволить сотрудника, если он в данный момент является временно нетрудоспособным. Так же невозможно уволить служащего, в связи с его:
  1. увечьем;
  2. некоторыми профессиональными заболеваниями;
  3. иными повреждениями здоровья, которые связаны с выполнением служебных обязанностей.
Так же Закон гласит, что длительность болезни не имеет отношение к принятию решения об увольнении.

Увольнение госслужащих по сокращению: выплата компенсации

При увольнении госслужащего при сокращении они получают:
  1. денежное вознаграждение за отработанное время;
  2. компенсация за неиспользованные дни отпуска в связи с увольнением;
  3. компенсацию, которая равна четырем месячным денежным содержаниям.
Не стоит забывать, что в Трудовом законодательстве есть нормы, регулирующие выходные пособия для работников вне сферы государственной службы. Такие пособия не выплачиваются госслужащим, так как на них распространяются нормы Закона


Каждому сотруднику очень приятно получать надбавки к зарплате, поощрительные выплаты и премии. Некоторые из них даются всем сотрудникам в преддверии каких-то государственных или...


Руководителям государственных, или как их еще величают муниципальных, учреждений могут самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета. Среди таких видов:...


Сразу стоит отметить, что совместитель не может работать так же как и на основном месте работы, то есть на полную ставку. Именно поэтому многие бухгалтера задаются вопросом как...


Довольно часто на предприятие возникает ситуация, когда в отношении одного из сотрудников поступает исполнительный лист, требующий уплату алиментов в пользу несовершеннолетнего...



 

Возможно, будет полезно почитать: