Изменение муниципального контракта. Изменение государственного (муниципального) контракта Согласно техпаспорта внести изменения в муниципальный контракт

Подготовка технических планов

любых объектов недвижимости

(351) 233-50-35

Технический паспорт и технический план. Изменения в учете объектов капитального строительства.

Как известно, с 01.04.2012 года порядок работы БТИ по вопросам учета зданий, строений и помещений очень сильно изменился. Граждане, измученные неразберихой и стоянием в очередях, недоумевают, что же происходит, и куда бежать. Попробуем ответить на эти вопросы.

Что происходит.

С 01.01.2013 года вступают в силу положения Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.07 «О государственном кадастре недвижимости» в отношении зданий, строений, помещений и объектов незавершенного строительства, в связи с чем порядок учета этих объектов организациями БТИ (ОТИ), сложившийся десятилетиями, должен радикально измениться. Однако, жители Челябинской области уже сейчас ощутили на себе множество нововведений. И похоже, не очень этому рады.
Дело в том, что с 01 апреля 2012 года на территории Челябинской области начал действовать Порядок государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 № 577. Этот порядок теоретически является временным и должен действовать до 01.01.2013, однако в действительности он фактически повторяет и конкретизирует положения того же самого Федерального закона «О государственном кадастре...». Т. е. на самом деле на нас сейчас опробуется именно та система учета, которая должна заработать со вступления в силу соответствующих положений закона о кадастре.
Начало действия нового порядка для большинства из нас было ознаменовано бешеными очередями и «свистопляской» во всех организациях по техническому учету и пунктах приема документов кадастровой палаты.

Что изменилось:

1.Раньше все организации по техническому учету (ОТИ), или, как говорят в народе, БТИ, имели свои отдельные базы данных, никак друг с другом не связанные, теперь же все данные должны помещаться в Едином государственном реестре объектов капитального строительства, который ведет кадастровая палата.

2.Раньше было два документа, идентифицирующих объект недвижимости, - технический паспорт и кадастровый паспорт. Причем технический паспорт был куда информативнее, чем кадастровый. Теперь же технический паспорт еще применяется, но уходит в прошлое, а в качестве идентифицирующего документа используется только кадастровый паспорт, в котором довольно мало сведений. Документом же, содержащим расширенную информацию об объекте, на основании которго сведения и вносятся в реестр, является технический план. Таким образом, можно сказать, что технический план заменил собой технический паспорт.

3.Чем технический план отличается от технического паспорта. Ну во-первых, технический план значительно толще. На его изготовление требуется гораздо больше бумаги. Он делается в двух экземплярах и к нему прикладывается диск, содержащий в электронном виде ту же информацию. А если серьезно, то главным отличием технического плана от технического паспорта является наличие в нем сведений о координатах данного объекта недвижимости и о том, на каком земельном участке он находится. Т. е. на основании данного документа в реестр поступают сведения о реальном расположении объекта недвижимости на местности и о его соотношении с земельными участками и соседними объектами недвижимости.

4.Раньше разного рода ОТИ (БТИ) занимались и собственно обмером объектов недвижимости и ведением базы технического учета. Они же на основании своих данных выдавали технические и кадастровые паспорта. Сейчас обмером вправе заниматься любой кадастровый инженер, а базу ведет только Кадастровая палата.
С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет создать конкурентный рынок в области изготовления технических планов. Но с другой стороны, для постановки объекта на учет требуется значительно больше действий.
Раньше вы обращаясь в БТИ, заказывали выход техников, они приходили к вам в квартиру, что-то там измеряли, а потом вы получали там же (в БТИ) кадастровый паспорт на свою квартиру. В итоге для получения кадастрового паспорта вам нужно было постоять в очереди два раза — при заказе и при получении документов. Времени на изготовление уходило от одного дня до месяца в зависимости от стоимости вашего заказа.
Сейчас это делается по-другому. Например, вы сделали перепланировку в квартире (законную с получением всех необходимых согласований) и хотите внести в кадастр соответствующие изменения. Сначала вам нужно заказать в Кадастровой палате кадастровый паспорт по состоянию до перепланировки (5 дней). Затем нужно обратиться к кадастровому инженеру за получением технического плана, который он сделает на основании ранее полученного вами кадастрового паспорта (к слову, кадастровых инженеров, умеющих делать технические планы пока не много, и вам скорее всего придется идти в то же самое БТИ). Это делается в разные сроки, ОГУП «ОЦТИ» готовит тех.план месяц (быть может, в будущем этот срок сократится). Затем с этим техническим планом вам нужно снова обратиться в кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в данные о вашей квартире (20 рабочих дней). В итоге, вам придется постоять в очереди 6 раз, вместо двух, а по срокам это займет в среднем от полутора до трех с половиной месяцев. При таких обстоятельствах гражданам трудно поверить, что реформа проводится в их интересах. Остается только надеяться, что организационная неразбериха со временем утрясется.

5.Самыми значительными, на мой взгляд, изменениями являются все же не очереди и не организационные вопросы, а изменения в перечне лиц, которые вправе обратиться с заявлением об учете объектов и оснований такого учета.
Раньше внести изменения в данные технического учета квартиры могло фактически любое лицо, которое имело возможность обеспечить доступ техников в квартиру. Задачей технической инвентаризацией была просто фиксация объектов недвижимости и происходящих с ним изменений. При этом вопросами права на эти объекты БТИ заморачивалось значительно меньше, чем сейчас. Теперь же обратиться в заявлением об учете перепланировки в квартире может только собственник (п. 18 Порядка, дублирующий п. 3 ст. 20 Федерального Закона «О государственном кадастре...»).
В реальности это приводит к тому, что жильцы не приватизированных квартир, сделавшие в квартире перепланировку и узаконившие ее, как положено, не могут самостоятельно актуализировать сведения реестров об этой квартире, поскольку не являются собственниками.
Жильцы не приватизированных комнат в коммунальной квартире так же не могут самостоятельно поставить на учет свои комнаты, поскольку при этом должны быть аннулированы сведения о квартире, как об исходном объекте недвижимости, что можно сделать только по заявлению собственника (п. 17 Порядка, повторяющий положения).
Особенно много вопросов вызывает норма п. 16 Порядка о том, что обратиться с заявлением о кадастровом учете нового объекта может не только собственник, но и любое иное лицо, т. е. теоретически для постановки на учет гаража или садового дома не обязательно предъявлять правоустанавливающие документы, которых у владельца зачастую может и не быть. Однако, при толковании данной нормы возникает весьма спорный момент. Дело в том, что для постановки объекта недвижимости на технический учет необходимо представить технический план.
В настоящее время утверждена форма технического плана и требования к его подготовке для разных видов объектов недвижимости. Так вот, в соответствии с данными требованиями, в приложении к техническому плану должен содержаться либо технический паспорт на данный объект, либо декларация правообладателя, в которой, в частности, должны быть указаны сведения о правоустанавливающих документах, которых опять же может не быть. Пока ОТИ выдают технические паспорта, эта проблема решается, хотя совершенно не понятно, что делать, если подготовка технических паспортов прекратится (ведь теперь она не обязательна). Однако и сейчас Кадастровая палата, кроме технического паспорта, на мой взгляд, не правомерно требует прикладывать декларацию, содержащую сведения о правоустанавливающем документе, лишая таким образом, несобственника возможности поставить объект на кадастровый учет.
Таким образом, вопрос о том, как ставить на учет объекты, не имея на них правоустанавливающих документов, остается открытым. При этом необходимо понимать, что заниматься оформлением тех самых правоустанавливающих документов без кадастрового паспорта на объект, весьма проблематично. В частности, в различных делах, по узаконению самовольных построек, признанию прав на давно построенные объекты, не имеющие документов, возникнет дополнительная сложность.
Итак, мы видим, что наши законодатели создали очередной замкнутый круг, выход из которго опять остается искать юристам-практикам.

Зачем это нужно.

Первым и главным элементом реформы кадастровогоучета объектов капитального строительства является, безусловно, передача функций по кадастровому учету всех объектов недвижимостии (от земельных участков до комнат в коммунальной квартире) в единый орган — Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), а точнее — в его уполномоченное учреждение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (проще говоря, Кадастровая палата).
Сделано это для того, чтобы все сведения об объектах недвижимости содержались в единой базе. И действительно, раньше кадастровый учет земельных участков осуществлялся кадастровой палатой, а технический учет зданий и помещений выполняли разного рода организации технической инвентаризации (в Челябинске это были ОГУП «ОЦТИ», ФГУП «Ростехинвентаризация» и ООО «ЮжУралБТИ») — организации со странным статусом, зачастую не являющиеся государтсвенными, однако, по непонятной причине монополизировавшие технический учет. Все они имели разрозненные базы данных, не связанные друг с другом и никак не относящиеся к единому кадастру недвижимости. В итоге в стране не было ни одного органа, который мог бы достоверно подтвердить, что определенный дом действительно находится на определенном земельном участке, разные объекты построенные по типовым проектам могли иметь идентичные технические паспорта, не дающие понимания о географическом расположении объектов.
Таким образом, цель реформы безусловно благая — создание единой открытой базы данных обо всех объектах недвижимости и земельных участках, которая позволит без дополнительных организационных и денежных затрат иметь ясную картину о том, что у нас где. Все это безусловно должно привнести больше порядка в имущественную сферу, снизить риски при совершении сделок с объектами недвижимости, а так же количество судебных споров. Я, как юрист, специализирующийся на недвижимости, не могу это не приветствовать. Хотелось бы еще, чтобы реализация хорошей идеи происходила чуть менее безобразно, чем мы вынуждены наблюдать.

Можно ли внести изменения в муниципальный контракт, заключенный по итогам электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), если в аукционной документации содержится возможность изменения цены в размере 10% от цены контракта, а в контракте содержится только следующая формулировка: "изменение контракта возможно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ"?

Ответ на вопрос о правомерности изменения условий контракта при изложенных в вопросе обстоятельствах в значительной степени зависит от конкретных обстоятельств и в случае возникновения спора может быть дан только судом. Официальных разъяснений и правоприменительной практики, где бы рассматривалась аналогичная ситуация, нам обнаружить не удалось. В связи с этим в рамках данной консультации мы можем изложить лишь соображения общего характера по описанной в вопросе ситуации.
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной части. Так, в соответствии с Закона N 44-ФЗ по предложению заказчика могут увеличиваться или уменьшаться предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. Однако, как прямо следует из положений Закона N 44-ФЗ, такое изменение условий контракта допустимо только в том случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
Согласно Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Иными словами, если условие о возможности изменения контракта в порядке, предусмотренном Закона N 44-ФЗ, было предусмотрено документацией об аукционе, как того требуют положения п. 9 ч. 1 ст. 64 данного закона, такое условие должно быть включено и в текст самого контракта. Таким образом, буквально из приведенных норм следует, что для изменения указанных в Закона N 44-ФЗ условий контракта такая возможность должна быть предусмотрена и документацией о закупке, и самим контрактом (смотрите постановление АС Уральского округа от 07.02.2017 N 09-11735/16 по делу N А60-22107/2016).
В случаях, когда условия об изменении контракта, содержащиеся в документации о закупке, не соответствуют аналогичным условиям, включенным в проект контракта, антимонопольные органы приходят к выводу о несогласованности условия об изменении контракта, вводящей в заблуждение участников закупки (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 05.09.2016 N 2-57-9738/77-16, решение УФАС по Ярославской области от 30.11.2016 N 21837/05-02(361Ж-16), решение УФАС по Москве от 26.05.2016 N 2-57-5176/77-16, решение УФАС по РТ от 10.04.2014 N 69-кз/2014, решение УФАС по Республике Калмыкия от 21.01.2016 N 08\10-05).
Положениями N 44-ФЗ прямо не предусмотрено, что положения контракта о возможности изменения его условий должны содержать ссылку на конкретные нормы Закона N 44-ФЗ. Как показывает правоприменительная практика, контролирующие органы в ряде случаев не считают нарушением включение в текст проекта контракта общих ссылок на и Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Костромской области от 03.03.2017 N 12-10-12/2017, решение ФАС от 05.10.2015 N К-1265/15, решение УФАС службы по Тамбовской области от 20.07.2015).
Вместе с тем, как уже отмечено, возможность изменения контракта поставлена N 44-ФЗ в зависимость от дополнительных обстоятельств, то есть обусловлена, в частности, наличием допускающих такое изменение положений в контракте. Сами по себе положения N 44-ФЗ возможности изменения контракта (без соблюдения дополнительных условий) не предусматривают. В связи с этим, как нам представляется, приведенная в вопросе формулировка ("изменение контракта возможно в соответствии с Законом N 44-ФЗ") не может рассматриваться как согласованное сторонами условие контракта о возможности изменения его условий. Вместе с тем, поскольку в приведенной ситуации возможность изменения условий контракта предусмотрена аукционной документацией, мы не можем исключить, что заключение сторонами дополнительного соглашения об изменении условий контракта в случае возникновения спора не будет квалифицировано в качестве нарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 марта 2011 г. по делу N А81-2110/2010
(извлечение)

Администрация города Лабытнанги (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу "Инвестиционно-строительная компания Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ОАО "ИСК ЯНАО") о взыскании излишне уплаченных по муниципальным контрактам денежных средств в размере 4 206 788 руб. и о понуждении к заключению дополнительных соглашений.

Исковые требования со ссылкой на условия муниципальных контрактов от 29.12.2008 мотивированы тем, что истец излишне оплатил 4 206 788 руб., поскольку общая площадь квартир, переданная истцу ответчиком, оказалась меньше площади, определенной контрактами.

В свою очередь ОАО "ИСК ЯНАО" предъявило встречный иск о взыскании с Администрации убытков в сумме 41 004 460,80 руб.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.07.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010, исковые требования Администрации удовлетворены частично, с ОАО "ИСК ЯНАО" в пользу Администрации взыскано 4 206 788 руб. в качестве переплаты по муниципальным контрактам. В удовлетворении требований по первоначальному иску о понуждении ОАО "ИСК ЯНАО" к заключению дополнительных соглашений, а также в удовлетворении встречного иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "ИСК ЯНАО" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые решение и постановление арбитражных судов и направить дело на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе заявитель жалобы указал на нарушение арбитражным апелляционным судом статей 7 и 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Заявитель жалобы полагает, что обязанность по возврату денежных средств у ОАО "ИСК ЯНАО" могла возникнуть только в случае, если бы Администрация не подписала акты приема-передачи объектов долевого строительства; приобщенные к материалам дела кадастровые паспорта в составе общей площади переданных Администрации квартир содержат площади лоджий с применением понижающего коэффициента 0,5, что соответствует требованиям СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" и Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37), а также рекомендациям, изложенным в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16.04.2008 N АМ/0200 "О рассмотрении обращения"; судами не изучена конкурсная документация, не учтено, что условия аукциона и проекты муниципального контракта не содержали положений о возможном уменьшении цены контракта, в том числе, и в результате изменения площадей квартир; суды не дали правовую оценку доводу ОАО "ИСК ЯНАО" о неосновательном участии в долевом строительстве публично-правового образования.

Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в установленном законом порядке.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы по правилам статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов по настоящему делу.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) по результатам проведения открытого аукциона между муниципальным образованием город Лабытнанги (дольщиком) и ОАО "ИСК ЯНАО" (застройщиком) заключено 47 муниципальных контрактов об участии в долевом строительстве от 29.12.2008, по условиям которых застройщик обязался в предусмотренный контрактами срок с привлечением денежных средств дольщика создать (построить) многоквартирный жилой дом (объект) и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать дольщику квартиры. Индивидуальные характеристики квартир определены в пунктах 2.1 контрактов.

Сторонами контрактов согласована стоимость одного квадратного метра площади в размере 66 051 руб. Согласно пунктам 3.5 и 3.6 контрактов указанные в пунктах 2.1. параметры квартиры являются проектными и подлежат уточнению на основании данных технической инвентаризации, окончательная сумма стоимости квартиры подлежит определению после сдачи дома в эксплуатацию на основании техпаспорта органа технической инвентаризации и должна быть закреплена соответствующим соглашением сторон. Если после технического обследования квартиры обнаружится разница в квадратных метрах в сторону уменьшения, то стороны договорились произвести перерасчет по контракту в части оплаты, в случае увеличения площади перерасчет по контракту производиться не должен.

По условиям пунктов 3.7 и 7.1.2 контрактов все изменения стоимости должны оформляться дополнительным соглашением, дольщику предоставлено право требовать от застройщика возврата денежных средств в случаях, предусмотренных законом или контрактом.

Материалами дела подтверждается, что истец оплатил стоимость объектов долевого строительства в полном объеме. После передачи застройщиком квартир дольщик на основании технических паспортов установил уменьшение общей площади каждой из квартир относительно размеров площадей, указанных в пункте 2.1 контрактов. Ответчику были направлены дополнительные соглашения ко всем контрактам и заявлены требования о возврате излишне уплаченных денежных средств.

Дополнительные соглашения застройщиком возвращены без оформления, излишне уплаченные денежные средства не возвращены, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в суд.

Принимая решение в части взыскания суммы переплаты, суд первой инстанции исходил из статьи 5 Закона N 214-ФЗ, согласно которой в договоре долевого участия указывается размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. По соглашению сторон цена договора может быть изменена после его заключения, если договором предусмотрены возможности изменения цены, случаи и условия ее изменения.

Поскольку цену контрактов (стоимость квартир) и порядок определения цены стороны согласовали путем умножения стоимости одного квадратного метра квартиры (66 051 руб.) на общую площадь квартиры и в общую площадь квартиры не входит площадь лоджий (согласно разделу контрактов "Определения и понятия"), суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных Администрацией требований в части возврата излишне уплаченных денежных средств.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда о наличии оснований для взыскания с ОАО "ИСК ЯНАО" суммы переплаты.

Согласно статье 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Как установил суд первой инстанции по 47 муниципальным контрактам Администрации должны быть переданы оплаченные ею квартиры общей площадью 2 231,19 кв.м. Согласно представленным техпаспортам фактически истцу было переданы квартиры общей площадью 2 167,5 кв.м. (без учета площади лоджий), что на 63,69 кв.м. меньше, чем площадь, предусмотренная контрактами. Следовательно, дольщиком излишне уплачены денежные средства в размере 4 206 788,19 руб.

По правилам статьи 5 Закона N 214-ФЗ возможность изменения первоначальной цены допускается при одновременном соблюдении двух условий: на это должно быть указано в договоре (контракте); требуется получение согласия участника долевого строительства. Принимая во внимание, что во всех контрактах сторонами согласован механизм изменения цены (п. 3.6 контрактов), то произведенный Администрацией перерасчет при условии уменьшения площади квартир по окончанию строительства обоснованно признан соответствующим нормам действующего законодательства и заключенным контрактам.

Отклоняя довод ОАО "ИСК ЯНАО" об уменьшении цены дольщиком при отсутствии согласия застройщика, суды исходили из того, что согласие ответчика на перерасчет в сторону уменьшения цены в случае уменьшения площади квартиры следует из условий контрактов (п. 3.6 контракта). Оснований считать условия контрактов в этой части противоречащими нормам Закона N 94-ФЗ не имеется, поскольку статья 9 Закона N 94-ФЗ предусматривает возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом суд первой инстанции в решении правомерно указал, что согласованное изменение площади квартир не может рассматриваться в качестве изменения количества поставляемого товара, его объема в том смысле, в котором это указано в статье 9 Закона N 94-ФЗ.

Поскольку условиями муниципальных контрактов были согласованы порядок и случаи уменьшения цены контрактов, суд первой инстанции пришел к обоснованном у выводу о взыскании с ОАО "ИСК ЯНАО" в пользу Администрации излишне уплаченных Администрацией денежных средств исходя из уточненного размера общей площади переданных квартир.

Довод кассационной жалобы о нарушении судами норм статей 7 и 8 Закона N 214-ФЗ, статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется, поскольку при принятии судебных актов суды исходили из условий заключенных сторонами муниципальных контрактов об участии в долевом строительстве, которые не противоречат нормам законодательства, в том числе, и названным нормам права.

Довод заявителя жалобы о том, что на стороне ОАО "ИСК ЯНАО" могла возникнуть обязанность по возврату денежных средств исключительно в случае не подписания сторонами актов приема-передачи объектов долевого строительства, отклоняется как не основанный нормах законодательства и на условиях муниципальных контрактов.

Довод жалобы о том, что судами не изучена конкурсная документация, не сопоставлены условия проектов контрактов с условиями муниципальных контрактов, а также довод о неосновательном участии в долевом строительстве публично-правового образования подлежат отклонению, поскольку муниципальные контракты по приведенным в жалобе основаниям не оспорены и не признаны недействительными.

Довод жалобы о неправильном применении статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения не может быть принят во внимание. Суды исходили из того, что если в договоре долевого строительства многоквартирного дома площади лоджий не указаны и не предусмотрена доплата за наличие в квартире дополнительной площади, то их стоимость признается уже учтенной в цене договора. Доказательств, свидетельствующих о том, что в цену 1 квадратного метра не включены расходы застройщика на строительство лоджий, материалы дела не содержат.

В силу того, что обжалуемые судебные акты основаны на полном исследовании всех обстоятельств по делу и вынесены при правильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и для удовлетворения кассационной жалобы.

По правилам статей 106 , 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.07.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 по делу N А81-2110/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

В) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)



 

Возможно, будет полезно почитать: