Культура и религия древнего китая. Верования древних китайцев: философия с элементами религии

Первые проявления цивилизации в Китае обычно относят к XIV в. до н.э. Это начало эпохи Шан (Инь). Тогда существовало государство Инь в среднем течении р. Хуанхэ. Государство возглавлял наследственный монарх Ван, уже имущественное расслоение, зачатки рабовладения, но сохранились остатки первобытно-общинных отношений. Тогда появился лунный календарь. Первобытная религия как культ природы и культ предков начала трансформироваться в системную религию.

Каждая община имела свое божество - Фанди, которое было покровителем и предком общины, он поддерживало плодородие земли и плодовитость скота. Местные божества возглавлял верховный бог Шанли. Своим богам и предкам окопы приносили жертвы, в том числе и человеческие - мужчинами из пленных (женщин оставляли в живых как рабочую силу). Человеческие жертвоприношения бывали массовыми. В эпоху Шань возникает представление о Небе как верховную существо, обладателя всего существующего.

В XI в. до н.э. государство Инь завоевал народ чжоу.

Эпоха Чжоу длилась с XI в. до н.э. Здесь уже появилось долговое рабство, но основу общественного рабства создавали свободные общинники, получали земли от Вана. Государство состояла из отдельных царств, которые постепенно набирали независимости и воевали между собой. К концу эпохи утвердилась частная собственность на землю. Значительно улучшилась технология обработки земли, утвердилось ремесленничество, расцветала торговля. В это время производится специфическая древняя религия.

В чжоусцы была богиня Праматерь из рода Барана - Цзянь Юань, затем ее место занял Правитель-Просо ("Володар-Зерно»).

Когда же вследствие завоевания государства Инь и ряда соседних племен сформировалось государство Чжоу, возник и культовый межплеменной союз, в котором поклонялись совместном богу Гуня.

Впоследствии в пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ вырастает еще более влиятельное государство с тем же названием Чжоу.

В ней появился культ "Верховенство божества" - Неба, а чжоускую стал "Сыном Неба" - Тянь-цзы.

В VIII в. до н.э. центр государства Чжоу перемещается на восток. Восточное Чжоу - это период существования ряда раздробленных самостоятельных государств, их было около двухсот. С десяток их самых значительных, в том числе и Восточное Чжоу, образовали ядро государства, которое историческая традиция считала "центральными царствами" Вселенной (Поднебесный Вселенная - Чжун го).

Среди большого количества царства Чжун го Восточное Чжоу играло роль культового центра, а чжоускую ванны стали номинальными правителями. Религия в этот период осталась культом природы и культом предков, особенно царских.

С V в. до н.э. и к III в. до н.э. продолжается период "царств, ведущих борьбу". Царства Ци, Чу, Цинь, Цзинь, Хань, Суй, В, Юэ, Лу и другие борются за господство одно над другим.

Именно в это время и появляются основные философские и религиозные школы Китая, и первая из них - конфуцианство.

Но перед изложением истории и сути конфуцианства коротко рассмотрим содержание и формы религии Древнего Китая.

Из разрозненных религиозных идей в эпоху Чжоу сложилась в известной степени систематизирована религия. В концы XIX в. ийибуло дано название древняя государственная религия, или синизм. Но это название в синологии не прижилась, религия древних китайцев осталась без названия, такой пусть она будет и у нас.

Древняя китайская религия

Как и во всякой религии, в стародавниий китайской религии находим прежде всего анимистические представления, связанные с олицетворением природных и социальных сил. Они оказались в обожании неба, различных духов и душ предков.

Небо (Тиан, Тян, Те) - главный китайское божество. Это не дух неба, не какая-то сила, а самое живое небо, над нами, оно все видит, все знает, все ему принадлежит, оно всем руководит. Оно является Верховный Правитель, обожаемый материальный предмет, а не высшее существо.

Никаких взглядов древние китайцы в понимание своего божества неба не вкладывали. Это чистое поклонение силам природы.

Небо не дает откровение, чудес, божественного вмешательства в действия природы и человека. Но судьба, Минг, у каждого она своя и становится известной, только когда осуществляется. Небо может выразить свое отношение к природе, к людям из-за погоды, природные явления, оно может заявить о потере гармонии между ними и землей. Тогда дело императора - принести жертву, отрегулировать отношения. Если небо сердится па императора, тогда его надо заменить.

Древнекитайское представление о духах (Шань) - это уже анимизм. Духов великое множество, они связаны с предметами природы, каждый из них имеет своего Духа. Существуют они совместно как некая корпорация, к ним и надо обращаться не в одиночку, а ко всем вместе. Поскольку они олицетворяют конкретные вещи (горы, реки, поля, небесные светила, явления природы и т.д.), то их существование территориально ограничено. Культ по ним осуществляет уже не император, а местный правитель.

Духи существуют под Небом, подвластны ему, но не представляют его. Все они добрые, злых духов нет. Зло исходит не от злых духов, а от отсутствия доброй воли добрых духов.

Культ духов обслуживался заимствованным из первобытной религии шаманизмом. Шаманы были специалистами в отношениях с духами, они знали, когда, где и как осуществлять им жертвоприношения, как их пригласить для помощи и как предотвратить зло. Существование и авторитет духов поддерживались тем, что шаманы знали народную медицину, физиологию и психологию клиентов.

Культ предков был наиболее укоренившийся. Древние китайцы верили в существование души человека после его смерти. Это не вера в личное бессмертие. Это была идея продолжения рода как вечной ценности.

Китайское представление о потустороннем мире сохраняло черты первобытных представлений об этом. Потусторонний мир был естественным продолжением земной жизни. Покойник не умирал окончательно. Требовал еды и ухода в соответствии с тем статуса, который он занимал в земной жизни. О нем надо было заботиться, как о живом, заменяя реальные вещи и формы опеки соответствующими символическими. Этому и. должен был служить культ предков. Поэтому и нет в стародавньокитайському анимизме идеи потусторонней возмездия, идеи ада и рая. Китаец боится не будущей казни, а осуждающей мысли духов предков, перед которыми он несет ответственность. От предков зависит его нынешняя судьба, реальная жизнь. И к этому нельзя быть равнодушным.

Вот поэтому в каждом доме устраивалась своя часовня или молельня с дощечками, на которых были написаны имена предков. Когда собирается семья - присутствуют и духи предков. Тогда духам предков приносят жертву - прямую или символическую. Члены семьи потребляют пищу, а духи предков - жертву. В честь предков говорят речи, в заклинаниях выражают свои просьбы или благодарность за помощь и тому подобное. Такой культ имеет только семейный характер, его осуществляют только муж и жена. Поэтому брак - это религиозный акт, он открывает возможность поклонения предкам.

Чтит своих предков и император. И это уважение уже имеет не только семейный, но и общественный характер, Император приносит жертвы своим предкам и всем предшественникам на престоле. Они помогают не только ему одному и его семье, а всей стране в целом, всему народу Отсюда их значимость, масштабы, публичность.

В Древнем Китае возникли культовые традиции. Жертвы приносились Небу, духам и предкам по разным поводам, даже в случае изменения погоды. Эти жертвы делались не ради откупа, а с благодарности и преданности. В китайских обрядах нет ничего аскетического. Обряды часто сопровождаются музыкой. Жертвами являются животные, растения, предметы обихода - все зависит от причины принесения жертв, от того, чего просят. Приносит жертвы сам проситель, глава семьи, никаких специалистов по жертвоприношений нет. Но все должно соответствовать ритуала, ничего не может быть отвергнуто или упрощено. В глазах китайца жертва - это вся сумма отношений со сверхъестественным, и пренебрегать здесь ничем нельзя.

Древняя китайская религия была знаменательная расцветом традиционной магии: маги, предсказатели, гадалки, знатоки рецептов чудодейственных эликсиров, специалисты из добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти имели неограниченный простор для своей деятельности. Особый размах набрала магия достижения бессмертия. Поиски эликсира бессмертия поощрялись почти всеми императорами всех династий. Почему бы не сделать безграничным замечательное императорское жизни, в котором для Сына Неба не было никогда, нигде, ни в чем отказа? Недоступностью этой мечты очевидна. Но эти поиски стимулировали создание знаменательных для древнекитайской медицины фармацевтических открытий.

Итак, древняя китайская религия, непосредственно родилась из первобытной религии их предков, шла обычным для всех религий путем: превращение первоначального олицетворение природы и общества в политеизм, объединение элементарных фетишистским и магических приемов и действий в религиозный культ. Утверждение о том, что древние китайцы поклонялись Шаньди - Первому государю, выдающемуся из всех духов, да еще и с намеком на то, что древние китайцы под Шаньди понимали Единого Бога, вряд ли можно считать обоснованным.

Религия древнего Китая

Религия Китая никогда не была похожа ни на одну из систем духовных представлений, которые царили в Европе и на Ближнем Востоке. Отличительное мышление, устройство общества и даже природа привели к зарождению совершенно уникальных форм верований.

Первые упоминания, связанные с древнекитайской религией, относятся к III тысячелетию до н.э. и представляют собой гадания и культ предков. С тех далеких пор Китай прошел через несколько ступеней развития религиозных взглядов, которые породили всем известные сегодня даосизм и конфуцианство.

Корни древних верований китайцев


Недавние археологические раскопки, проводившиеся недалеко от Пекина, привели к обнаружению пещеры с захоронениями. Тела были уложены особым образом в направлении верхнего участка пещеры. Ученые сделали из этого вывод, что уже 100-50 000 лет тому назад у китайцев были представления о загробной жизни.

Первая примитивная религия Китая некогда базировалась на укладе сельскохозяйственной жизни, которая способствовала появлению религиозных культов, посвященных природным явлениям и силам. Небо занимало более высокий статус по сравнению с землей и включало в себя дождь и гром, ветер, реки, горы и другие явления природы, которые имели привязку к сельскому хозяйству. Подтверждением тому служат многочисленные найденные археологами сосуды, украшенные небесной символикой. Постепенно явления, относящиеся к небесам, получили привязку к божественности. Этот факт был отмечен в древних рукописях. Подвиги мифических народных героев связывали с победой над природными явлениями, что привело к зарождению молитвенного культа с просьбой о защите через обращение к предкам.

Была распространена и мантика, которая являлась видом гадания по черепаховому панцирю. Ответ от божества получали через пластинку панциря, брошенную в огонь. Жрец изучал ее после сгорания и толковал появившиеся на ней трещины.

Культ предков – фундамент для развития классических верований китайцев

Культ предков является одним из самых известных религиозных явлений в мире, но именно в древнем Китае он обрел высочайшую значимость, повлиял на становление этики китайцев и стал основополагающим для конфуцианства. Небо всегда относилось безразлично к любому человеку. Чтобы доказать свое уважение человек был обязан облечь его в форму безукоризненного подчинения воле императора, который считался Сыном Неба и представлял его среди людей. Это верование переросло в культ обожествленных предков и стало почитаемым всеми классами в обществе. Люди, имевшие родство с императорской семьей, были уважаемы, так как своего рода они соприкасались с Небом.

Эта религия древнего Китая достигла своего расцвета во время правления династии Шан (1384-1111 годы до н.э). Чрезмерная суеверность китайцев заставляла их обращаться за советом к предкам по любому вопросу, который касался жизни человека (войны, болезни, похороны). Все обряды тщательно контролировали, а некоторые проводил сам император.

Храм для предков

Культ отразился в веровании в двойственность души человека, которая состоит из материальной и духовной частей. Материальная душа умирает с телом и предается погребению. Забота о ней предполагала необходимость похоронить с ней преданных слуг и часть накопленного богатства. Духовная душа уходила на небо, чтобы занять там место в соответствии с земным статусом. Для поддержания этого верования китайцы начали сооружать храмы, где хранили именные таблички предков аристократии. Такой почет позволял знатным семьям поддерживать свое влияние в обществе и командовать людьми с более скромной родословной и простым народом.

Даосизм – стремление к совершенству

Скульптура Лао-дзы «Дао-дэ-цзин»

Этика и место человека в обществе привели к зарождению даосизма в VI веке до н.э. Основателем этого религиозного течения считается Лао-дзы, существование которого до сих пор не доказано историками. Эта религия Китая своим базовым письменным источником считает трактат авторства Лао-дзы «Дао-дэ-цзин». В основе верований лежит преклонение перед сверхъестественным началом, а путь самосовершенствования в конечном итоге приведет к бессмертию.

Суть жизни последователя заключается в следовании по естественному пути, по которому существуют все вещи в мире и которому они все покоряются. Этот путь лежит выше уровня осязания и способности осмыслить его, но именно он наделяет смыслом все вещи, которые окружают человека. Взаимоотношения между людьми и отношение людей к миру регулируются моральным законом. Человек наделяется жизненной энергией, которая подталкивает к следованию по пути Дао.

Таким образом, смысл жизни человека должен заключаться в стремлении приобщиться к Дао через медитацию и отречение от материальных ценностей. Бессмертие – это конечная цель в Дао, которое не имеет ни начала, ни конца.

Поклонники этой религии отказывались от пищи, сначала сокращая объем употребляемой еды и учась насыщаться собственной слюной. На этом этапе пути последователь приступал к физическим занятиям похожим на йогу, чтобы научиться дышать по-новому, то есть сделать процесс подконтрольным сознанию и суметь остановить и начать дыхание, когда это нужно. Путь к бессмертию также требовал очищения духовного через добрые поступки. Требования должны были выполняться неукоснительно, а одна оплошность могла аннулировать достижения человека.

Аристократия Китая оценила даосизм и сделала его господствующей религией в средние века. Эта религия Китая хорошо уживалась с конфуцианством. Поклонники даосизма не просто являлись глубоко духовными людьми, но также сумели совершить множество научных открытий (включая эликсир бессмертия) и создали учение феншуй, основы цигун (дыхательная гимнастика) и ушу (боевое искусство).

Гора Тай (провинция Шаньдун)

Сегодня в Китае насчитывается 1500 храмов и монастырей, посвященных даосизму, и проживает больше 25 000 последователей течения. Среди самых известных достопримечательностей в природе, связанных с даосизмом, считается гора Тай (провинция Шаньдун) с ее знаменитым пиком Нефритового императора и Желтые горы Хуаншань (провинция Аньхой). Храм богини-хранительницы города в Шанхае также относится к популярным местам, проповедующим Дао.

Конфуцианство – возвращение к истокам

Конфуцианство стало древней традицией, которая пропитала сознание китайской нации и успешно продолжает свое существование и сегодня. Конфуций был реальным историческим лицом, жившим в 551-479 годы до н.э. Времена для Китая тогда выдались очень сложные, страна распадалась, а правление никак не могло понять, что нужно сделать, чтобы спасти ситуацию. На помощь пришел Конфуций со своей этико-социальной доктриной, которая обрела величайшее множество поклонников и превратила эти взгляды в новую религию.

Принципы конфуцианства изложены в двух канонах («Пятикнижие» и «Четверокнижие»). Первая часть состоит из книги гаданий и магических изречений, мифологической истории Китая и небольшой истории страны в период с VIII по V века до н.э., тома древнейших песен на тему религии и на основе классической поэзии и книги с описанием обязательных обрядов сторонника учения. Вторая часть включает описание базовых учений, книгу мудрых изречений, трактат о золотой середине и изложение учений Конфуция одним из его любимых учеников.

Гуманность (все положительные качества человека, проявляемые по отношению к другому человеку) и долг (обязательство, которое на себя налагает гуманный человек) были провозглашены основными принципами. На деле это проявлялось в форме глубокого уважения к родителям, верности императору и верности своему брачному спутнику.

Главным отличием конфуцианства от других религий стало укрепление устоявшихся традиций вместо создания новой системы ценностей. Ритуальность и тщательность во всем стали неукоснительными требованиями для спасения, но человек не должен был отказываться от привычного уклада жизни и жертвовать семьей и друзьями.

Во II веке до н.э. конфуцианство достигло своего наибольшего расцвета, став официальной религией Китая. Религия потеряла свой национальный статус в 1911 году, когда к власти пришел коммунизм.

Китайский буддизм – новая эра духовных открытий

Буддизм появился в Китае в I веке до н.э., а IV веке н.э. обрел очень сильное влияние и окутал всю страну. Буддизм был быстро адаптирован под китайское общество и разделился на три течения: китайский, тибетский (ламаизм) и палийский.

Его появление обозначило некоторые сложности для приверженцев новой веры. Религия древнего Китая до этого не предполагала существования монашества. Это привело к тому, что буддисты поначалу считались нарушителями самых основных культурных и моральных норм. Становясь монахом, человек был обязан сменить свое имя и дать обет безбрачия, что полагалось глубочайшим неуважением к предкам. В Индии считалось нормальным жить, будучи зависимым от подаяний. В Китае это воспринималось как неуважение и лень. Самым тяжелым препятствием буддизма на пути к распространению была власть императора, который приравнивался к божеству и требовал полного подчинения даже от монахов.

Но благодаря новым идеям и новому духовному опыту, буддизм сумел завоевать популярность. Его учения были совершенно новыми для китайцев, не знавших понятия равенства и кармы. В стране установилась религиозная система, состоящая из даосизма, конфуцианства и буддизма.

В Китае сейчас живет около 200 000 монахов и содержится больше 13 000 монастырей. Среди самых знаменитых буддистских памятников в Китае почитаются храм нефритового Будды в Шанхае, храм Юнхэ в Пекине и Пагода Большой дикий гусь в Сиань.

Проникновение ислама и христианства

мечеть Дунгуань в Синин (провинция Ганьсу)

В VII веке н.э. ислам нашел свой путь в Китай через арабских и персидских купцов-мусульман, которые приезжали туда торговать. Оседание приезжих и появление мусульманских семей начало приводить к распространению идей ислама на северо-западе страны. Император одобрил распространение ислама, но сам принять его отказался по причине сложности молитвенного ритуала и постов. Но сами китайцы отнеслись к новой религии благожелательно, дав ей возможность укорениться.

На данный момент в стране проживает 18 миллионов мусульман. Среди популярных мусульманских достопримечательностей выделяют Великую мечеть в Сиань, мечеть Дунгуань в Синин (провинция Ганьсу) и мечеть Идгар в Кашгар (Синьцзян-Уйгурский район).

собор святого Игнатия, а в городе Харбин

Католичество и другие формы христианства масштабно заполонили страну достаточно поздно (XIX век). На сегодняшний день около 7% населения государства исповедуют ту или иную форму христианства. В Шанхае можно отыскать знаменитый собор святого Игнатия, а в городе Харбин находится православная церковь святой Софии.

В стране нет одного господствующего религиозного течения. Китай объединяет в себе множество уживающихся вместе религиозных конфессий. Каждый житель имеет гарантированную законом свободу вероисповедания. С 1976 года в Китае была возобновлена полноценная работа и функционирование всех храмов и мечетей.

С древних времён в Китае религии не существовали в форме одной церкви. Так, религия Китая представляет собою смесь различных верований и философских учений, которые объединялись некоторыми учёными людьми в одно целое. На сегодняшний день принято различать три основные философские учения, представляющие основные религии: даосизм, буддизм и конфуцианство. Все три религиозные группы вправе выпускать книги и иные печатные издания, а также распространять их как в стране, так и за её пределами.

Если сравнивать все три религии, то во многих книгах они рассматриваются отдельно, как самостоятельные религиозные течения, однако в некоторых случаях они объединяются в одно целое, именуемое «религия Китая».

Во времена революции религиозные группы подвергались гонениям, разрушались храмы, запрещалось проведение обрядов. Со смертью Мао Цзэдуна началось на свободу вероисповедания.

Можно сказать, что официальная религия Китая берёт своё начало в первом тысячелетии её основателем считается Лао Цзы, который представлял картину мира, где всё идёт своим чередом, поэтому вмешиваться в его развитие нельзя. Данное течение получило название даосизм, и запрещало проявление активности для изменения существующего строя жизни. Все философские учения даосизма трактованы в книге «Дао де цзин», основной идеей которой является принцип бездействия. Считается, что в идеологии даосизма отражается мысль древних жрецов, которые стремились сохранять порядок в обществе. Таким образом, основная религия Китая основывается на принципах полного бездействия в процессах развития жизни и общества.

В одно время с появлением главной книги даосизма, в Китае образовалась иное религиозное сообщество, под руководством Кун Дзы, то есть Конфуция. Данное религиозное учение получило название конфуцианство, и трактует правила поведения и На сегодняшний день конфуцианство является учением, которое представляет узаконение различных традиций и обрядов, пришедших в культуру с древних времён.

В первом столетии нашей эры в Китай приходит буддизм, который практиковал медитацию. Основными принципами данного являются: правильные стремления, мысли, речь и а также его образ жизни, при этом необходимым считается стремление к совершенствованию путём медитации. На сегодняшний день данная религия Китая является весьма распространённой.

Следует отметить, что все три религии мирно уживаются между собою, однако ранее существовала между ними некоторая политическая борьба, так как представители всех трёх религий стремились к власти и высоким должностям.

Можно сказать, что религия Китая своеобразна, ей не присущ религиозный фанатизм и аскетизм, связь человека с Религия предполагает поддержание традиций и обрядов, дошедших с древних времён, причём обряды эти являются сдержанными и лишены религиозного воодушевления. Так, китайские религиозные учения не предполагают наличие главного Бога и веры, как таковой.

На сегодняшний день в Китае насчитывается несколько религий, которые значительно отличаются между собой. Тем не менее, буддизм, даосизм и конфуцианство существуют вместе мирно и спокойно, в некоторых случаях служения проводятся в одном и том же храме. Конфуцианство учит ответственности человека перед другими людьми, даосизм проповедует о личном совершенствовании, буддизм развивает концепцию духовного начала. Существуют также иные религиозные учения и взгляды в Китае, осталось также поклонение божествам и силам природы. Во всяком случае, в этой стране каждый человек волен сам выбирать, какой религии и каких взглядов придерживаться.

Китай – мульти-религиозная страна еще с древнейших времен. Хорошо известно, что конфуцианство – коренная религия Китая и является душой китайской культуры. Конфуцианство пользуется народной поддержкой и даже стало руководящей идеологией феодального общества, однако оно не превратится в национальную религию Китая.

По данным последнего опроса, 85% китайцев имеют религиозные убеждения, некоторые имеют религиозные практики и только 15% из них являются реальными атеистами. (Реальные атеисты здесь относятся к тем, кто не верит ни во одну из религий, ни в какие-либо мероприятия, связанные с религиями или народные обычаи.) 185 миллионов человек исповедуют буддизм, 33 миллиона человек – христиане или католики и верят в существование Бога.

И только 12 миллионов человек исповедуют даосизм. Таким образом, видно, что буддизм имеет наиболее широкое влияние, чем другие основные религии Китая: даосизм, конфуцианство, ислам и христианство.

Религия Древнего Китая признает высшее существо – Тянь; олицетворяет его на земле высший правитель Шан Ди. Тем не менее эта религия очень далека от чистого единобожия, а признает скорее, что природа полна небесных, земных и человеческих духов , которые, как таковые, имеют влияние и пользуются почитанием.

К первым принадлежат солнце, луна, планеты и отдельные созвездия; ко вторым – горы, моря, потоки, реки, источники, деревья и т.п.; кроме того, есть особый дух-покровитель государства и духи земли: прежде для каждого отдельного княжества, затем для каждого города и местечка – духи-покровители земледелия, посевов очага и т.п.;к третьим. наконец, принадлежат духи умерших членов семьи, т.е. предки и духи выдающихся людей.

Боги Китая могут быть воплощением космогонических и хтонических сил - олицетворяющие природную мощь земли. В этой религии не было и нет лиц духовного звания: император – ее первосвященник, который пользуется правом священнодействий и молитвы в храме Неба , но только лично; в других же храмах он может временно или постоянно заменять себя чиновниками. Как император и отец народа он принимает перед небом ответственность за поведение своих подданных и видит в народных бедствиях последствия своей греховности.

Буддизм

Постепенно буддизм превратился в основную религию Поднебесной. Последний опрос показывает, что 31% людей, которые не верят в буддизм приняли участие в ряде буддийских мероприятий и около 17 млн. человек уже стали приходить к вере.

Сейчас большинство последователей – это представители различных классов – это и интеллигенция, бизнес-элита, и простые люди. В последнее время появился новый отчет – Белая книга 2012 года, изданном совместно с Промышленным Банк и Hurun Report, которая показывает, что 39% интеллектуалов и бизнесменов исповедуют буддизм. Растет не только количество последователей, но и внимание со стороны общества.
Сейчас в Поднебесной насчитывается около 13 000 храмов и 180 тысяч монахов и монахинь.

Интересно! Хан буддизм – 8400 храмов и 50 тыс. монахов – это самое крупное течение в Буддизме. Тибетский Буддизм занимает второе место по своей распространенности в Китае – он имеет 3000 Храмов и 120 тысяч монахов. Южный Буддизм – 1600 храмов и 8000 монахов – он наименее распространен в Китае.

Конфуцианство

Конфуцианство – это этическая, философская система, которая была основана Конфуцием. Он получил свое устойчивое положение во время правления императора Ву династии Хань (202BC-220AD), и стал идеологией общества, его рассматривали как систему воспитания народа. Он занял устойчивое положение во время феодальной системы.

Традиции и принципы в конфуцианстве играют важную роль в формировании стереотипов мышления и методов обучения китайского народа.

Конфуцианство имеет влияние на весь мир. Во многих странах и регионах мира, таких как Великобритании, США есть филиалы Институтов Конфуция, которые создаются в последние годы распространения китайской культуры и расширения языковых знаний. В Китае, вы можете найти много храмов Конфуция.

Даосизм

Имеет историю более 1800 лет. Основателем его является Лао – Цзы. Возникновение Даосизма в Китае произошло в период “Борющихся царств”, в династии Восточная Хань (25 – 220). Сейчас около 300 храмов Даосизма разбросаны по всему Китаю, в которых живут около 30 тысяч даоссов, около 5 даосских школ существуют в стране.


В Даосизме существует два основных религиозные течения. За 1800 лет, Даосизм оказал огромное влияние на местную культуру , особенно в области народной медицины и литературы. Основываясь на некоторых теориях алхимиков, таких как Вэй Боянг в Восточной Династии Хань, различные виды лекарственных предписаний были созданы ВС Simiao и многими другими врачами.

В литературе много вымышленных персонажей, которые тесно связаны с даосизмом, такие, как Нефритовый Император. Помимо материковой части страны, многие даосы живут в Гонконге, Макао и в некоторых зарубежных странах.

Ислам в Китае

Ислам внедряется в Китае в 7 веке при династии Тан, ислам имеет историю более 1400 лет существования в стране. Суннитский ислам – основное течение, которому поклонялись почти все мусульмане в стране.

Христианство впервые было ввезено в страну во время правления династии Тан. После 1840 года христианство и католицизм охватили страну. Хотя они и были приостановлены после 1949 года, но вновь быстро распространились в последние годы.


Сейчас около 15 миллионов китайцев являются католиками, организовано около 97 приходов. Христианство в Китае насчитывает около 20 миллионов верующих. Большинство христиан проживают в южной части Поднебесной.

В дополнение к пяти основным религиям, у китайцев есть и другие традиционные народные верования. Более 200 миллионов людей верят в существование душ умерших предков и поклоняться им , около 700 миллионов китайцев приняли участие в мероприятиях, посвященных поклонению умершим предкам. Около 150 миллионов людей верят в Фен-Шуй и 140 миллионов людей верят в Бога Богатства.

Китайская астрология является очень популярной среди людей и многие думают, что знак может значительно повлиять на будущее. Таким образом, очевидно, что традиционная народная вера Китая имеет широкое основание среди местного населения.

Сейчас все больше и больше китайских людей верят в зодиакальные созвездия западной культуры. В начале нового года, многие люди наблюдают программы с предсказаниями для знаков Зодиака, чтобы узнать, смогут ли они добиться успеха в следующем году.

Мульти-религиозность делает китайскую культуру более терпимой к другим, т.к. религия Китая – это сформированные в течение многих веков и династий, убеждения, ввезенные в различное время в Китай.

Просмотры: 212

Основными религиями верующих китайцев принято считать буддизм, даосизм и конфуцианство. На более ранних этапах можно отметить культ Шан-ди и культ Неба.

Рассмотрим их в порядке возникновения. Культ Шан-Ди – типичная рання политеистическая форма религии. Шан-ди – верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, предок-тотем, который должен был заботиться о благосостоянии своего народа (из-за этого все последующие религии основывались на культе предков и опирались на традицию). С его помощью обеспечивались единство и преемственность рода, усиливалось рациональное начало (не раствориться в абсолюте, а научиться достойно жить в соответствии с принятой нормой, ценя саму жизнь, а не ради грядущего спасения, обретения блаженства в другом мире). В эпоху династии Чжоу культ Шан-ди слился с культом Неба, где китайский правитель стал сыном неба, а его страна – Поднебесной. Китайцы считали, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Добродетель при этом – это следование законам Неба. Человек не должен вмешиваться в гармонию природы, нарушать естественный установленный порядок.

Даосизм – возник во 2-ом веке нашей эры. Основное каноническое произведение – трактат “Лао-Цзы”. В начале 5-ого века разработана теология и ритуал, до 10-го века пользаволся особым покровительством государственной власти. Сохранился в основном как синкретическая народная религия, впитавшая элементы конфуцианства и буддизма. Основная цель даосистов – достижение долголетия с помощью ряда методов (диета, физ.упражнения и пр.), то есть познание дао, сливание с ним. Основное понятие – дао , и как первопричина вселенной, ее закономерность, и как целостность жизни, и как недоступный человеку, укорененный в вечности путь. Нравственный идеал – отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, которое позволяет ему погрузиться в общение с божественным Дао.

Конфуцианство – этико-политическое и религиозное учение (философия морали, облеченная в религиозную форму). Основы заложены в 6-ом веке до н.э. Конфуцием. Объявило власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низких (“благородных людей” и “маленьких людишек”) – всеобщим законом справедливости. Основное содержание учения составляют пять великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка и совместной жизни людей:

  • 1) мудрость;
  • 2) гуманность;
  • 3) верность;
  • 4) почитание страших;
  • 5) мужество.

Личность не для себя, а для общества! Конфуций был убежден, что человек по природе своей более склонен к добру, чем ко злу и надеялся на эффективность нравственной проповеди.

Со 2-го в. до н.э. по 1913 год являлось официальной государственной идеологией



 

Возможно, будет полезно почитать: