Кем принимается конституция российской федерации. Образовательный портал - все для студента юриста


Термин «конституция» имеет латинское происхождение и обозначает свод незыблемых правил, определяющих административно-правовое устройство государства и характер взаимоотношений между государством и его гражданами. Конституция имеет высшую юридическую силу. Ни один закон, противоречащий статьям конституции, не может быть принят.

Принятие и утверждение конституции осуществляется учредительным собранием либо на народном референдуме (свободное голосование граждан), что определяет уровень демократии в стране. Именно в конституции отражены права и обозначена ответственность граждан во всех сферах общественно-политической и социальной жизни. Знание ее норм и основных положений говорит о правовой грамотности человека и является одним из гарантов гражданской защищенности. В РФ в настоящее время действует конституция 1993 года, которая была принята в сложное для государства время и стала важным этапом на пути смены формы правления и переформирования всех государственных структур.

События, предшествующие принятию Конституции РФ 1993 года

Разработка нового проекта конституции РФ была острой необходимостью, диктуемой политической обстановкой в стране. В 1991 году РСФСР вышла из состава СССР и провозгласила о своей независимости. За год до событий 1993 года на съезде Народных депутатов начинается открытая критика правительства Гайдара. Уже в декабре 1992 года президент Б. Н. Ельцин выступает с предложениями о всероссийском референдуме. Так, 12 декабря было принято решение о народном референдуме, который запланировали на 11 апреля 1993 года. Возникший конфликт между правительством во главе с Б. Н. Ельциным и парламентом, состоявший в разделении власти и выборе путей экономического развития, необходимо было урегулировать путем конституционного закрепления полномочий. На референдуме планировалось обсуждение основных положений нового проекта конституции, составленного Съездом народных депутатов и утвержденного президентом.

Однако при составлении проекта возникло много сложностей, некоторые положения противоречили друг другу. Разногласия между исполнительной и законодательной властью снова обострились. В итоге поставили вопрос о конституционной реформе в РФ. 29 марта после неудачной попытки отстранить Ельцина от власти Съезд народных депутатов заявил о переносе даты референдума на 25 апреля. В весеннем референдуме приняли участие чуть более 60% избирателей. Основным направлением голосования стали вопросы доверия населения действующему правительству РФ. Решение было принято лишь по одной части поставленных вопросов.

Первая публикация нового президентского конституционного проекта вышла 30 апреля. Начинаются демонстрации и жесткая критика в адрес правительства. К осени 1993 года ситуация в стране становится кризисной.

Политическая обстановка в стране в сентябре-ноябре 1993 года

21 сентября 1993 года Ельциным был подписан указ о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и назначении на 11-12 декабря выборов в Государственную Думу. Этот указ, согласно действующей тогда конституции, был неправомерен и приводил к отстранению президента от выполняемых обязанностей. Тем не менее, Ельцин продолжает подписывать указы, противоречащие конституции, игнорируя требования об отставке.

В результате конфликт выливается в вооруженное столкновение 3-4 октября, после которого Ельцин, беря на себя полномочия законодательной власти, выпускает указ о проведении поэтапной конституционной реформы. И уже 15 октября, нарушая закон о референдуме, датой всенародного голосования по новому проекту конституции назначается 12 декабря 1993 года.

За новую конституцию на референдуме проголосовали около 60% избирателей. Таким образом, считается, что ныне действующая конституция принята 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме, признанном правомерным. Всего за период с 1992 по 1993 год было составлено 4 проекта конституции. Принятый проект значительно изменил структуру и полномочия органов государственной власти, внедряя принцип разделения властей.

Поправки к конституции РФ 1993

Последняя Конституция РФ является комбинированной. Это означает, что в ней допускается изменение ряда пунктов путем внесения поправок, при этом есть установленный список положений, изменение которых невозможно.

Таким образом, не стоит полагать, что Конституция РФ до сегодняшнего дня сохранилась именно в том виде, в котором ее приняли 12 декабря 22 года назад. Б. Н. Ельциным неоднократно вносились поправки о переименовании некоторых субъектов РФ. Важной поправкой, внесенной Д. А. Медведевым, стало увеличение срока правления Президента РФ до 6 лет вместо 4. Также серьезные реформы коснулись Верховного суда и прокуратуры. Несколько поправок усилили влияние законодательной власти над исполнительной.

Полная замена существующей Конституции должна быть обусловлена значительными изменениями политического и экономического развития государства, а новый проект должен быть утвержден на народном референдуме.

Структура конституции РФ и ее особенности

Конституция РФ состоит из двух разделов: в первом расписана организация государственной власти, административно-правовая структура государства, политический строй, отражены все права и обязанности граждан, как единицы общества и государства в целом; во втором находятся положения о действии и прекращении действия данной конституции, о порядке отмены нормативно-правовых актов и внесения поправок. Федеральный

Закон, содержащий поправку к Конституции, рассматривается в трех чтениях, для его принятия необходимо одобрение 66% депутатов Думы и 75% членов Совета Федерации. Когда закон одобрен, его публикуют и отправляют на рассмотрение в субъекты Федерации, рассмотрение на местах длится один год. Официальное принятие закона возможно лишь в том случае, когда количество субъектов, где получено одобрение, превышает 66 %.

Принципы и нормы, изложенные в Конституции, являются основой для всего законодательства. Именно Конституция РФ устанавливает иерархию прочих нормативно-правовых актов и определяет границы их действия.

Личные права и свободы, прописанные в Конституции, не противоречат Всемирной Декларации прав человека.

Государственный праздник в честь принятия Конституции 1993 года

С 1994 г. 12 число в декабре было признано нерабочим днем, а сам праздник получи статус государственного. Но в декабре 2004 г. после внесения поправок в Трудовой Кодекс 12 число окрасилось на календаре в черный цвет. Этот день перестал быть официальным выходным. Однако такие изменения не означают желание преуменьшить значимость референдума и основополагающую роль самой Конституции. С 2004 г. 12 день в декабре считается памятной датой России.

Конституции разных стран могут сильно отличаться своей основой, не все представлены в одном завершенном документе (кодифицированная конституция, состоящая из одного документа, имеется во Франции, США и России). Они гарантируют разную степень защищенности граждан и стабильности государства, в редких случаях документ можно считать совершенным. Тем не менее, этот основополагающий нормативно-правовой акт служит неким гарантом демократии и свободы для граждан конкретного государства.

Конституционное развитие России длилось десятки лет начиная с дореволюционных проектов и заканчивая конституцией 1978, ставшей базовой основой действующей Конституции. С изменением экономического и политического устройства будет возникать необходимость и в изменении конституционных норм, поэтому принятие новых поправок вполне ожидаемо.

Видео конституция РФ была принята

В 1992-1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые разрешились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993 г. Президент издал Указ № 1400, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. 3-4 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами, после чего на всенародное обсуждение была вынесена новая Конституция, которая и была принята в ходе референдума 12 декабря 1993 г. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, соответствующее избранному народом курсу на отказ от тоталитаризма и строительство демократического государства. Демократическое конституционное право вводит сложные отношения между различными политическими группами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободу для оппозиции. Институт гражданских прав и свобод получает такое развитие, которого никогда не было в истории России.

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации (РСФСР) было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята в 1918 году; последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:

Конституция РФ, почтовая марка с купоном. 1995

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В Главе 9 Раздела первого Конституции Российской Федерации рассматриваются вопросы пересмотра Конституции и внесения поправок в Конституцию. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Кроме того, в статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Субъект конституционной законодательной инициативы - это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации;

Государственная Дума;

Правительство Российской Федерации;

законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

подтверждает неизменность Конституции;

разрабатывает проект новой Конституции, который:

принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или

Существуют несколько разновидностей поправок в Конституцию Российской Федерации:

поправки в главы 3-8 - изменения вносятся законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;

поправки в статью 65 (в которой перечислены субъекты Российской Федерации), которые могут быть связаны с:

принятием в Российскую Федерацию и образованием в её составе нового субъекта Российской Федерации, а также изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации - в данном случае изменения вносятся Федеральным конституционным законом;

изменением наименования субъекта Российской Федерации - изменения вносятся Указом Президента Российской Федерации.

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;

Никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;

Исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведенные в предыдущем пункте цели.

Должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ.

В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

12 декабря в России отмечается День Конституции. Именно в этот день в 1993 году был принят Основной закон государства. О том, как принималась и менялась Конституция - в нашем материале.

Как принималась Конституция

Необходимость появления нового Основного закона в России признали в середине 1990 года. Тогда же на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая должна была работать над документом. В 1992 году - после доработок - VI Съезд одобрил общую концепцию и основные положения Конституции.

Но ни в 1992 году, ни в начале 1993 года новую Конституцию принять не удалось из-за разногласий между исполнительной и законодательной властью: с одной стороны, президент Борис Ельцин и Совет Министров, с другой - Верховный совет, большая часть народных депутатов во главе с Русланом Хасбулатовым, а также вице-президент Александр Руцкой.

Для того чтобы завершить подготовку документа, Борис Ельцин издал указ, согласно которому созывалось Конституционное совещание. На нем присутствовали представители высших органов власти и общественности, которые обсуждали как внесенный Ельциным проект Конституции, так и материалы Конституционной комиссии. В результате более месячной работы совещание выработало и 12 июля 1993 одобрило компромиссный вариант.

События августа-сентября 1993 года обострили кризис в стране, кульминацией которого стали так называемый "Октябрьский путч" и расстрел Белого дома.

После этих событий Ельцин подписывает указ "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы", который дает ему полномочия законодателя. 15 октября президент назначает на 12 декабря всенародный референдум по Конституции. За её принятие проголосовало большинство зарегистрированных избирателей: "за" — 58,43%, "против" — 41,57%.

25 декабря новую Конституцию публикуют в "Российской газете", после чего она официально вступает в силу.

Как менялась Конституция

Конституция России — это Основной закон государства, соответствовать которому должно всё законодательство, начиная от федерального и заканчивая муниципальным уровнями. Многие годы текст Конституции оставался неизменным. Первые изменения в статью 65 были внесены в начале 1996 года, когда о смене названия приняли решение республики Ингушетия и Северная Осетия - Алания. Спустя пять лет в тексте Основного закона поменялось наименование республики Чувашия, а в 2003 году — Ханты-Мансийского автономного округа. С 2004 по 2007 годы статья 65 менялась пять раз в связи с объединением некоторых субъектов России. Последний раз в текст вносились изменения 21 марта 2014 года после вхождения Крыма и Севастополя в состав России.

В 2008 году Конституция претерпела, пожалуй, самые существенные изменения. Пятого ноября, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, занимавший тогда пост главы государства Дмитрий Медведев предложил увеличить сроки полномочий президента с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет. Также он предложил конституционно обязать правительство страны выступать с ежегодным отчётом перед Государственной Думой о результатах своей деятельности.

Уже 14 ноября Госдума одобрила проект поправок. Идею изменить Конституцию депутаты восприняли с энтузиазмом. Ко второму чтению в законопроект был внесен ряд поправок. Так, парламентарии предложили переименовать президента России в Верховного правителя, закрепить в преамбуле главенствующую роль русского народа, упразднить Совет Федерации, увеличить полномочия президента до 7, а не 6, лет, а также ограничить полномочия главы государства одним сроком.

В итоге все эти инициативы были отклонены. 21 ноября Госдума большинством голосов (392 "за" и 57 "против") приняла поправки. После утверждения Советом Федерации, проект был направлен в региональные парламенты. К середине декабря все местные законодательные органы власти документ одобрили, и он поступил на подпись президенту. За день до наступления нового 2009 года изменения в Конституцию вступили в силу.

Об отношение россиян к Конституции - к 21-летию документа

— 41% россиян никогда не читал Конституцию. 39% считают, что граждане России в основном соблюдают Конституцию, 36% ответили, что отчасти. О том, что 12 декабря в стране отмечается день Конституции, знают 75% опрошенных. Таковы данные опроса "Левада-центра", проведенного накануне праздника.

— За 2014 год в Конституцию были внесены три поправки. Первая (от 5 февраля) предусматривала объединение Верховного и Высшего арбитражного судов, а также расширение полномочий президента России по кадровым назначениям в прокуратуре. Вторая (от 21 марта) закрепляла принятие Крыма в состав России. Третья (от 21 июля) дает возможность президенту вводить своих представителей в Совет Федерации; число их не должно превышать 10% общего количества членов.

— 8 декабря президент России поздравил судей Конституционного суда с предстоящей памятной датой. Говоря об изменениях в Конституции, Владимир Путин заявил, что "конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным", а сама жизнь требует внести в основной закон какие-то коррективы.

— В преддверии юбилея председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил: "Я всегда говорил одно и то же. Первое: не вносите в Конституцию того, чего не нужно вносить. Если нельзя не вносить - только тогда вносите. А второе: Конституция - это не священная корова, и не нужно на нее молиться, не притрагиваясь, или наоборот - поскольку мы не готовы к священному - взять и все отбросить: сегодня одно, завтра - другое". Стоит отметить, что ранее Зорькин уже призывал не относиться к Основному Закону как к "священной корове".

Несколько общих и интересных фактов о Конституции

— Конституция России состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений.

— День Конституции в течение 12 лет был выходным днем. В декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс, согласно которым юбилей был признан (всего лишь) памятной датой.

— Конституция побывала в космосе дважды. В 1999 году документ побывал на орбитальном комплексе "Мир", в 2005 году — на борту МКС. В целом Основной закон был в космосе 329 дней.

Кирилл Буланов, Денис Нарыльнев, Андрей Гуцков. сайт

Основные этапы конституционного развития России. Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993года.

Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции. Специфика Конституции 1993 года обусловлена тем, что она оказывает новый этап в конституционном развитии нашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 году. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

Затем после образования в 1922 году Советского Союза Конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 года,1937 года и 1987 года. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов. Противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека. Разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в представлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки.Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей,она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций:

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл.1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Наиболее значимой является глава первая, закрепляющая основы конституционного строя.

Глава 1. Основы конституционного строя


Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государст

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИИ

Как указывают исследователи, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.

С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция - свод основных декретов большевистского государства. Декреты провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов. Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей советской власти провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.

Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.

Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Непролетарские слои населения - а это "эксплуататорский класс", духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки - были лишены избирательных прав. В эту же категорию попали члены дома Романовых, осужденные и душевнобольные.

Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет.

Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР.

В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. В частности была такая формулировка: "Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".

Целая глава была посвящена работе Объединенного главного политического управления (ОГПУ). Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.

Для всех республик СССР Конституцией 1924 года устанавливалось единое гражданство - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза".

В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего социализма" - начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире.

Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование.

В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки. Все судебные заседания должны были быть открытыми.

Статья 127: "Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора". Это 36-й год... Открыто в государстве диктатуры не существовало.

Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не работает, тот не ест" и "От каждого по его способности - каждому по его труду".

С этого момента 5 декабря стал выходным праздничным днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года.

Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые, скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем, было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды. Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто, потому что не было закона.

Брежневская конституция - 1977 год. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР 7 октября. С этих пор выходной день не пятое декабря - День сталинской конституции, а седьмое октября - День брежневской конституции.

В этой советской конституции впервые появляется преамбула. В ней рассказывается об историческом пути Советского Союза за 60 лет, дается характеристика "развитого социалистического общества".

Конституция 1977 года назвала Советский Союз общенародным государством, то есть "государством при развитом социализме". Это, кстати, и было причиной принятия новой конституции - новое государство построено, нужна новая конституция.

Тем не менее, основная часть брежневской конституции взята из сталинской. Только брежневская, по сравнению с предыдущими тремя, более четко утверждает ведущую роль коммунистической партии.

КПСС - по новой конституции - руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа.

В 1985 году генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев объявил курс на перестройку. Одновременно начался процесс существенного изменения конституции РСФСР образца 1978 года.

С учетом поправок 1989-1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в Конституции подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента, и 30 октября 1991 года - Конституционный суд РФ.

Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития. Считалось, что контроль за содержанием законов - это функция парламента. И поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан парламентский орган конституционного надзора, который давал рекомендации законодателю о том, что какие-то акты, принимаемые им, не соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось проектов законов, рассматриваемых законов, не имели обязательного значения. И комитет конституционного надзора не являлся судебным органом. Это была немножко другая организация, организация парламентского контроля за содержанием законов. Общепризнанная модель требует, чтобы это делала судебная власть. Это случилось впервые в России в 91-м году .

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

Напомним основные вехи конституционного процесса в России в 1990–1992 гг.:

– принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;

– создание Конституционной комиссии;

– подготовка, принятие за рабочую основу и опубликование ею проекта новой Конституции России;

– проведение референдума по учреждению поста Президента РФ; введение в действующий Основной закон глав (статей) о Президенте РФ, Конституционном Суде РФ, правах и свободах человека и гражданина;

– принятие пятым Съездом народных депутатов РФ решения о делегировании Президенту России указного права по вопросам радикальной экономической реформы;

– подписание Федеративного договора, включение его содержания в Конституцию и начало непростого строительства конституционной Федерации;

– постатейное рассмотрение проекта новой Конституции Верховным Советом РФ и его принятие шестым СНД РФ фактически в первом чтении;

– политический компромисс, выработанный совместно Президентом России и седьмым Съездом при участии КС РФ о проведении в апреле 1993 г. всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции РФ .

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР", принятыми в 1989 г.

Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. наличие в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких определений, как "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность", и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны .

В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, - о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту - Верховному совету. "Да, да, нет, да" - известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.

На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис власти…

После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция.

12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

9 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным праздником.

Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.

Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.

В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.

Конституция гарантирует равноправие всех субъектов федерации и обеспечение прав всех наций. Президент России - гарант Конституции.

В ней указано, что он избирается всенародным голосованием на четыре года, не более двух сроков подряд. Правда, есть в России люди, которые уверены, что эти нормы немного устарели. Как вносить поправки в Конституцию, оговорено в ее девятой главе. С подобными предложениями могут выступать Президент, Федеральное собрание, правительство и законодательные органы субъектов федерации.

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция - это Основной Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важного документа. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества.

Теперь какое бы дело не рассматривал суд, всегда рассматриваются права граждан. Любой гражданин может обратиться в Конституционный суд, у него просто фантастическое право - он равен законодателю. Он может обжаловать закон, принятый высшей федеральной властью: Государственной думой, Федеральным собранием, но в том случае, если этот закон был применен в его конкретном деле, если этим законом его права нарушены, если есть сомнения в том, что этот закон противоречит Конституции. Огромное количество дел, которые касаются вопросов судебной защиты граждан, вопроса равенства сторон в процессе, вопросов применения разного рода репрессивного воздействия на граждан и т.д. Очень много вопросов по налоговому законодательству, прав собственности или свободы предпринимательской деятельности, проблемой прописки, когда гражданин был прикреплен к какому-то определенному месту, и от этого места зависели большинство его прав…

Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). Том 4: 1993 год. Книга первая (январь–апрель 1993 года)/Под общей редакцией кандидата юридических наук О.Г. Румянцева

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. Издание третье, переработанное и дополненное. Е.И. КОЗЛОВА, О.Е. КУТАФИН



 

Возможно, будет полезно почитать: