Что понимается под источниками гражданского права. Акты федеральных органов исполнительной власти

Состоящее главным образом из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , регулирующих гражданские правоотношения (п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса);

3) иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, - Указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 Гражданского кодекса); постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 Гражданского кодекса); нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. ЗГК);

4) обычаи делового оборота (ст. 5 Гражданского кодекса).

Не являются источниками гражданского права постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии со ст. 126 и 127 Конституции обе эти высшие судебные инстанции вправе лишь давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Гражданское законодательство Российской Федерации

Гражданское законодательство Российской Федерации главным образом состоит из Конституции , ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , регулирующих гражданские правоотношения (п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса). При этом нормы гражданского права , содержащиеся в других законах, должны соответствовать нормам ГК. В свою очередь, аналогичные нормы подзаконных актов не должны противоречить как нормам ГК и другим законам, так и актам органов исполнительной власти . Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ, является фундаментом гражданского законодательства. Порядок применения статей Конституции в судебной практике закреплен в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия ». Нормативные правовые акты Российской Федерации представляют собой акты, имеющие обязательную силу и рассчитанные на неоднократное применение, принятые управомоченными государственными органами , выражающие властные веления, порождающие правовые последствия, создающие юридическое состояние и направленные на регулирование общественных отношений. В зависимости от вида субъекта нормотворчества, нормативные правовые акты классифицируются на законодательные и подзаконные. При этом для нормативных правовых актов важен принцип иерархии, выражающийся в том, что нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и акту вышестоящего органа.

Гражданское законодательство подразделяется на федеральные конституционные и федеральные законы, центральное место среди которых занимает отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт - Гражданский кодекс Российской Федерации. Приоритет норм ГК выражается в том, что нормы гражданского права , содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (абз. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других , правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные и федеральные законы, которые опубликованы в официальных источниках (на сегодняшний день такими источниками являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации).

Акты гражданского законодательства действуют на всей территории Российской Федерации, т. е. на территории подведомственной принявшему их органу. Тем самым реализуется действие гражданского законодательства в пространстве. Однако из этого правила есть исключения: 1) в силу указания закона территориальные границы действия акта гражданского законодательства или действия его отдельных норм могут быть ограничены; 2) при регулировании правоотношений международного характера законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны.

Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что его акты распространяются на всех , находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права . Кроме того, на некоторых субъектов гражданского права , в частности на граждан других государств и иностранных юридических лиц , находящихся на территории Российской Федерации, наряду с гражданским законодательством России может распространятся и законодательство государств, подданными которых они являются.

Действие гражданского законодательства во времени по общему правилу, закрепленному в ст. 4 Гражданского кодекса, состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие. Исключением из этого правила являются прямо предусмотренные законом случаи, когда действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие (абз. 2 п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса). Так, например, обратную силу имеет действие ст. 234 Гражданского кодекса (приобретательная давность), которое распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжалось в момент введения в действие части первой ГК.

Применение гражданского законодательства по аналогии. Как бы ни развивалось законодательство, в нем неизбежны пробелы. Под словом «пробел» понимается упущение, недостаток. При этом упущение характеризуется как неисполнение должного, недосмотр, ошибка по небрежности, а недостаток - как несовершенство, изъян, погрешность или неполное количество чего-либо. Однако некоторые правоведы выделяют в праве такую категорию, как «преднамеренные» пробелы, существующие, например, там, где законодатель сознательно оставлял вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его решение на усмотрение правоприменительных органов. Как известно, пробел существует в двух видах - в виде полного отсутствия какого-либо регулирования возникших правоотношений и в виде неполноты имеющегося регулирования, т. е. образуется там, где имеет место радикальная противоречивость норм одинаковой силы, когда одна из них «уничтожает» другую. Эти пробелы восполняются путем применения к общественным отношениям аналогии закона и аналогии права.

Так, согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодексааналогия закона применяется, если: а) возникшие отношения по характеру являются гражданско-правовыми (п. 1, 2 ст. 2 Гражданского кодекса); б) отсутствует закон, иной нормативный акт, прямо регулирующий эти отношения, а также договор , положения которого позволяют урегулировать ситуацию, и, если спор возник в области , то учитывается также отсутствие такого источника права, как обычай делового оборота; в) имеется закон, регулирующий сходные отношения; г) применение такого закона не противоречит существу спорных правоотношений. При невозможности использовать аналогию закона применяется аналогия права: права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал, принципов и смысла гражданского законодательства, регулирующих сходные отношения, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные акты, содержащие нормы гражданского права

Согласно ст. 3 Гражданского кодекса под иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы гражданского права , прежде всего следует понимать подзаконные акты, включающие Указы Президента РФ ; постановления Правительства РФ ; нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти . Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента России (ст. 80-90 Конституции), при этом они не должны противоречить ГК и другим федеральным законам . В свою очередь, постановления Правительства РФ принимаются на основе закона и для его детальной конкретизации в регулировании конкретных правоотношений . Указанные постановления также не должны противоречить ГК, другим федеральным законам и Указам Президента РФ. Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти , содержащие нормы гражданского права , могут издаваться только в случаях и в пределах допускаемых ГК, другими законами и нормативными правовыми актами. Согласно норме п. 9. Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти » нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Также к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы гражданского права , относятся акты органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления . Компетенция этих органов определяется в соответствии с действующим законодательством о территориальном управлении и местном самоуправлении . Их решения обязательны для всех субъектов гражданских правоотношений , находящихся на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Наряду с национальными (внутренними) законами и иными правовыми актами служат общепризнанные принципы и нормы международного права , такие, например, как свобода торговли, мореплавания и др., а также международные договоры Российской Федерации, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции и ст. 7 Гражданского кодекса составной частью правовой системы России. Эти принципы и нормы содержатся в Уставе ООН , декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда . Под международными договорами понимаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом. Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т. д. Международные договоры, подписанные (ратифицированные) Российской Федерацией, как правило, публикуются в Собрании законодательства РФ, «Российской газете», Бюллетене международных договоров. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством , непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание внутри-российского акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса).

Обычай делового оборота. Роль судебной и арбитражной практики в гражданских правоотношениях

Обычай делового оборота. Рассмотренные три вида источников гражданского права регулируют любые гражданские правоотношения . Что же касается четвертого вида - обычая делового оборота - то он применяется лишь в области предпринимательской деятельности . В соответствии с п. 1 ст. 5 Гражданского кодексаобычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору . Обычаи всегда принимались во внимание в правовом регулировании гражданских отношений. В частности, в ст. 168 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. предусматривалось, что обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Действующий ГК сохранил указанный принцип, но ввел в регулирование вопроса об обычаях ряд новелл. Прежде всего, он выделил в самом Кодексе из всех обычаев («обычно предъявляемых требований») обычаи делового оборота, рассчитанные исключительно на предпринимательские отношения.

В ст. 5 Гражданского кодекса приводится определение, содержащее основные признаки обычая делового оборота. Из сопоставления ст. 5 и 6 Гражданского кодекса следует, что суд или другой правоприменительный орган не только может, но и обязан при обнаружении в правовом акте пробела, который не восполняется договором, применить обычай делового оборота. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщив соответствующую практику, в своем совместном постановлении от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дали на этот счет следующее разъяснение: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 Гражданского кодекса может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т. е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т. п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т. п.).

Следует подчеркнуть, что в связи с формированием свободного рынка товаров, работ и услуг роль обычая делового оборота как источника регулирования предпринимательской деятельности возросла. Правовое значение обычаев делового оборота состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных актов и договора. В этой связи п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса предусматривает, что обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются.

Один из видов обычаев делового оборота выделен в самом ГК. Имеется в виду норма ст. 427 Гражданского кодекса, которая допускает возможность использования примерных условий, разработанных одним из контрагентов. Эта норма предусматривает, что примерные условия рассматриваются как договорные условия в случаях, когда в самом договоре содержится отсылка к ним. Если же такая отсылка отсутствует, примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота. Для этого необходимо, чтобы подобные условия отвечали требованиям, которые предъявляются в ст. 5 Гражданского кодекса (имеется в виду прежде всего то, что они не противоречат обязательным для сторон положениям законодательства или заключенному сторонами договору), а также в п. 5 ст. 421 Гражданского кодекса (они не противоречат любым применяемым к таким отношениям сторон нормам законодательства, включая диспозитивные).

Обычай следует отличать от обыкновений и практики взаимоотношений сторон в договорных обязательствах («заведенного порядка»). Обыкновения - это также общепризнанные обычаи. Они могут быть даже систематизированными и опубликованными, например, Правила толкования международных торговых терминов «Инкотермс» и Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов . Однако подобного рода правила становятся обязательными для контрагентов только в случае прямой ссылки на них в договоре. Сходным образом и практика взаимоотношений сторон служит лишь подразумеваемым сторонами условием конкретного договора. Возможность использования в предпринимательской деятельности как обычаев делового оборота, так и обыкновений и практики взаимоотношений сторон допускается, наряду со ст. 5 Гражданского кодекса, статьями 6, 221, 309, 421 и 431 Гражданского кодекса, а также ст. 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., действующей для России с 1 сентября 1991 г.

Обычаи делового оборота широко применяются во внешнеторговом обороте. Это объясняется в значительной мере тем, что прямые отсылки к ним содержатся в актах, регулирующих порядок разрешения внешнеторговых споров, а также в некоторых международных актах. Так, ст. 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и установленной практикой отношений. Не ограничиваясь этим, Конвенция устанавливает: «При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли». Нетрудно заметить различие этой международной нормы и ст. 5 Гражданского кодекса. Имеется в виду как понимание самой сути обычая, так и возможность его применения при отсутствии прямой отсылки к нему в договоре. Основное различие состоит в том, что обычаем делового оборота руководствуются независимо от того, применялся ли он сторонами в их практике и был ли вообще известен сторонам. Указанное обстоятельство позволяет отметить близость обычаев делового оборота к диапозитивным нормам, с той, однако, разницей, что диспозитивные нормы все же пользуются приоритетом (п. 5 ст. 421 Гражданского кодекса).

Роль судебной и арбитражной практики в гражданских правоотношениях . Ранее было сказано, что судебная и арбитражная практика не является . Однако роль постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в регулировании гражданских правоотношений достаточно велика, так как они представляют собой юридически значимые документы, соответствующие принципам права и действующему законодательству. Решения судов и арбитражей по гражданским делам обязательны для исполнения лицами, в отношении которых они вынесены. Постановления судебных пленумов обязательны для соответствующих органов суда и арбитражного суда.

    Особенности и виды источников гражданского права РФ
    Понятие и система гражданского законодательства РФ
    Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
1. Особенности и виды источников ГП РФ.

Понятие и виды источников гражданского права
Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли (Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб, 2001. - С.188.).
Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.
Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
К источникам гражданского права относятся:
конституция РФ; законы; иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота; нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.
В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники права - закон и иные нормативно-правовые акты. Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.
Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.
Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.
Конституция РФ
Конституция РФ была принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36 и др. Конституции РФ), равенство всех форм (ст. 35), право на судебную защиту нарушенных прав; закрепляющие гражданское законодательство в ведении РФ (ст. 71).
Это закон, имеющий высшую силу и верховенство на территории всей РФ. Это означает, что законы и иные нормативные акты, не соответствующие Конституции, не имеют юридической силы, не должны применяться. Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.
Законы
Законы - это нормативно-правовые акты, принятые государственными органами представительной власти с соблюдением установленной процедуры. Здесь можно выделить следующие группы:

    Гражданский кодекс РФ. Он занимает центральное место в системе гражданского законодательства и представляет собой отраслевой кодифицированный нормативный акт. Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Первая часть, которая регулирует общие положения гражданского права, право собственности и общую часть обязательственного права, введена в действие с 1 января 1996 года. Вторая часть Гражданского кодекса, регулирующая отдельные виды обязательств, введена в действие с 1 марта 1996 года. Третья часть, которая регулирует наследственное и международное частное право, введена в действие с 1 марта 2002 года. Четвертая часть ГК РФ, регулирующая право интеллектуальной собственности, вводится в действие с 1 января 2008 года. Гражданский кодекс, являясь по своей правовой природе также федеральным законом, имеет по отношению к остальному законодательству приоритетное значение, т.е. нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям, закрепленным Кодексом.
    Федеральные конституционные законы. Они принимаются по прямому указанию в Конституции на необходимость их принятия.
    Законы РФ (федеральные законы). Принимаются они по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.
Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.
Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.
Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.
Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:
    не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации
    не противоречат нормативным актам Российской Федерации.
Указы Президента РФ
Указы издаются Президентом по вопросам, входящим в круг его полномочий (ст. 83-89 Конституции). Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней.
Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) - в этом случае они не являются источниками права.
Постановления Правительства РФ
Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента. В случае их противоречия вышеуказанным нормативным актам, они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции). Вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования.
Акты федеральных органов исполнительной власти
Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). Издаваться они могут в случаях и в пределах, установленных законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Однако, следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормы международного права
Особо в качестве источников гражданского права Гражданский кодекс выделяет нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.).
Нормы международных документов обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа.
Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются национальным законодательством страны-участницы (ч. 1 ст. 6). В соответствии с данной конвенцией в России был принят национальный закон от 23 сентября 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).
Обычай делового оборота
Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 ч. 1 ГК РФ).
Особенностью данного источника права является его ненормативный характер: обычаи не принимаются государственными органами в установленном порядке, а складываются стихийно, в силу частого применения. Например, гражданское законодательство устанавливает обязанность банка-эмитента информировать исполняющий банк об открытии аккредитива и его условиях. В банковской практике сложилось правило, что такое извещение происходит путем направления копии заявления об открытии аккредитива.
В соответствии со ст. 6 ГК если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем, обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2. ст. 5 ГК РФ).
Он может нигде письменно не фиксироваться, т.е. существовать только в устной форме. Регулирует только отношения в сфере предпринимательской деятельности.

2. Система законодательства ГП РФ.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.
В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле .
Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.
Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».
Понятие «гражданское законодательство» используется также в широком смысле , охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему. При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
.
Исключительное ведение Российской Федерации в сфере гражданского законодательства исключает для субъектов Федерации возможность издавать в области гражданского права не только свои законы, но и свои иные нормативно-правовые акты. Этот очевидный вывод следует не только из существа исключительности компетенции Федерации в сфере гражданского законодательства, но и из прямых указаний Федерального закона (п.3-7 ст.3 ГК) относительно того, что положения этого законодательства могут развиваться и конкретизироваться лишь подзаконными правовыми актами федерального уровня.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
- обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).
- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3–6 ст. 3 ГК);
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимост-ных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.
Следует согласиться с мнением М. И. Брагинского о том, что ГК по отношению к любым другим федеральным законам занимает положение «первого среди равных» В этом смысле ГК иногда условно называют «экономической конституцией» Такое положение отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых изменений в ГК одновременно с принятием новых законов.
Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
Например, Закон Российской Федерации «О страховании», регулирует отношение в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых организаций между собой; Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями.
Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, имеют чрезвычайно важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Конституции, ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.
Те постановления Правительства Российской Федерации, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему гражданского законодательства. В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.
Нормативные акты федеральных министерств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.
Особо в качестве источников гражданского ГК выделяют нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ).
Российская Федерация является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Международные договоры РФ применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
К источникам гражданского законодательства можно отнести также деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности.
Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.
В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота , которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.
Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указан
и т.д.................

1. Понятие "источники права" впервые ввел более двух тысяч лет назад Тит Ливий в своей "Римской истории". Как самостоятельная научная проблема, вопрос об источниках права исследуется с XIX в. <*> В настоящее время в современной российской правовой науке термины "источники права" и "форма права" используются в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли <**>.

Истории классового общества известны три основных способа "возведения в закон" господствующими классами своей воли, придания ей общеобязательной силы. Это санкционирование государством некоторых обычаев, в поддержании и закреплении которых заинтересован господствующий класс; придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу; прямое установление государством предписания общего характера. Им соответствуют такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный акт.

С разделением административных и судебных форм деятельности государства стали различать административные и судебные прецеденты.

Кроме перечисленных, известны и другие формы права: международный договор, санкционированные государством нормативные акты негосударственных организаций. Юридическое значение в некоторых государствах придавалось и религиозным нормам. Любая норма права независимо от формы ее выражения действует в составе правовой системы.

Итак, источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.

2. Согласно Конституции РФ и ГК различают следующие источники отечественного гражданского права:

I. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 7 ГК).

Статья 15 Конституции не устанавливает приоритета "общепризнанных принципов и норм международного права" по отношению к противоречащим им нормам внутреннего права. Общепризнанные принципы и нормы международного права подлежат применению в Российской Федерации в порядке, установленном ч. 4 ст. 15 Конституции, при условии признания их компетентными органами государства.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что "суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора" <*>.

II. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы (ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ).

Конституция признается основным законом с высшей юридической силой в рамках государства. Конституция устанавливает главные принципы гражданского права и содержит нормы, относящиеся к основным институтам гражданского права, например, праву собственности (ст. ст. 8, 35, 36), праву занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 34), праву интеллектуальной собственности (ст. 44).

Конституции должны соответствовать федеральные конституционные законы и другие нормативные правовые акты. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, указанным Конституцией РФ.

III. Гражданское законодательство:

1) Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 3 ГК);

2) принятые в соответствии с ГК иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК).

IV. Иные акты, содержащие нормы гражданского права:

1) указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК);

2) постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК);

3) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права (п. 7 ст. 3 ГК).

V. Обычаи делового оборота (ст. 5 ГК).

VI. Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК).

VII. Локальные нормативные акты юридических лиц.

VIII. Действующие нормативные акты Российской Федерации, Союза ССР и РСФСР, изданные до введения в действие ГК (ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации").

В систему источников права, с нашей точки зрения, включаются также договоры (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК), судебная и арбитражная практика (подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК).

Договор - одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, самая распространенная разновидность сделок, соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. ст. 8, 154, 420 ГК). Особенно актуально его включение в систему источников гражданского права с учетом того, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК). Именно в этой форме выражается участие частных лиц (физических и юридических) в правотворчестве, которое является одним из признаков гражданского общества.

Следует обратить внимание на то, что принцип "договор - закон для двоих" порядком устарел. В п. 3 ст. 308 ГК установлено, что обязательства (возникающие, в нашем случае, из договора - п. 2 ст. 307, п. 3 ст. 420 ГК) в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, могут создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

До сих пор идет дискуссия о признании судебной и арбитражной практики источником права <*>. В понятие судебной и арбитражной практики (судебные прецеденты) входят решения и определения "низовых" судов общей компетенции и арбитражных судов, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Исключительное место в этой системе занимают акты Конституционного Суда РФ.

Следует особо подчеркнуть, что это система источников гражданского права, а не система гражданского законодательства. В ст. 71 Конституции РФ и ст. 3 ГК установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, т.е. субъекты Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы. Однако гражданское законодательство в силу объективных причин, в первую очередь, его предмета и абстрактного характера норм, не может и не должно охватить все гражданские правоотношения.

Полностью разделяя критическую оценку отдельных авторов гл. 1 ГК <*>, мы предлагаем искать решение проблемы в иной плоскости, а именно при выходе на уровень понятий более высокого порядка, каким и является понятие "источники права" по сравнению с их частным случаем.

Отношения и связи гражданско-правовых норм определяются не самими по себе нормами права, нормативными актами, а общественными отношениями, регулируемыми этими нормами. В связи с этим необходимо различать систему гражданского права и гражданского законодательства и, соответственно, их источники. Их "отождествление упрощает и вульгаризирует представления о праве и законе, но первое как явление и понятие богаче и шире второго... Система права служит основой для построения системы законодательства как его структурной формы" <*>.

Предлагаются и другие виды источников гражданского права <*>, но в ряде случаев сужение их перечня приводит к обеднению правового регулирования; отсутствует их система; авторы допускают в изложении непоследовательность и небрежность. Например, правовой обычай называется источником права и в то же время признание таковым иных, кроме нормативных актов, явлений определяется как опасное; в состав гражданского законодательства включаются иные правовые акты, имеющие подзаконный характер, и т.д. <**>

3. К общей характеристике всех перечисленных выше источников относятся их нормативность и системность.

Гражданское право, как и право в целом, состоит из норм, правил поведения общего характера. Не являются источниками права, в том числе гражданского, индивидуальные правовые акты, которые распространяют свое действие персонально на конкретного субъекта права в конкретной ситуации, рассчитаны на одноразовое применение и прекращают действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, решение органа исполнительной власти субъекта Федерации об изъятии у собственника земельного участка для государственных нужд).

Норма права устанавливается или санкционируется государством, имеет предоставительно-обязывающий характер. Нормы права обязательны для тех, кому они адресованы; применяются независимо от желания субъектов и, следовательно, носят универсальный характер. Реализация нормы права обеспечивается государством.

Увеличение объема регулируемых отношений, тенденция к повышению абстрактности правовых норм, процесс их специализации, усложнение законодательной техники с необходимостью ведут к системности норм права. Системность источников гражданского права включает в себя несколько моментов: принадлежность источника права к определенной ветви (отрасли) права; определение правовых форм; их иерархия.

Наряду с цивилистическими источниками права (например, ГК) действуют комплексные акты, т.е. содержащие нормы различных отраслей права (например, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), причем последние преобладают. Это отражает объективную тенденцию интеграции общественных отношений и их комплексного правового регулирования. Одновременно возникает ряд вопросов.

На практике встают серьезные проблемы в сфере решения конфликтов между актами, принадлежащими к различным ветвям (отраслям) права.

На сегодняшний день не только не разработаны критерии определения оптимальной формы источника права, в том числе гражданского, но и существуют пробелы в определении иерархии источников гражданского права по их юридической силе. В соответствии с конституционным принципом разделения властей гражданское право дает понятия и систему гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК). С большей или меньшей степенью определенности можно установить порядок применения и подчиненность источников с I по VI группы в нашей классификации. В остальных случаях устанавливающие это нормы либо носят частный характер, разобщены по правовым актам, либо отсутствуют вовсе. В связи с этим данный вопрос будет рассмотрен по видам источников гражданского права.

Перед тем как перейти к такому рассмотрению, общую характеристику системы источников гражданского права можно завершить выделением основных тенденций их развития. На наш взгляд, это:

их количественное и качественное расширение;

их унификация по различным формам права, а также на международном уровне;

взаимопроникновение и сочетание частно- и публично-правового регулирования;

расширение сферы действия диспозитивных норм;

ориентация императивных норм на защиту более слабой стороны правоотношения.

Понятие и виды источников гражданского права

Втеории права под термином «источник права» традицион­но понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, - писал русский цивилист Г. Ф. Шершеневич, - следует понимать фор­мы выражения положений права, которые имеют значение
обя­зательных средств ознакомления с действующим правом».

Таким образом, источник гражданского права - это
объекти­вированная форма выражения и закрепления содержания
граж­данско-правовых норм вовне.

Различают следующие источники гражданского права:

1) нормы международного права и международные договоры РФ
(ст. 7 ГК РФ);

2) Конституция РФ;

3) гражданское законодательство - ГК РФ ипринятые в со­ответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гра­жданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);

4) иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права - указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ
(п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);

5) обычаи (ст. 5 ГК РФ).

Все перечисленные источники гражданского права подпада­ют под классификацию романо-германской системы права, так как их можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи - источники ненормативного характера (обы­чаи).

Рассмотрим подробнее источники гражданского права.

Нормы международного права и международные договоры РФ. Россия - участник многих международных договоров, содержа­щих нормы гражданского права. Среди них особое практическое значение имеют международные соглашения об основных граж­данско-правовых договорах (купле-продаже, перевозке, финан­совой аренде, об авторских и патентных правах).

Положения этих международных соглашений подлежат при­менению к гражданско-правовым отношениям с участием ино­странных физических и юридических лиц, определяют их граж­данско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешне­экономических сделок российскими предпринимателями. Такие нормативные акты подлежат применению и к некоторым отно­шениям между российскими юридическими и физическими ли­цами, например, при международных перевозках, выполняемых отечественными перевозчиками.

Международные договоры имеют приоритет перед нацио­нальным законодательством в случае коллизии между ними. Однако следует подчеркнуть, что для применения некоторых международных договоров требуется издание внутригосударст­венного акта - имплементации. Примерами международных нормативных актов могут служить Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт об
эконо­мических, социальных и культурных правах и иные акты,
регу­лирующие, в частности, вексельное обращение, вопросы
интел­лектуальной собственности, финансовой аренды.

Конституция РФ. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя­ется на всей территории РФ непосредственно к регулированию гражданско-правовых отношений. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции.

Основополагающее значение для гражданско-правового регу­лирования имеют конституционные нормы, определяющие фор­мы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36), призна­ки правоспособности граждан
(ст. 17-25, 35, 44).

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Кон­ституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ.

Гражданское законодательство. Традиционно в учебной ли­тературе термином «гражданское законодательство» охватыва­лась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что граж­данское законодательство составляют ГК РФ и принятые всоот­ветствии с ним федеральные законы (п. 2 ст. 3).

При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правопримени­тельный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспо­собность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии
(п. 3 ст. 49 ГК РФ), воз­никает и прекращается в зависимости от срока действия лицен­зии, если иное не предусмотрено законом или иным норматив­ным актом.

Действующий ГК РФ состоит из четырех частей.

Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. Она со­стоит из трех разделов: первого, включающего разнообразные общие положения
(ст. 1-208), второго, содержащего нормы о вещных правах (ст. 209-306), и третьего, который регулирует общие положения об обязательствах и договорах (ст. 307-453).

Вторая часть введена в действие с 1 марта 1996 г. Она посвя­щена самому крупному разделу, содержащему отдельные виды обязательств
(ст. 454-1109).

Третья часть введена в действие с 1 марта 2002 г. и содержит положения наследственного права (ст. 1110-1185) и междуна­родного частного права (ст. 1186-1224).

Четвертой частью, введенной в действие с 1 января 2008 г., регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере
ин­теллектуальной собственности (ст. 1225-1551).

Значительное место среди источников гражданского права за­нимают федеральные законы. Как правило, это специальные зако­нодательные акты, регулирующие определенный вид граждан­ско-правовых отношений, которые определены в п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 ГК РФ. Так, в соответствии
с предусмотренными в ГК РФ положениями приняты федеральные законы: от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» (ст. 107 ГК РФ),
от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и
ин­дивидуальных предпринимателей» (ст. 51 ГК РФ) и ряд других.

Подзаконные нормативные акты. Как уже указывалось выше, нормы гражданского права содержатся также в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В качестве предмета регулирования указов Президента РФ могут выступать любые вопросы, отнесенные к его компетенции, за исключением случаев, когда соответствующие отношения со­гласно ГК РФ или иному федеральному закону могут быть урегу­лированы только законом.
В противном случае тот или иной указ утрачивает свою силу на основании заключения Конституцион­ного Суда РФ.



Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть
в государстве, принимает решения на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента. Как правило, они имеют нор­мативный характер и издаются в форме постановлений.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных за­конами РФ, указами Президента, постановлениями Правитель­ства РФ.

Обычаи. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В настоящее время обычаи чаще всего применяются во внешнеэкономических отношениях, в биржевой, банковской сферах деятельности, тор­говом мореплавании:

1) правило поведения должно быть сложившимся;

2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспеци­альный частный характер;

3) оно не должно быть предусмотрено законом (п. 4 поста­новления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

Порядок применения обычаев предусмотрен в ГК РФ (ст. 311-312, 315, 421, 427) и иных актах (ст. 127, 129-131 КТМ РФ).

Очень близки к обычаям так называемые деловые обыкнове­ния, т.е. устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения. Они не являются источником гражданского права, однако если государство санкционирует деловое обыкновение, оно приобре­тает юридическую силу правовой нормы. Примером таких право­вых актов могут служить ст. 309 «Общие положения» главы 22 «Исполнение обязательств», п. 2 ст. 481 «Тара и упаковка»,
п. 1 ст. 721 «Качество работы» ГК РФ.

Правила морали и нравственности также не являются источ­никами гражданского права, но становятся таковыми в результате закрепления их в нормативном акте, входящем в систему граж­данского законодательства.
ГК РФ содержит охранительную нор­му, которая непосредственно связана с нравственностью (ст. 169).

Судебный прецедент в нашей стране, придерживающейся принципов романо-германской системы права, не считается ис­точником права. Однако следует согласиться с тем, что в совре­менных условиях судебные прецеденты, выраженные в форме по­становлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, являются руководящими разъяснениями судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Источники гражданского права – форма закрепления (внешнего выражения) гражданско-правовых норм. Когда речь идет о нормативных правовых актах, обычаях делового оборота и прецедентах, одни ученые называют их источниками права , а другие – формами права. При этом различаются внутренняя и внешняя формы права .

1) Внутренней формой права называется система права, т. е. распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений.

2) Внешней формой права называются способы установления правовых норм. Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.

Виды источников гражданского права:

· Гражданский кодекс РФ и федеральные законы РФ (и ФКЗ), регулирующие гражданско-правовые отношения;

· подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти);

· нормативные акты СССР и РСФСР;

· обычаи делового оборота;

· нормы международного права и международные договоры.

Не считаются источниками гражданского права , но используются в правоприменительной практике:

· нормы морали и нравственности;

· постановления судебных пленумов и судебная практика.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ (состоит из трех частей); нормы, содержащиеся в др. законах, должны соответствовать ему. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ : содержит основополагающие для других правовых актов нормы (например, статьи о правах собственников имущества, о правоспособности граждан и др.).

Федеральные законы регулируют отдельные виды гражданско-правовых отношений, например, деятельность юридических лиц (общественных объединений, благотворительных организаций, акционерных обществ). Законы СССР и законы РФ , принятые до 1 января 1995 г. действуют при условии их непротиворечия Гражданскому кодексу РФ.

Подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти. При этом указы Президента РФ должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ и т. д.

Нормы международного права и международные договоры применяются опосредованно и непосредственно. В первом случае применяются лишь принципы и положения, заимствованные из международного права и международных договоров. Во втором – международные договоры применяются к гражданско-правовым отношениям как с участием иностранных субъектов (если они определяют права и обязанности таких физических и юридических лиц на имущество, находящееся в РФ, процедуру заключения и оформления сделок, ответственность за вред, причиненный иностранным лицам и т. д.), так и в отношениях, участниками которых являются только российские граждане (например, в отношениях, связанных с международными перевозками грузов, пассажиров и багажа).

Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применяются: в случае, когда имеется пробел в законе, не урегулированный сторонами; если порядок применения их предусмотрен Гражданским кодексом РФ и Кодексом торгового мореплавания РФ.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Приятного изучения

Все ответы по гражданскому праву были специально подготовлены студентом северо западного института управления под вопросы для учащихся на факультете.. если вы будете изучать данный материал вас будет ожидать грамотно.. на все ответы даю гарантию в их верности где то существуют пробелы где то часть ответов является ответом..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет гражданского права и метод гражданского права
Предмет гражданского права – это общественные отношения двух видов: 1. имущественные отношения, складывающиеся по поводу имущества,

Функции и принципы гражданского права
Функции гражданского права как отрасли права - задачи, которые оно выполняет в обществе. К ним относятся: · регулятивная: · охр

Принципы гражданского права
Под системой гражданско-правовых принципов понимают семь основных принципов, названых в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса, в основном базирующихся на положениях Констит

Гражданское право как наука
В настоящее время российское гражданское право является отраслью частного права, в которой оправданно используются публично-правовые элементы, направленные на ограничение монополизм

Гражданское право как учебная дисциплина
Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука гражданского права определяется как система знаний о закономерностях гражданско-п

Состав гражданского законодательства
Гражданское законодательство Российской Федерации главным образом состоит из Конституции, ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих


В ходе применения гражданского законодательства необходимо учитывать правила принятия закона, порядок его опубликования и вступления в силу. Порядок

Порядок опубликования и вступления в силу гражданского законодательства
Все федеральные законы подлежат официальной публикации (где, см. выше) в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. Федеральный закон вступает в силу на территории РФ по

Действие гражданского законодательства
Действие гражданского законодательства во времени. Акт гражданского законодательства не имеет обратной силы (исключение возможно лишь в случае указания на это в законе). Акт гр

Субъекты и объекты гражданских правоотношений
Субъекты гражданских правоотношений – это участники гражданских правоотношений. Виды субъектов гражданских правоотношений: - физи

Объекты гражданских правоотношений и их виды
Под объектом правоотношения понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Существует мнение, что объектом гражданского

Виды гражданских правоотношений
Гражданские правоотношения подразделяются на виды по различным основаниям: 1. Самое распространенное деление гражданских правоотношений про

Правоспособность граждан (физических лиц)
Правоспособность гражданина - это абстрактная способность физического лица иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, возникает

Дееспособность граждан (физических лиц)
Дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 Гр

Опека и попечительство
Институт опеки и попечительства позволяет восполнить дееспособность граждан полностью или частично не обладающих дееспособностью, но при этом нуждающихся в защите с

Признание гражданина безвестно отсутствующим
В повседневной жизни нередки случаи длительного отсутствия граждан, в том числе предпринимателей, в месте их постоянного жительства. При этом возникает ситуация, когда имеется неопр

Объявление гражданина умершим
Объявление гражданина по суду умершим допускается, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятель

Виды юридических лиц
В зависимости от основной цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. · Одни коммерческие организации наделяются общей прав

Филиалы и представительства юридических лиц
Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридическ

Создание юридического лица
Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания ю

Реорганизация юридических лиц
Юридическое лицо может прекратить свое существование путем реорганизации или ликвидации. Главным критерием разграничения этих двух фо

Ликвидация юридических лиц
Формой прекращения деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам является ликвидация юридического лица

Банкротство юридического лица
В режиме несостоятельности(банкротства) могут быть ликвидированы только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме казенных пр

Общая характеристика коммерческих организаций
Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет

Общая характеристика некоммерческих организаций
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участник

Понятие и виды объектов гражданских правоотношений
Объект гражданского правоотношения – то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение и в отношении которого существует субъективное право и соответствующая ему об

Вещи как объекты гражданских правоотношений
Вещь – материальный объект обладающий свойством полезности в различном химическом и физическом состоянии (в том числе и энергия), по поводу которого возникают гражд

Ценные бумаги
Ценные бумаги – разновидность вещей, денежные или товарные документы, удостоверяющие имущественные права, осуществление которых возможно только при предъявлении этих документов. К

Юридические факты и юридические составы
Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании различных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последст

Понятие и виды сделок
Сделки– действия субъектов гражданских правоотношений, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки – наиб

Виды сделок
1. В зависимости от числа сторон, участвующих в сделке, сделки подразделяются на односторонние, двусторонние и многосторон

Условия действительности сделок
Форма сделки – способ выражения воли ее сторонами. Существуют три формы сделок: устная, конклюдентная и письменная. 1) Ус

Недействительность сделок
Недействительная сделка – сделка, в которой хотя бы один из указанных ниже признаков имеет дефект. · условия действительности сделок:

Виды недействительных сделок
Ничтожная сделка недействительна в силу несоответствия закону в момент ее совершения без специального решения по этому поводу. Она не должна исполняться, однако в исключитель

Правовые последствия признания недействительности сделок
Различают два видапоследствий недействительности сделок. Обычно при недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по

Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
Как известно, гражданские права могут осуществляться, а обязанностиисполняться различными способами: 1) поср

Приобретение права собственности
Право собственности приобретается двумя способами: · первоначальным - оно предполагает отсутствие или неизвестность собственника приобретаемого имущества и, следова

Прекращение права собственности
Чаще всего прекращение права собственности происходит по воле собственника, который передает это право другому лицу на основании различных договоров, административн

Понятие и виды общей собственности
Общая собственность – принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам (сособственникам). Общая собственность может возникать по разли

Право общей совместной собственности
Общая совместная собственность – это общая собственность, находящаяся в собственности нескольких лиц без определения долей. Совместная собственность делится на общую совместную

Понятие и виды ограниченных вещных прав
Одной их важнейших классификаций гражданских прав присуще деление их на вещные и обязательственные. Вещные права

Виндикационный иск
Защита права собственности – совокупность предусмотренных законом приемов и способов, с помощью которых осуществляется защита нарушенного права собственности, направленных на

Негаторный иск
При создании помех собственнику в пользовании и распоряжении своим имуществом он может подать негаторный иск.

Право на фирменное наименование
Фирменное наименованиекоммерческой организации – наименование, под которым юридическое лицо выступает в гражданском обороте. Фирменное наименование указывается в уч

Право на товарный знак (знак обслуживания)
Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак удостоверяе

Ограничения, допускаемые при регистрации товарных знаков
1) Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов: - вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенно

Право на наименование места происхождения товара
Наименованием места происхождения товара является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, пол

Понятие и виды личных неимущественных прав
К нематериальным благам гражданское законодательство относит: жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутац

Осуществление и защита личных неимущественных прав
Осуществление личных неимущественных прав. Субъект личного неимущественного права осуществляет его на основе тех же принципов, что и обладатель иных прав абсолютного характе

Обеспечение исполнения обязательств
Способы обеспечения исполнения обязательств – это способствующие исполнению обязательств меры, состоящие в возложении на должника дополнительных обременений на случай неисполнения

Изменение и прекращение обязательств
Во время действия обязательственного правоотношения могут возникнуть определенные обстоятельства, которые не прекращают обязательства, но изменяют его. Могут измениться способ, срок, место исполнен

Условия гражданско-правовой ответственности
Гражданско-правовая ответственность: понятие, формы, виды. (И 77 вопрос) Гражданско-правовая ответственность – это вид юридической ответственности. Ответст

Ответственность за неисполнение обязательств
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства влечет за собой гражданско-правовую ответственность. Под гражданско-правовой ответственностью следуе

Изменение и расторжение договора
При изменении и расторжении договора, так же, как и при его заключении, должны соблюдаться определенные правила: совершается в той же форме, что и сам договор. Если требов



 

Возможно, будет полезно почитать: