Хозяйственные правоотношения. Понятия, элементы и виды хозяйственных правоотношений

Книга: Хозяйственное право Украины - Щербина

§ 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды

В народном хозяйстве применяется наемный труд работников. Отношения по организации ее применения, оплаты труда, времени труда и отдыха, гарантий и компенсаций и т.д регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения по поводу природопользования регулируются природоресурсовими отраслями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются плательщиками налогов и т.д. Следовательно, они являются субъектами финансовых правоотношений.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения по удовлетворению личных потребностей граждан в товарах, работах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они по своей экономической природе не являются хозяйственными. Эти отношения создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) смысле, а именно: хозяйственными являются отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образуются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования, состоят только из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается от других отраслей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченный, по сравнению с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами являются:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированные как юридические лица;

Государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управления и т.д.);

структурные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

Физические лица, официально зарегистрированные в качестве предпринимателей;

государственные и общественные учреждения и организации, являющиеся потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от имени которого действуют его органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений является сочетание в них организационных и имущественных элементов. Такое сочетание обусловлено тем, что одним из правовых оснований возникновения и функционирования хозяйственных правоотношений между хозяйствующими субъектами и их контрагентами являются "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, то есть общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнения работ, оказания услуг).

По приведенным признакам хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Следовательно, нормы гражданского права универсальны и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том смысле, что действуют только в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной отрасли, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные не-имущественные отношения; хозяйственное право в соответствии с законодательством является комплексной отраслью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других отраслей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые складываются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, составляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы по различным признакам.

Так, по характеру правоотношений различают:

Отношения по поводу непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг);

Отношения по управлению (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношения делятся на-

Горизонтальные, участники которых равноправны;

Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе собственник имущества или уполномоченный им орган.

По сфере действия правоотношения делятся на:

Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделениями;

Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), возникающие между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За отраслями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:

В области промышленности;

В отрасли сельского хозяйства;

В области транспорта;

В области капитального строительства;

В сфере приватизации;

В сфере антимонопольного регулирования;

В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

1. Хозяйственное право Украины - Щербина
2. Раздел i Понятие и принципы предпринимательской деятельности
3. § 2. Условия осуществления предпринимательства
4. § 3. Предприниматель и государство
5. Раздел II Хозяйственные правоотношения, хозяйственное право
6. § 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды
7. § 3. Методы хозяйственного права
8. Раздел III Хозяйственное законодательство
9. § 2. Нормативные акты хозяйственного законодательства: понятие и виды
10. § 3. Система хозяйственного законодательства
11. § 4. Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства
12. Раздел IV Субъекты хозяйственного права
13. § 2. Виды субъектов хозяйственного права
14. § 3. Задачи, права и обязанности субъекта хозяйственного права
15. Раздел V Правовой статус предприятий § 1. Понятие предприятия
16. § 2. Организационно-правовые формы предприятий
17. § 3. Создание предприятия
18. § 4. Учредительные документы предприятия
19. § 5. Государственная регистрация предприятия
20. § 6. Прекращение деятельности предприятия
21. Раздел VI Правовой статус акционерных обществ § 1. Понятие и юридический статус акционерного общества
22. § 2. Учредители, участники и порядок создания акционерного общества
23. § 3. Имущество и имущественные права в акционерном обществе
24. § 4. Правовой режим акций
25. § 5. Правовой режим дивидендов
26. § 6. Управление акционерным обществом
27. Раздел VIIПравове положение других хозяйственных обществ § 1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью
28. § 2. Полное товарищество
29. § 3. Коммандитное общество
30. Раздел VIII Правовое положение хозяйственных объединений § 1. Понятие хозяйственного объединения. Законодательство о хозяйственных объединениях
31. § 2. Виды хозяйственных объединений
32. § 3. Функции и компетенция хозяйственного объединения
33. § 4. Правовой статус промышленно-финансовых групп
34. Раздел IX Правовое регулирование отношений собственности в экономике Украины § 1. Понятие и формы собственности в экономике Украины. Право собственности
35. § 2. Право государственной собственности
36. § 3. Право коллективной собственности
37. § 4. Право частной собственности
38. § 5. Правовой режим имущества государственных предприятий. Особенности правового режима имущества государственных бюджетных учреждений
39. Глава X Общая характеристика хозяйственных договоров § 1. Правовая основа, понятие и особые признаки хозяйственного договора
40. § 2. Классификация и система хозяйственных договоров по законодательству Украины
41. § 3. Функции хозяйственного договора
42.
43. § 4. Форма хозяйственного договора
44. § 6. Исполнения хозяйственных договоров
45. Раздел XI Хозяйственно-правовая ответственность § 1. Понятие ответственности в хозяйственном праве
46. § 2. Функции ответственности
47. § 3. Виды ответственности
48. § 4. Основания ответственности
49. Раздел XII Правовое регулирование банкротства § 1. Понятие банкротства. Субъекты в отношениях банкротства
50. § 2. Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства
51. § 3. Основания для применения банкротства
52. § 4. Производство по делам о банкротстве
53. § 5. Ликвидационная процедура
54. § 6. Мировое соглашение
55. Раздел XIII Правовое регулирование цен и ценообразования § 1. Понятие и функции цены. Политика ценообразования
56. § 2. Виды цен и порядок их установления
57. § 3. Правовое регулирование контроля
58. Раздел XIV Правовые основы защиты экономической конкуренции в Украине § 1. Законодательство о защите экономической конкуренции. Виды нарушений законодательства об экономической конкуренции
59. § 2. Правовое положение Антимонопольного комитета
60. § 3. Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
61. § 4. Ответственность за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции
62. § 5. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции
63. Раздел XV Правовое регулирование аренды государственного и коммунального имущества § 1. Понятие договора аренды. Объекты аренды
64. § 2. Стороны в договоре аренды
65. § 3. Порядок заключения договора аренды
66. § 4. Условия договора аренды
67. § 5. Прекращение договора аренды
68. § 6. Правовое регулирование лизинговых операций в Украине
69.

1. Согласно указанию XXV съезда КПСС <Новый пятилетний период, в

который вступает советское общество, будет характеризоваться еще более

крупными масштабами хозяйственного и культурного строительства>. (*1).

Хозяйственные отношения чаще всего определяются как отношения в области

хозяйства(*2) или в области социалистического хозяйства(*3).

Термин <хозяйство> многозначен. Наиболее часто он употребляется в

трудах основоположников марксизма- ленинизма, в решениях съездов партии

и в постановлениях Пленумов ЦК КПСС как синоним производства.

Именно в таком смысле он употреблен, например, в известном указании

В.И.Ленина, что <для нас все в области хозяйства есть публично-

правовое, а не частное>(*4).

Вместе с тем термину <хозяйство> придаются и другие значения. Наряду с

народным хозяйством как совокупностью отраслей производства и труда

упоминается мировое хозяйство; хозяйством называются отрасли

производства или труда (например, коммунальное хозяйство, жилищное

хозяйство); отдельные предприятия и организации (колхоз, совхоз);

противопоставляются друг другу натуральное и товарное хозяйство.

Как известно, производство имеет две стороны - производительные силы и

производственные отношения. При определении хозяйственных отношений как

отношений в области хозяйства имеется в виду сфера производственных

отношений. Последняя трактуется нами также широко, как область

производства в

(**1) <Материалы XXV съезда КПСС>, Политиздат, 1976, стр. 236-237.

(**2) См., например, <Научно-практический комментарий к Основам

гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик>,

Госюриздат, 1962, стр. 8.

(**3) И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид гражданско-

правового договора (<Сборник статей Барнаульского юридического

факультета>, изд-во Томского университета Томск, 1971, стр. 56).

(**4) В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 44, стр. 398.

собственном смысле распределения, обмена и потребления(*5). Эта точка

зрения издавна утвердилась в нашей литературе(*6).

Имеется и иная точка зрения, соотносящая рассматриваемую категорию

общественных связей только со сферой обращения, экономического оборота.

Однако слабость данной позиции обнаруживается всякий раз, как только

общие положения, обращаясь к существующим в действительности

хозяйственным связям. При этом они оказываются вынужденными причислять

к хозяйственным отношениям связи, явно выходящие за рамки

экономического оборота.

2. Многие хозяйственные отношения представляют собой общественную форму

хозяйственной деятельности(*7). Эта деятельность может выражаться в

производстве товаров либо в продвижении их от производителей к

потребителям, в оказании услуг за вознаграждение, в совершении

действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей(*8).

Таковы, например, действия исполкома местного Совета народных

депутатов, совершаемые им для удовлетворения своих потребностей в

благоустроенных служебных помещениях, транспортных средствах, предметах

оргтехники, оборудования, мебели и инвентаря(*9).

Представление о различии хозяйственной и нехозяйственной деятельности

может быть получено, например, путем сравнения так называемого

охранного договора на передачу состоящего на государственной охране

памятника архитектуры во временное безвозмездное пользование с охранно-

арендным договором на передачу аналогичного объекта в возмездное

пользование государственной, кооперативной или общественной

организации(*10).

Как в том, так и в другом случае распоряжается ими управление (отдел)

культуры исполкома местного (областного, районного) Совета народных

депутатов. Однако безвозмездное пользование памятником архитектуры

исключает, как правило, возможность использования его, а также

прилегающего земельного участка и охранной зоны для каких-либо

хозяйственных целей, например,

(**5) Иногда отмечают, что <собственно хозяйствование не выходит за

рамки сферы производства и сферы обращения> (см. <Систематизация

хозяйственного законодательства>, изд-во <Юридическая литература, 1971,

(**6) См., например, С. С. Алексеев, Гражданское право в период

развернутого строительства коммунизма, Госюриздат, 1962, стр. 56.

(**7) Различие понятий <хозяйственные отношения> и <хозяйственная

деятельность> отмечено, в частности, в работе О. С. Иоффе, Развитие

цивилистической мысли в СССР, изд-во ЛГУ, 1975, стр. 100-102. а их

взаимосвязь - в статье В.В.Лаптева <Понятие хозяйственного

законодательства и пути его совершенствования> (<Советское государство

и право> 1976 г. № 7, стр. 74).

(**8) Ранее мы не усматривали в этих действиях осуществление

хозяйственной деятельности (см. В. Г. Вердников, А. Ю. Кабалкин,

Гражданско- правовые формы товарно-денежных отношений, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 109). (**9) См. п. 1 постановления

материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов

депутатов трудящихся> (СП СССР 1971 г. № 5, ст. 37).

(**10) См. В. С. Мартемьянов, Местные Советы и их исполнительные

органы как юридические лица, изд-во <Юридическая литература>, 1975,

стр. 81 и сл.

для выращивания сельскохозяйственных культур. Сданный же в аренду

объект может быть использован как для культурных, научных, так и для

хозяйственных нужд. Равным образом, и деятельность самого управления

(отдела) культуры в первом случае не является хозяйственной, а во

втором - носит характер хозяйственной деятельности.

Ф. Энгельс писал: <По отношению к товарам с длительным периодом

изнашивания представляется, стало быть, возможность продавать их

потребительную стоимость по частям, каждый раз на определенный срок, то

есть отдавать ее внаем>(*11).

Хозяйственной деятельностью наряду с отчуждением товаров и сдачей их

внаем является также оказание услуг за вознаграждение. К. Маркс

отметил, что <рабочий сам может покупать труд, т.е. товары,

доставляемые в форме услуг...>(*12).

Приведенные положения были сформулированы на основе анализа товарного

производства при капитализме, однако они не утратили своего значения и

в условиях социалистического хозяйства.

Следует признать хозяйственной и деятельность местных Советов народных

депутатов, а также их управлений и отделов по удовлетворению своих

потребностей в помещениях, инвентаре, иных вещах и услугах.

3. Хозяйственную деятельность на современном этапе осуществляют как

социалистические организации, так и граждане, вследствие чего

хозяйственные отношения не могут рассматриваться по своему субъектному

составу только как отношения между организациями. Этот взгляд

общепризнанным, ни преобладающим. В обоснова- ние его нередко ссылаются

на хозяйственные мероприятия Советского государства по обслуживанию

потребностей граждан, которые осуществляются социалистическими

организациями по договорам розничной купли-продажи, найма жилого

помещения и др(*14). Услуги, оказываемые в таких случаях гражданам, в

некоторых нормативных актах прямо названы хозяйственными услугами(*15).

Следует отметить также, что ведение социалистического хозяйства

немыслимо без применения труда рабочих, служащих, колхозников, то есть

вне социалистических трудовых и внутриколхозных отношений, которые в

(**11)К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 18, стр. 266.

(**12) К. Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. 26. ч. 1, стр. 413.

(**13) См., например, <Государство. Право. Экономика>, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 382.

(**14) См., например, С. Н. Братусь, Предмет и система советского

гражданского права, Госюриздат, 1963, стр. 153.

(**15) См. подп. <а> п. 1 постановления Совета Министров СССР от 19

декабря 1969 г. <О мерах по дальнейшему развитию материально-

технической базы и улучшению бытового обслуживания населения> (СП СССР

1970 г. № 1, ст. 5).

Из числа советских юристов, обосновавших это положение, можно назвать

С. Н. Братуся и И. А. Танчука(*16).

В рамках социалистической экономики находят определенное место

общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением

хозяйственной деятельности отдельными гражданами, как таковыми(*17).

Так, наряду с государством, потребительской кооперацией и колхозами

торговлю (которая представляет собой одну из отраслей хозяйства)

осуществляют и отдельные граждане, прежде всего колхозники. Личное

подсобное хозяйство играет еще заметную роль в производстве мяса и

Хозяйственной деятельностью занимаются граждане и в качестве членов

семьи. Указанная деятельность представляет собой одну из сторон

семейной жизни при социализме, социалистических семейных отношений.

Имеется точка зрения, согласно которой хозяйственными отношениями

должны быть признаны отношения между одними лишь государственными

организациями(*18). Несколько шире определяют круг возможных участников

государственными и другие хозяйственные организации(*19).

Наиболее широко распространено мнение, что участниками хозяйственных

отношений могут быть все социалистические организации, но только они, а

отнюдь не граждане(*20). Последние, хотя и пользуются хозяйственными

услугами социалистических организаций, но сами никакой хозяйственной

деятельности не ведут. Однако никто из сторонников того взгляда, что

хозяйственные связи возникают только между социалистическими

организациями, не выдвигают требования, чтобы обе стороны

хозяйственного отношения осуществляли при этом хозяйственную

деятельность. И это понятно, ибо выдвижение такого требования повлекло

бы за собою необоснованное исключение из числа хозяйственных связей

ряда отношений по поставке, по капитальному строительству, по

перевозкам и др.

Отношения являются хозяйственными и тогда, когда одна социалистическая

организация осуществляет хозяйственную деятельность в интересах другой

организации на началах возмездности. Такое положение имеет место, как

правило, в случаях участия в хозяйственных отношениях управлений

(отделов) исполкомов

(**16) См. С. Н. Братусь, Правовое регулирование социалистическою

производства (<Советская юстиция> 1966 г. № 1, стр. 4-5), И.А.Танчук,

В.П.Ефимочкин, Т.Е.Абова, Хозяйственные обязательства, изд-во <Юри

дическая литература>, 1970, стр. 25.

(**17) См. В. П. Грибанов, О. С. Иоффе, Пути развития советского

хозяйственного законодательства. (<Правоведение> 1975 г. № 6, стр. 47,

(**18) См. И. Е. Красько, Понятие и признаки хозяйственных

отношения в СССР, Харьков. 1974, стр. 29.

(**19) <Систематизация хозяйственного законодательства>, изд-во

<Юридическая литература>, 1971, стр. 67.

(**20) См., например, И. В. Федоров, Природа и характерные черты

отношений, регулируемых хозяйственным договором (<Вопросы советского

государства и права>, <Труды>, т. 224, серия юридическая, изд-во

Томского университета, Томск, 1974, стр. 248).

местных Советов народных депутатов, которые, даже при переводе их на

так называемый хозяйственный расчет, выступают в качестве

услугополучателей, лишь немногие из них, например отделы капитального

строительства, сами оказывают услуги другим организациям за

вознаграждение.

В хозяйственных отношениях могут участвовать не только социалистические

организации, но и производственно- хозяйственные комплексы,

представляющие совокупность организаций вместе со своим органом

управления, например, производственное управление исполкома местного

Совета народных депутатов(*21).

4. В области социалистического хозяйства складываются отношения и по

осуществлению хозяйственной деятельности и по руководству ею(*22). Эти

два вида общественных отношений существенно отличаются друг от друга.

Отношения по осуществлению хозяйственной деятельности являются

имущественными отношениями, участники которых находятся в равном

положении. К числу таких отношений принадлежат, например, подрядные

отношения по капитальному строительству, по проектированию, по

выполнению научно- исследовательских, опытно- конструкторских и

технологических работ, отношения по энерго- или водоснабжению.

Отношения по руководству хозяйством являются организационными. В них

может наличествовать или отсутствовать имущественный элемент. Он

имеется, например, в отношениях по созданию местных централизованных

фондов и распоряжению ими(*23), а отсутствует, например, при

установлении плановых заданий по поставке продукции и товаров,

распределение которых планируется местными Советами народных депутатов,

их исполкомами, управлениями и отделами.

Высказаны и иные точки зрения, отличающиеся от приведенной тем, что они

базируются на признании хозяйственными отношениями только одного вида

являются лишь имущественные отношения(*24).

В социалистическом хозяйстве, как в каждом функционирующем организме,

складываются не только отношения координации, но и отношения

субординации, которые, как нам представляется, нельзя исключить из

числа хозяйственных связей, хотя они складываются не а базисе, а а

(**21) См. В. В, Лаптев, Субъекты хозяйственного права (<Советское

государство и право> 1975 г. № 4, стр. 80-81).

(**22) См. <Хозяйственное право>, учебник, под ред. проф. В. В.

Лаптева, изд-во <Юридическая литература>, 1970, стр. 18, И. И. Конник,

Социалистическая экономика и механизм ее функционирования, изд-во

<Мысль>, 1974, стр. 114.

(**23) Подробно об этом см. В. С. Мартемьянов, Вопросы гражданского

права в деятельности местных Советов депутатов трудящихся, изд. ВЮЗИ,

М., 1971, стр. 38 и сл.

(**24) См. И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид

гражданскоправового договора (<Сборник статей Барнаульского

юридического факультета>, изд-во Томского университета, Томск, 1971.

стр. 45); В. А. Язев, Хозяйственные связи торговли с промышленостью,

изд-во <Экономика>, 1974, стр. 31.

что отношения по осуществлению хозяйственой деятельности и по руко

водству ею образуют единый вид общественных отношений(*25).

Наиболее дегально разработавший эту точку зрения проф. В. В. Лаптев

признает, что в ходе социалистического хозяйствования складываются

разнообразные отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности, удовлетворению материальных потребностей людей как

участников процесса воспроизводства.

Вместе с тем он считает хозяйственными не все указанные отношения, а

только отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности(*26). Тем самым термину <хозяйственные отношения>

придается условное значение. Однако непременным условием правильного

формирования соответствующего понятия должна служить подлинная

однородность охватываемых им отношений.

Между тем еще никем не доказано, что отношения по осуществлению

хозяйственной деятельности однородны с отношениями по управлению ею.

Попытка установить данное обстоятельство выражается в утверждении, что

как в тех, так и в других отношениях имеются (правда, в различном

количественном соотношении) и имущественный и плановоорганизационные

элементы, и в приведении примера, с целью показать справедливость этого

положения.

Так, имущественный элемент хозяйственного отношения между органом

хозяйственного руководства и предприятием, возникающий при установлении

плана, проявляется, по мнению проф. В. В. Лаптева, в имущественном

показатели хозяйственной деятельности, которая представляет собой

использование в хозяйственных целях определенного имущества.

Нетрудно заметить, что в приведенных рассуждениях однородность двух

видов хозяйственных отношений доказывается путем подмены одного из них

Ведь использование имущества в хозяйственных целях имеет место не при

установлении плановых заданий и не в рамках отношений между планово-

регулирующим органом и предприятием, производственным объединением или

иной хозяйственной организацией, а позднее - в процессе выполнения

плановых заданий и в других отношениях - в тех, которые складываются

между самими исполнителями указанных заданий(*27).

Поэтому солидаризирующийся в основном с В. В. Лаптевым И. А. Танчук

должен был стать на путь отграничения всех хозяйственных отношений

между социалистическими организациями от отношений с участием

граждан(*28). При этом хозяйственные отношения, в узком смысле,

выделяются им из всех отношений в области социалистического хозяйства

уже не по признаку сочетания в них имущественною элемента с

властно-организационным, что можно рассматривать как косвенное

признание непригодности данного признака в качестве основания деления.

В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляет функции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местах действуют органы государственной исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, другие центральные органы. Итак, в народном хозяйстве составляются управленческие отношения между этими органами и предприятиями. Эти отношения регулируются административным правом, т.е. являются административным правоотношением.

В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношения относительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируются природоресурсовими областями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п.. Итак, они являются субъектами финансового правоотношения.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они за своей экономической природой не являются хозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственному (специальному) понимании, а именно: хозяйственными есть отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образовываются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предмет регулирования, состоят лишь из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами есть:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированное как юридическое лица;

государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управление и т.п.);

структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

физический лица, официально зарегистрированные в статусе предпринимателей;

государственное и общественное учреждения и организации, которые є потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лица которой действуют ее органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединения в них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловлено тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирование хозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и их контрагентами есть "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, т.е. общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

За приведенными признаками хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Итак, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, которые действуют лишь относительно юридических лиц, их структурных подразделов, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. Т.е. предмет хозяйственного права вужчий за предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной области, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной областью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.

Так, за характером правоотношения различают:

Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг);

Отношения относительно управления (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:

Горизонтальные, участники которых равноправные;

Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.

За сферой действия правоотношение делилось на:

Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделами;

Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), что возникают между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:

В области промышленности;

В области сельского хозяйства;

В области транспорта;

В области капитального строительства;

В сфере приватизации;

В сфере антимонопольного регулирования;

В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами права общественное отношение, которое возникают в сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.

Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений выделяют:

Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности;

Отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;

2) По взаимоположению сторон:

Горизонтальные;

Вертикальные;

3) По сфере действия:

Внутрихозяйственные;

    внешнехозяйственные;

4) По областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

Правоотношения в области промышленности;

Правоотношения в области сельского хозяйства;

Правоотношения в области транспорта;

Правоотношения в области капитального строительства;

Методы правового регулирования хозяйственных отношений

Методы правового регулирования хозяйственных отношений - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений соответственно их свойствам и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.

Метод предписаний предусматривает право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.

Метод автономных решений разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений по согласию сторон, любая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне.

Тема 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.

3. Правовое регулирование малого предпринимательства.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию предприни­мательской деятельности” от 23.07.98 г.

Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хо­зяйственной деятельности субъектов предприниматель­ской деятельности (далее - контролирующие органы), про­водят плановые и внеплановые выездные проверки.

Плановой выездной проверкой считается проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта предприни­мательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по место­нахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводит­ся такая плановая выездная проверка.

Внеплановой выездной проверкой считается провер­ка, которая не предусмотрена в планах работы контроли­рующего органа при наличии хотя бы одного из следую­щих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом пред­принимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязатель­ной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законода­тельства должностными лицами контролирующего орга­на при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предпри­ятие,

Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте “е”, проводятся только органами го­сударственной налоговой службы и органами контроль­но-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Вышестоящий контролирующей орган может по собст­венной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предприни­мательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.

Контролирующие органы, которые имеют право про­водить плановые и внеплановые выездные проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности С.П.Д.:

а) органы государственной налоговой службы - отно­сительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, нена­логовых платежей;

б) таможенные органы - относительно уплаты ввоз­ной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в мо­мент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государст­венной контрольно-ревизионной службы и органы госу­дарственной налоговой службы в пределах их компетен­ции - относительно бюджетных займов, займов и креди­тов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,

Плановые выездные проверки проводятся всеми кон­тролирующими органами одновременно в день, определен­ный органом государственной налоговой службы. Поря­док координации проведения таких проверок устанавли­вается Кабинетом Министров Украины.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

· абсолютные вещные правоотношения;

· абсолютно-относительные вещные правоотношения;

· абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

· неимущественные абсолютные правоотношения;

· обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.



Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

- хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

- внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

- оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

- территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

Субъекты хозяйственного права. Общие положения.

Общепризнанного определения субъектов хозяйственной деятельности на уровне Закона не содержится, однако, п.2 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г., определяет в качестве субъектов хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.

Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29, в п.1 уточняет круг субъектов хозяйственной деятельности, т.е. юридических и физических лиц
(далее – Положение от 17 декабря 2002г.). В качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей иначе без образования юридического лица.

Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хозяйственного права можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:

Регистрация в качестве субъекта хозяйствования;

Наличие соответствующей хозяйственной компетенции;

Наличие обособленного имущества;

Самостоятельная имущественная ответственность.

Проводя классификацию субъектов хозяйственной деятельности по видам , необходимо иметь в виду, что можно проводить их отличие по различным основаниям в зависимости от:

- характера компетенции . Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Так, компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя; в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает – хозяйственно-организующая деятельность;

- от формы собственности . В основу создания предприятия может быть положена любая из существующих форм собственности – государственная или частная собственность;

- от правового статуса . Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;

- цели деятельности . Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но может быть и некоммерческая;

- от права на имущество . Имущество может принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);

- от распределения имущества (по вкладам или неделимое);

- от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).

Законодательство, регулирующее порядок создания субъектов хозяйственной деятельности изначально определено ГК Республики Беларусь, в котором детально изложены общие положения о юридических лицах, их организационно-правовых формах, особенностях их создания, ответственности перед кредиторами и др., а также Положением от 17 декабря 2002г., которое определяет органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования, порядок подачи необходимых документов и их рассмотрение, плату за государственную регистрацию, особенности прекращения деятельности субъектов хозяйствования и др. Создание и ликвидация акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью осуществляется посредством Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. и др. Особенности создания предприятий с участием иностранного капитала регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь вступившим в действие с 9 октября 2002г., банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Банковским кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 1 января 2001г., деятельность бирж, порядок их создания и функционирования осуществляется в соответствие с Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. и др.



 

Возможно, будет полезно почитать: